60
61
62
63
автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТКузовНетрудно определить, кто в данном шведско-китайском союзе больше преуспел в производстве шасси для автобусов. Именно поэтому Higer отвели почетную роль строителя кузова, но под пристальным взглядом специалистов Scania. Что подтверждает конструктивная схожесть кузова A80 с кузовом чисто шведского OmniExpress. У того и другого каркас стальной, обшитый по кругу композитными материалами. Основываясь на опыте финских коллег, китайские инженеры широко не применяли алюминиевые сплавы, понимая, что они подходят для производства кузовов только на низких, преимущественно городских моделях. А на высоких, полутора и двухэтажных автобусах, с вместительными багажными отделениями, этот металл лучше не использовать. Причина кроется в больших деформациях, которым подвергается рослый кузов при опрокидывании. И все же нашлосьС КИТАЙСКИМ АКЦЕНТОМВ апреле 2011 в России стартуют продажи туристического автобуса A80, разработанного совместно шведским автогигантом Scania и китайским автобусостроителем Higer2007 году на специальной сборочной линии в китайском городе Сучжоу (в рамках совместного проекта Scania и Higer Bus Company Limited.) было запущено производство туристических автобусов топ-класса на шасси Scania. Производство моделей ScaniaHiger сертифицировали по международному стандарту ISO/TS16949:2002 и обязательному государсвенному стандарту Китая CCC. Изделия, предназначенные для внешних рынков, прошли сертификацию на соответствие стандартам EEC, GCC и ЕЭК ООН. Из всех моделей, производимых на заводе в Сучжоу, на российский рынок маркетологами Scania было решено поставлять Scania-Higer A80, и только в двухосном исполнении. Хотя остается вероятность, что рано или поздно отечественным перевозчикам все же станет доступен и удлиненный трехосный вариант. Ведь именно такой A80 привозили в Москву в 2010 году на премьерный показ.В60РЕЙС АПРЕЛЬ 2011 SCANIA-HIGER A80 И SCANIA-HIGER A90в A80 место и для крылатого металла – из него выполнена обшивка всех открывающихся лючков по бортам автобуса, в том числе дверей и поднимающихся колесных арок. Внутри A80 – пассажирские кресла удобной формы, шаг их установки в зависимости от длины автобуса и ряда варьируется от 750 до 780 мм. Этого вполне достаточно, чтобы пассажир не чувствовал себя ущербным даже в самых вместительных салонах. Особенность салона A-80, как, впрочем, и OmniExpress, в том, что расстояние между креслами правого ряда (если там комплектацией не предусмотрены туалет и мини-кухня) больше, чем левого. Однако такой несимметричностью грешит не только шведский производитель – на немецких автобусах можно встретить подобные компоновки салонов. А80, произведенный на заводе в Китае, уже в базовой комплектации готов противостоять трескучим российским морозам. Вдоль боковых стен установлены конвекторные отопители, в помощь им предусмотрели дополнительный обогреватель под маркой Spheros. Немецкая фирма Spheros, производящая только автобусные отопители, является компаньоном Webasto. Летом от жары спасет кондиционер, который тоже есть в базовой комплектации. Интересно, что путешествовать с комфортом будут не только пассажи-ры, но и их вещи: воздух, прошедший через салон, перед выходом на улицу сначала поступает в багажные отсеки. По уровню комфорта вне конкуренции водитель: рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона, причем диапазон регулировок огромен. Удобное кресло с бесчисленными подстройками оснащено еще и подогревом. Все кнопки и клавиши легко доступны, а приборы аккуратны и информативны.ДвигательВыбирать силовую установку перевозчикам не придется: в Россию Scania импортирует A80 только с дизельным двигателем DC 12 13, отвечающим экологическому стандарту Евро-4. Мощность мотора 380 л. с. уже при 1800 об/мин, а крутящий момент достигает своего пика 1900 Н.м при 1100 об/мин. Между прочим, точно такой же DC 12 13 устанавливают и на трехосный вариант A80. При разработке моторов серии DC инженеры Scania применили огромный опыт компании в этой области, причем было использовано больше половины ранее выпускавшихся узлов двигателей. Потому гамма дизельных силовых агрегатов этой серии состоит из максимально унифицированных двигателей, выполненных на единой модульной платформе с индивидуальными 4-клапаннымиВ заднем свесе A80 установлен дизельный двигатель DC 12 13 Технические характеристикиМодификация A80 Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Пассажировместимость, чел. Максимальная скорость, км/ч Двигатель Объем, л Мощность, л. с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Трансмиссия Сцепление Коробка передач Ведущий мост Топливный бак, л Ходовая часть Шины Цена, руб. Двухосный 4х2 Трехосный 6х2 13 200 13 700 2550 3800 47+1+1 100 12 380 при 1800 1900 при 1100 однодисковое, сухое с диафрагменной пружиной, диаметр диска 430 мм механическая 8-ступенчатая роботизированная Opticruise гипоидный, передаточное число 2,93-3,42 465 подвеска: пневматическая, передняя зависимая или независимая, тормозные механизмы дисковые с АБС 295/80R22,5 от 7 300 000 57+1+1АПРЕЛЬ 2011РЕЙС61 автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТЧтобы водителю было проще парковаться, дверь снизу с остеклениемКомфортабельные пассажирские кресла A80 с тканевой обивкойЕсть несколько вариантов расцветок салона, предлагаемых покупателюЧтобы водитель долго не уставал, его место продумано до мелочейСтупенек за второй дверью отнюдь не мало – хоть эскалатор ставьЗа второй дверью скрывается вход в отсек отдыха сменного водителяЧтобы не делать «зеленых» остановок, салон нужно оборудовать туалетомголовками блоков на каждый цилиндр и двумя вариантами хода поршней: 140 мм и 154 мм соответственно. У моторов нижний распредвал и единый диаметр цилиндров – 127 мм. Поршни на 12-литровых дизелях сборные: юбки алюминиевые, днища стальные. Гильзы-цилиндры мокрые, а головки блока раздельные. Прокладки под головками стальные с силиконовыми уплотнительными кольцами вокруг масляных и водяных каналов. Из тонкостенного чугуна толщиной около 7 мм отлит и блок цилиндров. Его капитальный ремонт Scania делать не разрешает, а потому и поршней увеличенного диаметра не выпускает. Зато можно ремонтировать коленчатые валы – в запасе четыре ремонтных размера с шагом 0,25 мм. На 12-литровых DC – разработанные совместно с американцами из Cummins насос-форсунки высокого давления HPI. Давление впрыска достигает 1800 атмосфер. При этом, как и раньше, Scania обходится без при62 РЕЙС АПРЕЛЬ 2011менения раствора мочевины AdBlue, за это ей отдельное спасибо от российских перевозчиков. Дизеля этой серии оборудованы системой рециркуляции отработавших газов EGR. DC12 устанавливают не только на автобусах – их можно встретить и под кабинами грузовиков. Небольшие отличия связаны в основном с компоновкой. Потому карта ТО у моторов одинакова – обслуживание полагается проводить раз в 40 тысяч километров с обязательной заменой масла и масляного фильтра.ка. За связь КП с двигателем у A80 отвечает однодисковое сухое сцепление диаметром 430 мм с диафрагменной пружиной. Привод сцепления сделали гидравлическим, разумеется, с пневмоусилителем. Схема весьма традиционная и хорошо себя зарекомендовавшая. Главная передача заднего моста гипоидная, одинарная, что для автобуса очень неплохо. Ведь такая схема обеспечит экономию топлива и бесшумную работу моста, если, конечно, вовремя не забывать менять масло. Де-ТрансмиссияПару силовой установке составляет коробка передач GR875R. Это 8-ступенчатая КП с четырьмя ступенями в основном ряду и двухдиапазонным планетарным демультипликатором. Диапазон ее передаточных чисел от 9,17 до 1,00, а привод переключения передач GR875R роботизированный, носит имя Opticruise. Коробка управляется легким касанием подрулевого рычаж-Междугороднему автобусу необходимы вместительные багажные отсеки SCANIA-HIGER A80 И SCANIA-HIGER A90От излишних кренов автобус удерживают толстенные стабилизаторыВедущий мост с одноступенчатой гипоидной главной передачейПередняя независимая подвеска по умолчанию будет на 3-осных версияхКолеса ленивого моста на нужный угол поворачивает гидроцилиндрДизайн А80 без изысков и в то же время весьма привлекательныйПневмопривод управляет работой дисковых тормозных механизмовМногорычажная передняя подвеска обеспечивает необходимый комфортлать обновление технической жидкости нужно раз в 120-180 тысяч километров, в зависимости от качества дорог и рельефа местности. Масло в мостах применяют такое же, как и в коробках API GL, только для коробок 75w – 90, а для моста 75w – 140. Передаточное число у ГП будет такое, какое пожелает заказчик, а выбирать ему предлагают из диапазона от 2,93 до 3,42.Ходовая частьНа двух- и трехосных автобусах A80 использовали более прогрессивные шасси, нежели на российских «ГолАЗах» и «Волжанинах». Если Scania все же решит поставлять трехосные версии A80, то они будут с независимой подвеской управляемых колес. Такая конструкция является базовой для трехосных автобусов и для двухосных в туристическом исполнении. На таком лайнере независимая подвеска повысит поперечную устойчивость и улучшит управляемость, ведь специально дляэтого она оснащается стабилизаторами как спереди, так и сзади. Шасси оборудовано системой курсовой устойчивости ESP, при необходимости в перечне оборудования A80 появится и книлинг. Солидный технический уровень силового агрегата и подвески требует соответствующих эффективных тормозов, и они у Scania есть. По кругу установлены дисковые тормозные механизмы – о барабанах уже никто не вспоминает. К изюминкам нового автобуса можно отнести родную сканиевскую систему EBS. Ее блок управления отслеживает положение тормозной педали, на основании чего подает сигналы исполнительным механизмам, а те, в свою очередь, регулируют давление в тормозных камерах. Электронные регуляторы установлены непосредственно у колес, чтобы снизить время реакции системы на нажатие педали. Однако доверие к подобным системам со стороны конструкторов по-прежнему невелико, а потому в случае выхода из строяэлектроники автобус не останется без тормозов. Они будут работать с обычной для пневматики скоростью отклика на нажатие педали. В управлении автобусом посредником между водителем и колесами выступает рулевой механизм производства ZF Friedrichshafen AG. У двухосных моделей автобусов передаточное отношение механизма меняется в пределах от 17 до 20, а у трехосных – от 22,2 до 26,2. К тому же у A80 с тремя осями задняя обязательно будет подруливающая, дабы уменьшить радиус разворота и сэкономить на износе резины. Управляет ею все тот же ZF, к которому дополнительно подключены пневмогидроаккумулятор и центрирующий поворотный цилиндр. Усложняется система, конечно, прилично, зато радиус разворота трехосника почти такой же, как и у двухосного собрата.Олег Прохоров ФОТО НИНЫ ЛЫСЕНКОВОЙ, АНДРЕЯ МАХОТИНА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯАПРЕЛЬ 2011 РЕЙС 63