74
75
76
77
автобазаКОМПОНЕНТЫЗавод в Сентготтхарде является лишь сборочной площадкой, поэтому занимаемая им площадь составляет всего 12753 м2ВОСТОЧНЫЙ ПЛАЦДАРМАвтоматические трансмиссии Allison серии 3000, 4000 и Torqmatic®, производимые на венгерском заводе компании, будут идти на комплектацию автомобильной и специальной техники, поставляемой в Россию, а также на сборочные конвейеры отечественных автозаводова также собираемой на наших автозаводах. А значит, стоит присмотреться к коробкам повнимательнее, тем более что у них есть интересные конструктивные особенности.ЧПрогнозу веритьеще в 2000 году. Спустя десять лет возникла необходимость расширить линейку выпускаемой продукции и увеличить объем ее выпуска. В итоге в сентябре 2010 года Allison объявила о планах по строительству нового, более мощного завода и демонстрационного центра с полигоном, под который отводилась территория площадью 15 акров. Всего за год на купленной новой территории выросло современное предприятие производственной площадью 12753 квадратных метра, на котором сегодня собираются три типа автоматических трансмиссий серий 3000, 4000 и Torqmatic TM. Именно такие коробки устанавливаются на большинство автомобильной и специальной техники, идущей в Россию, Одной из изюминок конструкции автоматических трансмиссий Allison является система Prognostics, определяющая срок замены масла в агрегате в зависимости от условий его работы и нагрузки. Раньше регламент обслуживания выпускаемых компанией коробок определялся исключительно пробегом автомобиля, наработкой АКПП в моточасах или на основании исследования проб трансмиссионного масла в специализированных лабораториях. Такой подход к обслуживанию АКПП был экономически оправдан, пока агрегаты заправляли минеральными маслами. Их стоимость относительно невелика. Объемы производства огромны. Поэтому даже если трансмиссионка не полностьютобы клиент купил машину с автоматической трансмиссией, он должен прочувствовать разницу между ней и механической коробкой передач с ручным управлением. Учитывая это, компания Allison Transmission рядом со своим новым заводом, расположенным в венгерском городе Сентготтхарде, построила демонстрационную площадку, на которой есть и кольцо с асфальтовым покрытием, и участки самого настоящего бездорожья. Компания Allison Transmission инвестировала в экономику Венгрии уже давно. Так, находившийся до недавнего времени на территории завода Opel в городе Сентготтхарде цех по сборке автоматических трансмиссий 3000-й серии был открытРЕЙС ДЕКАБРЬ 201174 На посту тестирования коробка устанавливается на испытательный стенд, заполняется разогретым до рабочей температуры маслом и «гоняется» на различных оборотах при различной нагрузке. Помимо собственно функционирования АКПП тут же проверяется и ретардер. Разумеется, на стенде выполняется тест на герметичность. В ходе проверки и тестирования агрегатов происходит и их промывка, поэтому по окончании цикла масло из агрегата полностью сливается. На конвейер автозаводов коробки приходят незаправленнымивырабатывала свой ресурс, ее без зазрения совести меняли на новую. С появлением современных синтетических продуктов, обладающих значительно большим ресурсом, стало понятно, что подход к техническому обслуживанию нужно менять. Сливать еще годную синтетику только потому, что подошло время очередного ТО, было весьма накладно. Разница стоимости литра полностью синтетического продукта по отношению к аналогу на минеральной основе очень велика. Заниматься же отбором проб, сдачей их в лабораторию выгодно, только если парк состоит из карьерных самосвалов тяжелого класса, в трансмиссиикоторых заливаются десятки литров масла. Когда же речь идет о массовой технике, проведение лабораторных исследований теряет актуальность. Кроме того, лаборатории, которые имеют оборудование, необходимое для проведения этого самого анализа, расположены в основном в крупных городах и при институтах, в то время как карьеры, в которых работают самосвалы, на периферии. Словом, нужно было искать иной путь оценки состояния трансмиссионного масла. И он был найден. Систематизировав информацию о работе синтетических масел в различных условиях эксплуатации техники, инженеры компании Allison создалиоригинальное программное обеспечение, позволяющее блоку управления коробкой передач, основываясь на таких параметрах, как обороты двигателя, нагрузка, время работы в тех или иных режимах, рассчитывать остаточный ресурс масла. Для подстраховки конструкторы внедрили в агрегат сенсоры: два датчика давления, установленные в масляную магистраль перед и после фильтра тонкой очистки масла. По перепаду давления электроника судит о загрязнении фильтрующей шторы. Если в коробке передач возникнет ускоренный износ шестерен, фрикционных дисков, подшипников и т. д., в ре-ЭкспертМАНЛИО АЛЬВАРО директор по маркетингу Allison Transmission в Европе, странах Ближнего Востока и Африке – На магистральной (седельные тягачи, автобусы, одиночные грузовики), а также внедорожной, строительной и специальной технике, укомплектованной трансмиссиями серий 3000 и 4000, включая модели серии ORS, компания Allison Transmission рекомендует использовать, прежде всего, полностью синтетические трансмиссионные масла, соответствующие стандарту TES 295. В отличие от минеральных масел синтетические позволяют значительно, практически до 12 раз, как продлить интервал замены смазки, так и увеличить срок службы фильтров. Приведу такой пример: в тяжелых условиях эксплуатации, например, на карьерных самосвалах, при использовании масла Transynd, соответствующего стандарту TES 295, интервал его замены составляет 240 000 км, 6000 часов или 48 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше). При этом временной интервал может быть увеличен до 5 лет на основании данных, получаемых от системы Allison Prognostics, которая оценивает состояние масла, основываясь на данных установленных в коробку передач сенсоров.На часть автоматических коробок, предназначенных для конкретных моделей автомобилей, еще на конвейере ставят элементы крепленияДЕКАБРЬ 2011РЕЙС75 автобазаКОМПОНЕНТЫЭкспертЛАРРИ ЛАВ исполнительный директор по международному маркетингу компании Allison Transmission – Несмотря на то, что жизненный цикл автоматической коробки передач равен жизненному циклу машины, в тяжелых условиях эксплуатации техники ресурс коробки снижается, не исключено, что агрегат потребует капитального ремонта. С экономической точки зрения данный шаг вполне оправдан, несмотря на временные затраты. Но даже с учетом простоя техники это выгодно. Недаром в Европе и Америке капитальный ремонт автоматических трансмиссий – целая индустрия. Если компания имеет на балансе большое количество техники, оснащенной автоматическими трансмиссиями одной модели, то рациональным будет иметь отремонтированную коробку в обменном фонде. В этом случае временные затраты на простой техники будут сведены к минимуму. Однако российские дистрибьюторы имеют все необходимое для проведения капитального ремонта – оборудование, инструмент и запасные части, а значит, перевозчику нет смысла обращаться к европейским сервисменам.Динамометрические ключи проверяются не реже одного раза в месяц на специальных стендах. Результаты испытаний заносятся в журналУмножай на двенадцатьА почему программа ориентирована на оценку остаточного ресурса именно синтетического масла, ведь в списке допущенных к заливке значатся и продукты на минеральной основе? Ответ кроется, как уже было упомянуто выше, в сроке службы смазки. Так, если брать самосвальную технику, то минералку перевозчик должен заменить при пробеге 20 000 километров, в то время как синтетика отработает минимум 240 тысяч км. Это же относится и к машинам, у которых наработка масла измеряется в моточасах. Здесь ярким примером могут служить мусоровозы. Если минеральное масло в коробке коммунальной машины обычно служит от 600 до 750 часов, то ресурс синтетического доходит до 6000. Не забудем и то, что с каждой сменой масла перевозчик тратится и на замену фильтров. Про оплату услуг СТО и вовсеМомент, которым должен быть затянут крепеж, определяется автоматически при выборе рабочим нужной головки. Информация о проделанных операциях заносится в память центрального компьютеразультате чего в масло пойдет большое количество продуктов износа, что в свою очередь приведет к засорению фильтроэлемента, то коробка известит водителя о нештатной ситуации. Иными словами, наличие сенсоров есть страховка от форсмажорных обстоятельств.молчим. В целом соотношение срока службы минерального и синтетического масел в однотипных трансмиссиях составляет 1:12. Данная пропорция сохраняется и в отношении коробок ORS (off road series), которые предназначены для установки на машины, эксплуатирующиеся в тяжелых дорожных условиях, а также на специальной технике. Создавая систему Prognostics, конструкторы, разумеется, заложили некий «запас прочности» по ресурсу масла. Так, когда электроника сигнализирует о 100%-й выработке ресурса масла, это не означает, что машину нельзя эксплуатировать дальше, а лишь говорит о том, что технику, точнее АКПП, пора обслужить. Подчеркнем еще раз: речи о том, чтобы снять самосвал с линии, не идет. Провести ТО можно по приходу техники в парк. Возникает резонный вопрос: а какой «запас прочности» заложенЕсли автомобиль работает на длинных дистанциях или же в регионе его работы большие суточные перепады температур, то экономически выгодно заправить коробку синтетическим масломДля спецмашин, имеющих небольшой годовой пробег и наработку в моточасах, использование минерального масла может оказаться более предпочтительным, нежели дорогой синтетики76РЕЙС ДЕКАБРЬ 2011 Чтобы раскачать и вызволить засевшую в грязи машину, нужно нажать на педаль газа, утопив ее примерно на треть хода, и попеременно нажимать клавиши «D» и «R». С такой задачей справится даже новичокАвтоматическая коробка благодаря электронной системе управления имеет надежную защиту от дурака. Например, если неопытный водитель, двигаясь по трассе, случайно переключит селектор управления АКПП из положения «Драйв» в позицию «Реверс», автоматика воспримет это как ошибку и не допустит переключения передач до полной остановки машиныв программу управления коробкой? Ведь если он существенный, то перевозчик имеет возможность продлить интервалы ТО и тем самым сэкономить средства. Увы, но ответа вы никогда не услышите. Почему? Да потому, что если программа рассчитала, что ресурс масла подошел к концу, его необходимо заменить. Это во-первых. А во-вторых, там, где допускается 10%-я переработка, «рачительный» перевозчик будет выжимать все 20%. А это уже можетпривести к выходу коробки из строя. Предупреждаем, что если такое случится, не пытайтесь скрыть следы преступления, заправляя коробку свежим маслом и перекладывая вину за выход агрегата из строя на производителя. Информация о пробеге, при котором нужно было заменить масло и при котором это было сделано, хранится в электронном блоке управления коробкой. Чтобы стереть данные, необходимо оригинальное сервисное оборудование, которое имеется только на фирменных СТО.Как правило, четыре дня в неделю на конвейере собирают коробки серии 3000 и один день – четырехтысячные. Однако возможны и отклонения в производственном графикеНе бойся холодаДругая особенность автоматических коробок – наличие у них теплообменника, связанного с системой охлаждения двигателя. Такая схема гарантирует поддержание оптимальной температуры трансмиссионного масла на всех режимах работы АКПП. Поскольку на северах моторы ночью обычно не глушат, коробка практически всегда прогрета и находится в рабочем состоянии. Вообще благодаря наличию теплообменника даже лютая стужа автоматической коробке не страшна. Главное – запустить дизель, а уж если он ожил, то и автомат прогреется. Причем не только за счет тепла двигателя, но и вследствие перемешивания масла в гидромеханической передаче. У холодного старта есть одна особенность. Пока двигатель не прогреется и его обороты не упадут до паспортных, автоматическая коробка не позволит включить передачу и начать движение. Это может осложнить жизнь перевозчика, работающего в городской черте, так как стоянка с работающим двигателем в городе запрещена. В случае же когда машины трудятся в карьерах, данная особенность АКПП не существенна.Денис Боровицкий Фото автораМинеральное масло в коробке самосвала отработает 20 000 км, а с синтетикой прослужит все 240 000На специально подготовленных участках дорог клиенты могут опробовать технику в действии. А чтобы разобраться в особенностях управления автомобилем, оснащенным автоматической трансмиссией Allison, им в помощь выделяются инструкторыДЕКАБРЬ 2011 РЕЙС 77