30
31
32
33
34
35
36
37
38
автомобилиВЫСТАВКАВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙВ конце сентября в Ганновере состоялась главная европейская выставка коммерческих автомобилей. Представляем наиболее яркие новинки экспозиции грузовиков – познакомимся с основными тенденциями в развитии их конструкции и находками дизайнеровВпоследние 20 лет в Европе традиционно чередуются две основные выставки коммерческого транспорта: ганноверская IAA с проходящей в Амстердаме RAI, которую, в свою очередь, дополняют автобусной экспозицией BusWorld в бельгийском Кортрейке. В прошлом году выставку в Амстердаме отменили из-за кризиса – таким образом, у производителей оказался целый год в запасе на подготовку очередных новинок, на дальнейшее совершенствование европейских грузовиков. Оно и понятно – прогресс на месте не стоит. В этом году походить по стендам было интересно не только журналистам, но и самим «фирмачам» – они порой забывали снять свой бэйджик, знакомясь с экспозицией конкурен30 РЕЙС НОЯБРЬ 2010тов. Спору нет – любопытно посмотреть, что успели сделать за два года другие конструкторы и технологи. Причем представителей лидирующих на рынке европейских компаний можно было увидеть на стендах «китайцев» или «турок»: вдруг у тех кроме низкой цены на грузовики есть еще какая-нибудь фантастическая премьера? Конечно, каких-то невообразимых сюрпризов в расстановке сил у производителей грузовиков или автомобильных новинок не было. В лидерах по-прежнему «большая семерка» европейских производителей, по алфавиту: DAF, Iveco, MAN, Mercedes, Renault Trucks, Scania, Volvo. Малотиражных и экзотических европроизводителей можно было увидеть только вне залов, и то не всех. Главные здесь – немцы.Огромные выставочные площади, занимаемые Daimler, MAN и Volkswagen, не позволяют в этом усомниться. Причем в бесспорных лидерах именно Mercedes-Benz. Не мудрено – в зале, который занимает продукция концерна, представлена вся гамма коммерческих автомобилей с трехлучевой звездой: от Vito грузоподъемностью 900 кг до четырехосных самосвалов и тягачей Actros полной массой 41 тонна, с дизелями мощностью до 653 лошадиных сил. Более 60-ти моделей и модификаций! И ведь не лукавят, не подсовывают для счета, к примеру, Gelandewagen без задних сидений с оргалитовой обивкой задней части салона. Все почестному: сказано nutzfahrzeuge – значит, на стендах будут действительно коммерческие автомобили. А чтобы показать масштаб своего присутствия в мире, скромно представили с дюжину японских Mitsubishi Canter Fuso в различных исполнениях. Кроме того, в коридор парадного входа закатили четыре гибридных грузовика, среди которых был и американский развоз-IAA 2010 IAA 2010ной Freightliner. А еще есть моторы Detroit Diesel, американские грузовики Western Star, вездеходы Unimog и автобусы Setra. Все это «одна семья», которая и зовется Daimler. Разве что КАМАЗа, нового компаньона немцев, здесь пока не было, но в следующем году должен появиться.Нашествие гибридовПо другому и не скажешь, они были представлены почти на каждом стенде. Если в 2006-2008 годах дизельэлектрические грузовики воспринимались как нечто экзотическое, и на выставке экспонировались только их муляжи, выкрашенные в зеленый цвет разных оттенков, то сейчас это реальные автомобили, полностью готовые к работе. Знаменательно, что именно гибридный Mercedes Atego стал победителем конкурса Truck of the year, опередив строительные грузовики Volvo FMX и магистральные Scania R-серии с V-образными двигателями. Казалось бы, как можно сравнивать развозной Atego с элитным супертягачом Scania R, оснащенным 730-сильным мотором… Однако если абстрагироваться от различий в их полной массе, мощности, назначении и деталях интерьера-экстерьера, и положить на чаши весов только инновации, то можно понять вердикт жюри. А еще надо дополнить конкретными сроками освоения их производства. Немцы утверждают, что Mercedes Atego Hybrid уже стоит на конвейере и продается, в отличие от гибридов ближайших конкурентов. Грузовик имеет полную массу 11 990 кг, что позволяет ему работать в городах Германии, в зоне действия запрещающих знаков для автомобилей с предельной массой 12 тонн. Четырехцилиндровый дизель мощностью 218 л. с./160 кВт, Евро-5/EEV дополнен электромотором переменного тока, выдающим 44 кВт. Между дизелем и 6-ступенчатой автоматизированной коробкой передач установлен электродвигатель с жидкостным охлаждением. Интересно, что он запускает и ДВС – работает как стартер. Еще и поэтому его легко было оснастить системой «стоп-старт» – это когда электроника почти на каждом светофоре глушит, а потом запускает двигатель. Аккумулятор литийионный – мощный и эффективный,Грузовиком 2011 года стал Mercedes Atego третьего поколения в исполнении Hybrid. Кроме электромотора и аккумуляторов, естественно, он оснащен дизелем уровня Евро-5 или EEV с системой нейтрализации AdBlue. Интересно, что первые гибридные автомобили в Европе появились 100 лет назад...заряжается не только от «розетки», но и при торможении за счет рекуперации энергии. Моторы могут работать как порознь, так и вместе. Расход солярки уменьшается на 10-20 процентов. Понятно, что дизель в основном будет трудится на магистралях, а электродви-Первый гибрид MAN произвел в 1983 году. В 2010 году новых MAN TGL12.220 Hybrid сделают несколько штукDAF LF45.160 Hybrid: 12 тонн, дизель Paccar FR EEV 4,5 литра, мощностью 160 л. с., 6-ступенчатая коробка-«робот» Eaton. АКБ массой 100 кг собрана из 96 литий-ионных элементов напряжением 3,4 вольтаНОЯБРЬ 2010РЕЙС31IAA 2010 автомобилиВЫСТАВКАIAA 2010Mitsubishi Fuso Zero Emission в чистом виде электромобиль, аккумуляторы стоят вместо дизеляFreightliner M2/106 Hybrid полной массой 14 968 кг. Дизель Cummins ISB 250 л. с. уровня EEV и электромотор Eaton мощностью 75 л. с.Iveco EuroCargo Hybrid оснащен дизелем 170 л. с. уровня EEV. Расход солярки меньше на 17%гатель – на городских улицах, причем его мощности вполне хватит даже для езды в московских пробках. Разработкой и производством оборудования для гибридных силовых установок на Западе занимаются не только такие известнейшие корпорации, как Eaton или Siemens, но и срав-С нулевым выхлопом делают разномарочные «каблуки». Здесь их парковали у таких «розеток»нительно небольшие компании. К примеру, германская Heinzmann оснащает гибридным приводом автомобили, тракторы, экскаваторы с любыми двигателями: дизельными, бензиновыми, газовыми. Электромотор может быть установлен и на модернизированную российскую «ГАЗель» с дизелем Cummins. При этом длина силового агрегата увеличивается всего на 80 миллиметров. Еще одна тенденция – оснащение фактически серийных автомобилей только электромоторами, без ДВС. Делается это ради нулевой эмиссии, и знакомое россиянам слово «электрокар» вновь обретает свое первоначальное значение. Абсолютно экологически чистые автомобили ориентированы на развоз товаров и обслуживание туристов в городах или курортных зонах. Поэтому средимагистральных грузовиков и самосвалов исполнение Z.E. (Zero Emission) не встречается, только на различных «каблуках», панельных фургонах, легких бортовых грузовиках, микроавтобусах. Однако напомним, что в прошлом году на бельгийской выставке BusWorld китайская компания Ankai представила свой туристический 12-метровый автобус на электротяге. Скорость движения – 80 км/ч, запас хода – 200 километров. Одними из первых в мире, почти 20 лет назад, начали применять гибридный привод японцы. За это время накопили немалый опыт и теперь легко переходят на выпуск электромобилей. Дебютировавший на IAA-2010 Mitsubishi Canter Fuso в исполнении Zero Emission, или как называют свои электрокары специалисты Mercedes – E-CELL,Один из самых крупных «каблуков», Ford Transit Connect, тоже оборудован электромоторомГибриды представили и почти все производители автобусов. Об автобусах IAA читайте в «Рейсе» №1232РЕЙС НОЯБРЬ 2010 IAA 2010Победителем конкурса прошлого года были магистральные грузовики Scania обновленной R-серииФлагманский V-8 Scania DC 16 21 развивает рекордные 730 л. с. и момент 3500 Н.м.буквально обвешан аккумуляторными батареями: под рамой, а также под кабиной вместо привычного дизеля. Электромотор мощностью 95 л. с./70 кВт и моментом 300 Н.м установлен на месте коробки передач, от него идет кардан к ведущему заднему мосту. Схема давно знакомая по троллейбусам. Напряжение, получаемое электродвигателем от аккумуляторов через инвертер, составляет 380 Вольт, запас хода «по топливу» 120 километров, максимальная скорость 80 км/ч. Вполне приемлемые характеристики для развозного грузовика грузоподъемностью 3,5 тонны.Евро-5 и ЕЕV, EGR и AdBlue, NGT,LPG, LNG и СNG…Европейские инженеры непрестанно совершенствуют и двигатели внутреннего сгорания. Всем производителяммоторов оказались по силам не только нормы Евро-5, но и более жесткие EEV. Напомним, что на уровне Евро3 и особенно Евро-4 в дополнение к электронноуправляемым топливным системам с высоким давлением распыла топлива еще шла борьба между применением рециркуляции отработавших газов EGR и нейтрализацией водным раствором мочевины AdBlue – SCR. Теперь же стало абсолютно ясно, что рециркуляция бессильна обеспечить уровень Евро-5 и тем более EEV. Победила технология SCR с AdBlue (у Mercedes она называется BlueTec), пришедшая на автомобили с тепловых электростанций и огромных судовых двигателей. Даже Scania и MAN, долгое время отказывавшиеся от применения мочевины, для достижения уровня Евро-5 все же были вынуждены установить на свои авто-мобили дополнительные резервуары с синей крышкой. Правда, возможно и сочетание EGR с SCR. Теперь конкуренция идет в несколько ином направлении – применять или нет сажевые фильтры, во всяком случае, при нормах EEV их приходится использовать почти всем производителям. Почти у всехНовый Zetros 27330 выставлен с широченным 7-метровым плужком. А благодаря шестидиапазонному «автомату» Allison серии «3000», он стал еще более проходимым и легким в управленииВ отличие от уже существующих коробок-«автоматов» ZF As-Tronic перспективная немецкая коробка«робот» может почти свести на нет разрыв потока мощности при переключении передачНОЯБРЬ 2010РЕЙС33IAA 2010 автомобилиВЫСТАВКАIAA 2010У Magnum высота от пола более 2-х метров, в базовой комплектации коробка-«автомат»Premium Optifuel с дизелем DXi11 мощностью 460 л. с., с роботизированной КП экономичнее на 6,4 %Без «китайцев» выставка не обошлась. На CAMC ставят дизели Hino, Iveco Cursor или MitsubishiБразильские Volkswagen Worker и Constellation выставлялись на огромном стенде MANна газ. Теперь природный газ все серьезнее рассматривается как наиболее перспективная альтернатива нефтяному топливу. И не только из-за вдвоевтрое меньшей цены, но и с точки зрения экологии: при сжигании метана выделяется на 30-50% меньше СО и приблизительно на 40% меньше оксида азота, чем при сжигании нефтепродуктов. Такой результат может быть полезен для достижения перспективных, еще более жестких требований к токсичности отработавших газов двигателей автомобилей. Кроме того, получить метан можно из биогаза, который собирается даже от (пардон!) гниющих бытовых отходов, а это уже возобновляемое топливо. Интересно, что в Европе проснулся интерес к газодизельному циклу. Это тот случай, когда новое – хорошо забытое старое. Помните, в середине 80-х годов были КАМАЗы с батареей красных «кислородных» баллонов под кузовом? Теперь к идее подачи в цилиндры дизеля воздушно-метановой смеси ивоспламенения ее мизерной порцией солярки возвращаются ведущие производители двигателей. Только на новом витке спирали эволюции ДВС… Электроника позволяет более четко дозировать подачу метана и дизтоплива, газ подается прямо в цилиндры и там смешивается с воздухом. Кроме того, используют сжиженный газ вместо сжатого, а в солярку добавляют до 20% рапсового масла или другого «биодизельного» топлива. Да что там гибриды, электромобили, газодизельный цикл – коммерческие автомобили «приучили» к алкоголю! Здесь в лидерах Scania. Шведы уже около 20 лет эксплуатируют в своих крупных городах городские автобусы, работающие на бензоспиртовой смеси и этаноле. Теперь в «алкогольную зависимость» ввергли и развозные среднетоннажники. Идет борьба и за звание самого мощного грузовика. Этим летом состоялись тест-драйвы Scania R-серии с V-образной «восьмеркой» объемом 16,4 литракомпаний обязательно есть двигатели малого, среднего, а теперь и большого литража, работающие на газе: на LPG – сжиженном пропан-бутане, на CNG – сжатом природном газе метане и на LNG – сжиженном метане. Причем электроника, управляющая подачей газа, не только легко обеспечивает уровень токсичности Евро-5 и EEV, но и при этом не допускает потерю мощности двигателя, обычно свойственную при переводе двигателя с бензина34 РЕЙС НОЯБРЬ 2010Голландский DAF XF105 с двигателем мощностью 460 л. с. с нормами токсичности EEV – один из самых продаваемых седельных тягачей в Европе IAA 2010Пятиосный седельный тягач MAN TGX 10x4 с двигателем V8 мощностью 680 л. с. рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой до 250 т. Дополнительная ось позволяет увеличить нагрузку на седло до 35 тоннКриогенный резервуар под сжиженный метан – высокотехнологичная конструкцияи мощностью 730 л. с. Конечно же, на стенде шведов этот тягач и дизель были гвоздем экспозиции. Ближайшие конкуренты пока притихли – «собирают лошадиные силы» для очередного рывка. Сегодня расклад такой: Volvo имеет 700-сильный мотор, Mercedes, похоже, притормозил с участием в этом первенстве – по сей день довольствуется настройкой мощности в 653 л. с. и MAN почему-то тоже затих на 680 силах. Кроме того, есть немецкая моторостроительная компания Deutz, которая выпускает подобные дизели мощностью 720 л. с., но не сертифицирует их для использования на грузовиках, а применяет только в качестве силовых промышленных установок. Другая знаковая новинка – появление механических роботизированных коробок передач с двумя сцеплениями типа шестиступенчатой Volkswagen DSG, в которой передачи «поделены» на четные и нечетные. Но теперь такие коробки начинают делать длябольшегрузных коммерческих автомобилей полной массой до 60 тонн, они специально созданы для работы с двигателями, развивающими крутящий момент до 3000 Н.м. Такая коробка впервые демонстрировалась на стенде ZF. Она выполнена по модульному принципу: впереди могут устанавливаться блок с однодисковым сцеплением, гибридный модуль, двухдисковое сцепление и гидротрансформатор. В случае применения двухдискового модуля высшие передачи переключаются без разрыва потока мощности, что необходимо для тягачей или туристических автобусов с экономичными ведущими мостами, имеющими малое передаточное отношение. Благодаря быстродействию переключения и практически полному отсутствию прерывания подачи момента от двигателя на ведущие колеса, такие «роботы» будут хороши для тягачей в гористой местности, для самосвалов – на бездорожье и автобусов – в городе. Так что к следую-щей вставке в Ганновере эти коробки можно будет увидеть на грузовиках и автобусах DAF, Iveco, MAN, Mercedes и Renault. Вообще в Европе электронноуправляемые коробки уже перестали быть в числе опций, их теперь устанавливают в базовом оснащении на большинство тягачей, заказывать приходится обычную механическую коробку.Из пикапов ближе всего к коммерческому транспорту – Ford Ranger с такой самосвальной установкойSprinter Natural Gas Technology: битопливный мотор 1,8 л, с механическим наддувом, 156 л. с. 310 л газа, запас хода 470 кмЕдинственным российским грузовиком был этот «Урал» немца-участника европейского чемпионата по трак-триалуVolkswagen Amarok все же надо рассматривать как автомобиль для активного отдыха, а не для каждодневных перевозок грузовНОЯБРЬ 2010РЕЙС35IAA 2010 автомобилиВЫСТАВКАIAA 2010Семейство Renault Kangoo нового поколения теперь обзавелось и удлиненной версией MaxiRenault Master может комплектоваться роботизированной механической 6-ступенчатой КП, а также электронными системами, повышающими безопасность движения: ABS, EBD, ESP и ASRКаблуки и пикапыЕсли тяжелых грузовиков полной массой свыше 15 тонн в мире производят около пятисот тысяч, то легких, полной массой до 6 тонн, цельнометаллических фургонов и грузопассажирских автомобилей в год выпускают 15-20 миллионов. Именно этот сегмент европейского рынка охватывает конкурс Van of the year. Фургоном 2011 года стал «каблучок» FIAT Doblo, опередив Mercedes Vito и «близнецов» Opel Movano/Renault Master. Еще десять лет назад «каблуки» создавались по, казалось бы, незыблемой схеме: к передней части кузова легковогоавтомобиля подваривали «фургонообразную» составляющую. Теперь легковые и коммерческие автомобили роднит только двигатель, частично трансмиссия и подвеска, а кузова создают своего, оригинального дизайна. Новое поколение «каблуков» имеет грузоподъемность 745-850 килограммов, они растут ввысь – уже близка отметка 2,1 метра, а также в ширину – здесь предел 1,85 метра. Нет возможности сделать новый кузов – увеличивают длину имеющегося: на 400-500 мм колесную базу и на 200-300 миллиметров задний свес. Застрельщиком в этом деле четыре года назад выступил Volkswagen Caddi Maxi, причем панели фургона сделаны заново, и внешний вид не портят «вставки». В грузопассажирской версии автомобиль вмещает семь человек, а фургон имеет объем 4,2 м3. К этой выставке подрос в длину популярный Renault Kangoo Rapid (4,6 м3) и потому тоже получил «звание» Maxi. Еще одна тенденция «каблуков» и цельнометаллических фургонов – двигатели уменьшают в объеме, оставляяOpel Movano выпускают как с передним приводом, с поперечно расположенным двигателем (такое шасси у эвакуатора и фургона), так и классической компоновки – бортовой грузовикУ нового FIAT Doblo четвертого поколения полностью переработан фасад, однако стиль сохранен. Во внешности FIAT Ducato изменений нет – видимо, обновить планируют к следующей выставке36РЕЙС НОЯБРЬ 2010 IAA 2010Благодаря переднему приводу к Citroёn Jumper можно пристроить еще пару «ленивых» мостовЭтот Peugeot Partner был единственным автомобилем на выставке, оборудованным кофемашинойпрежний диапазон мощности. Естественно, чаще всего это касается дизелей. У Kangoo Rapid применен дизелек Renault dCi 1,5 объемом 1500 см3, с топливной системой Common Rail, с четырьмя клапанами на цилиндр, турбонаддувом и интеркулером. Мотор имеет четыре настройки мощности: 68,75, 90 и 110 лошадиных сил. На более крупных автомобилях компактный мотор позволяет сделать машину в двух исполнениях: версию с большей грузоподъемностью – с продольным расположением двигателя и задними ведущими колесами, а легкую – с передним приводом и поперечным расположением силового агрегата. Если раньше таким был только Ford Transit Connect, то теперь еще и Opel Movano/Renault Master. На заднеприводных версиях дизель имеет объем 3,0 литра и мощность 125 или 146 л. с., у переднеприводных автомобилей ту же мощность снимают с нового двигателя объемом 2,3 литра. На «каблуки» и легкие фургоны теперь устанавливают различные электронные системы, ранее доступные только флагманским магистральнымгрузовикам и туристическим автобусам. К примеру, новый Volkswagen Caddi можно купить с системой курсовой стабилизации ESP и функцией помощи при трогании на подъеме Hill Start Assist. И это в дополнение к шести различным бензиновым и дизельным двигателям мощностью от 75 до 140 л. с., новой 7-ступенчатой роботизированной коробке DSG и версии с полным приводом. На этой выставке впервые была представлена новая номинация – Pickup of the year. Раньше пикапы были наиболее распространены за океаном, и подобный конкурс проводился там. Сейчас в Европе приз взял Volkswagen Amarok. Назначение автомобиля, как уверяет производитель, – быть классической «рабочей лошадью», способной увезти 1,26 тонны груза. Но это не помешало выставить на стенде Amarok с двойной кабиной и с обтянутыми кожей роскошными сиденьями. У автомобиля дизель объемом 2,0 литра в двух вариантах настройки – 122 и 163 (!) л. с., полный привод с блокировкой дифференциала задней оси, понижающий ряд в раздат-ке, ESP в стандартной комплектации. Конечно, на IAA Volkswagen Amarok оказался не единственным пикапом – у различных производителей их было около десятка. К примеру, на стенде Ford красовался Ranger, а легковое подразделение Renault показало немного чудной в таком исполнении Logan. Однако, по мнению жюри, отрыв этого «полярного волка» от других пикапов был настолько разительным, что на церемонии награждения ближайших конкурентов Amarok даже не назвали.Новый Mercedes Vito с дизелями мощностью от 95 до 258 л.с. перевозит не только велосипедыНа стенде VW был представлен далекий предок пикапа Amarok – Volkswagen Т3 с 60-сильным дизелем объемом 1,7 литраУ VW Caddy теперь новый внешний вид, более мощные и экологически чистые двигатели. Немцы считают, что семейству VW Crafter пока серьезный макияж не требуетсяНОЯБРЬ 2010РЕЙС37IAA 2010 автомобилиВЫСТАВКАIAA 2010Решетки радиатора нет вообще: дизайнеры явно торопились сдать к сроку «модель». Для эффективного охлаждения мощного современного дизеля уровня Евро-5 или EEV радиатор надо делать от кромки бампера до лобового стеклаСуперMAN и все, все, все…Конечно, на выставке такого уровня не обошлось без демонстрации концептов, но официального конкурса среди них нет по сей день. Поэтому оценки выставляли посетители экспозиций, но только мысленно. На мой взгляд, самый яркий, футуристический дизайн был у MAN Concept S. Официально «покрывало» с него сдернули только на второй день ра-На крыше Glider солнечные батареи на 2 кВт. «Навеска» дизеля приводится от электромотоработы IAA, но немного завуалированный тягач будущего можно было разглядеть на плакатах еще в аэропорту Ганновера. Однако увиденное превзошло все ожидания. Сразу понятно, что баварский Concept S аэродинамически более совершенен, чем любой из существующих бескапотных магистральных грузовиков. При этом с фасада чем-то напоминает Volkswagen Transporter первого поколения, но это только прибавляет MAN шарма. Лопухов-зеркал нет – их заменили две видеокамеры, с кронштейнами, похожими на крыло самолета. Даже здесь борются с враждебными вихрями. Понятно, что эта кабина накроет любой мотор из имеющихся сейчас у MAN и любой из перспективных. Грузовик стоит на огромных, низкопрофильных колесах с несуществующим диаметром около 30 дюймов. Двери располагаются за передней осью, но, в отличие от Renault Magnum, куда заберется только маши-В кабине дизайнеры Iveco смонтировали многофункциональный 15-дюймовый дисплейДля концепта Amarok, несмотря на полный привод, обещают расход солярки меньше 7 литров на сотнюнист тепловоза, здесь они сдвижные. Водитель будет сидеть за передней осью, и уровень его защищенности в случае фронтального столкновения должен быть близок к грузовику капотной компоновки. Но обо всем этом можно было только догадываться и немного фантазировать. Фактически MAN Concept S – муляж тягача, сделанный то ли из гипсокартона, то ли из стеклопластика, и отлично покрашенный. Охрана запрещала переступать за хромированное ограждение подиума, а тонированные стекла не позволяли заглядывать внутрь кабины – оценить интерьер. Если этому прорывному образцу дизайнерской мысли повезет, то через два-четыре года его уже сделают в металле, и автомобиль обрастет реальными агрегатами. Наверняка на нем будет стоять независимая передняя подвеска на пневмоэлементах, с реечным ГУРом, коробка-«робот». Все – производства ZF. Агрегаты уже разработаны и почти готовы к постановке на конвейер. А если не повезет – суперMAN останется в памяти народной, то есть в заводском музее в Мюнхене. Более реалистичными и более скучными, предсказуемыми оказались концепты: тягач Iveco Glider и подросший в размерах Volkswagen Amarok. Здесь большинство дизайнерских изысков уже воплощено в металле, а какието новые агрегаты обычно удается менять и «по ходу пьесы». Можно не сомневаться, что эти автомобили уже в скором времени появятся на европейских дорогах.38РЕЙС НОЯБРЬ 2010