58
59
60
62
64
65
66
68
автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКСАМОСВАЛ VOLVO FMАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»Самосвал Volvo FM на усиленном шасси отлично подходит для эксплуатации в нашем климате. Но относительно высокая цена новой машины заставляет большинство перевозчиков приобретать подержанную. Благо, выбор естьГрузовые автомобили Volvo, как правило, значительно дороже аналогичных моделей других европейских марок, кроме, пожалуй, Mercedes-Benz, а широкое распространение их в России объяснимо массовым импортом подержанной техники. Но если седельные тягачи Volvo FH занимают первое место в нашем парке среди крупнотоннажных иномарок, у грузовиков строительного сегмента расклад иной. Например, машин наиболее универсальной серии FM, используемых для установки самосвальных кузовов, в России зарегистрировано около 11 тыс. единиц (см. таблицу данных аналитического агентства «Автостат»), что в полтора раза меньше, чем у ближайшего конкурента – Scania P-серии. Дело в том, что подержанные самосвалы не пригоняют из Европы – востребованных в России модификаций, способных брать на борт одиночного автомобиля 20-25 тонн, там практически нет. А значит, подпитка нашего вторичного рынка происходит почти исключительно автомобилями,проданными первым покупателям через официальных дилеров, то есть в особо прочном, рассчитанном на перегрузы и плохие дороги исполнении. Не удивительно, что машин более дорогой марки в общероссийском парке меньше. Однако статистику конкретно по самосвалам данные «Автостата» отражают весьма условно, ведь в большинстве случаев в базах ГИБДД фигурируют марки заводов-изготовителей кузовов, указанные в ПТС, а не Volvo, шасси которого послужило основой машины. В распространении автомобилей серии FM по регионам традиционно лидируют Центр и Северо-Запад, где сосредоточена большая часть экземпляров последних лет выпуска. Машин, выпущенных в 2006-2008 годах, немало и в центре, и в провинции – преимущественно в Поволжском и Уральском федеральных округах. Но там они в основном во «вторых руках», расхватавших самосвалы, проданные «жирными» столичными перевозчиками, когда разразился экономический кризис.Полноприводник 8х8 марки Terberg – элитарный вариант самосвала FM...58 РЕЙС НОЯБРЬ 2011Полная масса этого четырехосника на неусиленном шасси – всего 32 тонныСамосвалы первого поколения обычно оснащали 10-литровым мотором VOLVO FMМодификацииПервое поколение Volvo cерии FM представили в 1998 году – оно пришло на смену тяжелым модификациям серии FL. Тут сразу уместно напомнить принципы вольвовской системы обозначения моделей. Буква F в начале маркировки указывает на грузовик бескапотной компоновки («капотники» обозначают буквой N), далее зашифрована высота установки кабины над рамой: L (low) – низкая, M ( medium) – средняя и Н (high) – высокая. Теоре-Разгрузка на бок – это хорошо, а то, что руль справа – не очень...тически можно заказать самосвал и серии FH, но желающих крайне мало. Таким образом, шасси FM в трехосном и четырехосном вариантах оптимально в строительном сегменте. Цифрами после букв на Volvo для некоторых рынков может быть приведена мощность двигателя, но на европейском и российском указывают округленный рабочий объем в литрах. Как правило, на этом маркировка заканчивается, но иногда, через точку, указана и мощность в лошадиНОЯБРЬ 2011 РЕЙС 59 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКВарианты кабин1Между четырьмя клапанами каждого цилиндра установлена насос-форсунка212-литровый двигатель D12C имеет переднее расположение привода ГРМКогда под кольцами скапливается нагар, в цилиндре образуются ступеньки31. Кабина L1EH1 2. Кабина L2H1 3. Кабина L2H2ных силах. Например, Volvo FM 12.420. В расширенном заводском обозначении еще зашифрована и колесная формула – двузначным числом. Например, 64 означает 6х4, а 84 – 8х4. И, наконец, буква R (rigid) в конце маркировки говорит о том, что автомобиль покинул завод в виде голого шасси под любую надстройку, включая самосвальный кузов, а если стоит T (tractor) – значит, это седельный тягач. В 2010 году шведы слегка модернизировали систему обозначений: дополнительная буква Х после высоты кабины стала указывать на шасси для тяжелых условий эксплуатации. Для интенсивного коммерческого использования актуальны самосвалы FM второго поколения, пошедшего в серию в 2001 году и подвергнутого рестайлингу (затронувшему в основном двигатели) в 2005-м. До 2003 года, когда фирма освоила «отверточную» сборку грузовиков из машинокомплектов в подмосковном Зеленограде, все Volvo FM поступали в нашу страну из Европы– на шасси шведского или бельгийского производства чаще ставили кузова российского завода «Бецема», а клиенты побогаче изредка заказывали готовые самосвалы с надстройками Meiller (Германия), Zetterbergs (Швеция) либо с польскими Wielton и KH-Kipper. Затем, в течение шести лет, официальные дилеры продавали новые машины уже на шасси зеленоградской сборки. В январе 2009 года Volvo открыла полномасштабное производство грузовиков в Калуге, и самосвалы с кузовами разных производителей (в основном польских) стали собирать прямо там. По-прежнему можно заказать машину с российскими кузовами производства фирм «БецеПримеры предложений*Год Колесная Заявленный Цена, рублей выпуска формула пробег, км 2006 6х4 400 000 2 000 000 2006 6х4 300 000 2 650 000 2007 6х4 400 000 2 300 000 2007 8х4 112 000 3 500 000 2008 8х4 280 000 3 400 000 * самосвалов Volvo FM12 на вторичном рынке60РЕЙС НОЯБРЬ 2011 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКМнениеМАРИТА ФИНДЕРУП директор завода Volvo Group, Калуга – В мае 2009 года Минпромторг РФ официально присвоил калужской продукции Volvo статус отечественной. За неполные три года работы завода Volvo в Калуге предприятие успешно встало на ноги и стремительно набирает производственный темп. Для примера: в 2009 году, в период кризиса, загрузка мощностей поддерживалась на минимальном уровне. В день с конвейера сходил всего один готовый автомобиль. Численность персонала составляла менее 150 сотрудников, завод работал в одну смену. Основной упор делали на обучение персонала и повышение качества рабочих процессов. Сегодня же мы производим 30 грузовых автомобилей в день, задействуя 700 сотрудников. Стоит отметить, что рынок рабочей силы в Калуге становится все более конкурентным, ведь, по сути, здесь создается полноценный автомобильный кластер. Однако, выбирая данный регион, мы отдавали себе в этом отчет. Могу с уверенностью сказать, что калужане хотят работать на нашем заводе. Процесс набора персонала идет постоянно. Большим подспорьем является тот факт, что город имеет ярко выраженный «технический» профиль: здесь работает филиал МГТУ им. Баумана, где с 2009 года предмет «Общее устройство и эксплуатация грузовых (Volvo Production System) позволяет в десятки раз снизить внутренние затраты по сравнению с традиционной организацией производственного процесса. Служба качества поддерживает все подразделения и включает группу аудиторов готового продукта, которые проводят выборочную проверку автомобилей глазами профессионального покупателя. Также внедрена система «внутренних клиентов»: каждая последующая сборочная станция является проверяющей инстанцией для предыдущей. Любые несоответствия в сборочном процессе выносятся на обсуждение кроссфункциональных команд: тимлидеров, представителей служб качества, эксплуатации, логистики.Насос-форсунки дешевле покупать восстановленныеИзредка выходит из строя шток топливного насосаВ целом привод ГРМ «гитарой» шестерен переживет сам двигатель, но......отдельные шестерни, например, привода топливного насоса, порой «летят»автомобилей Volvo» включен в учебную программу. Завод Volvo в Калуге является самым современным предприятием в системе заводов Volvo Trucks в мире. Он работает в строгом соответствии с российскими, международными и внутрикорпоративными стандартами качества, безопасности и защиты окружающей среды, принятыми в компании. Внедренная система VPSПо данным аналитического агентства «Автостат»ма» и ИПВ. Теоретически нет никаких препятствий к тому, чтобы позволить себе «чисто шведский» самосвал, но, учитывая, что он будет на четверть дороже только из-за уплаты таможенных сборов (не говоря уже о цене дорогого шведского кузова фирмы Zetterbergs), желающих практически нет. Вот почему и на вторичном рынке машины со шведскими и немецкими надстройками, как правило, 2008 года выпуска и старше. В апреле 2010 года семейство FM подвергли очередному рестайлингу (изменился экстерьер кабины, включая светотехнику, воздухозаборник, топливные баки и детали интерьера кабиВсего 10 923 2472 4348 64 818 1024 692 1095 414 2011 681 156 231 8 69 71 46 81 19 2010 820 144 323 0 93 66 68 55 71 2009 266 19 79 0 105 13 11 7 32ны), а машины строительного сегмента, включая самосвалы, еще и получили новое обозначение FMX. Всегда и во все времена официально продаваемые в России самосвалы Volvo собирали на шасси класса Heavy Duty с допустимой нагрузкой на заднюю тележку до 32, переднюю ось – 9 тонн, а на пару передних осей 16 тонн. То есть в полтора раза больше, чем у предлагаемых в Европе «паркетных» версий с тремя или четырьмя осями. Грузоподъемность «наших» Volvo FM по паспорту – 26 и 32 тонны, соответственно, для трехосника с 16-кубовым и для четырехосника с 20-кубовым ку2008 2746 666 977 15 221 344 201 259 63 2007 2696 607 1223 18 147 264 117 262 58 2006 1186 269 529 9 45 105 68 131 30 2005 787 121 424 3 25 42 40 110 22 2004 427 127 138 4 37 31 37 48 5 2003 368 106 118 0 16 27 36 33 32зовами. Реально нагружают сильнее, и ничего не ломается. Лонжероны рамы внушительного сечения (300х90 мм), толщина стенки 9 мм, на трехосниках дополнительно усилены вставками от задней траверсы до задних кронштейнов передних рессор. Помимо болтов крепления кронштейнов и траверс предусмотрены и заклепки. Мощнейшие литые балки ведущих мостов невозможно согнуть, а чтобы сломать… Также не было случая, когда свернули полуось – на мостах бортовые редукторы. Подвеска всех осей – рессорная, спереди по два листа, на второй оси четырехосни2002 329 83 145 4 23 17 23 23 11 2001 229 62 27 0 13 11 24 28 64 2000 194 38 64 1 9 19 13 48 2 1999 170 63 65 2 11 12 8 8 1 1998 24 11 5 0 4 2 0 2 0Парк грузовиков Volvo FM на 01.07.2011Россия СЗФО ЦФО СКФО ЮФО ПФО СФО УФО ДФО62РЕЙС НОЯБРЬ 2011 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКТехнические характеристикиСамосвала БЦМ-52.2 производства ЗАО «Бецема» на трехосном шасси Volvo FM 16 Объем кузова, м3 Материал кузова сталь 09Г2С Толщина днища, мм 8 Толщина боковой стенки, передней 5 стенки, заднего борта, мм Масса надстройки, кг 4950 Геометрические размеры кузова, мм: - длина 4865 - ширина наружная 2480 - ширина внутреняя 2310 - высота кузова 1430 Угол подъема кузова, град. 47-50 Binotto MFC Гидрооборудование 145-4-4100 (Италия) Самосвал БЦМ-51.1 производства ЗАО «Бецема» на четырехосном шасси Volvo FM 20 Объем кузова, м3 Материал кузова Сталь 09Г2С Толщина днища, мм 8 Толщина боковой стенки, передней 5 стенки, заднего борта, мм Масса надстройки, кг 5350 Геометрические размеры кузова, мм: - длина 5850 - ширина наружная 2480 - ширина внутреняя 2310 - высота кузова 1500 Угол подъема кузова, град. 47-50 Binotto MFC Гидрооборудование 167-5-5125 (Италия)Если не изнашивать диск сцепления до заклепок, маховик переживет машинуПневмогидравлический привод сцепления требует замены жидкостиНа самосвале с большим пробегом компрессор может гнать маслоПри разрушении электромагнитной муфты провода попадают в вентиляторков – по три. В рессорах балансира (он, кстати, не на втулках, а на сайлентблоках) по 7-9 листов толщиной 25 мм. Тормоза всех колес самосвалов Volvo – барабанные, такова наша российская специфика. При желании (или необходимости) можно найти полноприводный самосвал FM колесной формулой 6х6. В обычной гражданской версии он имеет двускатные колеса ведущих мостов и такую же, как у модели 6х4, грузоподъемность. Гораздо более проходимый самосвал в версии Military – на односкатных высокопрофильных шинах, с еще более толстенными лонжеронами рамы и клиренсом 440 мм. Но он сам по себе тяжелее и берет на борт всего 20 тонн. На усиленные шасси самосвалов FM обычно ставили достаточно мощные моторы – 10-литровый D10 (его сняли с производства в 2001 году), затем (до 2005 года) – 12-литровый D12, а потом пошли современные агрегаты D11 и D13. Как видно, объем в литрах фигурирует в обозначении. В более точной маркировке после цифр стоит буква, которой зашифрован экологический класс, возрастающий от А до Z. Относительно малокубатурные двигатели64 РЕЙС НОЯБРЬ 2011D7 и D9, широко применяемые на машинах серии FM вообще, а также могучие 16-литровые движки D16 на самосвалах российского рынка практически не встречаются. Все моторы – рядные 24-клапанные «шестерки» с общей головкой блока и топливной системой с насос-форсунками. Привод верхнего распредвала – «гитарой» шестерен, на моторе D12 она расположена спереди, на D11 и D13 – со стороны маховика. Последнее дает возможность отбора мощности на самосвальную установку минуя сцепление, тем не менее на большинстве машин российского рынка гидронасос стоит на картере КП. Особенность Volvo FM – эффективный моторный тормоз, рассеивающий мощность, сопоставимую с мощностью самого двигателя. И практически на всех самосвалах нашего рынка,включая современнейшие FMX, стоят версии двигателей, отвечающие нормам не выше Евро-3. Пока есть возможность, наши перевозчики избегают возни с раствором мочевины. К тому же зимой мотор Евро-4, а тем более Евро-5 неприемлем не только из-за замерзания реагента – выхлоп современных, экологически чистых двигателей заметно холоднее, чем у «грязных», поэтому часть груза примерзает к кузову. Что снижает эффективность перевозок из-за постоянной езды с бесполезным балластом или доплаты водителям за совмещение профессии дворника. Не говоря уже про расходы на раствор фирменной мочевины AdBlue и приобретение ломов в качестве необходимого инвентаря шофера. Характеристики наиболее распространенных двигателей – в таблице.Крутящий момент, Н.м (об/мин) 1850 (1100-1300) 2000 (1100-1300) 1850 (1100-1300) 2000 (1050-1450) 2000 (1050-1400) 2200 (1050-1400) 1880 (1050-1400) 2100 (1050-1400)Характеристики двигателей самосвалов*Модель (экологический класс) Рабочий объем, л Мощность, л. с. (об/мин) D12C380 (Евро-2) 12,1 380 (1700-1800) D12C420 (Евро-2) 12,1 420 (1700-1800) D12D380 (Евро-3) 12,1 380 (1700-1800) D12D420 (Евро-3) 12,1 420 (1500-1800) D13A400 (Евро-3) 12,8 400 (1400-1800) D13A440 (Евро-3) 12,8 440 (1400-1800) D11В390 (Евро-3) 10,8 390 (1800-1900) D11В430 (Евро-3) 10,8 430 (1800-1900) * Volvo FM12 стандартов Евро-2 и Евро-3 VOLVO FMМнениеСЕРГЕЙ МОРОЗОВ начальник сервисного участка «Управления механизации №25» – УМ-25 – не только автоперевозчик, но и полноценный технический центр по обслуживанию автомобилей, получивший сертификат компании Volvo Trucks. Ремонтная база включает диагностическое оборудование, обеспечивающее выполнение любых видов работ. По нашему опыту, состояние самосвалов с пробегом 300-500 тыс. км, широко представленных на вторичном рынке и периодически попадающих к нам на ремонт, может быть как вполне удовлетворительным, так и плачевным. Во многом оно зависит от своевременности проведения плановых работ по обслуживанию и качества применяемых расходных материалов. Бывают случаи, когда автомобиль работает по 80-100 тыс. км без замены масла в двигателе, что приводит к разложению моющих присадок и, как следствие, к накоплению углеродных отложений в камере сгорания, на тарелках клапанов и в канавках поршневых колец. Такой мотор попадает в капремонт, порой не выработав и трети установленного заводом ресурса. Нередко приходят машины с полностью, до металла, изношенными тормозными колодками, поломанными листами рессор, трещинами лонжеронов рамы. Последний дефект, как показала практика, устранить можно только временно – появление новых разрывов рядом или прямо по месту сварки почти неизбежно. Но в большинстве случаев привести запущенную нерадивым владельцем технику в рабочее состояние можно – вопрос только, какой ценой? Чтобы избежать незапланированных расходов на ремонт автомобиля желательно провести его компьютерную диагностику – еще до покупки. Например, в нашем сервисном центре она стоит 2430 рублей. Выявленные дефекты позволят определить предстоящие затраты на замену вышедших из строя деталей или узлов и попытаться снизить цену машины. Что касается наших собственных автомобилей, то, выставляя их на продажу при обновлении парка, мы гарантируем отсутствие скрытых дефектов и предоставляем покупателю полную информацию о состоянии машины. На сегодня помимо техники марок Scania и Tatra у нас работают на линиях 26 самосвалов Volvo. Большая их часть – 2002 года выпуска с кузовами «Бецема» и шасси FM12 шведской сборки: на девяти машинах – трехосное, на десяти – четырехосное. Остальные семь машин – свежие Volvo FMX калужской сборки 2010 года выпуска. В дальнейшем количество самосвалов современной модели будет увеличиваться – техника Volvo нас полностью устраивает по надежности и характеристикам – для того вида работ, где она используется. Среднесуточный пробег самосвалов – до 500 км, груз – как правило, грунт или осадки сточных вод. Сверх нормы автомобили не перегружаем. Общий пробег девятилетних машин – от 300 до 700 тыс. км, все двигатели в рабочем состоянии – до капремонта далеко. Практически без проблем служат механические коробки передач фирмы ZF , лишь на одной машине пришлось один раз ремонтировать редуктор ведущего моста. Из мелких неисправностей, характерных для Volvo FM12, можно назвать хронические течи масла через прокладку поддона картера двигателя и выход из строя топливного насоса низкого давления. На автомобилях с большим пробегом своевременно отслеживаем критический износ деталей воздушного компрессора. Если он начнет гнать масло, то придется менять все узлы пневмосистемы, поскольку промывка их любым из растворителей неизбежно повредит уплотнения, а ремонт с использованием ремкомплектов трудоемок и нерентабелен. В целом же Volvo FM – один из долговечных в своем классе автомобилей, и при грамотном, своевременном обслуживании требует небольших расходов на запчасти.При замене верхнего сальника гидроусилитель руля приходится перебиратьНа всех коробках передач Volvo FM предусмотрен демультипликаторКоробки передач трехосных самосвалов обычно 9-ступенчатые – с четырьмя скоростями в основном блоке, двухдиапазонным демультипликатором и тихоходной передачей – «черепахой». На четырехосных и 6х6 – 14-ступенчатые с тремя скоростями в основном блоке, делителем, демультипликатором и двумя «черепахами». Управление тросовое, по схеме 1Н. О подробнейше описанных в пресс-релизах «полуавтоматах» I-shift и гидромеханических «автоматах» Powertronic забудьте раз и навсегда: вы можете представить себе завгара в здравом уме и трезвой памяти, который закажет такую «приблуду» на самосвал? Место сборки Volvo FM легко определить по VIN-номеру шасси. Прежде всего, смотрим на первые три знака – код WMI. Если там YV2 – значит, машина с головного завода в Гетеборге (Швеция), если YB1 – она из бельгийского Гента. Х9P – российская сборка, то есть с 2003 по 2008 годы, – Зеленоград, а с 2009-го – Калуга. Уточняющая завод буква – на 11 позиции: А – Гетеборг, B – Гент, W – Зеленоград или Калуга. Вероятность встретить самосвал из США (4V2 – 4V5) или Бразилии (9BV) ничтожно мала.Где купитьVolvo Trucks в России, как Scania и Mersedes-Benz, имеет подразделение по продаже подержанных автомобилей. Выбор тягачей, сданных на реализацию лизинговыми компаниями либо пригнанных из Европы, достаточно широк, а вот самосвалы там – редкие гости. Строительно-коммунальный сектор перевозок не подвержен таким резким колебаниям спроса, и самосвалы не распродают после закрытия особо прибыльных подрядов, под которые в «золотые» докризисные времена покупали тягачи целыми колоннами. Кроме того, дефицит самосвалов обу-словлен отсутствием востребованных у нас модификаций на европейском вторичном рынке – там предлагают в основном версии полной массой всего 26 тонн для трехосного и 32 тонны для четырехосного шасси, вписывающиеся в нормы нагрузки на ось. Или вообще неповоротливые самосвальные автопоезда с седельными тягачами, не предназначенные для съезда с асфальта на грунт. А маневренная одиночка на усиленной раме, способная без поломок, невзирая на все формальные ограничения давить дорогу весом по 16, а то и 20 тонн на каждый мост и отчасти выполнять функНОЯБРЬ 2011 РЕЙС 65 автомобилиПозицияВТОРИЧНЫЙ РЫНОКЦены оригинальных запчастей*Цена с НДС, рублей Фильтр воздушный (комплект) 12 638 Фильтр масляный (комплект) 2456 Поршневые кольца 6962 Поршневая группа 32 862 Прокладка ГБЦ 12 692 356 342 Головка блока цилиндров (восстановл.– 330 986) Комплект вкладышей шатунных 2115 Комплект вкладышей коренных 1890 Генератор 39 109 Топливный насос подкачивающий 17 027 36 277 Насос-форсунка (восстановл. – 25 835) Топливный насос подкачивающий 7703 Водяной насос 37 327 Клапан впускной 2092 Клапан выпускной 3859 Полный комплект прокладок двигателя 36 823 Глушитель 30 262 Стартер 72 430 Термостат 2774 Сцепление в сборе 130 826 Ведомый диск сцепления 22 904 Выжимной подшипник сцепления 14 753 Тормозной барабан 11 612 Накладки тормозных колодок 6083 (комплект на одну ось) Подшипники передней ступицы 16 191 (комплект на одно колесо) Подшипники задней ступицы 12 980 (комплект на одно колесо) Насос гидроусилителя руля 50 138 Рессора передняя 49 272 Балансир 32 094 Комплект синхронизаторов КП 972 926 Амортизатор 6366 Стекло ветровое 13 623 Фара в сборе 39 907 Указатель поворотов 2855 Коробка передач в сборе 1 541 060 Турбокомпрессор двигателя в сборе 66 547 Рессора задняя 66 003 Фонарь задний 3206 * для самосвала Volvo FM12На старых машинах может быть «на подходе» турбокомпрессор двигателяПередний ведущий мост – «проходной» и стоит дороже заднегоКоробка передач снабжена масляным фильтром – его тоже надо менятьНа втором управляемом мосту четырехосных машин – 3-листовые рессорыБлок управления двигателем отлично переносит вибрации и нагревТипичная болезнь моторов Volvo – течь масла в задней части поддона картерации специальных карьерных самосвалов, ползя с полным кузовом по глине или песку – исключительно российская специфика. Стало быть, ищем подержанный автомобиль по объявлениям через Интернет. Большую их часть публикуют относительно крупные предприятия, обновляющие парк, но есть и предложения частных владельцев (см. таблицу). Как видим, дорогущий Volvo, поработав три-четыре года, теряет в цене более чем вдвое – вместо пяти с половиной миллионов за него просят уже два с половиной. То есть столько же, как за аналогичный самосвал изначально более доступных европейских марок. Еще быстрее обесценивается четырехосная версия. Благоприятно влияют на вторичный рынок предложения самосвалов 2008 года выпуска из отстоя, то есть купленных перед кризисом и ни разу не выезжавшие на линию. Пока за такие просят по четыре66 РЕЙС НОЯБРЬ 2011миллиона рублей, продавцы одногодок даже с небольшим пробегом не получат и трех…Смотри в обаПриехав по объявлению посмотреть подержанный Volvo FM, начинаем с дефектов, видимых снаружи – все, что удалось предъявить продавцу, поможет при дальнейшем торге. Например, сразу изучаем шины – для самосвалов, особенно работающих на вывозе мусора, характерна повышенная «травматичность» баллонов. Кивать на обилие шляпок от гвоздей, головок шурупов и болтов в протекторе не особо результативно: хозяин скажет, что они коротенькие, но если, раздвигая края порезов отверткой, вы обнаружите, что хотя бы на двух шинах из десяти в щели видны нити корда, смело говорите: «25 тысяч рублей умножаем на два – итого полтинникскидка». Рама самосвала страдает при перегрузах на плохих дорогах и наверняка будет деформирована в случае опрокидывания груженой машины, что не так уж и редко бывает на стройках и в карьерах. Тут уже речь не о торге с продавцом, а о предпочтении другого варианта – с первозданно ровной рамой. Определить искривление лонжеронов можно обыкновенной рулеткой (см. рис.) – разница свыше 10 мм при измерении базы по обоим бортам недопустима. Признаки кузовного ремонта кабины (слой шпаклевки под эмалью, выявленный с помощью магнита, незаводские сварочные швы под уплотнителями дверей, видимое различие в качестве покраски отдельных участков) говорят о былой аварии, чреватой деформацией передних частей лонжеронов рамы – подобные дефекты, как правило, не устранимы. автомобилиПризнаки ремонтаВТОРИЧНЫЙ РЫНОКНормативы на замену деталей*1. Разница в цветепластмассовых деталей2. Шпатлевка под слоем эмали 3. Переходы между свежимии старыми слоями эмали3 2 1 44. Трещины, горбы, морщины 5. Разница измеренийпо бортам (искривление рамы)5Поддомкратим колесо и покачаем длинной монтажкой – люфт в шкворневом соединении сразу почувствуетсяПозиция Нормо-час Подшипник задней ступицы 3,5 Подшипник передней ступицы 2,8 Переборка гидроусилителя руля 8,3 Переклепка тормозных накладок 5,7 Переборка КП 14,6 Переборка балансира задней подвески 3 Диск сцепления (либо узел в сборе) 7,6 Стартер 1,0 Радиатор 4,5 Генератор 1,7 Форсунка 4,5 Капремонт двигателя 127 Рессора передней подвески 4,1 Рессора задней подвески 3,1 Турбокомпрессор 2,0 * самосвала Volvo FM12 в сервисном центре УМ №25, стоимость нормо-часа 900 рублейРасходники на подержанный Volvo чаще берут неоригинальные – от фирм Knorr, Diesel Technic и др.Свежепрошприцованные шкворни – признак заботливого хозяинаГидроцилиндр в рулевом приводе второй оси вступает в работу на ходуНа Volvo российского рынка гидронасос обычно стоит на коробке передачКомпьютерная диагностика двигателя в авторизованном техцентре стоит порядка 2500 рублей – на фоне риска потерять полмиллиона на капремонте агрегат через пару месяцев после покупки машины, это явно не дорого. Впрочем, до визита на сервис дело может и не дойти, если покупатель не поленится прогреть мотор и погонять его на всех режимах. Белесый дымок выхлопа может означать, что «льет» одна из насос-форсунок, и не исключено, что придется менять весь комплект – возможно, мотор хлебнул воды после заправки «бодягой». Шесть новых насос-форсунок обойдутся в 200 тыс. рублей, и при несогласии продавца на столь внушительную скидку решайте сами, стоит ли эта машина такой доплаты к реальной цене? Течь масла из поддона картера мотора Volvo D12 может быть следствием и банальной негерметичности стыка, но вслух надо заподо68 РЕЙС НОЯБРЬ 2011зрить разбавление масла дизтопливом. Обратный процесс – попадание масла в топливо, что легко определить, сунув деревянную щепку в горловину бака и обнаружив потемнение солярки. Оба явления свидетельствуют о неисправности уплотнения в топливном насосе низкого давления. Копоть при резком нажатии на газ? Похоже, пора менять турбокомпрессор. А он стоит 66 тысяч, не считая работу. Сизый дым – зачит, горит моторное масло, если его не держат маслосъемные кольца. Скорее всего поршневая под замену. Это тоже повод поискать другую машину. Вам ведь надо грунт возить, а не в ремзоне простаивать… Дефекты коробки передач сразу выдают себя звуками – прокатитесь и переберите все ступени. Намало дефектов можно найти и под днищем: трещины листов рессор, потеки на амортизаторах или горловинах редукторов ведущих мостов.Последнее на самосвалах Volvo маловероятно, но если уж обнаружено, то весьма вероятен дорогостоящий ремонт моста – сальник начинает течь, когда его размолотит от биения фланца после появления люфта в подшипнике. Обнаружить износ шкворневого узла передней подвески нетрудно: надо вывесить колесо, поддомкратив балку, и покачать диск монтировкой (см. рис.). Разумеется, педаль тормоза при этом должна быть нажата, чтобы исключить люфт в подшипниках ступицы. Обнаружив изношенные сайлентблоки подвески кабины, учтите: долгая эксплуатация с такой неисправностью и повышенная амплитуда раскачки кабины на колдобинах со временем ведет к повреждению сальника рулевого вала. Переборка агрегата влетит в копеечку.Фото автора и фирмы-изготовителя