42
43
44
45
46
47
48
49
50
52
АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖ42РЕЙС ЯНВАРЬ2012 MAN TGLМЛАДШИЙ В ПРАЙДЕMAN TGL – один из самых распространенных в России и уважаемых нашими перевозчиками среднетоннажников-иномарок. На основе модели 12.180 4х2 BL знакомимся со всей гаммой этих автомобилейся более чем полуторавековая история MAN – история альянсов с различными ма ш и но с т р ои т е л ьн ы м и фирмами, поглощение других компаний, продажа своих лицензий и покупка чужих. Каждое объединение или просто партнерство – веха в мировом автомобилестроении, от которой можно вести отсчет какого-нибудь важного направления. Сам Рудольф Дизель работал на MAN. В начале ХХ века альянс со швейцарской компанией Saurer привел к созданию одного из первых в мире дизельных грузовиков. Лицензии, приобретенные у MAN в 30-х – 60-х годах, лежат в основе деятельности многих современных моторостроительных корпораций. С баварцами не считалВзазорным сотрудничать Mercedes: в 70-х годах совместно выпускали V-образную «восьмерку» объемом 15,5 литра, разрабатывали мосты со ступичными планетарными редукторами. Российские перевозчики до сих пор вспоминают надежные и экономичные дизели Raba-MAN на Ikarus, моторы чешских Avia. Именно альянс MAN сначала с французской Renault Saviem, а затем в конце 70-х с Volkswagen позволил начать выпуск бескапотных легких и среднетоннажных дизельных развозных грузовиков. MAN-VW серии G90 с кабиной от Volkswagen LT, на облицовке которой соседствовали эмблемы обоих производителей, и сейчас еще попадаются на российских дорогах. С этих грузовиков начиналась2012 ЯНВАРЬРЕЙС43 АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖMAN один из пионеров в применении гибридных силовых установокОдин из российских производителей фургонов для MAN TGL – компания «ИнтерПайпВан». На TGL устанавливают кузова длиной даже чуть больше 10 метровСамосвалы грузоподъемностью 5-6,5 тонн востребованы в ЕвропеСдвоенная четырехдверная кабина для MAN TGL называется DokaС такой вышкой не проблема заменить лампу в плафоне или рекламный щитНад низкой кабиной легко смонтировать рефрижераторную установкулегкая серия MAN, затем уже в 90-х был L2000, за ним Evolution, или MAN LE2000. С 2005 года началась эпоха грузовиков серии TGL (Trucknology Generation Light), которые существенно отличались от серии L2000. Изменений набралось столько, что был присужден титул Truck of the Year 2006. А те грузовики MAN TGL, которые сейчас поставляются в Россию, уже рестайлинговые. Это давно стало привычным: к сроку, когда в Европе вводятся очередные нормы токсичности ОГ, там обновляют не только двигатели, но и насколько можно сам автомобиль. Нынешнее поколение грузовиков MAN TGL состоит из четырех основных групп, поделенных по полной массе: 7,5 и 8 тонн, 10 и 12 тонн. На самом деле граница между 7,5 и 8-тонными грузовиками весьма размыта – об этом пишут в буклетах и сами немцы. Фактически это один и тот же грузовик, у которого полная масса44 РЕЙС ЯНВАРЬ 2012может доходить и до 8,8 тонны. Они говорят: «Больше чем просто 7,5-тонный грузовик». То есть негласно предусмотрена работа с некоторым перегрузом. А в дополнение к 12-тонному автомобилю есть вариант полной массой 11,99 тонны, который при работе в Европе, в той же Германии, позволяет экономить на налогах и въезжать в зону действия знаков, запрещающих проезд грузовиков полной массой 12 тонн. Основное назначение TGL: развозные грузовики с различными фургонами, борт с тентом, шасси используют под монтаж надстроек, необходимых муниципальным службам, – самосвалов, эвакуаторов, мусоровозов и тому подобных. Кроме того, MAN TGL могут работать на межрегиональных перевозках как тягачи в составе автопоезда полной массой до 24 тонн. Для более серьезной работы у MAN Trucks & Bus существует семейство MAN TGM. Если первые легкие грузовики «во львином семействе» де-лали в городе Зальцгиттер, на бывшем заводе Bussing, от объединения с которым MAN и досталась фигурка льва на облицовке, то L2000 уже сходил с конвейера завода MAN в австрийском городе Штайр. На этом же заводе делают и MAN TGL, комплектующие поступают сюда с других предприятий компании: двигатели из Нюрнберга, передние мосты из Зальцгиттера, ведущие мосты из Мюнхена. По сведениям из различных источников, в зависимости от заказов MAN TGL выпускают от 15 000 до 20 000 экземпляров в год. Естественно, наиболее распространены MAN TGL в Германии, Австрии, Дании, Бельгии, Голландии, в Великобритании – там их выпускают под маркой ECL на дочернем предприятии ERF, в Польше есть свой филиал MAN, выпускающий TGL, – завод Star. Они с успехом работают и в других странах Западной Европы. В России новые MAN TGL надо заказывать у генерального импортера ООО «МАН Трак энд MAN TGLТехнические характеристикиМодель шасси Длина, мм (при базе 5200 мм) Ширина, мм Высота, мм Полная масса, кг Масса шасси, кг Макс. длина кузова, мм Макс. скорость, км/ч (с ограничителем) Двигатель/рабочий объем, л Мощность, л. с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Коробка передач Сцепление Замедлитель Ведущий мост Топливный бак, л MAN TGL 12.180 9471 2300 2604 12 000 н.д. до 10125 90 MAN D0834 LF41/ 4,6 180 при 2400 700 при 1400 6-ступенчатая, ZF 6S800 однодисковое, диафрагменное, диаметром 362 мм заслонка на выпуске с одинарной гипоидной передачей 150 подвеска рессорная/ пневматическая; тормоза дисковые с пневмоприводом, с ABS; шины 265/70R17,5; 64900По бокам мотор капсулирован шумопоглощающими панелямиХодовая частьРядная «четверка» D08 наиболее распространенный двигатель MAN TGLЗа этим кожухом спрятан двухступенчатый турбокомпрессорЦена евро, с НДСВентилятор установлен через вязкостную муфту на шкиве коленвалаПривод генератора и водяного насоса – надежным поликлиновым ремнемУровня Евро-4 добиваются технологией EGR и установкой сажевого фильтраБас РУС» или у дилеров этой марки. Понятно, что объемы поставок в Россию грузовиков MAN легкой серии в прошлые годы серьезно отличались от поставок самосвалов или седельных тягачей. Однако в последнее время интерес российских перевозчиков к «маленьким» MAN вырос – соответственно, увеличатся и поставки. Сейчас в Санкт-Петербурге ведется строительство сборочного завода MAN, первые автомобили должны сойти с конвейера в 2012 году, возможно, там начнется и сборка MAN TGL.ДвигательС таким опытом в разработке и производстве дизелей было бы наивным полагать, что MAN будет закупать у кого-то двигатели. Как раз наоборот, у него покупают. Одни из самых распространенных моторов – «литровое» (с «осьмушкой») семейство MAN D08: рядные «четверки» и «шестерки» с цилиндром диаметром 108 мми ходом поршня 125 мм. Они серьезно унифицированы друг с другом по поршневой группе и деталям КШМ. По большому счету моторы уже довольно в преклонном возрасте – их выпускают с 70-х годов, но постоянно модернизируют, иной раз очень глубоко. Благодаря заложенным изначально конструктивным решениям двигатели конца 90-х легко эволюционировали от Евро-1 до Евро-5. За это время «четверки» объемом 4580 см3 сменили индекс D0824 на D0834, а «шестерки» 6871 см3 – с D0826 на D0836. Меняются поршни, форма камеры сгорания, оптимизируется рабочий процесс, но остается неизменным диаметр поршня, 108 мм, и применение сухих гильз. В индексе важны и буквы, идущие за цифрами: без них в документации атмосферные D0836 НМ или MU середины 70-х легко принять за современный турбодизель D0836 LFL40. Но внешне и конструктивно их уже не спутать.Самый распространенный мотор для MAN TGL – D0834, у него четыре настройки мощности: 150, 180, 206 и 220 лошадиных сил при 18002400 об/мин, диапазон момента от 570 до 850 Н.м при 1300-1800 об/мин, что является очень неплохим показателем. Причем в сравнении с MAN TGL 2006 года у «четверок» появилась дополнительная настройка 220 л. с. «Шестерки» применяют только в своих самых «слабых» версиях – 240л. с./925 Н.м и 250 л. с./1000 Н.м, причем даже и на 8-тонных грузовиках – если не сравнивать с легковыми автомобилями, получается просто ураган: «табун» в 31 лошадь на тонну полной массы! Это почти в два раза больше, чем на флагманских 700-750–сильных тягачах у Scania, Volvo и у того же MAN TGX. А вообще для D0836 предельная мощность 340 л. с. и момент 1250 Н.м, но эти моторы ставят уже на более тяжелый MAN TGM. Кстати, серия MAN D08 ши2012 ЯНВАРЬ РЕЙС 45 АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖПод рычаг коробки передач на тоннеле вырезано большое отверстиеПривод управления коробкой самый элементарный – тягойКулиса коробки крепится сверху. В приводе всего несколько шарнировКрестовину кардана ГУР не помешало бы защитить гофрированным чехломВместо снятой с производства коробки ZF 6S850 теперь ставят ZF 6S800Интегральный ГУР – тоже производства германской компании ZFБез подвесного подшипника кардана длинной колесной базы не получитсяроко применяется у производителей автобусов: недавно наш ЛиАЗ закупил партию двигателей в тысячу штук, у турок с Temsа это любимые моторы. Такая распространенность – дополнительная гарантия в снабжении запчастями. Из конструктивных особенностей нынешних моторов серии D08: чугунный блок с сухими гильзами, общая для всех цилиндров четырехклапанная головка, нижний распредвал, шестерни ГРМ переднего расположения, интеркулер и турбонаддув. Топливная аппаратура – Common Rail. MAN до последнего оттягивал внедрение электронноуправляемых систем, применял только механические ТНВД, но в середине 2000-х другого пути уже не было. Однако в отличие от других европейских производителей дизелей для грузовиков баварцы не стали применять промежуточные решения – насос-форсунки или PLD, еще на уровне Евро-4 сразу переш46 РЕЙС ЯНВАРЬ 2012ли на более перспективный Common Rail с давлением распыла 1600 бар. Еще одна особенность дизелей MAN, в том числе и D08 для TGL, – использование системы рециркуляции отработавших газов (EGR) для нейтрализации окислов азота вместо мочевины AdBlue по технологии SCR. Еще на уровне Евро-4 дизелям MAN вполне хватало рециркуляции в сочетании с фирменным сажевым фильтром МАN PM-Kat®. Евро-5 также добились без применения мочевины. Однако для достижения уровня Евро6 и специалистам МАN пришлось объединить все три технологии: EGR, SCR с AdBlue и сажевый фильтр PMKat, как, впрочем, и другим европейским производителям. Еще одна особенность двигателей D08: на самых мощных версиях «четверок» применяется двухступенчатый турбокомпрессор, который при работе двигателя на малых оборотах обеспечивает более высокое давление над-дувочного воздуха, улучшает наполнение цилиндров и, соответственно, увеличивает крутящий момент. Фактически это две турбины, соединенные последовательно – редкое решение для автомобильных двигателей, в основном так делают на больших судовых и тепловозных дизелях. Немцы утверждают, что сдвоенная турбина надежнее, проще и дешевле, чем ТКР с изменяемой геометрией направляющего аппарата, которая управляется электроникой. Однако сдвоенные турбины занимают больше места, чем одна, а по цене получается не так уж и дешево – в России такой ТКР стоит 108 тыс. рублей, при том что обычная турбина стоит около 20-25 тыс. рублей. Вывод один: приобретая MAN TGL, надо беречь дорогостоящий агрегат. Кстати, именно благодаря сдвоенной турбине и четырехклапанной головке, которых не было на L2000, появилась возможность форсировать «четверку» свыше 200 л. с. и отказаться на 12-тон- MAN TGLМНЕНИЕЛЕВАН МЕЛИКЯН директор по логистике, ООО «ПИВДОМ», Москва – Наша компания занимается перевозкой различных напитков и молочной продукции. Сейчас автопарк состоит из более чем 600 автомобилей различных марок. В 2004 году при обновлении парка приобрели около 40 автомобилей MAN LE2000, которые заменили ЗИЛы-«Бычки» и «ГАЗоны». Перед этим рассматривали предложения от различных производителей среднетоннажников, но остановились на MAN. В частности из-за того, что до этого у нас был подержанный развозной MAN, который, несмотря на возраст и немалый пробег, радовал своей надежностью, не срывал рейсы. Из первой партии грузовиков LE2000 часть мы уже продали, а часть с пробегом 250-300 тысяч км находится у нас в эксплуатации. Особых поломок нет, в основном все сводится к плановому обслуживанию, хотя бывало и рессоры ломали. Двигатели, коробки, мосты практически не требовали ремонта, сцепление на отдельных машинах родное, но на некоторых поменяли уже во второй раз. Но дело в том, что грузовики эксплуатируются в Москве и области, где тормозные колодки и сцепление – расходный материал. В подвеске меняем ремкомплект шкворней и шарниры рулевых тяг. Автомобили обслуживаются у дилера, в компании «Иларавто». Затраты на эксплуатацию MAN не превышают затрат на эксплуатацию «корейцев». В 2011 году мы закупили еще 65 фургонов на шасси MAN TGL 12.180 с разной базой: 3300 и 3600 мм, под фургоны длиной 4,1 и 5,1 метра.Даже на самосвальном шасси с рессорной подвеской на задней оси есть свой стабилизатор поперечной устойчивости. Балка ведущего моста – сварнаяНа грузовиках с пневмоподвеской стабилизатор ставят перед мостомПневмоподвеска – на полурессорах с двумя пневмобаллонаминых грузовиках от применения более тяжелой «шестерки» аналогичной мощности. Так появилась версия MAN TGL полной массой 11,99 тонны. Еще пара немаловажных наблюдений касательно MAN TGL 12.180 4х2 BL. Первое – вентилятор системы охлаждения установлен на коленвале, с вязкостной муфтой. Это связано с компоновкой развозного грузовика с низкорасположенной кабиной, поэтому и радиатор расположен низко. От нижнего бачка до уровня дороги 32 сантиметра, водителю это надо учитывать – не скакать через бордюры, не съезжать на сомнительные обочины. Второе – четырехцилиндровый двигатель, даже непрогретый, на холостых оборотах работает неожиданно мягко, практически без вибраций, хотя его должно довольно прилично трясти. Из среднетоннажников, присутствующих на российском рынке, по-моему, лучше работает только мотор Mitsubishi Fuso Canter, где японцыпо традиции установили уравновешивающий вал. Получается, что на «баварце» очень хорошо подобрана жесткость подушек двигателя. Для России интервал замены моторного масла у MAN TGL составляет 30 000 километров – на масле, сертифицированном MAN. Для двигателей D08 используют масло спецификации MAN M3277 и М3477.ТрансмиссияКомпания MAN никогда не занималась изготовлением коробок передач и сцеплений, в этом деле у нее есть давний партнер – ZF. Позже наладились контакты с другим производителем коробок – американской компанией Eaton. На MAN TGL, оснащенных четырехцилиндровыми дизелями, устанавливают однодисковое диафрагменное сцепление диаметром 362 мм производства Sachs (дочерняя компания ZF). Применяется гидропривод с пневматическим усилителем. Дляработы с шестицилиндровыми двигателями предназначено сцепление большего диаметра – 395 мм, и даже совсем «взрослое», как на MAN TGА или TGХ – 430 миллиметров. Со 150-сильным двигателем может агрегатироваться 5-ступенчатая коробка ZF 5S42 семейства Ecolite с передаточными числами двух вариантов диапазонов: 4,65-0,77 и 5,72-0,76. Для более мощных четырехцилиндровых моторов предназначена 6-ступенчатая КП ZF 6S800 с числами от 6,58 до 0,78. Эти коробки пришли на смену снятым с производства ZF 6S850, но особых изменений в конструкции там нет. В случае применения шестицилиндрового двигателя устанавливается 9-ступенчатая механическая коробка Eaton FS 8309 – с восемью передачами и понижающей «черепахой» Crawler. Здесь диапазон передаточных чисел от 12,57 до 1,00. В такой комплектации к грузовику можно и прицеп подцепить, и2012 ЯНВАРЬ РЕЙС 47 АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖМасляный поддон расположен перед балкой переднего мостаВ передней подвеске (на а/м полной массой 12 тонн!) применяется однолистовая параболическая рессора. Лонжероны постоянного сечения по всей длинеВ задней рессорной подвеске три листа: два основных и подрессорникДаже на TGL полной массой 7,5 тонны применяется пневмопривод тормозовНа европейских среднетоннажниках, как правило, радиатор надо беречьна горных серпантинах он не станет помехой. Однако, если есть возможность выбора коробки, лучше остановиться на 9-ступенчатой ZF 9S1110 со схожим диапазоном. Она также оснащена двухдиапазонным планетарным демультипликатором – понижающим редуктором, пристыкованным к основной четырехступенчатой коробке. Ее применяют на своих легких магистральных грузовиках и самосвалах DAF, MAN, IVECO, турецкий Ford и даже КАМАЗ. Кроме того, у ZF лучше развита сервисная сеть – в случае поломки к немецким КП проще найти запчасти. Вне зависимости от марки и модели коробки передач на любой из них есть возможность для отбора мощности. Установив гидронасос, можно дополнительно смонтировать на бортовую платформу гидроманипулятор или на фургон – гидроборт. Есть шасси MAN TGL, специально приспособленные для монтажа само48 РЕЙС ЯНВАРЬ 2012свальных установок или эвакуаторов, различных надстроек коммунального назначения. Управление любой из коробок MAN TGL сделано не дорогими тросами или капризной гидравликой, а надежной тягой. Однако ее не «догадались» снабдить «телескопом», и потому кулиса рычага крепится не к полу кабины, как у IVECO или МАЗа, а к особому кронштейну, и он, в свою очередь, прикручен к раме. В кабине под эту конструкцию прорезана большая дыра. Так когда-то было сделано на MAN F2000 и на L2000, что-то подобное применяется на КАМАЗе. Здесь есть один недостаток: со временем шум от двигателя через нарушенные уплотнения вокруг рычага станет проникать в кабину. На основе коробок Ecolite ZF 850 и 800 созданы автоматизированные механические коробки ZF 6АS800 с электрогидравлическим переключением, которым управляет электронный блок. У МАN такая коробка назы-вается TipMatic. Главное достоинство «роботов» – выверенный алгоритм переключения передач, позволяющий вне зависимости от квалификации водителя обеспечить экономию топлива, и относительно недорогая цена. Однако компании ZF уже пора оснащать и такие «маленькие» коробки электропневматическим переключением, как 12-ступенчатые ZF ASTronic – все серьезные современные среднетоннажники давно с компрессорами и пневмоприводом тормозов. Особенность конструкции MAN TGL – он может быть только двухосным. Даже в самой тяжелой версии, полной массой 12 тонн, с 250-сильной «шестеркой» и 9-ступенчатой коробкой, его не делают колесной формулы 6х2 – с «ленивым» мостом. А еще в отличие от предыдущих грузовиков MAN легкой серии он не может быть полноприводным 4х4. Все иные варианты колесных формул, кроме 4х2, доступны только начиная с MAN TGМ. MAN TGLМНЕНИЕАРТУР ВАРДУМЯН коммерческий директор ООО «Иларавто», Москва – Наша компания является дилером MAN с 2006 года. Применительно к среднетоннажным грузовикам этой марки в год мы продаем около 60-80 MAN TGL. Перед кризисом, в 2008 году, приобрели для продажи 210 а/м TGL и TGM, за полтора года все машины реализовали. Сейчас рынок оживает, у перевозчиков растет интерес к среднетоннажным автомобилям. Больше всего берут MAN TGL 12.180 с дневной кабиной С или с кабиной L, со спальником. Стали больше приобретать автомобилей с задней пневмоподвеской: у них мягче ход – лучше сохраняется перевозимый груз, удобнее и проще подогнать грузовик к пандусу под погрузку-разгрузку. После жаркого лета 2010 года чаще стали заказывать а/м с кондиционером. Для эксплуатации в Москве, Московской области и Питере перевозчики начали заказывать TGL с роботизированными коробками передач – это позволяет снизить расход топлива, облегчить труд водителя. Практически до 90% продаваемых TGL – шасси под установку изотермических и промтоварных фургонов. Применяем отечественные фургоны производства компаний «Техпро», «ИнтерПайпВан», ЦТТМ и «МосДизайнМаш». На мой взгляд , их качество примерно одинаковое, мы больше смотрим на сроки поставки.Тормоза на обеих осях – дисковые вентилируемые. Легко менять колодкиВ арках передних колес фирменные пластмассовые подкрылкиВ заднем свесе рамы отверстий насверлено явно с избыткомПодвеска кабины двухточечная, сзади – на пружинных стойкахПри этом MAN сам производит ведущие мосты и не стесняется писать об этом на фланцах полуосей. С учетом таких ограничений по колесной формуле нет необходимости делать для TGL какие-то особые мосты, с существенно измененными редукторами, полуосями и балками. Здесь ведущие мосты по-прежнему одноступенчатые, гипоидные, с несколькими вариантами осевых нагрузок и передаточных чисел. В отличие от некоторых конкурентов мосты TGL оборудованы блокировкой дифференциала, а это несомненное преимущество.ХодоваяОбеспечить все многообразие надстроек на MAN TGL позволяет колесная база девяти вариантов длины: от 3050 до 6700 миллиметров. Благодаря этому длина бортовой платформы или фургона может составлять, допустим, чуть более 10 метров. В таком кузове можно возить практически любой ре-ально существующий длинномерный груз. Чтобы не тратить свои деньги понапрасну, но при этом максимально угодить клиенту, конструкторы MAN применяют раму с лонжеронами одинаковой высоты по всей длине: высота 220 мм с полкой 70 мм. Иначе делать такое количество вариантов базы будет экономически нецелесообразно. Толщина профиля не зависит от колесной базы, осевой нагрузки, типа подвески и грузоподъемности: у всех TGL, в том числе и у 12.180, толщина составляет 6,0 миллиметров. По-европейски, с учетом требований перевозчиков сделана и подвеска. Спереди применяют легкие параболические рессоры: у TGL 12.180 они однолистовые, шириной 90 мм, переменного сечения – сделаны как лыжа. Кроме того, рессоры очень длинные, почти двухметровые – иначе не добиться требуемой плавности хода. Сзади – двухбаллонная пневмоподвеска с полурессорами в качестве направ-ляющего элемента и электронным управлением. Впервые на грузовиках легкой серии MAN она появилась именно на TGL в 2005 году, причем сразу была доступна для любого из четырех весовых классов. В основном пневмоподвеску заказывают те перевозчики, кого не устраивают параболические рессоры, чаще всего такие автомобили работают на магистральных перевозках. Но на шасси для самосвалов и «бортов» все же не торопятся отказаться от рессор, они здесь с тремя листами, но более толстыми. Самый нижний, третий лист прямой, с резиновыми подушками на концах, при загрузке автомобиля он работает как подрессорник, корректирует жесткость подвески. Как это заведено ныне, задний конец коренного листа соединен с рамой через серьги с сайлентблоками. В результате получают хорошую управляемость и уменьшают объем обслуживания.2012 ЯНВАРЬ РЕЙС 49 АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖДаже на самой легкой версии облицовка радиатора сделана подъемной и легко снимаемой. Это удобно при обслуживании и ремонте кабины после ДТПДля Англии литое основание блока педалей переносят на правую сторонуБратья-близнецы в разных весовых категориях: MAN TGL и MAN TGMСпереди подвеска кабины простейшая – на больших сайлентблокахБортовая платформа тоже российского производства, почти вся алюминиеваяС тормозами вариантов нет – пневмопривод с ABS, вентилируемые диски на всех осях, причем даже на самосвалах. Повысить эффективность торможения и уменьшить износ тормозных механизмов на тяжелых версиях помогает тормоз-замедлитель. Здесь, как и у «старших братьев» TGA и TGХ, замедлитель работает еще и в паре с темпоматом – устройством поддержания заданной скорости. Раскатилась машина с горы сильнее чем задано – автоматически отключается подача топлива и срабатывает замедлитель. Эта опция хороша для магистральных грузовиков. В рулевом управлении тоже не обошлось без ZF – от этого производителя интегральный рулевой механизм. ГУР небольшой по габаритам, но мощный – на груженой машине, даже на песке или на месте, руль крутить легко и совершенно не нужно «подгазовывать». На продольной тяге только один сменный наконечник – спасибо и на этом,50 РЕЙС ЯНВАРЬ 2012все, дешевле обойдется в эксплуатации. Даже на 12-тонном грузовике колеса крепятся шестью шпильками, центровка диска – по пояску ступицы. Шины Goodyear 265/70R17,5: благодаря им удается добиться минимальной погрузочной высоты. У более тяжелого MAN TGX 15.280 – 8 колесных шпилек и шины посадкой на 19,5 дюйма.КабинаКак и у всех грузовиков программы Trucknology Generation, внешний вид кабины MAN TGL изначально проектировался в едином стилистическом ключе со своими «старшими братьями». Однако похоже, что каркас остался еще от MAN L2000, и новый экстерьер не более чем результат кропотливой работы дизайнеров. Во всяком случае, ширина кабины осталась прежней – 2240 миллиметров. Самую современную кабину MAN TGL уже сделали с фасада похожей на новый флагман компании – MAN TGХ. В пер-вую очередь бросается в глаза черная глянцевая панель облицовки с хромированной накладкой-саблей над буквами MAN. У MAN TGL четыре варианта кабин, и, как заведено еще на TGА, они разделены по размерам, как одежда. Понятно, что у флагмана самая большая кабина, которая называется ХXL. У «меньшого брата» есть короткая дневная кабина С, потом – длинная, с чуть более высокой крышей L, уже со спальной полкой. Самая просторная кабина для TGL носит название LX, она длинная (2145 мм), максимально возможной высоты – это уже почти дальнобойный вариант. Внутренняя высота, от пола до потолка, у кабин С, L и LX соответственно равна: 1569, 1645 и 1925 миллиметров. Понятно, что при такой ширине кабины бессмысленно рассчитывать уложить на спальную полку матрац длиной даже 2,1 метра – придется подворачивать. Ширина «кровати» тоже АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖЦены оригинальных запчастей*Позиция Фильтр воздушный (элемент) Фильтр масляный Поршневые кольца (к-т /цилиндр) Поршень с кольцами (к-т /цилиндр) Прокладка ГБЦ Головка блока цилиндров Вкладыши шатунные (к-т /на шейку) Вкладыши коренные (к-т /на шейку) К-т прокладок на двигатель (без ГБЦ) Форсунка Common Rail Топливный насос Common Rail Водяной насос Клапан впускной Клапан выпускной Глушитель Стартер Термостат Корзина сцепления Ведомый диск сцепления Выжимной подшипник сцепления Тормозной диск (перед/задний) Тормозные колодки (перед/задние) 9620/9620 (комплект на одно колесо) Тормозной суппорт передний 69 737 Задняя тормозная камера 35 191 Подшипники передней ступицы 20 052 (комплект на одно колесо) Подшипники задней ступицы 11 294 (комплект на одно колесо) Насос гидроусилителя руля 21 924 Рулевой механизм в сборе 147 068 Тяга продольная рулевая 8558 Стремянка передней рессоры 643 Пневмобаллон зад. подвески 15 215 Рессора передняя 24 953 Рессора задняя 32 688 Рем. комплект шворневого узла 18 080 Амортизатор передний 6487 Стекло ветровое 10 809 Фара в сборе 9326 Указатель поворотов 1664 Фонарь задний 5098 * цены предоставлены ООО «МАН Трак энд Бас РУС» Цена с НДС, рублей 3349 568 2600 11 622 4516 16 1347 4216 936 50 171 29 776 77 163 14 697 6166 5892 190 809 34 284 921 29 163 33 601 15 004 6340/4649В дороге из откидной спинки кресла можно сделать обеденный столВ короткой кабине как опция может быть установлено еще одно сиденьеКабина LX с двумя спальниками: немного узкая, но длинная и высокаяКомбинация приборов пестрит разноцветными лампочками. Есть дисплейСтупени подножек облицованы пластиком, которому не страшна коррозияне каждого устроит – только 750 мм, верхняя полка еще уже – 645 миллиметров. Все же надо помнить, что эти грузовики не предназначены для работы на продолжительных междугородных и международных маршрутах, но в своем сегменте это одна из самых просторных кабин. Четвертая версия кабины названа странным и вместе с тем знакомым для россиянина именем Doкa: она двухрядная, четырехдверная, для различных коммунальных служб, армии и полиции, пожарной охраны, сделана на основе дневной кабины и рассчитана на 6-7 мест. Чтобы понять, какой мотор спрятан под кабиной, достаточно взглянуть на тоннель в кабине. Если короткий – значит, стоит «четверка», по заказу в эту кабину установят сиденье для второго пассажира, если длинный, почти до панели, – «шестерка». Эта кабина только для двоих седоков. В кабинах всех типов достаточно ящиков, полочек и отсеков для хранения документов, одежды, инструмента,52 РЕЙС ЯНВАРЬ 2012личных вещей. По уровню оснащения кабины выпускаются в трех вариантах: Baseline, Baseline L и Highline. Всех опций – не перечислить, но можно получить даже мультифункциональный руль, на который выведено управление стереосистемой, круиз-контролем, дисплеем комбинации приборов. Машины традиционно экспортировались в Англию, для упрощения адаптации (из леворульной модели в праворульную) делают взаимозаменяемым блок педалей и монтажный блок с россыпью предохранителей и реле. Это конструктивное решение сохранилось и сейчас. Подвеска кабины двухточечная: впереди на солидного размера сайлентблоках, а сзади на пружинных стойках с амортизаторами. А ведь на некоторых среднетоннажниках конкурентов кабина подвешена на одних лишь резиновых буферах – там водителя и пассажира трясет на дорожных выбоинах. MAN TGL по нашим дорогам идет довольно мягко благодаря подвеске с длиннымирессорами спереди, пневмоподвеске – сзади и «воздуху» в основании сиденья водителя. Причем само кресло не хуже, чем на флагманских грузовиках. Поднять кабину не проблема: есть гидронасос и силовой цилиндр, замки тоже с гидроприводом. На развозной грузовик пластмассу жалеть не принято. Здесь из нее сделаны бампер, угловые панели с дефлекторами, предотвращающими загрязнение зеркал, крыльев, подножек. Фактически весь «фасад и обвес». В арках – тоже пластмассовые подкрылки. Даже несмотря на то, что кабина сварена из оцинкованных с двух сторон панелей, загрунтована катафорезом с полным погружением в ванну, отлично покрашена и обработана мастикой. Локеры – редкое в Европе решение, но для российских условий эксплуатации – архиважное.Николай Мордовцев Фото Михаила Ахматова и фирмы-изготовителя