22
23
24
26
спецпроектДЕНИС БОРОВИЦКИЙ редактор журнала «Рейс»GOODYEAR & РЕЙСGOODYEAR OMNITRAC ДВА ГОДАЖурнал «Рейс» подводит итоги двух лет испытаний по оценке качества и ресурса грузовых шин для смешанного применения Goodyear Omnitrac Duraseal MSS и MSD (315/80R22,5) компании ООО «Гудиер Раша»Ровно два года назад – в мае 2009 г. – начался специальный проект журнала «Рейс» и компании ООО «Гудиер Раша», представляющий собой ресурсные испытания новых шин для самосвалов Goodyear Omnitrac Duraseal для рулевой MSS и ведущей MSD осей. Отличительной особенностью данных шин является не только усиленный каркас и самоочищающийся протектор, но и специальный слой из гелеобразной резины, которая заполняет22 РЕЙС МАЙ 2011собой прокол. Вероятность же прокалывания и пореза шин весьма высока, так как самосвалы нашего партнера «Управление механизации-25» задействованы на вывозе грунта и строительного мусора. С начала старта проекта на протектор шин самосвала Volvo накручено 145 174 и Scania – 119 061 километров. За два года и, соответственно, восемь сезонов – два лета, две осени, две зимы и две весны – мы собрали уникальную информацию о работе шин с привяз-кой остаточной глубины протектора к конкретным дорожным и погодным условиям. Самым показательным, пожалуй, стал первый год нашего проекта, так как в течение его машины прошли достаточно много: пробег самосвала Scania составил 71 229, а Volvo – 87 809 километров. Первый год был богат и на потери – при пробеге 50 000 километров с автомобиля Volvo по причине неремонтируемого прокола одного из колес были сняты передние шины. Уцелевшая покрышка заняла место запаски на Scania, но без работы осталась недолго. Увы, но последовавшие друг за другом два прокола списали одно из колес в утиль, а на втором режущий предмет оставил мощную отметину – порез. Инспектор ГИБДД, проводивший техосмотр, потребовал снять покрышку с машины, и при пробеге самосвала Scania 71 229 километр рулевая ось осталась без шин Goodyear ИнформацияОЛЕГ РОДИОНОВ специалист по грузовым шинам ООО «Гудиер Раша» Стоимость километра пробега Volvo Пробег на 24.03.11 г. составил 140 024 км. Средняя остаточная глубина протектора 8 мм. Остаточная глубина протектора оригинальная (начальная ) 20,5 мм. Средняя стоимость шины для автопарка, в котором более 81 автомобиля, 21 919,90 рублей с НДС. Расчет пробега шины на 1 мм протектора. 140 024 км было пройдено на: 20,5 мм - 8 мм = 12,5 мм. Соответственно, на 1 мм протектора шина прошла в среднем 140 024 км/12,5 мм = 11 202 км. Если условия эксплуатации шины на данном автомобиле будут неизменны, то прогнозируемый пробег до остаточной глубины протектора 2 мм будет состоять: Полный ресурс шины 20,5 мм - 2 мм = 18,5 мм. Суммарный пробег шины составит 18,5 мм х 11 202 км = 207 237 км. 20,5 мм. Средняя стоимость шины для автопарка, в котором более 81 автомобиля, 21 919,90 рублей с НДС. Расчет пробега шины на 1 мм протектора. 115 396 км было пройдено на: 20,5 мм 9,8 мм = 10,7 мм. Соответственно, на 1 мм протектора шина прошла в среднем 115 396 км/10,7 мм = 10 784 км. Если условия эксплуатации шины на данном автомобиле будут неизменны, то прогнозируемый пробег до остаточной глубины протектора 2 мм будет состоять из: полный ресурс шины 20,5 мм - 2 мм = 18,5 мм. Суммарный пробег шины составит 18,5 мм х 10 784 км = 199 516 км.Стоимость километра пробега Scania. Пробег на 24.03.11 г. составил 115 396 км. Для равномерного износа необходимо поменять местами внешние шины на средней оси. Средняя остаточная глубина протектора 9,8 мм. Остаточная глубина протектора оригинальная (начальная )Стоимость километра пробегаОстаточная Прогнозируе- Прогнозируемая глубина мый пробег, стоимость протектора, км км/пробега мм Volvo 20,5 8 207 237 0,11 руб./км Scania 20,5 9,8 199 516 0,11 руб./км Необходимо учитывать, что расчет проведен по среднеарифметическому принципу. Но если говорить про фактический износ шины, то он будет медленнее Соответственно, если условия эксплуатации шины будут неизменны и не будет критических боковых порезов, то шины пройдут больше, так как по мере уменьшения остаточной глубины протектора скорость истирания оного уменьшается, то есть шина истирается медленнее с каждым мм протектора. Марка ТС Первоначальная глубина протектораРасчетный ресурс шин самосвала Volvoзадняя тележка рулевая ось глубина протектора 1 мм отчетный период шины сняты с пробега нарезка протектора шинспециальный слойРасчетный ресурс шин самосвала Scaniaзадняя тележка рулевая ось глубина протектора 1 мм отчетный период шины сняты с пробега нарезка протектора шинШины задней тележки меняли местами для компенсации износаOmnitrac Duraseal MSS. Справедливости ради отметим, что при данном повреждении можно продолжить эксплуатацию шины, но невозможно честно пройти техосмотр. А наш перевозчик УМ–25 – компания серьезная: законы чтит, и безопасность перевозок для нее на первом месте. Учитывая, что при покупке крупным оптом стоимость рулевых шин на момент написания статьи составляла 21 900 рублей, получаем стоимость километра их пробега от 0,44-0,31 рублей. Шины ведущих осей по-прежнему находятся в строю, и расчет стоимости километра пробега является предполагаемым (см. комментарий Олега Родионова, специалиста по грузовым шинам ООО «Гудиер Раша»). Сбудутся ли прогнозы – неизвестно, так как порезы, в том числе и такие, которые затрагивают нити корда, как говорится, уже имеют место быть. Так что фатальное поМАЙ 2011 РЕЙС 23 спецпроектGOODYEAR & РЕЙСТехническая характеристика шин Omnitrac DurasealРазмер МаксимальИндекс нагрузки Нач. Инд. ное рекоглубина одиночная сдвоенная скор. мендованное протектора установка установка давление 315/80R22,5 Omnitrac MSD Duraseal 156 150 K 8,50 20,2 315/80R22,5 Omnitrac MSS Duraseal 156 150 K 8,50 18,1 Модель Рекомендованный диск, ширина, 9 9Нагрузка на осьРазмер Модель Ц4,5 4810 4810 8060 8060 5,0 5240 5240 8770 8770 5,5 5650 5650 Давление в шинах, бар 6,0 6,5 7,0 7,5 6060 6060 6460 6460 6850 6850 7240 7240 8,0 7630 7630 8,5 8000 8000 9,0 8380 8380В покрышках засело великое множество гвоздей, не прошедших навылетОдиночная установка 315/80R22,5 Omnitrac MSD Duraseal 315/80R22,5 Omnitrac MSS Duraseal Сдвоенная установка 315/80 R22,5 Omnitrac MSD Duraseal 315/80 R22,5 Omnitrac MSS Duraseal9460 10 150 10 820 11 480 12 130 12 770 13 400 14 030 9460 10 150 10 820 11 480 12 130 12 770 13 400 14 030Схема расстановки колес и остаточная глубина протектора (Scania)Схема расстановки колес и остаточная глубина протектора (Volvo)10,5 1010 108,2 7,18 8,3910 107,3 6,3-87,6 8,3А этот металлический штырь, похоже, пробил покрышку. Утечки воздуха нет7,5Благодаря гелю молниеносного выхода воздуха не произошлоПосторонние предметы, попадая в разрез, приводят к его ростуБоковые порезы шин ремонтировали традиционно – наложением латокПрактика показала: пластиковые удлинители лучше армированных24 РЕЙС МАЙ 2011вреждение одной из шин повлечет за собой снятие с пробега всех, установленных на данной оси. Правда, крупное автопредприятие закупает не пару комплектов покрышек, а намного больше, что позволяет менять вышедшие из строя новые или изношенные с других машин. Покрышки на одной оси должны при этом иметь максимально близкий по величине износ протектора, что позволит шинам работать с равной нагрузкой. В противном случае покрышка с большей остаточной глубиной протектора будет изнашиваться интенсивнее. Однако на то и наш проект, чтобы дать информацию для размышлений: если за первый год мы потеряли все покрышки рулевых осей,то вероятность аналогичного развития событий на автомобилях, работающих в тех же самых условиях, очень велика. Нередки и случаи смены автомобилей и, соответственно, перестановки шин на новые транспортные средства. Наши шины, к слову, ходили под пятью самосвалами, два из которых Volvo и три Scania. Для чистоты эксперимента покрышки, снимаемые с Volvo, устанавливались опять-таки на Volvo, а демонтированные со Scania вновь доставались Scania. За это отдельная благодарность руководству УМ-25. Особого внимания заслуживает уникальная особенность испытуемых шин: герметизирующий слой призван заде- спецпроектGOODYEAR & РЕЙСЧтобы исключить рост пореза, необходимо его завулканизироватьКамни с острыми краями входят в протектор как горячий нож в маслоПри сквозном порезе разорваны нити корда, пробиты все слои брекераПорезы боковин обязательно осматривались: не задет ли корд?С таким повреждением колесо обречено на списание в утильНа шинах был зафиксирован неодинаковый по ширине протектора износВыясняя причины несрабатывания геля, мы замеряли диаметры отверстийНалипшая на диски двускаток грязь делает их балансировку бесполезнойСрезанная часть шашки протектора оголила нить кордаПорез шины рулевой оси Scania длиной 24 см и глубиной 9,6 мм26 РЕЙС МАЙ 2011лывать проколы диаметром до шести миллиметров и тем самым избавлять водителя от замены колеса во время рейса, а предприятию получать экономию на шиномонтаже, кроме того, это позволит не снимать машину с маршрута. Последнее очень важно, так как именно от объема перевозок и количества рейсов зависит прибыль перевозчика. Так вот, с одной стороны, за два года нашего проекта ремонтировать шины пришлось 14 раз, и это при том, что самосвалы работали в жестких условиях свалок. С другой стороны, мы фиксировали проколы, которые по непонятным для нас причинам не были загерметизированы гелем. Пока эти случаи так и осталисьзагадкой – технические специалисты компании «Гудиер Раша» внятного ответа не дали. К сожалению, интенсивность работы машин в 2010 году упала, что затруднило проведение измерений остаточной глубины протектора шин. Судите сами: уловить те десятые доли миллиметра, на которые таяли шины за 3-5 тысяч пройденных километров, не так-то просто. Малые пробеги незначительно отражаются и на развитии коррозии оголенных нитей корда под оторванной шашкой и некоторых порезов (Volvo). Поэтому для предоставления нашим читателям объективной и насыщенной фактами информации целесообразно перейти на сезонный период отчетности.