автомобилиПРЕМЬЕРАБОЛЬШОЙ, НО ЕСТ МАЛОПредставляя в России экстремально экологичную версию своего флагманского тягача, компания IVECO будет и учить водителей экономить топливоПервым в ряду особо экономичных и экологичных стал малотоннажник Ecodaily, и лишь спустя год фирма IVECO прибавила модную приставку к магистральному тягачу Stralis. Логично. Легких грузовиков гораздо больше, чем тяжелых, и суммарное потребление ими топлива – соответственно, выше. К тому же забота о чистоте воздуха в городах – задача номер один для экологов. Но и впряженные в сорокатонные приРЕЙС ИЮЛЬ 2011цепы богатыри с их многолитровыми моторами тоже немало нефти пускают в буквальном смысле на ветер, наматывая в среднем по сотне тысяч километров в год. И если сократить потребление ими топлива процентов на десять – а примерно такую величину обещают инженеры IVECO покупателям машин с приставкой Eco, – то общий вклад в охрану окружающей среды (не говоря уже про материальную выгоду перевозчиков) будет весьма значительным.В этом смысле позиция итальянского концерна на нашем рынке бескомпромиссна – даже обычный Stralis поставляют в Россию только в исполнении Евро-5. А Ecostralis соответствует даже нормам EEV, занимающим промежуточное положение между Евро-5 и Евро-6. Как заявили на презентации представители фирмы, неприязнь российских перевозчиков к системе впрыска раствора мочевины надуманна и субъективна. Никакой мороз не40 IVECO ECOSTRALISС груженым полуприцепом экономичнее трогаться в ручном режимепомешает ее нормальному функционированию, ведь пока бак с реагентом не прогрелся (что обеспечивает специальный теплообменнник, по которому циркулирует антифриз из двигателя), а подающий раствор трубопровод не разморожен ТЭНом, принудительного ограничения крутящего момента двигателя на 30% не будет. То есть наказывать потерей мощности нерадивого водителя умная машина начнет позже – когда убедится, что он не пополнил вовремя запас мочевины в баке. Идеология тягача Ecostralis подчинена минимизации расхода топлива по всем возможным направлениям, поэтому новинку оснастили пакетом ультрасовременнейших узлов и систем, даже мало-мальски способствующих экономии. Большинство из них входят в базовую комплектацию. Например, автоматизированная 12-ступенчатая коробка передач ZF AsTronic второго поколения (у IVECO она называется Eurotronic), которая работает по программе iEco, оптимизирует переключения с учетом загрузки автопоезда и дорожных условий. Активирует программу особый переключатель – Ecoswitch. Поклонникам традиционных коробок с ручным переключением придется покупать обычный Stralis: на Eco «механику» не ставят. То есть фирма считает, что «автомат» в любом случае выберет самую экономичную в данный момент передачу, а водитель, даже если он ас своего дела, хоть изредка, но ошибет-ся. Впрочем, и Eurotronic не помешает вручную перебирать и подтыкать скорости подрулевым рычажком – водитель может выйти из автоматического режима в любой момент. Экономят топливо и системы, призванные в первую очередь обеспечивать безопасность движения, – целый ряд таких тоже входит в базовую комплектацию тягача Ecostralis. Например, система контроля давления в шинах от фирмы Wabco даст сигнал водителю подкачать тот или иной баллон, а значит, упредить перерасход горючего из-за увеличения сопротивления качению. А система EBS того же поставщика, вкоторую интегрированы системы ABS, ASR и EBL, то есть отвечающие за нормальную работу тормозов и курсовую устойчивость на скользкой дороге, снижают вероятность аварий и связанных с этим незапланированных выплат потерпевшим и страховым компаниям. Те же цели преследует и штатная установка на Ecostralis систем Hill-holder (помощи при трогании на подъеме), круиз-контроля и контроля полосы движения. На очереди – подключение тягачей IVECO к системе контроля и мониторинга движения от компании Qualcomm, которая позволитПод кабиной – рядная шестерка Cursor 10, теперь она стала несколько мощнее и развивает 460 л. с. Двигатели тягачей Iveco EcostralisМодель Cursor 10* Cursor 10* Cursor 13* Расположение и число R6 R6 R6 цилиндров Рабочий 10,3 10,3 12,9 объем, л Мощность, 420 460 500 л. с. (1550-2100) (1550-2100) (1525-1900) (при об/мин) Крутящий 1900 2100 2300 момент, Н.м (1050-1550) (1050-1550) (1000-1525) (при об/мин) * EEVЧтобы откинуть вперед кабину, придется поднажать на воротокИЮЛЬ 2011РЕЙС41 автомобилиПРЕМЬЕРАГабаритные размеры автомобиля IVECO EcostralisТехнические характеристики автомобиля IVECO EcostralisКолесная база A, мм Длина машины B, мм Длина переднего свеса C, мм Длина заднего свеса D, мм Ширина кабины, мм Высота H, мм Высота по раме (без нагрузки) L, мм Колея передних колес M, мм Колея задних колес N, мм Минимальный дорожный просвет, мм Радиус разворота стена-стена, мм Радиус разворота обочина-обочина, мм Высота рамы у передней оси, мм Высота рамы у задней оси, мм Полная масса (с нагрузкой на седло), кг Максимальная масса автопоезда, кг Номинальная нагрузка на седло, кг Снаряженная масса тягача, кг В том числе на переднюю ось, кг В том числе на заднюю ось, кг 3650 6076 1410 1048 2550 3565 982 2049 1818 214 7115 6475 975 983 19 000 50 000 12 350 6650 4765 1885 3800 6256 1410 1048 2550 3565 982 2049 1818 214 7365 6700 975 983 19 000 50 000 12 330 6670 4775 1859Стандартное решение: сверху ведущий мост удерживает V-образная тягаВыразительный элемент экстерьера – защитные решетки на светотехникепостоянно следить за местоположением автомобилей через спутники GPS и определять наименее загруженные транспортом, а значит, экономичные маршруты. Порядка 6-10% от суммарной экономии топлива дает аэродинамический обвес, положенный новой машине тоже в минимальной комплектации.Это не архитектурные излишества, а снижение аэродинамических потерь42 РЕЙС ИЮЛЬ 2011Еще больше снизить расход топлива можно обучив водителя приемам экономичной езды, и фирма IVECO собирается организовать такие курсы в России, причем плата за обучение, видимо, войдет в пакет предложений по новой модели Ecostralis. Для того чтобы в полной мере реализовать возможности автомобиля, многим водителям необходимо раз и навсегда избавиться от закостенелых навыков и привычек. Эффективность такого спецобучения доказана практикой на родине фирмы в Италии. Там провели эксперимент. Собрали самых высококвалифицированных водителей от разных компанийперевозчиков и дали задание проехать по тестовому маршруту дважды: до и после обучения на «экономических» курсах. Урок пошел впрок – на том же самом маршруте, той же машине и с той же нагрузкой водители сожгли топлива на 5-10% меньше. Что в сумме с вышеупомянутой экономией самого «эко-тягача» по сравнению с обычным дает уже порядка 20%. Учитывая, что по оценкам европейских специалистов на топливо приходится до 27% эксплуатационных расходов – а стоит Ecostralis всего на 6% дороже аналогичного тяга-ча без приставки Eco, – выгода пакетного предложения IVECO очевидна. Во время презентации журналистам предоставили три тестовых автомобиля: с порожним полуприцепом, с груженым весом 20 тонн и тягач-одиночку. Последний успешно продемонстрировалОсновной узел системы EBS тормозов – под решеткой радиатора автомобилиПРЕМЬЕРА«Четверка» на 11-й позиции VIN-номера указывает на сборочный завод в немецком городе Ульме Переключатель режимов работы КП нужен при трогании с места, остановке и подаче задним ходом Педали сцепления нет – Ecostralis оснащают только роботизированной механической КП Ступеньки есть и на шасси – чтобы было удобно залезать на раму для подключения систем прицепаБез бака для AdBlue современному магистральному тягачу не обойтисьинтеллект автоматизированной КП – машина, почуяв отсутствие «хвоста», выбирала при старте сразу пятую передачу из 12-ти возможных, потом, через пару-тройку секунд разгона, подтыкала уже одинадцатую и далее шла к пределу ограничителя 90 км/ч без намека на дизельное рычание – тихо-тихо. Как опытным путем определили заводскиеПодогрева топлива на этой машине, увы, нет. Жаль, штука-то полезная...Боковые панели обвеса уменьшают завихрения потоков воздуха44 РЕЙС ИЮЛЬ 2011испытатели, полностью полагаться на «автомат» следует в основном в городе и на равнинной трассе. А например, при трогании с места с груженым полуприцепом экономичнее будет принудительно включать первую передачу. То есть иногда человек бывает эффективнее робота. И вкратце о конструкции. IVECO Ecostralis для России собирают в Германии, на бывшем заводе Magirus, в городе Ульме. Предусмотрено четыре разновидности кабин: Active Day, Active Time, Active Space и Executive Space (ряд дан по мере возрастания внутреннего пространства и комфорта). Из всей гаммы моторов Cursor на Ecostralis ставят только 10и 13-литровые, Cursor 8 недоступен. Первый может иметь одну из двух настроек мощности: 420 и 460 л. с., а относительно редкий у нас Cursor 13 применяют в наиболее мощной 500-сильной версии. Все моторы рядные шестицилиндровые с электронноуправляемыми насос-форсунками и турбокомпрессором с изменяемой геометрией. Автоматизированная КП от фирмы ZF имеет встроенные делитель и демультипликатор. Интардер от той же фирмы – опция. Ведущиймост – с одноступенчатым гипоидным редуктором и блокировкой дифференциала. Подвеска, как правило, спереди рессорная, сзади пневматическая. Тормоза всех колес – дисковые.Атон Уткин ФОТО АВТОРАНа каждом колесе штатно смонтированы датчики давления в шинах