44
45
46
48
50
52
54
55
56
58
60
62
64
66
автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКГАЗЕЛЬАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»Казалось бы, «ГАЗель» изучена вдоль и поперек, и покупатель знает объемы предстоящих вложений в подержанную машину. Но ситуация меняется: на сборку вместо отечественных приходят импортные делали и узлы, что обещает в будущем поступление на вторичный рынок гораздо лучше сохранившихся автомобилейарк в 1,2 миллиона единиц обеспечивает «ГАЗели» звание самого распространенного в России коммерческого автомобиля. Как видно из таблиц аналитического агентства «Автостат», преобладают модификации семейства ГАЗ-3302 – спецкузова на шасси и бортовые. Цельнометаллических фургонов и автобусов вместе взятых – в 1,6 раза меньше, и в этом принципиальное отличие «ГАЗели» от малотоннажников зарубежных фирм, которым свойственно прямо противоположное соотношение. Отечественный автомобиль недорог, терпим к перегрузу и поэтому практически безальтернативен в сфере малого бизнеса. Большая часть «ГАЗелей» с водруженными на шасси огромными «будками» не принадлежит перевозчикам, а обслуживает торговые точки своих владельцев – мелких предпринимателей. Учитывая, что значительная часть представленных на вторичном рынке экземпляров эксплуатировалась с перегрузом, порой почти двукратным, поиск машины в хорошем техническом состоянии занимает немало времени: слишком велик процент отсева. Делать какие-либо практические выводы из раскладки по годам выпуска и регионам в данном случае не имеет смысла – «газелей» много везде и разных. Исключение – «праворульный» Дальневосточный округ, где они не востребованы. Если же цель – найти машину в версии «Бизнес» с импортными комплектующими и не старше 2010 года, то больше шансов подобрать подходящий вариант в крупных городах Центрального и Приволжского федеральных округов.ПМодификацииОставим за рамками статьи дорестайлинговую «ГАЗель» с москвичевскими фарами образца 1986 года – такие древние машины, как правило, уже не пригодны к интенсивному использованию и требуют неадекватных вложений. Другое дело – модель 2003 года, уже избавившаяся от мотора ЗМЗ-402, с кабиной современного дизайна, пригодной для установки практически любого 4-цилиндрового двигателя с разнообразным навесным оборудованием. Хотя в целом весь ряд модификаций «ГАЗелей» остался прежним. Основная – ГАЗ-3302 грузоподъемностью 1500 кг, с 3-местной кабиной и бортовым кузовом размером три на два метра. Гораздо реже встречается семиместная ГАЗ-33023 с собственным именем «ГАЗель-Фермер». На том же шасси колесной базой 2900 мм выпускают семейство цельнометалличе-«Десятилетняя «ГАЗель» – это помойка», – говорят знатоки. Иногда – в прямом смысле44РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011 ГАЗЕЛЬ1. 2. 3. 4. 5. 6.ГАЗ-3102 с фургоном на шасси ГАЗ-2705 семиместный ГАЗ-3102 дорестайлинговый ГАЗ-3102 рефрижератор «ГАЗель-Бизнес» бортовой «ГАЗель-Фермер» длиннобазный123456 ОКТЯБРЬ 2011 РЕЙС 45 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКНезаводская растяжка: база – 4,1 мЗаводское шасси базой 3500 мм«ГАЗель-Бизнес» базой 3500 ммских фургонов ГАЗ-2705 – как с однорядным, так и с двухрядным («Комби») пассажирскими отделениями. В первом случае грузоподъемность составляет 1350 кг при объеме кузова 10,5 м3, а во втором – 1100 кг при 5,8 м3. Мелкосерийные версии с высокой пластиковой крышей вмещают до 11 м3. На основе цельнометаллического фургона собирают 8-местные микроавтобусы ГАЗ-3221 и 13-местные маршрутные такси ГАЗ-32213. За год до рестайлинга завод освоил и шасси с увеличенной до 3500 мм базой. Цельнометаллического кузова под него, как на множестве зарубежных малотоннажников, создавать не стали – есть только бортовая версия. Причем подрос и задний свес, а внутренняя длина грузовой платформы составила 4166 мм, то есть на 1,1 м больше, чем у обычной «ГАЗели». И, разумеВсего 713 822 53 885 227 762 61 291 79 496 165 674 55 837 71 641 1370 Всего 223 023 22 456 65 608 19 462 28 466 45 724 18 117 22 157 1120 2011 4537 431 1478 83 337 1346 333 524 5 2011 645 103 130 24 82 171 58 76 1ется, примерно на столько же длиннее получаются устанавливаемые на растянутое шасси спецкузова. Причем фирмы-производители надстроек получили официальное разрешение еще больше удлинять раму – известны варианты базой 4000 и даже 5000 мм. Длина таких «таксообразных» грузовичков порой превышает 8 метров. Конструкция шасси нашего малотоннажника отличается не свойственной зарубежным одноклассникам простотой – неразрезные мосты с рессорной подвеской, рулевое с сошкой, поворотные кулаки на шкворнях. Редкая особенность 5-ступенчатой КП – наличие синхронизатора передачи заднего хода. Рулевой механизм – типа «винт-шариковая гайка». Именно он обеспечивал легкость управления безо всякого усилителя, но за счет аж семи оборотов от упора до упора. Почти45-градусный угол поворота управляемых колес позволяет 5,5-метровой машине разворачиваться с тем же радиусом, что и легковушке длиной 4 метра. На часть машин после рестайлинга 2003 года стали ставить ГУР того же борисовского завода «Автогидроусилитель», что с самого начала поставлял обычные рулевые механизмы. Для всех модификаций доступно и полноприводное шасси. Трансмиссия была задумана по последним веяниям тогдашней автомобильной моды: постоянный привод всех колес через межосевой дифференциал с возможностью его блокировки, плюс пониженный ряд в раздаточной коробке. Куда хуже оказалась реализация задуманного в металле: «раздатку» сделали не пристыкованной к картеру КП, без прямого выхода на задний мост. Тем самым на1994 9552 756 3201 821 1470 1692 968 590 54 1994 10 0 3 1 0 6 0 0 0 1994 3 0 1 1 0 0 1 0 0Парк бортовых автомобилей и шасси «ГАЗель» на 01.04.2011*Россия СЗФО ЦФО СКФО ЮФО ПФО СФО УФО ДФО 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 35 109 20 168 60 360 71 112 62 874 55 257 48 594 44 608 37 909 36 267 36 235 42 800 34 443 42 758 41 929 38 862 3561 1618 4944 6212 4818 4445 3807 3539 2709 2461 2751 2978 1827 2324 2205 2499 11296 6928 20 920 23 161 20 428 18 279 16 479 15 705 12 846 11 861 10 682 13 445 11 247 12 896 11 837 11 491 1231 1176 3398 4213 4414 4548 4670 4820 3898 3384 3965 5216 4367 3865 3886 3336 3249 2195 5563 6781 6569 6143 5007 4880 4426 4133 4456 5394 3679 4560 5039 5615 9070 5060 15 496 18 757 15 119 12 475 11 375 9319 8073 7495 7454 7857 7627 10 651 9345 7463 3067 1616 3684 4282 4205 3192 2542 2418 2553 3004 3175 4730 2854 4016 4719 4479 3564 1520 6297 7627 7261 6115 4649 3860 3342 3807 3623 3087 2804 4388 4800 3783 71 55 58 79 60 60 65 67 62 122 129 93 38 58 98 196 2010 7071 958 1836 278 765 1657 851 669 57 2009 4958 662 1431 232 578 1195 419 418 23 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 12 796 18 145 13 303 12 141 13 922 18 846 16 658 17 916 19 811 20 111 19 600 18 938 1489 2065 1593 1465 1478 1955 1586 1627 1956 2161 1596 1250 3992 5554 3810 3432 4309 5675 5101 5148 5323 6209 6407 5113 615 944 756 783 1055 1910 1449 1959 2327 2311 1958 2026 1540 2012 1500 1488 1720 2221 2295 2410 2737 3076 2584 2405 2687 4005 3078 2618 2894 4099 3394 3535 3539 3271 3796 4042 1109 1652 1064 995 1064 1260 1351 1506 1940 1466 1286 1489 1269 1815 1434 1212 1349 1652 1413 1637 1863 1537 1921 2564 95 98 68 148 53 74 69 94 126 80 52 49 2002 19812 1097 3913 3116 2794 3796 3301 1571 224 2001 13 183 731 2065 2155 2233 2371 2582 871 175 2000 8002 520 1421 1573 1525 1239 1182 467 75 1999 7096 421 1262 1834 1397 869 847 425 41 1998 6040 355 1281 1447 925 897 636 458 41 1997 6211 302 1307 1560 820 955 736 488 43 1996 8049 494 2016 822 1042 1719 601 1322 33 1996 2974 139 591 596 366 602 316 337 27 1995 100 18 29 12 11 18 6 6 0 1995 25 0 4 9 2 9 0 1 0Парк цельнометаллических фургонов «ГАЗель» на 01.04.2011*Россия СЗФО ЦФО СКФО ЮФО ПФО СФО УФО ДФОПарк микроавтобусов «ГАЗель» на 01.04.2011Всего 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 Россия 232 883 760 8429 9399 13 384 28 246 30 590 26 712 26 135 25 882 СЗФО 13561 45 603 581 740 1628 2136 1361 1407 1495 ЦФО 51 790 185 2185 2640 3743 7201 7217 5845 5860 5069 СКФО 33 319 47 757 727 1367 2833 3275 3613 3557 4852 ЮФО 30 598 54 693 897 1472 3076 3794 3749 3327 3474 ПФО 48 221 213 1842 1938 2557 6440 7244 6533 5844 4872 СФО 30 190 144 1473 1659 2162 3745 3217 2467 2791 2931 УФО 21 922 65 662 732 1174 2828 2993 2767 3138 2945 ДФО 3282 7 214 225 169 495 714 377 211 244 * По данным аналитического агентства «Автостат»46РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКЛинейные размеры автомобилей «ГАЗель» ЦельнометаллическиеДля «ГАЗели» можно купить новый кузов – завидуйте, иномарки!ступили на «грабли», поставленные у стенки сарая создателями «Нивы». В переднем мосту «Газели» 4х4 вместо шариковых ШРУСов оказались шарниры на сдвоенных крестовинах. Как и следовало ожидать, изобилующая лишними шестеренками, карданными валами и всяческими сочленениями, машина оказалась мало пригодной к быстрой, экономичной и комфортабельной езде по асфальту. Судя по статистике продаж, не много находится желающих терпеть вибрацию, вой «раздатки» и биение руля в поворотах. Отпугивает покупателей и то, что служат детали полноприводной трансмиссии недолго, стоят дорого и найти их непросто. К тому же ведущий передок лишает «ГАЗель» одного из достоинств – способности разворачиваться «на пятачке», радиус поворота увеличивается значительно – с 5,5 до 7,5 метра. Модернизация 2003 года принесла и проблемы. Например, некоторые перевозчики до сих пор нахваливают старый руль без усилителя – пусть и приходится долго крутить баранку при разворотах, зато нет лужиц масла, которое сочится из борисовского ГУРа. Повышение эффективности системы отопления обернулось и снижением ее надежности – у внедренного краника с электроприводом, в отличие от прежнего с обычным тросом, не было ни единого шанса работать безотказно – подобные излишества жизнеспособны только в японском или немецком исполнениях. И по-прежнему в однорядной кабине не устранена проблема с вентиляцией – задняя стенка замурована наглухо, и вытяжка есть, только когда приоткрыто окно двери. Все также разваливаются пластмассовые детали стеклоподъемников, вынуждая водителей вставлять в дверь штакетник, не держат жидкость манжеты обоих цилиндров привода сцепления. В 2004-м году автобусы стали оснащать АБС48 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011Бортовые«Фермер»Размеры A B I C D E F G H I J K L M N O P Q R S T Габаритная длина, мм Габаритная ширина по кабине, мм Габаритная ширина по зеркалам, мм Габаритная высота, мм Передний свес, мм Колесная база нормальная/длинная, мм Задний свес, мм Ширина колеи передних колес, мм Ширина колеи задних колес, мм Дорожный просвет, мм Ширина проема боковой двери, мм Ширина проема задней двери, мм Высота проема задних дверей, мм Высота проема боковой двери, мм Погрузочная высота, мм Внутренняя длина грузового отделения, мм Внутренняя ширина грузового отделения, мм Внутренняя высота грузового отделения, мм Расстояние между арками колес внутри грузового отделения, мм Высота кузова с тентом, мм Габаритная ширина по бортовой полатформе, ммГАЗ-2705 5470 2075 2380 2200 1030 2900/3500 1540 1700 1500 170 1010 1560 1435 1220 725 1970 1840 1535 1005 1500 2095Модели ГАЗ-27057 (4x4) 5470 2075 2380 2300 1030 2900/3500 1540 1720 1500 190 1010 1560 1435 1220 825 1970 1840 1535 1005 1500 2095 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКНа ульяновских моторах 2009 года выпуска была масса недоработок – машины постоянно «висели» в ремонтеГлавная проблема мотора ЗМЗ-4063 – карбюратор «Пекар». Вместо него можно поставить жигулевский ДААЗСамый массовый ныне газелевский мотор – 2,9-литровый УМЗ-4216 – похож на своего предка ГАЗ-21Самый любимый у «газелистов» двигатель – 143-сильный ЗМЗ-40522Цена «ГАЗели» с итальянским газобаллонным оборудованием фирмы OMVL всего на 26 тыс. рублей выше, чем без оного. Двигатель модели УМЗ-42167, а...На современном заволжском двигателе ЗМЗ-40524 на каждую свечу своя маленькая катушка зажигания Хронология двигателейМодель двигателя ЗМЗ-4026 ЗМЗ-4061/4063 ЗМЗ-40522 Экологическая норма Евро-0 Евро-0 Евро-2 Периоды комплектации с 1994 г. по 2001 г. с 1996 г. по 2008 г. с 2002 г. по 2008 г. с 2008 г. (с середины 2009 года – только по спецзаказу) с 1998 г. по 2000 г. с 2001 г. по 2002 г. с 2003 г. по 2008 г. с 2006 г. по 2008 г. с 1998 г. по 2007 г. с 2007 г. с 2011 г. с 2006 г. по 2008 г. с 2008 г. по 2010 г. с 2010 г. с 2011 г.ЗМЗ-40524Евро-3 Евро-0, Евро-1 Евро-2 Евро-3 Евро-4 Евро-0 Евро-3 Евро-4 Евро-2 Евро-3 Евро-3 Евро-4ГАЗ-560 ГАЗ-5601 ГАЗ-5602 ГАЗ-5603 УМЗ-4215 УМЗ-4216 УМЗ-42164 Chrysler 2,4L Chrysler 2,4L Cummins ISF2.8s3129Т Cummins ISF2.8s4129Ртормозов фирмы Bosch («маршрутки» – в обязательном порядке), а в 2006-м все «ГАЗели» получили зеркала под цвет кузова со встроенными повторителями указателей поворота. В этом же году была нарушена технология изготовления балки заднего моста – после пробега 20-100 тыс. км она стала ломаться на участке между подшипниками ступицы. На машинах 2007 года выпуска аварии случались еще чаще, а для собранных в 2008-м стали настоящей эпидемией, разразившейся в 2009-2010 годах. При поломке балки двускатное заднее колесо обычно выезжает вбок на полметра-метр от машины – хорошо если водитель успеет, подруливая, остановиться до того, как полуось полностью вылезет из моста... Причем автомобиль остается без задних тормозов! Отзыва всех «газелей» 2008 года для упреждающей замены «чулка», конечно же, не было (как говорится, не в Германии живем), официальные диле-...его битопливная система впрыска четвертого поколения рассчитана на работу на сжиженном пропан-бутанеры бесплатно меняют лишь поломанные балки. ГАЗ уверяет, что причина дефекта выявлена и устранена. В феврале 2010 года завод представил «ГАЗель-Бизнес». Это была вторая крупная модернизация модели. Машину стали комплектовать узлами и деталями солидных зарубежных фирм. Как ни странно, на цену это повлияло не существенно, в связи с чем сборку прежнего варианта «ГАЗели» – с отечественнымиХарактеристики двигателей автомобилей «ГАЗель»Модель ЗМЗ-4026 ЗМЗ-4063 ЗМЗ-40522 ЗМЗ-40524 УМЗ-4215 УМЗ-4216 ГАЗ-560 Chrysler 2,4L УМЗ-42167 Cummins ISF 2.8s129T Рабочий цилиндра/ Система питания Мощность нетто Крутящий момент, объем, л ход поршня, мм /топливо л. с. (об/мин) Н.м (об/мин) 2,45 92/92 карбюратор/бензин 86 (4500) 182 (2500) 2,28 92/86 карбюратор/бензин 98 (4500) 186 (3500) 2,46 95,5/86 впрыск/бензин 143 (5200) 210 (4200) 2,46 95,5/86 впрыск/бензин 124 (4500) 214 (4000) 2,89 100/92 карбюратор/бензин 89 (4000) 196 (2200-2500) 2,89 100/92 впрыск/бензин 107 (4000) 220 (2500) 2,13 85/94 насос-форсунки/дизтоп. 110 (3800) 200 (2300) 2,43 87,5/101 впрыск/бензин 137 (5200) 210 (4000) 2,89 100/92 впрыск/пропан-бензин 99 (4000) 220 (2200-2500) 2,78 94/100 Common Rail/дизтоп. 120 (3200) 297 (1600-2700)50РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011 автомобилиМнениеВИКТОР ПЕТУХОВ заместитель генерального директора ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» – В нашем парке около 1300 автомобилей «ГАЗель» – в основном это машины скорой помощи с заводским индексом ГАЗ-32214. Есть также несколько цельнометаллических фургонов ГАЗ-2705 и 8-местных микроавтобусов ГАЗ-3121. Весь ремонт и ТО выполняем силами собственных авторемонтных мастерских. Автомобили держим в эксплуатации не более 6 лет, затем списываем, причем не на продажу в регионы, как большинство перевозчиков, а в утиль. Таким образом, самые старые экземпляры, работающие у нас на линиях, – 2005 года выпуска, самые свежие – 2010-го. Большинство машин эксплуатируются в круглосуточном дежурном режиме с четырьмя сменными водителями, ежемесячный пробег достигает 10 тыс. км, а к моменту списания – порядка 500 тыс. км. Почти каждая «ГАЗель» успевает пережить кузовной ремонт – через 3-4 года эксплуатации приходится менять ниж-ВТОРИЧНЫЙ РЫНОКние половины боковых панелей. Причина – скопление влаги в местах примыкания к порогам и впоследствии – сквозная коррозия. Примерно в это же время – тоже единожды за весь шестилетний срок службы автомобиля – капитально ремонтируем двигатель. Моторы предпочитаем заволжские – последние два года завод их ставит на машины скорой помощи только по спецзаказу. Ульяновские двигатели не устраивают архаичностью конструкции, большей трудоемкостью ТО и склонностью к перегревам, однако около пятидесяти автомобилей с агрегатами УМЗ-4216 у нас в парке тоже есть. Заказывать недавно пошедшие в серию «ГАЗели» с дизелем Cummins пока не планируем. Специфика машин скорой помощи – рейсы на коротком плече, перемежающиеся со стоянками в режиме ожидания с выключенным или работающим на холостом ходу двигателем. Зимой в таких условиях дизельный мотор не успевает прогреться до нужной температуры, что влечет его ускоренный износ. Но главное – в салоне и кабине холодно, и без установки автономного отопи-теля машина становится практически непригодной для перевозки больных и пострадавших. Накопленный за 17 лет опыт эксплуатации «ГАЗелей» позволяет нам заблаговременно закупать и держать на складе ходовые запчасти, однако нестабильность их качества в разные годы не позволяет предполагать, что в будущем и при каком пробеге выйдет из строя. Например, раньше не было особых проблем со сцеплением, но в последние пару лет на 95% машин приходится менять его практически при первом ТО. Причина – перекос нажимного диска при нагреве «корзины». Достаточно нескольких минут движения в пробке, и сцепление начинает не полностью выключаться, то есть «ведет», что чревато преждевременным выходом из строя деталей коробки передач. Приходится менять узел на фирменный. Ставим Sachs или Luk – и проблема исчезает. В приводе сцепления требуют регулярной замены оба цилиндра – главный и рабочий. Они и на «волгах» мало служили – во времена, когда «газелей» не было, а сегодня, при изношенном заводском оборудовании, стали еще менеедолговечны. Несколько лет не можем подобрать импортный аналог ролика натяжения ремня генератора – отечественный подшипник также можно отнести к «расходникам». Но в целом моторы ЗМЗ надежны – большинство агрегатов стабильно работает от ТО до ТО без отказов. Масло заливаем только синтетическое, поэтому коленвал при капремонте, как правило, не требует шлифовки – кроме поверхности под задний сальник после восстановительной наплавки. Фактически капремонт ограничивается расточкой блока и заменой поршневой группы. Единственная деталь в двигателе, требующая замены в промежутках между ремонтами, – цепь ГРМ. У нас она служит около 100 тыс. км, и выбраковывается при увеличении шума. В коробке передач слабое место – силуминовый корпус шарнира рычага переключения. Появляющийся люфт грозит недовключением передач и серьезным ремонтом, поэтому заменять корпус новым надо своевременно. Долговечность прочих крупных узлов «ГАЗели» – редуктора заднего моста, рулевого механизма с гидроуси-лителем – зависит от случая. Как правило, если с агрегатом все в порядке после первых 10 тыс. км пробега, он может прослужить до списания машины. В другом же дефекты всплывают сразу и впоследствии проявляются регулярно и после ремонтов, поскольку качество деталей, поставляемых в запчасти и установленных на замену «родным», как правило, невысокое. В частности, течь жидкости или просто отказ в работе отечественного ГУРа может случиться и при обкатке нового автомобиля, но ни одного такого случая с усилителем ZF (у нас в парке уже есть несколько «ГАЗелей-Бизнес», где такие установлены) пока не зафиксировано. Ходовая часть требует ремонта нечасто: каждые 100-150 тыс. км перебираем шкворневые узлы передней оси, изредка заменяем просевшие рессоры. Неудобно, что завод их не поставляет в запчасти в сборе с сайлентблоками – приходится тратить время на запрессовку. Для мелкого перевозчика или коммерсанта, не имеющего специального пресса, замена рессоры в гаражных условиях весьма проблематична.Вместо электромагнитной муфты бывалые шоферы ставят электровентиляторДля пуска двигателя УМЗ в мороз временно отключаем датчик температуры52 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011комплектующими, названного теперь «Классик», постепенно сворачивают. Из нововведений, кардинально улучшивших качество и управляемость автомобиля: главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем Bosch и оба цилиндра гидропривода сцепления Saсhs. У них теперь общий бачок для тормозной жидкости, а мучения с доливкой ее в расположенный под панелью кабины бачок цилиндра сцепления остались в прошлом. Разумеется, не течет и, по отзывам владельцев, прекрасно работает ГУР именитой фирмы ZF. По-видимому, реже придется перебирать шкворневые узлы переднего моста: там появились надежные уплотнения, удерживающие смазку в сочленениях балки и поворотных кулаков. Пока еще нет жалоб на «бизнесовскую» КП с немецкими синхронизаторами, шведскими подшипниками и чешскими сальниками. Не гудяти не текут задние мосты – там тоже чешские сальники Rubena, а шестерни главной передачи отшлифованы по новой технологии. Не всем перевозчикам понравилось оформление передка на «Бизнесе» – объединение бампера с решеткой радиатора усложняет некоторые ремонтные работы и увеличивает затраты при замене поврежденных в ДТП деталей облицовки. А теперь о хронологии применения двигателей на пострестайлинговой «ГАЗели». 2,3-литровый ЗМЗ-4063 мощностью 98 л. с., еще с карбюратором, ставили «до упора», то есть до конца 2007 года. Лишь закон о нормах Евро-2 заставил наконец-то отправить архаичный узел в отставку, до глубины души огорчив покупателей категории «деды». Впрысковой ЗМЗ-40522 пошел в серию еще в 2002-м, и предпочесть его стоило не только из-за страстного желания ни- автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКВ отечественном исполнении компактные редукторные стартеры пока ненадежны – проще поставить обычныйЭлектропривод краника «печки» – дань моде и еще одна проблема «ГАЗелей»Блок цилиндров мотора ЗМЗ-405 служит до расточки 200-300 тыс. км......но иногда при капремонте приходится менять и некоторые детали головкикогда больше не видеть «ленкарзовский» карбюратор К-151 (тем более в кастрюле с ацетоном), главное – этот движок был увеличенного до 2,5 л рабочего объема (диаметр поршня вырос с 92 до 95,5 мм) и мощностью 143 л. с. Современный заволжский двигатель ЗМЗ-40524 пошел с января2008-го после введения норм Евро-3, для соответствия которым он «придушен» до 124 л. с. Внимание! По давней советской традиции завод ЗМЗ до сих пор указывает «брутто» значение мощности, замеренной под нестерпимый рев мотора без глушителя – оно может быть выше, чем «нетто», поройна 20 л. с. Нас же интересует применение двигателя исключительно на автомобиле, а не вообще, поэтому доверять следует только характеристике ГАЗа. На машины, отгружаемые дилерам, он ставил заволжские моторы примерно до середины 2009 года – сегодня их устанавливают только по заказу. ДелоГРУППА «ГАЗ»ВАДИМ СОРОКИН директор дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» «Группы ГАЗ» емейство легких коммерческих автомобилей ГАЗ было существенно обновлено в начале 2010 года. Практически все детали и узлы, на работу или долговечность которых были нарекания, модернизированы или целиком заменены импортными. На новой «ГАЗели-Бизнес» установлены свечи зажигания, мотор-редуктор стеклоочистителя, вакуумный усилитель тормозов с главным цилиндром марки Bosch; радиатор системы охлаждения – T-Rad; опоры двигателя – Anvis. В коробке передач применены синхронизаторы фирмы Hoerbiger, а подшипники – от SKF. Карданный вал – Tirsan Kardan, манжеты заднего моста – Simrit; амортизаторы подвески, сцепление и его привод – марки Sachs; рулевой механизм с гидроусилителем и насосом – ZF. Проведенная модернизация позволила увеличить гарантийный пробег автомобиля в целом с 60 до 80 тыс. км, а на основные узлы – двигатель, коробку передач, сцепление и его привод, карданную передачу, задний мост, вакуумный усилитель тормозов и главный тормозной цилиндр, механизм рулевого управления и насос ГУР – даже до 100 тыс. км. Ресурс модернизированных узлов автомобиля теперь составляет 300 тыс. км. вместо прежних 250 тысяч. Возрос и интервал между ТО – с 10 до 15 тыс. км, сократилось количество операций и трудоемкость техобслуживания. Всего при подготовке «ГАЗели-Бизнес» усовершенствовали более 20 систем. Выпуск «ГАЗелиБизнес» стал важной вехой, однако на этом модернизация не закончилась. Мы постоянно взаимодействуем с клиентами, проводим испытания в режиме 24/7. Внесение изменений и совершенствование автомобиля продолжаются непрерывно. Важное нововведение 2011 года – создание набора опций. С марта на шасси, бортовых автомобилях и цельнометаллических фургонах стала доступна четырехканальная (то есть независимая для каждого колеса) АБС фирмы Bosch, ранее (с 2005 года) ее устанавливали только на автобусы. С августа началась установка кондиционеров. В сентябре появится пакет опций «Люкс», включающий магнитолу с управлением на руле, электростеклоподъемники, противотуманные фары и электропривод зеркал. неизбежно возникали очаги коррозии, заменена заклепками. Фактически это означает, что кузова на бортовых «ГАЗелях» перестали ржаветь. Ульяновский моторный завод модернизировал двигатель УМЗ-4216 – на нем вместо пары клиновых ремней привода вспомогательных агрегатов применен один поликлиновый – именно он сделал возможной установку кондиционера. Среди изменений 2011 года – усиление коробки передач для дизельных модификаций и крепления двойной кабины на модификациях «Фермер». Полностью переработан салон маршрутного микроавтобуса, появились новые кресла, напольное покрытие, подголовники, поручни, инерционные ремни безопасности. Кроме того, доработана конструкция стояночного тормоза, внедрены оцинкованные петли задних дверей новой конструкции и сделаноСБольшая работа проделана по усилению антикоррозийной защиты автомобиля. Внедрена двухсторонняя оцинковка 47 деталей основания, подверженных наибольшему коррозионному воздействию, улучшена технология грунтования и нанесения катофорезного покрытия, в том числе – на поверхности скрытых полостей. Толщина грунта увеличилась в 2 раза. Стопроцентному грунтованию теперь подвергаются борта кузова и основание грузовой платформы, а при сборке каркаса сварка, в местах которой54РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011 ГАЗЕЛЬПримеры предложений автомобилей «ГАЗель» на вторичном рынкеГод выпуска Модификация Двигатель 1998 бортовая ЗМЗ-402 (карбюраторный) 2002 «Фермер», длиннобазная ЗМЗ-406 (карбюраторный) 2005 цельнометаллический фургон ЗМЗ-405 2007 шасси с фургоном ЗМЗ-405 2008 шасси с фургоном ЗМЗ-405 2008 шасси с фургоном ЗМЗ-405 2009 бортовой длиннобазный УМЗ-4216 2010 шасси с фургоном Chrysler 2.4 L Заявленный пробег, км Цена, рублей 130 000 80 000 80 000 170 000 87 000 165 000 130 000 300 000 85 000 420 000 120 000 360 000 140 000 400 000 10 000 580 000Натяжной ролик ремня генератора – слабое место моторов ЗМЗ. Служит недолго, но заменить нетрудноГлушитель «ГАЗели» порой быстрее сгниет изнутри, нежели снаружиОт бачка бошевского тормозного цилиндра есть отвод в привод сцепленияРадиаторы для моторов ЗМЗ и УМЗ отличаются расположением патрубковв том, что по превратности судьбы ГАЗ и УАЗ поменялись поставщиками двигателей, и основным мотором для полуторки стал уже не заволжский, а менее надежный ульяновский, который, правда, и вдвое дешевле. Но подавляющее большинство представленных на вторичном рынке автомобилей быловыпущено в годы партнерства владеющей ГАЗом компании РУСАЛ с хозяином ЗМЗ – компанией «Соллерс». Около 92% «ГАЗелей» сходили тогда с конвейера с мотором ЗМЗ-40522, причем в огромных количествах – более 150 тысяч в год. Сегодня машины с заволжскими моторами доступнытолько при посредничестве ряда нижегородских фирм (цена возрастает примерно на 80 тыс. рублей) либо при заказе автомобиля у фирмы-надстройщика кузова. То есть покупателю нового грузовика, пожелавшему движок от ЗМЗ, нет надобности брать автомобиль с навязанныммножество других улучшений. В ближайших планах – изменение конструкции полного привода и начало серийной установки газобаллонного оборудования на цельнометаллические фургоны и микроавтобусы – пока ГБО серийно устанавливается только на бортовые автомобили и шасси. Главное же новшество этого года – начало общероссийских продаж автомобилей с дизельным двигателем Cummins. Особое внимание было уделено развитию сервиса. Политика ГАЗа предусматривает, что разрешение на продажу автомобилей получают только те дилерские центры, которые полностью отвечают требованиям по готовности к их обслуживанию. ГАЗ организует обучение и сертификацию специалистов, контроль над соблюдением требований, а дилеры должны инвестировать средства в оснащение своихсервисных подразделений необходимым оборудованием и программным обеспечением. Поэтому изначально право продажи машин с двигателем Cummins получили лишь 7 дилерских центров. Проходила отработка системы обслуживания, поставки запчастей и расходных материалов. На этом этапе были случаи, когда покупатели перегоняли купленные машины в другие регионы, а потом обращались за сервисом в центры, где еще не было необходимого оборудования и сертифицированных специалистов. С начала 2011 года продажи автомобилей с Cummins начались в большинстве регионов России, к программе присоединяются новые центры. Мы по-прежнему уделяем сервисному обслуживанию этих модификаций повышенное внимание. Доступность сервиса – один из ключевых факторов успеха на рынке коммерческоготранспорта. В настоящее время в России к обслуживанию двигателей Cummins допущено 86 СТО, еще ряд центров находится в процессе сертификации, закупки сервисного инструмента и диагностического оборудования. Каждый центр оснащается комплектом фирменного специального инструмента, диагностической программой INSITE, получает доступ к интернет-каталогу QSOL (QuickServe Online). Фирма Cummins делегировала «Группе ГАЗ» право обучения мотористов и диагностов по обслуживанию и ремонту двигателей Cummins ISF 2.8/3.8 в РФ и СНГ. Учебнопроизводственный центр ГАЗ прошел полную стандартизацию и сертификацию согласно требованиям компании Cummins. Обучено и сертифицировано более 280 специалистов, новые тренинги проводятся ежемесячно.Если говорить в целом, то сегодня в России 144 сертифицированных сервисных центра ГАЗ в 84 городах, 30 – на Украине, 15 в Белоруссии и 14 – в Казахстане. Проведенные эксплуатационные испытания показали, что загруженный до полной массы цельнометаллический фургон ГАЗ-2705 с двигателем УМЗ-4216 в городском режиме показал расход 17,1 л/100 км при средней скорости движения 22 км/ч, а при движении за городом – 15,5 л/100км при 80 км/ч. Снизить расход можно, во-первых, избегая режимов движения с полностью открытой дроссельной заслонкой, и во-вторых, не загружая автомобиль сверх нормы. Существенно сократить затраты на эксплуатацию поможет газобаллонное оборудование: перевозчику с большими годовыми пробегами имеет смысл изначально приобрестивыпускаемую на конвейере газобензиновую модификацию с двигателем УМЗ-42167 и оборудованием итальянской фирмы OMVL. Перегрев двигателя УМЗ-4216 на «ГАЗелиБизнес» встречался в очень ограниченном числе случаев (по нашим оценкам – менее 1% автомобилей) в тяжелых температурных условиях городских пробок. Причина была в проходе нагретого двигателем воздуха в зазор между кузовом и радиатором и последующим засасыванием в радиатор. Для устранения этого явления с начала 2011 года был внедрен новый радиатор с большим шагом пластин и изменена программа управления двигателем. На все автомобили, где был выявлен перегрев, в сервисных центрах устанавливают измененный радиатор и перепрошивают блок управления, после чего проблема снимается.ОКТЯБРЬ 2011РЕЙС55 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКЭлектромагнитная муфта вентилятора частенько замыкает проводку накоротко и разбивает подшипники помпыАБС тормозов от фирмы Bosch ставят на автобусы «ГАЗель» с 2005 года. Проблем с фирменным узлом нетОтправив на свалку отечественное сцепление и поставив фирменное, вы будете поражены легкостью выжимаОдин из наиболее дорогих узлов «ГАЗели-Бизнес» – гидроусилитель руля немецкой фирмы ZFПерекос нажимного диска и, как следствие, неполное выключение, заставляют выбрасывать «родное» сцеплениеГлавный цилиндр сцепления от «Волги», не менявшийся со времен царя Гороха. Теперь вместо него можно купить SachsВместо старого рабочего цилиндра сцепления тоже можно поставить Sachs, а потекший волговский – на свалку!ульяновским и после замены хранить снятый агрегат в гараже «на всякий случай». Завод-изготовитель «будки» сам купит на ГАЗе шасси без мотора, поставит на него выбранный клиентом двигатель, кузов и впишет в чистый бланк ПТС свой собственный VINномер. При этом 2-летнюю (при пробеге до 100 000 км) гарантию на мотор и его обслуживание в авторизованных сервисных центрах обеспечивает ЗМЗ. Та же гарантия будет, если просто купить мотор на замену изношенному ульяновскому. Кстати, большинство перевозчиков в этом случае не раздумывая берет 143-сильный ЗМЗ-40522 за 100 тыс. рублей. Владельцы «ГАЗелей» уважают заволжские моторы, особенно «четыреста пятый», за стабильно отрабатываемые 200-300 тыс. км до56 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011капремонта и отсутствие требующих обслуживания узлов – никакой протяжки, регулировки клапанов и прочей, отвлекающей от перевозки товара возни. Раз в три-четыре года меняешь цепи ГРМ (верхнюю можно почаще), а так – только масло с фильтрами. Единственное условие – не экономить на масле: гидротолкатели и гидронатяжители «бодягу» не переносят. Сегодня завод рекомендует масло класса качества SL – как правило, это «синтетика». С 2003 года ЗМЗ стал ставить звездочки натяжителей цепей ГРМ вместо быстро истирающихся пластмассовых башмаков. Такая конструкция надежнее, но подшипники звездочек, как ранее башмаки и натяжители, тоже ждала эпопея ротации поставщиков-бракоделов. Сопоставление цен на детали привода ГРМ показывает, что на 2,3-литровых моторах порой выгоднее заменить весь комплект изношенных деталей натяжителя на «башмачный» – он намного дешевле «звездочного». Но со звездочками проблем меньше. С 1998-го по 2008 годы на «ГАЗель» ставили лицензионный австрийский дизель Steyr (его выпускали в Нижнем Новгороде под именем ГАЗ-560) – автомобили с ним шли в основном на экспорт. На большинстве тех, что былиТрещины выпускного коллектора и последующий разлом – типичная история для ульяновских моторов до 2010 годапроданы у нас, родные движки давно сняты с машин и, по причине невозможности капремонта, используются в качестве вросших в землю ступенек или просто подпирают изнутри заборы автобаз. Дело в том, что объединенный с головкой блок цилиндров австрийского мотора можно расточить только с использованием спецоборудования. Разумеется, оно есть в Австрии и на ГАЗе, но на Чугуевском авторемзаводе такого уж точно нет. Но даже некапитальный ремонт «Штайра» затягивался надолго и обходился в цену нового ульяновского мотора. Короче, увидев в объявлении «дизель ГАЗ-560», переходим к следующему… «Газели» с другими моторами зарубежного происхождения долгое время были мел- автомобилиМнениеОЛЕГ УЛАНОВ начальник конструкторского отдела управления главного конструктора Ульяновского моторного завода – С целью повышения технического уровня, надежности и снижения материалоемкости в конструкцию двигателя УМЗ с начала 2010 по июль 2011 года внедрено 46 конструктивных новшеств с изменением технологического процесса. Основные из них – поликлиновый привод агрегатов с компрессором кондиционера, прокладки базовых деталей двигателя измененной конструкции, гарантирующие отсутствие просачивания моторного масла в процессе длительной эксплуатации. Новые поршневые пальцы немецкой фирмы Mahle и поршень с оптимизированными геоме-ВТОРИЧНЫЙ РЫНОКтрическими параметрами увеличивают ресурс работы цилиндро-поршневой группы. Используемые в настоящее время в комплектации двигателя пружинные хомуты фирмы Norma полностью исключают течи. Распределительный вал измененной конструкции позволил существенно минимизировать эксплуатационный расход топлива и стабилизировать частоту вращения в режиме холостого хода. Новое сцепление марки Sachs обеспечивает плавность хода автомобиля при начале движения и на переходных режимах. Свечи Bosch и новая катушка зажигания гарантируют стабильность работы системы зажигания и равномерность работы двигателя, исключают появление пропусков воспламенения. Модернизированный насос системы охлажденияулучшил условия работы двигателя в жарких климатических условиях, а также при длительном движении в дорожных заторах на улицах крупных городов. В 2011 году завершены научноисследовательские и опытно-конструкторские работы по двигателю УМЗ-42164 экологического класса Евро-4, а затем и технологическая подготовка его производства. Двигатель сертифицирован в составе автомобиля «ГАЗель-Бизнес». ОАО «УМЗ» готов собирать двигатели УМЗ42164 в объеме 80 тыс. штук в год, осенью 2011 года будет выпущена пилотная опытнопромышленная партия. Ряд конструктивных новшеств 2010 года можно внести и в двигатель УМЗ-4216 выпуска 2009 года – силами ремонтных служб перевозчиков и даже само-стоятельно частными владельцами автомобилей. Так, новый распределительный вал без проблем устанавливается вместо старого. Еще проще заменить катушку зажигания на новую – в комплекте с соответствующими ей кронштейном, высоковольтными проводами и низковольтным разъемом в жгуте ЭСУД (электронной системы управления двигателем). При желании можно усилить ременный привод вспомогательных агрегатов, укомплектовав двигатель клиновым ремнем типоразмера AVX-13 (правда, данная операция более затратна и трудоемка, чем две вышеописанные). Потребуется заменить шкивы водяного насоса и коленчатого вала, установить электромагнитную муфту привода вентилятора и более мощный генератор новых модификаций. Комплектующие системы газораспределения тожевзаимозаменяемы – вместо деталей старых образцов нетрудно поставить модернизированные, например, ремонтный комплект штанг толкателей и регулировочных винтов. Но учтите, штанги бывают двух типоразмеров: для двигателя, работающего на бензине «Нормаль-80», с так называемой «высокой» головкой блока, и для модификации под бензин «Регуляр-92» – с «низкой». В первом случае применяются более длинные штанги. Взаимозаменяемые по месту установки корпуса термостатов на двигателях выпуска 2009-го и 2010 года позволяют применить современный одноклапанный термостат вместо старого двуклапанного. Однако при этом необходимо заменить и радиатор системы охлаждения, установив узел нового образца.Единые рекомендованные цены на ТО**Автомобили с двигателем Cummins ISF 2.8 Пробег, км Зона обслуживания 2000 15 000 30 000 45 000 зона 1* 5350 6150 6650 ГАЗель-Бизнес (4х2) зона 2* 4745 5290 5660 Автомобили с двигателем УМЗ зона 1* 3730 4800 5875 6115 ГАЗель-Бизнес (4х2) зона 2* 3030 3800 4640 4750 зона 1* 3855 6480 7815 7780 ГАЗель-Бизнес (4х2) c ГБО зона 2* 3110 5305 6300 6225 * Зона 1 - Москва, С-Петербург, Архангельск, Мурманск, Дальневосточный регион, Зона 2 - все регионы РФ, кроме регионов, входящих в зону 1 ** B сертифицированных сервисных центрах ГАЗ 60 000 10 300 8610 9455 7465 14 550 11 775 75 000 5920 5135 5295 4240 6960 5715 90 000 7445 6210 7175 5560 9115 7220косерийной, а чаще даже штучной экзотикой от фирм, занимающихся переоборудованием. Но в 2003 году на обновленную модель сам ГАЗ устанавливал 2,8-литровые 106-сильные дизели IVECO, правда, дело ограничилось лишь партией в 120 машин «для изучения спроса». Изучили. Спрос перевозчиков, согласных платить «две цены», оказался ориентированным на автомобили, сделанные в Европе целиком, а не агрегатами. И контракт с IVECO продлевать не стали. А вот 137-сильный двигатель Chrysler 2,4L бразильской сборки в период с 2006-го по 2010 годы поставили на 9000 «ГАЗелей» и «Соболей», и большинство этих моторов до сих пор в строю. Правда, «американец» – бензиновый, и спроектирован для легкового58 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011автомобиля, поэтому было очевидно, что он – временная альтернатива заволжскому мотору. Покупателей на импортный движок хватало – с ним «ГАЗель» стоила всего на 5-7% дороже, чем с отечественным. Встретив такую машину на вторичном рынке, можно присмотреться – если пробег небольшой, то мотора хватит надолго. Запчасти к нему, пусть и не на каждом углу, но есть. Нынешний импортный двигатель, который появился на «ГАЗелиБизнес» в июле 2010 года, пришел к нам надолго и всерьез. 120-сильный дизель Cummins ISF 2,8 китайской сборки и впрямь хорош – не какойнибудь, позапрошлого поколения, а самый что ни на есть современный, c впрыском Common Rail. Почти триста ньютон-метров крутящего момента– такого «тягуна» на нашей полуторке отродясь не было. Регулировка клапанов – раз в 120 тыс. км, больше никаких работ, кроме замены масла и фильтров, не предусмотрено. Одна беда – цена машины с таким движком на 100 тыс. рублей выше, чем с отечественным бензиновым. Например, «ГАЗель» с дизелем и изотермическим фургоном обойдется в 700 тыс. рублей. Разрыв с иномарками становится все меньше и меньше. Peugeot Boxer с такой же «будкой» – тоже новенький, от официального дилера – стоит миллион, а ведь в его шасси нет вообще ничего российского и китайского: рама с кабиной – итальянские, мотор – французский… Тем не менее «ГАЗели» с двигателями Cummins (а таких на конвейере – каждая седьмая) потихоньку расходятся по стране и скоро будут достаточно широко представлены на вторичном рынке. Учитывая, что заявленный ресурс этого дизеля – полмиллиона километров, уже через год весьма вероятна покупка двухлетней машины в хорошем состоянии. Моторы УМЗ, ведущие родословную с 1957 года, на «ГАЗель» с самого начала ставили только 2,9-литровые, и только с нормальным сальником коленвала вместо асбестовой набивки. В небольших автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОККорпус рычага КП меняют в сборе – чтобы из-за люфта не «полетели» муфты и синхронизаторыРедуктор заднего моста может пережить саму машину, но если не повезет – будет регулярно проситься в ремонтШейку под сальник приходится восстанавливать, даже если шейки под вкладыши в отличном состоянииЗадний мост типа «банджо» появился на «ГАЗели» в 1996 году, а на машинах 2008 года ломался надвоеДо 1996 года в задней подвеске «ГАЗели» были пятилистовые рессоры с трехлистовым подрессорником......потом количество листов сокращалось, и современный вариант выглядит так: два плюс один в подрессорникеколичествах они шли на комплектацию полуторки еще до покупки заводов ГАЗ и УАЗ металлургическими компаниями – с 1998 года. Тогда часть приверженцев старых 8-клапанных агрегатов ЗМЗ привлек увеличенный рабочий объем мотора УМЗ-4215. Сегодня встретить в объявлениях «ГАЗель» с карбюраторным ульяновским двигателем непросто – на большей части выпущенных с ним машин давно стоят заволжские 16-клапанники. И не только потому, что моторы УМЗ донимают перевозчиков ремонтами. Сочетание большого рабочего объема с разрегулированным«ленкарзовским» карбюратором и двукратным перегрузом машины в ряде случаев доводило расход топлива до фантастических 30 л/100 км. К 2007 году народ уже попривык к впрысковым системам питания и, раскупая в массовом порядке «газели» с ЗМЗ-40522, игнорировал пошедший тогда в серию инжекторный УМЗ-4216 – до кризиса 2008 года машин с ним было продано всего около 6 тысяч штук. Зато со второй половины 2009 года счет пошел на десятки тысяч ежегодно, а скромной альтернативой был только бразильский Chrysler 2,4L. Объявленийо продаже «газелей» 2009 года полно, но именно в этот период на УМЗ в авральном порядке шла «работа над ошибками» – лучше уж поискать экземпляр 2010 года, выпущенный после пакетного устранения дефектов. На выпущенных ранее возникали трещины в выпускном коллекторе, замыкала электромуфта вентилятора – часто взамен ставили электровентилятор, возникали сбои в системе управления двигателем. В 2011 году ульяновские моторы стали еще лучше. Преодоление же всех конструктивных недостатковПО СЛЕДАМ СПЕЦПРОЕКТАа протяжении двух лет и свыше 100 тысяч километров пробега журнал «Рейс» в 2008-2010 гг. следил за работой пяти «ГАЗелей», оснащенных ульяновскими двигателями, при участии представителя перевозчика – главного механика ООО «ТерраКарат» Владимира Калашникова. По его словам, эксплуатационные характеристикиНдвигателя УМЗ-4216 достойны – машина хорошо тянет даже с перегрузом. Расход масла приемлемый – на долив между заменами, то есть за 10 тысяч километров пробега, уходит 1-1,5 литра. Проблем с пуском обычно не бывает, но зимой, чтобы завести промороженный мотор, приходилось на время отсоединять провод от датчика температуры.Из отмеченных перевозчиками недостатков, типичных для моторов того времени, названа недолговечность шестерен редуктора стартера. Характерен также и высокий расход топлива – на «ГАЗелях» компании «ТерраКарат» выходило до 23 литров на 100 километров. За период спецпроекта машины прошли более ста тысяч километров, и для оценки остаточного ре-сурса один из моторов был снят с автомобиля и разобран. Тепловые зазоры в приводе клапанов оказались в норме, состояние стальных наконечников дюралюминиевых штанг тоже было отличное – масло к ним через коромысла поступало исправно. Все пружины на клапанах оказались целы, были одинаковой высоты и жесткости. Можно было бы профилактическизаменить маслосъемные колпачки – они заметно отвердели, а их рабочие кромки были частично изношены. Цвет и количество нагара на тарелках клапанов и стенках камеры сгорания были присущи любому двигателю с исправной поршневой группой. По нашим оценкам, до заявленных заводом 300 000 км до капремонта двигатель вполне мог доработать.60РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКШкворневой узелСвежая смазка – признак ухоженной машины. Лучше почаще шприцевать шарниры, чем простаивать в ремонтеВтулки стабилизатора на автобусах и шасси под спецкузова долго не служат, но стоят «копейки»Зубчики на ступицах нужны для датчиков АБС - сегодня эту систему опционно ставят и на бортовые модификацииТормозные диски на купленной «ГАЗели» могут быть изношены – не беда, новый стоит всего 900 рублейНа «ГАЗели-Бизнес» модернизировано уплотнение шкворневого соединения поворотного кулака. Герметичность узла обеспечит проникновение смазки от прессмасленки ко всем поверхностям трения, а значит – увеличит срок службы шкворней, втулок и опорных подшипников до ремонта. Что оценит не имеющий гаража мелкий предпринимательУМЗ-4216, с учетом его древней истории, вряд ли возможно. И платой за низкие, как у дизеля, обороты пика крутящего момента (2500 об/ мин), увы, неизбежно становится высокий расход топлива – до 20 л/100 км, а при перегрузе – еще больше. Значительно, минимум на треть, снизить затраты на эксплуатацию поможет установка газобаллоного оборудования – неуди-Передний мост типа «спайсер» остался на полноприводной «ГАЗели» без изменений. Редуктор смещен влево...вительно, что почти все оставшиеся в эксплуатации машины с карбюраторным УМЗ-4215 переведены на пропан, реже на метан. С апреля 2010 года модификации с пропановым оборудованием выпускает сам завод, а цена всего на 26 тыс. рублей выше, чем у бензиновых аналогов. Однако все эти машины – бортовые и шасси. Приспособить под ГБО цельнометаллические фургоны и автобусы ГАЗ обещает позже. Битопливный мотор УМЗ-42167 оснащен газовой системой впрыска четвертого поколения итальянской фирмы OMVL. Баллон вмещает до 80 литров, что обеспечивает пробег более 400 км. Проблемы перевозчику создает и перегрев двигателя, присущий «ГАЗели» с самого рождения. Многие владельцы, не дожидаясь заводских изменений, приспособились устанавливать трехрядные радиаторы повышенного объема, были попытки ставить дополнительный небольшой радиатор рядом с АКБ, уменьшить диаметр шкива водяного насоса или увеличить шкив коленвала, ставить большой вентилятор.Где купитьСегодня Интернет стал практически безальтернативным местом поиска подержанной отечественной машины, хотя в провинции еще сохранилась...а внешне машину 4х4 легко отличить по треугольным крышкам ступиц62 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011традиция пригонять продаваемое авто по выходным на базар. Кое-где предлагают их и на профессиональных авторынках, но учитывая, что покупатель относительно недорогой машины торгуется за каждые 10 000 рублей, вряд ли стоит отдавать как минимум 50 тысяч перекупщику. А по сему – углубляемся во всемирную паутину и ищем варианты поближе – ездить на смотрины даже за 100 км жителю относительно густонаселенной местности не резон, ведь «газелей» полно и под боком. Большинство их ночует не на автобазах, а во дворах жилых районов – мелким предпринимателям экономически выгодно обходиться без аренды стоянки, и, заманивая на работу водителей, они так и пишут в объявлениях: «Машина – домашняя». Там же, у подъездов, обычно стоят и предлагаемые на продажу. Цены на пригодные к работе и требующие минимальных вложений для постановки на ход экземпляры начинаются от 70 000 рублей, чем меньше денег вы готовы потратить на покупку, тем дольше придется выискивать в море откровенного утиля случайно оказавшуюсяся там «жемчужину». А точнее – ухоженный экземпляр, использовавшийся больше для личных нужд. Увидев на приусадебном автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКПоставив пластиковый капот, вы забудете про коррозию, и вентиляционные щели в жару не помешают......а обтекатель фургона, что выпускают те же тюнинговые фирмы, будет экономить топливо за городомПродавцы не стесняясь выставляют на продажу машины с обширными очагами коррозии. Главное – недорого!Сколы краски мелкими камушками впоследствии зацветут ржавчинойНе берите сиреневую «ГАЗель»: эта краска слезает с грунта лохмотьямиИ такие вот страшные дыры – привлекающий фактор: «Купи меня! Дешево!»Цельнометаллический кузов при массе ...например, петли кормовых дверей, достоинств обладает и немалым числом изгибающие металл вокруг мест возможной коррозии... и вызывающие отслаивание краски......а сами двери, собирая в полостях влагу, ржавеют изнутри, лет за восемь-десять прогнивая насквозьучастке хозяина такую «конфетку» с занавесочками на окнах, красным ковром на полу кабины, бахромой на чехлах сидений и прочими «цацками», можете заглянуть под машину и убедиться, что все пресс-масленки блестят после недавнего шприцевания.На современные «ГАЗели» ставят стальные баки емкостью 60 литровПластиковый бак старого образца вмещал те же 60 литров. И не ржавел64 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011А поскольку год выпуска не позволяет продавцу просить за этот привет из прошлого века адекватную состоянию цену, у вас есть шанс окупить приобретение месяца за три. И пусть там стоит карбюраторный движок, а внезапно свалившаяся на машину тяжелая, на убой, работа прикончит ее за год – даже в успешном бизнесе неизбежны накладные расходы. Но и среди экземпляров, интенсивно использовавшихся в коммерческих целях, встречаются почти беспроблемные варианты «сел и поехал». Принципиальное отличие «ГАЗели» от иномарок – относительная дешевизна запчастей, включая крупные узлы, и простота их замены. Поэтому есть смысл поискать машину, на которую только что поставили, например, новый мотор, коробку передач или задний мост. Еще чаще стоят новые глушители, рессоры, тормоза. Если продавец видавшей виды иномарки норовит избавиться от нее на пороге замен ряда деталей с сумасшедшими ценами, и вы почти наверняка получаете истертые наполовинутормозные диски, подклинивающие суппорты и хрюкающую при переключениях КП, то для «ГАЗели» может не иметь никакого значения: насколько варварски ее эксплуатировали. Да, продавец вам честно расскажет, что машина восемь лет ходила по рукам всех водителей в колонне, и на нее грузили по три тонны, часами выжимали 130 км/ч по разбитой трассе Москва–Челябинск, а столичная соль превращала ее жестянку в труху. Но при этом вы видите новую кабину с чистенькими сиденьями от битой иномарки, и что третья по счету рама еще светится первозданной заводской краской, а под капотом профессионально «откапиталенный» месяц назад движок. Причем не родной, карбюраторный, а купленный на смену впрысковой 16-клапанник. Таким образом, просматривая объявления, не стоит огульно отсекать машины старше какого-то определенного года выпуска – главное, смотреть на нынешнее их состояние. За совсем свежую «ГАЗель- автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКЦель применения пластиковых подкрылков такая же, как и на легковушках – сберечь арки от пескоструяСтарые волговские личинки были уникальны наличием шторки. Теперь же вода свободно попадает в замок«Не открывай окно!» – кричит водитель пассажиру, зная, что стеклоподъемник рассчитан на 120 циклов работы...Повторитель поворотов нового образца стал уже чисто «грузовым», в отличие от «легкового», что ставили раньшеСверху – бампер «ГАЗели-Бизнес», снизу – старый вариант с гораздо худшей защитой передка от камешковТюнинг бывает и у грузовиков. Такие вот пластиковые крылья, в отличие от стальных заводских, не прогниютДорестайлинговый вариант бортовой платформы включал специальные кнехты для накидывания шнура тентаСовременный вариант кузова не имеет вертикальных усилителей жесткости, а шнур тента продет через проушиныБизнес» порой просят столько же, как за автомобиль без пробега, купленный перевозчиком, но по какой-то причине простоявший год-другой у забора. Преимущество экземпляра, уже проехавшего десяток тысяч километров, – меньшая вероятность наличия неудачного мотора, КП и прочих узлов, в которых встречаются врожденные дефекты. К тому же рабочая машина не требует протяжек, ревизий, профилактических переборок и иных подготовительных мероприятий. И на ней может стоять именно такой кузов, который вам нужен, но не предлагаемый дилерами в вашей местности.Смотри в обаДефектовка «ГАЗели» – дело несложное, ведь маскировать вмятины, разрывы, трещины, потеки и прочие следы насилия над недорогой отечественной машиной у продавца, как правило, нет ни времени, ни желания. Ему выгоднее объявить более низкую цену и тем самым привлечь внимание покупателей, а значит, быстрее избавиться от обузы. А вот что полезно сделать перед началом кампании по поиску подержанной «ГАЗели», так это сходить на рынок запчастей и записать в блокнотик действующие на данный момент цены деталей и узлов. Причем не нижнего класса качества – не «одноразовых», а самых лучших и долговечных. Обнаружив при проверке машины на ходу, что ее сцепление уже начинает пробуксовывать, тут же говорим продавцу, что на новое немецкое придется потратить 3700 рублей – никакие польские или турецкие бренды, а тем более безымянное отечественное железо, насыпанное изготовителем в деревянные ящики,вы не признаете. Сквозные дыры в капоте – как раз плюс, а не минус. Хуже товарный вид – ниже цена. А заменить стальной капот почти вечным пластмассовым – проще простого. Особого толка в том, чтобы выявить досконально все, что изношено, нет: в отечественном автомобиле большинство деталей относится к «расходникам» – все равно придется их менять. Месяцем раньше, месяцем позже – не суть важно. Главное – определиться, стоит ли брать именно эту, или меньше забот будет с другой. Предложений так много, что, потратив чуть больше времени на разъезды для осмотров, вы в конечном итоге сэкономите его, избежав лишних ремонтов. И наоборот, если перебрать мотор и подвеску для вас – пара пустяков, и вообще любые работы с подвижным составом поставлены на поток, вряд ли стоит посвящать поиску подержанной «ГАЗели» месяц жизни – ориентируйтесь в основном на цену.ФОТО АВТОРАС 2010 года газобаллонное оборудование ставят прямо на сборочном заводе66 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011