88
89
спецтехникаКС -5771ЧЕРЕЗ РЕКИ И БОЛОТАКогда проходимости полноприводного спецшасси недостаточно, можно заказать кран на гусеничном ходуразу оговоримся – тикраны, доставляемые на стройку специальными прицепами-тяжеловозами, тут ни при чем. Речь о машине, которая способна самоходом преодолеть огромное расстояние до объекта. Причем по абсолютно непроходимой для пневмоколесной техники местности, включая водные преграды. Для этого 25-тонный кран производства ОАО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь) устанавливают на заднее звено плавающего двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30П. Да, того самого «Витязя», что демонстрирует боевую мощь российской армии на ежегодных парадах бронетехники. Разумеется, для крана применяется вариант машины в сугубо мирном исполнении – без брони и какой-либо оснастки для установки ракетноартиллерийскихC хоходные гусеничныекомплексов и прочих атрибутов транспортеров военного назначения. Все остальные качества, присущие, пожалуй, самому вездеходному из всех вездеходов мира, у крана КС-5771 присутствуют в полном объеме. Итак, гусеничная формула шасси производства ОАО МК «Витязь» (бывший Ишимбайский завод транспортного машиностроения, г. Ишимбай, Башкортостан) – 4х4. То есть оба звена – ведущие. Двигатель расположен в переднем, крутящий момент передается на гусеницы заднего звена карданным валом. Центр крестовины совпадает с центром соединяющего звенья шарнира, поэтому поток мощности равномерен при любом угле складывания транспортера. Поворотно-сцепное устройство управляется гидроцилиндрами и может работать в качестве руля88РЕЙС ИЮЛЬ 2011 или амортизатора, обеспечивая, соответственно, высокую маневренность или плавность хода на бездорожье. Кроме того, гидравлика позволяет заблокировать шарнир в любом положении, что придает машине уникальную способность переезжать расщелины шириной до 4-х метров. Переднее звено, уравновешиваемое задним, просто нависает над пропастью, а потом, когда передок окажется полностью на «другом берегу», уже заднее звено будет выполнять роль консоли. Наличие блокировок дифференциалов обеспечивает аварийное возвращение на базу даже при разрыве двух гусениц из четырех. Герметичность корпусов звеньев (или, как их называют на заводе, «лодок») определяет плавучесть транспортера, а движителем на воде служат траки гусениц. Кстати, наверное, единственный в мире конкурент «Витязя», канадский гусеничный вездеход Foremost, плавать не умеет. Да и стоит втрое дороже. И только ишимбайский двузвенник способен без помощи крана и лебедок заползти на борт судна прямо в открытом море из положения на плаву. При форсировании рек и переезде оврагов наличие двух звеньев поистине бесцен-но. Машина забирается на почти отвесные берега и склоны, за поверхность которых никакие гусеницы не способны зацепиться – толкающего усилия давящего на грунт сверху заднего звена более чем достаточно, для того чтобы поднять 30-тонное переднее вертикально вверх. А когда последнее уже ляжет горизонтально, оно вытянет заднее. Ни один танк в мире так не может. Кстати, о танках. Двигатель «Витязя» – именно танковый, семейства В-2, пошедшего в серию еще в 40-х годах прошлого века. Современные его представители поныне применяются на множестве моделейХарактеристики КС-5771бронетехники, в том числе и зарубежного производства. Компоновка и рабочий объем не меняются уже 70 лет: V12 с углом развала блоков 60 градусов, 38,9 л. Во времена легендарной «тридцать четверки» мощность составляла 500 л. с., современная версия В-46, применяемая на КС-5771, развивает 710 л. с. Хотя есть и 1000-сильные модификации этого мотора. Дизель многотопливный, помимо солярки он может кратковременно работать на автомобильном бензине и авиационном керосине – для этого достаточно переставить маховичок трехпозиционного упора рейки топливного насоса НК-12в соответствующее положение. При желании заказчика на машину поставят куда более экономичный, но уже чисто дизельный двигатель ЯМЗ-847.10 мощностью 800 л. с. Коротко – о самой крановой установке. Трехсекционная телескопическая стрела из высокопрочной стали обеспечивает работу на пространстве до 960 м2 и высоту подъема грузов до 25 м. Предусмотрена возможность телескопирования под нагрузкой, что позволяет доставлять груз в труднодоступные места строящихся конструкций. В транспортном положении стрела укладывается на стойку без помощи стропальщика – крюковая обойма входит в специальную нишу. Безопасность обеспечивает комплекс приборов и устройств, в том числе микропроцессорный ограничитель грузоподъемности ОНК-140. Предусмотрен и телеметрический блок памяти «черный ящик». Остается добавить, что цена КС-5771 на шасси «Витязь» – чуть более 20 млн рублей.Антон УткинГрузоподъемность, т 25 Высота подъема максимальная, м 25 Длина общая, м 21,5 Длина первого звена, м 8,5 Длина второго звена, м 12 Ширина крановой установки, м 3,1 Высота крановой установки, м 3,8 Габаритные размеры общие, мм 16 080х3100х3290 Клиренс, мм 350 Количество мест в кабине 5 Масса общая, т 45 Грузоподъемность шасси на суше, т 30 Удельное давление на грунт, кг/см2 0,3 Ширина траков, мм 1000 Двигатель ЧТЗ В-46 Расположение и число цилиндров V-12 Рабочий объем, см3 38 880 Мощность двигателя, л. с. при (об/мин) 710 (2000) гидромеханичеКоробка передач ская Движитель на плаву гусеничный Скорость на шоссе/на плаву, км/ч 36/ 4 Запас хода, км 500 Ширина преодолеваемого рва, м 4,0 Преодолеваемый подъем, град. 30Цвет «хаки» сразу выдает военное происхождение машины, а вот кран – сугубо гражданскийИЮЛЬ 2011 РЕЙС 89