30
31
СПЕЦПРОЕКТКАМА & РЕЙСКАМА 44 937 КМЖурнал «Рейс» совместно с Нижнекамским заводом ЦМК-шин продолжает испытание грузовых шин серии N марки «Кама»АНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»Спецпроект ж у рнала «Рейс» и Нижнекамского завода ЦМК-шин представляет программу ресурсных испытаний шин «Кама» трех моделей: NR 201 и NF 201 размером 315/80R22,5 – для ведущей и управляемой осей соответственно, а также NT 201 размером 385/65R22,5 для свободно катящихся колес полуприцепа. Комплект из двенадцати шин мы смонтирова ли на седельный тягач DAF XF 105.460 с полуприцепомрефрижератором Schmitz – автопое зд п редос та ви ла ком пания ООО «Праксис-Ово», специализирующаяся на оптовых поставках продукции птицефабрики «Роскар».30 РЕЙС ЯНВАРЬ 2012К моменту старта спецпроекта машина была практически новая – пробег составлял всего 20 тыс. км, а поддерживать ее в исправном техническом состоянии в течение всего периода испытаний взялась компания VH-DAF. Учитывая, что одним из заявленных качеств шин указанных моделей названо низкое сопротивление качению, мы установили на автопоезд системы контроля расхода топлива и мониторинга транспорта от компании Omnicomm. Таким образом, испытания позволят оценить не только степень износа протектора по прошествии разных периодов времени, но и влияние шин на экономичность автомобиля.За последние два месяца шины пробежали около 8500 км, практически не потеряв в высоте протектора. Попрежнему из четырех шин ведущей оси чуть более изношена правая наружная – разница с остальными около 1 мм, и все так же очевиден разный темп потери высоты протекторов на колесах полуприцепа. Напомним, шины средней оси трейлера работают в благоприятных условиях, практически без бокового проскальзывания, тогда как крайние подвержены пятнистому износу при поворотах, особенно при разворотах автопоезда – чем больше угол складывания, тем больше резины остается в виде черного следа на асфальте. На сегодняшний день разни- МНЕНИЕВЛАДИМИР ФИРАГО водитель ООО «ПраксисОВО» – Увидев надпись «Кама» на боковинах шин, коллегиводители из другихпредприятий, с которыми общаемся, стоя под разгрузкой, часто спрашивают: «Сколько уже прошли, дорого ли стоят?» Интерес вполне оправдан: импортные шины того же размера, как правило, вдвоедороже. Судя по тому, сколько протектора еще осталось, «Кама» должна прослужить как минимум 200 тыс. км, то есть не меньше, чем обычно ходят шины именитых фирм.МНЕНИЕАЛЕКСАНДР МАХОТИН исполнительный директор ООО «НТЦ «Кама», заместитель директора по технологии и НИОКР ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» – Больший темп износа шин крайних осей полуприцепа по сравнению с шинами средней оси – нормальное явление, и начальная высота протектора проектируется с учетом этой разницы. Поскольку владелец тестового автопоезда не проводит регулярную перестановку шин для равномерного износа комплекта, то проводимые журналом «Рейс» испытания дадут ответ на весьма интересный вопрос: «Сколько еще прослужат шины, работающие в благоприятных условиях, после полного износа тех, что испытывают боковое проскальзывание при маневрировании?» Разница в степени износа разных шин одной и той же оси скорее всего связана с неравным давлением по бортам, что легко определить, проведя замеры остаточной высоты протекторов в центральной и плечевой зонах. Учитывая, что тестовый автопоезд не работает с перегрузкой, а значительную часть пути проходит в порожнем состоянии, можно предположить, что у шин с небольшим превышением рекомендованного заводом давления будет зафиксирован несколько больший темп износа центральных дорожек протекторов.Данные этапаДвижение Пробег, км Средняя скорость, км/ч Максимальная скорость, км/ч Работа Движение, ч:мин:с Простой, ч:мин:с Двигателя на холостом ходу, ч:мин:с Расход топлива Фактический (общий), л Расход на 100 км, л Расход на 100 км в движении, л 4395,51 45,6 99,4 96:19:11 566:19:46 52:13:04 (34,0 %) 1675,1 38,1 31,7Шины полуприцепа не переставлялиШина NR 201 на переднем колесеШина NF 201 на ведущем колесеШина NT 201 для полуприцепаМНЕНИЕАЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВ технический директор ООО «Омникомм Сервис» – Несмотря на наступление холодов и появление гололеда на дорогах, средняя скорость автопоезда DAF за прошедший месяц даже несколько (на 2,7 км/ч) возросла по сравнению с предыдущим. Причина – некоторое улучшение до-рожной ситуации. И такое типично для начала зимы: многие владельцы легковых автомобилей с первым снегом перестают ездить каждый день, а некоторые вообще ставят машину на прикол до весны. Если сравнивать с мартом прошлого года, то есть начало и конец зимы, сразу видна огромная разница в общем расходе топлива (9,4 л/100 км) при мизерной в движении (2,8 л/100 км).Объяснение лежит на поверхности: мартовские морозы вынуждали оставлять мотор работающим гораздо чаще, чем при температуре около ноля. Об этомже говорят и показатели работы мотора на холостом ходу: 34,0% от общего времени с включенным зажиганием против 48,6%. Видимо, с усилением морозов общий расход топлива будет расти, а значит, увеличится разница с расходом в движении. Хотя во многом это определяется квалификацией водителя, техническим состоянием автопоезда, а также энергосберегающими свойствами шин.ца в остаточной высоте протекторов достигает 3,5 мм, наиболее изношена шина задней оси по правому борту. Однако даже у нее потеря высоты составляет всего около 3 мм по сравнению с новой, то есть речь идет максимум о 20-процентной выработке ресурса при пробеге почти 45 тыс. км. Из этого, конечно, не следует, что шина износится «в ноль» только при пробеге 225 тыс. км – скорее всего на последних стадиях срока службы темп теплового и эрозионного разрушения резины возрастет. Но да же если две шины из всего комплекта не удастся дотянуть до 200 тыс. км, результат будет более чем удовлетворительный для перевозчика.2012 ЯНВАРЬ РЕЙС 31