16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
автомобили главная темаВЫБОР ИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ПРИЦЕПА ХХХХХХХХХХХХХОЛЕГ ПРОХОРОВ обозреватель журнала «Рейс»Перевозка полуприцепами грузов, требующих особого температурного режима, весьма ответственное занятие. Нарушение условий перевозок может привести к штрафам в десятки тысяч евроОБДУМАННЫЙ ВЫБОР16 РЕЙС НОЯБРЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХГрузовой фургон появился задолго до изобретения автомобиля, но тогда в него запрягали волов или лошадей. Применение двигателя внутреннего сгорания позволило не только существенно увеличить скорость доставки грузов и плечо перевозки, но и со временем оснастить фургон холодильной установкой. На смену железу и доскам пришли новые материалы – алюминий, нержавеющая сталь, пластик, стекловолокно и пенополиуретан. Ныне автомобильные рефрижераторные полуприцепы стали высокотехнологичными изделиями, которые невозможно изготовить на автобазе. Требования к ним изложеныКлассификация*Класс Температурный рефрижератора режим A от +12° C до 0° C B от +12° C до -10° C C от +12° C до -20° C D ≤ +2° C E ≤ -10° C F ≤ -20° C *рефрижераторов в зависимости от температурного режима внутри пустого кузова (при температуре снаружи кузова от +30° C до -30° C )в женевском соглашении от 01.09.1970 г. о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и специальных транспортных средствах, предназначенных для таких перевозок. Согласно им сертификация рефрижераторов производится в соответствии с нормами ATP. Приняты маркировки: FRC, FRB, FRA, FNA (см. табл. «Классификация»), соответствующие рефрижераторам классов C, B, A с усиленной изоляцией кузова и класса A с нормальной изоляцией. Наиболее распространенным и популярным в Европе и России типом полуприцеповрефрижераторов является класс FRC, так как согласно ему техника должна работать в самом востребованном температурном режиме от +12° C до -20° C. Любой вышедший с завода полуприцеп должен быть сертифицирован на соответствие тем или иным режимам эксплуатации. Упомянутые ранее сертификаты АТР выдаются на основании заводских испытаний, первый – на 6 лет.Воздушный канал обеспечит равномерное распределение холодного воздуха по всему кузову полуприцепаТкань на потолке управляет потоком холодного воздухаНе редкость – полуприцепы с загрузкой в два ярусаВ ходе эксплуатации, при соответствии полуприцепарефрижератора техническим требованиям, возможно продление сертификата трижды, но уже на три года. Об успешном прохождениииспытаний будет свидетельствовать надпись на борту полуприцепа с указанием класса рефрижератора и срока следующего испытания (месяц и год).МНЕНИЕ ЭКСПЕРТАВЛАДИСЛАВ ПЕЧЕНИН генеральный директор «Мосдизайнмаша» ри покупке рефрижераторного полуприцепа нужно понимать, под какие условия должна быть адаптирована техника. К примеру, если предстоит перевозка мясных туш, которые будут иметь прямое соприкосновение со стенками, то кузов изнутри должен быть изготовлен из алюминия, нержавейки или пластика. В этом случае не допускается применение оцинкованной или окрашенной стали, так как мясные туши будут впитывать в себя химию со стальных листов. Такого рода покрытия разрешено применять при перевозках продуктов питания в вакуумной упаковке. В процессе изготовления все европейские заводы при производстве несущего многослойного пола используют такой плотный и прочный материал, как эструдированный пенополистирол, колекулярном уровне), тогда как пенополиуретан приобретает ее в процессе вышеописанной реакции. Естественно возникающие в процессе реакции изъяны позволяют проникать воде внутрь материала. Пока кузов новый и герметичный, все хорошо, но как только начинают появляться повреждения, влага постепенно, но упорно впитывается утеплителем. Именно по этой причине международный сертификат ATP дается лишь на шесть лет – за это время наполненные влагой панели увеличивают вес полуприцепа и ухудшают его характеристики. К нам на ремонт приходят кузова в основном новые, пока находятся в лизинге и владельцам выгодно или необходимо покупать страховку, всего лишь после года, максимум трех лет эксплуатации при вскрытии панелей вода течет из них ручьем. Представьте, что эта вода замерзнет и, как известно еще из школьной программы, прежде чем сжаться она увеличится в объеме и разорвет панель изнутри, при этом внешне кузов может быть в идеальном состоянии. Найти воду поможет просверленное небольшое отверстие внизу проема задних ворот, если, конечно, продавец позволит.Пторый еще и не впитывает влагу. На менее нагруженные элементы идет не такой дорогой – пенополиуретан, способный впитывать влагу. Объясняется это структурой материала: экструдированный пенополистирол имеет закрытую ячеистую структуру еще до вспенивания (на мо-Расценки на замену проема*, €Проем Суперлегкий 0° -20° До 2000х1800 1370 1271 1305 До 2300х2000 1456 1345 1387 До 2600х2300 1594 1423 1518 До 2600х2600 1698 1507 1617 *стандартный проем: нержавеющий лист 3 ммНОЯБРЬ 2011РЕЙС17 автомобили главная темаВЫБОР ИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ПРИЦЕПА ХХХХХХХХХХХХХУ Schmitz сендвич-панель носит имя «Ферропласт»Техника с двумя замками задних дверей – для ЕвропыХарактеристики кузова зависят от уплотнителей дверейПерегородка создаст два температурных режимаНа европейских заводах, где объемы производства исчисляются десятками тысяч, применяют пенополиуретанВариант для массВажнейшая составляющая в успехе изготовления изотермических кузовов – качество сэндвич-панелей. Во всем мире распространены лишь две технологии их производства. Одна из наиболее массовых, применяемых при производстве больших объемов техники, дающая максимальный экономический эффект, – использование в качестве теплоизоляции пенополиуретана. Например, такую технологию применяет лидер европейскогорынка Schmitz Cargobull AG. Процесс изготовления его кузовов начинается с обрезки оцинкованных стальных листов по размеру сэндвичпанели. Листы приходят на конвейер, смотанные в рулоны и уже окрашенные с одной стороны – той, что будет снаружи панели. Обрезанные в размер стальные прямоугольники дальше попадают в формовочный пресс, там в них делают углубления в размер будущих закладных элементов. Одно из необходимых усло-вий процесса – листы поступают на конвейер парами, под одну сэндвич-панель. На отформованный лист робот наносит слой клея, он же предварительно обезжиривает поверхность листа. Ведь алюминиевые закладные элементы, с помощью которых потом фиксируют груз внутри кузова, крепят на прочный быстрозастывающий клей. Чтобы жидкий полиуретан не растекался за нужные пределы, по периметру одного из пары листов приклеивают ограничи-тельные тонкие полоски из готового пенополиуретана. Высота их соответствует толщине будущей панели: для рефрижератора 65 мм, для изотермического кузова – 45 мм и 30 мм. Однако это не все размеры, рекордсмен среди них – панель крыши, ее толщина 120 мм. Финальным аккордом в изготовлении стеновой или панели крыши полуприцепа является заливка жидкого пенополиуретана. После того как робот вылил субстанцию, стальные листы укладываютСтоимость замены двери в сборе, €Толщина дверей, мм Стоимость 1 кв.м. панели (с закладными) Стоимость облицовки двери (кроме фурнитуры) Стоимость работ по облицовке и замене 1 кв.м. двери Итого: 30 115 58 60 233 50 70-80 90 121 130 145 74 83 91 60 86 86 255 299 322При многократном замораживании утеплитель начинает крошиться и осыпаться в межобшивочное пространство. Если дать нагрузку, даже небольшую, на такие «пустые» боковые стенки, то их попросту распирает. Поэтому перед покупкой необходимо внимательно смотреть геометрию кузова и простукивать каждую панель на наличие пустот.Место отслоения обшивки от утеплителя легко определяется. Обязательно осмотреть панель крыши сверху – для проверки состояния герметизирующих лент по всей обвязке, на наличие всевозможных трещин и излишнего герметика, свидетельствующего о ремонте. Пропущенная при осмотре трещина даст о себе знать при первом же дождичке – внутрькузова начнет заливаться вода. Обязательно учесть ремонтопригодность кузова, ведь полуприцепы для Европы сделаны по принципу минимизации затрат . Исключение – более прочная и потому дорогая техника Lamberet. Если внутри кузова есть закладные для второго уровня пола, его конструкция более жесткая. Так как половина грузаопирается не только на пол, но и на стенки. Но в процессе эксплуатации такие кузова подвержены большей деформации, и потому их срок службы значительно меньше. Максимальная грузоподъемность такого рода техники 20 тонн, но в России на это никто не обращает внимание. И в кузове может оказаться и 23,и 25 тонн груза, особенно если маршрут следования минует пункты весового контроля. И если нет нужды перевозить груз в два яруса, от такого полуприцепа с большим сроком эксплуатации лучше отказаться. Аналогичная ситуация с моделями, предназначенными для перевозки мясных туш. Эти полупри-цепы с потолком принципиально другой конструкции, в него встроены направляющие с крюками. Из-за сложной конструкции такие прицепы значительно дороже в ремонте. Перед покупкой необходимо выяснить, не было ли перевозки навалом (круп, сахара, мясных туш и так далее). Если да, то покупатьДопработы по установке фурнитуры, €Наименование Замочный механизм нержавеющий Замочный механизм нержавеющий, Big Петля задней двери Big в сборе с кронштейном из нержавеющей стали Фиксатор двери штырьковый Фиксатор двери Т-образный, 122 мм, из нержавеющей стали Кол-во, шт Материалы Работа Итого 1 207 55 262 1 324 63 387 1 1 1 53 23 7 15 10 5 68 33 1218РЕЙС НОЯБРЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХОдин из вариантов исполнения воздушных каналовБалки для перевозки грузов в несколько ярусовИсполнение полуприцепа – для перевозки мясных тушодин над другим и помещают в печь при температуре 36-40 градусов. Ее вполне достаточно, чтобы началось бурное пенообразование. В результате реакции температура вырастает в два раза, следовательно, и давление, от чего все пространство под стальными листами заполняется пеной. Сохнут панели разное время, в зависимости от толщины оно колеблется от 23 до 40 минут. Кузова, изготовленные из них (как изотермические, так и рефрижераторные), неимеют каркаса. Стены с крышей фиксирует клей, однако между ними заранее устанавливают алюминиевый профиль. Он удерживает панели на время высыхания клея. Технология изготовления сэндвич-панелей из пенополиуретана высокопроизводительная, заводы в России и Европе оснащаются линиями непрерывной заливки таких панелей. А полученную «бутербродную» ленту по заданным размерамЗамена панелей (боковых, передней, крыши), €Толщина, мм 30 50 70 90 140 Стоимость 1 кв. м панели 106 110 118 132 140 Стоимость расходных материалов 53 55 59 66 70 на 1 кв. м панели Стоимость работ по замене 1 кв. м панели 91 95 86 114 120 Итого 250 260 263 312 330 * стоимость 1 кв. м панели увеличится на 20% в случае необходимости добавления закладных элементов 150 150 75 129 354подержанный кузов вообще нельзя, так как это должен быть специальный прицеп с усилителями, встроенными в стенки. Но, как правило, такие перевозки осуществляют в обычном полуприцепе, отчего боковые стенки деформируются и вернуть их в первоначальноесостояние можно только заменой (целиком, так как они монолитные). Полуприцепы для рефрижераторных перевозок производят не только в Европе, есть и отечественные компании. Но большинство наших заводов не соблюдает технологию. Научившись делать панель,«забывают», что необходимы качественные клеи, профиль, фурнитура, уплотнители и так далее. Это приводит с ухудшению характеристик и, естественно, меньшему сроку службы кузовов. Потому при покупке подержанного отечественного образца нужно быть внимательным.НОЯБРЬ 2011РЕЙС19 автомобили главная темаВЫБОР ИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ПРИЦЕПА ХХХХХХХХХХХХХВнешне полуприцеп, изготовленный из пенополистирола, ничем не отличается от модели из пенополиуретанаТак выглядят панели кузова, где в качестве утеплителя применен полистирол, который не впитывает влагуСтыки панелей – показатель ремонтопригодностиКрепление петли желательно на болтах с гайкамиРучки дверей лучше из нержавеющей сталиОт надежности замков зависит температура в кузовенарезает машина. Именно поэтому вложить какие-то нестандартные жесткостные элементы внутрь панели невозможно. Сложно и отступить от заданной геометрии получаемой ленты, для этого необходимо перенастраивать оборудование. Из-за нескольких десятков кузовов этим заниматься никто не будет – такая технология отлично работает при производстве большого количества однотипных изделий. Шесть лет изготовленный из пенополиуретана кузов гарантированно сохранит свои характеристики, а вот дальше эксплуатировать его придется уже на свой страх и риск. Материал, понемногу впитывая влагу, даже из воздуха, весьма значительно снижает свои теплотехнические характеристики и увеличивает вес прицепа. Попадая внутрь панелей, влага неминуемо замерзает, приводя к растрескиванию материала и потере герметичности. На Западе неспроста20 РЕЙС НОЯБРЬ 2011существует практика продавать автомобильную технику после пяти-шести лет эксплуатации, ведь сертификат соответствия международным стандартам выдается как раз на этот срок. Переаттестация стоит дорого и продляет гарантийный срок жизни прицепу лишь на три года. Учитывая, что к этому времени заканчивается срок лизинга, автомобили и полуприцепы стараются продать – в том числе и в Россию. У нас, покупая дорогостоящую технику, редко кто планирует эксплуатировать ее меньше пяти лет. Значит, после российского перевозчика полуприцеп будет продан лишь через десять лет. За этот срок теплоизоляционные панели гарантированно теряют свои свойства и не способны удерживать холод.Индивидуальный подходВторой, менее массовый в изготовлении материал – эструдированный пено-полистирол. Представляет собой массу полистирола, смешанную с вспенивающим агентом при повышенной температуре. В качестве агента используют фреоны либо безфреоновые смеси на основе углекислого газа. Его используют и в строительстве – для гидротеплоизоляции стеновых панелей и фундаментов зданий, коммуникаций, железнодорожного полотна. Нетрудно догадаться, что пенополистирол значительно более долговечен, чем пенополиуретан. Однако строительный пенополистирол не применяют в производстве кузовов. Причина проста: нет строго регламентированных геометрических размеров – толщина утеплителя неодинакова по всей длине, и хорошую панель из нее не склеишь. Потому пенополистирол для полуприцепов производят отдельно. Такие компании как раз выдерживают необходимую геометрию, приэтом их материал немного плотнее того, что продается на любом строительном рынке. Кроме того, поверхность делается шероховатой для лучшей адгезии, и наносятся специальные бороздки – в них уходят излишки клея при склеивании пакета. Сегодня для производства изотермических кузовов в России такой материал применяет компания «Мосдизайнмаш». Наряду с достоинствами у материала есть и недостатки – он дорогостоящий, и технология не позволяет производить сэндвич-панели в больших объемах. Зато, если не надо гнаться за ростом производственных мощностей, можно строить фуры, имеющие нестандартные геометрические размеры. В глубине сэндвич-панели можно расположить скрытую электропроводку или смонтировать закладные элементы – для крепления холодильной установки, дверей и подрамника. ХХХХХХХХХХХХХОсобое внимание – к уплотнителям задних дверейЛишь у Thermo King и Carrier есть сервисная сетьНа технике для России должно быть четыре замкаОдно из больных мест прицепов – дверной проемТехнология изготовления панелей из пенополистирола, конечно, отличается от пенополиуретановой, но есть и сходные операции. Первым делом на уложенную горизонтально металлическую или пластиковую обшивку наносится клей. Затем укладывается влагостойкая фанера с утеплителем, потом опять фанера и клей. После этого сверху опускается технологическая прижимная плита с обрезиненным кожухом, и под ним создается разрежение, которое и прижимает детали при склейке. Технологический цикл изготовления одной панели занимает пять часов, можно представить, сколько сотен квадратных метров панелей из пенополиуретана выпускают за это время. Ускорить процесс нельзя, так как строго лимитировано время нанесения и схватывания клея. Есть фирмы, которые, как и «Мосдизайнмаш», используют в качестве утеплителяэкструдированный пенополистирол, однако приобретают его на строительном рынке, а изъяны геометрических размеров и плохо обработанную поверхность утеплителя компенсируют большим количеством клея. Естественно, в рекламных буклетах это не указывается, но нетрудно представить, как будет служить кузов, изготовленный по такой технологии.Важные мелочиКачество кузова складывается из многих важных элементов: человеческого фактора, технологии производства и, конечно, применяемых материалов. К примеру, в производстве могут использоваться как защищенные от коррозии анодированные алюминиевые профили, так и неанодированные. Отличить их довольно сложно, но через пару лет на незащищенном металле появляются следы разрушения – белеНОЯБРЬ 2011 РЕЙС 21 автомобили главная темаВЫБОР ИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ПРИЦЕПА ХХХХХХХХХХХХХПовреждение петли и проема задних воротНа российском рынке подержанных полуприцепов много предложений аварийной техники по соблазнительной ценеВывалившаяся передняя стенка полуприцепаТакую проблему можно решить только заменой воротПоследствия ДТП: разрушен пол и стенка прицепаРезультат неудачного маневра на складской площадкеКрепление передней стенки – ремни с лебедкамиЭти повреждения боковин ремонтируются заменойсые пятна. Есть и еще одна маленькая, но очень важная деталь, влияющая на срок службы профиля и всего кузова, – это заклепка. Если профиль алюминиевый, то и заклепка должна быть алюминиевой, дабы избежать электрохимической коррозии. В случае применения стальной заклепки через несколько лет эксплуатации легкосплавный профиль начинает крошиться и расслаиваться. Что, естественно, приводит к потере теплоизоляционных свойств кузов. Немаловажна и фурнитура – различный крепеж, замки, запоры и петли дверей. От ее надежности и качества зависит не только долговечность и внешний вид фургона, но и сохранность груза. Конечно, лучше если она будет «нержавеющая» итальянская фирмы Pastore&Lombardy. Для России обязательно наличие двух замочных механизмов на каждой двери. Если он лишь один, то от большо22 РЕЙС НОЯБРЬ 2011го раскачивания, а значит, большой нагрузки на проем (во всех четырех углах) лопается рама дверного проема. Внешний вид зависит и от элементов обвязки (качества их окраски). Фирмы, заботящиеся о своей репутации, применяют только шведские и немецкие стали, впоследствии окрашивая их в несколько этапов. Перед окраской их подвергают дробеструйной обработке – так удаляют окалину и улучшают адгезию с лакокрасочным покрытием. Первым наносят слой грунта, затем эмаль, а на заключительном этапе покрывают двухкомпонентным лаком. Такая многослойная окраска на долгие годы служит надежной защитой от агрессивной дорожной среды. Если же слой ржавчины превышает лакокрасочное покрытие, значит, полуприцеп достиг своего пенсионного возраста либо при его производстве сэкономили на комплектующих.Для тепла и холодаРабота холодильного агрегата рефрижератора должна обеспечивать необходимые температурные параметры в кузове полуприцепа в течение не менее 12 часов, без проведения дополнительного обслуживания. Данная классификация установлена европейскими правилами перевозки скоропортящихся грузов АТР Europe. Два года после покупки полуприцепа холодильная установка имеет международную гарантию и ремонтируется за счет производителя практически в любой точке мира. В Европе у фур нет холостых пробегов, а это значит, что как минимум три-пять лет полуприцеп неустанно возит грузы с включенным холодильником. Потому на российский рынок полуприцепы попадают с установками, отработавшими по 15-20 тысяч моточасов, в переводе на километраж это 600-800 тысяч километров пробега прицепа. Чтосоответствует 70% заложенного изготовителем ресурса до капитального ремонта, при условии регулярного прохождения планового обслуживания и применения запчастей хорошего качества. После истечения срока гарантии выяснить историю можно только запросом на станцию, где техника проходила ТО, это может быть и в Бельгии, и в Германии, и скандинавских странах. У каждой установки должна быть сервисная книжка, где фиксируются все виды проведенных работ. Отсутствие оной говорит об обслуживании не у официалов, либо история полуприцепа скрывается продавцом. После 20 тысяч часов работы самой распространенной неисправностью является утечка хладагента. После 10 лет работы теряет свои былые свойства металл, отчего вытягиваются резьбовые соединения, особенно подверженные сильному нагреву. Выходят из строя ХХХХХХХХХХХХХНе всегда повреждения видны снаружи кузоваСвет пробивается сквозь трещины в кузовеКрыше нужно уделить максимум вниманияТрещину пола в России отремонтировать не удастсяС пола трещина перебирается на боковые панелисальники, особенно если установка эксплуатировалась не интенсивно. При редком включении стекает все масло, и при первом прокручивании уплотнение работает на сухую. Чтобы избежать подобного рода проблем, рекомендуется запускать холодильник два раза в месяц с продолжительностью работы не менее часа. Топливная аппаратура дизеля выходит из строя в межсезонье, когда забывшие перейти на зимнее топливо владельцы начинают заливать в солярку различные присадки. Из-за них выходят из строя топливные насосы форсунки и клапана.Европейский подходКак говорилось ранее, российский рынок подержанных рефрижераторных полуприцепов в большей степени наполнен техникой, пригнанной из Европы. Эти прицепы были изготовлены под европейские условия эксплуатации (по хорошимдорогам). Потому технику для Старого Света от техники, сделанной для России, отличает шасси. Еще лет десять назад все полуприцепы (не важно, для кого они были предназначены) делали рамной конструкции. Сейчас для увеличения внутреннего объема и снижения погрузочной высоты (примерно на 70-80 мм) производители стали использовать полурамную конструкцию. Что это значит? Рама есть только в задней части полуприцепа, к ней крепится осевой агрегат. В передней же тяговое усилие от тягача на заднюю тележку передает несущий пол с интегрированным в него усилителем – стальным листом. В каркас пола укладывают и закладные элементы под крепления сцепного устройства. Таким образом, многослойный пол (толщиной около 126 мм) – самая сложная конструкциия рефрижераторного полуприцепа.НОЯБРЬ 2011 РЕЙС 23 автомобили главная темаМНЕНИЕ ЭКСПЕРТАСЕРГЕЙ КОБЗАРЬ директор СТО «Химки» «Термо Кинг Рус» еред покупкой рефрижераторного полуприцепа нужно выяснить, сколько моточасов отработала установка. Хотя, если окажется, что их количество невелико, обольщаться не стоит, ведь установка могла стоять на аварийной фуре, и вследствие ДТП была утечка моторного масла. Это могло привести к задирам на коленчатом валу, стенках цилиндров и многому другому. Естественно, ресурс такого агрегата долгим не будет. Побывавшие в авариях установки можно распознать по деформированным облицовкам или же наоборот, если они новые. Выяснить срок службы холодильного агрегата можно по шильдикам с указанием года и месяца их выпуска, имеющимся практически на каждом агрегате. Дата производства холодильника и полуприцепа не должны сильно отличаться, если есть большая разница, нужно выяснить у продавца – почему так. Убедившись, что нет повода для беспокойства, можно приступать к внешнему осмотру холодильника. Цели поиска: наличие течей масла, состояние приводов и электропроводки. После чего нужно запустить дизель холодильника, который должен ожить без проблем. Если двигатель не заводится, а продавец рассказывает вам сказки про отсутствие топлива или посаженныйВЫБОР ИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ПРИЦЕПА ХХХХХХХХХХХХХПаккумулятор – лучше такой вариант не приобретать. Двигатель должен работать без стуков, визга, скрежета и так далее. Это подтвердит выводы визуального осмотра – приводные детали находятся в работоспособном состоянии. Особое внимание нужно обратить на вибрацию работающего двигателя – не разбиты ли его опоры. От сильного гуляния дизеля быстро выходят из строя вибросорберы, не способные гасить такие повышенные колебания. А стоят они не дешево – от 300 до 500 евро (в зависимости от модели). При этом замена опор двигателя обойдется владельцу максимум в 100 евро. Проведя все вышеперечисленные операции, необходимо выставить различные температурные режимы (как «холод», так и «тепло»). В это время можно убедиться в наличии хладагента, для этого есть специальные смотровые окошки. При генерации холода шарик в окошке должен всплыть. При переводе установки в режим «тепло» шарик в окошке должен упасть, что скажет о том, что установка не перезаправлена и ее система герметична. Если холодильник не последней модели, то там установлена вынесенная из блока управления защита от перегрева, низкого давления масла и высокой температуры испарителя. Часто она попросту не работает – отключена владельцем. Так вот, если такая защита прину-На СТО найдут даже мизерные утечки хладагентадительно была выведена из строя, установка могла долгое время работать в аварийном режиме, и кто знает – к каким скрытым дефектам это привело. На более современных холодильниках защита встроена в контроллер, и при любой неисправности на экране генерируются коды ошибок. На внутренней стороне облицовки есть список кодов неисправностей с расшифровкой на английском языке. Если есть проблемы с переводом, в любом сервисном центре можно получить аналогичную распечатку на русском. Даже если вы убедились, что нет повода для беспокойства, не будет лишним пригнать прицеп на СТО для более углубленного анализа. Ведь все вышеперечисленные операции это лишь подготовительный этап, чтобы еще при осмотре отсеить подозрительную технику (экономя таким образом время и деньги). Профессионалы смогут определить утечку до 2 граммов в год вследствие ссыхания уплотнителей или потери герметичности резьбовыми соединениями. Диагностика холодильной части обойдется в 3000 руб., что значительно меньше даже небольшого ремонта по недосмотру.Может потребоваться заправка реф. установкиШарик в окошке покажет наличие хладагентаСрок службы двигателя зависит от качества ТОЗадиры на шейках коленвала – от работы без маслаМесто соединения несущего пола и рамы крайне слабое к перегрузам и различным динамическим нагрузкам. И в российских условиях на европейской технике очень быстро лопается пол, а вслед за ним трещины перебираются на боковые панели кузова. Этот изъян легко определить визуально – на стыке рамы и несущего пола. Возникает он и на совсем новых, по отечественным меркам, прицепах – пяти-шести лет отроду. Самое плохое в этой ситуации то, что отремонтировать такой кузов (чтобы затраты за работу не превышали стоимость прицепа) невозможно. Так как необходимо разобрать панель пола, заменить несущую часть и склеить ее заново. А чтобы это сделать, придется разложить на составляющие весь полуприцеп. Еще один недостаток полурамной конструкции: в российских условиях нет возможности отделить шасси от кузова. Придет-ся гнать прицеп на заводизготовитель. А такая необходимость возникает очень часто, основная причина – дорожно-транспортные происшествия. Что касается ходовой части полуприцепов, то здесь проблем с ремонтом возникнуть не должно. В основном на европейской технике установлены знакомые отечественным перевозчикам оси BPW, SAF, ROR. При всем многообразии осей и подвесок тормозные системы для полуприцепов делают компании Wabco или Knorr-Bremze, с электронным контролем и программами стабилизации RSS или RSP. Именно электроника поможет установить истинный пробег полуприцепа, стоит только подключиться сканером к блоку EBS. Одномоментно можно выяснить – был ли перегруз, и как долго в таком режиме эксплуатировалась техника. Если есть сомнения в достоверности данных пробега, определить24РЕЙС НОЯБРЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХИзносилась опорная втулка – меняется узел в сбореОбязательно проверьте наличие всевозможных утечекОпоры двигателя требуют регулярной заменыПовышенный шум насоса – признак его износаУ каждой установки должна быть сервисная книжкасрок службы прицепа можно по рефрижераторной установке. У таких производителей, как Thermo king и Carrier, есть международные базы данных на каждую произведенную установку. Эти работы лучше провести на СТО, где сделают визуальный осмотр, позволяющий выявить лопнувшие полурессоры, потекшие амортизаторы и незатянутые резьбовые соединения. К примеру, если гайка на верхнем болту амортизатора не закручена с нужным моментом, болт быстро разбивает посадочное место, что может повлечь замену кронштейна, который, естественно, приварен к раме. Там же, на СТО, определят – адаптирован ли осевой агрегат к отечественным условиям эксплуатации или же это чистокровный европеец. Почти у всех производителей есть набор вариантов осей в усиленном исполнении для отечественных дорог – к примеру, немецкие BPWEco-Plus в исполнении Heavy Duty. Их подвеска адаптирована к суровым российским условиям эксплуатации – толщина полурессор под пневмобаллонами не менее 100 мм. Принципиально новая идея ECO-Plus (это тип ступичной системы), запатентованная инженерами BPW, производится сегодня серийно. Изюминка конструкции в том, что конические роликоподшипники и гайка оси образуют один цельный, закрытый и в то же время разборный узел. Открутив корончатую гайку оси и сняв стопорные кольца, можно демонтировать весь узел в сборе (колесо, тормозной барабан, ступицу и подшипники). При монтаже происходит автоматическая установка оптимального зазора в подшипниковом узле. Центральная ось – ECO-Plus, как на других моделях BPW, квадратная, толщина балки 15 мм. Квадратная ось при меньшем собственНОЯБРЬ 2011 Реклама РЕЙС 25 автомобили главная темаЦены на запчастиУстановка SL Цена, руб. 100/200/300/400 фильтр масляный 1393,14 фильтр топлив. 1258,74 фильтр воздуш. 2630,04 фильтр воздуш. 2089,92 соленоид 11 022,48 ремень 2896,74 ремень 558,18 ремень 1794,24 ремень 937,86 ремень 3246,18 дегидратор 3112,20 стартер 36 142,26 генератор 15 747,90 вод. помпа 16 843,26 топл. насос ручной 117433 13 193,46 подкачки 771304 ролик 1575,84 Артикул Установка V100/V Цена, руб. запчасти 200/V300/V500 668548 маслоотделитель 7450,80 668718 фильтр 1952,16 1070241 сцепление 2542,26 1070242 сцепление 2695,56 781375 вентилятор 5781,30 781376 вентилятор 6584,34 452072 контроллер 11 685,66 668065 фильтр 1711,92 1020574 компр. ТМ 13 12 V 12 563,04 1020575 компр. ТМ 13 24 V 12 563,04 413100 контроллер 25 421,34 1020573 компр. ТМ 15 12 V 12 563,04 1020572 компр. ТМ 15 24 V 12 563,04 Артикул Установка Цена, руб. С 100/200/300 1020841 компр. ТМ 08 12 V 15 305,22 1020844 компр. ТМ 08 24 V 15 085,56 1070241 сцепление 2542,26 1070242 сцепление 2695,56 668718 фильтр 1952,16 413333 контроллер 26 423,04 781185 вентилятор 3727,50 781186 вентилятор 4874,52 Установка Артикул MD 200/300, Цена, руб. запчасти MD I/II 116182 масляный фильтр 585,48 119321 масляный фильтр 582,54 119341 топливный фильтр 470,82 119059 воздуш. фильтр 1107,96 447130 свеча 3369,24 130506 водяная помпа 10 244,22 416383 соленоид 11 022,48 451718 стартер 32 669,28 780684 ремень 1296,54 781366 ремень 2807,70 780700 ремень 1077,30 610800 дегидратор 2171,82 452220 контроллер 65 889,18 Установка TS цена руб., Артикул запчасти 200/300/400/500 (вкл. НДС) 116182 масляный фильтр 585,48 119321 масляный фильтр 582,54 119059 воздуш. фильтр 1107,96 447130 свеча 3369,24 451718 стартер 32 669,28 781351 ремень 5478,48 781129 ремень 3885,00 781012 ремень 1093,68 610800 дегидратор 2171,82 412194 генератор 16 731,12 130506 помпа 10 244,22 416383 соленоид 11 022,48 * компр.– компрессор Артикул запчасти 119182 119342 117400 119300 416383 780978 780336 781047 781340 780617 610600 451688 452254 130509ВЫБОР ИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ПРИЦЕПА ХХХХХХХХХХХХХОсь под названием Rotos изготовил для своей техники немецкий гигант в мире полуприцепов SchmitzНемецкий Koegel разработал свой вариант оси – TraxМодель оси производства компании SAFном весе лучше круглой работает на скручивание – ось и полурессоры образуют П-образный стабилизатор. Такое исполнение значительно уменьшает нагрузки на раму и надстройку, снижает боковое качение и улучшает управляемость сцепки при повышенной колейности по колее. В результате увеличивается срок службы шасси и кузова прицепа, и уменьшается износ резины. Помимо этого подвеска BPW – с коротким усиленным кронштейном, специально рассчитанным для гашения вертикальных и горизонтальных динамических нагрузок, возникающих при движении. Верхний край пневмоподушек BPW завальцован, а нижний завулканизирован. Диаметр пневмобаллонов (360 мм) позволяет снизить рабочее давление в системе пневмоподвески. Результат: меньший износ и увеличение срока службы. Амортизаторы (BPW Heavy Duty) – увеличенно-го объема, позволяющие гасить 15-кратное увеличение количества амплитудных колебаний в сравнении с обычной конструкцией. Для этого конструкторы установили специальные витоновые сальники, выдерживающие более высокую рабочую температуру. У SAF есть трехосный осевой агрегат Intradisc-plus Integral. Производитель дает гарантию на ось шесть лет или один миллион километров пробега, или 500 000 километров пробега без сквозных трещин в тормозном диске диаметром 370 мм. Диск SAF Integral отлит непосредственно на высокопрочном адаптерном кольце и прикручен болтами к колесному фланцу как единый узел. Абсолютно неподвижное соединение между диском и адаптерным кольцом получено без сращивания деталей между собой. В этом и заключается решающее преимущество. Благодаря двухслойному литью диска и адаптерногокольца диск при нагревании расширяется радиально и сжимается при охлаждении также радиально. Эта особенность конструкции позволяет избежать появления опасных «горячих участков», возникающих на обычном тормозном диске и являющихся причиной напряжения материала и образования трещин, которые ведут к его разрушению. Так как поверхность диска Integral всегда остается абсолютно плоской, срок службы тормозных колодок также значительно увеличивается. Помимо этого осевому агрегату обеспечивается высокая антикоррозионная стойкость благодаря высококачественному KTL-покрытию. Функциональный рычаг подвески SAF и балка оси образуют единый узел, не требующий обслуживания. Это исключает необходимость использования таких элементов, как стремянки, зажимные пластины, платы оси, гайки стремянок и т. д. Вся конструкция очень26РЕЙС НОЯБРЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХКрены кузова проверяют на таком вот оборудованииДля экономии топлива и резины ставят подъемную осьЭтот осевой агрегат произвели на заводе BPWКрепление ступичного узла без применения сваркипрочная и при этом легкая. А запатентованная, гарантирующая безопасность форма функционального рычага подвески SAF надежно защищает тормозную камеру от повреждений. Компактный ступичный узел SAF, состоящий из ступицы и подшипников колеса, отрегулирован на заводе и не требует обслуживания весь срок эксплуатации. Есть у SAF и вариант подъемной оси. Крупные производители техники, такие, как Schmitz или Kögel, разработали оси собственного производства. Первый в 2004 году выпустил вариант под названием Rotos. Особенностью оси Rotos стало крепление ступичного узла к центральной балке – классическую дуговую сварку здесь не применяют. Металл разогревают с помощью трения, прижав балку к оси ступицы и вращая две детали в противоположных направлениях. От высоких сил трения происходит нагрев металла и егосваривание. Похожую технологию используют на моторных заводах при изготовлении выпускных клапанов. Главное здесь – высокоточное, весьма дорогостоящее оборудование, способное в нужном месте остановить вращающиеся детали. Kögel совместно с компанией ArvinMeritor разработал свой осевой узел Trax. Здесь конструкторы применили литой рычаг Bionic Design и конические роликовые подшипники, не требующие обслуживания, что значительно сокращает время простоя при ТО. Кроме того, конструкция агрегата такова, что тормозной диск диаметром 430 мм можно заменить, не демонтируя ступиц и подшипников. Несмотря на кажущуюся громоздкость, масса оси около 438 килограммов. Оси Kögel Trax, как и рамы полуприцепов, проходят обработку с применением KTL-технологий, что обеспечивает надежную защиту от коррозии.НОЯБРЬ 2011 РЕЙС 27