автомобилиПРЕМЬЕРАИЮНЬСКИЙDПЛЕНУМНе зря говорят: «Нет предела совершенству…» Иначе чем еще объяснить постановку на конвейер нового автомобиля взамен одного из лучших грузовиков в мире – Mercedes Actros? Хотя имя Actros немцы все же сохранилиния работало 1800 человек, на разработку было потрачено более одного миллиарда евро, опытные автомобили наездили около 20 миллионов километров. Зимой испытания проходили при 40-градусных скандинавских морозах, летом – в Испании, при 40-градусной жаре, а кроме того, машины нещадно гоняли по мерседесовскому полигону в Вёрте. И это несмотря на титул «Грузовик 2009 года», полученный третьим Actros. Казалось бы, куда еще стремиться, что совершенствовать… При этом на последних европейских выставках не было и намека на разработку новой машины, однако немцы, видимо, сознательно стимулировали появление в прессе «шпионских» фотографий. Подогревали интерес к ней… И вот в конце июня в Брюсселе состоялась официальная презентация Mercedes Actros IV, подведен итог одного из самых масштабных проектов в истории компании. Череду масштабных докладов руководства Daimler назвали подзабытым уже в России словом «пленум».aimler стоит особняком среди производителей автомобилей. В первую очередь, у компании необычайно широкая гамма выпускаемой продукции: от крохи Smart до президентских лимузинов, от роскошных минивэнов Viano до городских сочлененных автобусов, от фургончиков Vito до четырехосных самосвалов полной массой в 41 тонну. Кроме того, невероятная нацеленность на успех, желание предоставить потребителю мотор хоть на пять лошадей но мощнее, чем у конкурентов, в коробке – пусть на ступень но больше, не три высоты крыши кабины, а четыре. И не пять вариантов колесной базы, а шесть или семь. Во все времена у компании были максимально отлажена конструкция и технологии выпускаемых автомобилей. Не мудрено, что и над созданием нового Mercedes Actros четвертого поколе30 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011Наморщив лобЭтот, 2011 год не простой для Daimler, а вдвойне юбилейный – 125 лет марке Mercedes-Benz и 115 лет первому грузовику со звездой. Поэтому на презентации устроили целое шоу с проездом знаковых в истории компании грузовиков.Кому – как, но для меня еще в начале 70-х годов просто эталоном седельного тягача стали Mercedes семейства NG, которые работали в «Совтрансавто». Казалось, более красивого грузовика быть не может. При этом он чем-то напоминал переносной советский телевизор «Шилялис», только с колесами: большой экран лобового стекла, внизу кнопочки блок-фар и прочей светотехники, решетка – естественно, для динамиков. Более позднее семейство тяжелых грузовиков Mercedes MK и SK было только продолжением этого стилистического TV-направления. Первый Actros, или Mercedes SKN, стал «Грузовиком 1997 года» и также, как его преемники следующих двух поколений, обладал на редкость гармоничным дизайном. Все в облике этих грузовиков было функционально: задумали сделать ровный пол в кабине и при этом иметь двухметровый потолок – почти до MERCEDES ACTROSпредела увеличили высоту тягача. Ширина тоже по максимуму – 2500 миллиметров. От первого к третьему Actros наиболее заметно менялся лишь фасад: светотехника, бампера, решетка радиатора, но сохранялся стиль, а заодно и каркас кабины со всеми проемами. Однако внешний вид кабины четвертого Actros оказался довольно спорным. Мне кажется, экстерьер заставляет вспомнить иллюстрацию к пушкинской поэме, где Руслан на коне с копьем в руке «общается» с огромной говорящей головой. Только здесь «голова» не славянского происхождения, а похожа на германского воина в серебристом стальном шлеме. Рыцаря, сурового и надменного. Жесткий «взгляд», «лоб» наморщен, «уголки губ» совсем не радостно опущены. В общем, тевтонский дизайн. Но это впечатления, которые у каждого свои.А вот функциональности у кабины нового Mercedes Actros явно прибавилось. В первую очередь, у него улучшилась аэродинамика. При разработке кабины ее суммарно около 100 суток продували в аэродинамической трубе и по результатам, насколько это было возможно, «зализывали» все углы. То, что кабина четвертого Mercedes Actros действительно новая, а не рестайлинговая, понимаешь, когда узнаешь, что в ней в сравнении с третьим Actros изменено. Она стала чуть более узкой впереди, выше, длиннее, и увеличен до 16 градусов наклон лобового стекла, то есть у нее совсем другой каркас и проемы другой геометрии. Немцам придется менять все штампы, перенастраивать конвейер по сборке кабины, а это стоит сумасшедших денег. Кроме того, здесь новый интерьер, да еще в нескольких вариантах оснащения и отделки.Реклама СЕНТЯБРЬ 2011 РЕЙС 31 автомобилиПРЕМЬЕРАТопливная система Common Rail с давлением 2100 барВпервые на Actros: шесть цилиндров в ряд, два распредвала в головке и стальные поршни с полимерным покрытиемПневмокомпрессор лишнего воздуха качать не будетНасос ГУР отключает электромагнитная муфтаНа корпусе масляного фильтра надпись «Made in USA»Водяной насос тоже может работать вполсилыЗаглушку на головке блока сделали в США...В результате всех изменений объем кабины, по сравнению с третьим Actros, увеличился на целый кубометр и всего составляет 11,6 м3. Причем для облегчения восприятия проделанной ими работы «на голубом глазу» утверждают, что теперь в новую кабину влезет на 28 ящиков пива больше, чем в прежнюю. Понятно, что это такая немецкая шутка, но согласитесь – совершенно неожиданный подход к измерению вместимостиЭто не телега, а самый первый грузовой Mercedes32 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011кабины. Правда, не уточнили объем «тары» и количество бутылок/банок в каждом ящике. Фактически рекордное увеличение объема относится к самой большой кабине четвертого Actros. Если раньше Mercedes подарил нам понимание простора мегапространства, то теперь для пришедшей на смену флагманской кабины пришлось синтезировать новое название – GigaSpase. Здесь внутренняя высота, от пола до потолка, теперь составляет 2 метра 13 сантиметров. Кабина стоит на 9 сантиметров выше над рамой, чем у Mercedes Actros MegaSpase, соответственно, выше и сиденья, обзор лучше. Хотя на презентации в Брюсселе была представлена только самая просторная кабина, на самом деле их будет семь вариантов, причем впервые на Actros применяется относительно узкая кабина – шириной 2,3 метра.Удивительно, но тем самым немцы создают конкуренцию внутри марки – ведь есть же семейство грузовиков Mercedes Axor! Правда, отличия можно найти очень просто: все-таки Actros – флагман. Понятно, что теперь с учетом появления узкой кабины последует незамедлительное обновление и всех «младших братьев»: Axor и Atego. А если заглянуть чуть дальше – получается, что года через два-три кабина третьего Mercedes Actros вообще освободится. На прямой вопрос во время пресс-конференции: «Может ли она достаться КАМАЗу как российскому партнеру Daimler?» – ответ был уклончивый. Вероятно, пока немцы не будут давать никаких векселей под это дело, хотя именно у Челнов появляется реальный шанс заполучить чуть устаревшую, но все равно одну из лучших в Европе кабин тяжелого грузовика.Будущая гамма кабин нового Mercedes Actros будет выглядеть следующим образом. Самая большая кабина – GigaSpase, с ровным полом, внутренней высотой 2,13 метра, шириной 2,5 метра. За ней следом – BigSpase, тоже с ровным полом, шириной 2,5 метра, но с чуть меньшей высотой до потолка – 1,99 метра. У кабин серии StreamSpase возможны две ширины – 2,3 и 2,5 метра, два исполнения пола – ровный (впервые на узкой кабине!) и с тоннелем двигателя. А также две высоты потолка: на широкой кабине – 197 см, на узкой – 179 сантиметров. Самая маленькая кабина – ClassicSpase, у нее только одна ширина – 2,3 метра, но два варианта пола – ровный и с тоннелем двигателя, высота – 140 см. Столь низкорослая кабина не должна отпугивать потенциальных российских покупателей: она предназначена для автовозов. При MERCEDES ACTROSПривод вспомогательных агрегатов – поликлиновым ремнем. Много шкивов и роликов, у ремня много петельКрышка на блоке родом из ГерманииСтартер размером с наш СТ-230 – из Япониивсей разнице в габаритах кабин, конечно же, у них будет общий дизайн фасадов. Пусть также никого не вводит в ступор еще одна фраза, «изготовленная» немцами: «Здесь использован принцип трехкомнатной квартиры…» Что поделаешь, они придумали именно такое образное сравнение для трех различных по назначению зон в кабине. Не стоит «квартиру» воспринимать буквально – никакой революции в движимой недвижимости дальнобойщика не произошло. Первая зона, естественно, место водителя, вторая – спальня, третья – обеспечивает кратковременный отдых на привале. За рулем. Не все новшества в обеспечении комфорта водителя за рулем придумали именно сотрудники Daimler, но все же на их счету полезных нововведений много. А использовать, безусловно, удачное, но чужое решение им не с руки.Не китайцы все-таки… Наверное, по этой причине и на четвертом поколении Mercedes Actros применена выгнутая «чайкой» панель приборов. К более компактной, спрямленной панели (как на КАМАЗе 1976 года), удобной на стоянке первым решил вернуться MAN на своем TGX, ведь на современном грузовике нет нужды размещать россыпь приборов – достаточно дисплея. А дисплей у Actros IV теперь подрос и может быть в двух исполнениях: диагональю 10,5 и 12,5 см. Руль, со множеством клавиш, управляющих интерфейсом, теперь с более широким диапазоном регулировок, естественно, с пневмофиксатором. Под баранку перенесли и управление автоматической коробкой, убрав джойстик с подлокотника, – решение немного запоздало по сравнению с конкурентами. Зато круиз-контрольРеклама СЕНТЯБРЬ 2011 РЕЙС 33 автомобилиПРЕМЬЕРАНа PowerShift 3 новое программное обеспечение и более быстродействующий механизм переключенияВедущий мост со сварной балкой, тормоза с вентилируемыми дисками. Управление: электронно-пневматическоеСзади коробки установлен «водяной» ретардерРадиатор ретардера и системы охлаждения – общийГлавное для «роботов» – правильная работа «мозгов»Редуктор моста – гипоидный, с уменьшенным числомтеперь можно настроить на желаемую скорость, как и на легковых Mercedes, еще не трогаясь с места, одновременно с подгонкой под себя сиденья и зеркал. Регулировку спинки кресла водителя немцы почему-то перенесли на правую сторону, при этом говорят, что так стало удобнее. Спальня. Размеры полок спальника «первого и второго этажей» одинаковы: длиной 220 см и шириной 75 сантиметров. Зато матра-Выжимной, с вращающимся внутренним кольцом34 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011цы могут быть разными – их несколько вариантов, и, как в мебельном магазине, можно заказать тот, который понравился. Ортопедические матрацы с рессороподобными решетками теперь не применяют – используют толстые латексные с семью различными зонами жесткости. Впервые появившаяся на третьем Actros регулировка по углу наклона полки, с храповыми трещотками ремней, очень удобная на неровных площадках, есть только для верхнего ложа. Зона отдыха. В России полноценно оборудованные стоянки только начали появляться, но и в Европе через 4,5 часа движения к необходимому по трудовому законодательству времени отдыха стоянки могут оказаться переполнены грузовиками. А сколько можно простоять на таможне или пограничном переходе? Поэтому все про-изводители стремятся обеспечить водителя необходимым уровнем комфорта и на кратковременной стоянке. В частности, в кабине четвертого Mercedes Actros в исполнении SoloStar особым образом переоборудовано пассажирское сиденье (в обычном понимании его и нет) и сам спальник – создан уголок, где водитель, отодвинув кресло, может даже положить затекшие ноги на панель приборов. В этой же зоне можно поработать на ноутбуке, посмотреть фильм, выпить чашку кофе. Для презентации нового автомобиля стараются его подать празднично, поэтому в интерьере преобладает нарядный бежевый цвет. Цветом же выделены и зоны в кабине. Ненавязчивый и строгий черный – для места за рулем, а беж – радует глаз на отдыхе. В отделке может присутствовать хром или деревянные панели.Добавилось электроники: для проведения диагностики, еще только на подходе к автомобилю, водитель может нажать на кнопку многофункционального ключа зажигания (по возможностям он уже схож с маленьким пультом телевизора), и на дисплей комбинации приборов выводится масса контролируемых электроникой параметров. Хоть немного но экономится время. Немцы утверждают, что теперь меньше понадобится времени и при поиске своего грузовика в темноте на стоянке – звезда на фасаде подсвечивается светодиодами. Более рационального объяснения этому новшеству сложно придумать. Вместе с тем на Mercedes Actros продолжают внедрять самые последние системы безопасности, свойственные легковым Mercedes S-класса, при этом применяют лучшее из имеющихся сейчас систем на грузовиках. MERCEDES ACTROSДаже и не верится, что с таким количеством отверстий в лонжеронах рама стала более жесткойСтупичные редукторы появятся на строительных моделяхУ переднего моста изменена кинематика рычаговДля четвертого Mercedes Actros немцы создали целый комплекс систем безопасности и назвали его «13 ангелов-хранителей». В него входят три неза вис имы х тормозны х системы (не считая стояночной): основная с дисковыми вентилируемыми механизмами и быстродействующим электроннопневматическим управлением, моторный компрессионный тормоз с возможностью включения в режиме торможения всех цилиндров или только половины, а еще на автомобили будут ставить «водяной» ретардер. В нем роль рабочей жидкости выполняет антифриз системы охлаждения. В сравнении с обычным трансмиссионным замедлителем, работающем на «масле», получается 40-килограммовый выигрыш в массе, ведь не только сам ретардер компактнее, но и используетсяединый радиатор для двигателя и замедлителя. Еще «четыре ангела» – системы поддержки действий водителя, существенно упрощающие управление автомобилем. Сюда входят: близкие к водителю, понятные приборы и органы управления автомобилем, вся совокупность систем поддержки; датчики дождя и света; зеркала, которые складываются на стоянке, а потом возвращаются в нормальное положение при скорости движения 10 км/ч; датчик состояния замка седла у тягача. Оставшиеся шесть хранителей: система Active Brake Assist (теперь уже второго поколения), обеспечивающая помощь водителю при трогании на подъеме; система, контролирующая давление и температуру в шинах всего автопоезда. Причем информация выводится на дисплей комбинации приборов; в стандартной комРеклама СЕНТЯБРЬ 2011 РЕЙС 35 автомобилиПРЕМЬЕРАРеактивные штанги ведущего моста – тоже новой конструкции, обеспечивают лучшую управляемостьАккумуляторные батареи перенесли в задний свес еще на Mercedes Actros второго поколенияВозможна установка пары алюминиевых баковСажевый фильтр стоит справа, за кабинойAdBlue + EGR + сажевый фильтр = Евро-6У выпускной трубы глушителя такое обрамлениеплектации устанавливается система контроля над полосой движения; система контроля дистанции и светового предупреждения водителя о возможной необходимости применения интенсивного торможения, вплоть до экстренного. Фактически автомобиль имеет свой радар; система контроля качения колес, которая отслеживает состояние подшипников ступиц, состояние шин; система, обеспечивающая помощь водителю в контроле над устойчивостью автомобиля. Это та же ESP, только названная специалистами Mercedes чуть по-другому, с ней поставить на уши грузовик в повороте очень сложно. Еще одно электронное новшество на четвертом Mercedes Actros – система FleetBoard, причем в базовой комплектации, но если не платить за ее обслуживание, то как в сказке про Золушку, где роскошная карета пре36 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011вратилась в обычную тыкву, в данном случае она станет куском «железа». А ведь хитрая система на многое способна: обеспечивает связь водителя с диспетчером, прокладывает оптимальные маршруты и докладывает хозяину о техническом состоянии автомобиля, обо всех остановках. Однако перевоплощение произойдет не сразу или в ближайшую полночь, а через четыре месяца эксплуатации нового грузовика. Перевозчику дают время подумать – нужна ли ему эта система, или, привыкнув к ней, он станет ее приверженцем.Сильная сторонаНемцы сами говорят, что у первого Actros было множество детских болезней, но за пять лет, уже к появлению Actros второго поколения, их устранили, а третий – стал почти совершенным. Одним из достижений Mercedes Actros сталнебывало низкий расход топлива – 19,4 литра на сотню, за что грузовик попал в книгу рекордов Гиннеса, хотя надо учесть, что замеры проводились не на трассе, а в несколько искусственных условиях – на автополигоне в окрестностях итальянского города Нарди. Не мудрено, что за 15 лет существования модели было изготовлено около 700 тысяч автомобилей. И все они оснащались V-образными дизелями, причем больше всего выпускалось шестицилиндровых моторов объемом 11,95 литра диапазоном мощности от 320 до 476 л. с., флагманские двигатели – «восьмерки», объемом 15,93 литра с пятью настройками: 503; 537; 578; 609 и 653 лошадиных сил. Казалось бы, именно дизель V-8 должен быть накрыт новой кабиной Mercedes Actros IV, однако здесь показали совсем новый двигатель – ОМ471, рядную «шестерку» рабо-чим объемом 12,8 литра, размерностью 132х156 мм. Мотор довольно-таки легкий – сухая масса 1146 килограммов. Здесь применяется самая современная топливная аппаратура – электронноуправляемая Common Rail с давлением распыла 2100 бар и тремя порциями солярки в цикловой подаче: пилотной (предварительной), основной и заключительной. Нормы токсичности: Евро-5, EEV и самый теперь актуальный для Европы уровень – Евро-6. Для достижения перспективных норм специалисты Mercedes объединили в двигателе две технологии: впрыск водного раствора мочевины и рециркуляцию отработавших газов, а также установили сажевый фильтр. У него периодичность замены 150 тысяч километров. Другого пути пока нет ни у одного из производителей. Причем сочетание техноло- автомобилиПРЕМЬЕРАВпервые у пяти кабин из семи будет ровный пол. Между тем и тоннель двигателя невысок – всего 170 миллиметровДверь прикрывает почти все ступеньки «лестницы»Высота от пола до потолка – 2 метра 13 сантиметровС левой стороны – два ящика, на разных уровняхВ правый ящик можно положить даже лыжигий AdBlue и EGR, вопреки ожиданиям пессимистов, позволило даже сократить расход топлива. Интересно, что сейчас моторы Евро-6 регистрируют как Евро-5, и только потом, с официальным введением норм, машины перерегистрируют. У мотора четыре настройки мощности: 420 л. с. и 2100 Н.м; 450 л. с. и 2200 Н.м; 480 л. с. и 2300 Н.м; 510 л. с. и 2500 Н.м, причем «полка» крутящего момента начинается уже с 800-1000 оборотов, что обеспечиваетДля подсветки ступеней в двери есть свой фонарик38 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011автомобилю очень хорошую динамику. То есть для двигателя нашли особую нишу – в наиболее востребованном диапазоне мощности он должен заменить и V-6 ОМ501, и V-8 ОМ502, хотя их еще рано списывать со счетов. На новом Mercedes Actros IV найдется применение и им. Среди конструктивных особенностей самого двигателя ОМ471 вроде бы и нет ничего выдающегося. Блок цилиндров со сменными мокрыми гильзами отлит из высокопрочного чугуна с глобулярным графитом. Головка блока – тоже чугунная, с четырьмя клапанами на цилиндр, привод ГРМ шестернями заднего расположения. Шатуны – с «колотым» разъемом нижней головки. Клапанная крышка и поддон – пластмассовые. Все это встречается и на рядных «шестерках» конкурентов. Однако здесь установ-лены стальные поршни с полимерным покрытием, а кроме того, два распредвала в головке – схема, применяемая раньше только на небольших по объему дизелях. А пневмокомпрессор, насос ГУР и водяной насос благодаря различным электромагнитным муфтам имеют возможность трудится вполсилы или автоматически отключаться. Хоть «на стакан» но уменьшают расход топлива. Интересно, что новым мотор является только для Европы. Его разрабатывали с участием американской компании Detroit Diesel, принадлежащей Daimler, и потому не удивительно, что эксплуатация двигателя на автомобилях началась в США на грузовиках Freightliner. Было это аж в 2007 году… Поэтому назвать этот дизель «сырым» никак нельзя: было время его отладить. В 2010 году мо-торы начали устанавливать и на тяжелые грузовики Fuso в Японии, это предприятие тоже дочернее для Daimler. Невозможно добиться экономии топлива только совершенствуя двигатель и его рабочий процесс – большое значение имеет и совершенство трансмиссии. Еще на третьем Actros с 2008 года начали в базовой комплектации устанавливать механические 12-ступенчатые коробки передач с электроннопневматическим управлением Mercedes-Benz PowerShift второго поколения. Заказывать приходилось не такой «робот», а обычную мерседесовскую 16-ступенчатую механическую КП. Установка автоматизированных коробок – не только реализация амбиций производителя, но и действительно выгодное приобретение для автомобилиПРЕМЬЕРАКнопка «Stop/Start» пока на грузовиках редкостьЗоны кабины выделены цветом: беж – для отдыхаАбсолютно новая панель приборов с материалами отличного качества. Все – в лучших традициях Mercedes-BenzУ Actros теперь приборы с большим дисплеемМатрацы – только ортопедические. Обивка – на выборИнтерьер SoloStar – с угловым диваном вместо креслаХолодильник в дальней поездке просто необходимТакой руль не хочется называть «баранкой»перевозчика: нивелируются требования к квалификации водителя, он меньше устает за рулем, и реально, до 10 процентов, уменьшается расход топлива. На Mercedes Actros IV теперь устанавливают коробки Mercedes-Benz PowerShift третьего поколения моделей G211 или G281, отличающихся числами и пропускаемым моментом двигателя.2300 500 750 583Так вот оно какое, гигантское пространство в кабине!40 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011Каких-то невообразимых конструктивных изменений там нет – АКП остается 12-ступенчатой, с тремя передачами в основной коробке, с двумя передачами – прямой и повышающей – в делителе, установленном в передней части корпуса, и двухдиапазонным планетарным демультипликатором (понижающим редуктором), смонтированным сзади. Совершенствование, модернизация PowerShift идет по пути оптимизации программного обеспечения системы управления коробкой. Электронным мозгам по силам даже режим раскачки, который не каждый молодой шофер освоил, не говоря уже об экономичном или динамичном, но при этом безопасном вождении. У нового Actros есть изменения и в ходовой. Шасси получило более широкую раму в двух вариантах высоты, соответственно, увели-чилась жесткость на кручение. Еще на третьем Mercedes Actros для улучшения управляемости седельных тягачей с пневмоподвеской на дорогах с колейностью изменили кинематику сошки и поворотного рычага левой цапфы. А теперь еще глубже модернизировали переднюю подвеску, изменили рычаги на заднем мосту. Интересно, что не только заводские испытатели гоняли по дорогам Европы Actros IV – к этому делу подключили около 40 европейских транспортных компаний и, по отзывам их водителей, выяснили, что автомобиль, как и ожидалось, лучше стал держать дорогу и более четко рулится, есть выраженная обратная связь. Добиться такого результата на старом шасси было невозможно. Ведь, допустим, на тягаче с высокой кабиной на эффективной четырехточечной пневмоподвеске реакция водителяна поведение автомобиля неизбежно запаздывает, а немцам удалось обеспечить более высокую степень контроля над поведением грузовика. Те Mercedes Actros IV, которые будут выпускать сейчас, – только магистральные грузовики колесных формул 4х2 и 6х2, в 11 вариантах колесной базы: седельные тягачи, «борта» с тентом и фургоны. Автомобили строительного назначения, что у Daimler называется Mercedes Actros Baw, появятся позже. А цена на новый Mercedes Actros вырастет по отношению к грузовикам третьего поколения только на 4-6 процентов. Однако и третий Actros будут выпускать еще пару лет, причем немцы сознательно стараются не называть его «старым»…Николай Мордовцев Фото автора и фирмы-изготовителя208812772088