автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТТРЕТЬИМ БУДЕТMВ германском городе Мангейме состоялась презентация третьего поколения городского автобуса Mercedes-Benz Citaroercedes-Benz Citaro появился на свет еще в девяностых годах, и за 13 лет, что прошли с дебюта первого Citaro, было продано более чем тридцать одна тысяча единиц. Причина успеха модели кроется в разнообразии модельного ряда вкупе с удачной конструкцией и современным оснащением. Citaro существует и в городском, и в пригородном вариантах, а также для междугородних перевозок. Пассажирские машины различаются по габаритной длине, количеству мест и, конечно, по уровню пола. Исключительно для городских пассажирских перевозок были разработаны версии Low Entry (с низким полом). Именно с низким и ровным от носа до кормы полом автобусы были представлены на презентации. зованных на предшественнике. Несмотря на это, новый Citaro приобрел многочисленные инновации, которые можно обнаружить по всему автобусу – от переднего бампера до фонарей. Выгоду от улучшений найдут для себя не только транспортные компании, но и пассажиры, которые смогут рассчитывать на еще больший комфорт и высокий уровень безопасности. По словам представителей Daimler, появление первого Citaro в 1997 году ознаменовало конец эпохи коробчатого кузова с «сухим», идеальным с функциональной точки зрения, но не несущим эмоциональной составляющей дизайном. Немецкие инженеры постарались сделать выражение передней маски автобуса как можно более добродушным, вызывающим только положительные эмоции у большинства пассажиров. С этой дорожки в строительстве автобусов инженеры не сошли до сих пор. Новый Citaro сталЕще дружелюбнееМодель 2011 года во многом основана на технических решениях, реали-Обновленный Citaro будут выпускать параллельно с автобусом предыдущего поколения. Этим Daimler удержит старых и привлечет новых покупателей66РЕЙС АВГУСТ 2011 MERCEDES-BENZ CITAROпреемником дизайна плавных линий кузова и выпуклого лобового стекла, а также бокового остекления внушительных размеров (высоту стекол еще увеличили на 120 мм) с интегрированными в стекла бескаркасными форточками. Они в меньшей степени, чем каркасные, уменьшают пассажирам обзорность. Толщина устанавливаемых на бока стекол теперь 3,15 мм вместо 4,0, что позволило увеличить высоту остекления, сохранив его вес. В борьбе за снижение веса поучаствовала и крыша автобуса: ее модуль длиной 12 метров теперь весит 110 кг вместо 137 кг на предыдущей версии. Из 50-ти вариантов исполнения крыши осталось всего 15, которых вполне хватает для размещения на них любой климатической установки. По умолчанию салон автобуса будет обслуживать кондиционер мощностью охлаждения 3,8 кВт. В крышу встроены и люки вентиляции салона, которые можно полностью автоматизировать. В ненастье люки сами будут закрываться, стоит только водителювоспользоваться дворниками. Улучшать микроклимат в салоне призван и новый навесной потолок с перфорацией – такая конструкция позволит равномерно распределять свежий воздух по всему салону. Став преемником дизайна, новый автобус приобрел чуть большие габаритные размеры: передний свесДвигатель* Модель Рабочий объем, л Макс. мощность, л. с. Макс. крутящий момент, Н·м при об/мин Длина/ширина/высота, мм Колесная база, мм Высота передней/средней ступени спереди, мм Высота салона у второй двери/в середине, мм Коробка передач Задний мост Топливный бак, л Емкость с мочевиной AdBlue, л Полная масса, кг Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг Пассажировместимость Число мест для сидения Макс. скорость, км/ч Размер шин * Евро-5 или EEVувеличили на 100 мм, а колесную базу удлинили на 55 мм. По сравнению со своим предшественником кузов одиночной версии увеличили в длину с 11950 до 12105 мм. На столько же подрос и сочлененный вариант с индексом «G». Увеличение колесной базы дало дополнительное пространство, необходимоеMercedes-Benz Citaro нового поколения (2/3-дверная версия)OM 906 HLA 6,37 286 1120 при 1300 OM 926 LA OM 457 LA 7,20 11,967 286 299 1120 при 1300 1250 при 1100 12105х2550х3009 или 3180 5900 320 2313/2082 автоматическая, производства ZF или VOITH DIWA 5.0, 4-speed, VOITH D 854.3, 4-speed, ZF Ecolife 6-speed automatic transmission гипоидный, модели Н06 280 38 19000 7245/13000 104 или 106 26 или 32 100 275/70R22.5АВГУСТ 2011РЕЙС67 автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТНакопительная площадка адаптирована под перевозку различных колясокДля беспрепятственного въезда в салон предусмотрена аппарельдля будущего размещения агрегатов, отвечающих грядущему стандарту Евро-6. Батареи под гибридную установку в одиночной версии будут размещать не над задней осью, а под кабиной водителя, что снизит нагруженность задней оси на 171 кг. Кроме того, большие габариты позволят увеличить вариантность компоновки салона и включить в передний модуль новые дополнительные компоненты пассивной безопасности водителя. А что касается безопасности пассажиров, то здесь двойная премьера: во-первых, появилась электронная система стабилизации (ESP), которая никогда прежде не была доступна городским низкопольным транспортным средствам. Во-вторых, новая разработка значительно упрочняет боковые элементы каркаса автобуса, защищающего пассажиров от бокового удара. Фронтальная и задняя части кузова также не остались без внимания конструкторов, благодаря чему Citaro на «отлично» прошел испытание на жесткость в соответствии с европейскими правилами по пассивной безопасности ECE-R 29. Кузов нового Citaro был разработан с заделом на выполнение будущего европейскогостандарта ECE R 66/01 на опрокидывание, вступление в силу которого ожидают в 2017 году. Чтобы успешно пройти эти испытания, полностью были переработаны каркас бокового остекления, дверные проемы и двери. Они стали прочнее, при этом вес конструкции значительно снизился. Для улучшения освещения и снижения энергопотребления автобус оснастили новыми фарами с ходовыми огнями. В перечне опционного оборудования есть биксеноновые фары, способные поворачивать пучок света вслед за поворотом руля водителем. Стандартное головное освещение подвергли модернизации – благодаря чему основные фары получили замет-Бачок с омывающей жидкостью стоит за панелью кузова около правой фары68РЕЙС АВГУСТ 2011 MERCEDES-BENZ CITAROно лучший световой поток. Бампер автобуса стал более ремонтопригодным – теперь он составной, из трех частей, как на грузовиках строительного назначения. Потому в случае небольшого ДТП цена ремонта будет невысокой. Колесные арки благодаря более упругим свойствам способны выдержать небольшие удары без последствий для внешнего вида.В заднем свесеНа дизельных двигателях для нового Mercedes-Benz Citaro применили технологию BlueTec (с впрыском в выхлопную систему раствора мочевины). Линейка моторов включает как 6-цилиндровый турбодизель OM 906Технологические лючки можно найти по всему кузову нового автобусаHLA рабочим объемом 6,37 литра мощностью 286 л. с. и максимальным крутящим моментом 1120 Н.м, так и вариант OM 457 HLA, тоже шестицилиндровый, но объемом уже 12 литров. Он выпускается в двух вариантах настроек мощности – 299 и 354 л. с., максимальным крутящим моментом 1250 Н.м и 1600 Н.м соответственно. На сочлененной версии Citaro устанавливают дизель с индексом OM 457 LA, объемом 12 литров и мощностью 300 л. с., максимальный крутящий момент 1250 Н.м при 1100 об/мин. Чтобы обеспечить удлиненную версию сжатым воздухом, на двигатель установили новый компрессор с электронным управлением воздушного потока. Эта электронная система носит имя EAPU (Electronic Air Processing Unit), она объединяет сжатие воздуха, очистку от влаги, предохранительный клапан и датчик давления. Компактная конструкция упрощает монтаж и уменьшает количество прокладываемых электро- и трубопроводов. Система позволяет экономить не только на деталях, но и на топливе – когда двигатель перегружен, компрессор питается электроэ-Две аккумуляторные батареи для удобства ТО установлены на салазкахОтщелкнув пару креплений фары, можно легко заменить лампочкиОтсек мотора по правому бортуПистолетом шланга с синей рукояткой заправляют бачок с AdBlueАВГУСТ 2011 РЕЙС 69 автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТУ нового Citaro есть несколько вариантов расстановки пассажирских кресел и поручнейнергией. Чтобы уменьшить количество включений, давление в системе было увеличено с 10 до 13 бар. Все двигатели отвечают экологическому стандарту Евро-5 в штатной комплектации. Кроме того, можно заказать Citaro, заточенный под самый строгий добровольный стандарт по выбросам, – EEV (EnhancedEnvironmentally-friendly Vehicle). Дизельные двигатели вписываются в стандарт EEV без применения фильтра твердых частиц. Хотя этот фильтр может быть установлен, но уже в качестве опции. В паре с любым из моторов применяется полностью автоматическая трансмиссия, произведенная компаниями Voith и ZF.Внутри автобусаПассажирский салон, как и внешность нового Citaro, выделяется своим ярким дизайном. Это относится и к цветовой схеме, и к концепции освещения. Потолочные светильники – с многомерными линзами, их свет не только направлен вниз, но и отражается от панелей крыши для большего эффектаКАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬНизкопольный Citaro появился в 2005 году. Тогда, чтобы сделать эту версию привлекательной для перевозчиков, создателям необходимо было обеспечить продукту высокую рентабельность при максимально воз-можном комфорте для пассажиров. К счастью, специалистам не пришлось работать с чистого листа. Они взяли за основу уже выпускаемый низкорамный Citaro, у которого были заимствованы многие компоненты кузова – двери,Предыдущая версия Citaroэлектрика, сиденья, внутренняя отделка, установка кондиционирования воздуха, маршрутоуказатель. Каркас кузова дополнили специальным задним модулем. При этом использовались испытанные компоненты и элементы конструкции высокорамных междугородных автобусов. Именно такой подход обеспечил возможность создавать большое разнообразие модификаций и приспосабливать технику под особые пожелания клиентов. Наружные кузовные панеливзяли от городской модели Citaro; двигатель, коробка передач и ведущий мост – от междугороднего Integro и туристического автобуса с высоким полом Travego RH. Современнее стал и облик тогдашнего Citaro. Обтекаемые корпуса указателей поворотов направили вверх, что сделало облик пассажирской машины более дружелюбным. Citaro получил дугообразное углубление между фарами, что по стилю перекликается с оформлением передней панели новогоДвухдверный вариантTravego. Фирменную мерседесовскую звезду укрупнили, и по диаметру она сравнялась с эмблемой на других автобусах фирмы. В бампер интегрировали противотуманные фары, также позаимствованные у Travego. Винтовые соединения теперь менее заметны. Функциональнее сделали и место водителя: слева от кресла водителя расположили отсеки для хранения вещей. По заказу там можно установить бар с электрическим охлаждением от бортовой сети. На консоли слева расположили выключатели дополнительных функций и клапан стояночного тормоза. Ходовая часть Citaro с низким70РЕЙС АВГУСТ 2011 MERCEDES-BENZ CITAROПластиковые пассажирские сиденья – с тканевой обивкой нескучной расцветки То, что дизельный двигатель установлен вертикально, подскажет отсек в корме автобусаосвещения. Вместо стандартных люминесцентных ламп в качестве опции могут быть установлены светодиодные. В будущем можно заказать дополнительные светильники для установки по краям потолка – такая технология освещения может быть использована для создания зон чтения. В Daimler уверены, что хорошо освещенный салонснизит количество актов вандализма в задней части автобуса. По расчетам конструкторов светодиодам не потребуется замена на протяжении всего срока службы автобуса. Центральный блок электрики, изготовленный в виде шкафа, разместили позади водителя. Обновленная электрическая схема (PCB) стала бо-лее надежной, а при необходимости в сеть легко можно подключить не один дополнительный прибор. Заметно изменили и место водителя – приборная панель отвечает спецификации «Ассоциации немецких транспортных операторов». Улучшена ее эргономика, а комбинация приборов транслирует больше инТехнические характеристики*Длина/ширина/высота, мм 11950×2550×3318 Колесная база, мм 6035 Колея передних/задних колес, мм 2705/3300 Высота передней/ 320/340 средней ступени спереди, мм Высота салона у второй двери/ 2318/1935 в середине, мм Двигатель OM 457 hLA Рабочий объем, л 11,967 Макс. мощность, л. с. 299 при 2000 мин-1 1250 при 1100 Макс. крутящий момент, Н·м мин-1 автоматическая, Коробка передач ZF или Voith гипоидный, Задний мост модели Н06 Топливный бак, л 350 Емкость с мочевиной AdBlue, л 45 Собственный вес/полная масса, кг 11 600/18 000 Нагрузка на переднюю/ 6930/ заднюю ось, кг 13 000 Пассажировместимость 85 Число мест для сидения 41+1 Макс. скорость, км/ч 100 Размер шин 275/70R22.5 * Mercedes-Benz Citaro LE второго поколенияполом заметно отличается от ходовой пригородной версии. Конструкция базируется на использовании треугольных поперечных рычагов. На передней оси с независимой подвеской колес имеется стабилизатор. Он устанавливается серийно и по желанию может бытьвстроен в задний мост. Преимуществом новой независимой подвески является стабильное прямолинейное движение, малые подрессоренные массы и снижение влияния качества дорожного полотна на комфорт пассажиров. Дорожный просвет под переднимЕсть и праворульные Citaroмостом составил 165 мм. Особенностью конструкции стало и то, что рулевой механизм сместили назад, убрав его из зоны, опасной при аварии. Двигатель у низкопольника традиционно разместили в заднем свесе – для удобства обслуживания и ремонта. В качестве базового мотора предлагается 6-цилиндровый рядный двигатель OM 457 hLA рабочим объемом 12 л, он расположен горизонтально. Выпускается в двух вариантах мощности: 299 или 354 лошадиных сил, максимальныйкрутящий момент соответственно равен 1250 и 1600 Н.м. В середине 2007 года появился еще один силовой агрегат, известный по грузовому автомобилю MercedesBenz Axor. Это рядная шестерка OM 925 LA рабочим объемом 7,2 литра, ее максимальный крутящий момент 1100 Н.м. С моторами были агрегатированы автоматические коробки производства ZF или Voith. С них крутящий момент передавался на гипоидный мост Н06 – как в автобусах Integro, Travego и Tourismo.АВГУСТ 2011РЕЙС71 автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТПолностью переработано рабочее место водителя: кресло приподняли, а расположение кнопок и клавиш на панели приборов стало эргономичнееЛампочек-индикаторов почти не осталось: их заменил дисплейформации о работе бортовых систем. Спидометр и тахометр теперь с серым фоном, а ряд контрольных ламп между вышеперечисленными приборами заменили цветным дисплеем, отображающим множество дополнительной информации. Дисплей – с двухмерной навигацией по четко структурированному меню, рулевое колесо – с функцией Control Pad (вынесенными на него кнопками). Кнопки и переключатели в кабине Citaro были переставлены на основе новейших исследований по эргономике. Массив переключателей на правой стороне водителя теперь состоит только из клавиш управле-ния дверьми, ведь они постоянно используются в повседневной работе. Кнопки управления автоматической коробкой передач, которые используются реже, перенесли чуть дальше от водителя, скомпоновав традиционно горизонтально. Выключатели света попрежнему расположены слева от водителя, но уже не на передней части панели приборов. Приборная панель стала прочнее, на правой ее стороне можно разместить дополнительные элементы (кассовый аппарат и др.), вес которых не превышает 2,5 кг. За отдельную плату можно заказать монтажные адаптеры, а также выводы кабелей к ним.В кабине стало чуть просторнее, появилось больше места и для ног водителя, что значительно улучшило пассивную безопасность рабочего места. Кроме того, водитель Citaro теперь садится в кресло с более высоким постаментом, и если раньше пассажир смотрел на него свысока, то теперь преимущество в росте перешло на сторону первого. По мнению конструкторов, с таким техническим новшеством у водителя есть больше шансов уцелеть при неожиданном нападении.Олег Прохоров ФОТО ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯИз-за применения задних портальных мостов пол ровный от носа до кормы72 РЕЙС АВГУСТ 2011Пассажиры по достоинству оценят широкие двери нового автобусаВодитель, как и прежде, отделен от салона стеклянной перегородкой