спецтехникаПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДКрюк и сверлоЕсли к гидравлическому разъему стрелы крана-манипулятора подключить гидромотор с мощным редуктором и шнеком, то помимо работы с грузами машина сможет бурить землю. Спецмашина позволяет заменить собой три транспортных средстваЧ спецмашина, тем выше доход ееем больше операций выполняетвладельца. Например, когда на раму бортового грузовика устанавливают крано-манипуляторную установку, перевозчик получает возможность не просто экономить свои средства, отказываясь от услуг грузчиков, но и получать дополнительный доход за возможность работать автономно, независимо от наличия в пункте погрузки/разгрузки крана, тали или погрузчика. Простой пример – доставка и сборка на дачном участке бревенчатого сруба-бани. Все – от транспортировки материалов на участок до выкладывания бревен в определенном порядке – выполняется одной машиной. Естественно, чем массивнее бревна и выше сруб, тем более мощную технику задействует транспортная компания. В случаях когда помимо доставки и сборки сруба клиент требовал об-нести свою недвижимость забором, поставить несколько опор линии электропередач, сделать столбчатый фундамент, чтобы подвести к жилищу свет, транспортная компания помимо крана-манипулятора, способного поднимать столбы, высылала на объект машину для бурения в грунте скважин. Или же применяла более современную машину, краноманипуляторная установка которой дооснащалась буром с приводом от имеющейся на борту гидросистемы КМУ. Свой вариант такой высокофункциональной машины предложила нижегородская компания «ЧайкаСервис». В качестве шасси нижегородцы использовали полноприводный КАМАЗ-43118, благодаря которому спецтехника может перемещаться как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью. На более легких автомобилях бур приходится отсте-90РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011 Технические характеристикиКМУ Amco Veba 810 2S Грузоподъемность 790 на максимальном вылете, кг Максимальный вылет, м 7,74 Грузовой момент, т.м 6,9 Технические характеристики автомобиля Базовое шасси КАМАЗ-43118 Габаритные размеры, мм Длина 8700 Ширина 2540 Высота 3600 База, мм 3690/1320 Колесная формула 6х6 Снаряженная масса, кг 11 400 Полная масса автомобиля, кг 20 900 Масса перевозимого груза, кг 9350 Внутренние размеры платформы, мм Длина 5300 Ширина 2470 Высота 590 Погрузочная высота, мм 1600Габаритные размерыПоскольку шнек подвешивается ко второй секции стрелы (к первой крюк), его рабочая зона ограничена ее вылетомПолноприводное шасси незаменимо при работе на бездорожьегивать (например ГАЗ-33081 «Садко»), а на тяжелых – бур снимать не нужно. Отбор крутящего момента для привода насоса гидросистемы КМУ осуществляется от коробки отбора мощности (КОМ) модели КАМАЗ. Агрегат зарекомендовал себя как вполне надежный, а 45 кВт мощности, которую он может передавать, с большим запасом хватит для привода насоса тяжелой крано-манипуляторной установки. Например, для работы насоса гидросистемы КМУ итальянской фирмы Amco Veba, которая смонтирована на шасси рассматриваемой нами машины, достаточно всего 30 кВт снимаемой с КОМ мощности. То есть имеется существенный запас, который может пригодиться при установке на камазовское шасси более мощных спецнадстроек. Одной из особенностей конструкции рабочего инструмента, примененной на машине, является то,что шнек в транспортном положении висит под стрелой крана, которая, в свою очередь, располагается вдоль кузова. При этом шнек подвешивается к первой, самой короткой телескопируемой секции. Как правило, при создании ямобуров конструкторы подключают привод шнека к оголовку стрелы, увеличивая тем самым радиус действия установки, но лишая ее возможности без демонтажа шнека выполнять функции КМУ. Иными словами, чтобы машина могла поднимать грузы, оператору придется постоянно отстегивать шнек, что занимает время и силы. Последних может и не хватить, так как масса бура составляет от 183 до 265 килограммов. А если представить, что смену рабочего инструмента необходимо произвести под проливным дождем или в метель, на морозе… словом, возможность использовать рабочие инструменты– будь то крюк или шнек, не меняя их на рабочей стреле, дорогого стоят. Поскольку шнек не отстегивается от стрелы крана, возникает резонный вопрос: насколько падает грузоподъемность последнего и каким образом сверло фиксируется на стреле? Что касается грузоподъемности, то она падает примерно на 30%, о чем свидетель-Органы управления установкой расположены с левой стороны надрамникаДЕКАБРЬ 2011 РЕЙС 91 спецтехникаПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДМасляный бак гидропривода установки расположен сразу за кабиной шассиАутригеры в транспортном положении не выходят за габариты машиныТопливный бак лучше закрыть надежными противоподкатными брусьямиМощный надрамник установки не мешает обслуживать агрегаты машиныствуют цифры в технической документации к машине. Это есть плата за возможность использовать КМУ в качестве крана и ямобура, не демонтируя шнек установки. При этом заметим, что если перевозчику потребуется взять на борт груз массой более, чем может поднять крановая установка, отягощенная шнеком (по паспорту 790 кг), то последний придется отстегнуть. Для этого необходимо выбить соединительный палец и разъединить БРС (быстроразъемные соединения) системы питания привода шнека. Разумеется, отсоединять шнек необходимо в кузове автомобиля, так как это облегчит работу по демонтажу и, что более важно, по установке бура обратно.Важный момент: чтобы обеспечить работу буром и поднятие грузов без смены рабочего оборудования (крюка и шнека соответственно), крюк крепится к окончанию второй, а редуктор шнека – к первой секции стрелы КМУ. Работаем краном – выпускаем первую секцию, а нужно пробурить скважину – выдвигаем вторую. В зависимости от диаметра шнека и твердости грунта, в котором бурится отверстие, установка может комплектоваться двумя типами редукторов. Мощный (модель RT750) предназначен для работы со шнеками большого диаметра (от 500 мм) и в тяжелых грунтах (от 3-й категории), «легкий», соответственно, применим для более простых усло-вий эксплуатации: диаметр шнека до 400 мм, категория грунта до 1,2. Помимо итальянских шнеков производства компании Rozzi, которые «Чайка-Сервис» предлагает четырех диаметров (200, 250, 300, 350, 400 мм), могут применяться и буры иных производителей, имеющих аналогичное крепление к редуктору. Вне зависимости от диаметра и производителя бура его крепление к стреле КМУ осуществляется одинаково: на конец шнека набрасывается веревочная петля, включается привод редуктора, и шнек, наматывая на себя трос, притягивается к стреле.Сергей Старчиков Фото Вениамина КареловаПривод гидронасоса осуществляется от коробки отбора мощности92 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011Рессорная подвеска и стальной лист защиты – атрибуты спецмашиныОдноскатная ошиновка улучшает проходимость машины на бездорожье