90
91
92
спецтехникаАВТОЭВАКУАТОРЖЕЛЕЗНЫЙ МУРАВЕЙMercedes-Benz Atego может увезти на своих плечах не только себя, но и более тяжелый автомобильасси среднетоннажного грузови-Ш ка наиболее удобно для построй-ки автоэвакуатора. С одной стороны, такие машины достаточно маневренны в городе и экономичны, а с другой – их грузоподъемности хватает для перевозки методом полной погрузки большинства автомобилей, кроме, пожалуй, крупнотоннажников и полноразмерных автобусов. Неудивительно, что в этом качестве широко используется один из самых массовых европейских грузовиков среднего тоннажа – Mercedes-Benz Atego. Напомним, эту модель выпускают (с 2010 года уже в третьем поколении) в немецком городе Вёрте. В стандартном мерседеРЕЙС ИЮНЬ 2011совском обозначении модификаций зашифрована полная масса в тоннах (первые две цифры) и мощность двигателя в десятках лошадиных сил (две последние цифры). Заводской программой предусмотрено два семейства автомобилей: полной массой 6,5-12 и 12-16 т. Стало быть, учитывая, что сухая масса самого тяжелого шасси не превышает пяти тонн, а эвакуаторной надстройки – полутора тонн, эта машина может увезти не только такой же Atego, но и более тяжелый грузовик. Другое дело, что на шасси старшего семейства эвакуаторы обычно не заказывают: стандартной трехтонной платформы на модификации полноймассой 10 т вполне достаточно для перевозки самых тяжелых джипов, а также коммерческих малотоннажников (например, маршрутных такси). Предусмотренные для Atego семь вариантов колесной базы – от 3,02 до 5,42 метра, а также несколько вариантов длины заднего свеса обеспечивают фирмам-надстройщикам широкие возможности задать требуемые размеры грузовой платформы эвакуатора и разместить при необходимости кран-манипулятор или иное спецоборудование. Рама большинства модификаций Atego – с составными лонжеронами разного профиля, изогнутыми вниз в передней части. Соединения лонжеронов – на болтах, что обеспечивает легкий и недорогой ремонт после аварий. Оптимальная кабина – короткая, с обозначением S,90 Крюк лебедки – в нерабочем положении, зафиксирован натяжением тросаСпециальные упоры ограничивают ход погружаемой машины впередНеподвижная платформа выполнена со скосами на задних торцах Характеристики лебедки*Параметр Тяговое усилие, кг Масса, кг Привод Тип редуктора Передаточное отношение Скорость намотки троса, м/с (без нагрузки/с максимальной нагрузкой) Длина троса, м Диаметр троса, мм * Ramsey H-300 (США) Значение 4070 50 гидравлический червячный 60:1 6,0/3,8 20 9Шарниры сдвижной платформы оснащены прессмасленкамиПовредить рукава высокого давления непросто: они под платформойХарактеристики платформы*Параметр Грузоподъемность, т Длина, мм Ширина, мм Высота, мм * Monza Extreme Значение 6,0 6000 2200 1100но для работы эвакуатора на дальних выездах можно заказать и спальную L. В гамме двигателей три модели с семью вариантами настройки мощности. Рядный шестицилиндровый ОМ906 объемом 6,37 л может развивать 238, 256 или 286 л. с., но для относительно тихоходных автовозов он в большинстве случаев не оправдан. Более востребованы четырехцилиндровые агрегаты моделей ОМ904 объемом 4,25 литра (129, 156 или 177 л. с.) и 4,8-литровый ОМ924, развивающий 218 л. с. Система питания – с индивидуальными для каждого цилиндра насосными PLD-секциями. Коробка передач – механическая 9-ступенчатая, задний мост – с гипоидным редуктоОМ904 R4 102х130 4,25 3 156 610 (1200-1600) ОМ904 R4 102х130 4,25 3 177 675 (1200-1600) ОМ906 R6 102х130 6,37 3 238 850 (1200-1600)ром. Если эвакуатор будет работать в северном городе или, например, в Сибири, где обильные снегопады – нормальное явление, то имеет смысл заказать его на полноприводном шасси с буквой А в обозначении модификации. Подвеску для эвакуатора чаще выбирают самую простую: и спереди, и сзади – рессоры, но если заказывать вариант высокой грузоподъемности, то можно поставить назад пневмобаллоны – такие шасси обозначаются буквой L в конце маркировки. На обеих осях предусмотрены стабилизаторы поперечной устойчивости. Тормоза пневматические, механизмы спереди дисковые, сзади, как правило, барабанОМ906 R6 102х130 6,37 3 256 970 (1200-1600) ОМ906 R6 102х130 6,37 3 286 1120 (1200-1600) ОМ924 R4 108х136 4,8 3 218 810 (1200-1600)Технические характеристики двигателей Mercedes-Benz AtegoМодель/параметр Число и расположение цилиндров Диаметр цилиндра/ход поршня, мм Рабочий объем, л Количество клапанов на цилиндр Мощность, л. с. Крутящий момент, Н.м (при об/мин) ОМ904 R4 102х130 4,25 3 129 500 (1200-1600)ИЮНЬ 2011РЕЙС91 спецтехникаАВТОЭВАКУАТОРОдин из ведущих поставщиков гидравлических лебедок – итальянская фирма Brevini. Рукоятка управления гидроприводами и аварийная кнопка легкодоступныБак с гидравлической жидкостью размещен непосредственно за кабинойAtego последнего поколения щеголяет высококачественной светотехникойПротивоподкатный брус защитит задние фонари при несильном удареПрицепное устройство шкворневого типа пригодится для буксировкиные. Знаменитый атеговский ретардер на постоянных магнитах на эвакуатор заказать можно, но вряд ли это оправданно: машины обычно работают в городе, где скорости невысоки, и на колодках много не сэкономишь. Колеса на эвакуаторах Atego обычно 17,5-дюймовые, на тяжелых версиях – 19,5-дюймовые. Что касается надстройки, то она может быть любой, исходя из пожеланий заказчика. Широко распространены эвакуаторы испанскойфирмы Monza и немецкой Kuvvetli. Как правило, это модели со сдвижной платформой и лебедкой. Тяговое усилие последней выбирают с запасом исходя из максимальной массы перевозимого автомобиля. Например, на трехтонные модели часто ставят четырехтонную лебедку Ramsey H-300. Наличие крана-манипулятора (а значит, и дополнительных опораутригеров) может увеличить цену автоэвакуатора раза в полтора. Но и возможности такой машины гораз-до более широкие, чем у оснащенной простой лебедкой. Во-первых, можно забирать аварийные машины, вылетевшие в кювет или окруженные другими автомобилями, препятствующими затягиванию на платформу спереди или сзади. Ну и, конечно, манипулятор незаменим при отсутствии хозяина погружаемого автомобиля. Работу всего этого оборудования надстройки обеспечивает аксиально-поршневой гидронасос, подающий жидкость в гидроцилиндры сдвижной платформы и кранаманипулятора, а также в гидромотор лебедки. Привод гидронасоса – от установленного на коробке передач механизма отбора мощности. Остается добавить, что все вопросы по обслуживанию шасси снимает наличие в нашей стране широкой сети сервисных станций, авторизованных фирмой Daimler Benz.Антон Уткин ФОТО ВЕНИАМИНА КАРЕЛОВАВырез под горловину топливного бака заботливо окантован пластиком...92 РЕЙС ИЮНЬ 2011...чтобы не порезать руку о кромку металла. Как и окно под AdBlue