автомобилиПРИЦЕПЫОЛЕГ ПРОХОРОВ обозреватель журнала «Рейс»Не только в Европе изготавливают прицепную технику общего и специального назначения, конкуренцию фирмам из Старого Света составляют и российские производители. Среди них «Великолукский опытный машиностроительный завод», известный под маркой SteelbearМЕДВЕЖЬЕ ЛОГОВОО68АО «Великолукский опытный машиностроительный завод» – предприятие машиностроительной отрасли из СевероЗападного региона с 25-летним опытом работы. В его производственной линейке присутствуют такие направления, как Velkran – выпуск грузоподъРЕЙС ОКТЯБРЬ 2011емных кранов. Для этого в 2009-2010 годах заводом были успешно пройдены испытания, получены необходимые разрешения и освоен серийный выпуск козловых кранов грузоподъемностью до 50 тонн. Первые краны работают на таких объектах, как Sochi-2014, в городах Сочи и Адлер.Помимо кранов общего назначения подразделение завода выпускает прицепную технику Vesta для сельскохозяйственной отрасли. Производство было запущено в период кризиса, и изначально планировалась работа лишь на региональном рынке. Сейчас в ассортименте более 10 моделей, а регион сбыта расширился и вышел не только за пределы области, но и страны. В июле 2010 года состоялась первая поставка тракторных прицепов в Северную Корею. Качество подтверждено сертификатом ISO9001 соответствия всех этапов производства международным стандартам. Еще одно направление – производство магистральной грузовой прицепной техники и спецмашин под маркой Steelbear. Всего за год в серийное производство запущены полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью до 200 тонн, предназначенные для перевозки крупногабаритных гру- автомобилиПолная масса, кг Снаряженная масса, кг Нагрузка на ССУ, кг Нагрузка на оси, кг Длина габаритная, мм Ширина габаритная, мм Высота габаритная, мм Длина внутренняя, мм Ширина внутренняя, мм Высота внутренняя, мм Объем кузова, м3 Высота седельно-сцепного устройства, мм Колесная колея, мм Подвеска Шины *Steelbear РТ-24КПРИЦЕПЫТехнические характеристики*38 000 7200 11 000 27 000 13 700 2550 4000 13 620 2470 2690 90,5 1150 2090 пневматическая, производства BPW или Gigant 385/65R22,5По стенду компании легко понять, какой у нее модельный рядОдин из вариантов исполнения – бортовой с задними воротамиЗаказчику предложат несколько вариантов расцветкизов и техники. В разделе спецмашин ОАО «ВОМЗ» осенью 2009 г. было получено Одобрение на выпуск пожарных автоцистерн и комбинированных дорожных машин, которые уже трудились на уборке снега.От общего к частномуПроизводство тентованных полуприцепов Steelbear общего назначения, как и любых других полуприцепов, начинается с рамы, ведь на ней лежит большая часть нагрузок. А потому на ее прочности и технологиях каждый производитель техники старается не экономить. У Steelbear рама сварная, из двух продольных лонжеронов двутаврового сечения, соединенных поперечными балками. Материал, из которого изготовлен остов прицепов, – высокопрочные сорта шведской стали Ovako. В центральной части рамы высота лонжеронов в полтора раза больше, чем в шейной – с таким пере70 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011менным сечением рама хорошо держит нагрузки, о чем свидетельствует грузоподъемность полуприцепа 30 800 кг. Для соединения с тягачом к «шее» рамы прикреплена седельная плита с двухдюймовым сменным шкворнем Jost. Прежде чем пойти на сборочный конвейер, все металлические детали тентовых полуприцепов проходят дробеструйную обработку, что повышает сопротивление материалов коррозии и улучшает адгезию. После этого металл окрашивают специальной двухкомпонентной полиуретановой эмалью с предварительным нанесением цинкосодержащего грунта, защищающего раму от подслойной коррозии. Производят краску в финской компании Normadur. На выбор заказчику предложат три варианта расцветок шасси: синий (RAL 5005), красный (RAL 3000) и черный (RAL 9005). Когда рама подсохнет, сверху на нее установят различные варианты тентованныхкузовов – как с бортами, изготовленными в Германии из анодированного алюминия, так и без них. Стойки кузова, замки бортов и петли также привезены из Европы – их изготавливает немецкая компания Hestal. Надежность полуприцепа обеспечивается и качеством материала тента, и используемой фурнитурой. В частности, плотность ПВХ из ткани Ferrari составляет 670 г на квадратный метр. Такой материал обладает высокой прочностью при ветровых нагрузках, а эксплуатация без последствий для тента возможна как при минус 30° С, так и плюс 70° С. На пол прицепов укладывают ламинированную многослойную березовую фанеру толщиной 27 мм с рифленой противоскользящей поверхностью. Она выдерживает автопогрузчик полной массой до 4460 кг. Но возможен вариант усиления пола путем укладки рифленых металлических листов. автомобилиПРИЦЕПЫВ характеристиках к технике указаны два варианта осей: BPW и Gigant В базе полуприцеп адаптирован под высоту седла 1150 ммЕсть вариантыНа полуприцепы Steelbear устанавливаются 3-осные агрегаты BPW или Gigant барабанного типа, адаптированные для жестких условий эксплуатации по дорогам России и стран СНГ. К примеру, немецкие BPW в исполнении Heavy Duty с полурессорами толщиной под пневмобаллонами не менее 100 мм. Изюминка конструкции в том, что конические роликоподшипники и гайка оси образуют один цельный, закрытый, но в то же время разборный узел. Открутив корончатую гайку оси и сняв стопорные кольца, можно демонтировать весь узел в сборе (колесо, тормозной барабан, ступицу и подшипники). При монтаже происходит автоматическая установка оптимального зазора в подшипниковом узле. Центральная ось – ECO-Plus, как на других моделях BPW, квадратная, толщина балки 15 мм. Квадратная ось при меньшем собственном весе лучше круглой работает на скручивание – ось и полурессоры образуют П-образный стабилизатор. Такое исполнение значительно уменьшает нагрузки на раму и надстройку, снижаетбоковое качение и улучшает управляемость сцепки при повышенной колейности. В результате увеличивается срок службы шасси и кузова прицепа и уменьшается износ резины. Все полуприцепы Steelbear в базовой комплектации оснащены EBS. Электронная тормозная система позволяет управлять работой тормозных механизмов со значительно большей эффективностью даже в сравнении с ABS. EBS позволяет получить оптимальное соотношение между тормозными силами отдельных колес, а также между тягачом и прицепом, предоставляет широкие возможности по диагностике и обслуживанию электронно-пневматических систем. Повышает активную безопасность транспортных средств и безопасность движения за счет сокращения тормозного пути, лучшей устойчивости транспортных средств и индикации состояния тормозных накладок. EBS равномерно распределяет тормозные усилия, что уменьшает общий износ, а значит, сокращает затраты на сервис. За счет электронного управления в пневмоприводе при-цепа значительно сокращается время срабатывания тормозных механизмов и тормозной путь с повышением устойчивости всего автопоезда. Прицепы с электронно-пневма-тической системой могут состыковываться с тягачами, имеющими обычную пневматическую тормозную систему, и с тягачами, имеющими EBS. Таким образом, появляются варианты эксплуатации. Прицеп сцеплен с новым тягачом, имеющим EBS и расширенную систему питания по стандарту ISO 7638 с CAN-интерфейсом. При этом используются все функции EBS. Прицеп сцеплен с тягачом, имеющим обычную тормозную систему и систему питания АБС прицепа по стандарту ISO 7638, но без CAN-интерфейса. При этом используются все функции EBS, исключая передачу сигнала о величине необходимого замедления через CAN-интерфес. Задание величины необходимого замедления осуществляется за счет встроенного в блок прицепа датчика давления, который замеряет давление управления прицепом. При выходе из строя электрического питания всегда есть возможность затормозить с использованием пневмосистемы. При резервном режиме работы время срабатывания соответствует работе обычной тормозной системы.Полуприцеп оснастят дисковыми или барабанными тормозами72 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2011Все без исключения прицепы оснащены электронной системой EBSДля разбитых российских дорог идет только усиленная подвеска