СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДБиндюжникПри проектировании спецтехники инженеры стремятся к тому, чтобы возможности шасси соответствовали требованиям установки. Примером удачного сочетания «верхов» и «низов» можно считать симбиоз IVECO Trakker AD/AT410T и установки HyvaLift 26-62-Sтранспортных задач, является шасси с установленным на него крюковым погрузчиком. Загрузить такую машину можно самой разнообразной работой. К примеру, по четным дням рабочей недели можно вывозить на полигон бытовых отходов контейнеры со строительным мусором, а по нечетным – доставлять на мусоросжигательные заводы большие промышленные компакторы. По выходным техника может перебрасывать с одного строительного объекта на другой бытовки, мощные компрессоры, сварочные аппараты, прочие тяжелые механизмы. А между делом еще и подрабатывать самосвалом, подменяя сошедший с линии для ремонта или про80 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2012У ной перекрывать широкий спектрниверсальной техникой, способ-ведения технического обслуживания грузовик. Словом, для крепкого шасси с мощным крюковым погрузчиком всегда найдется работа. Одна из популярных моделей универсального транспортера, собираемого компанией «АвтоСистемы» под индексом «АС-26И», – четырехосное самосвальное шасси IVECO Trakker AD/ AT410T со смонтированным на его раме крюковым погрузчиком HyvaLift 26-62-S. Такую машину с удовольствием берут транспортные компании, осуществляющие перевозку тяжелых пресс-компакторов длиной более семи метров и весом до 26 тонн. С оборудованием большей массы данная установка работать не сможет. Да и не нужно. Более тридцати тонн на борт, как правило, берут автопо-езда в составе тягача и полуприцепа, а не автомобили-одиночки. И потом, недогруз 3,5 тонны до максимально допустимой нагрузки (четырехосный самосвал IVECO Trakker берет груз массой до 29 500 кг) позволяет шасси работать в относительно щадящем режиме, что благотворно сказывается на его ходовой части. Словом, 26-тонный погрузчик для итальянского четырехосника оптимальный. Монтаж оборудования не требует проектирования и изготовления дополнительных надрамников. Установка кладется непосредственно на раму и крепится набором пластин с мощными болтами. Причем крепления передней части рамы установки (у кабины) имеют элементы демпфирования в виде одетых на болты мощных IVECO TRAKKER + HYVALIFTГабаритные размеры погрузчикаОтбор мощности возможен от шестерен газораспределительного механизмаВедущие мосты со ступичными планетарными редукторамиТехнические характеристикиПогрузочно-разгрузочное оборудование HyvaLift 26-62-S скользящая, телескопическая крюковая стрела DIN 30722 26 000 4850-7300 52 65 57 53 1570 1400 3125 80Тип крюкового погрузчика Стандарт крюкового погрузчика Грузоподъемность, кг Длина перевозимых сменных кузовов, мм Погрузка (время работы), с Разгрузка (время работы), с Опрокидывание (время), с Угол опрокидывания (K), град. Высота крюка (Н), мм Длина скольжения стрелы (Х), мм Радиус движения стрелы (R), мм Производительность гидронасоса, л/минРадиатор системы охлаждения закрыт толстым стальным листомБалки со спрямленными шкворневыми «ушами» дорожной машине не нужныТехнические характеристики шассиМодель Двигатель Макс. мощность, л.с. (кВт)IVECO AD/AT410T IVECO Cursor 13 380 (280) ZF 16S 151(181, 221)OD, Коробка передач Ecosplit ZF 16S2220 OD 16-ти ступенчатая Длина × ширина × высота,мм 9263×2500×3622 Масса снаряженного 13 500 автомобиля (без кузова), кг, Масса автомобиля со сменным кузовом, грузом и 41 000 экипажем (полная масса), кгПодвеска задней тележки на многолистовых рессорахДва передних моста управляемые. Подвеска на малолистовых рессорахГабаритные размерыЧетырехосное шасси выигрывает у трехосного при работе с крупными контейнерамипружин. Демпферы необходимы для сглаживания возникающих при работе «мультилифта» динамических нагрузок, изгибающих и крутящих моментов. При этом за раму волноваться не стоит, так как ее лонжероны представляют собой согнутые из высокопрочной стали толщиной 10 миллиметров швеллеры высотой 300 и шириной полок 80 миллиметров. Согнуть или скрутить такие даже перекосившемуся при разгрузке контейнеру вряд ли удастся. Стрела погрузчика имеет выдвигаемую на 1400 мм секцию. О наличии функции телескопирования стрелы говорит латинская буква «S» (sliding) в ее обозначении. Данная опция позволяет не только работать с контейнерами2012 ФЕВРАЛЬ РЕЙС 81 СПЕЦТЕХНИКАЧетырехосное шасси идеально для перевозки больших и тяжелых компакторовПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДЧтобы снизить уровень шума, ролики изготавливают из специального сплаваМеханизм фиксации кузова может «хватать» как снаружи, так и изнутриБлагодаря мощным роликам кузов буквально скользит по рамеПри необходимости автомобиль можно использовать и как тягачразличной длины, но и располагать их на раме таким образом, чтобы не допускать перегруза отдельных осей шасси. Благодаря изменению длины стрелы оператор имеет возможность более точно задавать пространственное положение контейнера и контролировать выгрузку сыпучих грузов при работе установки в самосвальном режиме. Несмотря на то, что шестерни привода газораспределительного механизма дизеля IVECO Cursor 13При разгрузке кузова не забудьте выдвинуть опорный ролик или stab jacks82 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2012расположены со стороны маховика, привод насоса гидпропривода крюкового погрузчика осуществлен от коробки отбора мощности (КОМ) – типичное решение для машин, работающих в России. Стандартный набор оборудования крюкового погрузчика может быть дополнен различными опциями. Наибольшей популярностью пользуются так называемые стабилизаторы рессор задней тележки (stab jacks), которые создают жесткую связь между рамой шасси и мостами в момент погрузки/разгрузки кузова или его снятия с рамы. По сути, stab jacks есть прочно закрепленные к лонжеронам рамы шасси гидроцилиндры, которые в момент работы с контейнером упираются своими выдвижными штоками в балки мостов, снимая с рессор нагрузку. Благодаря тому, что гидроцилиндры действуют независимо друг от друга, система стабилизации эффективно работает даже в тех случаях, когда мосты на зыбком грунте илиплохо утрамбованном мусоре перекашиваются. Чтобы «держать горизонт», гидроцилиндр одного борта упирается в балку моста с максимальным усилием, а другого – может лишь ее коснуться. Благодаря stab jacks вероятность повреждения рессор и перегрузка мостов заметно снижается. В качестве альтернативы stab jacks применяется опорный ролик. К заднему торцу рамы шасси он крепится при помощи мощных штанг, которые приводятся в движение гидроцилиндрами. Упираясь в поверхность разгрузочной площадки, ролик принимает на себя часть нагрузки, приходящейся на задний мост во время разгрузки автомобиля или снятия сменного кузова. В зависимости от модели и производителя stab jacks и опорный ролик с установкой обойдутся от 2500 евро и от 3000 евро соответственно.Сергей Старчиков Фото Семена Миронова и фирмы-изготовителя