22
23
24
25
26
27
СПЕЦПРОЕКТGOODYEAR & РЕЙСДЕНИС БОРОВИЦКИЙ редактор журнала «Рейс»GOODYEAR OMNITRAC ФИНИШ УУМ-25Завершается начатый в апреле 2009 года проект по оценке качества и ресурса грузовых шин смешанного применения Goodyear Omnitrac Duraseal MSS и MSDОтличительной особенностью Goodyear Omnitrac Duraseal MSS (315/80R22,5) и MSD (385/65R22,5) является усиленный каркас и самоочищающийся протектор с рисунком, обеспечивающим хорошее сцепление шин на бездорожье, мокрой и скользкой дороге. Имеется специальный слой из желтой гелеобразной резины, которая заполняет собой прокол. Герметизирующий гель призван устранять утечку воздуха из шины при ее повреждении предметами диаметром до шести миллиметров, при этом шина22 РЕЙС ЯНВАРЬ 2012должна выдерживать многочисленные проколы без потери давления. Именно благодаря гелевому слою и усиленной конструкции каркаса эти шины представляют особый интерес для владельцев парков самосвалов. В рамках ресурсных испытаний шины отработали без малого три года в обычных российских условиях: невысокое качество дорог, глубокая колея грунтовок и подъездных путей к свалкам, наличие торчащей арматуры и прочих колющих предметов на строительных площадках. Для теста были выбраны распространенные в Россииправление механизации-25 создано в 1961 году в системе Главмосстроя для выполнения земляных работ на строительстве жилых комплексов. При создании треста механизации Мосстроймеханизация-5 УМ-25 вошло в его состав в 1967 году. Предприятие участвовало в строительстве крупных жилых комплексов вдоль Ленинского проспекта – Черемушек, Бутово, Жулебино, Солнцево. Управление располагает, в частности, автомобилями-самосвалами марок: Volvo, Scania, Tatra грузоподъемностью от 16 до 60 тонн включительно. Для их быстрого, качественного обслуживания и ремонта на базе УМ-25 созданы технические центры «Вольво-сервис», «Скания-сервис», «Татра-сервис». Ремонтная база оснащена всем необходимым оборудованием, включая станочное оборудование, обеспечивающее выполнение любых видов работ. ФИНИШOOO «ГУДИЕР РАША»омпания Goodyear, главный офис которой находится в городе Эйкрон (США, штат Огайо), производит шины на шести десятках заводов, расположенных в 25 странах мира. Маркетинговое представительство Goodyear есть почти в каждой стране. Общее количество работников компании во всем мире превышает 75 000 человек. Модельный ряд шин производства Goodyear для коммерческого транспорта, автобусов и пассажирских перевозок включает более 400 различных моделей шин, представленных в более чем 55 размерах. Все ведущие мировые производители коммерческого транспорта, включая Volvo, Renault, Scania, DAF, MAN, Daimler, и IVECO, используют шины Goodyear для первичной комплектации своей продукции. Goodyear также обеспечивает шинами основных производителей прицепов.Технические характеристики шин Omnitrac DurasealРазмер Индекс нагрузки РекомендоИнд. Масимальное Начальная ванный диск, одиночная сдвоенная скор. рекомендован- глубина ное давление протектора ширина, " установка установка 315/80R22,5 Omnitrac MSD Duraseal 156 150 K 8,50 20.2 9 315/80R22,5 Omnitrac MSS Duraseal 156 150 K 8,50 18.1 9 МодельКНагрузка на осьРазмер Модель Одиночная установка 315/80R22,5 Omnitrac MSD Duraseal 315/80R22,5 Omnitrac MSS Duraseal Сдвоенная установка 315/80 R22,5 Omnitrac MSD Duraseal 315/80 R22,5 Omnitrac MSS Duraseal 4,5 4810 4810 8060 8060 5,0 5240 5240 8770 8770 5,5 5650 5650 Давление в шинах, бар 6,0 6,5 7,0 7,5 6060 6060 6460 6460 6850 6850 7240 7240 8,0 7630 7630 8,5 8000 8000 9,0 8380 83809460 10 150 10 820 11 480 12 130 12 770 13 400 14 030 9460 10 150 10 820 11 480 12 130 12 770 13 400 14 030Новые шины Goodyear вызвали интерес у водителей автокомбинатаспециальный слойШина имеет усиленную конструкцию и специальный слойБлагодаря особой геометрии рисунка протектора в нем не застревают камнитрехосные шведские самосвалы Scania четвертой серии и Volvo FM12 на московском предприятии «Управление механизации-25». За техническим состоянием ТС следили механики УМ-25, ремонтировали проколы колес шиномонтажники автопредприятия, которые получили от инженеров компании Goodyear все необходимые рекомендации. Подчеркнем особо: длительные ресурсные испытания журнала «Рейс» кардинально отличаются от ускоренных, которые проводятся в условиях автополигона за короткий промежуток времени с привлечением водителей-испытателей. Систематический мониторинг состояния шин, ежемесячный осмотр специалистами производителя, комментарии эксплуатационников позволяют дать объективную информацию об эксплуатации новых шин Goodyear Omnitrac Duraseal в российских условиях.ИНФОРМАЦИЯБЕРНДТ ГОТЦЕНСБЕРГЕР менеджер Goodyear по обучению персонала стран западной и восточной Европы – Я рекомендую проверять давление в шинах не чаще одного-двух раз в месяц, при условии что самосвалы будут работать на коротком плече и не будет наблюдаться сильных среднесуточных скачков температуры. Для шин передней оси давление должно составлять 8,5 бара, средней и задней – 7,5 бара. Замечу, что при таком давлении пятно контакта шин с дорогой, а значит, тяговые и тормозные свойства являются оптимальными для автомобиля. Прогнозировать, сколько пройдут шины на самосвалах, я не берусь, так как это зависит от множества обстоятельств: условий эксплуатации, загрузки, состояния ходовой части.2012 ЯНВАРЬРЕЙС23 СПЕЦПРОЕКТGOODYEAR & РЕЙСИНФОРМАЦИЯСЕРГЕЙ ГОЛИКОВ водитель УМ-25 – Встав под разгрузку, я услышал свист воздуха, выходящего из переднего правого колеса. Разгрузившись, успел выехать на сухое место и поставить машину на домкрат до того, как она «встанет на колено». Если бы покрышка быстро потеряла воздух, то для смены проколотого колеса пришлось бы орудовать двумя домкратами. Водительский стаж 14 лет. Работал на грузовиках Volvo, Tatra, ScaniaИНФОРМАЦИЯДЕНИС ДАВЫДОВ менеджер проекта по сервисным станциям Truck Force ООО «Гудиер Раша» – Несмотря на то, что испытуемые шины имеют отличную от своих конкурентов конструкцию, их ремонт можно проводить любым способом. Никаких отличий от обкатанных и применяемых повсеместно технологий нет. Дополнительная операция, которую необходимо проводить при установке «грибков» или жгутов, – удаление геля из отверстия прокола. Делается это во время его разделки и смазки клеящим составом. Если при демонтаже шины с диска были обнаружены предметы, пробившие шину насквозь, мы рекомендуем извлечь их. Сам прокол можно не ремонтировать. Для самолечения шину достаточно накачать до требуемого давления, установить на автомобиль и проехаться пару километров. Под нагрузкой гель распределится во внутреннем объеме по периметру колеса и выдавится в прокол. Останется довести давление в шине до нормы.Порезанное на свалке ведущее колесо самосвала Volvo пришлось ремонтировать двумя латкамиИНФОРМАЦИЯАНДРЕЙ ЦЫБОЧКИН водитель УМ-25 – После четырехдневного перерыва в работе самосвала я обнаружил Volvo стоящим «на колене». Виновником оказался боковой прокол тонким, как шило, предметом с внутренней стороны покрышки. Разбортировали колесо для ремонта и обнаружили в протекторе кусок арматуры диаметром четыре миллиметра. Поскольку шины таких проколов не боятся, что подтверждает почти три десятка тысяч пройденных километров, извлекать пруток не стали. Однако при установке колеса в месте прокола была обнаружена незначительная утечка воздуха. Поэтому было принято решение вновь разбортировать колесо и отремонтировать прокол. Водительский стаж 18 лет. Работал на грузовиках КАМАЗ, КрАЗ, Tatra, ScaniaЭту шпильку вынимать не стали, так как колесо стабильно держит давлениеС начала старта проекта на протектор шин самосвала Volvo накручено 145 934 и Scania – 134 120 километров. Почти за три года и, соответственно, десять сезонов – три лета, три осени, две зимы и две весны – мы собрали уникальную информацию о работе шин с привязкой остаточной глубины протектора к конкретным дорожным и погодным условиям. Самым показательным, пожалуй, стал первый год нашего проекта, так как в течение его машины прош24 РЕЙС ЯНВАРЬ 2012ли достаточно много: пробег самосвала Scania составил 71 229, а Volvo – 87 809 километров. Первый год был щедр и на потери – при пробеге 50 000 километров с автомобиля Volvo по причине неремонтируемого прокола одного из колес были сняты рулевые шины. Уцелевшая покрышка заняла место запаски на Scania, но без работы осталась недолго. Увы, последовавшие друг за другом два прокола списали одно из колес в утиль, а на втором режущий предмет оставил мощную отметину – порез. Инспектор ГИБДД, проводивший техосмотр, потребовал снять покрышку, и при пробеге 71 229 километров рулевая ось осталась без шин Goodyear Omnitrac Duraseal MSS. Учитывая, что при покупке крупным оптом стоимость рулевых шин составляет 21 919,90 рублей, получаем стоимость километра их пробега в 0,44-0,31 рублей, в зависимости от пройденного километража. Поскольку шины установлены всего на два самосвала, фатальное повреждение одной из шин влечет за собой снятие с пробега всех, установленных на данной оси. Конечно, крупное автопредприятие закупает не пару комплектов, а намного больше, что позволяет менять вышедшие из строя шины на новые или изношенные с других ма-Благодаря гелю молниеносного выхода воздуха не произошлоИНФОРМАЦИЯАНДРЕЙ ЧИЖОВ мастер участка шиномонтажа УМ-25 – При ремонте двух шин Goodyear Omnitrac Duraseal из протектора одной извлекли кусок арматуры диаметром два миллиметра, а из другой – пруток диаметром четыре миллиметра. Несмотря на то, что предметы засели практически в центре протектора, при их извлечении герметизирующий гель не вышел. Рекомендации – накачать колесо, проехать пару километров, чтобы произошла герметизация прокола. Выполнили. Не помогло. Снятые для ремонта шины подержали в теплом помещении шиномонтажа, накачали вновь – все бесполезно. Пришлось ремонтировать покрышки по традиционной технологии. ФИНИШИНФОРМАЦИЯАЛЕКСАНДР МЕРЕШКО специалист по грузовым шинам ООО «Гудиер Раша» – Осмотр переднего правого колеса самосвала Scania показал, что износ резины равномерный и соответствует пробегу автомобилей. Но эта шина рулевой оси получила серьезные повреждения и ремонту не подлежит. Обследование пореза выявило, что он был нанесен плоским предметом шириной примерно семь сантиметров, который прошел покрышку насквозь, разорвав нити корда и пробив все слои брекера. В этом случае гель просто физически не смог бы закупорить пробой, однако герметик замедлил выход воздуха. Водитель имел бы возможность удержать груженую машину на траектории движения, случись такой прокол на трассе.ИНФОРМАЦИЯАЛЕКСЕЙ ПАТРАКЕЕВ водитель УМ-25 – После перестановки резины на мой самосвал Volvo я отметил, что при адекватном поведении на асфальте машина не очень уверенно идет по песку. Поскольку двигаться «внатяг» на груженой машине не всегда представляется возможным, приходится периодически активно работать педалью газа. В эти моменты шины начинают пробуксовывать и зарываться в песок. За пройденные после перестановки резины 3800 км самосвал посетил шиномонтаж для ремонта проколов двух внутренних колес средней оси. Прокол боковины был нанесен, по всей видимости, тонкой проволокой, а протектор покрышки гвоздь пробил навылет. В обоих случаях произошла потеря давления. Ремонт был произведен по традиционной технологии с применением грибков и латок.Даже если учесть, что отверстие перед ремонтом разработали...ИНФОРМАЦИЯСЕРГЕЙ МОРОЗОВ начальник сервисного центра УМ-25 – С порезом, который получила шина рулевой оси автомобиля Volvo, выпускать машину на линию я не имел права, так как это не только запрещено правилами дорожного движения, но и могло привести к разрыву колеса на ходу. Поэтому было принято решение снять покрышки с пробега досрочно. Целое колесо будет установлено на грузовик Scania в качестве запасного. Это очень кстати, так как меня волнует судьба рулевой шины этого самосвала, которая также имеет боковой порез....проколол колесо подобный стержень, только без головкиВодительский стаж 30 лет. Работал на грузовиках Tatra, Volvo, КАМАЗшин. Покрышки на одной оси должны при этом иметь максимально близкий по величине износ протектора, что позволит шинам работать с равной нагрузкой, в противном случае покрышка с большей остаточной глубиной протектора будет изнашиваться интенсивнее. Но мера эта не будет иметь значимого эффекта по той простой причине,что взамен выбывших шин необходимо докупать новые. Однако на то и наш проект, чтобы дать информацию для размышлений: если за первый год мы потеряли все покрышки рулевых осей, то вероятность аналогичного развития событий на автомобилях, работающих в схожих условиях, очень велика. Нередки случаи смены автомобилей и, соответственно, перестановки шин на новые транспортные средства. Наши шины, к слову, ходили под пятью самосвалами, два из которых Volvo и три Scania. Для чистоты эксперимента покрышки, снимаемые с Volvo, устанавливались опять-таки на Volvo, а демонтированные со Scania вновь доставались Scania. За это отдельная благодарность руководству УМ-25. Естественно, и водителей было немало, что нивелировало влияние индивидуальной манеры вождения на износ и повреждение шин. Особого внимания заслуживает уникальная особенность испытуемых шин: герметизирующий слой призван заделывать проколы диаметром до шести миллиметров и тем самым избавлять водителя от замены колеса во время рейса. Предприятие получит экономию на шиномонтаже, кроме того, это позволит не снимать машину с маршрута. Последнее очень важно, так как именно от объема перевозокИНФОРМАЦИЯАЛЕКСАНДР ТИХОНОВ водитель УМ-25 – Шины, несмотря на 50% износ протектора, демонстрируют хорошую тягу при движении по свалкам. Груженая машина уверенно продвигается к месту разгрузки, а также показывает неплохие тормозные свойства на обледенелой и заснеженной трассе. Порадовала и курсовая устойчивость самосвала на трассе. Водительский стаж 32 года. Работал на грузовиках ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ, Tatra, Scaniaи количества рейсов зависит прибыль перевозчика. Так вот, с одной стороны, за два года ремонтировать шины пришлось 14 раз, и это при том, что самосвалы работали в жестких условиях свалок. С другой стороны, мы фиксировали проколы, которые по не понятным для нас причинам не были загерметизированы гелем. Эти случаи так и остались загадкой – технические специалисты компании «Гудиер Раша» внятного ответа не дали.2012 ЯНВАРЬ РЕЙС 25 СПЕЦПРОЕКТGOODYEAR & РЕЙСМНЕНИЕБЕНДЖАМИН ВИЛЛОТ генеральный директор ООО «Гудиер Раша» – Компания «Гудиер» начала ресурсные испытания шин Goodyear Duraseal Omnitrac в апреле 2009, и прогнозировать пробег не брался никто, поскольку шины должны были выдержать специфику работы – частые повреждения. Один из комплектов шин показал пробег более чем 140 000 км, что является значительным, если сравнивать со средними расчетами предприятия 90-100 000 км. Другой комплект шин продолжает свою дорожную историю. В целом я очень доволен, что шины Goodyear отлично справились с основной причиной простоя грузовиков – повреждениями в зоне протектора, полученными от гвоздей, шурупов и других металлических предметов. Водители отметили хорошую курсовую устойчивость и их надежность в условиях зимней эксплуатации в России.Повреждения шин (проколы и порезы) у бортового кольца не ремонтируютсяВздутие боковины шины свидетельствует о повреждении кордаОголенный корд интенсивно корродирует, что приведет к отслоению резиныДаже глубоко подрезанная шашка протектора осталась на местеМНЕНИЕАЛЕКСАНДР СТРЕЛКОВ генеральный директор «Управление механизации №25», г. Москва – После окончания проводимых на базе нашего автопредприятия ресурсных испытаний шин Goodyear Omnitrac Duraseal MSS и MSD (315/80 R22,5), которые работали на самосвалах Volvo и Scania, мы подвели черту под экономическими расчетами целесообразности использования данных покрышек применительно к нашим условиям эксплуатации. Наш вывод: несмотря на то, что покрышки имеют специальный герметизирующий слой, который должен закупоривать получаемые в процессе эксплуатации проколы, машины не реже остальныхстановились на площадку ожидания шиномонтажного участка для ремонта проколов. При этом даже загерметизированные гелем проколы не всегда сохраняли герметичность, что, собственно говоря, фиксировали эксперты компании Goodyear, а также журналисты «Рейса» при ежемесячных осмотрах покрышек. В итоге ожидаемого экономического эффекта от сокращения простоя транспорта по причине повреждения шин и необходимости их ремонта мы не получили. Так же как не зафиксировали и значительного увеличения пробега покрышек Goodyear Omnitrac Duraseal MSS и MSD (315/80 R22,5) относительно шин иных марок, которые мы устанавливаем на другие машины нашего парка. Приэтом замечу, что стоимость шин Goodyear Omnitrac Duraseal MSS и MSD (315/80 R22,5) в полтора раза выше стоимости эксплуатируемых нами покрышек. В итоге мы решили не закупать шины Goodyear Omnitrac Duraseal MSS и MSD (315/80 R22,5), так как их эксплуатация нерентабельна.Руководство компании УМ-25, на автомобилях которой проводились длительные ресурсные испытания шин Goodyear Omnitrac Duraseal MSS и MSD (315/80R22,5), вывела их из эксплуатации. Причиной снятия покрышек с пробега явились множественные механические повреждения шин и ремонтонепригодные дефекты. Отметим, что именно по этой причине списываются большинство шин самосвалов, задействованных на вывозе мусора. Полигоны бытовых отходов, как мы лично убедились, крайне неблагоприятны для работы шин. Колющих, режущих предметов в проторенных самосвалами колеях великое множество. Именно поэтому покрышки с еще достаточно приличной остаточной глубиной протектора (7,5 мм согласно замерам перед списанием) из-за полученых повреждений непригодны к дальнейшей эксплуатации. Поскольку проколы и порезы затронули корд, восстановить шину невозможно ни горячим, ни холодным методами. Первые российские ресурсные испытания уникальных (ни в России, ни в Европе нет больше шин для коммерческой техники с такими свойствами) самогерметизирующихся шин Goodyear Omnitrac Duraseal MSS и MSD (315/80R22,5) показали, что шины способны в жестких условиях эксплуатации пройти 145 934 км.26РЕЙС ЯНВАРЬ2012 ФИНИШИНФОРМАЦИЯОЛЕГ РОДИОНОВ cпециалист по грузовым шинам ООО «Гудиер Раша» – Шины MSD, проходящие долгосрочный тест в компании УМ-25, было решено вывести из эксплуатации. В результате множественных механических повреждений шины получили ремонтонепригодные дефекты. Данные повреждения связаны с тяжелыми условиями эксплуатации. 1. Пробег на момент вывода из эксплуатации составил 145 934 км. 2. Средняя остаточная глубина протектора 7,5 мм. 3. Остаточная глубина протектора начальная 20,5 мм. 4. Средняя стоимость шины для автопарка, в котором более 81 автомобиля, 21 919,90 рублей с НДС. 5. Расчет пробега шины на 1 мм протектора. 145 934 км было пройдено на: 20,5 -7,5 = 13 мм 6. Соответственно, на 1 мм протектора шина прошла в среднем 145 934 км /13мм =11 225 км. 7. Учитывая нынешнюю цену шины, можно рассчитать стоимость километра пробега: 21 919,9/145 934 = 0,15 руб./км. Необходимо учитывать, что расчет проведен среднеарифметически.Расчетный ресурс шин, тыс. км/глубину протектора, ммРасчетная стоимость километра пробегаМодель MSD MSS Начальная глубина протектора, мм 20,5 18,1 Остаточная глубина протектора, мм 7,5 8,1-5,6 Пробег, км 145 934 50 000-70 000 Прогнозируемая стоимость км/пробега 0,15 руб./км 0,44-0,31 руб./кмПодобных колотых отверстий, через которые не травится воздух, многоБАЛАНСИРОВКАа одном из самосвалов (Volvo) мы отбалансировали колеса всех осей, а на другом (Scania) – ограничились только теми, которые стоят на передней оси. Большинство перевозчиков, работающих на самосвалах, утверждают, что балансировка колес задней тележки положительного эффекта не дает, так как грузы срываются с обода при езде по глубокой колее, особенно на подъездах к свалкам. Мало того, двухскатку промыть изнутри очень сложно, а значит, на дисках будет оставаться грязь, которая нарушает балансировку колес. Опасения по долговечности балансировочных грузиков не оправдались – сидят намертво, а вот налипшая грязь действительно сводит все затраты на балансировку колес ведущих осей на нет.1НРавномерный износ протектора шин ведущих осей в течение всего тестаВ процессе ресурсных испытаний, как только появились необходимые для расчета предполагаемой ходимости шин данные, мы попросили специалистов ООО «Гудиер Раша» с помощью фирменной программы рассчитать и построить графики зависимости износа и пробега покрышек. Как показала практика, данному расчету можно доверять. С учетом некоторой погрешности, которая также учитывается при расчетах, вышли на предполагаемые значения остаточной глубины протектора при зафиксированном пробеге (см. графики). Это позволяло надеяться, что покрышки выходили бы расчетный ресурс, но проколы и порезы, в результате которых шины получили повреждения, не позволяющие эксплуатировать их далее, значительно уменьшили их пробег.23(1) Мазовский шланг имеет металлическую наружную оплетку. (2) Фирменный сканиевский обрезинен сверху. (3) Пластиковый удлинитель сам погибнет, но воздух не выпустит2012 ЯНВАРЬ РЕЙС 27