18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
автомобили главная темаШИНЫ ИЗ КИТАЯ ХХХХХХХХХХХХХШИНЫ ИЗ КИТАЯДЕНИС БОРОВИЦКИЙ РЕДАКТОР журнала «Рейс»о, что в Китае по лицензии ведущих мировых автостроителей производятся оси, мосты, коробки, моторы, детали и агрегаты пневмо- и гидросистем, поступающие на сборочныеТК продукции заводов Китая предвзятое отношение, хотя китайский автопром доказал, что способен выпускать конкурентоспособную продукцию. Каково же качество шин, произведенных в Китае? Есть ли там надежные бренды и какие марки уже прошли проверку на российских дорогах?конвейеры многих российских и части европейских заводов автомобильной, прицепной и специальной техники, давно стало привычным. Как и то, что китайское железо неплохо зарекомендовало себя в непростых российских условиях эксплуатации. Другое дело – шинный рынок Поднебесной. Он покрыт мраком неизвестности и неопределенности. Ни о каких лицензионных продуктах никто не знает. При этом перевозчи-18РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХЭкспертАЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ заместитель директора ПАТП №4, Казань – На балансе нашего автопредприятия стоит порядка 300 автобусов марок НефАЗ, Higer и Golden Dragon. Еще не так давно для оснащения парка шинами мы закупали в основном продукцию трех отечественных заводов – омского, нижнекамского и ярославского. И это при том, что более пяти лет мы накапливали опыт эксплуатации китайской резины, в которую были обуты поступающие к нам автобусы Higer и Golden Dragon. Несколько лет назад мы решили заменить часть отечественных шин китайскими. Проанализировав интересующий нас сегмент рынка, остановили свой выбор на бренде Ling Long. Шины, по отзывам коллег, имели неплохое качество, а дилер, торгующий продукцией данной марки, предоставил хорошие условия для их покупки. Сегодня у нас имеется достаточно хорошая статистика по ходимости покрышек данной марки. Так, при действующем на нашем ПАТП нормативе в 100 000 км китайская резина в городском режиме эксплуатации выхаживает по 120-130 тысяч километров. Примерно столько же ходят и нижнекамские шины. Китайская резина обходится нам дешевле, несмотря на то, что российский завод расположен практически под боком, и затраты на перевозку покрышек в конечной цене продукции мизерные. Ling Long же везут издалека, а в его конечную стоимость включены помимо доставки также и расходы на таможенную очистку. Справедливости ради отмечу, что, несмотря на более привлекательную цену, не всю отечественную резину можно заменить китайской. Так, на автобусы малой вместимости Higer-6891 мы ставим только камерные покрышки нижнекамского завода (модель 9,00 R20 ИН 142), так как достойной альтернативы ей не видим. Если сравнивать поведение отечественных и китайских шин на зимней дороге, то, по мнению большинства водителей, особой разницы между ними нет. Что касается дефектов каркасов, с которыми сталкиваются некоторые перевозчики, эксплуатирующие китайские шины, скажу так: у нас таких инцидентов не было, зато мы столкнулись с растрескиванием резины на боковинах шин размерностью 295/70R22,5. У шин других размеров и, в частности, используемого нами 275/70R22,5 такой проблемы нет. Замечу, что если бы дефект был обнаружен на шинах отечественного производства, то мы даже не стали подавать на завод рекламацию, так как это пустая трата времени. Дилер, торгующий китайской резиной, реагирует адекватно. После направления ему рекламации мы получаем либо новые шины, либо денежную компенсацию за недопробег. Допустим, резина прошла 30 000 км из 100 нормативных. За 70 получаю деньги. Это и подкупает.ки отлично понимают, что создать свою, оригинальную шину, как говорится, «с нуля», дело не только дорогое, но и хлопотное. А ведь именно неясность и неопределенность, помноженные на огрехи производства, зачастую являются основной причиной недоверия к шинной продукции из КНР со стороны большинства перевозчиков России. Тем более что первый блин, вышедший комом, достался на пробу и российским бизнесменам. В Европу китайские шины не пускали. Однако все течет, все меняется, шинные заводы в КНР множатся как грибы. Сегодня большинство предприятий оснащено самым современным оборудованием, а за процессом производства следят обученные в Европе или сманенные у ведущих шинных компаний специалисты. Так какова же китайская шина дня сегодняшнего?За китайской стенойШинная промышленность Китайской Народной Республики (КНР) развивается настолько стремительно, что уследить за появлением новинок, запуском совре-менных линий на действующих заводах, возникновением новых брендов, увы, не представляется возможным. Отчасти это продиктовано некоторой закрытостью китайских промышленников и возникающим в связи с этим информационным вакуумом. Причем приоткрыть завесу тайны, которая окутала шинный сектор экономики КНР, ой как непросто. Так, журнал «Рейс» неоднократно предлагал некоторым известным в России китайским шинникам (через представительства и официальных дилеров) участие в долгосрочных ресурсных испытаниях их продукции в российских условиях эксплуатации. Благо, алгоритм их проведения отточен до совершенства и апробирован сотрудничеством с такими известными зарубежными компаниями, как Goodyear, Hankook, а также отечественными производителями ЦМК-шин «Сибур» и КАМА. Однако, несмотря на первоначальную заинтересованность со стороны производителей шин, дальше разговоров дело до сих пор не продвину-МнениеРОМАН МУГЕРМАН заместитель директора департамента по маркетингу закупок и качеству ОАО «КАМАЗ», Набережные Челны – На конвейер КАМАЗа для комплектации грузовиков повышенной проходимости (КАМАЗ-6560, 65221) поступают шины различных производителей. Кроме китайских закупается также продукция белорусского производства и покрышки марки Michelin. Китайскую резину мы предпочитаем, прежде всего, из-за цены. Разница существенная, даже с учетом логистики. Китайская резина прошла все необходимые испытания, у «КАМАЗа» и у потребителей нет никаких нареканий к ее качеству. В настоящий момент рассматривается вопрос расширения ассортимента резины китайского производства. Пока не изменится ценовая политика прочих производителей резины, «КАМАЗ» будет отдавать предпочтение именно китайским шинам. 90 процентов остальных грузовиков КАМАЗ комплектуется шинами отечественного производителя – «Нижнекамскшина».ДЕКАБРЬ 2011РЕЙС19 автомобили главная темаЭкспертАЛЕКСАНДР АБМАЙКИН главный инженер ОАО «Автовазтранс» Тольятти – С июля 2011 года на автомобилях КАМАЗ мы эксплуа-ШИНЫ ИЗ КИТАЯ ХХХХХХХХХХХХХтируем ЦМК-шины Bontyre BT-310 и BT-281 в размере 10.00R20. Шины показывают хорошие эксплуатационные характеристики и выдерживают большие нагрузки, уве-ренно ведут себя на всех видах дорог. Дефектов по качеству не выявлено. Планируем и далее применять ЦМК-шины Bontyre и восстанавливать их.МнениеСЕРГЕЙ БОНДАРЕНКО генеральный директор ООО «Поволжская шинная компания», Тольятти – Из шин, произведенных в Китае, на сегодня мы продаем в основном шины бренда Bontyre. Это российский бренд, производство которого размещено в Китае. Линейка включает наиболее востребованные в России и Европе модели шин посадочным диаметром от 16 до 22,5 дюйма, предназначенные для грузовой, легкогрузовой и автобусной техники. Замечу, что все производимые под данным брендом шины имеют цельнометаллический каркас. Особого же внимания заслуживают ЦМК-шины посадочным диаметром 20 дюймов. Такие применяются на самосвальной технике, а самосвалы у нас практически всегда работают с перегрузом, по дорогам плохого качества, что отражается на ресурсе их шин. По данным перевозчиков, эксплуатирующих Bontyre, эти шины имеют пробег на 70% больше по сравнению с комбинированными шинами радиальной конструкции (с каркасом из текстильного корда). Помимо возможности восстановления горячим или холодным методом ЦМК-шины также позволяют снизить расход топлива, что на фоне постоянного роста цен на топливо становится весьма актуально. Если проследить тенденцию изменения качества китайских шин, то можно смело делать вывод: рост очевиден. Скажу больше: лет через пять качество китайских шин ничем не будет уступать качеству шин мировых брендов. Цена восстановления шины на заводе «Поволжской шинной компании» составляет от 6000 до 8000 рублей.На самосвалы идут шины на 20 и на 22,5 дюймаЛопнувшая боковина шины может привести к аварииЭкспертАЛЕКСАНДР КУЛИК главный инженер муниципального предприятия «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №3», Тольятти – В сентябре 2011 года на автобусы МАЗ-103075, работающие на городских и пригородных маршрутах, мы установили шины Bontyre размерностью 275/70R22,5. На данный момент пробег автобусов составил около 15000 километров. Претензий к покрышкам нет. Отзывы водителей о поведении шин на дороге (тяговоцепные и тормозные характеристики на сухом и мокром асфальте, курсовая устойчивость) положительные. Также отмечу, что сильного нагрева шин не отмечалось. Дефектов по качеству не выявлено. По сравнению с ЦМК-шинами Ярославского шинного завода модели Я-646 и белорусской «Белшина» Бел-108, которые ранее стояли на данных машинах, движение автобуса стало более мягким и комфортным. После износа протектора мы планируем восстанавливать шины горячим методом по технологии Bontyre для увеличения их ресурса.лось. Может быть, смущает наше основное условие – объективность и полная прозрачность проведения тестов. Справедливости ради отметим, что с момента последнего предложения о проведении длительных испытаний прошло полтора года. За это время много утекло воды в реке Хуанхэ… Поэтому журнал «Рейс» взялся за сбор мнений перевозчиков о шинной продукции из КНР. Итак, каков же сегодня китайский сегмент российского шинного рынка?Кто есть кто?По некоторым данным, в Китайской Народной Республике работает более четырех сотен (!) заводов по производству шин. Однако тех, которые действительно заслуживают внимания российских перевозчиков, едва наберется два десятка, а лидирующее положение и вовсе занимает восемьдесять предприятий. Заметим, речь идет о сегменте коммерческих и специальных шин. Велосипеды, легковые автомобили, сель-скохозяйственная техника нас не интересуют. А ведь часть китайских заводов специализируется именно на производстве шин из вышеназванных сегментов, то есть велосипедные, легковые и сельскохозяйственные шины для них основной продукт. Что касается покрышек для коммерческого транспорта, то здесь лидерами российского рынка являются такие бренды, как Aeolus, GT Radial, Triangle, Goodride, Ling Long, Westlake, Double Coin, LongMarch. Именно на эту великолепную восьмерку российскому перевозчику стоит ориентироваться в первую очередь. Заметим, что среди этих компаний, которые составляют первый эшелон китайской шинной промышленности, есть своя иерархия. И это неудивительно, так как на внутреннем рынке Поднебесной также бушуют конкурентные страсти. Возникает резонный вопрос: кто же из китайцев самый лучший? Увы, но мы не услышали от наших экспертов единого варианта расстановки20РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХигроков по их значимости. Выбрать лучшего оказалось крайне сложно. Впрочем, попробуйте сделать то же самое среди представителей европейского премиумсегмента. Дело в том, что у одной компании лучше получается изготавливать одни шины, у другой – другие, а третья берет максимально богатой линейкой типоразмеров… А что на сей счет говорят перевозчики? Кому прочат пальму первенства? За кого голосуют рублем? И здесь нет единства. Причем выбор того или иного бренда делается в прямом смысле слова пробой шин на зуб и на глаз, а то и вовсе по наитию. Например, транспортные компании, работающие на севере, предпочитают шины из более мягкой резины, что позволяет им работать при отрицательных температурах. Те, что работают на юге, напротив, берут более жесткие покрышки, так как они меньше истираются, дольше ходят, а значит, стоимость пробега одного километра у них будет ниже. Причем кто и как определяет эту самую жесткость, остается загадкой. По крайней мере, ярко выраженной зимней резины в каталогах китайских шинников вы не обнаружите. Возможно, таковая и существует, но изготавливается исключительно для нужд оборонного комплекса КНР, а значит, на свободный рынок не поступает. Хотя есть и исключения, например, шины Yellow See уходят как на комплектацию техники по госзаказамМнениеМИХАИЛ ПЛАТОНОВ инженер ОМТС ООО Машиностроительный завод «Тонар», Московская обл. – На производимые нашим заводом прицепы «Тонар» мы по заказу клиентов устанавливаем как дорогие шины ведущих европейских производителей, чаще всего это Michelin и Continental, так и более доступную по стоимости китайскую резину брендов Ling Long и Double star размерности 385/60R22,5. Причем если первые мы приобретаем у крупного российского дилера, обеспечивающего бесперебойные поставки и выполнение гарантийных обязательств, то вторые завозим самостоятельно, непосредственно из Китайской Народной Республики. Китайские шины подкупают, в первую очередь, привлекательным соотношением цены и качества, которое очень важно для небогатого российского перевозчика. Шины из КНР особенно подходят для техники, работающей в сложных дорожных условиях, например в карьерах, где очень велика вероятность их порезов острыми камнями. Заменить недорогую китайскую покрышку, пусть и не отходившую и половины своего ресурса, значительно дешевле, чем латать боковые порезы дорогих европейских шин. Замечу, что качество китайских шин дня сегодняшнего значительно отличается в лучшую сторону от покрышек, производимых лет пять назад. Так, когда мы первый раз столкнулись с китайскими шинами – а это было в 2005 году, – их ходимость, прочность каркаса и поведение на дороге оставляли желать лучшего. Поэтому, несмотря на низкую стоимость шин, мы сотрудничество с продавцами китайских шин свернули. Когда же спустя всего три года вновь закупили китайские шины для комплектации прицепной техники, то были приятно удивлены отзывами эксплуатирующих организаций о качестве резины. Поэтому помимо европейских шин премиум-класса перечисленных выше брендов мы предлагаем и шины из КНР. С открытием завода ЦМК-шин «КАМА» мы одними из первых опробовали новую продукцию отечественного завода. По результатам испытаний было принято решение отказаться от закупок китайских шин бренда Double star, заменив его отечественными покрышками из Нижнекамска.ДЕКАБРЬ 2011РЕЙС21 автомобили главная темаЭкспертАЛЕКСАНДР СТРЕЛКОВ генеральный директор «Управление механизации №25», Москва – Не так давно в качестве эксперимента мы установили на два самосвала Tatra резину китайского производства марки Linglong – D 955 (нс-18) и Linglong – D 960 (нс-18). Скажу прямо: раньше я относился к китайским шинам отрицательно, но при общении с коллегами и клиентами, которые приезжают к нам обслуживать и ре-ШИНЫ ИЗ КИТАЯ ХХХХХХХХХХХХХмонтировать свою технику, выяснилось, что большинство перевозчиков качество китайских шин вполне устраивает. Отмечу, что среди тех, кто опробовал китайские шины, были и такие, кто выражал крайнее недовольство китайской резиной. Их покрышки рвались, лопались, а каркас шел винтом. Так что Китай Китаю рознь. Именно поэтому, прежде чем купить шины на пробу, мы провели мониторинг торговых компаний, предлагающих шины из КНР, и вы-брали, на наш взгляд, ту, на которую можно положиться в выборе шин. По крайней мере, на товар нам предоставили документы и дали гарантию. Несмотря на небольшой пробег шин, отзывы водителей положительные. Шофера утверждают, что китайские покрышки лучше отечественных ведут себя на дороге. Однако главным показателем для меня будет ресурс, который должен быть не менее 80 000 километров и, конечно же, зимняя эксплуатация.На развозные грузовики малой и средней......грузоподъемности идут покрышки на 17 и 19,5 дюймаЭкспертОЛЕГ МЕШКОВ генеральный директор ООО «СТА.РУ» (холдинг «Совтрансавто»), Москва – В 2010 году холдинг «Совтрансавто» закупил четыре полных комплекта автошин китайского производства от компании Double coin (тягач + полуприцеп), типоразмер 315/60R-22,5 (рулевые и ведущие). Рулевые и ведущие шины отработали 75-100 тысяч километров. В ходе эксплуатации выявлена повышенная жесткость и, как следствие, некорректная работа рулевого управления (снижение характеристик курсовой устойчивости, колесо не держит дорогу). Впоследствии появилось расслоение корда. Прицепные автошины 385/55R-22.5 имеют пробег более 100 тысяч км, на данный момент серьезных нареканий нет.ЭкспертАЛЕКСЕЙ СМИРНОВ начальник отдела логистики ООО «Праксис-ОВО», Москва – В 2010 году, в преддверии зимы проводя плановую замену шин на автомобилях нашего парка, мы решили опробовать шины китайского производства. В итоге один из комплектов покрышек посадочным диаметром R22,5 производства фирм Fullrun, Karo Westlake мы смонтировали на развозную машину DAF 75 LF . Также в шины китайского производства Aeolus и Firenza мы «обули» и автопоезд в составе одиночки Scania и прицепа. В целях экономии мы ставим китайскую резину и на подвесные мосты (из за большего износа). На данный момент пробеги на этой резине составили: автомобиля одиночки 50 000 км, автопоезда 45 000 км. Претензий к резине нет. Нам вторит и опыт наших коллегперевозчиков, которые выкатывают китайские прицепные шины до пробега 180 000 км. По нашим дорогам это отличный результат. Перейти на китайские шины нас сподвигли цены на них. Что касается работы китайских шин в зимних условиях, скажу так: тяговосцепные качества резины – на высоте, по крайней мере, никаких нареканий со стороны водителя к ним нет. По снегу и гололеду работают хорошо. Удары о бордюрные камни держат. Стереотип «китайское, значит, плохое» постепенно уходит в прошлое. Качество на твердую четверку, так зачем переплачивать за известное имя. А что еще нужно?правительства Китая, так и на рынок России. Правда, работать с данным брендом нашим купцам сложно из-за малых квот, выделяемых для реализации на внешнем рынке и не всегда имеющихся в наличии размеров шин. Но и здесь вы не обнаружите «чисто зимних шин». Это то, что касается «на зуб». А «на глаз»? Помимо параметра сезонности наш перевозчик, «знающий гораздо больше любого инженера и конструкторашинника», делает свой выбор в пользу того или иного бренда, руководствуясь рисунком протектора. Тут аргументы звучат от просто убедительных, до ничем не подкрепленных, но безапелляционных. Так, компания, владеющая самосвалами, выбирает шины с «более расчлененным» рисунком и мощными шашками, ведь такой должен обеспечивать хорошую тягу на грунтовках и в карьере. Те, кто работает на дорожных машинах и автобусах, ищет покрышки с плотным рисунком – чем больше резины в пятне контакта, тем меньше интенсивность износа и лучше сцепные свойства наасфальте. Но очень часто выбор диктуется сравнением – «такой рисунок очень похож на тот, что я видел на шинах европейского бренда «Х». Вот и роются перевозчики в каталогах различных производителей, рассматривая рисунки. Самый же странный способ выбора марки шин прозвучал из уст одного транспортника: «Название мне этих шин нравится, поэтому их и покупаю!» Что тут скажешь… Гораздо интереснее то, как оценивают перевозчики качество китайских шин. Кстати, о нем и поговорим.А каково качество?Сравнивать шины, произведенные в Китае сегодня и пять лет назад, категорически нельзя. Между ними лежит самая настоящая пропасть. Не временная – пятилетка не срок, а технологическая, образованная быстрым темпом роста экономики КНР, освоением и внедрением новых технологий. Именно поэтому мнение о китайских шинах, которое сформировалось у российских перевозчиков пять лет назад, к продукции дня сегодняшнего неприме-22РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХПритираясь боковиной к бордюрному камню......водители нередко выводят шины из строянимо. Однако память стереть невозможно, так же, как и в одночасье переломить сложившийся стереотип: китайские шины есть дешевый массовый товар, то есть ширпотреб. Но помните: невозможно сделать шину за три рубля, чтобы по своим свойствам и качеству она была сравнима с шиной стоимостью десять рублей. Иными словами, китайские производители заняли свою нишу, где наблюдается тонкий баланс между ценой и качеством.Вторгнуться в этот сегмент иному производителю уже не получится, и не только потому, что китайцы в любом случае подвинут своих конкурентов более привлекательной ценой, а по причине такого понятия, как уровень работающих технологий. Первый эшелон производителей шин достиг такого высокого уровня технологий, что никогда уже не сможет развиваться в обратном направлении. Иными словами, при отла-МнениеАНДРЕЙ БАБАКОВ главный конструктор завода «Челябинские строительнодорожные машины», Челябинск – На комплектацию погрузчиков легкой серии В-130, В-140, В-145, В-150 и В-160 мы закупаем китайские шины марки Ling Long, так как по соотношению цена/качество равных им как среди отечественной, так и продукции европейских производителей нет. Что касается техники, относящейся к средней и тяжелой группе, ярким представителем которой является погрузчик В-175, то на их комплектацию идут покрышки белорусского завода «Белшина». Китайские шины составят им конкуренцию только в случае увеличения объема выпуска машин данных весовых групп и, следовательно, увеличения объемов закупки покрышек. Именно от этого сильно зависит стоимость шины. Как показал опыт эксплуатации наших машин (данную информацию мы получаем напрямую от эксплуатирующих организаций), наибольший отрыв по ходимости между отечественными и китайскими шинами наблюдается при работе техники в теплый период времени. Зимой интенсивность износа примерно одинакова.ДЕКАБРЬ 2011РЕЙС23 автомобили главная темаЭкспертДМИТРИЙ ШУМИЛОВ главный механик ООО «Автотрэвэл», Королёв, Московская обл. – В парке нашего автопредприятия работают автобусы различного класса: от малого Ford Transit до большого Golden Dragon и Higer, которые работают как на городских маршрутах (Пушкино и Королёв), так и пригородных Пушкино–Москва, Королев–Москва. Три года назад мы приобрели на пробу пару комплектов китайских шин LingШИНЫ ИЗ КИТАЯ ХХХХХХХХХХХХХLong. До этого момента с китайской резиной знакомы не были. Для комплектации машин приобретали покрышки Омского и Нижнекамкого шинных заводов. После подсчета стоимости километра пробега на китайских шинах мы приняли решение полностью отказаться от покупки отечественных шин и перейти на Ling Long. Для наглядности приведу такой пример: ходимость китайских шин на автобусах, работающих в смешанном режиме город/при-город составляет 120 000 километров, в то время как отечественные часто не дотягивали и до 70 000 км! При этом демонтаж китайской покрышки с диска выполняется по причине износа протектора (!), а не разрушения каркаса, разрыва нитей корда или расслоения резины. Отмечу, что речь идет о комбинированных, камерных шинах размерностью 10,00R20 и 8,25R20 (Golden Dragon и Higer) и 185/85R16C (Ford Transit).Китайские шинники участвуют в большинстве выставок Модельный и размерный ряд китайских шин от ведущих производителей огроменМнениеЭДУАРД УПЕРЯКА специалист OOO «Компания «Хорошие Колеса» Сант-Петербург – Наша компания продает различные марки шин китайских производителей, но основными можно назвать Long March и Aufine. При выборе бренда наша компания отталкивалась, прежде всего, от качества и широкого модельного ряда производимых данными компаниями покрышек. Отмечу, что за последние несколько лет качество китайских шин заметно изменилось в лучшую сторону, однако не у всех производителей. В основном улучшили свое качество производители, одними из первых пришедшие на российский рынок, они и продолжают усиливать на нем свои позиции. В основном это крупные заводы с большим объемом годового выпуска и широкой линейкой продукции, которые экспортируют свою продукцию в Россию, Eвропу и Америку. Сегодня найти китайскую шину, к которой не было бы претензий по ходимости относительно европейских марок, крайне сложно или даже невозможно. Мало того, геометрия колеса также оставляет желать лучшего. Выражается это в проблемах, связанных с балансировкой колес. Это подтвердят мастера всех профессиональных шиномонтажных грузовых центров, которые отвечают за качество своей работы. Однако цена на китайскую продукцию остается одной из низких в прайсе продавцов грузовой шины. Конкуренцию по цене составляет только восстановленная, а также отечественная шина. Китайскую продукцию приобретают в основном в целях экономии бюджета, а также специфики работы (частые повреждения). Это владельцы самосвальной техники, городских автобусных парков, частные, мелкие перевозчики. Бизнесмены, которые уверенно себя чувствуют в финансовом плане, а также сильные предприятия, осуществляющие жесткий контроль ходимости шин, приобретают покрышки ведущих европейских производителей, так как они имеют больший пробег, правильную геометрию, минимальный дисбаланс и гарантированную возможность восстановления как горячим, так и холодным способами. В итоге километр пробега шины европейского производства получается значительно дешевле, чем у шины китайского производства. Наш опыт продаж свидетельствует, что рачительный хозяин сегодня голосует рублем не в пользу китайской грузовой шины.женной технологии невозможно изготовить шину хуже и дешевле. Между тем производители второго и более низких эшелонов делают все возможное для достижения верхнего уровня и не скупятся на покупку оборудования, но «проигрывают» в материалах. Часто для достижения более низкой стоимости продукции. Поверьте, если китайскую шину изготавливать из компонентов, аналогичных тем, что применяются для производства европейской покрышки – смесь, корд, ингредиенты плюс технологии, – то стоимость их будет примерно сопоставимой. А кто будет покупать китайскую шину по цене проверенного временем, дорогами и раскрученного европейского бренда? Никто! Поэтому китайцы и заняли свою нишу, в ней прекрасно себя чувствуют. Еще раз подчеркнем: хорошую шину сделать могут на любом заводе, а хорошую и дешевую, да еще и в массовом производстве, увы, осилят единицы! Дешевизна китайцев достигается соблюдением технологий, каче-ством входного контроля и ценой работника, которая вдвое ниже, чем в России, и в четыре – чем в Европе. Также на стоимость шины оказывает влияние и наличие энергии и компонентов. В Китае у ведущих производителей электроэнергия своя, технический углерод, корд, каучук свой, своя логистика. Китайцы полностью автономны. И кто из них «выстрелит» в следующей пятилетке и займет ведущее положение у себя, неизвестно: в Поднебесной перемены идут слишком быстро. Но перемены в лучшую сторону! Как показала практика, сегодня процент брака у ведущих шинных брендов Китая (смотри список) действительно мал. Но есть у китайских шин и слабое место. Так, по мнению ряда перевозчиков, ставить на рулевую ось «китайца» рискованно. Причина банальна: большой дисбаланс и, следовательно, необходимость качественной балансировки, которую придется периодически проводить и в процессе эксплуатации, так как часто покрышки неравномерно и интенсивно изнашиваются. Поэтому24РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХЭкспертВАДИМ БАБУШКИН заместитель директора «МАП №2 Автоколонна 1417» по техническому сервису, Коломна, Московская обл. – Грузовые шины китайского производства мы первый раз попробовали четыре года назад. Взяли на испытание два комплекта шин Chengshan 275/70R22.5 CST56 и 295/80R22,5 CST45 и установили их на городской и междугородный автобусы в соответствии с размером. По эксплуатационным свойствам шины оказались «середнячками» – допустимая управляемость, средний комфорт, но для балансировки колес потребовался неожиданно большой вес грузиков. А с течением времени мы столкнулись с проблемами, когда у шин при достижении 70% износа начали появляться дефекты, несовместимые с эксплуатацией их на пассажирских перевозках, такие, как деформация каркаса и трещины в протекторе. Некоторые шины просто взрывались. С подобными проблемами мы столкнулись и при эксплуатации шин другого китайского бренда Ling Long. Действительно при предварительных расчетах эксплуатация китайских шин показывала ощутимую экономию для нашего предприятия, но на деле оказалось, что данной экономией мы теряем в комфорте и безопасности перевозок. Впоследствии мы отказались от закупок китайских шин.владельцы машин предпочитают на рулевую ось устанавливать покрышки европейского производства, а на ведущую и прицепную – китайские. Однако раньше у китайцев неважно получались все три группы шин, так что прогресс налицо. Чтобы довести технологии производства рулевых шин и приблизить их эксплуатационные качества к шинам европейского производства второго эшелона, бизнесмены Поднебесной не просто тратят деньги на оборудование и технологии, но и переманивают специалистов у европейских компаний. История свидетельствует: данный способ – самый верный для быстрейшего достижения поставленной цели. Кстати, волна кризисов выбросила на рынок труда неплохих спецов, среди которых были и шинники. Так стоит ли удивляться, что к китайской шине приложил руку европейский инженер, оставшийся вдруг не у дел?! И, наконец, последнее. В пользу китайских шин говорит тот факт, что они идут на первичную ком-плектацию техники таких предприятий, как К АМАЗ, ПАЗ, «Челябинские строительно-дорожные машины» и других.С кем сравнить?Когда мы пытаемся чтолибо оценить, то ищем некую отправную точку. В случае с китайскими шинами из-за их многообразия и внутренней иерархии сделать это крайне сложно. И все-таки попробуем ответить на самый часто задаваемый перевозчиками вопрос: «Можно ли сравнивать шины китайского и европейского/японского производства»? Если говорить о премиум-классе – а в него вход я т та к ие брен ды, как Continental, Michelin, Goodyear, Bridgestone, – то, по меньшей мере, это некорректно. Как говорится, небо и земля. Об этом красноречиво свидетельствует цена покрышки. А именно стоимость отражает как качество, так и эксплуатационные характеристики продукта. Несмотря на высок у ю первонач а л ьн у ю с т оимость «вип-шины»,ДЕКАБРЬ 2011 РЕЙС 25 автомобили главная темаЭкспертВИКТОР БАКЛАНОВ заместитель генерального директора ГУП «Мосгортранс», Москва – ГУП «Мосгортранс» осуществляет перевозки пассажиров по городским регулярным маршрутам. В 26-ти филиалах эксплуатируется более 7 000 автобусов и троллейбусов различных марок, на которых установлено 53 700 шин. Модельный ряд шин представлен различными типоразмерами и производителями (как отечественного, так и импортного производства), в том числе среди них 3400 шин (6,3 % от общего числа шин) китайского производства. Впервые шины китайского производства марки Ling Long (LEAO) были приобретены для испытанийШИНЫ ИЗ КИТАЯ ХХХХХХХХХХХХХв 2007 году. Тестирование шин проводилось в течение 2-х лет, в ходе которого дефекты производственного характера на шинах не проявлялись. Уровень качества и ходимость шин соответствовали нашим требованиям. С 2010 г. стали производится регулярные закупки шин Ling Long для установки на подвижной состав. Помимо шин Ling Long (LEAO) в ГУП «Мосгортранс» тестировались и другие китайские шины, к примеру, Chengshan, но низкие эксплуатационные показатели вынудили от них отказаться. Шины других китайских производителей – West Lake и Triangle – в настоящее время испытываются на автобусах ПАЗ3237. Отчетные данные, отзывы во-дителей и мастеров шиномонтажных цехов о данных шинах пока не дают оснований для принятий окончательных решений по их массовому применению. В настоящее время из четырех ранее описанных китайских шинных марок ГУП «Мосгортранс» приобретает только шины марки Ling Long (LEAO). При подборе шин для комплектации автобусов и троллейбусов мы рассматриваем следующие основные параметры шин: универсальность рисунка протектора для установки на все оси; пригодность шин к восстановлению; ходимость шин (не менее 100 тыс. км); стоимость 1000 км пробега (отношение стоимости шины к ходимости шины).Китайские шины перевозчики, как правило, пробуют на китайской же технике, с которой и поставляютсястоимость пробега одного километра у нее будет ниже, чем у доступной по цене китайской покрышки. Что же касается так называемого второго эшелона, то лучшие китайские шины приблизились к нему довольно близко, но не по всем показателям! Картину портит рулевая ось. Но, как мы уже сказали выше, довести ее до ума дело пары-тройки лет, не более. Не будем забывать, что очки китайской резине набрасывает российская дорога и малоопытные во-дители. Именно благодаря им дорогие европейцы подчас служат ровно столько же, сколько и китайская элита. При этом цена покрышек разнится вдвое! Но это элита, а китайские шины в основной своей массе относятся к экономклассу. Наибольшая часть китайских шинных брендов находится на одном уровне с российскими, а некоторые котируются выше отечественных, о чем красноречиво свидетельствует опыт наших экспертов. Но опять-таки следу-МнениеМАРАТ БУЛАТОВ директор ООО «Компания Автошина», Ярославль – Несмотря на то, что в нашем прайс-листе имеются шины нескольких ведущих и наиболее востребованных на российском рынке китайских производителей, на первое место я выношу продукцию компании Shandong Lingong Tyres под брендами Linglong, Leao и Infinity. Во-первых, это предприятие выпускает самую широкую в КНР линейку шин – от индустриальных, предназначенных для мелких погрузчиков, до сверхкрупногабаритных, устанавливаемых на карьерные грузовики типа БелАЗа. Всего в каталоге фирмы значится более 2500 наименований шин. Объемы выпуска также впечатляют – совокупно около 24 000 000 шин в год. В один ряд рядом с Linglong я ставлю бренд Aeolus,GT Radial, за ним стоят Westlake и Goodride, далее идет Triangle. Замыкает список лидеров Double Coin. Вот те самые бренды, по моему мнению, на которые стоит прежде всего ориентироваться российским перевозчикам, желающим найти достойную замену отечественным шинам или европейским маркам в экономическом сегменте. На российском рынке помимо лидеров китайской шинной индустрии есть и масса других производителей из братского Китая, продукция которых не отличается высоким качеством. Как правило, они малоизвестны, замещают собой уходящие «советские» типоразмеры и представлены в ограниченном ассортименте – в основном 9.00R20, 10.00R20, 11.00R20 и 12.00R20 и не особо пользуются доверием среди перевозчиков. Основную роль для покупателя таких шин играет низкая цена. Продавцы шин держат их больше из-за ассортимента, так как перевозчик должен иметь возможность приобрести любые шины – как эконом, так и суперэконом класса. Однако рассчитывать на низкую стоимость километра пробега в этом случае не приходится. Разница в цене между лучшими китайскими производителями шин и малоизвестными равняется в среднем 1000-1200 рублей, но экономический эффект при эксплуатации качественных шин на 40-60 % выше. Поэтому я рекомендую перевозчикам ориентироваться именно на первый эшелон китайских производителей шин. Во вторых, качество продукции Lingong подтверждено поставками на первичную комплектацию на такие российские заводы, как «КАМАЗ» и «Челябинские строительнодорожные машины», «ПАЗ» и МЗ «Тонар», «Тверьстроймаш» и МЗ «УРАЛ». С 2010 года Linglong поставляет шины размера 16.00R20 на комплектацию автомобилей КАМАЗ-65422. Отечественной альтернативы данным шинам нет, так как шина была разработана по специальному техническому заданию специалистов автозавода «КАМАЗ». Работа велась с конца 2007 года, и только в 2009 году удалось создать продукт требуемого качества, отвечающий весьма непростым требованиям: рабочий температурный диапазон от минус 50 до плюс 50 градусов при условии российского бездорожья. При этом стоимость шины около 50 000 руб. А альтернатива от европейского производителя потянет минимум на 80 000 руб. Аналогичная картина и с шинами для челябинских погрузчиков, только поставки на завод значительно меньше по объему, чем на «КАМАЗ». Так, за три года на сборочный конвейер ЧСДМ мы отгрузили около 2000 шин, а на «КАМАЗ» – от 500 до 800 шин ежемесячно.26РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХМнениеОЛЬГА МАСЛАКОВА генеральный директор ООО «Когель Трейлер РУ», Москва – В 2008 году компания Kogel поставляла на российский и белорусский рынки небольшое количество полуприцепов на шинах Athos (Китай) и Hankook (Корея). На первоначальном этапе этот факт вызывал большое недовольство покупателей, но в силу нехватки техники на рынке покупатели были вынуждены забирать прицепы в комплектации, предложенной заводом. По прошествии 3-х лет можно смело сказать, что опасения покупателей не оправдались и шины показали себя достаточно хорошо. Никаких сюрпризов со стороны шин в процессе эксплуатации в тяжелых дорожных условиях России не было. Качество покрышек вполне сравнимо с европейскими.ет учитывать, что разрыв в технологическом и, следовательно, качественном уровне внутри представителей китайского шинного рынка очень велик. Именно поэтому применение шин второго, третьего и четвертого эшелонов в России вполне оправданно с экономической точки зрения.У кого купить?Покупать шины необходимо только у компаний, которые давно работают на российском рынке. Как бы это банально не звучало, но именно они дают гарантию на покрышки и выполняют эти самые гарантийные обязательства. Хорошим тоном сегодня считается гарантия продавца на пробег покрышки. Если это прописано в договоре поставки, то автопредприятие, нормирующее пробег шин, имеет возможность получить неустойку за недопробег. Помимо этого крупные торговые компании могут передавать перевозчикам шины нового бренда на испытания фактически по себестоимости. Для торговца важно получить данные о ходимости шины для принятия решения о закупках. В этом случае перевозчик может оказать влияние на ценовую политику хотя бы применительно к себе любимому. Купцу же расширение ассортимента только в плюс.Крупная компания, закупая партию шин, берет на себя все риски и поэтому часто нанимает на работу китайца, живущего в КНР и хорошо разбирающегося в шинах. Кто как ни свой знает, что, где и у кого покупать, а за что платить не стоит (напомним, в Китае работает более 400 шинных заводов). А вот у кого точно не стоит приобретать шины, так это у фирм-однодневок. Возраст продавца должен быть от пяти лет и выше. Чтобы в процессе производства шинник не решил сэкономить и не использовал, скажем, более дешевую резиновую смесь, должен быть внутренний контроль. Только продавец, имеющий возможность контролировать производителя, привезет качественную шину. Справедливости ради отметим, что это относится к маркам, не входящим в наш топ-лист, владельцы шинных заводов, на которых выпускаются эти бренды, вкладывают большие деньги в их продвижение и поэтому не станут упрощать шины из-за небольшой доли прибыли. Сегодня промышленники КНР очень дорожат своим именем. На китайских шинах, как и на европейских, имеется свой номер, по которому и предъявляются претензии продавцу, а им уже непосредственно на завод.ДЕКАБРЬ 2011 РЕЙС 27Реклама