16
17
18
19
20
21
22
23
24
автомобили главная темаЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МАСЛА ХХХХХХХХХХХХХЭНЕРГЕТИКИДЕНИС БОРОВИЦКИЙ редактор журнала «РейсЭнергосберегающие масла: реальность или миф? Какую реальную экономию дают энергосберегающие продукты и почему до сих пор нет единой методики определения энергосберегающих свойств моторных масел? На всех ли машинах энергосберегающее масло дает экономический эффект? Сегодня специалисты ведущих фирм-производителей дадут ответы на эти и многие другие вопросыПеревозчик – человек осторожный: сколько бы менеджер по продажам не убеждал его купить энергосберегающее масло, предпочитает приобрести проверенный на собственном парке машин продукт. Техника – кормилица, и рисковать ей рачительный хозяин не станет. В то же время бизнесмены считают деньги очень ревностно, и если расходы на топливо, которые в России составляют львиную долю всех затрат на перевозку, можно сократить, то это непременно будет сделано. Тем более что выход экономики из кризиса идет неспешно, производство набирает обороты медленно, следовательно, рост заказов на перевозку по-прежнему невелик, и за каждый подряд приходится бороться, в том числе предлагая более привлекательную цену на услуги. А снизить прайс можно, прежде всего, уменьшив собственные расходы, большая часть которых, как мы указали выше, – топливо.РЕЙС НОЯБРЬ 2010За прошедшие с нашей последней публикации, посвященной энергосберегающим маслам (см. «Энергетический коктейль» в №4-2007 г.), три года на российском рынке появились новые энергосберегающие продукты, а перевозчики освежили парк техники, и, следовательно, появился повод вернуться к теме энергосберегающих масел, чтобы рассмотреть ее не просто более глубоко, а с учетом требований дня сегодняшнего. А день сегодняшний это сильное обострение конкуренции как со стороны перевозчиков, так и со стороны производителей автомобильной техники и масел. Сегодня мы не просто поговорим об энергосберегающих маслах нового поколения и за счет чего происходит экономия топлива, но и «на пальцах» раскроем механизм работы энергосберегающего масла. Разберемся, почему до сих пор масла для тяжелых дизелей не имеют единой маркировки, указывающей на то, что продукт является энергосберегающим. Четко ответим на вопрос, являются ли со-временные, полностью синтетические масла энергосберегающими, и поднимем тему, почему перевозчики, которые рассчитывали получить какой-либо заметный эффект от применения «энергетиков», зачастую так и не смогли подсчитать реальную экономию. Также разберемся, стоит ли доверять рекламным обещаниям экономии топлива пять и более процентов только при использовании одного моторного масла или же нужно ориентироваться на более скромные цифры? Естественно, все это сопроводим четкими указаниями – при каких условиях и на каких двигателях (экологический стандарт, степень износа) достигается максимальная экономия топлива при использовании энергосберегающих продуктов. Самая ценная информация – из первых рук. Учитывая это, мы адресовали вопросы нашим экспертам, представителям компаний-производителей смазочных материалов, в активе которых есть энергосберегающие продукты.16 ХХХХХХХХХХХХХНАМКЬЮ ХАН менеджер департамента разработок компании SK Lubricants (производитель смазочных материалов ZIC) ИЛЬЯ ХОЛОДНОВ брендменеджер торговой марки ZICРезерв экономииИсторически смазочные материалы, разрабатываемые для двигателей больших рабочих объемов, должны были, в первую очередь, обеспечивать долговечность и максимальную защиту от износа силовых агрегатов, не допускать образования высокотемпературных отложений, стойко сопротивляться окислению, то есть иметь запас прочности, а также обеспечивать минимальный расход масла на угар. Затем акцент сместился на увеличение интервала замены масла – продление срока его службы, а также уменьшение вредных выбросов в атмосферу. А после эмбарго на поставки нефти 1973-го года резко возросло значение экономии топлива на автомобильном транспорте, в связи с чем большие усилия разработчиков смазочных материалов были потрачены на создание энергосберегающих масел, особенно моторных для легковых автомобилей. К сожалению, созданию энергосберегающих продуктов для тяжелых дизельных двигателей уделялось недостаточно внимания. Владельцы коммерческой техники и тяжелых транспортных средств были вынуждены довольствоваться маслами, не имеющими ярко выраженных энергосберегающих свойств. В настоящее время цена на сырую нефть по-прежнему высока, и необходимость снижения затрат на топли-Зависимость вязкости масла от температурыВысокий индекс вязкостиУвеличение вязкостиКонтрольная точкаУвеличение температурыИзменение вязкостиНизкий индекс вязкостиИзменение вязкостиНОЯБРЬ 2010РЕЙС17 автомобили главная темаРаспределение механической энергии дизельного двигателяДизельное топливо 141 кВтЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МАСЛА ХХХХХХХХХХХХХПриведем следующие данные. При сгорании топлива в дизельном двигателе в механическую энергию преобразуется примерно 35% энергии топлива, часть которой идет на преодоление сил трения в ДВС, и привод вспомогательных агрегатов, а оставшаяся – собственно, на выполнение полезной работы. Следовательно, чтобы снизить расход топлива, необходимо снизить потери на трение в самом двигателе. Применив энергосберегающее масло, можно сократить потери на трение, прежде всего, в подшипниках коленчатого вала, клапанном механизме и цилиндропоршневой группе. В первом случае снизить потери на трение можно, применив масла малой вязкости: чем меньше вязкость, тем меньше потери на трение в подшипниках. Однако снижать вязкость масла бесконечно нельзя, так как в определенный момент масляная пленка разрушится, и поверхности, которые она разделяла, войдут в контакт, что вызовет лавинообразный износ и разрушение подшипникового узла. Именно поэтому производители автомобильных двигателей строго оговаривают параметры вязкости моторных масел для каждого конкретного двигателя исходя из его конструктивных особенностей и мощности. В настоящее время наибоМеханические потери бензинового двигателя легкового авто и дизельного мотора большого рабочего объема Легковой автомобиль Грузовой автомобиль37 4540 55 533%18Система охлаждения 32% 35% Система выпускаПоршневая группа Клапанный механизм Подшипники49 кВт Механическая работаво играет для перевозчика важную роль. Ситуацию подогревают различные положения и нормативные акты о сокращении выбросов СО2 – например, Киотский протокол. Одним из путей решения данной задачи является использование в дизелях коммерческой техники моторных масел с ярко выраженными энергосберегающими свойствами.Снижаем потериАнализ данных о транспортных расходах британских перевозчиков свидетельствует, что затраты на топливо составляют около 30% от общих эксплуатационных расходов. Таким образом, применение топливосберегающих смазочных материалов как в двигателе, так и в трансмиссии дает возможность уменьшить расход горючего. Насколько?лее популярными классами вязкости масел для тяжелых дизельных двигателей являются 15W-40 и 10W-40. С точки зрения экономии топлива масло вязкостью 10W-40 лучше, чем 15W-40, так как при низких температурах обладает меньшей вязкостью и, следовательно, требует меньших затрат энергии на преодоление трения. Таким образом, энергосберегающее масло будет иметь индекс вязкости 10W-40. В отличие от подшипниковых узлов, снижение потерь на трение в клапанном механизме в большей степени зависит от характеристики соответствующих присадок. Дело в том, что условия смазки, особенно такого сопряжения как кулачок распредвала и толкатель, очень жесткие, и из-за высоких нагрузок масляная пленка разрушается, а контактные поверхности разделяет тонкий слой присадок.Распределение энергии топлива в среднетоннажном автомобилеХолостой ход 0.90 Вспомог. устройства 0.17 Аэродинамические 0.21 Сопротивление качению 0.34 КинетическиеДля уменьшения трения в клапанном механизме в масла вводят специальную присадку – «модификатор трения». Однако ее эффект в большей мере проявляется в маслах, работающих в двигателях легковых автомобилей, так как в сравнении с ними доля потерь на трение в клапанном механизме дизелей большого объема значительно меньше, что наглядно демонстрирует диаграмма распределения механических потерь в двигателях. Поскольку условия смазки в цилиндропоршневой группе по мере движения поршня от верхней до нижней мертвой точки меняются от «мягких» до «жестких» (комбинация условий смазывания подшипника и клапанного механизма), на снижение потерь от трения окажет влияние как уменьшение вязкости масла, так и использование в пакете присадок модификатора трения. Как видим, ключевыми отличиями энергосберегающих моторных масел являются характеристики их вязкости и наличие модификатора трения.8.29Двигатель1.25Трансмиссия1.00Вязкость и индекс вязкостиЧтобы показать, как влияет вязкость масла на экономию топлива, приведем графическую зависимость изменения вязкости от температуры. Возьмем два мас-Потери в двигателе 5.97Потери в транс-ии 0.25Торможение 0.4518РЕЙС НОЯБРЬ 2010 ХХХХХХХХХХХХХЗатраты на перевозку (Великобритания)10 13 2 862932Амортизация Запчасти и ремонт Прочие расходы Страхование Лицензирование Шины Топливо Распределение потерь от трения18 5 47 30Подшипники Клапанный механизм Навесное и вспомогательное оборудование Поршневые кольцала, «зеленое» и «красное», и предположим, что они имеют одинаковую вязкость в заданной точке. Параметр вязкости определен производителем двигателя, и при нем гарантируется максимальная защита двигателя от износа. Идеальным маслом было бы то, которое независимо от температуры имело стабильный показатель вязкости. Увы, такого продукта в природе нет, и вязкость масла изменяется в зависимости от его температуры. Явление это характеризует индекс вязкости масла. Чем меньше с изменением температуры меняется вязкость масла, тем выше у него индекс вязкости. Обратите внимание, что вязкость и индекс вязкости – понятия разные. На графике вязкость «зеленого» масла с изменением температуры меняется не так сильно, как вязкость «красного» мас-ла. Мы можем заключить, что у «зеленого» масла индекс вязкости выше, чем у «красного». Вязкости «зеленого» и «красного» масел в контрольной точке равны, таким образом, и способности каждого из масел защищать детали от износа в этот момент также одинаковы. При более низкой температуре «зеленое» масло имеет меньшую вязкость, чем «красное», что в результате приводит к меньшим потерям на трение. Другими словами, масло с высоким индексом вязкости имеет лучшие характеристики топливной экономичности. Производство моторных масел с высоким индексом вязкости является одним из приоритетов компании SK Lubricants. Мы называем это «технология VHVI» (очень высокий индекс вязкости), по которой и производим моторные масла ZIC. Обычно масло вязкостью 10W/40 имеет более высокий индекс вязкости, чем 15W/40. Таким образом, мы можем сделать вывод, что 10W/40 – хороший выбор для экономии топлива. Поэтому и количество производителей двигателей для тяжелой техники, рекомендующих масла класса вязкости 10W/40, неуклонно растет. ZIC не является исключением, мы предлагаем как синтетические (ZIC XQ 5000 10W/40), так и полусинтетические (ZIC 5000 10W/40) масла очень высокого индекса вязкости для экономии топлива и заботы о вашем двигателе.Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей легковушек отличаются от энергосберегающих продуктов, предназначенных для мощных дизелейНОЯБРЬ 2010 РЕЙС 19 автомобили главная темаЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МАСЛА ХХХХХХХХХХХХХТочка отсчетаИЛЬЯ МАРТЫНЕНКО руководитель отдела масел для коммерческой техники ООО «Мобил Ойл Лубрикантс»Как это ни печально, но до сих пор общей для всех масленщиков нормативной базы (ГОСТов), которая бы регламентировала наличие у масла группы «С» (Commercial) энергосберегающих свойств, увы, нет. Каждый производитель ориентируется на результаты собственных исследований, произведенных по своей, оригинальной методике испытаний. Но, простите, так можно ради гонки за увеличением продаж наделять масла самыми уникальными свойствами. И потом, самое железобетонное подтверждение энергосберегающих свойств масла с точки зрения перевозчиков дают не лабораторные, а натурные испытания, которые проводятся в реальных условиях эксплуатации, а здесь уже на результат оказывают влияние масса сторонних факторов. Одной лишь заменой менее опытного водителя более опытным можно получить экономию топлива, не сравнимую ни с какими, даже самыми смелыми обещаниями производителя масла. Так что же, выходит, что все обещания масленщиков снизить расход топлива путем применения энергосберегающих масел – миф?! Как практик утверждаю: получить экономию вполне возможно, но гораздо меньшую, чем обещают рекламные проспекты и только при строго определенных условиях. В первую очередь, озвучу цифры: реальная экономия топлива при использовании энергосберегающих моторных масел последнего поколения в пределах 0,5-2,5%. А прокоммен-тирую данный разброс следующим образом. Первая цифра отражает экономию топлива при отработке масла в двигателе более 3/4 своего ресурса, а второй ориентир дан для идеальных условий эксплуатации: свежее масло, исправный автомобиль, хорошая дорога, опытный водитель. То есть в реальной жизни перевозчик должен ориентироваться на экономию топлива в один, максимум полтора процента. Несмотря на малые цифры, экономия получается существенной. Так, при расходе топлива 40 литров на 100 км пути выигрыш от применения энергосберегающего масла составит 0,40 литра (1%), а в самом худшем случае 0,2 литра (0,5%). Чтобы цифры стали привлекательными для глаза и кармана, умножьте их на число машин в парке и соотнесите с суммарным месячным пробегом всех автомобилей. Однако чтобы получить, ощутить, зафиксировать экономию в конкретных цифрах, литрах, рублях, километрах, необходимо иметь точку отсчета. То есть я опять возвращаюсь к тому, что у нас, масленщиков, до сих пор нет единой методики определения энергосберегающих свойств масел, предназначенных для коммерческой техники. А это говорит о том, что определить, насколько масло обладает энергосберегающими свойствами, очень сложно: непонятно, как оценивать эти свойства и чтоМалозольные моторные масла уменьшают засорение сажевого фильтраЭнергосберегающие масла, несмотря на современную основу и пакет присадок, не являются продуктами с удлиненными интервалами замены. Их замена должна проводиться строго по регламенту технического обслуживаниябрать за точку отсчета. Что касается реальных, натурных, испытаний, проводящихся не в лабораториях, а на работающих на линии машинах, то опять-таки нужно задать вопрос: что служило точкой отсчета при оценке экономии? Например, если раньше перевозчик заливал в моторы масла устаревших классов качества, а теперь решил перейти на современный продукт, имеющий лучший индекс вязкости, то он уже априори получит экономию как по расходу топлива, так и по ресурсу силовых агрегатов. И это без применения каких-либо волшебных присадок в масла, которые снижают трение. Кстати, как практик я не верю во все эти чудодейственные препараты, снижающие трение, и прямо заявляю: энергосберегающее масло это тонковзвешенный пакет присадок, созданный под конкретную основу: минеральную, полусинтетическую или полностью синтетическую. Если бы все проблемы решались «зельем из флакона», то производство масла можно было бы наладить в сарае, размешивая компоненты в бочке совковой лопатой. Итак, перевозчик должен знать, что поскольку у производителей масел для коммерческой техники20РЕЙС НОЯБРЬ 2010 ХХХХХХХХХХХХХСовременные методы обработки деталей цилиндропоршневой группы существенно сокращают потери на трениеВ старых, изношенных дизельных двигателях энергосберегающее масло не даст ожидаемого экономического эффекта, поэтому его применение будет неоправданнымкакую-либо экономию топлива при использовании данного масла в дизелях коммерческих автомобилей. Именно в дизелях (!), так как газовые и бензиновые моторы в коммерческой технике пока в абсолютном меньшинстве. Двигатель коммерческого автомобиля на ближайшие годы – дизель. Идем дальше. Принято считать, что энергосберегающее масло это самый совершенный продукт, который не только экономит топливо, но и обладает продолжительным сроком службы. Увы, это заблуждение. Энергосберегающие масла не имеют более продолжительного срока службы, как, скажем, продукты, имеющие маркировку long live. Свойство долго работать, а попросту сопротивляться окислению, закладывается как пакетомнет единого для всех стандарта, который бы регламентировал характеристики, свойства и качества энергосберегающих масел, говорить о том, что тот или иной продукт обладает способностью снизить расход топлива, нельзя. При этом замечу, что для масел, предназначенных для двигателей легковых автомобилей, общая методика определения энергосберегающих свойств существует, но беда в том, что двигатели легкового и грузового автомобилейразные, и не только по размеру, весу, рабочему объему и потребляемому топливу, а по режиму работы, нагрузке, ресурсу, конструкции, распределению механических и тепловых потерь. А именно их оптимизация и дает возможность экономить горючее. То есть «бублик», выделяющий энергосберегающее моторное масло, разработанное для двигателей легковых автомобиле – как бензиновых так и дизельных, не гарантирует того, что вы получитеНОЯБРЬ 2010РЕЙС21 автомобили главная темаЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МАСЛА ХХХХХХХХХХХХХСнижение трения в клапанном механизме обеспечивается за счет особых присадок Режимы работы смазочного материала в цилиндропоршневой группе меняются от мягких до жесткихприсадок, основой базового масла, так и технологией их блендинга (смешивания). То есть говорить о том, что благодаря особой формуле пакета присадок, подготовленной по уникальной технологии основы, энергосберегающее масло служит дольше своих аналогов (по классу качества, типу основы, параметрам вязкости), нельзя. Если масло разрабатывалось для долгой работы, то не факт, что оно обладает энергосберегающими свойствами, даже если его вязкость допускает такое предположение. Напомню, что энергосберегающее масло изготавливается более жидким, чтобы уменьшить потери на внутреннее трение. Но также достоверно известно, что жидкое масло имеет более низкую несущую способность и, соответственно, более склонно к образованию смешанного и граничного режимов трения, которые приводят к интенсивному изнашиванию сопрягаемых деталей. Именно поэтому жидкое масло нельзя лить в изношенный дизель. У мотора с большим пробегом зазоры в сопряжениях увеличены, и ему необходимо более густое масло! То есть если в вашем парке старая техника, то об энергосберегающих продуктах забудьте. Не стоит применять энергосберегающие (жидкие) масла и в конструктивно старых силовых агрегатах, даже если их техническое состояние не вызывает нареканий. Поскольку по дорогам России бегает масса устаревшей как морально, так и физически техники, то заострим на этом факте внимание. Еще раз подчеркну: концепция энергосберегающего масла – пройти по грани между защитой двигателя и попыткой сберечь топливо. Поэтому для конструктивно старых моторов, у которых сопряжения име22 РЕЙС НОЯБРЬ 2010ют большие допуски (!), нужны более вязкие масла, которые гарантированно создадут масляный клин в подшипниках коленчатого вала и разделят поршень с гильзой. Современные моторы изготавливаются с иными, более узкими допусками, обработка их деталей чище, отчасти именно поэтому эти силовые агрегаты не требуют обкатки. Поскольку точность изготовления деталей современных моторов высока, то жидкие масла создают в парах трения требуемые условия смазки, и возможность пройти по грани, не допустив износа сопрягаемых поверхностей и получив реальное снижение расхода мощности на трение, существует, а значит, и ощутить энергосберегающий эффект становится вполне реально. Пришло время ответить на конкретный вопрос: на какой технике можно получить реальную экономию топлива при использовании энергосберегающих масел? Это, прежде всего, силовые агрегаты, выполняющие нормы Евро-4 и Евро-5. Однако если мотор отвечает экологическому стандарту Евро-3, но при этом изготовлен по современным (!) технологиям, то есть по тем, что реализованы при производстве силовых агрегатов Евро-4 и Евро-5, то и такой дизель, заправленный энергосберегающим маслом, позволит снизить расход топлива на один-два процента. Общая же рекомендация к применению энергосберегающих масел выглядит так.Реальная экономия топлива при использовании энергосберегающих моторных масел составляет от одного до двух процентовДанный вид масел для достижения ощутимой экономии топлива следует применять в моторах не старше трех лет, которые соответствуют экологическому классу не ниже Евро-4. Поскольку моторное масло имеет ограниченный срок службы, то логично предположить, что и его энергосберегающие свойства будут со временем меняться. В процессе работы масло окисляется, вырастает его вязкость, а следовательно, снижаются энергосберегающие свойства. Что касается присадок, то они к концу срока службы масла также срабатываются, но их влияние на экономию топлива не столь велико, так как производитель смазки закладывает некий запас прочности по присадкам. Именно повышением вязкости основы масла к концу срока его службы и объясняется указанная цифра экономии топлива 0,5%, в то время как свежее масло дает возможность сократить расход топлива на 2-2,5%. Несмотря на то, что полномасштабных (подчеркну это особо) испытаний энергосберегающих масел наша компания, как, впрочем, и другие производители смазочных материалов, не проводила, тем более что, как указано выше, до сих пор нет единой для этого методики, я соглашусь с мнением и выводами моего коллеги Николая Островкого, которые он высказал в материале, посвященном энергосберегающим маслам (см. «Рейс» №4-2007 г.). Он привел пример испытания такого продукта (Mobil Delvac 1 SHC 5W40) на междугородних автобусах MB 0303, принадлежащих Межрайонному филиалу №2 ГУП Мострансавто г. Коломна. По заключению экспертов, экономия топлива по сравнению с традиционным минеральным маслом 15W-40 составила 1,1-1,7%. ХХХХХХХХХХХХХКомплексный подходАЛЕКСАНДР ЛИХОЛИТОВ технический эксперт компании Shell NeftСовременное моторное масло – продукт высоких технологий, где эффект энергосбережения стоит не на последнем месте наряду с основными эксплуатационными характеристиками. Поэтому при разработке рецептуры продукта используют комплексный подход для достижения максимального эффекта. Экономии топлива при работе на энергосберегающих маслах можно достичь путем снижения потерь на трение: между деталями цилиндропоршневой группы (тонкая, но чрезвычайно прочная масляная пленка между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра способна выдержать высокие давления и температуры), в подшипниках коленчатого вала(маловязкое масло в масляном зазоре), в механизме газораспределения (специально разработанные модификаторы трения из противоизносного комплекса присадок). Таким образом, в рецептуре современного моторного масла для тяжело нагруженных дизельных двигателей потери на трение уменьшают с помощью снижения вязкости масла в допустимыхМаксимальную экономию топлива от применения энергосберегающих масел можно получить, заливая эти продукты как в двигатель, так и в трансмиссию автомобиляпределах (всесезонные масла SAE 10W-40, 5W-30) с использованием загущающих макрополимерных присадок, устойчивых к сдвиговым нагрузкам, введения в состав масла модификаторов трения и специального подбора высокоэффективных моющедиспергирующих присадок. Если первые перечисленные способы довольно ясны, то как могут повлиять на экономию топлива моюще-диспергирующие присадки? Их действие «раскрывается» не сразу, а только при накоплении сажи в моторном масле по мере его наработки, которая способствует повышению вязкости масла, что увеличивает потери на преодоление сил трения и, в конечномНОЯБРЬ 2010РЕЙС23 автомобили главная темаЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МАСЛА ХХХХХХХХХХХХХработке экологичных моторных масел Shell Rimula с суффиксом «L» (Rimula R5 LM, Rimula R6 LM, Rimula R6 LME), что значит «Low-SAPS», то есть малозольное масло. «Low-SAPS» масла имеют пониженный уровень сульфатной золы, фосфора и серы, или, другими словами, меньше зольного остатка. Таким образом, при сгорании масла в цилиндрах двигателя меньше золы попадает в выпускную систему, что предотвращает засорение сажевых фильтров, которые сегодня устанавливаются на большинство грузовых автомобилей, соответствующих нормам токсичности выхлопа Евро-4 и Евро-5. Меньше золы в фильтре сажевых частиц – меньше противодавление в выхлопной системе – меньше расход топлива. Если приводить реальные примеры применения энергосберегающих масел, то стоит рассмотреть опыт крупной голландской компании Connexxion TSN, осуществляющей автобусные перевозки по стране. Тестирование проводилось на 28-ми автобусах Volvo 8700BLE с двигателями Volvo DH12D340 (Евро-3) и АКПП производства Voith. Автобусы совершали один и тот же комбинированный маршрут трасса–город в течение восьми месяцев. Показания по расходу топлива и пробегу снимались специальной электронной системой. В моторы и трансмиссию девятиНе стоит забывать, что помимо моторного масла на топливную экономичность влияют также дорожные условия, нагрузка на автомобиль, стиль вождения, собственно качество топлива и много других факторов. Если за рулем грузовика сидит новичок, не знакомый с приемами экономичного вождения автомобиля, то ожидать, что энергосберегающее масло совершит чудо и весомо снизит расход топлива, не стоитиз 28-ми автобусов были залиты полностью синтетические масла Rimula R6 ME 5W-30 вместо Rimula R4 15W40 и Spirax ASX 75W-90 вместо Spirax A 80W-90 соответственно. Документально зафиксированная средняя экономия топлива составила 2,5%. Также не стоит забывать, что кроме экономии топлива применение самых современных синтетических смазочных материалов позволит снизить издержки на обслуживание техники за счет увеличенных в два и более раз интервалов обслуживания.Противодавление выпускной системы автомобиля зависит не только от состояния сажевого фильтра, но и конструкции глушителя, а также геометрии трубопроводовсчете, расход топлива. Диспергирующие присадки удерживают частицы сажи в объеме масла в виде мелких частиц, предотвращая их срастание в крупные конгломераты и препятствуя тем самым загущению моторного масла. В линейке моторных масел Shell Rimula энергосберегающие масла обозначены суффиксом «E» (Energy). Наши исследования показывают, что при использовании таких масел (например, синтетических масел Shell Rimula R6 ME, Rimula R6 LME) экономия топлива может составлять до 2,5% по сравнению с обычными минеральными маслами вязкостью SAE 15W-40. Не стоит забывать, что помимо моторного масла на топливную экономичность влияют также дорожные условия, нагрузка на автомобиль, стиль вождения, собственно качество топлива и много других факторов. Со стороны только смазочных материалов за счет применения сочетания качественных синтетических масел для двигателя, коробки передач и мостов можно обеспечить экономию топлива до 5% в сравнении с обычными минеральными маслами даже в тяжелых условиях эксплуатации. Также интересный эффект экономии топлива мы обнаружили при раз24 РЕЙС НОЯБРЬ 2010Выводы1 Энергосберегающие свойства моторных масел определяются, главным образом, вязкостью масла (обычно маловязкие SAE 5W-30, 10W-30 и др.), а также используемым пакетом присадок, где наибольшее влияние оказывают вязкостнотемпературные, обеспечивающие высокий индекс вязкости и постоянство вязкостных характеристик в широком диапазоне температур, и противоизносные присадки, модификаторы трения. 2 Природа базового масла – нефтяное (минеральное), синтетическое, их сочетания – не имеет существенного значения. Так, минеральное масло класса вязкости SAE 10W-30 может обладать лучшими энергосберегающими свойствами, чем полусинтетическое того же класса. 3 На энергосберегающий эффект оказывают влияние конструктивные особенности и состояние двигателя, условия его эксплуатации, человеческий фактор. 4 Помимо экономии топлива применение современных, энергосберегающих, синтетических смазочных материалов позволит снизить затраты на обслуживание техники и увеличить интервалы обслуживания. 5 Малозольное энергосберегающее масло меньше загрязняет сажевый фильтр и не создает предпосылок увеличения противодавления выпускной системы, что также уменьшает расход топлива. 6 Энергосберегающие масла имеют не такой продолжительный срок службы, как продукты класса long live. 7 Свежее энергосберегающее масло дает максимальный эффект экономии 1,5-2,5%. К концу срока службы показатель снижается до 0,5%.