14
15
16
17
18
19
20
21
автомобили главная темаРЕЙСОВЫЙ БИЗНЕС-ЛАЙНЕР ХХХХХХХХХХХХХПРИУЧАЯ К ХОРОШЕМУМогут ли быть экономически выгодными в России рейсовые автобусы повышенной комфортности?Не раз приходилось слышать от самых разных людей: «В поездку за 100 и более километров я никогда не поеду на автобусе, лучше заплачу чуть больше за билет на поезд». Их основные аргументы: все автобусы старые, в них грязно, невозможно поспать, тесно, пиво, семечки и т. д. А можно ли сделать автобус комфортабельным и привлекательным даже для наиболее требовательных пассажиров? Коломенская «МАП №2 Автоколонна 1417» давно уже эксплуатирует на рейсовых маршрутах автобусы повышенной комфортности – проект получил название «Бизнес-лайнер». Если отбросить маршруты протяженностью за 300 км и обратить внимание на такие, как Рязань – Москва – Рязань, то лет десять-пятнадцать назад пода14 РЕЙС МАЙ 2011вляющее большинство пассажиров этого направления перевозилось электричками. Условия пребывания в них немногим лучше, чем в салоне старенького «Икаруса». С одним лишь исключением: вероятность поломки ЖД-состава на маршруте ничтожно мала, в отличие от уже доказавшего на тот момент свою несостоятельность сильно изношенного подвижного состава автоколонн. Прибавьте к этому большие интервалы движения автобусов. Исправить катастрофическое положение дел в этой отрасли могли только кардинальные меры – с улучшением инфраструктуры, подвижного и кадрового состава. Эти реформаторские функции взяла на себя коломенская «МАП №2 Автоколонна 1417», входящая в «Мострансавто». Все начиналось с обслуживания выше-упомянутого маршрута Рязань – Москва – Рязань. На линию с большей интенсивностью начали выходить самые разные автобусы, в том числе и городские, переделанные для работы на междугородних маршрутах. Потеснить РЖД с таким инструментарием, может, и не получилось, зато на заработки в столицу стали отправляться совершенно новые люди, которые доселе трудились лишь в Рязани. Таким образом, коломенцам удалось стимулировать подвижность населения и заработать новых постоянных клиентов. Следующим этапом в развитии пассажироперевозок стало предоставление пассажирам выбора: ехать дешевле, но в потрепанном жизнью оld вus категории «межгород» или подороже – в новом, более удобном варианте «комфорт». Разница в цене составляла немалые 30%. Однако такое разделение продержалось всего несколько лет, так как пассажиры однозначно сделали выбор в пользу комфорта, а экономавтобусы исчезли из-за своей нерентабельности. С тех пор автобусный парк «Автоколонны 1417» начал спешно молодеть и эволюционировать. Появилось большое количество автобусов марки Setra – как новых, так и бывших в употреблении. ХХХХХХХХХХХХХМИХАИЛ ПОЧУКАЕВБИЗНЕС-ЛАЙНЕРКого возить?Это главный вопрос любого предприятия пассажирского транспорта, имеющего цель заработать деньги. У «Автоколонны 1417» уже есть сформированный круг постоянных клиентов, но плох тот бизнесмен, который не мечтает расширить арсенал своих возможностей. Программа «Бизнеслайнер» как раз и призвана повысить привлекательность регулярного общественного транспорта и сломать стереотип, что автобус – это транспорт для бедных. Где же дополнительно взять пассажиров? Выделим три источника: пасс а ж иры железной дороги, частные автовладельцы, готовые отказаться от поездки на личном авто, и те, кто крайне редко использует любой из перечисленных видов движения. К каждой группе, естественно, нужен свой подход. К примеру, почему человек из Рязани или Коломны может стать постоянным пассажиром междугороднего автобуса? Для этого нужно, чтобы его доходы на удаленном месте работы были больше заработка в родном городе, как минимум, настолько, чтобы покрывались затраты на проезд. С учетом разницы доходов в столице и регионах таких пассажиров можно было бы найти предостаточно, но не все так просто. Время в пути от Москвы до Коломны почти два часа, до Рязани – три с половиной. Тем не менее это не самая большая проблема привлечения новых пассажиров из этого источника. Здесь важнее то, что резерв потенциальных пассажиров не так велик: из тех, кто мог ездить на автобусе, все уже ездят. Только повышением уровня комфорта людей (например, предпочитающих ЖД) вряд ли можно привлечь – им больше подошло бы уменьшение времени в пути, а этого в проекте «Бизнес-лайнер» не предусмотрено. В «Автоколонне 1417» надеются, что в будущем на подступах к Москве организуют выделенные полосы для общественного транспорта (такие решения уже принимаются см. «Рейс» № 4-2011 г. «Транспорт мегаполисов»), и автобусы смогут миновать пробки. Построят современные и удобные автобусные терминалы – тогда проект «Бизнес-лайнер» приобретет совсем иной вид и совсем иные перспективы. Ну а пока таких полос нет – потенциальные пассажиры из категории автовладельцев скажут, что у поездки на автобусе нет преимуществ перед мобильностью личного авто. Позволим себе не согласиться. В современных автобусах тепло зимой и прохладно летом. В каждом работают бортпроводницы, в Коломне их на авиационный манерМАЙ 2011 РЕЙС 15Кого может привлечь в ряды своих клиентов коломенская автоколонна и чем же бизнеслайнер отличается от обычных рейсовых автобусов?В современном междугороднем автобусе уровень пола повышен для вместительных багажных отсеков автомобили главная темаО ПРОЕКТЕНИКОЛАЙ СИДЕЛЕВ директор «МАП №2 Автоколонна 1417», Коломна роект «Бизнеслайнер» появился не на пустом месте. Его идея была навеяна поездкой по Испании. Там между городами ходили автобусы повышенной комфортности – пятизвездочные по европейской классификации. То есть с увеличенным до 900 мм шагом сидений и компоновкой 2+1. Автобусы очень удобные, обслуживание вежливое, приятное. Мы подумали, что наши пассажиры не хуже испанских, и решили попробовать ввести такой сервис у себя. Пусть наш пассажир посмотрит, каким может быть регулярный общественный транспорт. Для начала приобрели два подержанных автобуса в той же Испании. Дело в том, что новые стоят очень дорого, а бывшие в употреблении машины еще в удовлетворительном состоянии. Проблем с сервисом, ремонтом и запчастями у нас не бывает, потому что мы пользуемся привилегированным положением официального партнера Setra. Для мелких перевозчиков брать такие автобусы – путь к разорению. В будущем и новые автобусы планируем приобрести. У немцев есть такое понятие, как стоимость владения. Они смотрят не на на-РЕЙСОВЫЙ БИЗНЕС-ЛАЙНЕР ХХХХХХХХХХХХХПчальную стоимость, а на общие расходы на эксплуатацию за весь срок службы. Так вот, самые дешевые по начальной цене модификации не всегда выигрывают по стоимости владения. Посчитав, мы решили, что будем брать автобусы только в лучших комплектациях, ведь разница в цене в пересчете на количество перевезенных пассажиров копеечная. Так почему же не порадовать своих клиентов, например, кожаной обивкой сидений? Купленные автобусы, которые мы назвали бизнес-лайнерами, было решено еще улучшить. Поставили своими силами телевизоры в подголовники кресел. Трансляция звука – через наушники. Потом выпустили автобусы на маршруты. Они ходят по всем трем нашим междугородним направлениям: Москва – Рязань, Москва – Коломна и Коломна – Рязань. Сначала установили цену выше, чем на обычные наши автобусы, но быстро поняли, что это неудобно в первую очередь нам самим. Лайнеры просят для туристических поездок – в СанктПетербург или по Золотому кольцу. Получалось, что обеспечить их регулярное появление на наших маршрутах было невозможно. В итоге пришли к тому, что проезд в бизнес-лайнере не отличается по цене от проезда в обычном автобусе. А стюардесса расскажет пассажирам, чтоим выпала честь прокатиться на машине повышенной комфортности, и научит их, чем и как пользоваться. Если смотреть с экономической точки зрения, то проект себя не окупает. Но как маркетинговый ход он работает замечательно. Пассажиры в восторге, они видят, каким комфортабельным может быть междугородний автобус. К лету планируем пополнить парк наших бизнеслайнеров новой машиной. В ней будут уже более современные мультимедийные системы – можно будет не только смотреть телевизор, но и играть в компьютерные игры, выходить в интернет. Когда бизнес-лайнеров станет побольше, снова введем ценовое деление и тогда уже будем смотреть на экономический эффект. Вполне вероятно, что он будет положительным. Мне кажется, что наш народ готов платить за комфортабельную поездку. И экономический эффект это не единственный положительный результат. Если люди предпочтут общественный транспорт, уменьшится поток машин на трассах, исчезнут пробки и улучшится экологическая ситуация. Вот к чему мы в конечном счете стремимся!В таком автобусе можно не только доехать до места, но и приятно провести время за дружеской беседойУдобный столик есть и у передних пассажиров автобусаХорошие кресла – важная составляющая комфортаназывают стюардессами. В поездке они предлагают прохладительные напитки, чай, кофе и всяческие закуски вроде чипсов. А потому нервничать в пробке, пусть и за рулем своей машины, вряд ли приятнее, чем в мягком кресле автобуса, где тебе предложат посмотреть телевизор, съесть пирожок или выпить пива. Правда, оно в коломенских автобусах пока еще продается. А чтобы понять, насколько этот слабоалкогольный напиток необходим, провели анкетирование пассажиров. Мнения разделились в соотношении 50/50, где ярыми сторонниками пенного (как ни прискорбно констатировать) оказалась молодежь. А как же в таком случае поступают с несознательными (слабыми перед зеленым змием и не знающими меры) гражданами, способными не только испортить настроение, но и так загадить салон, что и химчистка не справится? С теми, из-за кого многие автомобилистыдаже не смотрят в сторону автобусов. Функции защиты пассажиров от подобного рода маргиналов возложили на стюардесс: они ведь хозяйки салонов. Конечно, от хрупких милых девушек никто не требует вступать в рукопашную – достаточно набрать телефон 02. Оперативное реагирование родной полиции гарантировано, что доказывает статистика за 2010 год. 17 горепассажиров было высажено в чисто поле с последующим препровождением в местное ОВД, а 37 поддатых индивидов не пустили в салон, они остались «загорать» на автовокзале до полного вытрезвления. И это еще не все меры – в перспективе предполагают введение черных списков, подобных тем, что создаются в авиакомпаниях. Но это станет возможным только после появления персонифицированной продажи билетов, то есть продажи по документам, удостоверяющим личность. В сравнении с железной16РЕЙС МАЙ 2011 ХХХХХХХХХХХХХАвтобусов со стеклянной крышей в Коломне пока нетПассажир должен пристегнуть ремень безопасностиВ таком автобусе удобно проводить деловые встречиДополнительное оборудование – залог удобствадорогой, у автобусов есть одно весомое преимущество и один существенный недостаток. Преимущество в минимальных интервалах отправления в промежутке между 5 и 23 часами. Железная дорога позволить себе такого не может. Причем благодаря небольшим интервалам автобусы заполнены не до конца, а значит, места есть на любой рейс. Автоколонна гарантирует отправление точно по расписанию, а на случай, если прибывающий автобус опоздает из-за пробок, в Москве держат резервный парк. Именно отсутствие гарантированного времени прибытия и является самым большим недостатком автобусного транспорта, с которым в одиночку автоколонне не справиться. Хоть и немного, но чаша весов все же качнулась в пользу автобусов в прошлом 2010 году. Большинство межрегиональных поездов-экспрессов ОАО «РЖД» были пере-ведены из класса поездов дальнего следования в класс ускоренных пригородных, и теперь на комфортабельную электричку Москва – Рязань стало невозможно приобрести билет заранее. В Коломне же делают все, чтобы предварительная продажа билетов развивалась. Сейчас действует услуга бронирования билетов по телефону. А чтобы пассажиры ответственнее подходили к данной услуге – она платная, и для подключения потребуется заключить с автоколонной договор. Он позволит узнать у диспетчера, когда пойдет бизнес-лайнер, и купить на него билет. Кроме дистанционного бронирования есть и услуга продажи обратных билетов в автобусах у стюардесс. Забавно, но поначалу покупкой билета в салоне могли пользоваться лишь в регионах, тогда как автостанция в Выхино наотрез отказывалась сажать пассажиров по ранее купленРеклама МАЙ 2011 РЕЙС 17 автомобили главная темаРЕЙСОВЫЙ БИЗНЕС-ЛАЙНЕР ХХХХХХХХХХХХХДва ЖК-монитора на салон – далеко не пределОткидные столики есть не только в бизнес-лайнерахЧай, кофе – теперь не только на железной дорогеВ распоряжении стюардессы имеется мини-кухняКомфорт поездки зависит и от условий работы водителяПредоставление наушников является платной услугойБлок индивидуального освещения красивый и удобныйПримерно такие салоны у обычных автобусовным на борту билетам. Проблему решили радикально: автоколонна платит Выхино процент за каждого пассажира, покидающего столицу и купившего билет в автобусе. Итак, мы уяснили, кого возит коломенская автоколонна, кого может привлечь в ряды своих клиентов, пришло время узнать, на чем пассажиров возят сегодня и чем же преслову-тый бизнес-лайнер отличается от обычных рейсовых автобусов.Как возить?На коммерческих междугородних маршрутах «Автоколонны 1417» преобладают автобусы марки Setra. Из них около двух третей составляют автобусы моделей S317HDH, S319UL/11, S417GT-HD и S315GT-HD. Часть машин приобреталасьновыми, часть бывшими в употреблении у европейских перевозчиков. Неудивительно, что для проекта «Бизнес-лайнер» выбрали эту же марку. Подходящие автобусы модели Setra S417HDH нашлись в Испании у одного из ведущих автобусных перевозчиков страны, компании Alsa. Они пришли в Коломну в 2008 году, а тот факт, что модель в парке представленане была, едва ли мог смутить официального дилера Setra, тем более что степень унификации современных автобусов достаточно высока. У них уже были люксовые кожаные салоны на 38 мест (по европейской классификации пять звезд), аппараты для жарки сосисок и… миллионные пробеги. В дирекции автоколонны заметили, что без статуса официального сервиса Setra не отважи-МНЕНИЕМИХАИЛ ГОРБУНОВ начальник отдела эксплуатации ОАО «Кимрское АТП», Кимры – Наше предприятие обслуживает междугородные автобусные маршруты небольшой протяженности. Парк автобусов, используемых на этих направлениях, представлен марками ЛиАЗ 525633-01 и ГолАЗ 52911. Весьподвижной состав 2007-2008 годов выпуска. Это достаточно простые и в то же время вполне удобные автобусы, комфортабельность которых вполне достаточна для поездки продолжительностью до 3-х часов. Коломенские эксперименты, конечно, весьма интересны, но мы полагаем, что на наших маршрутах они в настоящее время бессмысленны.По результатам проведенного опроса среди пассажиров и работников АТП пришли к выводу, что переплачивать за дополнительные удобства практически никто пока не готов, так как бытует мнение, что и цена 200 рублей до Твери и Москвы от нашего города достаточно высока. То, что нужно нашему пассажиру в дороге, это меньшая по сравнению с железнодорож-ным транспортом цена, тепло или прохлада в салоне (в зависимости от сезона) и, наконец, возможность выспаться или вздремнуть перед началом работы или после ее окончания, что в электричке сделать получается далеко не всегда. Ну и, конечно же, доброжелательность и радушие экипажа вкупе с профессионализмом водителей играют определен-ную, иногда решающую роль в выборе пассажира в пользу автобуса. И здесь уж точно дополнительные опции в виде телевизоров в подголовниках и выпечки, пусть даже очень вкусной, не смогут конкурировать с критериями безопасности (опыт и надежность водителя лучше комфортного кресла). Если мы начнем приобретать дорогие зарубежныеавтобусы с всякими дополнительными наворотамиудобствами, то из-за повышения цен наши клиенты просто станут клиентами железной дороги. Разумеется, нам это неинтересно. Как будет развиваться ситуация в будущем, покажет время, а сегодня автобусы повышенной комфортности на наших маршрутах не востребованы.18РЕЙС МАЙ 2011 ХХХХХХХХХХХХХПо заказу автобус может быть оснащен любым дополнительным оборудованием, даже мини-баромПланировка салона располагает к деловому общениюНа таком столике запросто уместятся четыре ноутбукались бы на покупку таких машин. На линию автобусы вышли не сразу. Было решено установить в спинки всех кресел телевизоры с разъемами под наушники, а на крышу автобуса – антенну для приема спутникового телевидения. Каждый пассажир волен выбирать один из каналов по своему вкусу, но преимущество отдано новостным и культурным каналам. Также пассажир может смотреть фильмы, транслируемые с DVDплеера. В репертуаре коломенских автобусов в основном замечательные, но все же уже несколько приевшиеся комедии «Мосфильма». А что поделать – государственный перевозчик обязан соблюдать закон об авторских правах. Ну а если пассажир совсем ничего не желает смотреть, то ему будут предложены газеты и журналы, причем бесплатно. А главной составляющей удобной поездки все-таки являются приветливые стюардессы. Они предлагают пассажирам весь набор про-дуктов «обычных» рейсовых автобусов, а помимо этого сосиски, пожаренные в специальном аппарате, и фирменную выпечку от кафе «Караван» (в качестве справки: это кафе принадлежит автоколонне и является по совместительству столовой для ее персонала, и выпечка у них очень вкусная – сам пробовал). Было время, когда пассажирам предлагали готовые пайки в коробочках, но столкнулись с проблемой: у нереализованных пайков слишком маленький срок годности. К лету снова обещают попробовать эту услугу, возможно, с новым набором продуктов. Уже решено, что такое питание будет предусмотрено только на южных маршрутах, перевозящих курортников. В бизнес-лайнерах у стюардессы можно попросить ноутбук, а в сочетании с wifi это бесплатный выход в Интернет. Правда, не очень понятно, что будет делать стюардесса, если все пассажиры одновременно попроРеклама МАЙ 2011 РЕЙС 19 автомобили главная темаРЕЙСОВЫЙ БИЗНЕС-ЛАЙНЕР ХХХХХХХХХХХХХНа автобусные заводы кресла поступают уже в сбореСделать автобусное кресло не проще автомобильногоКонструкция кресла обеспечивает безопасностьРегулировка спинки расположена традиционно сбокусят по ноутбуку. Впрочем, можно ездить и со своим, это даже удобнее. На этом фоне забавно звучат рассказы коломенцев о том, что несколько лет назад принимали решение убрать из автобусов раскладные столики, потому что они становились яблоком раздора для пассажиров: один хотел непременно откинуть сиденье, другой непременно поставить чашку кофе на столик. Сейчас столики возвращают, и отрадно слышать, что пассажиры стали вежливее и терпимее относиться друг к другу. По крайней мере, «территориальные» конфликты случаются всереже и реже. Иногда люди вынуждены отправляться в дорогу с детьми. Как их развлечь, чтобы они не стали капризничать на протяженном маршруте? Что для этого предусмотрели в проекте «Бизнес-лайнер»? Пока самую малость: стюардесса предложит ребенку раскраску и фломастеры. Сейчас машин класса бизнес-лайнер всего две, у следующей партии планируют расширить функции телевизоров в подголовниках. Они станут еще и мониторами для видеоигр. Пока еще сложно представить себя едущим в междугороднем автобусе и проходящим при этомочередной квест в Warcraft. Тем не менее эта фантастика вполне может стать реальностью в недалеком будущем.Почем возить?Пожалуй, и пассажиров, и перевозчиков больше всего интересует цена вопроса. Удивлю, сказав, что стоимость билета на бизнес-лайнер абсолютно такая же, как и на обычный коломенский автобус. Хотя изначально проезд в бизнеслайнере был дороже. И этому есть логическое объяснение. Машин повышенной комфортности в «Автоколонне 1417», как уже отмечалось, всего две. При этомпериодически они используются в качестве экскурсионных для поездок в другие города, их любят арендовать различные компании, а потому невозможно гарантировать выполнение части рейсов именно ими. Вот и получается, что на линию бизнес-лайнер выходит взамен какого-либо другого автобуса, а стюардесса в салоне объясняет пассажирам, что им крупно повезло и поедут они в автобусе повышенной комфортности. Сегодня билет от Москвы до Рязани стоит 340 рублей, от Коломны до Москвы и от Коломны до Рязани 230 и 110 рублей соответ-ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТИРИНА ПОЛЯКОВА кандидат экономических наук аконец-то государство повернулось лицом к общественному транспорту. Конечно, в городахмиллионниках это вынужденный поворот, поскольку в противном случае при нынешних темпах роста личной автомобилизации населения, с одной стороны, и отставании в развитииНулично-дорожной сети, с другой, приоритет в развитии общественного транспорта – единственный выход из непростой ситуации. Выделенные для общественного транспорта полосы в больших и не толь-ко городах будут, равно как и современная организация и контроль над работой городского транспорта с помощью интеллектуальных транспортных систем. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, не в том объеме, но будут. Подвижной состав обновляется – опять-таки темпы замены изношенных и морально устаревших автобусов, троллейбусов, трамваев, вагонов метро могли бы быть выше, но еслидаже возможности бюджета Москвы не беспредельны, то что говорить о других городах. Но процесс перехода к пользованию общественным транспортом начался. Потребитель услуг, то есть пассажир, правильно понимает стремление властей спасти город от коллапса, готов воспользоваться общественным транспортом, тем более что надоело стоять и жечь бензин в пробках, думать о том, где припарковаться, бояться, чтоэвакуатор доберется до машины, стоящей в неположенном месте и т. д. Но обменять личный автомобиль на общественный транспорт пассажир готов на своих условиях: если быстро, с минимальным комфортом и недорого, то, пожалуйста, согласен. Нет – буду стоять в пробке, задраив окна и включив кондиционер. На самом деле перевозчику, если государство обеспечит «зеленый свет» общественномутранспорту, требуется приложить усилия как организационные, так и финансовые по обеспечению этого самого комфорта. Чистый салон, соответствующая температура зимой и летом, наконец, возможность сесть, а не втиснуться, оплатив проезд. А если будет реальная экономия по времени, когда можно рассчитать время поездки и не планировать час-два «сверху», то автобус (троллейбус, трамвай, метро)20РЕЙС МАЙ 2011 ХХХХХХХХХХХХХМНЕНИЕСЕРГЕЙ ВОРОБЬЕВ директор по перевозкам «Автоколонна №1791», Сергиев Посад – Проект коломенской «Автоколонны №1417» весьма интересен, но в нашей автоколонне нет автобусов подобного уровня комфортности с трехряднойкомпоновкой, и приобретать их в ближайшее время мы не собираемся. Из машин повышенной комфортности у нас два MAN Lions Coach и один Mercedes-0350, остальные автобусы, обслуживающие междугородние рейсы на Москву, это Mercedes Conecto. В городе и пригороде Сергиев Посадапо регулируемым тарифам (с предоставлением льгот) работают ЛиАЗ-5256. В ближайшее время мы планируем обновлять парк автобусами MAN Lions Regio и Hyundai Universe. В первую очередь, они будут пущены на маршрут Сергиев Посад – Москва, а нынешние Mercedes Conecto пойдут на пригород. Идея созданияпарка повышенной комфортности весьма интересна, но сейчас мы ее реализовать не сможем. Мы стараемся привлечь пассажиров ритмичностью и минимальными (10-15 мин.) интервалами подачи автобусов. Таких полуденных перерывов, как, например, у железной дороги, у нас нет. Первый автобус из Сергиева Посадаотправляется в 5.10, последний в 21.00. Из Москвы первая машина поедет в 6.50 утра, а последняя в 22.40. Для привлечения еще большего числа пассажиров мы планируем начинать работу чуть пораньше и заканчивать чуть попозже. К тому же наше направление ЖД держит в льготной зоне: цена поездки на электричкезначительно ниже, чем на других ветках. Пассажиров в автобусных перевозках пугают и пробки, из-за которых можно не прибыть вовремя. Однако, как я и говорил, единственным транспортом, позволяющим добраться до Москвы в середине дня, остается автобус, ну и личный автомобиль, конечно.ственно – цены на уровне второго класса электричкиэкспресса. Вот только кто же поедет на автобусе такого класса, не попробовав дополнительных услуг? А они в большинстве своем платные. Питание, само собой, за деньги, наушники за 120-150 рублей, даже провоз багажа за отдельную плату. Причем на рязанских маршрутах за место багажа установлен тариф 20 рублей, а если ехать из Коломны в Москву, то провоз багажа обойдется уже 40 рублей. Странно, не правда ли… В итоге в среднем каждый пассажир за поездку тратит 120 рублей на дополнитель-ные услуги. Эти деньги позволяют окупать труд стюардесс, а цена поездки из столицы в Рязань возрастает до 460 рублей. Дороговато, впрочем, пассажиры сами вольны решать, сколько денег им потратить. Недовольных поездкой почти не бывает. Что касается экономической выгоды для перевозчика, то прямой прибыли бизнес-лайнер дать не может. Если учесть средний коэффициент использования пассажировместимости на коммерческих маршрутах «Автоколонны 1417», равный 0,83, то получится, что в 60-местном автобусе в среднем едут 50 человек.В бизнес-лайнер входит только 37 пассажиров: одно место всегда забронировано за стюардессой. Это значит, что денег комфортабельная машина зарабатывает меньше. А сколько тратит? А тратит она много. Бывшие в употреблении автобусы с миллионными пробегами по определению не могут быть экономичными в эксплуатации. Не исключение и коломенские Setra S417HDH. Их обслуживание и ремонт стоят втрое больше, чем более молодых собратьев. Не спасает и низкая начальная цена автобуса – 200 тысяч евро за подержанный против 500 тысяч за новый.Но не стоит забывать о косвенной прибыли. О той, которая появится от новых пассажиров, привлеченных комфортабельными автобусами. Проект «Бизнес-лайнер» призван показать потенциальным пассажирам, что автобус может превосходить по уровню комфорта другие виды транспорта. В этом и заключается смысл его существования сегодня. А в будущем бизнес-лайнеры, вероятно, сами начнут зарабатывать деньги при работе на регулярных междугородних маршрутах. Тогда мы увидим и новые машины на линии.будут воспринимать не как крайний случай. В сознании руководителей предприятий общественного транспорта сложилось мнение, что если салон машин оборудован с относительным комфортом, то это дорого. Так вот, применительно к общественному транспорту, учитывая его высокий уровень эксплуатации, скупой платит даже не дважды, а больше. Расчеты специалистов пока-зывают, что в общих затратах кожаные сиденья салона увеличивают их всего на несколько рублей в год. Но они легко чистятся, даже если на них что-то пролить, в отличие от тех же тканевых, не требуют замены, имеют кондиционный вид на протяжении всего периода эксплуатации. Конечно, пассажир может испортить и кожу, и ткань, но если следовать такой логике, то использовать у нас можно толькостолыпинские вагоны. Однако РЖД эксплуатирует вагоны повышенной комфортности, и пассажиры, воспользовавшись хорошим, не хотят переходить на худшее, даже еслиэто будет дешевле. Готовя этот материал, пыталась найти сведения об общественном транспорте повышенной комфортности за рубежом. Так вот, если под повышенной комфортностьюЕсли государство обеспечит «зеленый свет» общественном у транспорту, от перевозчика потребуется приложить усилия организационные, так и фин как ансовые по обеспечению комфорта, который уже существует в Европепонимать работу по расписанию до такой степени, что по нему проверяют часы, если переход с одного вида транспорта на другой осуществляется удобно для пассажира, если предлагаются опять-таки удобные и экономные для пассажира формы оплаты, если общественный транспорт обеспечивает свободу передвижения, то так он работает в Германии, Великобритании, Франции. И при этом считается транспортомобычного уровня комфортности. Вот когда руководители наших предприятий общественного транспорта осознают, что кожаные сиденья в салоне – это не излишняя роскошь, а выгода, прежде всего, для себя и приятность для пассажира, когда не будут тут же поднимать цены на услуги при малейшем повышении их качества, то и общественный станет статусным видом транспорта.МАЙ 2011РЕЙС21