16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
автомобили главная темаГАРАНТИЯ НА ШИНЫ ХХХХХХХХХХХХХФИРМА ГАРАНТИРУЕТДЕНИС БОРОВИЦКИЙ редактор журнала «Рейс»РГарантия производителя на товар – пожалуй, один из самых весомых аргументов в борьбе за покупателя. Какие же козыри держат в своих руках шинники?оссийский рынок – уникальный. Если сравнивать наши цены на шины для коммерческого транспорта с ценами на ту же продукцию в Европе, то станет очевидно, что отечественный перевозчик зачастую платит больше своего европейского коллеги. Быть может, более высокая цена на покрышки включает в себя риски, которые несет производитель или продавец резины из-за эксплуатации колес по дорогам плохого качества? Ведь не секрет, что чем жестче условия эксплуатации шины, тем больше вероятность выхода ее из строя в гарантийный пе16 РЕЙС ИЮЛЬ 2011риод. А раз так, то производитель шин и торговая организация будут нести потери на изъятие, доставку, экспертизу и замену баллонов, попавших под гарантийный случай. Главное, чтобы этот самый случай был признан таковым производителем шины. То есть возникший в процессе эксплуатации покрышки дефект должен иметься в перечне дефектов, попадающих в разряд гарантийных.Своя правдаРазумеется, каждый гарантийный случай, официально признанный шинником, подтверждает факт отклонения или сбояв производственном цикле предприятия или отхода по какой-либо причине от технологии производства. Это, к примеру, может быть применение более дешевых или не соответствующих технической документации сортов резины или нарушение температурного режима вулканизации… Любой негатив в шинном мире воспринимается очень болезненно. Судите сами, купит ли перевозчик шины, если узнает, что у соседа они пошли винтом, не отходив указанного производителем ресурса? Естественно, нет. Даже если шины эти будут предложены ему за половину цены. Аварийнаяостановка машины, вызванная разрывом колеса, или, еще хуже, сход автомобиля с трассы, его повреждение или порча груза по этой причине могут сильно ударить по карману перевозчика. Именно поэтому заводу, производителю резины, и посреднику, продавцу, выгодно замять недоразумение полюбовно, то есть не создавать отрицательного имиджа производимому и продаваемому продукту. А раз так, то и гарантийные обязательства перед клиентом могут быть особые, что, собственно говоря, и наблюдается на практике. С одной стороны, перевозчику весьма выгодно лояльное к нему отношение со стороны производителя и продавца шин. Ведь он всегда может рассчитывать ХХХХХХХХХХХХХШины самосвалов и автомобилей, задействованных на вывозе мусора, до конца гарантии доживают редкоНеправильное складирование шин может привести к деформации их каркаса и к аннулированию гарантииесли не на замену вышедшей из строя в гарантийный период покрышки, то на ощутимые скидки при покупке следующих партий колес. Конечно, если дефект не носит массового характера и перевозчик не решит сменить марку шин. Однако есть вероятность того, что продавец является монополистом в регионе, и, по сути, все продажи шин для коммерческого транспорта идут через него – одного-единственного. Раз-ные юридические лица – не гарантия того, что шинный бизнес не держат одни руки. Часто наличие нескольких профильных фирм позволяет их владельцу держать цены на продукцию на одном, выгодном только ему уровне. То есть если этот самый продавец вдруг принципиально откажется принимать претензии перевозчика, то воевать с ним уже придется по линии закона, а он, как известно, любит букву, то есть прописанныеи официально предоставляемые вместе с реализуемой продукцией гарантийные обязательства. Казалось бы, все просто: читай внимательно перед покупкой эти самые гарантийные обязательства, храни их в сейфе, дабы не потерялись, и будет тебе счастье. Однако не все так просто. Как выясняется, заводпроизводитель шин дает свою гарантию. По срокам продолжительную. ПоПовреждение при монтаже – повод отказать в гарантииМнениеАЛЕКСЕЙ ЦИБИРЕВ эксперт технической поддержки компании «Хорошие колеса» – На все без исключения новые, а также шины с восстановленным протектором наша компания предоставляет гарантию сроком один год. При этом формулировка гарантийных обязательств сводится к констатации двух ключевых условий: 1. Гарантия распространяется на срок 12 месяцев при соблюдении «Правил эксплуатации автомобильных шин»; 2. Компенсация выплачивается только за шины, вышедшие из строя по причине технологических недостатков, другими словами, шины с эксплуатационными дефектами, замене не подлежат. На практике при приобретении шин покупателю предоставляется сопроводительный документ – гарантийный талон, в котором оговорены и разъяснены условия принятия рекламаций и причины отказа в их рассмотрении. Замечу, что наша фирма не предоставляет расширенных гарантий на шины. Экспертизу дефектов предъявленных на рекламацию шин проводят специалисты нашей фирмы, имеющие соответствующее свидетельство НИИ Шинной промышленности об аттестации их в качестве экспертов, уполномоченных проводить работы по определению причин выхода шин из эксплуатации. В отдельных сложных и спорных случаях решение о природе на проведение экспертизы уходит не более одного дня. Однако в случае наличия в шине сложно диагностируемых дефектов на экспертизу и вынесение решения может потребоваться до двух и более недель. Необходимо отметить, что экспертное заключение в форме письменного документа требуется не всегда. Так, в случае положительного решения вопроса по предъявленной рекламации замена шины производится незамедлительно, без проволочек. Мало того, при рассмотрении рекламации в присутствии клиента зачастую удается и вовсе обойтись без письменного оформления рекламации. В случае если клиент требует предоставить письменный отказ в компенсации, то в зависимости от занятости эксперта заключение может быть составлено в тот же день или в течение двух недель. Являясь официальным дилером сразу нескольких крупных производителей шин, мы выполняем гарантии, данные заводомизготовителем. При этом гарантийные обязательства распространяются только на шины, приобретенные в наших торговых точках. Продвижение рекламационной покрышки по инстанциям до момента принятия или отклонения претензий поставщиком (заводом-производителем) полностью лежит на наших плечах. Клиент, получивший письменный отказ в компенсации, вправе провести независимую экспертизу и обратиться в суд.выявленного дефекта (заводского или эксплуатационного) принимается совместно с представителями заводов, а также независимыми экспертами. Рассмотрение рекламаций и принятие решений производится только в центральном офисе компании «Хорошие колеса». Поэтому срок рассмотрения рекламации зависит от оперативности доставки дефектной шины к эксперту. Как правило,ИЮЛЬ 2011РЕЙС17 автомобили главная темаМнениеВАСИЛИЙ РОЗМАХОВ заместитель директора по качеству ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК» – На шины для коммерческого транспорта, кроме сельскохозяйственных и специального назначения, нашим заводом предоставляется пятилетняя гарантия. В течение этого срока перевозчик может обратиться на предприятие с претензией к качеству покрышек. При этом к рассмотрению принимаются колеса, которые хранились и эксплуатировались согласно «Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ001-04». Замечу, что на каждый тип шин даются свои рекомендации, которые учитывают их конструктивные особенности.ГАРАНТИЯ НА ШИНЫ ХХХХХХХХХХХХХДанные рекомендации имеются в свободном доступе на сайте компании (то есть необходимо использовать только рекомендуемое давление, эксплуатировать на рекомендуемых автомобилях при рекомендуемых нагрузках и т. д.). Среди ошибок, приводящих к появлению в шинах дефектов, я отмечу, прежде всего, неправильное хранение колес. Для каждой покрышки в зависимости от ее конструктивных особенностей в ГОСТах указываются условия хранения и складирования. Так, шины должны складываться строго вертикально и допускается «колодцем» (на ограниченный период). Также любые шины необходимо переворачивать ежемесячно. Однимсловом, к каждой шине подход индивидуальный. Если эти правила не соблюдаются, то возможно возникновение деформации покрышки, биение колеса во время движения автомобиля, создание значительных динамических нагрузок на подшипниковые узлы и элементы подвески автомобиля и их ускоренный износ. Вторая проблема – это хранение шин под открытым небом. Так, при воздействии ультрафиолетового излучения на поверхности колеса возникают микротрещины. С одной стороны, они не представляют особой опасности, но ровно до того момента, пока не начнут вследствие динамических нагрузок, возникающих при эксплуатации, интенсивнорасти, прогрессировать. Если трещина доходит до нитей корда, то они начинают корродировать, происходит отторжение резины, не исключена вероятность разрыва колеса. Для решения спорных ситуаций, касающихся дефектов, обнаруженных при эксплуатации шин, у нас имеется укомплектованная всем необходимым оборудованием лаборатория и штат экспертов. В большинстве случаев достаточно фотографии шины с дефектом – если на фотографиях явно выраженные причины возникновения несоответствия видны. В случае же когда фотографий недостаточно, необходим визуальный осмотр шины, при этом возможно препарирование.Сильный дисбаланс верный признак дефектной шины…...или колесного диска плохого качестваформулировкам – длинную и часто очень запутанную. В лучшем случае в «гарантийке» будет дана ссылка на правила эксплуатации автомобильных шин, утвержденные распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г. N АК-9-р. Вве-дены в действие с 1 февраля 2004 года. Документ весьма приличного объема, и вряд ли найдется перевозчик, прочитавший его от корки до корки. А ведь нарушение одного из пунктов этих самых правил позволяет шиннику отказать перевозчикув гарантии. Но и это еще не самое интересное. Как выясняется, мало того что у всех производителей свой взгляд на гарантию и ее исполнение, так еще и получить от шинника ту самую заветную бумажку, в которой было бы прописано, что в его по-...или деформированного вследствие удара дискаГЛАС ЗАКОНАДАНИЕЛА ВИЛЛАРСКАЯ юрисконсульт ема товаров и услуг ненадлежащего качества, в частности, компенсация вреда, причиненного в результате использования таких товаров, к сожалению, на практике поднимается довольно часто. Ситуация осложняется еще и тем, что на рынке в обороте находится огромное количество заведомо некачественного и контрафактного товара, причем о таких недостаткахТизвестно только производителю, и то не всегда. Нарушения в технологии изготовления могут быть известны только лицам, непосредственно осуществляющим производство или контроль, и такие лица отнюдь не всегда принимают меры по предотвращению выпуска некачественного товара, а нередко и способствуют ему. Некачественный товар при перевозке грузов – это не просто риск неисполнения перевозчиком своих обязанностей перед грузоотпра-вителем или грузополучателем по подаче транспортного средства или сроках доставки. С учетом состояния дорог в стране случаи, когда из-за плохого дорожного покрытия и некачественных шин происходят дорожно-транспортные происшествия, не так уж и редки. А это значит, что убытки возникают не только из-за ненадлежащего исполнения договора перевозки, но и изза повреждения транспорта перевозчика и третьих лиц, и повреждения груза. В Гражданском кодексе существует глава, которая прямо говорит о возмещении вреда вследствие недостатков товаров, работ или услуг. Статья 1095 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный жизни,здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре, работе или услуге, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу, независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.Правда, возмещение вреда согласно этой статье происходит только в том случае, когда товар приобретался в потребительских целях, а не для предпринимательской деятельности. Суды же считают, что все имущество, приобретаемое коммерческой организацией, приобретается в предпринимательских целях. Поэтому ссылки могут делать исключительно на те статьи Гражданского кодекса, которые касаются приобретения товаров в предпринимательских целях,18РЕЙС ИЮЛЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХМнениеАЛЕКСЕЙ СМИРНОВ начальник отдела логистики ООО «Праксис-ОВО» – К пятилетней гарантии на шины я отношусь положительно, так как априори она предусматривает ответственность со стороны производителя шин и подтверждает качество товара. Вопрос заключается в том, какие повреждения в ходе эксплуатации будут рассматриваться как гарантийные. За пять лет эксплуатации шина «соберет» какое-то количество проколов, порезов, то есть будет иметь место определенное количество механических повреждений. Не будет ли скрыт за ними заводской дефект? Интересно, будет ли считаться гарантийным случаем, если такие дефекты обнаружены в ходе эксплуатации шины? По-моему убеждению, показатель качества шин – как она «одевается» на диск и как балансируется. Так, если для устранения дисбаланса требуется груз большой массы, более 300 граммов, то при условии что с диском все в порядке, проблема кроется в шине. Именно в этот момент, пока шина не коснулась асфальта, можно предъявить претензию к продавцу (производителю). В настоящее время я стараюсь восстановить и использовать поврежденную шину в качестве «запаски». Хотелось бы, чтобы возникающие проблемы в эксплуатации шин не списывались на плохое состояние российских дорог, а качество (надежность и прочность) шин соответствовало им, и тогда заводская гарантия будет только документом, подтверждающим это качество.нятии есть гарантия, увы, не всегда представляется возможным. А если такие документы и имеются, то формулировки, присутствующие в них, весьма обтекаемы. Если вникать в их суть, то упомянутые выше правила эксплуатации автомобильных шин покажутся весьма доходчивыми и понятными. Но и это еще не все. Частопроизводитель шин между собой и клиентом ставит непробиваемую стену – продавца, который вносит в гарантийные обязательства свое железобетонное слово, являющееся последним в споре с перевозчиком. Так срок гарантии может с пяти лет сократиться до одного года, а условия, в которыха именно поставки товаров. Приобретать товар, даже разово, стоит только по договору поставки. При этом необходимо помнить, что общих фраз («согласно ГОСТу», «согласно технологии» или «надлежащего качества») в наших реалиях лучше избегать. Суд, оценивая качество товара, должен опираться на конкретный документ, по которому он легко установит, что такое «хорошо» и что такое «плохо». По крайней мере, суд должен иметьвозможность установить наличие такого документа и, соответственно, иметь возможность запросить его у производителя. Если же такой документ или ссылки на него продавец предоставить не может, имеет смысл максимально полно прописывать в договоре характеристики приобретаемого товара, и эти характеристики не должны допускать возможности подмены товара. Если договор поставки предполагает, что поставок будет несколько, или намомент заключения договора ассортимент товара не определен, имеет смысл в тексте договора сослаться на конкретное приложение к договору, в котором этот ассортимент будет точно определен. Название такого приложения значения не имеет. Помимо ассортимента стоит обратить внимание на порядок приемки товара. Статья 513 ГК РФ обязывает покупателя осмотреть товар, проверить его количество и качество в срок,РекламаИЮЛЬ 2011РЕЙС19 автомобили главная темаМнениеКИРИЛЛ БАРАНОВСКИЙ, менеджер по профессиональным и техническим вопросам ООО «Гудиир Раша» – Компаний, которые ведут более-менее внятную гарантийную политику, в шинном сообществе можно пересчитать по пальцам. Какихлибо единых для всех производителей и продавцов шин опорных точек, на которых бы базировались гарантийные обя-ГАРАНТИЯ НА ШИНЫ ХХХХХХХХХХХХХк ее разрушению во время движения и спровоцировать аварию. Иными словами, эксплуатировать шину с дефектом это все равно что ездить без тормозов.зательства, также мало. Практически все предпочитают проводить в жизнь политику гибкого подхода к клиенту. Вообще российские перевозчики значительно отличаются от своих европейских коллег. Так, у некоторых транспортников до сих пор практикуется нормирование пробега шин. Нигде в мире этого уже нет. Так же, как и нет гарантированного пробега шины. Это же касается и расширенной гарантии на покрышки,которая является рекламным (читай маркетинговым) ходом части шинных компаний в сегменте легковых (!) шин. То есть к грузовым шинам это не имеет никакого отношения! К сожалению, не все перевозчики это понимают. Замечу, что политика нашей компании жестко не ограничивает время действия гарантийных обязательств на шины. Мы понимаем, что транспортники имеют различную нагрузку. Однакомпания ежегодно обновляет шины на своих транспортных средствах, а другая делает это с периодичностью раз в три года. Учитывая это, мы рассматриваем каждое обращение по нашим шинам индивидуально. Главное, чтобы шины были приобретены не позднее 5-ти лет с даты производства. Примечательно, что все рекламации без исключения рассматриваются только экспертами российского представительствакомпании Goodyear, которые в полной мере владеют знаниями об особенностях конструкции конкретного типа шин. В случае если клиент находится далеко от центрального офиса ООО «Гудиир Раша», то из ближайшего отделения к нему командируется сотрудник компании. Однако, как правило, многие вопросы можно разобрать, анализируя фотографии шин, предъявляемых для проведения проверки качества.Нюанс на нюансеИменно поэтому прежде чем проголосовать своим рублем за тот или иной бренд, озадачьтесь тем, чтобы как можно больше узнать о гарантийных обязательствах как со стороны конкретно взятого производителя, так и со стороны конкретной торговой организации. То есть проанализируйте, как и насколько полно гарантийные обязательства обоих юридических лиц стыкуются (соответствуют) между собой. Мало того, не поленитесь узнать обо всех нюансах предоставления гарантии. Подводные камни могут оказаться даже там, где их никто не ждет. Так, после публикации статьи о засыпаемом внутрь шины специальном порошке, благодаря которому происходит автоматическая балансировка шин непосредственно во время их эксплуатации (см.должна эксплуатироваться покрышка, будут лучше, чем в Европе. Не исключено, что гарантия начнет действовать только при условии монтажа шин в фирменном сервисном центре продавца. И самое главное – продавец отвечает только за шины, проданные им! То есть имеет перевозчик чек, накладные и прочие документы, подтверждающие продажу и от-грузку товара, – хорошо, нет таковых – нет и гарантии. Бумаги, договора, документы должны быть вычитаны юристом вашего автопредприятия до проплаты товара. В противном случае вы рискуете остаться с носом. Более подробно читайте о юридических тонкостях отношений между продавцом и покупателем в материале нашего юрисконсульта.С одной стороны, продавца можно понять: шина это не мясорубка и не телевизор, технических центров по гарантийному ремонту шин просто не существует! Покрышка это расходный материал. При обнаружении в ней заводского брака баллон просто-напросто списывается в утиль. Эксплуатация шины с заводским дефектом может привестиопределенный законом, договором поставки или обычаями делового оборота и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика. Срок и порядок осмотра и проверки товара, а также порядок уведомления поставщика необходимо прописывать в договоре как можно подробнее, так как нередки случаи, когда товар считается осмотренным, а поставщик неуведомлен-ным из-за общих формулировок или ссылок на нормативный акт, который, в свою очередь, оставляет слишком много простора для правового маневрирования. Разумеется, товар ненадлежащего качества может быть обнаружен после фактического его принятия от поставщика, но до начала эксплуатации условие об извещении поставщика о ненадлежащем качестве товара в течение этого срока должно быть прописано в договоре. Однако стоит иметь в виду,что в таком случае необходимо не только получить от поставщика условия хранения товара, но и сослаться на эти условия в договоре, а также фактически обеспечить такие условия, чтобы при возможном споре и экспертизе несоблюдение условий хранения не послужило причиной для отказа в иске. Обнаружение товара ненадлежащего качества дает покупателю право требовать от поставщика соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмезд-ного устранения недостатков товара в разумный срок или возмещения своих расходов на устранение недостатков товара (ст. 475 ГК РФ). В случае обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков, покупатель вправе по своему выбору отказаться от ис-полнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Любое выбранное условие или каждое из них, если договор оставляет право выбора за покупателем, должно быть также детально прописано – порядок и сроки замены товара, возврат денежной суммы или порядок расторжения договора. Законом (ст. 521 ГКРФ) предусмотрено право покупателя требовать с поставщика неустойку за недопоставку или просрочку поставки товаров. В то же время договором поставки может быть установлена неустойка за поставку товаров ненадлежащего качества в виде пеней или штрафа. Главное условие – эта неустойка должна быть прописана в договоре: размер, основания для взыскания, порядок взыскания и оплата ее поставщиком. Если же по вине поставщика некачественного20РЕЙС ИЮЛЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХСрок гарантии на конкретную шину указан в сопроводительных документах, в том числе паспортеПредъявляя претензию к качеству, укажите номер шины«Пляска» колес лечится равномерной затяжкой гаекРейс №5-2011 г. «Мечем бисер»), в редакцию пришло официальное письмо из российского офиса одной европейской шинной компании следующего содержания. «Нам ста ло известно о различных резинотехнических смесях (гранулах, порошках, жидкостях, гелях и пр.), которые предлагаются на рынке независимымипоставщиками для балансировки грузовых шин и шин для автобусов. Мы не рекомендуем и не запрещаем применение данной продукции на шинах нашего производства. Кроме того, мы не можем комментировать качество или эффективность использования подобных составов, свойстватовара произошло дорожнотранспортное происшествие и повреждены транспортное средство и груз, то в данном случае необходимо оценить, насколько правомерными могут быть требования, предъявляемые к поставщику, а также последствия предъявления таких требований. Даже если причины ДТП будут установлены ГИБДД и соответствующей экспертизой, а надлежащая эксплуатация шин и транспортногосредства будет доказана самим перевозчиком, остается вероятность того, что поставщик не будет привлечен к ответственности, если докажет, а суд, соответственно, примет его доказательства, что проявил должную осмотрительность при выборе своего поставщика и сам закупал товар с подтверждением его надлежащего качества. К сожалению, ряд терминов, в том числе «должная осмотрительность», по-разному трактуется судами, и однозначной ре-комендации дать не получится. Кроме того, в выплате страхового возмещения – как по страхованию транспортного средства, так и по страхованию ответственности перевозчика, может отказать и страховщик, основываясь на условиях договора. Поэтому в случае серьезных происшествий так или иначе придется привлекать ряд экспертов – как технических специалистов, так и юристов для правильной оценки перспектив дела.РекламаИЮЛЬ 2011РЕЙС21 автомобили главная темаМнениеДМИТРИЙ МАКАРОВ специалист по маркетингу направления грузовых шин ООО «Континентал Тайрс РУС» – Гарантия на грузовые шины Continental действует в течение пяти лет с даты их производства, которая указана на боковине в виде кода DOT. При обнаружении дефекта перевозчик должен подать рекламацию дилеру, у которого была приобретена данная шина. Продавец, в свою очередь, обращается с оформленной определенным образом рекламационной заявкойГАРАНТИЯ НА ШИНЫ ХХХХХХХХХХХХХпродукции. Перед подготовкой шин к восстановлению протектора наша компа ни я рекомендует полностью удалять из них внутреннюю балансировочную смесь. Также данный балансировочный состав следует удалять из шин, подлежащих ремонту (в соответствии с ремонтной процедурой). Кроме того, при проверке нашей компанией шин, подлежащих гарантии, балансировочная смесь из них должна быть удалена. В этом случае балансировочный состав фирмой не возмещается, равно как и расходы, связанные с его заменой». Вот и выходит, что если вдруг эксперты признают, что выход шины из строя был вызван гранулами для балансировки колеса, то не видать вам гарантии как своих ушей. Но возникает резонный вопрос: какие дефекты могут всплыть при применении данного средства и какие дефекты можно на него списать? Сколько может быть таких нюансов? Великое множество! Причем никто вам их полным списком не выдаст. Шинни-и фотографиями обнаруженных дефектов непосредственно в российское представительство концерна Continental. Такая схема взаимодействия, как показала практика, избавляет перевозчика от бумажной волокиты, экономит его время и средства в решении проблем, связанных с гарантией. Замечу, что на определение причины возникновения того или иного дефекта в шине технические специалисты тратят минимальное количество времени, так как оперативное выявление производственного брака позволитбыстро ликвидировать его причину на конвейере. Если нами был выявлен дефект, признанный гарантийным, то согласно закону РФ мы урегулируем проблему в срок 21 день. Под урегулированием понимается либо замена шины, либо выплата денежной компенсации. Если случай не признается гарантийным, перевозчику предоставляется официальный отказ в компенсации в письменной форме. Если клиент не согласен с решением, он может поступить в соответствии с законом о защите прав потребителя, то есть обратиться в суд.Люфт в подшипниках провоцирует износ шинПорванный корд – повод отказать в гарантииЛысеющее центральное ребро – особенность шиныкоторых различаются в зависимости от поставщика. Перед использованием данной продукции необходимо изучить соответствующую информацию о ее применении, указанную производителем. Именно потребитель несет ответственность за выбор метода балансировки шин (в соответствии с осо-бенностями использования и сферой применения грузовых шин). Использование смеси для балансировки в грузовых шинах не влечет за собой автоматической отмены гарантии. Однако гарантия не распространяется на случаи повреждения шин, ставшие результатом использования подобнойки предпочитают индивидуальный подход к каждому клиенту. Еще раз это подчеркиваем.А судьи кто?Кстати, а кто достоверно оценит дефект и со 100%-й уверенностью назовет истинную причину возник-САМ СЕБЕ ЭКСПЕРТАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс» сли для подтверждения гарантийного случая разрушения шины или возникновения в ней дефекта требуется экспертиза шинного завода или независимой лаборатории, то вина перевозчика в преждевременном выходе покрышки из строя, как правило, очевидна и им самим не оспаривается. Руководству АТП остается только определить, УПРАВЛЯЕМЫЕ КОЛЕСА Односторонний износ протектора■ Непараллель-ность осей полуприцепаДвусторонний симметричный износ плечаЕДиагональный износПричины: Эксплуатация шины с высоким давлением ■ Несоответствие ширины диска ширине шины■Причины: Причины:■ Неправильныйкому конкретно предъявить материальные претензии. Чаще всего «стрелочником» оказывается водитель, но иногда таковым признают механика автоколонны.угол установки колес ■ Износ шкворня ■ Износ подшипников ступицы ■ Неперпендикулярность продольной оси прицепа, оси ведущего моста тягачаПричины: Люфт в подшипнике ступицы ■ Неправильный угол схождения ■ Дисбаланс колеса ■ Несоответствие ширины диска ширине шины■Эксплуатация шины с низким давлением ■ Несоответствие ширины диска ширине шины■Эрозионный износ краев углублений протектораЦентральный износ протектораПричины: Эксплуатация шины с низким давлением или перегрузкой ■ Езда с частыми поворотами■22РЕЙС ИЮЛЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХМнениеВЯЧЕСЛАВ БАБЫКИН начальник ПТО «МАП №2 Автоколонна 1417» – Основные бренды шин, используемые на нашем предприятии, это Michelin, Continental, Matador, ЯШЗ, КШЗ. Из практики эксплуатации шин в течение их гарантийного периода бывали случаи обнаружения заводских дефектов. Мы не тратили время и силы на поиски экспертов, аккредитованных на проведение экспертиз по гарантийным рекламациям. Компаниипоставщики брали на себя обязательства по замене шин в случае выхода их из строя по вине завода-изготовителя. Часто встречающийся заводской дефект наблюдался у покрышек 275/70R22.5 ЯШЗ Я-646. Это трещины в покровном слое боковины. К другим брендам шин, использующимся на нашем предприятии, претензий нет. Увы, но сказать то же самое про китайские шины Сheng Chan и Ling Long, я не могу. Четыре года назад была закуплена опытная партия. Подкупила дешевизна покрышек и на начальном этапе эксплуатации неплохая динамика износа. Но после достижения пробега 70 000 километров у большинства находившихся в эксплуатациикитайских шин наблюдались деформации силового каркаса. Естественно, покрышки, которые закручивались винтом или принимали яйцевидную форму, мы снимали с эксплуатации. Разбираться с причиной данного явления и отстаивать свои права посчитали пустой тратой времени. Мы просто отказались от последующих закупок данных шин.новения дефекта и его природу? Шины, по сути своей, есть продукт космических технологий. Рецептуры резиновых смесей, технологии плетения корда, силовая структура каркаса держатся в строжайшем секрете, который охраняется не хуже, чем рецепт Coca-Cola. Таккто же может дать самую объективную оценку возникновения того или иного дефекта? Правильно – производитель шины. Для этого на предприятиях имеются ведающие всеми нюансами производства инженеры по качеству. А в ихЧередующийся износ дорожек протектораПричины: Увеличенные углы схождения или развала колес ■ Люфт в подшипнике ступицы■Односторонний износ одной плечевой зоныПричины: Неисправность амортизатора или подшипника ступицы ■ Дисбаланс колеса■Причины: Увеличенный угол схождения или неправильный угол развала колес ■ Люфт в подшипнике ступицы■Пятнистый износСтупенчатый износ краев плечевых зонПричины: Дисбаланс колеса ■ Нарушение геометрии подвески ■ Неисправность подвески■Волнообразный износРекламаИЮЛЬ 2011РЕЙС23 автомобили главная темаГАРАНТИЯ НА ШИНЫ ХХХХХХХХХХХХХЭрозионный износ краев углубленийЭрозионный износ, запущенный случайЭрозионный ознос выкрашивания краев углубленийВолнообразный износруках, разумеется, есть все необходимое лабораторное оборудование. Лучше создателя дитя никто не знает. Представители завода, как правило, работают в тесной связи с крупными дилерами, продвигающимиих шины на рынке. То есть изъятие дефектной шины, ее переправка в лабораторию в четко выстроенной (!) цепочке проблем не вызывает. Да и сама процедура отправки шины на производство часто не требуется.МнениеАНАТОЛИЙ ФРОЛОВ главный конструктор ООО «НТЦ «КАМА» – Современные цельнометаллокордные грузовые шины требуют повышенного внимания в эксплуатации по сравнению с обычными комбинированными. Монтаж на обод допустим только на специализированном станке во избежание повреждения бортовой зоны и потери герметичности. Не менее важен постоянный контроль внутреннего давления на соответствие установленным нормам и поддержание его на требуемом уровне. Эксплуатация на пониженном давлении приведет к повышенному неравномерному износу протектора, а при длительной эксплуатации – к расслоениям в каркасе шины и, как следствие, утрате ремонтопригодности. Прочие требования традиционны для всех типов шин: осторожность при парковке рядом с бордюрами, во избежание повреждения боковин, объезд опасных для шин препятствий (арматуры, камней с острыми краями и т. п.), а также своевременная перестановка шин согласно схеме.Благодаря сети Интернет и электронной почте эксперты получают фотографии дефектов шин в электронном виде. Это позволяет, особенно если фотографии хорошего качества и разрешения, сделать заключение на расстоянии. Одним словом, отправка шины на завод производится только в крайних, спорных случаях. Остается лишь дождаться результатов. Как правило, заключение дается через 2030 дней с момента обращения перевозчика в торговую организацию. Естественно, если клиент крупный (читай выше про отношения шинников и перевозчиков), то заключение с известным результатом выносится сразу. Вердикт экспертов в виде новой шины, переданной взамен вышедшей из строя, устраивает обе стороны.Однако клиенты бывают мелкие – две-три, максимум пять машин на балансе, а родавцы попадаются упертые – жадные монополисты в нескольких юридических лицах. В этом случае перевозчика могут отправить искать правду в НИИ Шинной промышленности. В головном институте работают грамотные специалисты, но секрета фирмы-производителя шин они точно не знают. Ведь он, как мы уже упомянули выше, оберегается как зеница ока! Однако технологией оценки дефектов, достаточной для вынесения решения в пользу перевозчика или шинника, они владеют, как и оборудованием, на котором можно провести нужные экспертизы. То есть в спорной ситуации вопрос можно решить через ученых мужей (если перевоз-Причины: Дисбаланс колеса ■ Неисправность элементов подвески ■ Непаралельность ведущей и управляемой осей■Перекос ведущего моста ■ Неисправность элементов подвески ■ Люфт шкворня■ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА Центральный износПричины: Несоосность полуосей ■ Резкие старты с пробуксовкой ■ Низкое давление в шине ■ Разное давление в сдвоенных шинах■Эксцентричный износв спаренных шинах ■ Неправильный угол установки оси ■ Неисправность элементов подвески Ступенчатый износ плечевой зоны протектораДиагональный износПричины: Эксплуатация шины с высоким давлением ■ Несоответствие ширины диска ширине шины■Поперечный перьевой или гребенчатый износПятнистый износПричины: Разные размеры спаренных шин ■ Низкое давление ■ Несоответствие ширины диска ширине шины■Причины: Причины:■Неправильный угол схождений колесНеисправность тормозов ■ Резкое торможение на юз ■ Неисправность подвески■Продольный гребенчатый износПричины: Несоответствие диаметров спаренных шин ■ Разное давление■Причины: Прогиб балки моста ■ Износ шарниров (сайлентблоков) подвески■24РЕЙС ИЮЛЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХЭксцентричный износИзнос эксцентричный с выкрашиваниемДвусторонний симметричный износДвусторонний несимметричный износчик базируется в Москве, московской области или его машины возят грузы через главный логистический центр России – златоглавую). А если компания работает, скажем, только за уральским хребтом или обслуживает лишь стройку олимпийского комплекса в Сочи? Ну не вызывать же специалистов института к себе в парк изза одной шины и не тратить деньги за ее доставку непосредственно в институт?! Разумеется, нет. Тем более что крупные (!) продавцы имеют в своем штате специально обученных и аккредитованных этим самым институтом экспертов, которые на месте оценят дефект шины и вынесут свое заключение. И вот тут возникает проблема: если перевозчик согласится с вы-водами экспертов – хорошо. А если нет? Если нет, то ему придется обращаться за независимой экспертизой в НИИ Шинной промышленности, а там могут направить, в свою очередь, к аккредитованному специалисту, работающему в интересующем регионе. Увы,но бывает, что данные специалисты уже работают на продавцов шин. То есть получается замкнутый круг, из которого нет выхода?! Быть может, мы несколько сгустили краски, но суровая российская действительность наложила свой отпечаток на психологию автопере-возчиков. Большинство из них предпочитают вообще не связываться с гарантией на шины. Аргумент бизнесменов железный: терять время и тратить силы на экспертизы, споры и судебные тяжбы – неоправданная роскошь. Проще сменить марку шин и продавца.Мнение– были случаи повреждев течение длительного МИХАИЛ КИСКИН ния находившихся рядом времени, то это приводит технический уже к внезапному аварий- автомобилей и даже приспециалист компании чинения тяжелых травм ному разрушению шины Hankook Tire Rus людям. Также к числу – как правило, в области – Преждевременный причин ускоренного выход шин из строя чаще боковины. Взрыв может и обычно неравномернопроизойти как на ходу, всего связан с перегрузго, износа шин относятся так и после остановки кой транспортного средавтомобиля, когда нагрев- неисправности подвески ства или эксплуатации шееся во время движения автомобиля – довольно при давлении, не соотраспространенное в Росколесо перестает охлажветствующем норме. На сии явление. Перевозчики ранних стадиях это прояв- даться потоком воздуха. в этих случаях прекрасно ляется в виде ускоренного А учитывая довольно высокое давление в грузо- понимают, в чем дело, износа протектора. Если и претензий к качеству вых шинах, последствия автомобиль эксплуатишин нам не предъявляют. могут быть плачевны руют в таком режиме Как и при выкрашивании протектора, что случается значительно реже и вызвано движением по проселочным дорогам на шинах, предназначенных исключительно для эксплуатации на асфальте. Здесь уже вина владельца автомобиля (или водителя) очевидна, тем более что такие объезды по грунтовкам нередко сопряжены с перегрузами и желанием миновать посты ГИБДД.КОЛЕСА ПРИЦЕПА Двусторонний износ плечевых зонПричины: Непараллельность осей прицепа ■ Изгиб балки оси ■ Люфт в подшипнике ступицы ■ Разные размеры шин на оси■давлением или перегрузкой ■ Езда с частыми поворотами Диагональный износНеправильная установка на ось ■ Несоответствие размеров сдвоенных шин■Пятнистый износЧередующийся износ дорожек протектораЭксцентричный износ Причины: Причины: Неисправность элементов подвески ■ Износ подшипников ступицы ■ Несоответствие давления или диаметров спаренных шин■Причины: Непараллельность осей прицепа ■ Длительное движение в колее■Эрозионный износ краев углублений протектора Причины: Неисправность подшипников ступицы ■ Неправильный угол схождения колес■Односторонний износ протектора Причины:■Причины: Неисправность тормозов ■ Резкое торможение на юз ■ Дисбаланс колеса■Неисправность элементов подвески ■ Несответствие типоразмеров спаренных шин или их давления ■ Дисбаланс колеса■Эксплуатация с низкимИЮЛЬ 2011РЕЙС25