48
49
50
52
54
56
58
59
автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОК48РЕЙС МАЙ 2011 SCANIAСАМОСВАЛЫ SCANIAНе ищите подержанный самосвал Scania в Европе: подходящих нашим перевозчикам модификаций там нетАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»Большая часть парка грузовиков Scania P-серии – машины строительного назначения, и из почти 15-ти тысяч, зарегистрированных в России, преобладают, конечно же, самосвалы. Несмотря на столь внушительное их количество, выбор на вторичном рынке довольно скромный – владельцы не спешили расставаться со строительной техникой даже в разгар кризиса. Но при желании подобрать достойный экземпляр можно. Особенно в Центральном, СевероЗападном и Приволжском округах, где их больше всего (см. таблицу данных аналитического агентства «Автостат»). Как видим, количество машин последних пяти лет выпуска в разы превышает общее число более старых, что в гораздо меньшей степени выражено, например, для магистральных тягачей.Объяснение лежит на поверхности: самосвалы не пригоняют из Европы в индивидуальном порядке – большинство их ввезено импортером официально. Следовательно, вы почти наверняка купите машину от первого владельца, а не из вторых-третьих рук, как нередко бывает с тягачами или контейнеровозами.МодификацииКак правило, самосвалы Scania, предлагаемые на вторичном рынке, относятся к модели пятого поколения, выпускаемой с 2004 года, – более пожилые машины приобретать для интенсивной эксплуатации нерационально. В России чаще встречаются экземпляры на шасси родной шведской сборки с VINномером, начинающимся на YS2. Немало и выпущенных заводом Scania в ГолландииМАЙ 2011 РЕЙС 49 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКХарактеристики самосвала*Объем кузова, м3 16 Крепление гидроцилиндра нижнее Привод замка заднего борта механический Обогрев выхлопными газами Гидрооборудование Binotto (Италия) Материал днище Hardox 400 или аналог боковые стенки сталь 09Г2С передняя стенка, задний борт сталь 09Г2С Геометрические размеры кузова, мм длина 4575 ширина снаружи 2480 ширина изнутри 2308 высота 1530 Угол подъема, град. 47-50 Толщина, мм днища и боковых стенок 6 передней стенки 5 и заднего борта * БЦМ-56.1 на шасси Sсаnia P380CB6x4EHZ производства ЗАО «Бецема»Раздельные головки цилиндров существенно упрощают ремонт и замену прогоревшей прокладкиВ системе питания двигателей Scania – насос-форсунки. Новая стоит 32 тыс. рублей, отремонтированная – дешевле(XLE). Самосвал, собранный в Петербурге (Х8U), на вторичном рынке искать пока рано: завод пустили только осенью 2010 года. На автомобилях, проданных дилером комплектными, то есть уже с кузовом (такие в Россию начали поставлять с 2008 года), сохранен заводской VIN-номер. В большинстве случаев на самосвалы Scania ставили надстройки голландской марки Hyva, комплектующие которой, включая сам кузов и гидросистему, выпускают на территории Польши. Если же надстройка российского производства, VIN меняется. Например, завод «Бецема» выдает свои собственные ПТСХарак-ки самосвалов Sсаnia*Параметр/модель P380CB6x4EHZ P380CB8x4EHZ Грузоподъемность, т 24 30 Нагрузка на переднюю (перед9 9 ние) ось (оси), т Нагрузка на заднюю 30 30 тележку, т Объем кузова, м3 16 21 * сборка завода «Скания-Питер»с WMI-кодом X3W, при этом марка и модель автомобиля обозначены как БЦМ-56.1, а в графе «шасси» указано: Sсаnia P380CB6x4EHZ. В вышеприведенном обозначении модели первой буквой зашифрован тип кабины – в данном случае это низкая P, потом идет мощность двигателя в лошадиных силах, затем назначение машины (С – то есть construction, указывает на строительную технику) и тип шасси (В – под надстройку, в отличие от А, указывающей на седельный тягач). После приведена колесная формула, и, наконец, тремя последними буквами последовательно зашифрованы условия работы (Е – особо тяжелые), высота шасси (Н – самая большая) и тип подвески (Z – спереди и сзади рессорная). Особенность парка самосвалов в России – практически полное отсутствие модификаций для рынка Европы: у нас такие не востребованы. Поэтому далее рассмотрим конструкцию лишь распространенных в нашей стране вер-сий, рассчитанных на работу в специфических российских условиях. Таких у фирмы Scania – три основных разновидности: трехосная P380CB6x4EHZ, четырехосная P380CB8x4EHZ и трехосная полноприводная P380CB6x6EHZ грузоподъемностью соответственно 24 т, 30 т и 21,5 т. Версия 6х6 практически не встречается на рынке: проходимости шасси 6х4 и 8х4 хватает с запасом в большинстве регионов нашей страны – поэтому полноприводники на питерском заводе не собирают и при желании заказчика везут из Швеции. На трехосниках обычно установлен кузов объемом 16 м3, на четырехосниках – 21 или 20 м3. «Европейские» варианты объемом 11, 14, 15, 18 м3 и др. – исключения из правила. Разумеется, никаких модных в Европе алюминиевых кузовов у нас нет – «ловлю блох», то бишь пару-другую сотню килограммов в погоне за снижением веса, наши перевозчики оставляют своим зарубежным коллегам. Поэто-50РЕЙС МАЙ 2011 автомобилиМодель DC11-380 (Евро-3) DC12-380 (Евро-3) DC12-380 (Евро-4) DC12-420 (Евро-3) DC12-420 (Евро-4)ВТОРИЧНЫЙ РЫНОКДвигатели самосвалов Sсаnia российского рынкаРабочий объем, л 11 12 12 12 12 Мощность, л. с. (об/мин) 380 (1900) 380 (1900) 380 (1800) 420 (1900) 420 (1800) Крутящий момент, Н.м (об/мин) 1800 (1100-1300) 1900 (1100-1300) 1900 (1100-1400) 1900 (1100-1300) 2100 (1100-1400)МнениеФЕДОР БИЛЬДИГА, генеральный директор ООО «Автосаф», Москва – Первую партию самосвалов Scania P380 с польскими кузовами мы приобрели в 2006 году, последнюю – в 2009-м, и на сегодня у нас в автохозяйстве 25 таких машин. Мы рассматривали обе шведские марки, но самосвалы Scania оказались экономичнее примерно на 4 л/100 км по сравнению с Volvo. На выбор повлияла и традиционная для Scania простота конструкции – техника Volvo более насыщена электроникой и не обходится без впрыска мочевины при соответствии нормам от Евро-4 и выше. Предполагая высокую надежность шведских самосвалов, мы не просчитались – пробег машин первой партии уже превысил 200 тыс. км, но затраты на эксплуатацию по-прежнему касаются в основном лишь регулярного техобслуживания. Случаи внепланового ремонта единичны. Например, из-за заправки некачественным топливом в дальнем рейсе на одной из машин вышла из строя насосфорсунка системы питания двигателя. Больше подобное не повторялось – все машины нашего автохозяйства заправляются на АЗС проверенной фирмы. Еще одна мелкая неисправность, проявлявшаяся практически на всех новых самосвалах Scania выпуска до 2008 года, – течь масла через сальники ступиц ведущих осей. Решение простое – уплотнение узла герметиком. В остальном – никаких проблем. Машины работают порой в круглосуточном режиме на доставке сыпучих грузов и вывозе снега – ни одного схода с линии не было. Пока техника Scania нас полностью устраивает – скоро получаем очередную партию самосвалов уже 2011 года выпуска, включая четырехосные.Подогрев топлива в баке – весьма полезная для нашего климата опция...О давности последнего ТО скажут заросшие ржавчиной прессмасленки...как и подогрев отделяющего воду топливного фильтра-сепаратораБарабанные тормоза гораздо дешевле в ремонте, чем дисковыему специально для нас поляки делают куда более стойкие к падению бетонных обломков и ледяных глыб кузова из легированной стали толщиной стенки 6 мм, а днища – 8 мм. Указанная в обозначении модели мощность мотора (380 л. с.) тут условна – какой агрегат первый владелец машины заказал, такой ему и поставили. Главное же – буквы EHZ в конце маркировки, определяющие именно тот запас прочности и живучести, который нужен российскому перевозчику сыпучих грузов. А определяет его рама с мощнейшими сдвоеннымиВсего Россия 14 648 СЗФО 3621 ЦФО 5110 СКФО 109 ЮФО 734 ПФО 2795 СФО 1169 УФО 922 ДФО 188 2010 2009 2008 2007 774 71 3270 3293 133 15 617 656 361 16 1239 1165 0 0 28 10 16 4 198 127 146 7 572 749 87 22 328 286 20 4 208 268 11 3 80 32 2006 2297 429 680 12 120 598 244 196 18 2005 983 285 293 2 36 172 67 116 12 2004 878 250 295 22 52 178 47 30 4лонжеронами высотой 280 мм и суммарной толщиной стенки 17,5 мм. Мосты задней тележки также особо прочные, номинальной нагрузкой по 15 т на каждый. Передние управляемые мосты – 9-тонные. Тормоза всех колес барабанные. Если вдруг увидели самосвал с дисковыми, значит, перед вами версия для Европы с обычными мостами и на обычной раме, как и самосвал с пневмобаллонами в задней подвеске вместо положенных на усиленной версии рессор. Шины на всех колесах – 22,5-дюймовые, но на передних неведущих осях установлены более2003 569 206 203 2 10 112 24 4 8широкие – 385 мм вместо 315 мм, что ставят на двускатные ведущие колеса. Кабины серии P на самосвалах чаще самые аскетичные – модели СР14. Реже – удлиненные СР16. И уж совсем редко увидишь машину строительного назначения с комфортабельной и просторной кабиной серии G или даже R – такая роскошь на технике «ближнего боя» вроде бы ни к чему. Но… каприз заказчика – закон для завода. Из внушительного перечня моторов (всего фирма предлагает для самосвалов 27 модификаций мощностью от 230 до 620 л. с.)Парк Scania P Series на 01.01.2011 по данным «Автостата»2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990 1989 1988 1987 <1987 н.д. 359 184 156 199 251 140 106 83 101 104 139 147 112 68 74 83 189 18 118 47 62 72 103 69 44 34 57 39 57 68 50 30 41 37 98 4 141 89 40 66 83 37 45 32 31 44 45 45 35 21 18 23 62 1 5 2 3 4 2 1 3 1 2 0 2 1 1 1 0 1 4 0 14 5 8 15 20 13 6 4 2 5 16 17 8 5 6 9 17 1 46 29 31 27 27 12 5 6 6 8 15 11 13 6 9 6 4 0 17 4 5 4 7 1 0 2 2 1 1 1 2 1 0 4 1 11 13 1 4 9 7 7 3 3 1 7 3 4 3 4 0 3 3 1 5 7 3 2 2 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 052РЕЙС МАЙ 2011 автомобилиМнениеВТОРИЧНЫЙ РЫНОКв России актуальны пять (см. таблицу). Все – рядные шестерки с индивидуальными на каждый цилиндр головками, штанговым приводом клапанов, насосфорсунками и центрифугой в системе смазки. С конца 2007 года вместо 11-литровых 380-сильных моторов пошли 12-литровые той же мощности. Моторы с настройкой мощности 420 л. с. встречаются на самосвалах редко – если такой и заказывают, то, как правило, на четырехосник или для работы с самосвальным прицепом. В большинстве случаев моторы поставляли и попрежнему поставляют в варианте Евро3, который Scania успела сертифицировать в России до 2010 года, и поэтому будет ставить еще долго – вплоть до запрета выпуска и импорта. Самосвалов c двигателями, отвечающими нормам Евро-4 в общероссийском парке менее 10%. Мотор Евро-3 предпочтительнее со всех сторон. С ним кузов самосвала лучше прогревается выхлопными газами, и нет никаких проблем с системами EGR и SCR. Напомним, для соответствия двигателя нормам Евро-4 или Евро-5 фирма Scania применяет два параллельно освоенных в производстве реше-ловины своего ресурса – желающих купить ФЕДОР СЕДОГИН беспроблемный автодо капремонта. Изменеджер мобиль за полцены бавляются, скорее, от по продажам хватает. С 2008 года десятилетней техники строительной Scania поставляет прошлого, четвертого и специальной на наш рынок (а с поколения – у нас техники компании 2010 года и собирает есть примеры, когда «Скания-Сервис», крупные строительные на территории России) Москва комплектные самофирмы, приобретав– Программа продажи свалы с гидрооборушие партии самосваподержанной техники дованием марки Hyva лов в 2001-2002 гоу нас успешно рабои кузовами польского дах, лишь сегодня тает, и на площадках производства от фирм официальных дилеров начинают сдавать Wielton, KH Kipper и их по программе Scania, как правило, др., что весьма удобно «трейд-ин». Хотя неплохой выбор для покупателя, и, как могли бы запросто машин, сданных правило, не вызывает первыми владельцами обновить парки перед желания заказать кризисом 2008 года в обмен на новые. Но отдельно самосвальпредставлены в основ- – когда заказов было ное шасси и гнать его ном седельные тягачи. в избытке, и прибыли на другой завод для росли как никогда Найти там самосвал установки кузова. На ранее. Но зачем, если – редкая удача: мало машинах, выпущенмашины работают кто из перевозчиков ных в 2007 году безупречно, требуя их продает. Техника замены лишь «расход- и ранее, вероятность Scania весьма долгоников»? Относительно встретить иную надвечна, и, учитывая, стройку гораздо выше. свежий самосвал что годовой пробег Например, производпопадает в продажу у самосвалов в больства подмосковного обычно от лизинговой шинстве случаев компании, но в любом завода «Бецема» с гиотносительно небольдрооборудованием шой, даже за пять лет случае он практиитальянской фирмы эксплуатации машина чески моментально Binotto. Куда менее не вырабатывает и по- находит покупателяраспространены самосвальные кузова немецкого производства, например, фирм Meiller-Kipper, Dautel и др., с которыми машина обойдется существенно дороже. Хотя теоретически на вторичном рынке можно встретить и совсем свежий, например, годовалый самосвал Scania с немецким кузовом – все зависит от пожеланий первого покупателя. Если ему по какимлибо причинам нужна машина не российской, а европейской сборки, мы ему такую закажем, предварительно объяснив, что придется переплатить не только за именитый бренд надстройки, но и за доставку шасси с голландского завода в Германию, и потом готового самосвала в Россию. Ну и, конечно, за растаможку.Предложения самосвалов Scania (Евро-4) на вторичном рынке РоссииГод выпуска 2005 2006 2007 2007 2007 2007 Колесная формула 8х4 8х4 6х4 6х4 6х4 8х4 Полная масса, т 48 48 39 39 39 48 Заявленный пробег, км 420 000 600 000 135 000 140 000 180 000 250 000 Цена, руб. 2 850 000 2 100 000 2 200 000 2 200 000 2 350 000 2 650 000Дополнительная четвертая ось добавляет 6 тонн грузоподъемности и 5 кубометров объема кузова54РЕЙС МАЙ 2011 автомобилиКолесная формулаВТОРИЧНЫЙ РЫНОКЧетырехосный самосвал может отсыпать за один раз 21 кубометр гравия6X46X68X4Фильтр редуктора позволяет менять масло в ведущем мосту вдвое режеТормозные камеры установлены довольно низко – иногда их ломаютГайки стремянок балансиров можно отвернуть только снизуния: рециркуляцию выхлопных газов и впрыск раствора мочевины. Первое нежелательно из-за сокращения срока службы двигателя при использовании обычного для нашей страны высокосернистого топлива: образующаяся в камерах сгорания серная кислота медленно, но верно разрушает детали. А второе бесполезно увеличивает цену автомобиля, так как систему SCR наши перевозчики практически не используют – баки для AdBlue всегда сухие. Благо, на машинах для российского рынка, в отличие от ЕЭС, фирма Scania не применяет блокировку 40% мощности двигателя при отсутствии жидкости в системе. Сцепление – однодисковое диаметром 430 мм. Особенность большинства моторов Scania – возможность отбора мощности на гидронасос самосвальной надстройки не от коробки передач, а от шестерни в приводе ГРМ мотора. «Гитара» расположена со стороны маховика. Таким образом, гидросистема работает независимо от сцепления. Однако на самосвалах для российского рынка преобладает традиционная схема с КОМ, закрепленной на картере КП. Коробка передач на са56 РЕЙС МАЙ 2011Предложения самосвалов Scania (Евро-4) на вторичном рынке ЕвропыГод выпуска Кол. формула Полная масса, т Страна первого покупателя Заявленный пробег, км 2007 8х4 32 Голландия 100 000 2007 8х4 32 Австрия 118 000 2007 8х4 32 Германия 170 000 2008 8х4 32 Финляндия 28 000 2008 6х4 26 Германия 125 000 Цена, € 65 000 74 000 62 000 96 000 73 000мосвалах существенно проще, чем на тягачах – обычно это 9-ступенчатый агрегат модели GR 905 с алюминиевым картером и вертикальными разъемами, пошедший в серию с 2006 года вместо старых чугунных КП. В основном блоке – 4 передачи, пристыкованный демультипликатор дает еще столько же и добавлена еще одна «ползучая» скорость. Ведущие мосты – со ступичными планетарными редукторами и навинчиваемыми на штуцер фильтрами масла. Большинство перевозчиков вместо фильтра заднего моста ставит заглушку, чтобы не повредить фильтр при подаче задним ходом на бездорожье.Где купитьScania – одна из немногих фирм, организовавшая в России продажу подержанных грузовиков с площадок официальных дилеров. Однако самосвалов там практически не бывает – владель-цам куда выгоднее продать такую машину напрямую по объявлению, то есть без посредников, – спрос намного превышает предложение. Да, действительно, самосвалы не хлынули на вторичный рынок, как тягачи – работа для них не кончается даже в кризис, ведь долгосрочные строительные проекты, в отличие от поставок ширпотреба из-за границы, финансируют, как минимум, на год вперед. Причем многие стройки оплачивает государство, которое деньги всегда найдет. А что же делать перевозчику, если самосвал нужен, но выделить пять миллионов на новый бюджет не позволяет? Поехать и купить машину в Германии? И опять решения, пригодные для седельного тягача, тут не годятся, потому что НЕТ в покрытой гладеньким асфальтом Европе машин, которые у нас принято называть самосвалами. У них сыпучий груз, как автомобилиПозиция Фильтр воздушный (элемент) Фильтр масляный Поршневые кольца Поршневая группа Прокладка ГБЦ Головка блока цилиндров Комплект вкладышей шатунных Комплект вкладышей коренных Генератор Насос-форсунка Топливный насос подкачивающий Водяной насос Клапан впускной Клапан выпускной Глушитель Стартер Термостат Сцепление в сборе Ведомый диск сцепления Выжимной подшипник сцепления Тормозной барабан Накладки тормозных колодок (комплект на одну ось) Подшипники передней ступицы (комплект на одно колесо) Подшипники задней ступицы (комплект на одно колесо) Насос гидроусилителя руля Рессора передняя Балансир Комплект синхронизаторов КП Амортизатор Стекло ветровое Фара в сборе Указатель поворотов Коробка передач в сборе Турбокомпрессор двигателя в сборе Рессора задняя Фонарь задний * для самосвала Scania P380CB6x4EHZВТОРИЧНЫЙ РЫНОКВарианты исполнения кабины Нормативы на замену деталей*Позиция Норматив, чел.-час Подшипник задней ступицы 3,3 Подшипник передней ступицы 1,7 Переборка гидроусилителя руля 8,9 Переклепка тормозных накладок 3,6 (на одну ось) Переборка КП 13,9 Переборка балансира 2,8 задней подвески Диск сцепления 5,2 (либо узел в сборе) Стартер 1,0 Радиатор 3,2 Генератор 0,7 Форсунка 1,6 Капремонт двигателя 60 Рессора передней подвески 2,3 Рессора задней подвески 2,0 Турбокомпрессор 2,1 * самосвала Scania P380CB6x4EHZ, по данным техцентра ООО «Скания Сервис»Цены оригинальных запчастей*Цена с НДС, рублей 3644 1001 7192 24 450 3078 51 881 11 892 8800 21 650 32 190 10 777 23 310 5585 2667 20 300 43 560 3515 56 850 22 300 9200 7300 5600 17 562 16 310 28 480 46 582 174 722 71 950 13 117 15 822 8000 1890 75 6260 55 737 45 505 4126121. Короткая кабина, обеспечивающая максимальное пространство для груза и максимальную полезную нагрузку. 2. Дневная кабина – просторная, повышенной комфортностиРуль можно отрегулировать по наклону для водителя любой комплекцииРешетчатые алюминиевые ступени незаменимы зимой: не поскользнешьсяправило, принимают в кузов самосвального полуприцепа со множеством осей, дабы ни в коем случае не превысить нормированное давление на дорогу. А запряженный в него тягач при этом всегда стоит на тверди капитально построенных подъездных путей. И высыпают груз тоже с хорошей дороги – набок. Неудивительно, что на таких «паркетных» самосвалах стоят обычные «тягачевые» мосты и рама обыкновенная – как на шасси под промтованый фургон. У нас самосвал должен быть коротким и маневренным, чтобы не свалиться в котлован, выруливая со стройплощадки. И вес груза должны на себя брать именно ведущие мосты – полуприцеп из глиняного месива не вытянуть. А значит, актуальны одиночки с толстенными лонжеронами рамы и спецмостами, выдерживающими по 15 (а с перегрузом и по 20) тонн на каждый в условиях перманентной тряски на колдобинах. Именно такие машины и делает Scania для российского рынка. Нечто подобное можно встретить и на58 РЕЙС МАЙ 2011скандинавском, но из-за скромности автопарков наших северных соседей рассчитывать на тамошний секондхенд не приходится. Ну а южнее Балтики искать подходящий нам самосвал практически бесполезно. Одиночные машины колесной формулой 6х4 и 8х4 там в принципе тоже есть (см. таблицу), но они – не более чем имитации «наших» самосвалов, сделанные на легких шасси. Полная масса «их» машин – 26 и 32 тонны соответственно. То есть ровно в полтора раза меньше, чем у версий для российского рынка. По этой же причине практически не встретишь самосвалов в автосалонах независимых дилеров. Ведь они специализируются именно на перегоне секонд-хенда из Европы, а перепродажи с внутреннего рынка – дело случая. Вот почему объявления перевозчиков в Интернете – фактически единственный путь поиска подержанного самосвала. Предложений хватает, но и цены дешевыми не назовешь (см. таблицу) – ничего не поделаешь, дефицит…Смотри в обаРама – главный пункт осмотра самосвала перед покупкой. Даже с такой прочной, на которой собирают модификации с буквами EHZ в маркировке, может повести, если груженая машина опрокинется в кювет. Простейший способ проверить геометрию рамы прямо по месту стоянки продавца – измерить рулеткой базу по обоим бортам (см. рис.) – разница свыше 10 мм недопустима. На возможную деформацию передних частей лонжеронов могут указывать признаки былого столкновения – следы кузовного ремонта кабины (слой шпаклевки, выявленный с помощью магнита, незаводская сварка под уплотнителями дверей, разница в цвете или блеске различных участков лакокрасочного покрытия и т. п.). Не менее важно выявить дефекты дорогостоящих агрегатов. Компьютерная диагностика двигателя в техцентре официального дилера двигателя стоит всего 2000-2500 рублей, что на два порядка дешевле капремонта. Но кое- SCANIAСмазочные материалы*Узел смазки Класс вязкости Допуск Допущенные SAE Scania марки и сорта LDF, Двигатель 10W40 Shell LDF-2 Коробка 75W90 STO 1:0 Shell Spirax ASX передач Ведущий 80W140 STO 1:0 Shell Spirax ST мост * допущенные производителем к применению на автомобилях Scania P380CB6x4EHZПризнаки ремонта1. Разница в цветепластмассовых деталей2. Шпатлевка под слоем эмали 3. Переходы между свежимии старыми слоями эмали3 2 1 44. Трещины, горбы, морщины 5. Разница измеренийпо бортам (искривление рамы)что можно определить и на глазок. Белесый дымок из выхлопной трубы намекает на негерметичность клапана насос-форсунки – возможно, ее прикончила вода в топливе. В этом случае не исключено, что придется менять все шесть. Даже восстановленная на заводе, не говоря уже о новой, стоит 36 тыс. рублей, поэтому будет справедливо, если замену комплекта оплатит продавец машины. Копоть при резком открытии дросселя может означать выход из строя турбины, а ее замена вместе с работой обойдется в 2000 евро. Еще хуже – сизый дым. Если уж масло попадает в камеру сгорания – не за горами «капиталка». Оно вам надо? Впрочем, если хозяин сходу скинет тысяч триста с цены, можно и подумать… Коробку передач проверим на ходу – все должно включаться как по маслу. Осматривая мотор при поднятой кабине на предмет потеков масла и следов герметика (вдруг агрегат уже перебирали?), заПо нашим меркам 340 л. с. – маловато для самосвала, но европейцам хватает5Поддомкратим колесо и покачаем длинной монтажкой – люфт в шкворневом соединении сразу почувствуетсяодно убедитесь в отсутствии прилипшей темной грязи на амортизаторах передней подвески – если на машине достаточно долго катались «враскачку», рессоры тоже могут быть «на подходе» из-за образовавшихся трещин. Аккуратность и своевременность обслуживания можно проверить, полазив под машиной, – заросшие в окаменевшей грязи прессмасленки на узлах подвески, вилках и крестовинах карданных валов – плохой признак. Обнаружив люфт кардана (энергично подергайте вал в поперечном направлении), обязательно намекните продавцу, что длительная езда с такой неисправностью ведет к выходу из строя подшипникахвостовика редуктора. А уж если при этом увидели потеки масла через сальник фланца, сомнений в необходимости переборки агрегата быть не может. Заглушка вместо фильтра заднего моста (при наличии фирменного фильтра на среднем) и ухоженности автомобиля в целом – не повод для тревоги, поскольку на самосвалах Scania часто снимают торчащий назад фильтр, чтобы не оторвать его на пересеченной местности, и не оставить мост без смазки. Интервалы между заменами масла в этом случае сокращаются вдвое.ФОТО МИХАИЛА АХМАТОВА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯМАЙ 2011РЕЙС59