автомобилиМЕСТО РОЖДЕНИЯRENAULT PREMIUM LANDERСборочный завод Renault Trucks в Калуге наращивает объемы выпуска тягачей 6х4, востребованных на российском рынке46РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011 RENAULT PREMIUM LANDERАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»Вгамме крупнотоннажной техники Renault машины колесной формулы 6х4 относятся к семейству Premium и его подсемейству Lander – это имя закреплено за тягачами строительного сегмента. То есть французы их приспособили для перемещения тяжестей не только по асфальтированным дорогам, но и по ведущим к стройкам грунтовкам. Хотя у нас, в России, такого качества «подъездные пути» к городам и селам могут тянуться на сотни и даже тысячи верст. Как известно, наиболее рас-ДЕКАБРЬ 2011РЕЙС47 автомобилиМЕСТО РОЖДЕНИЯТехнические характеристикиПолная масса автомобиля, кг Номинальная нагрузка на седло, кг Масса шасси с кабиной, кг Распределение массы на переднюю ось, кг Распределение массы на заднюю ось, кг Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг Максимальная нагрузка на заднюю тележку, кг 26 000 16 310 9690 5545 4145 8000 21 000пространенные в мире тягачи с одной ведущей осью эффективны лишь на твердых покрытиях, где одной четвертой части массы полуприцепа, приходящейся на седло, вполне достаточно, чтобы парой двускатных колес тянуть оставшиеся три четверти. Другое дело, когда автопоезд съезжает на грунт – тут уж с подобным соотношением ведущих и неведущих делать нечего. Ни о каких сорока тоннах полезной нагрузки не идет и речи – разве что порожняком проехать… Волей-неволей приходится использовать машины 6х4, мирясь с высокой ценой техники и большими эксплуатационными расходами. Зато на хорошей дороге трехосный тягач возьмет на седло в полтора раза больше двухосного. И зимой на обледенелый подъем с грузом заберется. Неудивительно, что «строительный» Lander с равным успехом может у нас возить и бетонные плиты, и палеты с продуктами питания – если дорожные условия обязывают. Вообще помимо машин 6х4 в заводской гамме Renault предусмотрены строительные тягачи и иных конфигураций: 4х2, 6х2, 6х2х4, 8х2х6 и 8х4. То есть Lander может быть даже48 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011с одним ведущим мостом, как и магистральный Premium Route. Если же исходить из колесной формулы, то тягачи 6х4 есть только в подсемействе Lander. До конца 2008 года они поступали к нам из Франции – с головного завода в городе Бурк-ан-БресЛинейные размерыблиз Лиона. С пуском сборочного завода в Калуге совместно с Volvo Trucks пошли автомобили с российским VIN-номером, начинающимся на X9P (у чисто французских – VF6). Напомним, предприятие открыли в «кризисном» январе 2009-го, когда собирать наКолесная база, ммТягач Полуприцеп База 3200 3500 3700 3850 3900 4100 4200 4300 4350 4500 4750 5000 5050 5250 5300 5500 5600 5800 6100 6450 6800 4x2 6x2 6x4 8x4 4x2 6x4 RENAULT PREMIUM LANDERСпециальным ключом поворачиваем золотник в положение подъема...Для привода вспомогательных агрегатов применен поликлиновый ремень......а ременный привод вентилятора дополнен электромагнитной муфтой...и, применив тот же ключ, другой головкой откидываем кабину впередДвигатели семейства DXi пришли на Renault от партнера – Volvo Trucks. Шведские инженеры пока считают оправданным применение насос-форсунокнем более одного грузовика в день не имело смысла из-за неизбежности затоваривания склада готовой продукции. Сегодня, спустя три года, дневной выпуск только по марке Renault достиг десяти машин. Правда, и это немного – в два с половиной раза меньше расчетного объема, ведь мощность завода в Калуге составляет 15 тысяч автомобилей при соотношении Volvo к Renault как два к трем. Последнее, видимо, можно варьировать: если лет через пять спрос на «французов» зашкалит, а на «шведов», напротив, не доберет до проектной величины в 10 000 машин, то компаньоны всегда могут скорректировать первоначальные планы – не отказываться же от прибыли.На длинном плечеГде-то там, в «европах», можно встретить весьма экзотические по нашим меркам тягачи Lander, включая, как уже было сказано, двухосные, а также с моторами объемом всего 7 литров, с пневмоподвеской, системой впрыска мочевины, роботизированной коробкой передач и прочими, несовместимыми с реалиями наших зауральских«направлений» узлами, агрегатами и системами. Все вышеперечисленное теоретически доступно и на машинах, предлагаемых российскими дилерами – что закажете, то вам на калужском заводе и соберут. Не хотите российскую сборку? Нет проблем – приплачиваем за растаможку, и список всех капризов покупателя попадает к французам. Но вернемся, однако, «на землю» – к запросам самого обыкновенного нашего перевозчика. Если он целенаправленно выбрал тягач 6х4, значит, в Европу ездить не собирается, а перегружать машину сверх нормы наверняка будет. Сфера применения такого грузовика чаще не доставка стройматериалов с ближайшего цементного завода, а работа на трассе. Поэтому из трех вариантов кабины – короткой Day, средней Global и «глубокой» Long – предпочитают два последних. Кабина Global может быть оборудована спальным местом размером 202х78 см опционно, а для Long оно предусмотрено штатно. На выбор и три высоты крыши – дальнобойщики предпочитают среднюю или высокую. Длина базы (3200, 3500 или 3700 мм) диктуется применяемымиРаскаленному выхлопными газами турбокомпрессору защитный экран не помешает На машинах с откидной кабиной кнопка остановки двигателя необходима Характеристики двигателейКрутящий Модель тягача Рабочий Мощность, л. с. момент, (экологический объем, л класс) (об/мин) Н.м (об/мин) 2000 440.26Т 10,8 436 (1800) (1000-1400) (Евро-3) 1800 380.26Т 10,8 380 (1800) (950-1400) (Евро-5 и EEV) 2040 430.26Т 10,8 430 (1800) (950-1400) (Евро-5 и EEV) 2200 460.26Т 10,8 460 (1800) (950-1400) (Евро-5 и EEV)ДЕКАБРЬ 2011РЕЙС49 автомобилиМЕСТО РОЖДЕНИЯПервый ведущий мост – проходной, с межосевым дифференциаломВ балансирной задней подвеске применены кованые продольные рычагиВ задней части 16-ступенчатой КП – планетарный демультипликаторЛитые балки ведущих мостов исключительно прочны и долговечныПневмогидравлический привод сцепления снижает усилие на педалидля различных перевозок полуприцепами. Высота седла на «лэндерах» обычно 1250 или 1350 мм, что затрудняет использование магистральных полуприцепов широко распространенных моделей из-за превышения габаритной высоты автопоезда. В российском исполнении шасси собирают на усиленной раме с высотой лонжеронов 300 мм, шириной 90 мм и толщиной профиля 7 мм. В ответственных местах приварены 5-миллиметровые усилители. Важнейшее отличие от версии Premium Route – ведущие мосты с колесными редукторами, позволившие увеличить клиренс до 340 мм. Немногим меньше и под балкой переднего – 317 мм. Принудительно блокируются как межосевой, так и межколесные дифференциалы, так что на грунте машина не сильно уступит полноприводным вездеходам сопоставимой грузоподъемности. Другое, явно «немагистральное» решение – применение рессорной подвески на балансирах вместо пневмобаллонов. Неудобство разъединения «головы» и фуры, а также некоторое снижение плавности хода (если о таковой вообще можно говорить применительно к тяжеловозам) оборачивается воз50 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011можностью значительного перегруза, что весьма ценится нашими перевозчиками. Редкая особенность тягача Premium Lander – дисковые тормоза всех колес, ведь, как правило, на аналогичных машинах строительного сегмента, оборудованных балансирной подвеской и предназначенных для российского рынка, применяются барабанные. Но если использовать машину именно на длинном плече, таская груженую фуру на скорости за 100 км/ч, то дисковые тормоза – в самый раз.V-образная тяга с шаровым шарниром не препятствует ходу моста вверх-внизПо старой привычкеНачиная с 2006 года на крупнотоннажниках Renault применяют двигатели семейства DXi, заимствованные у компании Volvo Trucks, которая присоединила к себе Renault Trucks еще в 2001 году. Предусмотренный в заводской спецификации 7,2-литровый DXi7 на тягачи, особенно трехосные, в России не заказывают, поэтому 10,8-литровый агрегат DXi11 практически безальтернативен. Мотор – рядный, 6-цилиндровый, 24-клапанный, с общей для всех цилиндров головкой блока и расположенным в ней распредвалом.Рычажный механизм обеспечивает подъем и смещение кабины при аварии автомобилиМЕСТО РОЖДЕНИЯРессоры опираются на мосты через обрезиненные буферы-проставкиПросвет под балкой переднего моста составляет внушительные 317 ммДисковые тормоза мощнее барабанных, но в обслуживании чуть дорожеВыхлопная система из нержавеющей стали обычно служит долгие годыВ России тягачи собирают на усиленной раме толщиной профиля 7 ммМнениеИГОРЬ ДАВЫДОВ коммерческий директор ООО «Рено Тракс Восток» – Качество автомобилей, собираемых на заводе в Калуге, соответствует стандартам, принятым в компании Renault Trucks – никакой разницы в надежности и долговечности по сравнению с машинами французской сборки нет. Производство – полномасштабное, начиная со сборки рамы. Не освоена пока сварка кабин – они поступают из Франции, но с увеличением объема выпуска будем делать и кабины. Планируемые объемы производства на 2012 год – свыше 2000 грузовых автомобилей Renault, максимальная производственная мощность – 5000 машин. А теперь – о структуре. На данном этапе развития производства применяется ручная сборка с использованием разного рода промышленного инструмента, в том числе пневматических, электрических и кликовых динамометрических ключей, пневмооборудования, подъемных механизмов. Обслуживание оборудования осуществляет инженерно-технический отдел, весь инструмент откалиброван с точностью до 1 Н.м и имеет информативные таблички, позволяющие избежать его «универсального» применения. Для каждого соединения имеется отдельный инструмент. Персонал – в основном это молодые работники, пришедшие из училищ и ВУЗов, а также более зрелые специалисты с опытом работы на предприятиях Калуги и Калужской области – делится на команды во главе с координаторами по производству. Линия сборки шасси не оборудована цепным конвейером и включает три станции. На «нулевую» отделом по подготовке производства доставляются тележки для лонжеронов по принципу Just-in-time, на которые и помещается будущая рама. На первой и второй станции устанавливаются предварительно подсобранные поперечины, происходит клепка и соединение болтами основных несущих конструкций. Параллельно идет процесс досборки клапанов тормозной системы, кронштейнов и прочих узлов и агрегатов. На третьей станции устанавливают клапаны и трубопроводы пневмосистемы, жгуты электропроводки, ящик для аккумуляторных батарей. Сборка шасси закончена, и на четвертой станции раму переворачивают с помощью двух портальных кранов. Шасси перемещается на основную линию сборки, где устанавливается на оси. Для сборки последних предусмотрена отдельная линия – относительно короткая и тоже без конвейера. На ней к мостам крепятся рессоры или пневмобаллоны, кронштейны, тяги, трубопроводы пневмосистемы и фитинги. Основная линия сборки состоит из восьми станций, здесь после так называемой «свадьбы» – установки рамы на оси – на шасси ставят двигатель и кабину. А затем и колеса, гайки крепления которых затягивают с помощью мультишпиндельного станка. В конце основной линии находится пост снятия готового автомобиля с конвейерных тележек (truckoffline), которые вместе с центральной платформой опускаются вниз, и машина встает на колеса. Здесь же ее заправляют топливом, охлаждающей и тормозной (привод сцепления) жидкостями, омывателем стекол и хладагентом (кондиционер). Пускают мотор и своим ходом отправляют на тяговодинамометрический стенд (Dyno), на котором симулируются различные режимы работы автомобиля, чтобы убедиться, что все параметры в пределах нормы. На электронном дисплее водитель видит указания, какие системы необходимо проверить в тот или иной момент времени. Здесь проводится проверка тормозов, параметров движения на ровной и наклонной поверхностях, а также замеры ускорения и выбега. Заменяя таким образом дорожные испытания, мы одновременно сокращаем время тестирования и значительно снижаем вредное воздействие производства на окружающую среду. Если все параметры в норме, и доработки не требуются, грузовик переходит на следующую стадию проверки – систему Truckcam, где проводится регулировка углов установки управляемых колес и света фар. И, наконец, заключительный этап – подкраска неокрашенных участков в местах резьбовых соединений.52РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011 автомобилиМЕСТО РОЖДЕНИЯСтупеньки сделаны решетчатыми, чтобы не поскользнуться зимойХотя бы одно спальное место в кабине тягача, используемого в дальних рейсах, должно быть обязательно. Двухметровой длины матраса обычно достаточноМагнитола, «бардачок», а сверху – еще и объемистая полка с сеткойНа шкале тахометра высвечивается «зеленая зона» оборотов двигателяСиденье водителя оснащено пневмоподвеской и электроприводамиRenault не ставит «ручник» на панель приборов – он, как и встарь, на полу54 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011Привод ГРМ – шестернями со стороны маховика. Система питания – с насосфорсунками. Но и среди предлагаемых фирмой модификаций «одиннадцатых» моторов большинство существует в основном «для галочки» – их характеристики и графики мощности эффектно украшают рекламные буклеты. Кому нужен грузовик для провинциальных российских дорог, оборудованный системой впрыска мочевины? Разумеется, покупатель спрашивает автомобиль без оной, и дилер с радостью объявляет: «Да, есть такие – с моторами Евро-3». Для этой экологической нормы у двигателя DXi11 могут быть три настройки мощности: 330, 380 и 440 л. с. Первую, если кто и выбирал, то разве что на автовоз, вторую многие считают неактуальной даже для транспортировки обычной продуктовой фуры на 33 палеты, а уж на трехосник 6х4 любой нормальный перевозчик закажет только максимально возможные 440 л. с. Характеристики моторов – в таблице.Коробк а пе редач на Renau lt Premium Lander, как правило, механическая с тросовым приводом кулисы, 16-ступенчатая модели ZF 16 S 2230 TO. В основном блоке 4 передачи, на входе 2-ступенчатый повышающий делитель, на выходе 2-ступенчатый понижающий планетарный демультипликатор. Диапазон передаточных чисел от 13,8 до 0,84, картер из алюминиевого сплава, управление по схеме 1Н. То есть для перехода с 4-й на 5-ю надо перевести флажок вверх и двинуть рычаг в положение первой передачи. Механизм управления – двумя тросами и пневмоусилителем ServoShift, значительно снижающим усилие на рычаге. При желании, поддавшись европейской моде, можно заказать 12-ступенчатый «робот» Optidriver от фирмы ZF или I-Shift от Volvo, но у нас больше доверяют «механике»: как-то спокойнее подавать вслепую задним ходом, имея под левой ногой педаль сцепления. А вот до- автомобилиМЕСТО РОЖДЕНИЯРазмеры кабин тягачей Renault Premium Lander1. Короткая кабина, нормальная крыша 2. Глубокая кабина, нормальная крыша 3. Глубокая кабина, приподнятая крыша123Крышка инструментального ящика снаружи кабины справаплатить за гидравлический интардер, рассеивающий мощность до 500 кВт, пожалуй, резонно, ведь моторный тормоз у Renault слабоват. В торговом обозначении тягачей Renault присутствует округленная величина мощности в лошадиных силах, потом, через точку, приведена полная масса машины с учетом номинальной нагрузки на седло, затем стоит буква Т, указывающая на седельный тягач. Далее, после букв HT могут быть указаны высота седла в миллиметрах и колесная формула. Например, Renault Premium Lander 440.26 Т HT1350 6х4 – это 436-сильный 26-тонный тягач с седлом высотой 1350 мм и колесной формулой 6х4. Цена такой машины – около 90 000 евро. Сервисная сеть Renault Trucks включает более тридцати авторизованных дилерских центров, а при необходимости многие работы можно провести на станциях, обслуживающих грузовики Volvo.Фото Андрея Махотина56 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011Наличие радиатора кондиционера на тестовом автомобиле не удивляет: на цену машины, 3,8 миллиона рублей, атрибуты комфорта особо не влияют Цены оригинальных запчастей*Позиция Цена с НДС, рублей Фильтр воздушный (элемент) 3270 Фильтр масляный (комплект) 2000 Фильтр топливный (комплект) 4700 Насос-форсунка 48 585 Топливный насос подкачивающий 16 270 Термостат 3450 Ведомый диск сцепления 25 350 Выжимной подшипник сцепления 31 100 Пневмобаллон задней подвески 13 620 Тормозной диск передний (на ось) 35 100 Тормозной диск задний (на ось) 35 100 Амортизатор подвески кабины 6360 Суппорт тормозной передний 42 000 Стекло ветровое 13 350 Фара в сборе 21 400 Указатель поворотов 1680 Фонарь задний 6880 Renault Premium Lander c двигателем DXi11В пневмогидравлическом приводе сцепления обычная тормозная жидкость