64
65
66
67
68
69
автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТНА ПРОЧНОЙ ОСНОВЕКомпания «БАУ Мотор Корпорэйшн», взяв за основу шасси китайского грузовика, разработала собственный автобус Street, максимально адаптированный к российским условиям эксплуатации. Производство налажено в городе Ульяновске64РЕЙС МАРТ 2011 BAW 2245 STREETПОЛЕГ ПРОХОРОВ обозреватель журнала «Рейс»роанализировав основные тенденции в системе пассажирского транспорта России, компания «БАУ Мотор Корпорэйшн» в конце 2009 года приступила к разработке автобуса, отвечающего как качественным, так и ценовым потребностям рынка. Результатом стал автобус, получивший название Street. Компактная и маневренная модель создана специально для передвижения по городским и пригородным дорогам. Кузов Street изготовили традиционной для автобусов вагонной компоновки. Для надежной защиты от ржавчины каркас из прямоугольных стальных труб обшили оцинкованным стальным листом. На маски и колесные арки пошел стеклопластик, а для защиты днища предусмотрена обработка антикоррозионным составом. Салон ульяновского автобуса вмещает 38 пассажиров, из них 21 разместится на посадочных местах. Широкий проход между пассажирскими креслами и высота потолка 1,9 метра позволяют пассажирам перемещаться по нему, не сгибаясь в три погибели. Кроме того, салон Street конструкторы постарались сделать максимальноМАРТ 2011РЕЙС65 автомобилиСхема компоновки транспортного средстваОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТТехнические характеристикиРасположение двигателя переднее продольное 4х2/ задние 21 38Колесная формула/ ведущие колеса Количество сидячих мест Пассажировместимость Габаритные размеры, мм длина 7612 ширина 2200 высота без кондици2870/ онера/с кондиционером 3170 База автобуса, мм 3860 Колея передних/ 1700/ задних колес, мм 1530 Масса снаряженного 4995 транспортного средства Полная масса транспортного 7490 средства, кг Распределение полной массы, кг на переднюю ось 2990 на заднюю ось 4500 Максимальная 90 скорость, км/ч Двигатель CA4DC2-12E3, дизельный марка, тип с турбонаддувом и интеркулером расположение рядное цилиндров число цилиндров, шт. 4 объем, л 3,168 мощность, л. с. 120 максимальный крутящий момент, Н.м. 320 при 2000 мин-1 соответствие Евро-3 экологическим нормам средний расход топлива, 18 не более, л/100км Предпусковой базовая комплектация подогреватель двигателя Объем топливного бака, л 120 Система питания Common Rail Ходовая часть однодисковое, сухое Сцепление с гидравлическим приводом и пневмоусилителем механическая, 5-ступенчатая с синхронизаКоробка передач, модель торами инерционного типа на всех передачах LG5T35-BQ открытого типа, с промежуточной опорой и скользящей вилкой, Карданная передача карданные шарниры с крестовинами на игольчатых подшипниках кованая стальная балка Передняя ось двутаврового сечения одноступенчатый, гипоидВедущий мост ный. Картер неразъемный штампованный зависимая, рессорная с гидравлическими телеПодвеска скопическими амортизапередняя и задняя торами двухстороннего действия Тип рулевого Винт-шариковая гайка с гидроусилителем механизма Минимальный 8,5 радиус поворота, м Тормозная двухконтурная, пневматическая с АБС система рабочая передних колес – дискоТормозные вые, задних – барабанные механизмы с автоматической регулипередние и задние ровкой зазора трансмиссионный тормоз барабанного типа, Стояночная установленный на фланце тормозная коробки передач система с механическим (тросовым) тормозным приводом Вспомогательная компрессионного типа (моторный тормоз) тормозная система Шины 225/75R16-C Цена, руб. 1 245 000Стапель экономит время, затрачиваемое на сварку каркаса кузоваПрежде чем соединить с шасси, каркас покрывают грунтомКитайский дизельный двигатель скрыт под люком в переднем свесеПока для покраски кузовов используют сторонние покрасочные камерыПередняя подвеска автобуса – неразрезная балка моста на рессорахбезопасным, установив раздельные сиденья, травмобезопасные поручни и подобрав противоскользящее покрытие пола. Чтобы создать в салоне комфортный для пассажиров микроклимат, в новой модели предусмотрена автономная система отопления – она быстро прогреет автобус зимой, а в летний период пассажиров будут защищать специальные атермальные стекла. Они поглощают инфракрасные лучи и позволяют поддерживать оптимальную температуру внутри автобуса в сильную жару. Кроме того, наличие люков и форточек обеспечит естественную вентиляцию салона. Шоферское кресло – с четырьмя регулировками, подстроить его можно практически под любую комплекцию водителя. Рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по углу наклона, а рулевой механизм Street усилен гидравликой, так что водитель одной левой будет маневрировать в плотном городском потоке. ЛегкоСтояночный тормоз барабанного типа, расположен на фланце КПП66РЕЙС МАРТ 2011 BAW 2245 STREETМнениеСЕРГЕЙ ЛОМОВЦЕВ технический директор «БАУ Мотор Корпорэйшн» – Сегодня завод прошел этап освоения производства автобусов, нами выстроена цепочка технологических процессов, позволяющая выпускать автобусы мелкосерийными партиями, в соответствии с нынешним количеством заказов. Нами разработана и реализуется программа планового наращивания производственных мощностей. К началу этого года мы подготовили отдельный цех сварочного производства, ведется изготовление новых кондукторов. Этажом ниже будет расположена покрасочная камера, где помимо нее будет два поста подготовки поверхности (ошкурка и грунтовка). После окраски кузов будет попадать в цех сборки, где мы планируем организовать девять постов со всем необходимым инструментарием. Одним из этапов сборки будет проверка герметичности автобуса в дождевой камере. Внедрение всех мероприятий, то есть полного цикла производства, намечено на середину нынешнего года, к этому времени мы планируем выйти на объемы выпуска до 50 автобусов в месяц. Благодаря тому, что все компоненты кузова изготавливаются неподалеку (так называемая внутриобластная кооперация), нам проще выстраивать логистику и проще решать вопросы, касающиеся качества комплектующих.Опоры передних амортизаторов – оригинальные завитые кронштейныУсилие от рычага КП на механизм переключения передают тросыПередние многолистовые рессоры закреплены к раме через серьгиНагрузки на задний мост невелики, потому он одноступенчатыйТормозные камеры ведущего моста без энергоаккумуляторовориентироваться в городской сутолоке позволяет хороший обзор сквозь лобовое и боковое остекление.ШассиStreet базируется на шасси грузовика BAW 3346 (его предшественником была модель с индексом 1065) грузоподъемностью четыре тонны. Перед установкой на автобус конструкцию избавили от ранее существовавших недочетов и адаптировали к российским реалиям. Так, была отчасти заменена малонадежная китайская электропроводка, а также колеса с малым ресурсом китайских покрышек. Силовой агрегат шасси BAW 3346 – четырехцилиндровый дизельный двигатель, соответствующий нормам экологического стандарта Евро-3. Рабочий объем мотора 3,2 литра, а мощность 120 л. с. Как утверждает производитель, аппетиты его весьма умеренны – при полной загрузке автобуса этот двигатель расходует не более 18 литровМоторный тормоз автобусов компрессионного типа – заслонка на выпускедизельного топлива на 100 километров пробега. С мотором агрегатирована механическая 5-ступенчатая коробка передач LG5T35-BQ. В планах производителя добавить в перечень опций и автоматическую трансмиссию, безусловно, необходимую городской машине. Оценить плавность хода нового автобуса удалось лично – прокатившись в качестве пассажира Street по улицам Ульяновска. Рессорная подвеска обоих мостов достаточно комфортна, и автобус не взбрыкивает кормой на каждой мелкой кочке и не подбрасывает пассажиров, си-Крепление задних рессор – литые кронштейны, приклепанные к рамеСалонная табличка Street содержит его основные данныеМАРТ 2011 РЕЙС 67 автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТНесмотря на то, что шасси автобуса китайское, рабочее место водителя в Ульяновске создавали практически с нуляРулевая колонка с регулировкой под индивидуальную комплекцию водителяПассажирские сиденья пластиковые, российского производстваПосле испытаний на городском маршруте заменили комбинацию приборовСалон вместимостью 38 пассажиров с трехрядной компоновкой креселдящих на задних рядах до потолка, как это часто бывает у моделей, базирующихся на шасси грузовиков.Испытание городомПеред запуском модели в серийное производство компания провела испытания в реальных условиях, отдав один из первых Street ульяновскому перевозчику. Автобус курсировал по действующему городскому маршруту №105, а преимущества и недостатки новой модели оценивали жители города, а также водители, управлявшие автобусом. Позитивную оценку автобусу дали больше половины респондентов из числа пассажиров. Рабочие качества новой техники по достоинству оценили и водители автобуса – высокую маневренность и проходимость в условиях снежных заносов, хорошую обзорность и динамику разгона. Однако у новой модели выявились не только положительные качества, но и инженерные просчеты. По итогам испытаний в конструкцию автобуса были внесены соответствующие доработки. В салоне автобуса расширили пассажирские двери, а металлический кожух привода дверей заменили пластиковым, более эстетичным и легким,Двери одностворчатые, достаточно широкие, для удобного входа и выходаувеличили также размер заднего стекла. Несколько изменили и форму кузова путем увеличения угла переднего свеса. Усовершенствования коснулись и рабочей зоны водителя – для более удобного доступа к двигателю увеличили размер технологического люка, сменили приборную панель. Подножка водителя стала шире и была перенесена в более удобную зону. Кроме того, изменили расположение кнопок управления пассажирскими дверями и увеличили объем бачка омывателя лобового стекла. Для повышения удобства в обслуживании на автобусе увеличили угол открывания боковых люков, а запасное колесо перенесли в более доступное место.ФОТО АВТОРА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯРасстояние между рядами сидений обеспечивает необходимый комфорт68 РЕЙС МАРТ 2011Приток свежего воздуха происходит через люки и оконные форточки BAW 2245 STREETЗаправочная горловина по правому бортуХоть автобус и городской, пол у него не низкий – на входе три ступенькиАккумуляторная батарея в отдельном, влагонепроницаемом отсекеЗа передним колесом расположен корпус воздушного фильтраДоступ к запасному колесу – через люк, в заднем свесе автобусаМнениеДМИТРИЙ СУХОВ заместитель директора департамента продаж и маркетинга «УК «АМС-Авто» – Компания ООО «АМС-Авто», под управлением которой находится завод «БАУ Мотор Корпорэйшн», помимо производства коммерческой техники (грузовиков и автобусов) управляет также выпуском автокомпонентов и дистрибуцией легковых машин и запасных частей. История продаж техники BAW насчитывает уже четыре года, за это время сформирована сервисно-сбытовая и дилерская сеть, в бренд инвестировано более 20 млн рублей. В 2006 году мы организовали сборку СКД (сборочных комплектов деталей). Изначально мы ориентировались на машины BAW моделей 1044 и 1065 грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны. Однако поняв, что сегмент грузоподъемностью до 1-1,5 тонны весьма динамично развивается, в 2010 году мы выводим на российский рынок автомобиль BAW Tonik. Что касается автобусов, то и в этом сегменте мы ведем активный мониторинг моделей, представленных на отечественном рынке, анализируем информацию, полученную как от аналитических агентств, так и от собственной службы маркетинга. Это позволило выявить потребность в автобусе малого класса российской сборки общей пассажировместимостью до 40 мест. Все эти параметры мы постарались учесть при производстве модели Street. Чтобы не было недопонимания, скажу, что кузов автобуса мы создавали с чистого листа, своими силами, взяв за основу шасси грузовика BAW-1065 из нашего модельного ряда. При разработке дизайна, компоновки и каждого отдельного элемента автобуса Street мы использовали 3D-моделирование, сначала, естественно, переведя в формат 3D шасси грузовика. Как вы понимаете, был проделан титанический труд. При том что на территории Ульяновска автобусного производства никогда не было. Первые (тестовые) два автобуса мы изготавливали на предприятии «Тролза», после чего один из образцов отдали в опытную эксплуатацию одному из перевозчиков Ульяновска. Основной задачей во время испытаний было выявить, насколько автобус соответствует российским условиям эксплуатации. импортных комплектующих. А что касается китайского шасси, то за четыре года производства мы собрали огромную базу данных по опыту эксплуатации. И, как оказалось, основной проблемой являлось электрообоПоэтому длительность рудование (проводка, реле, выключатели). испытаний была не менее полугода, чтобы Агрегаты вполне надежные, конечно, при машина отработала условии правильзимний (холодный) ной эксплуатации. период и обязательно межсезонную распути- Не преувеличу, если скажу, что мы первыми цу. Всю информацию начали адаптировать в ходе опытной экскитайскую технику к плуатации получали российским условиям как от водителей, так эксплуатации. Видя и от пассажиров. Ее проблемы, мы начали анализировали и их решать своими вносили необходимые силами, без участия конструкционные китайской стороны изменения. В итоге – устанавливали дополмы получили более нительные топливные адаптированный, фильтры, предпускопроверенный рынком вые подогреватели, продукт отечествензаменяли электропроного производства (за водку. Убрали китайисключением шасси). ские колесные диски При создании кузова и шины, заменив их мы принципиально отечественными анане использовали логами. Улучшили шумоизоляцию кабины и оснастили грузовики бортовыми компьютерами. Сейчас, когда автомобиль приходит в любой из сервисных центров, мы получаем от дилера анкету с информацией: от кого пришла машина, какая поломка, как решают эту проблему, есть ли запчасть на складах и так далее. Раз в месяц мы анализируем собранную информацию. Это касается грузовиков. По автобусам ситуация чуть иная, так как это индивидуальный продукт, и здесь у нас налажен личный контакт с каждым покупателем. Только в этом году специально для Tonik мы создали склад запасных частей порядка 1800 позиций. Грузовиками Fenix мы занимаемся уже четыре года, и так же, как у автобуса Street, здесь номенклатура гораздо больше.МАРТ 2011РЕЙС69