спецтехникаДОРОЖНАЯ МАШИНА SCHMIDTИЗ ВОЯК В ДВОРНИКИКак правило, дороги у нас расчищают коммунальные машины на шасси ЗИЛ, КАМАЗ или «Урал». Но если есть желание и возможности, толкать снег отвалом будет красавец Mercedes-Benz. И надстройка ему положена, само собой, немецкая…С войсковых частей Бундесвера,озданный специально дляMercedes-Benz Zetros постепенно осваивает и гражданские профессии. Например, в 2010 году он предстал в облике универсальной дорожной машины, а местом презентации стала выставка коммерческого транспорта в Ганновере. За основу взят трехосный вариант – Zetros 2733A полной массой 27 т. Аналогов среди отечественной техники у немца нет – ближайшая по возможностям отечественная машина ВМКД-11 на шасси «Урал-5557-115140» имеет полную массу всего 21 т, а более тяжелые российские модели даже конструктивно не предназначены для работы в труднопроходимой местности. Например, КДМ-УД полной массой 33,5 т базируется на шасси «Урал-63685», то есть автомобиля без ведущего передка и с двускатныРЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011ми колесами задних мостов – после обильного снегопада, когда трассу завалит полуметровым слоем, такой технике там делать нечего. Ну а Zetros – бескомпромиссный «проходимец». Постоянный дифференциальный полный привод, односкатные колеса с диагональными шинами шириной 14 дюймов, плюс блокировки всех дифференциалов, включая межколесные. А еще мосты с бортовыми редукторами и дорожным просветом 343 мм. Mercedes-Benz Zetros унифицирован по многим узлам с другими автомобилями этой марки. Основа шасси – рама от самосвала Actros, причем в усиленном исполнении: толщина стенок лонжеронов увеличена до 9,5 мм, а поперечин – до 8 мм. Двигатель – 6-цилиндровый OM 926 LA, широко применяемыйна множестве моделей грузовиков и строительной техники. Это весьма надежный турбодизель объемом 7,2 л и мощностью 326 л. с. Как и положено современному немецкому мотору, он соответствует по чистоте выхлопа нормам Евро-5, что, увы, потребовало впрыска раствора мочевины – наука пока не нашла иных способов столь глубокой очистки продуктов сгорания дизтоплива. К счастью, для модели Zetros предусмотрено «военное» исполнение, и вы можете заказать машину с двигателем, позволяющим ездить как с мочевиной, так и безБолее простые дорожные машины на шасси Zetros немцы делали и раньше82 Сложная система гидроприводов позволяет водителю поворачивать отвал в горизонтальной плоскости, поднимать его и изменять ширину, выдвигая секцииБольшой вылет отвала по ширине потребовал установки опорных колесШирина четырехсекционного отвала регулируется прямо из кабиныПри необходимости надстройку можно заменить, например, на жилой «кунг»Запасное колесо поднимается на место тросиком с помощью лебедки Характеристики двигателя шассиПараметр Модель Рабочий объем, л Расположение и число цилиндров Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Мощность л. с. (об/мин) Крутящий момент Н.м (об/мин) Значение OM 926LA 7,2 Р6 106 136 326 (2200) 1300 (1200-1600)оной. Во втором случае выхлоп отвечает нормам Евро-2, но снижения мощности на треть, как того требуют директивы ЕЭС, не происходит. На практике это означает, что соответствие Евро-5 – чисто юридическое, необходимое для ввоза машины в Россию и что вы просто переплачиваете за установку совершенно ненужной вам системы, в которую заливать мочевину никогда не будете. Причины такой поблажки для покупателей автомобилей и спецтехники на шасси Mercedes-Benz Zetros очевидны: ни один нормальный завгар не купитРазмеры шассимашину для экстремальных дорожных (для России – зимних) условий, в которой одна из эксплуатационных жидкостей замерзает при -11о С. Трансмиссия включает 9-ступенчатую КП, причем одна из передач – «ползущая» (передаточное число 1,690), и двухступенчатую раздаточную коробку с передаточными числами 1,0 и 1,403. В «раздатку» встроен несимметричный межосевой дифференциал, передающий на пару задних мостов крутящий момент в 3,21 раза больший, чем на передний. То есть посто-Характеристики шассиПараметр Колесная формула Модель коробки передач Модель раздаточной коробки Модель переднего моста Модель cреднего моста Модель заднего моста Модель рулевого механизма Размер шин База, мм Масса без кузова, кг Полная масса, кг Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг Максимальная нагрузка на среднюю ось, кг Максимальная нагрузка на заднюю ось, кг Диаметр разворота, м Глубина преодолеваемого брода, м Крейсерская скорость на трассе, км/ч Значение 6х6 G131-9 MB VG 1700-3W/1,6 AL 7/52 DS-9 AL 7/52 DS-13 AL 7/52 DS-13 MB LS 8 14,00R20 4750+1450 10 500 27 000 7500 9000 9000 22,8 1,1 89Особенность шасси Zetros – большие углы въезда-съезда, позволяющие работать на пересеченной местностиФЕВРАЛЬ 2011РЕЙС83 спецтехникаДОРОЖНАЯ МАШИНА SCHMIDTВоздухозаборник выведен наверх для успешного преодоленния глубоких бродов схода – вода в мотор не попадетОткидывающийся вперед капот выполнен заодно с боковинами, поэтому двигатель доступен почти с трех сторонБак для раствора мочевины в России будет всегда сухимУзлы пневмосистемы удобно расположены по левому бортуКонцы задних рессор опираются на энергоемкие подушкиянно следить за положением рычага, чтобы сразу выключить «передок» при выезде на чистый асфальт, здесь не надо: машина всегда полноприводная. Лишь после преодоления особо непролазных участков, когда были задействованы все средства, надо не забыть разблокировать межосевые и межколесные дифференциалы. Подвеска всех колес рессорная, задние мосты – на балансирах, причем полуметровый ход колес практически исключает диагональное вывешивание. Тормоза – барабанные. Кабина оригинальная, на прочих моделях фирмы ничего подобного нет, однако двери взяты с полноприводника Unimog тяжелойДлинноходная балансирная подвеска включает продольные рычаги84 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011серии. Кстати, капотная компоновка обеспечила три полноценных места для экипажа. Крышка капота стеклопластиковая и откидывается вперед. Все агрегаты мерседесовского производства, а собирают Zetros на специализированном заводе фирмы в Вёрте под Штутгартом. Заводская гарантия на двигатель и трансмиссию действует в течение трех лет при пробеге до 250 000 км. Ну и, само собой, обслуживать шасси можно в любом дилерском сервисном центре коммерческой техники Mercedes-Benz – их сеть по России достаточна широка. Установленное на шасси оборудование позволяет выполнять обычные для такого рода машин работы: очистку дорожного полотна и обочин от снега, нанесение противогололедных материалов, мойку и поливку дорог и элементов их обустройства (например, прилотковых полос), а также поливку зеленых насаждений. Четырехсекционный плужный снегоуборочный отвал может работать перпендикулярно или под углом к направлению движения машины, причем большой запас мощности двигателя шасси позволяет делать это наОригинальный сепаратор топлива поставляет фирма Parker-RacorДвуступенчатая «раздатка» собственного мерседесовского производства Трехкубовая емкость для жидких реагентов снабжена шкалойStratos 90 – самая производительная модель распределителя противогололедных материалов в гамме немецкой фирмы Schmidt Kommunal Модуль Schmidt Stratos 90*Параметр Значение Масса, кг 1556 Монтажная длина, мм 4535 Объем бункера, м3 9,0 Подача сыпучего транспортерной лентой материала Размеры защитной 100х100 решетки, мм Объем бака для раствора, л 3000 Привод от гидросистемы шасси Ширина полосы 2-12 разбрасывания, м Дозировка 5-80 разбрасывания соли, г/м2 Дозировка разбрасывания 20-300 песка и щебня, г/м2 Дозировка разбрызгивания 30-150 жидких реагентов, г/м2 Рабочая скорость движения, до 50 км/ч * технические характеристикиБез мощного дополнительного освещения и оранжевого маячка не обойтисьБолтовые соединения элементов рамы гораздо надежнее сваркидостаточно высокой скорости, не просто сдвигая снег на обочину, но и, при необходимости, баллистически удаляя его за пределы дороги. Помимо собственно отвала плужное оборудование включает сцепную раму, толкающие штанги и механизм подъема. Система крепления отвала на раме допускает поворот в горизонтальной плоскости. При работе перпендикулярно к направлению движения машины снег сгребают в кучи, а отвал, установленный под углом, обеспечивает перемещение призмы волочения вдоль отвальной поверхности с образованием боковой насыпи. Модуль распределения сухих и жидких противогололедных материалов Stratos 90 от фирмы Schmidt Kommunal установлен в самосвальном кузове производства Meiller-Kipper. При необходимости «зимнее» оборудование можно быстро заменить на «летнее», и наоборот. Или вообще поставить что-нибудь иное, например, кран-манипулятор. Противогололедные материалы поступают к диску разбрасывателя по резиновой транспортерной ленте с V-образными гребнями. Направляющая пластина –из нержавеющей стали. Дозировка регулируется изменением скорости движения ленты и соотносится со скоростью вращения разбрасывающего диска. В конце транспортерной ленты находится измельчитель крупных фракций. 9-кубовый бункер для сыпучих реагентов или песка оборудован системой увлажнения. Ширина полосы разбрасывания (до 12 метров) достаточна для обслуживания четырехполосной трассы за один проход. А темп поступления песка или соли на диск обеспечивает работу на скорости до 50 км/ч при дозировке до 300 г на квадратный метр дороги. Для жидких реагентов предусмотрена 3-кубовая емкость. Что касается цены этого роскошного немецкого «дворника», то одно только голое шасси Mercedes-Benz Zetros стоит в Германии около 110 000 евро. Примерно столько же возьмут за надстройку. Приплюсуем растаможку, накрутки импортера и дилера, и итоговая цена зашкалит за 12 млн рублей.Антон Уткин ФОТО ДЕНИСА БОРОВИЦКОГО И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯФЕВРАЛЬ 2011 РЕЙС 85