36
37
38
39
40
42
44
46
48
50
автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖ36РЕЙС АВГУСТ 2011 ISUZU NPRНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ заместитель главного редактораИЗ ЖИЗНИ ЭЛЬФОВКомпания «Соллерс» выводит на рынок новый среднетоннажный грузовик Isuzu NPR. Эти автомобили собирают в Россииприходом в Россию крупнейших мировых производителей грузовиков все идет к тому, что обновление моделей автомобилей, изготавливаемых на совместных предприятиях, будет происходить столь же динамично, как и на головных автозаводах, находящихся за границей. Пять лет на конвейере – и машину ожидает фейслифтинг, модернизация двигателей, еще пять – новый комплекс «разглаживания морщин», а еще через три-четыре года возможна кардинальная смена модели. И прогресс здесь двигает не только боязнь проигратьСАВГУСТ 2011РЕЙС37 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖГабаритные размерыIsuzu NPR с двухрядной кабиной будет интересен коммунальным службамПохоже, самосвалы на 4-5 тонн вымерли только в РоссииМодель Isuzu NPR75LK Isuzu NPR75LL Isuzu NPR75LMA 3815 4175 4475B 6690 7325 7870А этот дорожный пылесос на шасси Isuzu NQR эксплуатируется в СШАНа таком шасси не стыдно смонтировать Во всем мире у спасателей и пожарных особенно яркие фургоны и дорогую компрессорную станциюДля разных рынков Elf выпускают в несколько отличающихся исполненияхРАДИОАКТИВНЫЙ ФОНервое, что волнует сейчас покупателей японских автомобилей, – как сказалась на их производстве авария на АЭС Фукусима. Быть может, машина и не будет «фонить» микрорентгенами, и кролики вблизи нее не будут рождаться без ушей, но запчастей днем с огнем не найти, тем более что к «японцам» они еще и недешевые. Специалисты компании «Соллерс» утверждают, что волноваться не стоит: завод находится в городе Фуджисава, недалеко от Токио, поэтому катастрофа на АЭС особых проблем японскому производству Isuzu не доставила. Хотя в начале весны все-таки простой у завода был – неделю. Обычный маршрут для SCD-комплектов российского завода такой: контейнеры поступают в порт Иокогамы, оттуда их морем доставляют во Владивосток, перегружают и по железной дороге отправляют в Елабугу.Пгонку технологий, оказаться в хвосте у конкурентов, но и простая выгода: компании дешевле организовать масштабное производство нового автомобиля на большинстве своих автозаводов по всему миру, чем десятилетиями распылять деньги на латание прорех в конструкции. Одно из самых первых СП по сборке грузовиков, созданных в России в середине «нулевых» годов, – альянс компаний «Соллерс» и известной японской Isuzu Motors Limited. Первоначально сборочное производство организовали в Ульяновске, затем его перенесли в Елабугу. Предприятие выпускает один из самых успешных и массовых среднетоннажных грузовиков в мире – Isuzu N-серии моделей NQR75 полной массой 7,5 тонны, а также более легкий Isuzu NLR85 полной массой 3500 килограммов. Теперь настал черед модернизации NQR75 – ему на смену идет Isuzu NPR, однако по мировым «стандартам» российское обновление все же несколько запоздало. Первое поколение Isuzu ELF (именно так называют эти среднетоннажники в Японии) было поставлено на конвейер в 1963 году, а те машины, которые собирают на заводе «Соллерс», относятся уже к пятому поколению и выпускались практически по всему миру с 2004 года. Сейчас в год продается около 640 тысяч грузови-ков Isuzu различных моделей. Кроме Японии заводы Isuzu находятся в Африке – в Египте, Кении, ЮАР; в Азии – во Вьетнаме, Индии, Индонезии, Китае, Малайзии, Таиланде, на Тайване и Филиппинах. В Америке – в США (причем с долей рынка 64%!), Чили и Эквадоре. В Европе – в Турции и России. Кроме стран, где производятся эти автомобили, очень успешно Isuzu продаются в Ирландии и Израиле, в Австралии и Новой Зеландии, в Сингапуре и Гонконге. А это регионы с очень высокой конкуренцией и большой требовательностью к качеству и конструктивному совершенству автомобиля. На всех этих автозаводах с 2008 года начали запускать в производство грузовики Isuzu, созданные на платформе «700P», куда входит и модель NPR. Говорят, что российский завод отстал с началом производства новой машины только из-за слишком большой партии закупленных комплектов на NQR75. Инте-Перевозка продуктов в изотермическом фургоне – выгодное дело38РЕЙС АВГУСТ 2011 ISUZU NPRВ сельском хозяйстве тоже может возникнуть интерес к этой машинеТеплообменник EGR охлаждает ОГ перед подачей их в цилиндры дизеляДвигатель Isuzu 4HK1 объемом 5,2 литра – самый большой среди тех его новых «одноклассников», которые представлены на российском рынкересно, что серьезный конкурент дизельной «ГАЗели», елабужский Isuzu NLR85, является первым представителем платформы «700Р», собираемой в России, а Isuzu NPR идет как бы вдогонку. Причем есть и более тяжелая версия японских среднетоннажников, тоже с использованием платформы «700Р» – серия F, или Forward, полной массой от 9 до 21 тонны, даже в трехосных вариантах исполнения. Но эти грузовики пока официально в Россию не поставляются.СТАТИСТИКА ПРОДАЖ*Буквенные и цифровые названия моделей Isuzu, конечно же, не взяты «с потолка» – в них зашифрована довольно обширная информация об автомобиле. Первая буква говорит о принадлежности к определенной серии и, соответственно, полной массе. Для «N» выделен диапазон от 3 до 8 тонн. Вторая буква подразумевает более тонкую градацию полной массы: «L» – до 5 тонн, «M» – от 5 до 7,5 тонны, но с узкой кабиной, «P» – от 5 до 7,5 тонны, с широкой кабиной, «Q» – самая тяжелая версия, от 7,5 до 8 тонн. Третья буква обозначает колесную формулу: «R» – 4х2 и «S» – 4х4. Цифры 71;75;85 и т. п. указывают на модель двигателя.Привод 80-амперного генератора – надежным поликлиновым ремнемДвигательВ 30-х годах и вплоть до Второй Мировой войны японцам помогали налаживать производство автомобилей сначала англичане, потом – немцы. А после войны уже американская оккупационная администрация размещала на местных автозаводах заказы на производство армейских грузовиков. Поэтому в японском грузовом автопроме оказалось переплетено, если не сказать, перемешано несколько конструкторских направлений и школ. Да и сами японские инженеры без дела не сидели. Самые первые дизели на островах создава-ГАЗ 3307/08/09 – 45% ГАЗ 3310 – 11% Hino 300 Series – 4% Hyundai HD65/78 – 24% Isuzu NQR/NPR – 13% Mitsubishi Fuso Canter– 3%Объем продаж в сегменте среднетоннажников по России – 3795 едениц * по итогам I квартала 2011 года; предоставлено компанией «Соллерс»Черный ящик – блок реле и предохранителей. Фильтр-отстойник с насосомАВГУСТ 2011 РЕЙС 39 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖНа российском Isuzu NPR применяется 6-ступенчатая коробка передач с алюминиевым корпусом. Диапазон передаточных чисел: от 5,98 до 0,76Сцепление может продаваться вот такими ремкомплектамились на основе лицензий Deutz, MAN и Bosch, потому уже тогда моторы были вполне удачными. Isuzu Motors Limited так преуспела в этом деле, что был момент, когда компания даже носила название Diesel Motor Industry. Позже альянс Isuzu с General Motors не только позволил продавать японцам свои машины в США и Англии под марками Сhevrolet, Bedford и Opel, но и сделал компанию одним из основ-Вентилятор системы охлаждения – с вязкостной муфтойТопливная аппаратура – Common Rail, c электронным управлением40 РЕЙС АВГУСТ 2011ных поставщиков дизелей для американского концерна. Поэтому Isuzu нет смысла покупать двигатели у кого бы то ни было. Когда-то на легкие Elf ставили и бензиновые моторы, но на современные Isuzu N-серии устанавливают только дизели. Сейчас их четыре, и они абсолютно разные: объемом 2,8 литра и мощностью 91 л. с., 3-литровый мощностью 130 л. с., мотор 4,6 литра со 121 «лошадью» и 150-сильный объемом 5,2 литра. Интересно, что дизель 4HG1 объемом 4,6 л Isuzu поставляет на конвейер Nissan для грузовика Atlas, а 5,2-литровый 4HK1 идет на американские легкие траки GM – Сhevrolet W3500, W4500 и W5500, аналог Isuzu N-серии. Понятно, что такого многообразия двигателей для автомобилей российской сборки не нужно, и не мудрено, что еще для NQR75 остановились в выборе на четырехцилиндровом 150-сильном моторе 4HK1 с моментом 404 Н.м. Пусть в сравнении с конкурентами он несколько великоват по объему и, возможно, по массе, зато не слишком форсирован и потому должен обладать действительно хорошим ресурсом. Хотя на качество и надежность моторов Isuzu никто не жалуется. Именно этот двигатель стоит и на Isuzu NPR, как водится у современных дизелей, он оснащен турбонаддувом и интеркулером.Из особенностей конструкции дизеля Isuzu 4HK1: чугунный блок цилиндров, причем с коренными крышками в единой отливке – с «рамой», которая придает особую жесткость силовому каркасу двигателя. Алюминиевая головка с четырьмя клапанами на цилиндр, распредвал – в головке, привод ГРМ шестернями заднего расположения. Интересно, что в приводе клапанов применены роликовые толкатели. Как это принято на небольших японских дизелях, в блоке установлены сухие гильзы. В случае ремонта их легко заменить, и они не потекут тосолом в поддон. Поршни с антифрикционным композитным покрытием на юбке. Топливная аппаратура – Common Rail, производства известной японской компании Denso. Считается, что продукция Denso одна из самых качественных и надежных в мире, помочь в обеспечении ресурса топливной аппаратуры на Isuzu NPR должен и фильтр-отстойник с датчиком воды и подогревом от обратки. На турбокомпрессоре есть шильдик Honeywell, это подразделение другой известной компании – Garrett, и потому сомневаться в ресурсе турбины нет нужды. Нормы токсичности – Евро-3, и для их обеспечения выбрана технология EGR, то есть рециркуляции отработавших газов, когда не надо никакой мочевины. Для автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖМнениеМАКСИМ ПОПОВ продукт-менеджер департамента продаж и маркетинга компании «Sollers-ISUZU», Москва – Автомобиль Isuzu NPR75 – новое поколение уже хорошо известного российскому потребителю и прекрасно зарекомендовавшего себя автомобильного шасси Isuzu NQR71/75, которое производилось компанией «Соллерс» с 2006 года. Грузовик получил абсолютно новую, более просторную, комфортную кабину с улучшенными показателями обзорности, безопасности, эргономики и аэродинамики, а также по многочисленным просьбам потребителей на автомобиль теперь устанавливается 6-ступенчатая коробка передач. У NPR75 три варианта колесной базы, что позволяет устанавливать надстройки длиной до 6,2 м. У нас 46 дилерских центров по всей России, гарантия составляет 2 года или 100 тысяч километров.У тросов КП главное внимание – целостности защитных чехловТри троса: два для управления коробкой передач, один – для «ручника»Стартер маленький, но мощный. Установлен сверху картера маховикаохлаждения ОГ, возвращающихся в цилиндры, над задней частью клапанной крышки двигателя смонтирован жидкостный теплообменник. Как часто случается на развозных автомобилях, на Isuzu NPR радиатор системы охлаждения установлен низко – лишь немного выше верхней кромки балки переднего моста. Понятно, что инженерам при компоновке автомобиля приходится решать, что важнее: поднимать радиатор ради обеспечения хорошего клиренса или добиватьсяИнтегральный ГУР делает управление этим Isuzu очень легким42 РЕЙС АВГУСТ 2011небольшой высоты тоннеля двигателя в кабине. Но, видимо, только российским перевозчикам даже в городе необходим хороший дорожный просвет… Очень оригинально установлен стартер. Мало того что он компактный, еще и стоит не как обычно, вдоль блока цилиндров, а сверху, над картером маховика – так его удобнее снимать для обслуживания и возможного ремонта. Причем напряжение «на борту» самое правильное для дизельного грузовика – 24 Вольта, и генератору вполне по силам такая работа – он выдает ток 80 ампер. Редкий случай, когда производитель указывает расход топлива – для Isuzu NPR обещают 16-18 литров на сотню при скорости 80-90 км/ч. Напомним, что легендарный ЗИЛ-130 (между прочим, рабочий объем тоже 5 литров, 150 л. с. и 5 тонн груза – если до модернизации 1976 г.) поедал 31 литр – такова была линейная норма. Однако если сравнивать аппетит «японца» с «Бычком» или «Валдаем», то разница будет не столь велика – перевозчику правильнее рассчитывать на традиционную надежность и более высокий КТГ Isuzu. Периодичность замены масла 10 тысяч километров. Совсем немного, тем более что обычно именно к замене масла привязана периодичность технического обслуживания. Наверняка можно увеличить пробег, перейдя насинтетические масла, но это надо согласовывать с дилером или перейти после окончания гарантии.ТрансмиссияКомпания Isuzu не ограничивается только производством двигателей – коробки передач и ведущие мосты тоже носят эту марку. Для рынков Японии, США и Австралии на N-серию могут устанавливать и автоматические коробки: автомобили в таком исполнении наиболееТехнические характеристикиМарка (шасси) ISUZU NPR 75 Длина/ширина/высота, мм 7870/2115/2265 Полная масса, кг 7500 Масса шасси , кг 2665-2780 Колесная база, мм 3815-4475 Макс. скорость, (с огранич.), км/ч 100 Двигатель/рабочий объем, л ISUZU 4HK1/ 5,193 Мощность, л. с. при об/мин 150 при 2600 Крутящий момент, Н.м при об/мин 404 при 1500-2600 ISUZU MYY6S, Коробка передач 6-ступенчатая, Сцепление однодисковое заслонка Замедлитель на выпуске с одинарной, гипоидной главной Ведущий мост передачей, без блокировки дифференциала Топливный бак, л 100 подвеска спереди и сзади – рессорная; Ходовая часть тормоза – барабанные с гидроприводом и ABS Шины 215/75R17,5 Цена, тыс. рублей с НДС 1545-1604 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖРадиатор расположен низко, но немного прикрыт резиновым брызговичкомСерьги и пальцы рессор на этом «японце» смазывать не надоВедущий мост с экономичным гипоидным редуктором, но перевозчику надо четко знать – с каким передаточным числом подбирать себе грузовиквостребованы именно там. Однако на Isuzu NPR российской сборки ставят только механическую коробку. Причем если на NQR стояла 5-ступенчатая КП, то на Isuzu NPR с тем же двигателем ставят уже 6-ступенчатую коробку. Перевозчики, эксплуатирующие не один год Isuzu NQR, отмечали, что первой передачей пользуются редко, дажеУ Isuzu архаичное крепление задних колес – футоркамиОтверстий в обоих лонжеронах насверлено явно с избытком44 РЕЙС АВГУСТ 2011на груженой машине, зато на трассе «рука сама ищет шестую скорость». То есть завод пошел навстречу клиенту, установив новую коробку. Однако без уменьшения передаточного числа редуктора ведущего моста, хотя бы на 0,3-0,5, толку от этой замены будет немного. Между тем в разных документах на Isuzu NPR указаны разные передаточные числа: в пресс-релизе – 6,833, а в приложении к «Одобрению типа транспортного средства» – 4,3. Где правильная цифра? На дороге эта разница – огромная, даже с учетом разных надстроек. Поэтому при приобретении Isuzu NPR надо учитывать реальное передаточное число редуктора. Сцепление у NPR вполне современное: однодисковое с диафрагменной «корзиной». Лапок и периферийных пружин у «японцев» давно нет. Диаметр диска – 325 мм, привод – гидравлический. Специалисты «Соллерса» утверждают, что ресурс сцепления – 150 тысяч километров. Коробка MYY6S с алюминиевым картером, с вертикальным разъемом. Такой картер гораздо жестче, чем укрытый сверху крышкой: нет перекоса валов, лучше ходят подшипники и долговечнее зубчатые зацепления. Кроме того, говорят, что в этой КП установлены очень эффективные синхронизаторы. Передаточные числа следующие: I – 5,98; II – 3,43; III – 1,86; IV – 1,3; V – прямая и VI – 0,76. Пере-ключение – тросами, легкое и довольно четкое, с небольшими ходами. Для установки КОМ (коробки отбора мощности) предусмотрен лючок – есть куда установить гидронасос для привода различных надстроек. Редуктор ведущего моста – гипоидный, естественно, одноступенчатый. О блокировке дифференциала можно и не мечтать: значит, водителю придется тщательнее выбирать дорогу, не сворачивать без надобности с асфальта. Кстати, компании «Соллерс» не помешало бы теперь наладить и производство полноприводных Isuzu NPR. Спрос наверняка будет, и формула 4х4 стала бы для этого «японца» весомым конкурентным преимуществом.ХодоваяУ Isuzu NPR нет многообразия вариантов базы, их три, но с учетом наиболее востребованной у российских перевозчиков монтажной длины под надстройки: 3815, 4175 и 4475 миллиметров. С самой длинной базой полная длина шасси составляет 7870 миллиметров. Причем самый длинный кузов теперь 6,5-метровый (раньше был только 6,1 метра). То есть практически на любом Isuzu NPR (пусть и с открытым бортом) можно перевозить без проблем наиболее распространенный размер пиломатериалов и металлопроката. автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖМнениеСЕРГЕЙ ГРИШКИН начальник транспортного управления ЗАО СП «Подъем», Москва – Автопарк нашей компании насчитывает 102 автомобиля различных марок: от Daewoo Matiz до 25-тонного крана на шасси КАМАЗ. Есть ЗИЛы, ГАЗ-3307, «ГАЗели». Автомобили используются для обеспечения монтажа лифтов и их обслуживания. В прошлом году мы приобрели грузовик Isuzu NQR с бортовой платформой и гидроманипулятором, сейчас пробег а/м 40 тысяч км. Машина понравилась. Впечатление портит только бортовая платформа одного из отечественных производителей. Пол развалился, остались одни борта. Стыки фанеры на полу висят в воздухе, без опоры на траверсы каркаса. Расход топлива разный: в городе может составлять и 20 литров, а на трассе – чуть больше 14, но надо еще учитывать моточасы работы гидроманипулятора. Сейчас для обновления парка приобрели один Isuzu NPR, в ближайшее время планируем купить еще пять этих японских грузовиков.Рессоры – самые обычные: многолистовые или полуэллиптическиеТормозные механизмы – барабанные, причем даже на передней осиТакой кронштейн рессоры тоже позволяет уменьшить погрузочную высотуА если на такое длиннобазовое шасси установить фургон длиной 6,5 метра, при ширине 2,3 метра и высоте 2,1 м получаем объем 31,4 м3. А ведь если возить мебель или электролампочки, ширину можно увеличить и до 2,55 метра… Лонжероны рамы расширяются спереди, под кабиной: так удобнее обслуживать двигатель и удается поставить более широкий радиатор. Размер лон-Один из вариантов платформы для АКБ оборудован пластмассовой крышкойПочти у всех «азиатов» аккумуляторы стоят чуть ли не на улице46 РЕЙС АВГУСТ 2011жеронов: высота 216 мм, полки – 70 мм, толщина – 5 миллиметров. Траверсы и кронштейны в основном приклепаны. Поражает обилие отверстий под монтаж надстроек, которые насверлены в лонжеронах. Конечно, японцы наделали их явно с избытком, но напомним, что для целостности рамы лишние отверстия или сварка в нижней полке лонжерона опаснее. Однако чрезмерно перегружать машину все же не стоит. Пневмоподвески на любых Elf нет, потому что по традиции нет пневмокомпрессора. Кстати, на украинских автобусах «Богдан», которые собраны на агрегатах Isuzu, компрессор на мотор 4,8 литра дополнительно пристраивали уже в Каневе. Японцы применяют на N-серии обычные полуэллиптические рессоры: у Isuzu NPR впереди 6 листов, сзади – 13, с учетом полноценного подрессорника. Еще на NQR75 избавились от смазки (тот еще атавизм) рессорных пальцев, теперь там установлены не требующие никакого обслуживания резиновые втулки. Причем вопреки прогнозам пессимистов ходят они очень неплохо – даже при пробеге 200 тысяч километров нет необходимости их менять. Тормоза – барабанные, диаметром 320 мм и одинаковой шириной для обеих осей 120 мм, взаимозаменяемые. «Японцы», похоже, и не догадываются о возможности применения дис-ковых тормозов хотя бы на передней оси подобных грузовиков. Известно, что барабанные тормоза долговечнее дисковых, но и замена колодок более трудоемка, порой уже на втором комплекте колодок требуется расточка барабанов. А это лишняя трата времени и денег. Хотя специалисты «Соллерса» утверждают, что, благодаря наличию заслонки на выхлопной трубе (которая обычно есть у грузовиков любых марок с дизельными двигателями), при правильном пользовании этим замедлителем ресурс накладок составляет 100 тысяч километров. Особенность Isuzu NQR и NPR: здесь отсутствует вакуумный усилитель в гидроприводе тормозов. Применена крайне редкая, так скажем, ситроеновская схема, где тормозную жидкость дожимает давление масла в особой камере. Для этого используют двухконтурный насос: одна секция работает на гидроусилитель руля, другая – на тормоза. Сам гидропривод тормозов, естественно, разделен по осям, оснащен системами ABS, ASR и EBD. Во время небольшого тест-драйва Isuzu NPR на дмитровском полигоне разницы на тормозной педали, в сравнении с традиционным вакуумным и гидравлическим усилителями, не почувствовал. Однако, по отзывам перевозчиков, зимой в первое время после запуска хо- автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖВОПРОС ЛОКАЛИЗАЦИИохоже, в отличие от собираемого в Набережных Челнах Mitsubishi Fuso Canter, у Isuzu NPR пока серьезной локализации не будет: подогнать производство под новый для России режим промсборки «Соллерс» не торопится. В частности потому, что у Isuzu за спиной нет такого серьезного партнера, как «КАМАЗ» у Mitsubishi Fuso. Ведь челнинцы в состоянии освоить значительную часть деталей японского грузовика, при этом модернизировать и даже улучшить конструкцию. В первую очередь это относится к раме и подвеске, креплению колес по стандарту ISO – с центровкой по пояску ступицы. Возможно применение лицензионных коробок ZF и двигателей Cummins ISBe… Для Isuzu NPR пока реально освоить в России только изготовление шин – этим займется Нижнекамский шинный завод, естественно, аккумуляторных батарей. Стекла и зеркала вполне осилит Бор. Говорят, что уже изготавливают ящики для инструмента и АКБ – у «японцев» обычно аккумуляторы открыты. А вот производство надстроек для Isuzu NPR готовы развернуть сразу несколько российских фирм. Как всегда, наиболее востребованы для среднетоннажника в России будут тентованная бортовая платформа, различные фургоны и цистерны, эвакуаторы и мусоровозы. Со временем планируется организовать производство надстроек в Елабуге.ППодвеска кабины самая элементарная: сзади – на резиновых буферахРешетчатые подножки, в сравнении с NQR, стали длиннее и ширеВпереди, у опор, есть торсион для облегчения подъема кабиныС таким резиновым ковриком навести порядок в кабине гораздо прощеОблицовку радиатора у Isuzu NPR снять очень легко......передняя панель «фасада» кабины тоже легкосъемная48 РЕЙС АВГУСТ 2011рошо промороженной машины педаль становится жесткой: масло загустевает. Кроме того, надо инструктировать водителей о недопустимости не только глушить мотор на спусках ради экономии топлива, но и пускать машину накатом с горы: автомобиль, если мотор заглохнет, может остаться с обоими неработающими усилителями, а электроника Common Rail и так не позволит без толку жечь солярку. Как бы активно не таял лед на полюсах Земли от выбросов СО2, какие бы сверхжесткие нормы токсичности отработавших газов не вводили для автомобилей, но на японских среднетоннажных грузовиках остается неизменным крепление и центровка колес конусными гайками, а задних колес – архаичными футорками. В Европе такой способ фиксации уже не применяется с полсотни лет: там давно поняли, что гораздо удобнее в эксплуатации крепеж по стандарту ISO, то есть когда диск центруется по пояску ступицы и притягивается гайками с плоскими шайбами. Здесь японцы проявляют удивительную, необъяснимую упертость, достойную лучшего применения. На Isuzu N-серии в зависимости от полной массы крепление колес пятью или шестью шпильками. Тем, кто не знаком с креплением спарки задних колес футорками, объясняем: если футорки затянуты плохо (номинальныймомент 20-25 Кг.м, то есть от души метровой монтажкой), то при езде у груженого автомобиля может срезать шпильки. Кроме того, сложно откручивать колеса – иногда вместо внешней гайки идет футорка… С передними колесами, конечно же, таких проблем нет. Однако есть и хорошие новости: шины с традиционной для островов посадкой на 16 дюймов остались в прошлом, теперь на российских Isuzu применяют только 17,5-дюймовые колеса. А это уже Европа! Автомобили сертифицированы с шинами следующих производителей: Kormoran, Matador, отечественные TyRex, Киров – К-166А, Белшина – Бел-169.КабинаУ Isuzu NPR полностью новая кабина, созданная на основе платформы «700Р», – с измененным по сравнению с NQR дизайном фасада, который в первую очередь и бросается в глаза. Если кто не в состоянии сразу отметить различия в тонких линиях абриса или в фасаде, обратите внимание на фары и ручки дверей. Теперь новые блок-фары размещены в «два этажа», при этом еще и светят лучше, а ручки расположены вертикально. Собственно, новая кабина и коробка – главные отличия Isuzu NPR от Isuzu NQR. Очень удачно сделана передняя панель кабины. автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖЦены на запасные части*Наименование Цена, руб. с НДС Фильтр воздушный (элемент) 2890 Фильтр масляный 1979 Поршневые кольца 3405 (компл./цилиндр) Поршневая группа 33 240 (компл./цилиндр) Прокладка ГБЦ 4600 Вкладыши шатунные 4550 (комплект на шейку) Вкладыши коренные 2455 (комплект на шейку) Форсунка 38 334 Топливный насос высокого 119 800 давления (Common Rail) Головка блока цилиндров 254 160 Клапан впускной 2197 Клапан выпускной 1911 Водяной насос 14 799 Глушитель 13 800 Термостат 1602 Стартер 65 517 Ведущий диск сцепления 25 377 Ведомый диск сцепления 18 407 Рессора передняя 30 643 Рессора задняя 77 544 Стремянка задней рессоры 1939 Шланг тормозной задний 1064 Тормозные колодки (компл./ось) 27 483 Тормозной барабан 17 303 передний/задний Амортизатор передний 4923 Подшипники передней ступицы 4756 Подшипники задней ступицы 7377 Насос гидроусилителя руля 149 158 Шпилька колеса задняя 363 Стекло лобовое 41 247 Фара в сборе 13 045 Фонарь задний левый 5634 Указатель поворота 7523 * цены предоставленны ООО «БлокАвтоСтарт»Комбинация приборов незамысловата, но вполне информативнаПод переключателем поворотов, на панели, регулировка холостых оборотовРулевая колонка с регулировкой. Рычаг КП установлен на особом пьедесталеКонечно же, удобнее всего в кабине двухметровой ширины – вдвоемНа пол положили коврик ПВХ с тонким слоем синтетического войлока...50 РЕЙС АВГУСТ 2011В отличие от других «японцев» и родственных им «корейцев», здесь она не вварена намертво в каркас кабины, а выполнена из двух легкосъемных панелей, одна из которых является облицовкой радиатора. Так удобнее ремонтировать стеклоочистители, блок педалей, проводку, а после небольшой аварии и восстановить будет проще, с меньшими затратами. Увеличена жесткость благодаря применению совершенно отличного от кабины Isuzu NQR каркаса пола, а также увеличению сечения передних стоек. Сделано это не на глазок, а точно рассчитано, и были смоделированы зоны, деформируемые при аварии. Удлиненной кабины у NPR нет, поэтому на магистральных перевозках придется или закладывать в статью расходов ночлег в гостинице, или тратиться на установку сверху кабины спального модуля-«скворечника». Зато есть двойная кабина, с четырьмя дверьми, рассчитанная на перевозку шести человек, удобная для строительных и ремонтных бригад, пожарных расчетов. Однако в России эту кабину не сертифицировали, больше ориентируясь на потребности массового перевозчика. Говорят, что в сравнении с той кабиной, что применялась на предыдущем поколении Isuzu, новая стала выше на 56 мм, длиннее на 72 мм и шире – вышла за пределы привычных для япон-цев двух метров. Но в целом разница не особо заметна. Кабина стала напоминать куб, то есть наклон стоек и самого лобового стекла теперь меньше. Казалось бы, законы аэродинамики, желание уменьшить расход топлива должны стимулировать дизайнеров больше зализывать все углы. Ведь ящик с парусом, плывя по озеру, вряд ли обгонит яхту. Однако для развозного грузовика, который в основном эксплуатируется в городе со средней скоростью движения меньше 60-70 км/ч, очень важен отличный обзор с места водителя. И здесь наклонные стойки только мешают. Кроме того, порой водителю за смену не один десяток раз приходится входить-выходить из кабины, и увеличенный дверной проем, безусловно, удобнее. Задняя стенка – с фасонной отштамповкой, которая позволяет больше откинуть спинку сиденья назад, а само сиденье отодвинуть подальше от баранки. Конечно, сравнение Isuzu NPR с бортовой «ГАЗелью» или «Валдаем» не совсем корректно, но там действительно не хватает этих 5-10 сантиметров отштамповки в стенке, чтобы рослому водителю сесть поудобнее. А у этого «японца» комфортной посадки добиваешься легко и быстро. И также быстро, как ко всему хорошему, привыкаешь к самой машине...ФОТО АВТОРА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ