74
75
76
77
79
автобазаОБОРУДОВАНИЕсущественно отличаться на разных колесах, что чревато потерей курсовой устойчивости, да и сами детали фрикционной пары очень быстро вновь выходят из строя. Обеспечить отремонтированным тормозам заданные характеристики помогает комплекс оборудования немецкой фирмы Hunger Maschinen Vertriebs-GmbH (эти стенды в России реализует ООО «Гэллакс» (Великий Новгород). В него входят стенды для переклепки фрикционных накладок, проточки барабанов, дисков и профилирования рабочих поверхностей накладок.ПереклепкаДля клепки и расклепки накладок тормозных колодок коммерческогоРЕАНИМАЦИЯ ДЛЯ ТОРМОЗОВНаклепка фрикционных накладок на колодки и проточка барабанов – работы, которые производятся практически на любой СТО. Современные технологии и оборудование позволяют не только упростить данные процедуры, но и выполнить их с более высоким качествомля большинства современных автолюбителей тормозные колодки – расходный материал. К расходникам же нередко относят и такие элементы, как тормозные барабаны и диски, которые хоть и служат дольше колодок, но также подвержены износу. Между тем наши отцы относились к ним иначе: изношенные накладки на колодках заменяли новыми – переклепывали, а «покривевшие» от нелегкой жизни тормозные барабаны протачивали. И такой подход отнюдь не канул в лету, сегодня так поступает большинство владельцев коммерческой техники, имеющей большие пробеги и высокую стоимость этих самых расходных запчастей. Вспомним для начала кое-что из школьного курса физики. В чем состоит суть торможения? Это перевод74 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011Дкинетической энергии транспортного средства в теплоту и ее рассеивание в окружающей среде. При этом фрикционные накладки тормозных колодок истираются в пыль, а тормозные барабаны и диски стремительно нагреваются, нередко до очень высоких температур (диски – до малинового свечения). Со временем даже самые качественные детали тормозов изнашиваются, а диски и барабаны, кроме того, теряют идеальную форму. Поэтому, даже заменив накладки тормозных колодок новыми, восстановить функции тормозов полностью не удается. А если поверхности дисков или барабанов и накладок прилегают неидеально, нагрев деталей происходит еще более интенсивно и неравномерно, необходимое тормозное усилие не обеспечивается и можетСтенд N332 для переклепки фрикционных накладок транспорта предназначен, в частности, гидропневматический стенд модели N332, издалека похожий на классический сверлильный станок. Станина в форме скобы крепится прямо на верстаке либо на оригинальном основании. В верхней части расположен силовой цилиндр со скоростью движения поршня 1,5 м/мин, развивающий усилие до 50 кН; максимальный ход штока 50 мм; на штоке имеется быстрозажимной патрон для инструмента с хвостовиком диаметром 20 мм. В нижней – крепятся ответная часть инструмента и приспособления для установки ремонтируемых колодок. Станок комплектуется клепальным инструментом под любые размеры и типы заклепок, которые у разных ав-Технические характеристики стендовПараметр Назначение Диаметр обрабатываемой детали, мм Максимальная толщина тормозного диска/высота тормозной колодки, мм Максимальная ширина растачивания ширина тормозных колодок, мм Радиальное перемещение салазок, мм Осевое перемещение салазок, мм Регулировка базы салазок, мм Частота вращения шпинделя, об/мин Подача инструмента, мм/об Максимальное усилие клепки, кН Ход штока, мм Скорость движения поршня, м/мин Диапазон подъема стандартной подъемной тележки, мм Потребляемая мощность, кВт Габаритные размеры, мм Необходимый размер рабочей зоны, м Рабочее давление, бар Потребление воздуха при 5 цикл./мин, л Масса стенда, кг Модель стенда В355 E328 F308 N332 Универсальный, для Проточка тор- Проточка накладок Приклепка напроточки и шлифов- мозных дисков тормозных колодок кладок тормозки тел вращения на автомобиле на автомобиле ных колодок 150-600 160-500 230-470 280 105 290 150 33-60-110 0-0,40 2,2 2000х2000х2100 3,0х3,0 210 65 175 130 50 0,1-0,3 450-650 1,5 1100х1100х1150 1,5x1,5 200 270 100 60 450-650 0,37 1200x800x1100 1,5x1,5 230 50 50 1,5 300х400х700 1,0+1,0 1-8 265 85 55 300 -Инверсная и прямая клепка накладок тормозных колодок на опорном приспособлении гидропневматического стенда N332томобилестроительных фирм очень разные. Обычно это пуансон сверху и наковаленка внизу, колодка при этом располагается накладкой вниз, на наковаленку опирается головка заклепки. И это не очень удобно, так как приходится использовать дополнительные приспособления для совмещения остальных отверстий в накладке и колодке. Удобнее и быстрее приклепывать накладку сверху, вставив в отверстия по возможности сразу все заклепки. В этом случае наковаленка должна иметь форму пуансона и выполнять его функцию. Такая клепка называется обратной, или инверсной – для ее выполнения помимо специального инструмента и нужны опорные приспособления. Рабочее давление сжатого воздуха бесступенчато, регулируется от 1 до 8 бар. Потребление воздуха для пяти циклов в минуту – 265 литров. Важным дополнением стенда служит небольшой станок для зачистки и шлифовки тормозных колодок после снятия изношенных накладок (мод. S331 или S330), гарантирующих плотное прилегание новой накладки к ремонтируемой колодке.как правило, не совпадают. Значит, и барабан, и колодки необходимо проточить в один размер (с учетом обязательного зазора, разумеется). Для таких операций у фирмы Hunger также есть соответствующее оборудование – как узкоспециализированное, так и универсальное. Стенд В355 предназначен для расточки и шлифовки тормозных барабанов, кроме того, позволяет обтачивать накладки тормозных колодок и протачивать тормозные диски и маховики. То есть, по сути, любые тела вращения, был бы соответствующий переходник. Барабан для проточки на этом стенде достаточно снять с автомобиля прямо вместеПроточка со съемомНовые накладки имеют гладкую, практически цилиндрическую поверхность, чего нельзя сказать об изрядно походивших барабанах. Да и радиусы кривизны их поверхностей,Подъемно-транспортная тележка облегчает работу и экономит времяФЕВРАЛЬ 2011РЕЙС75 автобазаОБОРУДОВАНИЕНа стенде тормозной барабан легко проточить, не разбирая колесного узласо ступицей и колесами, вся эта громоздкая конструкция при помощи специальной грузоподъемной тележки устанавливается на шпиндель целиком. Внешний диаметр колеса в сборе с шиной не должен превышать 1400 мм, барабан – иметь ширину до 280 мм и внутренний диаметр в пределах 150-600 мм. Скорость вращения шпинделя 33-60-110 об/мин. Как и на обычном токарном станке, здесь предусмотрено двое салазок – параллельные шпинделю длиной 290 мм и перпендикулярные ему (105 мм). К ним крепится оснастка с инструментом для проточки и шлифовки. Для случая проточки барабанов это не только специальный длинный резец, но и устройство с вращающимся от отдельного электропривода абразивным кругом, которым срезают характерный буртик по краю барабана, после чего уже резцом проходят всю поверхность, снимая до 1 мм металла. Подача –прерывистая, бесступенчато регулируемая от 0 до 0,40 мм/об. Обычно финишная поверхность достигается за два прохода: черновой и чистовой. Упомянутое выше шлифовальное устройство с соответствующей формы и зернистости абразивным кругом используется также для шлифовки маховиков. Отдельная опция – приспособление и инструмент для проточки тормозных дисков, которые обрабатываются с двух сторон. Для крепления каждой из возможных протачиваемых и шлифуемых деталей предусмотрены крепежная оснастка и центрирующие втулки, поставляемые изготовителем стенда по заказу потребителя. Среди них есть и своего рода планшайба, на которую устанавливаются для проточки тормозные колодки (парой). Ведь сколь бы правильной ни была поверхность накладок, радиус их кривизны необходимо согласовать с поверхностью проточенного барабана. Здесь – все как при ремонте коленчатого вала двигателя, где приняты помимо номинального несколько ремонтных размеров шеек и вкладышей. Под свои ремонтные размеры подгоняют проточкой и барабан с колодками, для чего ремонтные накладки выпускают, соответственно, увеличенных толщин.МнениеСЕРГЕЙ ТИМОЩЕНКО директор ООО «Иларавто» Москва – Когда грузовик или автобус выходит из ворот автозавода, его тормозные барабаны точно обработаны, а накладки в большинстве случаев проточены в сборе на оси, что обеспечивает соблюдение их концентричности между собой. Накладки контактируют с барабаном по всей своей фрикционной поверхности, обеспечивая заданные характеристики тормозной системе. Поддерживать тормоза в надлежащем состоянии – задача не только ответственная, но и затратная. Ведь, например, один тормозной диск на тяжелый грузовик стоит сегодня до 10 тыс. рублей. И здесь нас очень выручает оборудование Hunger для проточки дисков, барабанов, накладок. Дискам и барабанам оно дает прожить несколько жизней, а тормозам в целом – после ремонта считаться в полной мере восстановленными. Ведь только при соблюдении таких технологий на сервисной станции можно добиться высокой эффективности, надежности и долговечности отремонтированной тормозной системы.Проточка накладок тормозных колодок на осяхОднако профилировать поверхность накладок лучше уже непосредственно на автомобиле или прицепе, что позволяет добиться более высокойточности и существенно экономит время. Для этого предназначен стенд F308, смонтированный на подъемнотранспортной тележке, с помощью которой его подкатывают к нужной оси и выставляют на необходимую высоту (450-650 мм). Через соответствующий модели обслуживаемой техники переходник стенд присоединяется к ступице, а его вращающееся планетарное кольцо с резцом при этом оказывается соосным ступице и концентричным рабочим поверхностям пары трения. Электропривод поворачивает кольцо с инструментом со скоростью 100 об/мин, одновременно обеспечивая осевуюПрофилирование колодок, проточка тормозного диска и шлифовка маховика на универсальном стенде В35576РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2011 бесступенчато-регулируемую подачу (около 0,6 мм/об). Причем направление проточки может быть любым и выбирается соответствующим направлению вращения данного колеса. Процесс проточки осуществляется в полностью автоматическом режиме: подача отключается при достижении заданной глубины проточки, то есть обработке накладок на всю ширину. Стенд может быть закреплен как на ступицах «евро-осей», так и на обычных ступицах. Снятия планетарных редукторов не требуется. Для крепления стенда на любых моделях грузовиков может быть поставлена соответствующая крепежная оснастка. Протачиваемый диаметр – в пределах 230-470 мм, максимальная глубина протачивания (ширина накладок) – 270 мм, глубина резания – до 3 мм.Стенд S331 для зачистки колодок и штатный пылестружкососПроточка тормозных дисков без демонтажаПодобным же образом непосредственно на оси транспортного средства можно протачивать и тормозные диски диаметром 150-500 мм и толщиной до 65 мм. Стенд, предназначенный для данной операции, Е328, также смонтирован на подъемнотранспортной тележке, но устроен иначе. Непосредственно к ступице вместо снятого колеса крепится фланец с 10-ю отверстиями на диаметре 335 мм (для осей евростандарта; для других типоразмеров предусмотрены переходные фланцы), с помощью которого электропривод вращает протачиваемый диск с частотой50 об/мин. Резцы, установленные на специальном суппорте стенда, снимают металл диска одновременно с двух его параллельных поверхностей, то есть тормозные диски протачиваются за один проход. Заметим, благодаря этому, а также благодаря точному позиционированию относительно оси ступицы стенд обеспечивает высокое качество проточки. Подача резцов – бесступенчатая, прерывистая, регулируемая 0,1-0,3 мм/об. На стенде установлен электрический выключатель подачи для безопасности работы и кнопка аварийной остановки. Имеется пульт дистанционного управления, особенно удобный при работе в сервиснойяме. Все вышеперечисленное оборудование снабжается устройствами для улавливания и сбора пыли и стружки, представляющими собой, по существу, мощный пылесос производительностью 170 м3/ч с фильтром в отдельном корпусе и рукавами диаметром 32 мм. Уровень шума при полной нагрузке, измеренный в соответствии со стандартом DIN EN 31201 на расстоянии 1 м от стенда на открытом пространстве, составляет 84 Дб(A). Электропитание стендов осуществляется от трехфазной сети переменного тока (50 Гц) через 16-амперный автомат.Роман МосквинПроточка тормозных дисков на автомобилеПрофилирование накладок тормозных колодок на осиФЕВРАЛЬ 2011РЕЙС77ФОТО ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ ДОМ АМУРА – ТАДЖИКИСТАНАВТОКРАН «МОТОВИЛИХА» КС-5579.2 НА ШАССИ КАМАЗ-65115 ОТКРЫТ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНОЦЕНТР ЗАО «АВТОМОБИЛИ И МОТОРЫ УРАЛА» ЧЕТЫРЕ НОВЫХ МОДЕЛИ CATERPILLAR СЕРИИ KАВТОГРЕЙДЕРОВISUZU – ДОРОЖНЫЙ МАСТЕР«СОЛЛЕРС» И «РОСКОМТРАНС»СОЗДАЛИ СПЕЦАВТОМОБИЛЬCПЕЦТЕХНИКАКЕ БЛОЖ Й НА О СНО868180ISUZU 2870-000001090ZETROS 2733A3ПИ ПОД ПОН КУ82 КОММУНАЛЬНАЯ МАШИНА