36
37
38
40
42
автомобилиПРЕМЬЕРАБОЛЬШЕ VITOЭтим летом в России начались продажи обновленного семейства Mercedes Vito, премьера которого состоялась на прошлогодней выставке IAA-2010 в Ганноверевтопарк любого предприятия начинается с небольшого автомобиля, на котором возят в банк или в налоговую бухгалтера, по базам и магазинам – снабженца, в сервисные центры – главного инженера. Всех хозяйственных дел не перечислить – машина без работы не стоит. Выделим и представительские функции: на нем должно быть не зазорно подъехать директору к администрации города, послать в аэропорт или на вокзал встретить-проводить дорогих гостей. На преуспевающем предприятии не скупятся на хороший автомобиль, а что может быть престижнее и надежнее чем Mercedes… У концерна Daimler есть модель подобного назначения – Mercedes Vito. Универсальных автомобилей не бывает, но этот способен на многое.36 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011АСвоя колеяДля демонстрации обновленного семейства Vito российское представительство Mercedes-Benz пригласило журналистов на автополигон Федеральной службы охраны РФ. Здесь сотрудники этой серьезной организации оттачивают свое мастерство управления любыми автомобилями. Один из сегментов повышения квалификации – контраварийная подготовка, выработка оптимальных приемов управления автомобилем на высоких скоростях при различных дорожных условиях. Для этого в пределах довольно большого «гоночного» кольца создано несколько зон с различным дорожным покрытием. На одном, если смочить его водой, получается участок практически с зимней, обледенелойдорогой – коэффициент сцепления равен 0,3. На другом – неожиданно для водителя вырастают «стены» из водяных струй, которые надо умудриться объехать. Есть участок, тоже залитый водой, на котором искусственно создается эффект аквапланирования. Самый коварный тренировочный стенд – со сдвижной плитой, вмонтированной в поверхность дороги. При проезде через нее на скорости 50-60 км/ч плита мгновенно сдвигается под передней или под задней осью, вправо или влево – возникает занос автомобиля. Перемещения составляют до 100 сантиметров, ощущения – будто снаряд ударил сбоку в заднюю ось. В реальной жизни такого внезапного и резкого возникновения заноса не встретить, без тренировки вывести машину из него очень сложно. Тем ценнее было погонять Mercedes Vito по всем этим участкам. Ведь и в России уже сложилось мнение, что легкий коммерческий автомобиль или MERCEDES-BENZ VITOНа автополигоне ФСО для тест-драйва Mercedes Vito воды не жалели. Только так можно летом создать дорожные условия, сопоставимые с гололедомСверху и не поймешь, какой мотор стоит под капотом, но самые доступные для России - рядные «четверки» с тремя настройками мощности: 95, 136 и 163 л. с.микроавтобус должен быть обязательно с передним приводом, а Vito – автомобиль классической компоновки, с приводом на задние колеса. Не только в Европе, а во многих странах мира наблюдается конкуренция между даже не двумя автомобилями схожего назначения, Mercedes Vito и Volkswagen Transporter, и не между передним приводом и «классикой», а фактически между двумя школами в автомобилестроении. Специалисты из Штутгарта лишний раз доказывают, что на заднем приводе рано ставить крест, добиваются отличного результата в управляемости за счет тщательно отлаженных характеристик подвески, тормозов и рулевого механизма, геометрии и жесткости кузова. И конечно же – благодаря современной электронике на «борту»: ABS, ESP и прочим системам безопасности. Именно на таком автодроме удается понять возможности машины без риска «разложить» ее.Полигон – полигоном, но для меня не стоят внутри пружин. Так – надежнее. менее ценной была поездка на доре- Передняя и задняя подвески, а также стайлинговом Mercedes Vito в грузовом двигатель и редуктор ведущего моисполнении в командировку в Санкт- ста смонтированы на отдельных подПетербург несколько лет назад. Тогда рамниках, через резиновые подушки. четыре дня общения с Vito и почти две Потому в кабину шум и вибрации, тысячи километров пробега позволили предаваемые от дороги, доходят в осларазобраться с особенностями конструк- бленном виде, и при этом у Vito четции маленького фургончика. Не секрет, кие реакции на работу рулем. Вообще что даже наши федеральные трассы, рулевое управление можно считать входящие в международные коридоры, образцовым: передние колеса выворамягко говоря, далеки от совершенства. чиваются почти поперек движению авОказалось, что подвеска и шины Vito томобиля, что обеспечивает ему крайне не только легко проглатывают мелкие малый радиус поворота – по наружноогрехи работы дорожников, но еще му габариту 5,9 метра. У нынешнего и совершенно не чувствительны к ко- Vito очень серьезно и тщательно дополлейности! Причина такого похвально- нительно настраивали подвеску, добиго поведения на дороге – независимая ваясь еще более стабильного поведеподвеска всех колес, MсPherson спереди ния автомобиля на дороге и снижения и на продольных рычагах – сзади. При- шума. Для этого пришлось изменить чем в бюджетной версии фургона вся рычаги передней подвески, эластичные подвеска пружинная, а на микроавто- опоры стоек, амортизаторы бусах возможен заказ задней подвески и подобрать пружины с другина пневмоподушках, которые, однако, ми характеристиками.ОКТЯБРЬ 2011 РЕЙС 37 автомобилиПРЕМЬЕРАКроме стрелочных приборов – небольшой дисплей. Руль – с «кнопками»При ширине автомобиля 1,9 метра салон очень просторныйВариантов отделки салона – с дюжину, есть несколько различных планировокВыход силойMercedes – авторитетнейший производитель дизелей, не мудрено, что именно эти моторы широко применяются на Vito. Здесь используют рядную «четверку» и дизель V-6 с необычным развалом блока в 72 градуса. Если на прежнем поколении Vito применялись четырехцилиндровые двигатели ОМ646 объемом 2,15 литра в трех вариантах настройки мощности: 95, 116 и 150 лошадиных сил, знакомые нам по легковым автомобилям Mercedes, то теперь ставят новый двигатель ОМ651. Объем и размерность остались, как у прежнего мотора, но максимальная настройка мощности увеличилась до 163 лошадиных сил, или до «круглых» 120 кВт. Заметьте – такую мощность сняли с 2143 см3! Две другие настройки – 95 и 136 л. с., при этом специалисты Mercedes особо отмечают, что не слабосильную версию мотора раскрутили доТак внутри выглядит эксклюзивный Vito или почти стандартный Viano38 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011163 л. с. и 360 Н.м, а наоборот – «удушили» двигатель до 250 Н.м и 95 лошадей. Тем самым подчеркивают заложенную в дизель надежность. Из интересных особенностей этого семейства моторов – изменяемая производительность масляного насоса. Здесь он лопастной, или по-другому – пластинчатый: изменением объема рабочей полости меняется напор. То есть обычный редукционный клапан уже не в чести, он не может так эффективно уменьшать сопротивление вращению насоса и, соответственно, энергетические затраты. У генератора тоже стоит электромагнитная муфта, которая позволяет ему вообще отдыхать. Все это затеяно ради уменьшения расхода топлива – даже на привод вспомогательных агрегатов. Двигатель ОМ 642 V6 объемом 2,98 литра – самый мощный дизель для Vito, теперь развивает 224 л. с. при 3800 об/ мин и момент 440 Н.м. Мощнее только единственный бензиновый мотор М272, неожиданный для европейского коммерческого автомобиля этого сегмента, V6 рабочим объемом 3,49 литра, мощностью 258 л. с. и моментом 340 Н.м. У дизелей источник высокой мощности и при этом пологой кривой крутящего момента – четырехклапанная головка, интеркулер и турбонаддув. Турбина – диаметром с чайное блюдце, теперь уже с электронной регулировкой направляющего аппарата. Топливная аппаратура – с электроннымуправлением Commin Rail (немцы обозначают ее как CDI): цикловая подача не только очень точно дозирована, но еще и солярка впрыскивается несколькими порциями, обеспечивая плавное нарастание фронта пламени в камере сгорания и потому – низкий уровень шума. Интересно, что в Россию Mercedes Vito поступают уже в исполнении Евро-5, но в документах пишут Евро-4. Для достижения этих норм вместо прежних электромагнитных установлены пьезофорсунки, отличающиеся большим быстродействием, и сажевые фильтры. AdBlue не заливают. Масло в моторах меняют в зависимости от интенсивности эксплуатации, рекомендации выводятся на дисплей, но в среднем периодичность составляет 25-30 тысяч километров. Хорошо и дешево получается очень редко, тем более в моторах. Потому и цены на двига-Недорогой фургон может быть интересен для переоборудования автомобилиПРЕМЬЕРАБоковая дверь одинаково удобна и для пассажиров, и для загрузки фургонаУже давно Mercedes Vito не бывает без четырехканальной ABSПередняя подвеска смонтирована на особом подрамникетели Mercedes Vito явно не дешевые. В привод включен постоянно, но понибазовом исполнении идет 95-сильный жающего ряда в трансмиссии нет. Нет мотор, за двигатель мощностью 136 л. с. и блокировок дифференциала, буксуюпридется доплатить 100 тысяч рублей, щие колеса подтормаживает электроза мотор в 163 л. с. – еще 100 тысяч ру- ника. Передние ведущие колеса лишь блей, дизель V6 со 224 «лошадьми под существенно улучшают управляемость педалью» обойдется в дополнительные на скользкой дороге, помогают на от600 тысяч рублей. Самый дорогой мо- носительном бездорожье. тор – бензиновый V-6, за него придется Возможны варианты добавить 700 тысяч рублей. В «стандарте» все четырехцилиндро- Mercedes Vito не чистокровный «невые дизели агрегатируются с 6-ступен- мец», но с хорошей родословной. Дечатой механической коробкой передач, лают его в Испании, в городе Витоа V-образные моторы работают в паре рия, отсюда лингвистические корни с 5-диапазонными классическими «ав- названия. До Второй Мировой войны томатами» с ГМП. В «механике» пятая завод принадлежал забытой у нас герпередача – прямая, а шестая – повы- манской компании DKW, затем его шающая, но в движении порой хочет- купил Volkswagen, с 1970 года произся воткнуть и седьмую… Понятно, что водство принадлежит Mercedes-Benz. таких коробок для Vito нет, зато есть С 1980 года там выпускали Mercedes несколько вариантов передаточных МВ100D, который был похож на лежачисел главной передачи. Есть и полно- щий холодильник с колесами. Автомоприводные версии, которые по прогно- биль был переднеприводным, как и все зам специалистов будут иметь очень DKW, эту компоновку применили и на хорошие перспективы в России. Одна- первом поколении Vito, появившемся ко Vito 4х4 не должен ассоциировать- в 1996 году. У того уже был тщательно ся с настоящим джипом. Это не УАЗ, прорисованный, стремительный силуи не Land Rover Defender. Хотя полный эт. В 2003 году состоялась презентация Mercedes Vito второго поколения, увеличенных габаритов, с новыми двигателями, а кроме того, он стал автомобилем классической компоновки. Нынешняя модернизация относится именно к Vito II. Главные изменения на фасаде: биксеноновые поворотные фары с омывателем, бампер и облицовка – все привели в соответствие с новым дизайном легковых Mercedes. Задняя подвеска на продольных треугольных рычагах. Привод – ШРУСами Казалось бы, Vito и его близнец Viano40 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011должны быть одной и той же машиной, но так было прежде, на первом поколении. Тогда немцы задумали создать другой, более роскошный автомобиль, только в пассажирском исполнении, нацеленный на частника, на его семью. Так появился отдельный V-класс, где полноправным хозяином является Viano. Сейчас проведенный рестайлинг фасада оказался общим для этих моделей, но сзади по разному выполнены углы кузова и фонари. Если дети отодрали шильдик с названием, то разобраться, где Vito, а где Viano, проще всего с кормы. Кузов Mercedes Vito остался в прежних габаритах, с теми же дверными и оконными проемами, в его основе цельнометаллический фургон. Бортовых Vito или со сдвоенной «фермерской» кабиной не было и, видимо, не будет. Но если раньше существовал вариант с пластмассовой крышей и передними крыльями из композита, то теперь все только стальное, с двусторонней оцинковкой. Казалось бы, Mercedes продолжает идти против современного теченияУ полноприводного Vito клиренс выше: колеса больше, чуть другая подвеска автомобилиПРЕМЬЕРАНа Vito можно возить и мешки, но в России для этого есть «ГАЗель»в мировом автопроме – теперь против пластмасс. Однако, как объяснили специалисты, все дело в нестабильных зазорах (!), которые не могут обеспечить, казалось бы, легкие и долговечные крылья. Стандартная колесная база Vito 3200 мм, а есть еще и увеличенная – 3430 миллиметров. Вариантов исполнения длины заднего свеса тоже два: обычный и удлиненный на 245 мм, в этом случае длина автомобиля составляет 5238 миллиметров. Причем, создавая кузов, немцы не экономили, вставляя в него какое-нибудь дополнительное окно, а сделали три разные боковые панели, ввариваемые за сдвижной дверью. Есть и два варианта высоты крыши: от пола до потолка 1353 или 1745 миллиметров. А потому объем фургона получается от 5,2 до 7,4 куба при грузоподъемности от 930 до 1170 килограммов. Однако у длиннобазной модификации нет варианта с высокой крышей – тогда бы объем был еще больше. Основные исполнения Mercedes Vito: фургон, микроавтобус с говорящим названием Shuttle и грузопассажирская модификация Mixto. Задняя дверь может быть распашной, двухстворчатой – на автомо-билях с высокой крышей или подвесная – «хлопушка» для «низкорослых» версий. Пассажировместимость Mixto – пять или шесть человек, которые размещаются на двух рядах сидений, остальное пространство занимает груз. Shuttle рассчитан на семь-восемь человек, количество рядов кресел – три, зато пассажиры размещаются с завидным комфортом! Пассажирские версии Mercedes Vito всегда выделялись возможностью удобной трансформации салона. Водитель без особого напряжения может вынуть из салона сиденья – получится фургон. Однако не все можно возить: есть риск повредить панели обивки, которые сделаны, чтобы радовать пассажиров. Полукапотная компоновка, которую использует Mercedes в своих малотоннажных автомобилях, не только обеспечивает удобный вход и выход в кабину, но и вносит свой вклад в достижение высокой пассивной безопасности при фронтальном столкновении. Понимая это, уже совершенно другими глазами смотришь и на толстые (в сечении под 100 мм!) стойки лобового стекла. Видно, что с ними крыша не сложится карточным домиком, даже если доведется поставить Vito «на уши».Однако за это приходится расплачиваться некоторым ухудшением обзора. Удобно устроиться за рулем помогает регулировка колонки по углу наклона и высоте, а также не только возможность двигать сиденье вперед-назад, но и оснащение его «лифтом». Однако водителю фургона ростом свыше 190 см сдвинуть кресло назад будет мешать стальная стенка, отгораживающая грузовой отсек от кабины. Зато на полу нет торчащей «кочерги» коробки передач – под это дело приспособлен маленький удобный джойстик на панели. Где-то в ее глубине прячется кулиса и пара тросов, идущих к коробке. Кстати, у фургона и Mixto панель приборов сделана из жесткой пластмассы, по качеству схожей с той, что применяют на «ГАЗелях-Бизнес», но ее составляющие отлично подогнаны, панель не трясется и совершенно не скрипит в движении. И при этом шурупов не видно. А вот на Viano панель схожа по форме, но сделана по другой технологии – она «мягкая», да еще возможны накладки под орех. Но это совсем другая история.Николай Мордовцев Фото автора, Дмитрия Свирина и компании-производителя42РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011