52
53
54
55
56
58
60
62
64
65
автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОК52РЕЙС АВГУСТ 2011MAN TGA MAN TGAАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»Даже пяти- шестилетний тягач MAN, как правило, имеет большой остаточный ресурс и способен еще долго приносить прибыльПо данным аналитического агентства «Автостат» (см. таблицу), MAN TGA – один из самых массовых грузовиков «большой семерки» на нашем рынке, уступающий в популярности лишь Volvo FH. И это несмотря на то, что модель уже фактически снята с производства. Из стоящих на учете по всей стране преобладают машины 2007 и 2008 годов выпуска, не только импортированные официально во время предкризисного бума продаж, но и ввезенные подержанными из Европы – и по сей день их активно пригоняют неофициальные дилеры. Большей частью грузовики MAN TGA сосредоточены в Центральном округе, а троекратное отставание северозапада (где, как известно, немало автопредприятий) объясняется просто: питерцы традиционно привержены к шведским маркам. Ярчайшее тому доказательство – ни одного купленного там нового TGA за весь 2010 год, при том что перевозчики Центрального округа таких приобрели аж 535 машин! На втором месте Поволжье, на третьем Урал, потом юг, а остальные регионы – в аутсайдерах. Тем не менее и на периферии можно без труда найти подержанный TGA, правда, чаще с огромным пробегом и старше семи лет. Общий же по России 23-тысячный парк изредка выбрасывает в продажу свежие машины, однако вторичный рынок в основном формируютРазновидности кабинпредложения секонд-хенда, пригнанного из Европы. Наибольший спрос – на магистральные тягачи, именно о них и пойдет речь в данной статье.МодификацииВ аббревиатуре TGA первые две буквы означают Trucknology Generation – то есть новое, поколение XXI века, пошедшее в серию с 2000 года, а третья, в данном случае «А», указывает на тяжелый класс грузовиков полной массой свыше 18 т. Ну а MAN, для тех, кто подзабыл, расшифровывается как Maschinenfabrik Augsburg-Nűrnberg. Та самая «машиненфабрик», что делала «Пантеру» Pz Kpfw V – лучший танк Второй мировой войны после нашей «тридцать четверки». В обозначении модели, например, MAN TGA 19.480 4x2 BLS-WW, после TGA следуют две цифры: полная масса тягача (включая нагрузку на седло) в тоннах, потом, через точку, округленная мощность двигателя в лошадиных силах. Далее приведена колесная формула и так называемый суффикс, состоящий из двух-трех букв перед дефисом и одной-трех после оного. Так, ВВ означает, что все подвески рессорные, LL – пневматические «по кругу», но чаще видишь BL, то есть спереди рессоры, сзади – пневмобаллоны. Буква S перед дефисом указывает на седельный тягач. U в конце маркировки означает низкорамное шасси, а WW – машину для продажи за пределами ЕЭС.Кабина МКабина LКабина XLАВГУСТ 2011РЕЙС53 автомобилиМодификация двигателя D2866LF26 D2066LF04 D2866LF27 D2066LF03 D2866LF28 D2066LF02 D2066LF01 D2876LF04 D2876LF05 D2876LF12 D2876LF13 D2066LF48 D2066LF49 D2066LF50 D2676LF31ВТОРИЧНЫЙ РЫНОКХарактеристики двигателей MAN TGA (Евро-3)Округленная мощность в обозначении автомобиля, л. с. 310 310 360 350 410 390 430 460 510 480 530 360 400 440 480 Рабочий объем, л 12,0 10,5 12,0 10,5 12,0 10,5 10,5 12,8 12,8 12,8 12,8 10,5 10,5 10,5 12,4 Мощность, кВт (об/мин) 228 (1900) 228 (1900) 265 (1900) 257 (1900) 301 (1900) 287 (1900) 316 (1900) 338 (1900) 375 (1900) 353 (1900) 390 (1900) 265 (1900) 294 (1900) 324 (1900) 353 (1900) Крутящий момент, Н.м (об/мин) 1500 (900-300) 1550 (1000-1300) 1700 (900-1400) 1750 (1000-1300) 1850 (900-1300) 1900 (1000-1300) 2100 (1000-1300) 2100 (900-1300) 2300 (1000-1300) 2300 (1000-1400) 2400 (1000-1400) 1800 (1000-1400) 1900 (1000-1400) 2100 (1000-1400) 2300 (1000-1400)После перестановки руля этот ERF могут продавать под маркой MANПарк MAN TGA на 01.04.2011Всего 2011 2010 2009 2008 2007 Россия 22 905 4 570 265 6247 5157 СЗФО 3021 1 0 26 651 733 ЦФО 9976 3 535 66 2982 2452 СКФО 687 0 0 5 111 84 ЮФО 1936 0 3 9 367 425 ПФО 3829 0 4 21 1262 808 СФО 1020 0 1 6 227 180 УФО 2248 0 26 132 582 438 ДФО 188 0 1 0 65 37 * по данным аналитического агентства «Автостат» 2006 1642 290 487 25 216 332 46 229 17 2005 1486 264 539 67 135 201 86 154 40 2004 1767 282 751 100 175 235 108 111 5 2003 2172 325 896 99 201 363 119 157 12 2002 2098 269 723 110 238 346 140 266 6 2001 887 122 319 48 98 149 58 89 4 2000 587 58 218 37 65 104 42 62 1 1999 1 0 0 1 0 0 0 0 0 1998 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1997 1 0 0 0 0 1 0 0 0 1996 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1995 3 0 1 0 1 0 0 1 0 1994 1 0 0 0 0 0 1 0 0 1993 1 0 0 0 1 0 0 0 0 1992 2 0 2 0 0 0 0 0 0 1991 1990 1 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0MAN TGA выпускают уже 12 лет, но с 2007 года его вытесняет более современный MAN TGS. 2011-й, повидимому, станет для TGA последним – за первые три месяца в России купили всего 4 новых автомобиля. На рынке же подержанных машин, напротив, наступает самый расцвет, поскольку, окончательно став «прошлой моделью», TGA значительно сдаст и в цене. Для интенсивного коммерческого использования, прежде всего, интересны относительно свежие экземпляры от 2006 года и младше – их пробеги составляют от полумиллиона до миллиона километров. Покупатели надеются, что машина прослужит еще примерно столькоже, и, учитывая, что долговечность техники MAN проверена временем, эти надежды небезосновательны. Наиболее популярны двухосные модификации, хотя в северных регионах и Сибири есть устойчивый спрос на версии 6х4. Трехосные TGA 6х2 попадают в Россию эпизодически – в основном с европейского вторичного рынка. Всего же в производственной программе баварской фирмы шасси 14-ти вариантов различных колесных формул (см. таблицу). Пять из них весьма интересны гидростатическим приводом передних колес– никто из конкурентов фирмы MAN ничего подобного не предлагает. Система HydroDrive включает установ-ленный на КП гидронасос, пару восьмицилиндровых аксиальнопоршневых гидромоторов в ступицах колес, маслобак, радиатор и блок клапанов. Гидропривод активируется переключателем на панели приборов и автоматически вступает в работу при скорости до 22 км/ч. А при достижении 30 км/ч отключается. Таким образом, HydroDrive помогает именно тогда, когда он нужен, а в обычных условиях движения не обременяет машину лишней массой (комплект узлов традиционного механического привода передка на версиях 4х4 и 6х6 весит на 400 кг больше) и дополнительными потерями на трение с соответствующим расходом топлива.МнениеСЕРГЕЙ ЧЕРНУХА директор ООО «Трансайс», Московская область – Первую партию автомобилей MAN TGA мы приобрели в 2006 году и постепенно заменили ими белорусские МАЗы и «МАЗ-МАНы», ранее составлявшие основу нашего автопарка. Самые свежие машины – 2010 года выпуска, и уже модели TGX. Сегодня у нас работают на линии 37 седельных тягачей MAN с полуприцепамирефрижераторами Schmitz. В этом году приобретаем еще одну партию из 18 машин MAN TGX. Рейсы – почти по всей России, нагрузка – в пределах 20 тонн, товар – продукты питания на палетах. Пробег самых старых пятилетних машин приближается к миллиону километров, и только на одной из них пришлось ремонтировать двигатель, причем не капитально – заменили комплект гильза-поршень. И лишь на одном MAN TGA из всего парка, с пробегом свыше 900 тыс. км, вышло из строя сцепление. Остальные пока ходят с родным. Моторы, особенно D2866 с рядным ТНВД, неплохо переносят российское топливо – лишь однажды потребовался ремонт системы питания, причем обошлось без замены деталей – просто отрегулировали форсунки, ТНВД, и машина ушла на линию. Заезжать в ремзону приходится в основном для планового техобслуживания и замены «расходников», к которым помимо фильтров и тормозных колодок можно отнести, пожалуй, и тормозные диски. Причина – заедание направляющих в суппортах. В дальнем рейсе своевременно устранить такую неисправность не получается, и пока машина вернется на базу, перегретый из-за прижатия колодок диск успевает попасть под потоки воды из луж и дать трещины. Периодической замены требуют и сайлентблоки подвески кабины. Таким образом, суммарные расходы на эксплуатацию MAN TGA невелики и прогнозируемы.54РЕЙС АВГУСТ 2011 MAN TGAХарактеристики двигателей MAN TGA (Евро-4)Модификация Округленная мощность двигателя в обозначении автомобиля, л. с. D2066LF14 310 D2066LF13 350 D2066LF12 390 D2066LF11 430 D2066LF35 320 D2066LF33 360 D2066LF32 400 D2066LF31 440 D2676LF01 480 D2066LF39 320 D2066LF38 360 D2066LF37 400 D2066LF36 440 D2676LF05 480 Рабочий объем, л 10,5 10,5 10,5 10,5 10,5 10,5 10,5 10,5 12,4 10,5 10,5 10,5 10,5 12,4 Мощность, кВт при 1900 об/мин 228 257 287 316 235 265 294 324 353 235 265 294 324 353 Крутящий момент, Н.м при 1000-1400 об/мин 1550 1750 1900 2100 1600 1800 1900 2100 2300 1600 1800 1900 2100 2300В России любят тягачи с мощными моторами: 480 л. с. – в самый разСовременный двигатель D20 имеет общую головку блока……а на старом D28 было шесть отдельных на каждый цилиндрФорсунки на двигателе D20 спрятаны под рампой Common RailРоссийские покупатели новых тягачей MAN такую опцию, как ни странно, практически не заказывают, но среди машин, доставленных перегонщиками из Европы, экземпляры, оснащенные системой HydroDrive, попадаются. Двухосные MAN TGA полной массой 18-19 т бывают трех вариантов колесной базы: 3500, 3600 и 3900 мм. Базы трехосников полной массой 24 и 26 т – соответственно 2600 и 2800 мм. В качестве материала для рам применяется сталь марок S420MC и S500MC с пределом текучести не менее 350 Н/мм2. Кабины магистральных тягачей, как правило, двуспальные (койки 2200х790 мм) и обозначаются LX, XLX и XXL. ВРоссии в основном распространены две последние – наиболее комфортабельные. Их внутренняя ширина 2440 мм, а высота различается: у XLX – 1975 мм, у XXL — 2200 мм. Подвеска кабины – пневматическая четырехточечная. Наиболее значительной вехой в истории модели стала смена поколений двигателей. С февраля 2004 года фирма ставит на тягачи новый 10,5-литровый мотор семейства D20 – рядную шестерку с общей для всех цилиндров головкой блока и расположенным в ней распредвалом. Спустя два года, в 2006м, появился 12,4-литровый двигатель D26 аналогичной конструкции. Однако 12-литровые двигатели прежнегосемейства D28, известного еще с середины 1980-х годов – с отдельными для каждого цилиндра головками, штанговым приводом клапанов и расположенной по старинке, спереди, гитарой шестерен привода ГРМ, продолжали параллельно ставить на MAN TGA до конца 2008 года. Что касается системы питания, то у нее был еще более долгий – аж пятилетний – переходный период в смене поколений. Чисто механических ТНВД не встретишь даже на ранних TGA начала 2000-х: сама идея Trucknology Generation исключала такие архаизмы. Рядные насосы – с электронным управлением, только фирма MAN умудря-1234Тягач с парой больших топливных баков – то что надо для просторов России1. 4х2, 18 тонн; 2. 6х4, 26 тонн; 3. 6x2-2, 28 тонн; 4. 6x2-2, 26 тоннАВГУСТ 2011РЕЙС55 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКХарактеристики двигателей MAN TGA (Евро-4)Модификация Округленная мощность Рабочий двигателя в обозначении автомобиля, л. с. объем, л D2066LF19 360 10,5 D2066LF18 400 10,5 D2066LF17 440 10,5 D2676LF16 480 12,4 D2676LF15 540 12,4 * при отсутствии реагента AdBlue крутящий момент не снижается Мощность, кВт при 1900 об/мин 265 294 324 353 397 Крутящий момент, Н.м при 1000-1400 об/мин 1800 1900 2100 2300 2500Характеристики двигателей MAN TGA (Евро-5)Модификация Округленная мощность Рабочий Мощность, кВт двигателя в обозначении автомобиля, л.с. объем, л при 1900 об/мин D2066LF22 400 10,5 294 D2066LF21 440 10,5 321 D2066LF24 400 10,5 294 D2066LF23 440 10,5 324 D2676LF12 480 12,4 353 D2676LF11 540 12,4 397 D2066LF28 320 10,5 235 D2066LF27 360 10,5 265 D2066LF26 400 10,5 294 D2066LF25 440 10,5 324 D2676LF14 480 12,4 353 D2676LF13 540 12,4 397 * в специсполнении при отсутствии реагента AdBlue крутящий момент снижен Крутящий момент, Н.м при 1000-1400 об/мин 1900 2100 1900 2100 2300 2500 1600 1800 1900 2100 2300 2500Централизованная система смазки существенно упрощает ТОТурбокомпрессор начинает гнать масло – дорогой ремонт не за горами……зато помпа абсолютно сухая и может прослужить еще очень долгоСепаратор в России необходим: наше топливо нередко содержит воду……но если стеклянный колпак закопчен, значит, мотору пора на диагностикулась достигать с ними (и системой рециркуляции отработавших газов EGR) требований Евро-3 – ставили на старые «двадцать восьмые» моторы до конца 2006-го, а последние два года жизни на конвейере D28 шел с топливной системой Common Rail, которая впервые появилась на нем в 2003-м. И уж совсем мало привязано к году выпуска соответствие экологическим нормам, поскольку на рынки развивающихся стран фирма всегда гнала (и продолжает гнать) машины на пару классов ниже, чем к себе в Европу. Таким образом, подыскивая себе MAN TGA, например,56 РЕЙС АВГУСТ 20112006 года, можете не удивляться, что в списке предложений увидите экземпляры с рядным ТНВД на древнем моторе D2876, отвечающим Евро-3, и тут же – тягач с современнейшим D2676, оснащенным Common Rail, и, как ни парадоксально, в исполнении Евро-2. А на следующей странице – несколько одногодок с Евро-5. Однако перевозчикам из всей этой разношерстной массы интересны прежде всего относительно свежие машины – с моторами D2066 мощностью 390 или 430 л. с., и D2876 мощностью 460 или 480 л. с. Менее или более мощные пользуются ограничен-ным спросом. Большим достоинством моторов MAN перевозчики называют отсутствие системы впрыска мочевины при соответствии нормам Евро-4 – для снижения выбросов окислов азота конструкторы обошлись системой рециркуляции отработавших газов. Заявленный заводом ресурс двигателя – 1,5 миллиона километров, и уже есть примеры его достижения даже на агрегатах нового семейства D20. Характеристики двигателей – в таблицах. Согласно принятой на фирме MAN системе обозначений моторов буква D указывает на автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКПримеры предложений подержанных тягачей MAN TGA*Год выпуска 2008 Модель 18.440 Комплектация Заявленный пробег, км 350 000 126 000 231 000 180 000 425 000 Цена, рублей 2 900 000 2 400 000 1 800 000 2 100 000 2 600 000интардер, кондиционер автоматизированная КП, интардер, 2007 18.400 кондиционер, холодильник, автономный отопитель 2007 18.390 интардер 2007 18.400 кондиционер, холодильник, автономный отопитель 2007 18.410 интардер, кондиционер, автономный отопитель * в автосалонах независимых дилеровПримеры предложений тягачей MAN TGA (Евро-4)*Год выпуска 2006 2006 2006 2007 2008 Модель 18,430 18,440 26,430 26,480 18,480 Страна первого Заявленный покупателя пробег, км Германия Германия Германия Голландия Германия 875 000 480 000 630 000 375 000 580 000 Комплектация автоматизированная КП, интардер, кондиционер, автономный отопитель автоматизированная КП автоматизированная КП, автономный отопитель привод HydroDrive переднего моста, кондиционер, автономный отопитель автоматизированная КП, автономный отопитель Цена, евро 24 900 37 500 26 000 49 000 32 000Регулярная замена фильтра-осушителя бережет узлы пневмосистемы* на вторичном рынке ЕвропыБлок управления двигателем D20 устойчив к вибрации мотораЧетырехточечная пневмоподвеска кабины обеспечивает высокий комфорт……но сайлентблоки на наших дорогах долго не служатБолты энергоаккумуляторов вывернуты – значит, машина растаможенадизель, первые две цифры – на диаметр цилиндра: у D28 он 128 мм, у D20 – 120 мм, а у D26 – 106 мм. Вот почему у новейшего 8-цилиндрового двигателя флагмана MAN TGX (на TGA такой не ставят) обозначение D2868, хотя никакого отношения к давно снятому с производства семейству D28 он не имеет. Третьей цифрой зашифрован ход поршня: 4 соответствует 142 мм, 5 – 150 мм, 6 – 155 мм, 7 – 166 мм. Четвертая цифра обозначает количество цилиндров – как правило, там стоит 6. Но если увидели 0 или 2, значит, речь о весьма редких 10- или 12-цилиндровых агре58 РЕЙС АВГУСТ 2011гатах прошлого, «двадцать восьмого» семейства. По заказу такими комплектовали тягачи MAN TGA для работы с полуприцепами-тяжеловозами грузоподъемностью до 300 тонн. 18,3-литровый V10 модели D2840 развивает 660 л. с., а 22-литровый V12 модели D2842 – 1000 л. с. После цифр следуют буквы L (турбонаддув с промежуточным охлаждением) и F (двигатель под кабиной), и, наконец, заключительная пара цифр означает вариант исполнения, например, соответствие экологическим нормам. Или для двигателей Евро-5, оборудованных систе-мой впрыска мочевины, – возможность ездить с не заправленным раствором AdBlue баком без падения мощности мотора. Коробка передач на MAN TGA, попадающих в Россию, как правило, механическая 16-ступенчатая ZF 16S182 со встроенными 2-ступенчатыми делителем и демультипликатором. Привод кулисы основной четырехступенчатой коробки раньше был только гидравлический с четырьмя парами главных и рабочих цилиндров, на машинах последних двух лет выпуска – традиционная пара автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКVIN-номер продублирован на лонжероне рамы около двигателя – сверьте!Суппорты дисковых тормозов надо почаще проверять: пальцы заедаютКоробка передач от ZF может пережить саму машину – если ее не «запорют»тросов. Делитель и демультипликатор переключаются в любом случае пневмоприводами. Гораздо реже можно встретить 9-ступенчатую КП фирмы Eaton. А вот автоматизированная 12-ступенчатая TipMatic от той же ZF – напротив, в Европе встречается едва ли не чаще обычной ручной, да и опционный интардер, весьма полезный на альпийских автобанах, – не редкость на тамошних подержанных TGA. Ведущий мост – с одинарным гипоидным редуктором и блокировкой межколесного дифференциала. В передней подвеске – как правило, двухлистовые рессоры, изредка попадаются машины с трехлистовыми, и даже с пневматикой. А сзади пневмобаллоны, причем их по два на каждую сторону – стандартный вариант для седельного тягача. Тяга, удерживающая ведущий мост сверху по центру, может быть как V-образной, так и Х-образной, в зависимости от модификации шасси. Тормоза всех колес на магистральных тягачах – дисковые. Большинство предлагаемых в России подержанных MAN TGA – это машины родной немецкой сборки, вы-пущенные на заводах в Мюнхене или Зальцгиттере. В первом случае на 11-й позиции VIN-номера стоит буква К или M, а во втором – W или G. С октября 2007 года TGA в исполнении WW (то есть для России) с ограниченным перечнем модификаций и комплектаций выпускают в Польше на заводе в Ниполомице – на 11-й позиции номера VIN у них стоит буква P. Если предлагают «чистого немца» 2009 года выпуска, можете сразу уличить продавца во лжи – даже не посмотрев на табличку. Ведь с мая 2008 года все TGA собирают только в Польше, а заводы в Германии полностью перешли на TGS и TGX. Национальный код – WMI, то есть первые три буквы VIN-номера польских машин такие же, как и у немецких – WMA. Если же вместо них вы видите SAF, то вам пытаются всучить не MAN, а ERF, то есть тягач английской сборки с переставленным налево рулем.Где купитьВторичный рынок тягачей MAN TGA в России довольно специфичен. Если одноклассники других марок«большой семерки», кроме, пожалуй, Renault Premium, резко дешевеют после первых трех лет эксплуатации, то про баварцев этого не скажешь. Будучи заметно дешевле, чем, например, Scania R-серии в сходной комплектации – когда мы сравниваем цены новых машин, MAN TGA, достигнув зрелости и намотав на кардан полмиллиона километров, теряет это преимущество. А порой за него просят даже больше, чем за равную по возрасту «скамейку». Но это – чисто российские дела, обусловленные популярностью марки среди наших перевозчиков. В частных объявлениях в Интернете тягачи MAN TGA предлагают в основном в порядком «укатанном» состоянии 2001-2004 годов выпуска. С более свежими перевозчики не спешат расставаться – такие машины пока успешно трудятся при минимальных расходах на запчасти. Таким образом, практически единственным источником пополнения вторичного рынка остается перегон секонд-хенда из Европы – именно такими предложениями изобилуютРадиатор на кочке не пострадает: под ним мощный стальной брус60 РЕЙС АВГУСТ 2011Пластиковые трубки пневмосистемы прочнее и долговечнее металлическихСостояние сайлентблоков подвески проверяем визуально – эти в порядке автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОК«Спущенный» пневмобаллон – еще не значит дырявый. Пустите мотор!На праворульных «англичанках» применяют тот же самый ГУРМасляный фильтр картриджного типа удобен для замены сверхусайты мультибрендовых дилеров (см. таблицу). Очень часто там вместо «живых» машин – фотографии фантомов, то есть экземпляров, выставленных на продажу в каком-нибудь немецком Штернхаузене или Гогенблау. Позвонившему клиенту обычно говорят, что эта конкретная машина уже продана (и она действительно давно продана – например, португальскому перевозчику), но есть еще сотня других в примерно таких же комплектациях – надо просто внести предоплату и подождать, пока фирма-посредник пригонит выбранный автомобиль в Россию и растаможит. А что если съездить за тягачом самостоятельно? MAN TGA относится к тем немногим автомобилям, которые в ряде случаев выгодно покупать в самой Германии – благо, выбор там широчайший. Изучение списков предложений на специализированных сайтах, например, www.mobile.de, позволяет сделать вывод, что TGA выпуска 2006 года по цене 25 тыс. евро (см. таблицу) с учетом расходов на доставку и растаможку (2,2 евро за кубический сантиметр плюс НДС) обойдется в итоговую сумму свыше двух миллионов рублей, что явно дорого. А вот экземпляр 2009 года, если взять его менее чем за 40 тыс. евро, можно растаможить сравнительно недорого. Ограничение по экологическим нормам, запрещающее ввоз техники классов Евро-3 и ниже, для тягачей TGA несущественно, поскольку моторы фирмы MAN, отвечающие требованиям Евро-4, обходятся без так нелюбимой перевозчиками системы впрыска мочевины. И поэтому широко распространены в России.62 РЕЙС АВГУСТ 2011МнениеАЛЕКСАНДР БРАШОВЯН личит материальные затраты первые владельцы, а перекуптехнолог ООО «МАН клиента. Чаще выявляются щики техники. Агрегаты таких автомобили Россия» неисправности узлов системы машин полностью идентичны – При пробеге до 500 тыс. питания, возникающие при тем, что устанавливают на км подержанный MAN TGA, применении некачественного автомобили с привычным для как правило, находится топлива. Их ремонт, как правинас левым расположением в хорошем, рабочем соло, не дешев, и обнаружение рулевого колеса. Второй тип – стоянии. Весьма вероятно, дефекта до покупки машины выпущенные под английской что покупателю придется позволит требовать с продавмаркой ERF «праворульки» заменить сайлентблоки подца соответствующую скидку. для британского рынка. вески кабины, направляющие Компьютерная диагностика Характерная их особенность тормозных суппортов с пыльдает результат сразу, кроме – двигатель, как правило, никами – крупных расходов того, мы можем видеть все марки Cummins и коробка такой автомобиль обычно не неисправности, возникавшие передач обычно не от фирмы требует. Даже при пробеге за после предыдущего стирания ZF. При переоборудовании миллион километров тягачи кодов ошибок сервисным тягачей ERF также переносят MAN TGA порой сохраняют компьютером. Для получения узлы управления на левую значительный остаточный полной истории эксплуатации сторону, однако остается ресурс. Но, разумеется, подавтомобиля необходимо счипроблема с диагностикой держание семи-восьмилетней тывать и отправлять данные двигателя Cummins, помашины в пригодном для на завод для расшифровки. скольку считывать с него работы состоянии, возможно, Вмешательства в электронпоказания официальное потребует замен уже более ную систему автомобиля сервисное диагностическое дорогостоящих деталей. встречаются редко в силу оборудование MAN не в соНапример, турбокомпресее сложности. Например, по стоянии. Владельцам такой сора, сцепления, элементов некоторым признакам мы техники приходится обраподвески и т. д. При желании, определяем фальсификацию щаться к дилерам Cummins. еще до покупки машины, показаний общего пробега, Снаружи марку ERF бывает можно провести комплексную но обычно в сторону увелисложно определить, посколькомпьютерную диагностику чения. Происходит это по ку некоторые недобрососистем автомобиля. Например, просьбам водителей в период вестные продавцы меняют в нашем сервисном центре эксплуатации – для списания переднюю облицовку (капот) она стоит около 2200 рублей. большего количества топлива. на оригинальную немецкую Наиболее полную информаИногда по объявлениям с эмблемой MAN. И предцию о состоянии двигателя предлагают бывшие «праволагают автомобиль уже как она даст, если агрегат оборульные» автомобили. БываMAN. Будьте внимательны рудован системой Common ют они двух типов. Первый при покупке. Прежде чем Rail, но и о моторе с рядным – тягачи MAN, вышедшие торговаться, попросите проэлектронноуправляемым с завода с правосторонним давца показать техпаспорт. ТНВД тоже может рассказать расположением органов Учтите, цена переделанной немало. В последнем случае управления и в дальней«англичанки» должна быть желательно провести еще и шем переоборудованные примерно на полмиллиона отдельную диагностику сос переносом узлов на левую рублей ниже, а ее покупка стояния топливных форсунок, сторону. Это производится на чревата неисправностями а также измерить компрессию автомобиле, который опредеэлектрооборудования – если в цилиндрах. Для этих опеленное время находился в жгуты проводов под панелью раций необходим демонтаж эксплуатации. Занимаются приборов прокладывал горефорсунок, что несколько уветаким переоборудованием не электрик. автомобилиДвухосное с одним ведущим мостом Двухосное с двумя ведущими мостами Allrad Двухосное с двумя ведущими мостами, передний мост с приводом HydroDrive Трехосное с неуправляемым передним поддерживающим мостом Pusher Трехосное с управляемым передним поддерживающим мостом Трехосное с неуправляемым задним поддерживающим мостом Трехосное с управляемым задним поддерживающим мостом Трехосное с двумя ведущими мостами и неуправляемым задним мостом Трехосное с двумя ведущими мостами (передний и задний), управляемый передний поддерживающий мост Трехосное с двумя ведущими мостами (передний и второй), управляемый задний поддерживающий мост Трехосное с приводом HydroDrive переднего моста, с ведущим задним мостом и неуправляемым передним поддерживающим мостом Трехосное с приводом HydroDrive переднего моста, с ведущим задним мостом и управляемым передним поддерживающим мостом Трехосное с приводом HydroDrive переднего моста, с ведущим задним мостом и неуправляемым задним поддерживающим мостом Трехосное с приводом HydroDrive переднего моста, с ведущим задним мостом и управляемым задним поддерживающим мостом * автомобилей MANВТОРИЧНЫЙ РЫНОКПризнаки ремонта после аварий4х2 4х4 4х4H 6х2/2 6х2/4 6х2-2 6х2-4 6х4 6х4/4 6х4-41. Разница в цветеКолесные формулы шасси*пластмассовых деталей2. Шпатлевка под слоем эмали 3. Переходы между свежимии старыми слоями эмали3 2 1 44. Трещины, горбы, морщины 5. Разница измеренийпо бортам (искривление рамы) Поддомкратим колесо и покачаем длинной монтажкой – люфт в шкворневом соединении сразу почувствуется56х4H/26х4H/46х4H-26х4H-4Сухая горловина редуктора – признак идеального состояния подшипниковОтсутствие полурессор потребовало установки четырех пневмобаллоновСмотри в обаОсмотр тягача перед покупкой не только желателен, но и необходим – иначе велик риск приобрести не средство производства, а объект бесполезных капиталовложений. Ведь избавляются от грузовика порой именно тогда, когда он начинает с нарастающим темпом требовать запчастей. Обнаруженные дефекты – повод снизить цену или даже отказаться от заведомо проблемного экземпляра. Прежде всего ищем следы былых аварий на панелях кабины. Перекраска (ее видно по разнице в цвете иблеске отдельных участков) выдает былой кузовной ремонт. Сам по себе этот факт на заработки не влияет, но дает основание заподозрить деформацию рамы – если столкновение было серьезным, а тем паче если авария привела к опрокидыванию автопоезда. Трещины и горбы на лонжеронах рамы, коррозия на явно не заводских сварных швах, подозрительно новый крепеж и прочие последствия дорожных коллизий плохо вяжутся с вашими оптимистическими планами долго и счастливо зарабатывать на этой машине деньги. Даже если рама равно-мерно покрыта многолетней пылью и не внушает сомнений в своей идеальной геометрии, последнюю желательно проверить, измерив длину базы по обоим бортам (см. рис.) – это можно сделать обычной рулеткой. Разница свыше 10 мм чревата ускоренным износом шин и ухудшением курсовой устойчивости машины на крейсерской скорости. Заводим двигатель и смотрим на выхлоп. Дымок с запахом несгоревшего дизтоплива указывает на негерметичность клапана форсунки, а сизый дым характерен для критического износа поршневой группы.На задний мост MAN TGA последних выпусков ставят X-образную тягу…64 РЕЙС АВГУСТ 2011…но иногда встречаются машины с традиционной V-образной……а на совсем старых тягачах ось сайлентблока была горизонтальной MAN TGAТопливные фильтры 51.12503-0043 и 81.12503-0085Колодки передние оригинальные 81.50820-6030Ремень генератора оригинальный 51.96820-0344 Цены оригинальных запчастей*Позиция Цена детали с НДС, рублей 5744 13 083 11 013 35 360 16 026 Норматив на замену, чел.час 5,7 2,7 0,8 2,9 2,5Топливный фильтр 51.12503-0448 мотора D28Воздушный фильтр оригинальный 81.08405-0021Копоть при перегазовках намекает на скорую замену дорогущего турбокомпрессора. Если лопатки турбины изношены проникающей в воздуховод пылью, мотор значительно теряет в мощности. Тронувшись с места, оцените четкость и бесшумность включения всех передач в КП – посторонние звуки и заедания сразу выдадут дефект. Износ крестовины карданного вала определяется по громкому щелчку в момент старта. Чтобы выявить люфт в шкворневом соединении переднего моста, надо поддомкратить балку, вывесить колесо, подставитькозелок и покачать диск монтажкой, продетой через вентиляционные отверстия. Чтобы исключить при этом люфт в подшипниках ступиц, надо попросить помощника нажать на тормоз. Нелишним будет залезть под машину – течь по выходящему из агрегата валу часто означает грядущую замену не только копеечного сальника, но и подшипника. А это уже серьезный, довольно дорогой ремонт, и логика подсказывает вычесть его стоимость из цены автомобиля.ФОТО АВТОРА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯМасляный фильтр 51.05504-0107 мотора D20Масляный фильтр 51.05504-0098 мотора D28Продольная рулевая тяга Поперечная рулевая тяга Амортизатор Рессора Втулки стабилизатора Колесный подшипник 33 971 2,4 передний Шкворень 10 073 5,4 Гидроусилитель руля 140 312 7,2 Радиатор 55 536 4,5 Интеркулер 46 473 4,6 Насос охлаждающей 10 175 3,5 жидкости ТНВД 118 501 5,5 Подкачивающий насос 25 903 1,3 Комплект форсунок 155 357 8,7 Двухступенчатый предохранительный 7 393 0,2 клапан Блок подготовки 15 382 3 топлива (KSC) Блок управления 233 563 4 двигателем Компрессор 95 035 4,7 пневматический Головка пневматического 62 942 5,4 компрессора Турбокомпрессор 61 729 2,9 Комплект топливных 15 470 5,3 трубок Двигатель в сборе 1 906 789 25 Капремонт двигателя – КП в сборе 691 843 14,00 Замена сцепления на 26 231 550 снятой КПП с корзиной Рабочий цилиндр 26 222 0,80 сцепления Карданный вал (шарниры) 22 925 1,60 крестовины Редуктор заднего моста 335 766 7,20 Ремонт редуктора – 17,80 заднего моста Тормозные колодки 6 118 1,4 (передняя ось) Тормозные колодки 6 118 1,7 (задняя ось) Диск тормозной передний 5 557 2,7 Диск тормозной задний 7 539 3,7 Тормозной суппорт 66 774 1,3 переднего колеса Тормозной суппорт 52 334 1,8 заднего колеса Датчик ABS переднего 2 374 0,5 колеса Датчик ABS заднего 3 863 2,5 колеса *MAN TGA (двигатель D20) и нормативы на их замену в техцентре «МАН Автомобили Россия»; стоимость нормо-часа с НДС – 1850 рублейАВГУСТ 2011РЕЙС65