94
95
спецтехникаПРЕМЬЕРАДля того чтобы перевозчик мог самостоятельно загрузить и разгрузить машину, на ее шасси можно смонтировать крано-манипуляторную установку или… подвесить к ее задней части вилочный погрузчикПРИЛИПАЛАго не удивишь. Имея на борту кран, перевозчик становится независимым от складской подъемной техники. Кроме того, свой кран позволяет экономить на погрузочно-разгрузочных работах. Одно плохо: дальность действия КМУ ограничена его грузовысотной характеристикой. Чем тяжелее груз, тем короче вылет стрелы манипулятора, на котором его можно поднять. Конечно, ни о какой транспортировке подвешенного на крюке груза не идет и речи. Для безопасной работы крана необходимо выдвинуть аутригеры и создать опорный контур. А что делать, если груз хранится в ангаре и въехать в него на машине не представляется возможным? В этом94 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011А торной установкой сегодня никовтомобилем с крано-манипуля-случае альтернативы мобильному вилочному погрузчику не существует. А значит, вместо КМУ перевозчику необходимо возить с собой собственный погрузчик. Именно так и поступают европейские перевозчики. Не так давно в России компания «Карготек РУС» начала продажи специальной серии погрузчиков «Моффет», предназначенных для подвешивания к заднему срезу рамы грузовика или прицепа. Чтобы стать счастливым обладателем собственного погрузчика, необходимо иметь как минимум 50 000 евро, то есть средства на еще один среднетоннажный грузовик. С одной стороны, такие вложения средств весомы даже для компании среднего уровня, что уж говорить о мелких фирмах,на балансе которых стоит не более десятка грузовиков. С другой – вилочный погрузчик в автохозяйстве машина незаменимая. С его помощью не только осуществляют погрузочноразгрузочные работы, но и используют в качестве крана для демонтажа/ монтажа тяжелых агрегатов машин – скажем, моторов, коробок, мостов в ремзоне. Если фирма-перевозчик является подразделением торговой компании, имеющей свои склады, то погрузчик будет не только загружать/ разгружать товары на машины, но и обслуживать склады торговых комплексов. Одним словом, при грамотно выстроенной логистике «прилипала» без работы не останется, а посему первоначальные затраты на его покупку уже не покажутся обременительными. Заметим, что «моффеты» в целом конструктивно похожи на свои аналоги, работающие на складских комплексах, но имеют несколько ярких отличий, к примеру, высокую проходимость и низкий центр ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯля транспортировки на объект погрузчик подъезжает к задней части автомобиля, вставляет вилыДв направляющие и поднимает сам себя над поверхностью. Чтобы машина самопроизвольно не «отчалила» от рамы грузовика,ее крепят двумя мощными цепями и ограничивают люфты в направляющих при помощи стопорных пластин. По прибытии на местоцепи и пластины демонтируются, «моффет» опускает сам себя на землю и, отъезжая от автомобиля, выводит вилы из направляющих.тяжести. Также конструкторы приложили усилия для максимально возможного снижения веса машин, так как погрузчик, подвешенный к раме прицепа или автомобиля, автоматически уменьшает его грузоподъемность. При этом надо понимать, что в отличие от КМУ, которая нагружает в основном переднюю ось автомобильного шасси (берем самый распространенный вариант монтажа «за кабиной»), большая часть массы «моффета» приходится на заднюю ось авто. Это необходимо учитывать при распределении груза по платформе грузовика. В зависимости от модификации вес погрузчика может составлять 1,5; 2,5; 3 или 3,5 тонны – легкая, средняя и тяжелая серия машин соответственно. Справедливости ради отметим, что и КМУ, смонтированная на заднюю часть рамы грузовика, также нагружает его ведущую ось. В зависимости от мощности крановой установки нагрузка будет примерно аналогичной. Как показывает европейский опыт эксплуатации, для подвешивания погрузчика к заднейчасти грузовой платформы усиления рамы шасси не требуется. В качестве усилителей выступают привариваемые к нижним полкам лонжеронов рамы трубчатые направляющие, в которые вставляются «рога» погрузчика. Поскольку сварочный шов подвержен коррозии, то для сохранения прочности соединения необходимо периодически его осматривать на предмет образования очагов коррозии и своевременно обрабатывать обнаруженные язвы антикоррозионными составами. В установочный комплект для перевозки и крепления в транспортном положении «моффетов» входят цепи (две штуки) и специальные фиксаторы-пластины. А вот средства предотвращения хищения техники, похоже, перевозчик должен придумать самостоятельно, несмотря на наличие надежных фирменных замков. Для России самое действенное это не оставлять машину без присмотра. Еще один немаловажный факт: прикрепленный к заднему свесу грузовой платформы погрузчик увеличивает длину транспортногоДля фиксации погрузчика в транспортном положении используют цеписредства на 1,5 метра. Это необходимо учитывать в случае, когда «моффет» цепляют к прицепу или полуприцепу. Возможно, с довеском машина не впишется в принятые ПДД нормативы. В зависимости от модификации погрузчики могут иметь привод на одно, два или же на все три колеса. Тип привода зависит от условий, в которых будет работать машина. Если площадка заасфальтирована, то достаточно привода на одно колесо. При работе на грунте предпочтительнее погрузчики с двумя ведущими колесами. Если же условия передвижения тяжелые, например, размокший грунт или погрузка производится на склоне, необходимо выбирать полноприводную версию.Сергей Старчиков Фото фирмы-производителяПогрузчик увеличивает длину автопоезда на полтора метраДЕКАБРЬ 2011РЕЙС95