92
93
94
95
спецтехникаПРЕМЬЕРАСдвигая горыФлагманский автогрейдер завода ЧСДМ теперь оснащен задним рыхлителем и получил более комфортабельную кабину. По традиции оборудован многозвенным карданным приводом переднего мостаамый тяжелый среди грейдеров строительно-дорожные машины» – «девяносто восьмой». Его эксплуа-С производства ЗАО «Челябинскиетационная масса превышает 20 тонн. Производитель заявляет, что машина справится с грунтом даже IV категории (тяжелая глина со щебнем)– то есть при необходимости может выполнить часть функций бульдозера. Грейдеры такого класса нецелесообразно использовать на легких работах в коммунальных службах – например, для уборки снега или планировки мусора на полигонах, их основное назначение – строительство дорог и подготовка территорий будущих предприятий в условиях целины. А точнее – выполнение следующих работ: сооружение земляного полотна или корыта под основание, перемещение грунта в насыпи, разравнивание грунта при послойной отсыпке, планировка и профилирование откосовГрейдерный отвал со съемными и регулируемыми по высоте ножами92 РЕЙС НОЯБРЬ 2011Тяговая рама с гидроцилиндрами поворота обеспечивает маневренностьКрутящий момент на передний мост передается механическим приводом Головка передней рамы под допоборудованиеХребтовая балка выгнута для размещения отвалаПодвеска тяговой рамы оснащена шарнирамиГидроцилиндр подъема переднего отвалаТехнические характеристики автогрейдера ДЗ-98В.00*Колесная формула Эксплуатационная масса, кг Тип двигателя Двигатель Эксплуатационная мощность, л. с. Емкость топливного бака, л Тип коробки передач Максимальная скорость движения вперед, км/ч Максимальная скорость движения назад, км/ч Число передач вперед/назад Минимальный радиус поворота, мм Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Размер шин * обычный вариант 1x3x3 20 700 дизельный ЯМЗ-238НД3 (Евро-0) 235 485 механическая ЧСДМ 39 47 6/6 18 000 10 690 3220 4000 16,00-24Технические характеристики автогрейдера ДЗ-98В.61*Колесная формула Эксплуатационная масса, кг Тип двигателя Двигатель Эксплуатационная мощность, л. с. Емкость топливного бака, л Тип коробки передач Максимальная скорость движения вперед, км/ч Максимальная скорость движения назад, км/ч Число передач вперед/назад Минимальный радиус поворота, мм Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Размер шин * карьерный вариант 1x3x3 21 100 дизельный ЯМЗ-236НЕ2-40 (Евро-2) 230 485 гидромеханическая ZF 4WG-180 36 25 6/3 18 000 10 690 3220 4000 20,5-25и т. п. При устройстве покрытий дорожных одежд автогрейдер профилирует основание из грунта, формирует щебень и гравий в продольный валпризму, укладывает асфальтобетонную смесь, подготавливает основание под укладку железобетонных плит. Операции последовательно повторяются на каждом участке строящейся автодороги: резание грунта, рыхление, формирование призмы волочения, перемещение грунта, распределение щебня и планирование. При срезании внутреннего откоса кювета отвал устанавливают с углом захвата 3040 градусов и выносят в сторону так,чтобы наружный край был заподлицо с внешним торцом переднего колеса, которое при первом проходе идет по целине. Как и любой автогрейдер, ДЗ- 98В – пневмоколесная машина с отвалом внутри базы, что обеспечивает минимальные колебания рабочего инструмента по вертикали при движении по неровной поверхности. Кроме того, отвал установлен в направляющих с шарнирным креплением, что позволяет регулировать угол резания, то есть продольный наклон инструмента, он зависит от прочности обрабатываемого грунта и весового класса машины. Наклоном отвалав поперечном направлении регулируют угол зарезания – например, при работе на косогоре. Регулируется и так называемый угол захвата – благодаря вращению поворотного круга тяговой рамы, на котором подвешен отвал, в плоскости, параллельной дороге. Это определяет ширину полосы обработки, объем и скорость поперечного перемещения грунта. Шасси «девяносто восьмого» – полноприводное, колесная формула – 1x3x3, то есть все оси ведущие, и одна управляемая. По конструкции машина намного проще, чем одноклассники большинстваЦепочка карданных валов потребовала установки нескольких опорСмазка в опоры карданных валов поступает из централизованной системыВ верхней точке хребтовой рамы расположен промежуточный валикНОЯБРЬ 2011 РЕЙС 93 спецтехникаПРЕМЬЕРАРифленые ступени обеспечивают безопасность зимойКабина остеклена до пола для лучшей обзорностиСлева от руля – рычаги управления ГМПРулевое колесо можно вращать одной рукойТехнические характеристики двигателей автогрейдера ДЗ-98ВМодель двигателя Тип Число цилиндров Расположение цилиндров Рабочий объем, л Мощность, л. с.(об/мин) Крутящий момент, Н•м (об/мин) Минимальный удельный расход топлива, г/л.с.•ч ЯМЗ-238НД3 дизельный с турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива и промежуточным охлаждением воздуха 6 V-образное, угол развала 90° 14,86 235 (1700) 1108 (1100-1400) 162 ЯМЗ-236НЕ2 дизельный с турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива и промежуточным охлаждением воздуха 6 V-образное, угол развала 90° 11,15 230 (2100) 882 (1100-1300) 145Узлы гидросистемы легкодоступны для осмотра и обслуживаниязарубежных фирм. Что и определило вполне умеренную цену – порядка 5 миллионов рублей, среди 20-тонных автогрейдеров дешевле не найдете. Создатели ДЗ-98В обошлись без модной ныне шарнирносочлененной рамы, отсюда и довольно большой – 18-метровый – радиус поворота. Впрочем, на просторах равнинной России маневренность не столь важна, как, например, в странах с преобладанием гористой местности. В пользу надежности сделан выбор и типа трансмиссии – она полностью механическая. Вереница карданных валов, проложенных вдоль хребтовой балки для привода переднего моста, – визитная карточка челябинцев. Уже только этим они отсекают от части потенциальных покупателей машиныименитых американских и азиатских конкурентов. Дело в том, что весь мир делает грейдеры с гидроприводом ведущих колес – это технологичнее. Но в нашей стране хватает поклонников чистой механики, обеспечивающей 100-процентную синхронность вращения колес полноприводного шасси, а значит – безопасное движение до объекта по обледенелой трассе (на сухой дороге передний привод отключен). Не говоря уже о том, что перебрать пару крестовин, в отличие от гидромотора, можно не только в ближайшей МТС, но и просто в чистом поле «на коленке». От трудоемкого обслуживания множества шарниров и опор валов избавляет централизованная система смазки – по наработке каждых 125 моточасовона автоматически шприцует все узлы трения. ДЗ-98В выпускают в двух вариантах: обычном и карьерном. В первом случае установлена механическая коробка передач собственного производства ЧСДМ, а во втором – гидромеханический автомат от фирмы ZF. Привязаны к вариантамСистема централизованной смазки вступает в работу автоматическиКронштейны опор карданных валов приварены к хребтовой раме94 РЕЙС НОЯБРЬ 2011При износе шаровое соединение подвески тяговой рамы регулируетсяВ межмостовой передаче задней тележки – тоже карданный вал Стойку рыхлителя (кирковщика) можно переставить......как в рабочее, так и в транспортное положение. Наличие пяти зубьев обеспечивает хорошую производительность... Хар-ки грейдерного отвала*Длина, мм Высота с ножами, мм Угол резания, град. Угол зачистки откосов, град. Глубина кювета, м Угол установки, град. Боковое выдвижение в обе стороны, мм Опускание ниже опорной поверхности, мм * автогрейдера ДЗ-98В 4200 700 30-70 0-90 0,5 0-360 1050 500...а при износе твердосплавных зубьев их меняютТехнико-эконом. показатели*Расход рабочей жидкости гидросистемы, г/моточас Удельный расход топлива, кг/м3 Ресурс до первого капитального ремонта, моточасов Средняя наработка на отказ, моточасов Коэффициент технического использования Удельная суммарная трудоемкость ТО, чел.-часов/моточас * автогрейдера ДЗ-98В 7,06 0,15 8400 200 0,85 0,118Подвеска разгружает гидроцилиндры в рабочем положении рыхлителяи моторы: в первом случае применен 15-литровый, во втором 11-литровый. Оба 6-цилиндровые, производства ЯМЗ, их характеристики – в таблице. Основная масса машины приходится на двухосную заднюю тележку с продольно-балансирной подвеской – там и двигатель, и элементы трансХарактеристики кирковщика*Число зубьев Максимальное заглубление зуба, мм Ширина захвата, мм * автогрейдера ДЗ-98В 5 230 1800Хар-ки бульдозерного отвала*Объем призмы волочения, м3 Ширина, мм Высота, мм Опускание ниже опорной поверхности, мм Основой угол резания, град. * автогрейдера ДЗ-98В 2,57 3200 970 110 55миссии, и кабина машиниста. Помимо основного, «грейдерного» отвала посреди базы установлен и передний, «бульдозерный» отвал. Важнейшее же новшество модели образца 2010 года – появление в перечне оборудования заднего кирковщика, необходимого для предварительного разрыхления плотного грунта или взлома старого дорожного покрытия. Это стало возможным благодаря изменению конфигурации рамы – теперь она спрямлена в задней части, что и позволило установить дополнительный инструмент. Кроме того, в карьерном варианте установлен второй гидроцилиндр в рулевом управлении, что позволило применить необходимые на песке широкие шины без увеличения усилия на рулевом колесе.Другое новшество, внедренное уже в 2011 году, – более комфортабельная кабина, отвечающая международным требованиям безопасности FOPSROPS. Как опции предусмотрены сиденье оператора от фирмы Grammer и кондиционер. По желанию заказчика автогрейдер поставят в одном из двух исполнений: обычном – для эксплуатации в средних широтах и тропическом. Проблем с обслуживанием и ремонтом машины в разных регионах России возникнуть не должно: у группы ГАЗ, в которую входит ЗАО «Челябинские строительнодорожные машины», довольно широкая сеть сервисных станций. ФОТО ВЕНИАМИНА КАРЕЛОВААнтон УткинБортовые редукторы снижают риск свернуть полуось при большой тягеМощный рым пригодится для буксировки автогрейдера или автогрейдеромАккумуляторный ящик совмещен с системой доступа к двигателюНОЯБРЬ 2011 РЕЙС 95