СПЕЦПРОЕКТКАМА & РЕЙСАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»КАМА 49 502 КМЖурнал «Рейс» совместно с Нижнекамским заводом ЦМК-шин продолжает испытание грузовых шин серии N марки «Кама»Спецпроект журнала «Рейс» и Нижнекамского завода ЦМК-шин представляет программу ресурсных испытаний шин «Кама» трех моделей: NR 201 и NF 201 размером 315/80R22,5 – для ведущей и управляемой осей соответственно, а также NT 201 размером 385/65R22,5 для свободно катящихся колес полуприцепа. Комплект из двенадцати шин мы смонтировали на седельный тягач DAF XF 105.460 с полуприцепомрефрижератором Schmitz – автопоезд предоставила компания ООО «Праксис-Ово», специализирующаяся на оптовых поставках продукции птицефабрики «Роскар». К моменту старта спецпроекта машина была практически новая – пробег со28 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2012ставлял всего 20 тыс. км, а поддерживать ее в исправном техническом состоянии в течение всего периода испытаний взялась компания VH-DAF. Учитывая, что одним из заявленных качеств шин указанных моделей названо низкое сопротивление качению, мы установили на автопоезд системы контроля расхода топлива и мониторинга транспорта от компании Omnicomm. Таким образом, испытания позволят оценить не только степень износа протектора по прошествии разных периодов времени, но и влияние шин на экономичность автомобиля. За одиннадцать месяцев испытаний энергосберегающие свойства цельнометаллокордных шин подтвердились стабильностью расходатоплива в движении, причем последние два месяца этот параметр уверенно держится на отметке 31,7 л/100 км (см. таблицу данных этапа). Что всего на 6% выше абсолютного минимума, зафиксированного в августе на опустевших в сезон отпусков дорогах. Зимнюю прибавку двух литров на каждые 100 км пробега, видимо, можно объяснить периодическим увеличением трения качения шин во время и после снегопадов – до того как снегоуборочная техника расчистит дорогу и она просохнет от тепла проезжающих автомобилей. Соответственно, можно ожидать, что морозы и метели зимы еще больше увеличат расход топлива в движении. Но в любом случае общий расход, учитывающий и бесполезные потери на холостом ходу, растет гораздо интенсивнее – дорожные пробки в это время года приобретают общегородские масштабы. На загородных трассах, изобилующих подъемами, многокилометровые заторы, резко увеличивающие расход топлива, возникают при буксовании ведущих колес боль- МНЕНИЕАЛЕКСАНДР МАХОТИН исполнительный директор ООО «НТЦ «Кама», заместитель директора по технологии и НИОКР ООО «УК «ТатнефтьНефтехим» – Замедление темпа износа протекторов после потери четверти номинальной высоты вполне закономерно, и при идеальных условиях эксплуатации тестового автопоезда с примерно такими же ежемесячными пробегами шины должны прослужить еще как минимум тригода. Правда, с уменьшением высоты протектора несколько возрастает риск сквозного повреждения корда металлическими предметами – иногда они не подлежат ремонту. Кроме того, на практике равномерный износ шин по всей поверхности протектора, к сожалению, встречается нечасто – торможения на юз, а также неисправности ходовой части подвижного состава приводят к ускоренному истиранию отдельных участков. Пока шины относительно свежие, водитель, да и специалистыгаражной службы перевозчика этого не замечают и теряют бдительность. Неаккуратность эксплуатации наглядно проявляется ближе к концу срока службы шин – например, даже при беглом осмотре становятся видны последствия неточного и несвоевременного контроля внутреннего давления – на одном и том же автопоезде протекторы разных шин могут быть сильнее изношены в плечевых зонах или, наоборот, по центру. Итог – шины на одной, а то и двух осях приходится менять намного раньше комплекта в целом.МНЕНИЕВЛАДИМИР ФИРАГО водитель ООО «Праксис-ОВО» – Особенность нашей работы – порожний рейс на базу после развоза груза по точкам. Конструкция полуприцепа позволяет экономить при этом топливо, поднимая переднюю ось – двух задних без нагрузки достаточно. Дополнительная выгода – экономия шин. Те, что на передней оси полуприцепа, изношены чуть меньше, чем задние, несмотря на периодическое истирание при боковом скольжении во время разворотов автопоезда. Тем более что первая половина зимы была теплой, и шины почти всегда работали по голому асфальту. Если в феврале дворы разгрузочных терминалов покроются льдом, пятнистый износ протекторов при разворотах временно прекратится.Данные этапаДвижение Пробег, км Средняя скорость, км/ч Максимальная скорость, км/ч Работа Движение, час:мин:с Простой, час:мин:с Двигателя на холостом ходу, час:мин:с Расход топлива Фактический (общий), л Расход на 100 км, л Расход на 100 км в движении, л 4565 41,3 99,4 110:37:11 558:07:00 67:45:49 (36.5 %) 1828,3 40,1 31,7Передняя ось полуприцепа поднятаШина NR 201 на колесе ведущей осиМНЕНИЕАЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВ технический директор ООО «Омникомм Сервис» – Как я и предполагал, готовя отчет за позапрошлый месяц, разрыв между величинами удельного расхода топлива и расхода в движении действительно увеличился, что типично для середины зимы. По сравнению с мартом прошлого года, когда среднесуточные значения температуры воздуха были даже ниже, чем в начале января нынешнего, мы видим значительно (почти 7 км/ч) большую среднюю скорость и почти на 8 л/100 км меньший удельный расход топлива. Отчасти это связано со снижением деловой активности в период новогодних праздников и, как следствие, с частичной разгрузкой дорог. А более низкий (на 3,2 л/100 км) расход топлива в движении действительно можно объяснить чистым асфальтом – из-за постоянных оттепелей свежевыпавший снег плавился практически сразу, особенно на магистралях с плотным трафиком вроде МКАД, по которой проходит большая часть маршрутов движения тестового автопоезда.шегрузной техники. По сравнению с предыдущим месяцем время работы двигателя на холостом ходу еще более возросло – до 36,5%. Соответствующая графа в таблице названа так условно, поскольку отражает только периоды, когда автопоезд стоял с включенным двигателем неподвижно. Накат на нейтральной передаче, обязательно используемый водителями большегрузных автомобилей, учитывается в графе «Движение». Что касается состояния шин, то их износ уже вошел в медленную фазу и практически неуловим за отчетный месячный период, то есть находится в предела х погрешности измерений. К тому же во второй половине зимы, как правило, резко падает темп движения, и практически не бывает интенсивных торможений, да и истирание шин полуприцепа при боковом проскальзывании во время поворотов ничтожно благодаря слою снега (а тем более льда) между колесами и дорогой.Типичный маршрут автопоезда: из Нахабино в Люберцы через МКАД2012 ФЕВРАЛЬ РЕЙС 29