86
87
88
89
90
спецтехникаПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДВОСЕМЬ МЕТРОВ ОТ КУЗОВАКак правило, среднетоннажному грузовику хватает КМУ с 8–10-метровой стрелой. Именно таким манипулятором оснащает шасси Hino 500 компания «РусКомТранс»Х рампой и вилочными погруз-орошо, когда есть склад с высокойчиками: опорожнить кузов можно за считанные минуты. Увы, чаще, например, поддоны с кирпичом, приходится разгружать прямо на землю. Вот тут-то и оценишь достоинства крана-манипулятора, позволяющего уложить груз через забор на стройплощадку: избежишь многочасового простоя машины у заказчика и, таким образом, сэкономишь его деньги, а стало быть, обойдешь многочисленных конкурентов с машинами без КМУ. Причем в ряде случаев кран-манипулятор незаменим чисто физически. При разгрузке в ангарах, тоннелях, под мостами и эстакадами зачастую нет возможности применить для разгрузки обычный автокран. А в дачном строительстве нередко приходится работать в тесноте, куда двум машинам просто не заехать. Одно из удачных сочетаний среднетоннажного шасси с манипулятором самого востребованного класса 12 тм недавно предложил завод коммерческого транспорта «РусКомТранс» из г. Балахна Нижегород-ской области. Компания занимается сборкой спецтехники из импортных комплектующих именитых производителей. В данном случае КМУ – от итальянской фирмы Effer, входящей в концерн СТЕ и специализирующейся исключительно на кранах. В гамме фирмы есть 33 модели малой серии грузовым моментом от 1,56 до 27,5 тм и грузоподъемностью до 9,8 т, собирают их на заводе в Таранто (регион Апулия на юге Италии). Одну из установок Effer грузовым моментом 11,83 тм «РусКомТранс» установила на японское шасси Hino 500. Четырехсекционная телескопическая стрела с тремя выдвижными секциями позволяет достигать максимального гидравлического вылета 8,17 м. Секции стрелы изготовлены из высокопрочной стали, гидронасос КМУ приводится в действие двигателем шасси через коробку отбора мощности, закрепленную на КП, производительность – 40 л/мин, рабочее давление 32 МПа. Все рабочие движения выполняются гидроцилиндрами двойного действия с запорными клапанами. По-АНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»Масса КМУ и бортового кузова сокращает грузоподъемность шасси до 5-ти тонн, но покупателям этого достаточно86 РЕЙС АВГУСТ 2011На стенке бака – указатель уровня и температуры маслаАутригеры необходимы при работе на больших вылетах Пульты управления расположены по обоим бортамРама КМУ крепится восемью болтами к раме шассиСложенная КМУ выступает за габарит только по высотеПодводящие масло РВД при складывании уходят в пазыАВГУСТ 2011 РЕЙС 87 спецтехникаМодель КМУ Модель шасси Длина, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Колесная формула шасси Полная масса, кг Нагрузка на переднюю ось, кг Нагрузка на заднюю ось, кг Масса КМУ, кг Снаряженная масса, кг Модель двигателя Число и расположение цилиндров Рабочий объем, л Мощность, л. с. (об/мин) Крутящий момент, Н.м (об/мин) Грузовой момент КМУ, т.м Грузоподъемность, кгПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДГрузовысотные характеристики КМУEffer 130.00.2S Hino 500 GD8JMSA 9260 2540 3400 5150 4x2 12 000 4800 8500 1580 7000 J08E-TL R6 7,68 260 (2500) 794 (1500) 11,83 2665 1365 2 8,17 400 5955 80Технические характеристики*Грузоподъемность на максимальном вылете, кг Количество секций стрелы, кг Максимальный вылет, м Угол поворота колонны, град. Расстояние между аутригерами в рабочем положении, мм Емкость маслобака гидросистемы, л * крана-манипулятораворотная колонна оснащена реечным механизмом, угол поворота – 400 градусов с механическим ограничителем диапазона 190 градусов и амортизаторами концевого выключателя. Смазку реечного механизма обеспечивает централизованная система ЦСС, что минимизирует трудоемкость техобслуживания установки. Аутригеры – механические, ширина опорного контура 4555 мм. Как опция возможны гидравлические, расставляемые на 5955 мм. Система ограничения нагрузки соответствует российскому и европейскому стандартам безопас-ности. КМУ оснащена крюком с большим запасом по грузоподъемности – до 8 т. Поверхности частей крана окрашены в корпоративный для Effer желтый цвет. Управляет манипулятором всего один человек – водительмашинист. Для этого с обеих сторон машины предусмотрены стационарные пульты. Особенность машины – среднетоннажное шасси, тогда как конкуренты, использующие шасси и надстройки российских марок, обычно ставят даже легкие КМУ на трехосные автомобили полной массой от 20 т и бо-лее. «РусКомТранс» предпочла Hino 500 полной массой всего 12 тонн. Как известно, эта марка принадлежит корпорации Toyota Motor. В нашу страну шасси Hino 500 поставляет владивостокская компания «Хино Моторс Сэйлс», сборка чисто японская – завод в окрестностях Токио. В обозначении модели пять цифр – 51226. Первая указывает на семейство «500», 12 – полная масса в тоннах, а 26 – мощность мотора в десятках лошадиных сил. Другой маркировки не встретишь – из довольно широкой гаммы двигателей для машин рос-Кнопка аварийного выключения всегда под рукой88 РЕЙС АВГУСТ 2011Угол поворота колонны манипулятора – 400 градусовБак для гидравлической жидкости – на раме КМУПрочности восьмитонного крюка хватает с запасом Марку Garrett уважают за надежность – турбокомпрессор не подведетВ Россию 12-тонник Hino 500 идет только с 260-сильным моторомДля комфорта водителя днище кабины обклеено теплошумоизоляциейВискомуфта подключает вентилятор только при необходимостиАмортизатор подвески кабины стоит сбоку и легкодоступен для заменысийского рынка предусмотрен только один – рядная 260-сильная шестерка объемом 7,68 литра и размерностью 112х130 мм. Распредвал – в головке блока, четыре клапана на цилиндр, привод ГРМ – «гитарой» шестерен со стороны маховика. От них же приводится насос ГУРа, одноцилиндровый компрессор (тормоза на машине – пневматические), а также топливный насос высокого давления системы Common Rail. Разумеется, как и положено на чистокровном «японце», вся топливная аппаратура от фирмы Denso. В российской комплектацииобязателен фильтр-сепаратор воды. Турбокомпресор марки Garrett. В приводе вентилятора – вискомуфта. Сцепление – однодисковое диаметром 380 мм с гидроприводом и пневмоусилителем. Коробка передач – механическая шестиступенчатая от фирмы Aisin Seiki, также входящей в империю Toyota. На всех передачах, кроме первой и задней, синхронизаторы, шестая – повышающая. Управление двумя тросами. Коробка отбора мощности для гидропривода КМУ закреплена на картере КП. Ведущий мост – с одинарным гипоиднымредуктором. Конструкция ходовой части по-японски консервативна: простейшая «лестничная» рама с лонжеронами высотой 230 мм, шириной полок 80 мм и толщиной стенки 7 мм. Четырехлистовые рессоры – на шарнирах с прессмасленками, сзади – дополнительные пятилистовые подрессорники. Еще более не подвержены веяниям времени тормоза: они не просто барабанные по кругу, а вдобавок с клиновым разжимом колодок. Зато трубки пневмопривода – вполне современные, пластиковые, а ресиверы из алюми-Линейные размеры Hino 500 c краном-манипулятором EfferАВГУСТ 2011РЕЙС89 спецтехникаПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДПластиковые трубопроводы сегодня считаются надежнее металлическихВоздушный фильтр достаточно компактен для 260-сильного мотораМежду листами ненагруженной задней рессоры необычно большие зазоры...В передней подвеске есть стабилизатор поперечной устойчивостиПневмокамера приводит в действие клиновый разжимной механизм...а концы пятилистового подрессорника находятся весьма далеко от упоровния. Каждый, кто когда-либо сливал из привода тормозов ржавый отстой, оценит решение японцев сделать эти емкости из стойкого к коррозии «крылатого» металла. Музейная классика, вызывающая ностальгическиеслезы у шоферов советской поры, – в креплении колес. По левому борту гайки с левой резьбой, по правому – с правой, а сзади еще и футорки. Уже забытые привыкшими к иномаркам водителями как кошмарный сон.МнениеАНТОН ТРУБИН продакт-менеджер завода коммерческого транспорта «РусКомТранс» – КМУ фирмы Effer, которую наша компания поставляет в России, имеют ряд технических особенностей, например, наличие пропорционального гидрораспределителя от фирмы Danfoss, централизованной системы смазки шарниров стрел и подпружиненных аутригеров – их легко складывать в транспортное положение. Кроме того, на КМУ Effer удобно регулировать зазоры направляющих втулок телескопических секций стрелы и разблокировать опоры на 180 градусов. Немаловажно и то, что РВД гидросистемы (рукава высокого давления) убраны внутрь стрелы и балок аутригеров, что исключает их случайное повреждение. Выбор же Hinо 500 в качестве шасси был обусловлен хорошим соотношением цена/ качество – готовая машина обходится заказчику не дороже 3 800 000 рублей.Остается добавить, что шасси и крановая надстройка соединяются в целое на заводе «РусКомТранс» в г. Балахна Нижегородской области, и в итоге получается готовое к использованию самозагружающееся транспортное средство, берущее на борт до 5-ти тонн. Машина соответствует экологическим нормам Евро-3 и не имеет ограничителя скорости – мотор позволяет развить на хорошей трассе до 125 км/ч. У нее по-европейски широкая (2,3 м) комфортабельная кабина с четырехточечной подвеской на пружинах и амортизаторах и 200-литровый топливный бак. Цена – 3,8 миллиона рублей.ФОТО МИХАИЛА АХМАТОВААккумулятор не защищен от кражи и доступен при ТО90 РЕЙС АВГУСТ 2011...а вот топливный бак – увы, из обычной сталиПреимущество алюминиевых ресиверов перед стальными – в отсутствии продуктов коррозии металла в пневмосистеме...