60
62
64
66
68
автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТПОД КРЫЛОМ MANАвтобус Viseon одноименной немецкой компании, дебютировавший на коломенской выставке «Мир автобусов-2011», успешно прошел российские сертификационные испытанияФмо этого Viseon выполняет различные специальные заказы от концерна MAN, обычно они связаны с обустройством автобусов по спецкомплектации или разработкой дизайн-проектов. Viseon в Европе известен еще и как производиирма Viseon Bus GmbH еще со- автобусостроителям достался завод тель троллейбусов Neoplan. А сравнивсем молодая. Свои первые авто- в немецком городе Пилстинге (Pilsting), тельно недавно фирма получила заказ бусы она построила в 2008 году, что расположен в Нижней Баварии. За- на изготовление футуристичного вида однако сразу заслужила звание изго- вод – тоже наследство «Неоплана». И экологичных машин для университеттовителя автобусов класса премиум. несмотря на то, что Viseon – компания ского городка в Арабских Эмиратах. Но Причины сего кроются в истории ее в общем-то самостоятельная, о своих теперь уже под своей маркой! Надо посоздания. Возник Viseon не на пустом знаменитых корнях ее сотрудники ни лагать, это далеко не последнее яркое месте, его отцами-основателями яви- на минуту не забывают. На этом про- событие в жизни амбициозного и нелись выходцы из Neoplan и Neoman изводстве визеоновцы выпускают ав- ординарного производителя пассажирBus Йохим Райнмунт и Эрнё Барта, ко- тобусы не только под своим брендом, ских автобусов. Как говорилось ранее, торые, к слову, занимали там отнюдь но и делают по контракту перронные эмблема Viseon впервые появине последние посты. В качестве про- автобусы Neoplan, а также туристиче- лась на автобусах в 2008 году, изводственной базы новоявленным ские машины Neoplan Skyliner. Поми- и произошло это на туристи60 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011 автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТОбогреватель Eberspacher, но на продажу пойдут автобусы со SpherosС первого взгляда может показаться, что в моторном отсеке тесно, но это обманчивое впечатление: немцы очень грамотно использовали имеющийся объемСлева в переднем свесе расположен отсек с двумя аккумуляторамиКрепление номера на автобусе Viseon служит еще и декоративным элементомЭлектрику разрабатывал Bosch, наверное, поэтому сделано так аккуратноБагажные отсеки большего объема, чем указано в характеристикахЗа задней дверью узкие и крутые ступеньки – издержки компоновкических и междугородних моделях под индексом «С» и городcких двухэтажках «LDD». В производственной линейке Viseon пока две междугородние модели: С10 и С13. Цифры в обозначении соответствуют округленной длине автобуса в метрах. Интересно, что для премьерного показа в России дилеры выбрали короткую машину, хотя в классе туристических автобусов на нашем рынке явно преобладают «полноразмерные», а спрос на такие укороченные версии иначе как скромным не назовешь. Ну да дилерам виднее. Хотя в будущем продавать в России собираются и С10, и С13, и даже даблдеккеры с перронными автобусами. На первые и последние можно прогнозировать спрос, а вот на LDD14 вряд ли найдется клиент.62 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011Хотя опыт эксплуатации городских двухэтажных машин в нашей стране имеется. Лет семь назад в Барнауле в одной автобусной компании трудились купленные бэушными MAN модели SD200 и SD202. Первые в настоящее время списаны, свой век на маршруте доживает последний и более свежий вариант SD202. И навряд ли небольшая частная фирма с Алтая сможет себе позволить обновить парк новыми немецкими даблдеккерами. Ведь в пересчете на рубли за один придется выложить 22-24 миллиона.Приятная внешностьЭто все перспективы и амбициозные планы компаний Viseon&MAN, а что же собой представляет автобус ViseonС10? О вкусах, разумеется, спорить не принято, но рискну предположить, что большинство сочтет С10 внешне привлекательным. Автобус выполнен в едином фирменном стиле Viseon, основанном на многократном повторении буквы V в облике. Буквами V в разные стороны смотрят фары и задние фонари, буквой V заканчивается снизу окно в передней двери, и эта же буква «нарисована» оконными стойками (причем позже выяснилось, что это и не стойки вовсе, а всего лишь наклейки). Красиво и необычно. Кузов автобуса оригинальный, визеоновский, ему неоплановские запчасти не подойдут, а вот агрегатная база – унифицирована с MAN. Этому явно будут рады отечественные автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТСпереди есть отсек для мелочевки и дополнительный холодильникРабочее место водителя выполнено в немецком стиле: никакого буйства красок, только спокойные темные тона. Так водитель будет меньше утомлятьсяПравой солнцезащитной шторкой гид может управлять самостоятельноПассажиры могут смотреть фильмы по одному из трех ЖК-мониторовЧасть клавиш управления удобствами расположены напротив сиденья гидаВ вечернее и ночное время салон освещают белые светодиодыперевозчики. Дилеры уверяют, что все наиболее часто требуемые детали есть на складах в России, а если чего-то и нет, то доставка займет дня три. Если при ДТП или по иной причине пострадает остекление, то и оно оригинальное. Говорят, что замена лобового панорамного стекла обойдется примерно в 120 тысяч рублей (с установкой). За красоту приходится дорого платить… Каркас и обшивка бортов Viseon из оцинковки, маски и колесные арки пластиковые, а все открывающиеся элементы юбки из крылатого металла. Кстати, все лючки выполнены распашными, а механизмы параллельного открывания опционны. В моторном отсеке использован каждый «литр» пространства, это очень понемецки. Однако доступ к основным агрегатам вполне сносный. В моторном отсеке рядная шестерка MAN D0836 установлена продольно. Нам достался автобус с самым могучим двигателем – 290 лошадиных сил. Двигатель, само64 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011собой, дизельный и, само собой, отвечает требованиям Евро-5. Причем поскольку это MAN, то ни о каком AdBlue речи не идет, только сложная система рециркуляции отработавших газов. Но сложна она только в разработке и изготовлении, а вот в эксплуатации сплошные плюсы. Неподалеку от двигателя – автономный отопитель: котел спрятан за дополнительной крышкой, которую не с первого раза догадаешься как снять, зато дорожная грязь точно не попадет. Хорошо продуман и выполнен монтажный блок с аккумуляторным отсеком – он под водительским окном. Никакой путаницы проводов, все лаконично – не зря электрикой занимался Bosch. И аккумуляторные батареи установлены на салазках с двойной фиксацией. То есть и сами никогда не вывалятся, и вытащить их в случае чего не составит труда: скользят они на салазках легко.Что внутриВ салоне С10 установлены 34 мягких кресла с откидывающимися спинками. Причем уместно указать марку кресел, она довольно известная – Vogel. На родине автобуса эта фирма занимает одну из ведущих позиций на рынке кресел для пассажирского транспорта. Все места очень удобные, кресла отличные, механизм откидывания спинки работает идеально. Кроме того, кресла можно раздвинуть на добрых 15 см и расположиться совсем уж вальяжно. Пожалуй, в Viseon расположение пассажиров оптимальное для трехзвездочной компоновки, а оконные шторки на роликах создают практически домашний уют. Есть и недостаток: пресловутые псевдостойки в виде буквы V перекрывают почти весь вид из окон пассажирам второго ряда. А ведь автобус туристический, и плохой обзор для него серьезный минус. автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТТехнические характеристики Viseon C10Длина/ширина/высота, мм Высота потолка в салоне, мм Высота подножек, передней/задней, мм Колесная база, мм Высота пола, мм Величина свеса переднего/заднего, мм Радиус разворота, мм Максимальная нагрузка на ось переднюю/заднюю, кг Максимальная полная масса (повышенная), кг Объем багажных отсеков в варианте с задней дверью, м3 Объем багажных отсеков в варианте со средней дверью, м3 Объем топливного бака, л Пассажировместисть 3*/4* 10 400/2550/3560 1970 310/310 4900 1270 2200/3300 16 500 7100/11 500 16 000 (18 000) 7,3 6,1 480 41+1+1/36+1+1 MAN D0836 LOH, дизельный, водяного охлаждения, рядный 6-цилиндровый с турбокомпрессором с промежуточным охлаждением с электронной системой управления топливоподачей Commol Rail, установлен в заднем свесе вертикально 108/125 6871 17,4 213 (290) при 2300 1100 при 1200-1700 ZF 6S 1901, механическая, 6-ступенчатая, синхронизированная со встроенным ретардером 6,32 - 0,81 MAN VOS-08-B-01, подвеска независимая пневматическая с двумя пневмобаллонами, со стабилизатором поперечной устойчивости MAN HY-1336-B07, гипоидный, подвеска зависимая пневматическая с четырьмя пневмобаллонами, со стабилизатором поперечной устойчивости 275/70R22,5 двухконтурная пневматическая с системами АБС, ПБС, ESP дисковые вентилируемые на всех колесах ZF Servocom 8098, типа винт-гайка, рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона (с помощью пневматического механизма) 22,2-26,2 от 12 000Это не вентиляционный люк, а окно в крыше. В случае ЧП – запасной выходДвигательИзящная камера следит за посадкой пассажиров в заднюю дверь автобусаРазмерность, мм Рабочий объем, см3 Степень сжатия Максимальная мощность, кВт (л. с.) при мин-1 Максимальный крутящий момент, Н.м при мин-1 Коробка передач Диапазон передаточных чисел Передний мостВедущий мост Размерность шин Тормозная система Тормозные механизмы Рулевое управлениеСалон уютный и удобный – пассажирам Viseon C10 можно только позавидоватьПередаточное отношение рулевого механизма Цена, тыс. руб.Над головой привычные багажные и довольно внушительны по размерам. Причем задний люк не открывается, полки, в Европе их принято называть И они заслуживали бы исключитель- его задача улучшать освещенность шляпными. Вот и в Viseon они заслу- но похвалы, если бы не встроенные салона и в экстренных ситуациях служивают именно такого обозначения, подстаканники. Идея понятна: зачем жить запасным выходом. потому что даже средних размеров раскладывать весь столик, если надо С микроклиматом в салоне все кейс положить туда не получится из- закрепить, например, одну бутылку в порядке. Помимо упомянутого уже за закругления потолка. Над головами с колой. Но уж очень хлипкий на вид люка (с электроприводом) автобус пассажиров расположены блоки инди- получился этот подстаканник, да и не оборудован принудительной вентивидуальной вентиляции и освещения. слишком аккуратный. Зато карман ляцией с кондиционером. Для зимы Вентиляция работает традиционно, а для мелочевки лучший из тех, что до- предусмотрен автономный подогревот освещение поначалу насторожи- водилось видеть. Здорово и то, что на ватель Eberspacher. Но дилеры сразу ло. Оба светодиодных светильника всех сиденьях есть крючечки, их порой сказали, что на товарных автобусах находятся аккурат над пассажиром у очень не хватает в автобусах. К сред- отопители будут только Spheros: они окна – как они будут светить пассажи- ствам обеспечения удобного располо- проще в эксплуатации и не требуют ру у прохода? Оказалось, что световой жения пассажиров относятся также наличия развитой сервисной сети, а по поток, испускаемый светодиодами, откидывающиеся подножки. У Viseon основным характеристикам не уступанаправленный, и светят светильники они фиксируются в нескольких поло- ют Eberspacher. в нужную сторону. К слову, освещение жениях. Не забыта и пассивная безоУже в начальной комплектации салона полностью обеспечивается бе- пасность: на всех сиденьях установле- в салоне установлено три монитора: лыми светодиодами. ны поясные ремни, а на переднем ряду один большой спереди и два маленьНе лишены пассажиры и традици- – трехточечные. Все, как требует ГОСТ. ких для задних пассажиров. Так что онных для этого класса удобств – сто- Ну и, конечно, полный комплект за- в дороге можно будет наслажликов и кармашков для вещей. Сто- пасных выходов: молоточки на стой- даться шедеврами мирового лики сделаны из прочного пластика ках, два стеклянных люка в потолке. киноискусства. А еще можно66 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011 автомобилиОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТЭтими кухонными шкафчиками заведует не домохозяйка, а стюардессаТуалетная комната тесновата, но там же не канкан танцеватьДля горячих напитков на кухне есть вместительный водонагревательХолодильник, конечно, не двухкамерный, но есть настоящая морозилкаКанализационная труба в моторном отсеке – отводит стоки из туалетаПередние тормозные механизмы автобуса Viseon C10 – дисковыеЗапасное колесо закреплено под днищем автобуса на специальной рамеПередняя подвеска на треугольных рычагах – надежная и комфортнаяперекусить: вместо последнего ряда в салоне устроена кухня, размерами не уступающая кухне в малогабаритной квартире. Шкафчики, ящички, холодильник, пусть небольшой, но с самой настоящей морозилкой. Есть бойлер, небольшая раковина, аппарат для приготовления кофе (ну или что пассажиры пожелают). Но… чего-то не хватает. Нет плитки – ни электрической, ни газовой, так что разогреть продукты не удастся. Придется пассажирам довольствоваться горячими напитками и холодными закусками, с ними-то проблем не будет. Впереди есть второй холодильник, причем весьма вместительный. Туалет расположили справа от кухни, на первый взгляд, не очень удачное соседство. Хотя, раз воспользовавшись отхожим местом в Viseon, понимаешь: такая компоновка гораздо комфортнее для пассажиров, нежели полуподвальное размещение возле первой двери. И не беда, что сама туа68 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011летная комнатка тесновата, а дверной проем хотелось бы повыше – отечественные пассажиры такие условия видят только на картинках. Что касается багажных помещений, то на вид они огромны, явно больше заявленных 6,5 кубометра – для вещей 34-х пассажиров точно должно хватить. А если все-таки случится так, что придется перевозить так называемых «челноков» с огромными тюками и места для поклажи не хватит? На заднюю стенку автобуса можно прицепить дополнительный багажник – проушины для крепления оного имеются. В Европе его чаще используют для перевозки лыж с одного горнолыжного курорта на другой. А что, автобус-то короткий, то что нужно для горных серпантинов. Пассажирам автобус должен понравиться, с этим разобрались. А как же водитель? У него удобное кресло на пневмоподвеске, регулируемая рулевая колонка. Ему в помощь две ви-деокамеры: одна транслирует картинку за кормой, другая показывает, что творится возле второй двери. Не огорчит его и коробка передач: она 6-ступенчатая производства ZF с четкими и легкими переключениями. Разве что педаль сцепления несколько туговата. За отдельную плату поставят и автомат, но Viseon не городской автобус, и поэтому частые переключения передач с «механикой» водителю не грозят. У сопровождающего (или попросту гида) свои приятные мелочи: индивидуальный пульт управления шторкой на лобовом стекле и плафоном освещения. Скорее всего экипаж разделит мнение пассажиров об автобусе. Но только в случае если он состоит из одного водителя и гида. Спальное место для водителя-сменщика не предусмотрено, даже в качестве опции.Михаил Почукаев Фото Нины Лысенковой