ГЛАВНАЯ ТЕМАУНИВЕРСАЛЬНЫЕ ШИНЫОДИН В ПОЛЕ…ЕСократить номенклатуру шин до одной-единственной позиции – мечта любого перевозчика. Смогут ли ее осуществить универсальные, всепозиционные покрышки?ще каких-то двадцать лет назад основной транспортной единицей отечественного перевозчика был отечественный же автомобиль, обутый во всесезонную, универсальную резину. О специализированной, предназначенной для установки на рулевую, ведущую или прицепную оси, на которой в Россию приходили импортные автопоезда и грузовики, перевозчику можно было только мечтать. Справедливости ради отметим, что в то время универсальные шины вполне соответствовали техническим возможностям автомобилей. Крейсерская скорость большинства грузовиков составляла в лучшем случае 70-80 км/ч. Хорошим ограничителем скорости были и дороги, качество которых зачастую и по сей день оставляет желать лучшего. Езда по ямам не только подвеску расшатывает, но и груз портит. Словом, ездили не быстро, грузили относительно немного, радовались новой резине и не задумывались, универсальная она или специальная. С появлением мощной, комфортной импортной техники выросла скорость перевозок, увеличилась масса перевозимых грузов. Набирало обороты строительство современных скоростных магистралей, а имеющиеся приводились в порядок. Настал момент, когда стало очевидно, что для обеспечения должного уровня безопасности необходимо оборудовать автомобили специальными покрышками, предназначенными для рулевой, ведущей и прицепной осей. Их применение, собственно говоря, стало очередным и весьма значимым шагом в эволюции коммерческой техники. Казалось, универсальные шины можно с почестями отправить на пенсию, однако из продуктовых ли-неек ведущих производителей шин универсальные покрышки не только не исчезли, а напротив, появились в новом амплуа, позиционировались как продукты, позволяющие получить от их применения существенную экономическую выгоду. Неужели история универсальных покрышек вышла на очередной виток своего развития?Сокращаем расходы?В борьбе за покупателя шинники вывели на рынок новые продукты, позволяющие перевозчикам в сложной экономической ситуации сократить номенклатуру закупаемых шин до одной позиции. Соответственно, снизить расходы предприятия на закупку шин, о чем16РЕЙС ФЕВРАЛЬ2012 мы поговорим ниже. Данная статья расходов, как неоднократно писал журнал «Рейс», весьма существенная, и ее уменьшение действительно позволяет транспортному предприятию несколько снизить цены на перевозку, сделать прайс на услуги привлекательным для клиента. С одной стороны, версия выглядит правдоподобно: универсальная шина освобождает перевозчика от необходимости закупать и держать на своем складе запасных частей разные типы покрышек, чтобы оперативно производить замену списанных и обеспечивать выход машин на линию. С другой стороны, ныне на шинном рынке изобилие, и проблемы покупки необходимой перевозчику резины, как это было раньше, не существует. В ряде регионов предложение и вовсе превышает спрос, что породило жесткую конкуренцию среди дилеров-производителей шин и мультибрендовых продавцов. Между ними за каждый автопарк идет самая настоящая война. Чтобы не потерять клиента, продавцы вынуждены не только держать цены на минимуме, но и хранить на своем складе требуемое количествоМНЕНИЕМИХАЭЛЬ ЦИКФЕЛЬД технический специалист Continental в России – Среди продукцииконцерна Continental, попадающей под классификацию универсальных шин, я отмечу модели Continental HSL и Continental HSL2 , предназначенные для магистральных перевозок, а также региональные1 2шины Continental HSR и Continental HSR2. Их можно использовать на автобусах, работающих на длинном и коротком плече соответственно. Для муниципального транспорта больше подойдет шина Continental HSU , имеющая усиленную боковину. Покрышки Continental HCS можно отнести к универсальным шинам, предназначенным для эксплуатации в сложных дорожных условиях, что характерно для строительной и специальной техники. Из моделей3 4бюджетного сегмента порекомендую шину Matador FR, которая может успешно применяться как на городских, так и пригородных автобусных маршрутах. Вообще удел универсальных шин – пассажирские перевозки, преимущественно городские, и эксплуатация в сложных дорожных условиях, где нет высоких скоростей. В основном универсальные шины перевозчики используют из соображений экономии средств. Если сравнивать эксплуа5тационные характеристики универсальных и специальных шин, то чаша весов склонится в пользу последних. Так, шины HSR , HSU, Matador FR проигрывают на ведущей оси своим специальным аналогам (HDR, HDU, Matador DR) в сцеплении с дорожным покрытием, торможении, разгоне. Однако при этом демонстрируют лучшие показатели топливной экономичности и ходимости.шин под нужды конкретного транспортника. А ведь у него может быть не один и не два, а пять и более видов различной техники – от самосвалов до бензовозов и эвакуаторов. Стоит только поставщику вовремя не обеспечить перевозчика требуемыми шинами, из-за чеготехника не выйдет на линию и компания понесет убытки – перед продавцом больше никогда не откроются ворота парка, сколько бы в них не стучался. Место проштрафившегося мгновенно займет его конкурент, который не просто обеспечит своего нового клиента нужнымиему покрышками, а еще и за их доставку ничего не возьмет. По крайней мере, на первых порах. Ведь для продавца главное – застолбиться на новом месте, а уж как выжать из покупателя деньги, его учить не нужно. Выходит, сокращения расходов2012 ФЕВРАЛЬРЕЙС17 ГЛАВНАЯ ТЕМАУНИВЕРСАЛЬНЫЕ ШИНЫЧто остается? Искать выгоду в большей ходимости универсальных шин. Увы, и здесь перевозчика будет ждать разочарование. Так, опыт некоторых транспортных компаний свидетельствует о том, что универсальные шины не только не превосходят специальные по ресурсу, но и в некоторых случаях ходят гораздо меньше. Выясняя причину этого явления, необходимо учитывать как тип транспортного средства, на которое устанавливались универсальные шины, так и режимы, условия, в которых они работали, и в частности, скорости, нагрузки, качество дорог. Как показал опыт эксплуатации, лучшие результаты по ходимости демонстрируют универсальные шины, установленные на городских автобусах. Худшие отмечаются у грузовиков,от уменьшения номенклатуры шин и минимизации складских затрат перевозчику ждать не приходится. И потом, шинники не меценаты. Если универсальная покрышка может заменить собой специальную, то производители автоматически теряют миллионы евро, вложенные в их разработку и производство. Тогда, быть может, транспортная компания и получит выгоду из разницы стоимости специальных и универсальных покрышек? Увы, и здесь сэкономить на закупке резины не получится. Современные универсальные шины изготавливаются по передовым технологиям из материалов последнего поколения, впрочем, как и специализированные шины премиум-сегмента. Кроме того, шина, обладающая свойствами и качествами специальных покрышек, по определению более трудоемка в разработке и затратна в производстве, а посему ждать, что шинники будут продавать ее перевозчику дешевле специальной, также не приходится. Это подтверждают прайсы крупных продавцов шин. Цена «универсалов» и «спецов» в большинстве случаев сопоставима. Исключение составляют разве что самые последние новинки, стоимость которых может быть чуть ниже «аналогов» из группы специальной резины. Небольшая просадка ценника – явление временное: как только шина начнет продаваться и объемы отгрузки стабилизируются, цена пойдет вверх.МНЕНИЕСЕРГЕЙ БУЗИН главный специалист ХК «ЗАО «Совтрансавто» – В 2008 году на рулевую и ведущую оси нескольких тягачей компания «Совтрансавто» установила в качестве эксперимента по снижению эксплуатационных затрат универсальные шины. Однако после пробега всего две тысячи километров шины на ведущих осях пришлось заменить специальными, так как универсальные покрышки не обеспечивали должного сцепления с дорогой. На рулевых осях «универсалы» также не проявили себя с лучшей стороны – пробег до их списания (износа) составил всего 100 тысяч километров. Для сравнения, специальная резина, предназначен-ная для установки на рулевую ось, «ходит» по 250-300 тысяч километров. Но хуже всего то, что при комплектации автопоезда универсальными шинами заметно ухудшается его управляемость, в результате чего падает скорость перевозки, возникает опасность возникновения дорожнотранспортного происшествия. По моему мнению, создать шину, которая могла бы заменить все три группы покрышек – рулевую, ведущую и прицепную (применительно к автопоезду), – невозможно: слишком разные условия работы и, соответственно, предъявляемые к ним требования. Судите сами. Шины рулевой оси обычно эксплуатируются под нагрузкой 5-7 тонн на ось, а их основная задача – обеспечить хоро-шую управляемость автомобиля и минимальное сопротивление качению. У покрышек ведущей оси несколько другие функции. Они работают под нагрузкой до 11 тонн на ось и должны гарантировать надежное сцепление с сухой, мокрой, обледенелой и заснеженной дорогой. Резина, идущая на комплектацию классической трехосной еврофуры с односкатной ошиновкой, обязана держать нагрузку до 6 тонн на колесо. И, наконец, последнее: шины на тягаче и прицепе в большинстве случаев не могут быть одинакового размера из-за конструктивных особенностей автопоездов с 5-осной схемой. Словом, универсальная резина для автопоездов, работающих на длинном плече, неприемлема.18РЕЙС ФЕВРАЛЬ2012 МНЕНИЕВАДИМ БАБУШКИН заместитель директора «МАП №2 Автоколонна 1417» по техническому сервису, Коломна, Московская обл. – Все новые автобусы, приобретаемые нашей автоколонной, как правило, приходят с завода на универсальных шинах. Таким образом, допуск к эксплуатации универсальных шин рекомендован непосредственно заводамипроизводителями техники. Поэтому на протяжении всего срока эксплуатации транспортных средств мы придерживаемся данного принципа оснащения машин шинами. Однако, исходя из накопленного опыта, делаем не-которые поправки. Так, на ведущие оси трехосных, а также работающих на междугородних и пригородных маршрутах автобусов моделей Setra S317 GT-HD, S319 GT-HD, S417GT-HD, S419 GT-HD, Setra S317 HDH, S417 HDH, Setra S317 UL мы монтируем специальные шины, предназначенные для ведущих осей. Продиктовано это, в первую очередь, безопасностью перевозок, на которой мы не имеем право экономить. Так, водители, ведущие оси автобусов которых укомплектованы специальными шинами, отмечают более стабильное, понятное, предсказуемое поведение машин на мокрой, скользкой и заснеженной дороге. В городских условиях,где дороги регулярно чистятся, а скорости не высоки, мы монтируем на все оси автобусов рулевые шины. Говорить о том, что их эксплуатация дает значительный экономический эффект, не берусь, так как подобными подсчетами мы не занимались. Подчеркну еще раз: во главу угла мы ставим безопасность пассажиров, поэтому, если условия перевозок сложные и требуют применения специальных шин, мы идем на такие расходы.работающих по скоростным автомагистралям на длинном плече. Выходит, идея замены специальных шин одной – универсальной финансовой выгоды не сулит? Не спешите делать выводы, ведь мы не рассмотрели пару существенных «но». Первое. При применении универсальных всепозиционных шин количество запасных колес, требуемых для комплектации автомобиля, сокращается как минимум вдвое. Это если брать в расчет грузовики-одиночки и автобусы. А если принять к рассмотрению автопоезда, у которых не две, а три группы шин – рулевая, ведущая, прицепная, то затраты на запаски снижаются уже в трираза. А дальше идет чистой воды математика: чем больше автомашин в парке, тем больше экономия. Так, при стоимости шины второго эшелона 13 000 рублей, экономия на приобретении запасных колес для автобусного парка, скажем в 50 единиц, составит 650 000 рублей. Согласитесь, сумма существенная. Второе. Одинаковые шины, вернее, покрышки с одинаковым рисунком протектора на всех осях транспортного средства гарантируют отсутствие проблем с прохождением государственного технического осмотра и придирок со стороны инспекторов ГИБДД при2012 ФЕВРАЛЬРЕЙС19 ГЛАВНАЯ ТЕМАУНИВЕРСАЛЬНЫЕ ШИНЫНа грузовиках российской команды «КАМАЗ-Мастер» установлены универсальные шины Michelin XZLпроверке автомобиля на стационарных постах непосредственно на трассе. О том, что такие имеют место быть, упоминали наши эксперты – представители торговых компаний, которые плотно общаются со своими к лиентамиперевозчиками. Согласитесь, два существенных преимущества – чем не повод задуматься о приобретении универсальных шин. Однако, чтобы эти преимущества реализовать, необходимо еще обуть технику в универсальные шины, то есть подобрать одну модель, подходящую для всехосей транспортного средства. Как выясняется, сделать это не так просто.МНЕНИЕМИХАИЛ КИСКИН технический специалист компании Hankook Tire Rus – Универсальные, или, я бы сказал, всепозиционные шины могут быть установлены практически на любой автомобиль. Главное – грамотно подобрать шину как по рисунку протектора, который должен соответствовать условиям эксплуатации техники, так и по размеру, индексам нагрузки, скорости, которые должны удовлетворять требованиям производителя транспортного средства. Максимальная экономиче-В один размерДело в том, что шины, установленные на трех осях того же автопоезда, могут отличаться размерами. Для наглядности приведем примеры из собственной практики – благодаря специальным проектам по ресурсным испытаниям шин, она у журнала «Рейс» богатая. Так, на автопоезде в составе тягача DAF XF 105.460 и классического трехосного полуприцепа установлены покрышки Нижнекамскогоская эффективность от использования универсальных, всепозиционных шин достигается на городских автобусах и развозных грузовиках малой и средней грузоподъемности. А вот на автопоездах в составе седельного тягача и полуприцепа, работающих на длинном плече, применение универсальных шин экономического эффекта не дает. Мало того, устанавливать на ведущую ось седельного тягача универсальную шину и вовсе не рекомендуется, так как она не обеспечивает необходимые тягово-сцепные характеристики. Виной тому – особый рисунок протектора.Неоспоримым преимуществом универсальных шин является возможность их перестановки в процессе эксплуатации по осям автомобиля для нивелирования износа протектора. Как показывает практика, износ шин рулевой оси практически всегда идет более интенсивно, чем шин ведущей оси. Универсальные шины дня сегодняшнего – высококачественный продукт, изготовленный из современных материалов по самым передовым технологиям. Сравнивать их с универсальными шинами, широко применяемыми лет двадцать назад, нельзя.20РЕЙС ФЕВРАЛЬ2012 МНЕНИЕДМИТРИЙ КОРОЛЬ руководитель группы по продажам грузовых и индустриальных шин компании Nokian Tyres – В продуктовой линейке компании Nokian универсальных шин, которые подошли бы для всех осей грузового транспорта, нет. Лишь ряд моделей покрышек, предназначенных для установки на рулевую и прицепную оси, идентичны по своей конструкции и рисунку протектора. Для ведущейоси компания производит специальные модели шин, которые обладают ярко выраженными тягово-сцепными характеристиками, обеспечивающими эффективный разгон и торможение транспортного средства. Основная же задача покрышек, устанавливаемых на рулевую ось, – обеспечивать управляемость и курсовую устойчивость автомобиля. Именно поэтому шины рулевой и ведущей осей различаются как конструкцией, так и рисунками протекторов. Создать некий компромисс, объе-динив качества рулевой и ведущей шин, сохранив при этом в полном объеме их свойства, невозможно! Универсальная шина всегда будет хуже специальной как по эксплуатационным характеристикам, так и по безопасности. Nokian Tyres рекомендует перевозчикам использовать шины, только специально разработанные для конкретных осей грузовика, так как лишь они обеспечат надлежащий уровень управляемости, курсовой устойчивости, а также сцепления на дорогах с различным покрытием.завода ЦМК-шин двух размерностей. На управляемой и ведущей осях «головы» смонтированы покрышки размерности 315/80R22.5 – моделей NF 201 и NR 201 соответственно. А полуприцеп укомплектован более широкими баллонами размером 385/65R22.5 – модели NT 201, которые еще имеют и более низкий профиль. Выходит, оснастить шинами одного размера современный классический автопоезд, увы, не получится. Попытки применения шин одной размерности на всем автопоезде положительного эффекта не дадут. Так, при установке низкопрофильной резины на ведущую ось тягача (уменьшаем диаметр колеса) вырастет расход топлива, так как для достижения одной и той же скорости дизелю придется работать на более высоких оборотах. Чтобы этого не происходило, необходимо установить в мост редуктор с меньшим пере-даточным числом, что разорительно, и ни один перевозчик на это не пойдет. При несоответствии параметров трансмиссии размерности шин спидометр будет показывать неверную скорость, что хоть и не криминально, но создаст сложности при соблюдении скоростного режима. Штрафы за превышение скорости нынче немалые. Если же оснастить прицеп более узкими покрышками, уступающими широкопрофильным в грузоподъемности, теряем в массе перевозимого груза: меньше везем – меньше зарабатываем. Получается, и такой вариант рокировки не годится. Невозможность укомплектовать автопоезд универсальными шинами подтверждает и наш первый спецпроект, проводимый с ЦМК-шинами Ярославского шинного завода TyRex. Тогда транспортное сред-2012 ФЕВРАЛЬРЕЙС21 ГЛАВНАЯ ТЕМАУНИВЕРСАЛЬНЫЕ ШИНЫмосвалов в таких условиях невелики – вариант применения на всех осях одной универсальной шины, как говорится, идеальный. Только необходимо учитывать, что на роль единственной, всепозиционной претендует шина для ведущей, а не рулевой оси. Проблем с комплектацией универсальными шинами не возникнет и с автобусами. Снова обратимся к нашим ресурсным испытаниям. На всех трех осях автобуса «Русский князь», принадлежащего «Автоколонне 1417» из города Коломны, смонтированы шины Hankook размерностью 295/80R22.5. Причем по своим основным параметрам, как то: индекс нагрузки и индекс скорости, шины также идентичны – 152/148 и «М» соответственно. Лишь рисунок протектора разный. Итак, подведем некоторый итог. С точки зрения размера шин «универсалы» имеют шансы быть смонтированными на автобусы, одиночные дорожные грузовики и самосвалы. Теперь осталось разобраться с рисунком протектора, от которого зависят не только тягово-сцепныеМНЕНИЕМИХАИЛ ХАРСЕЕВ менеджер по продукту в сегменте грузовых шин компании «Мишлен» в России и СНГ – Понятие «универсальность» применительно к шинам для коммерческого транспорта включает в себя три основополагающих критерия: работа по любому дорож1ному покрытию, независимость от сезона эксплуатации, возможность установки на любую ось. В линейке грузовых шин Michelin есть особая модель, идеально подпадающая под определение «универсальная» по всем трем критериям. Называется она Michelin XZL . Данную покрышку можно эксплуатировать2на всех типах дорожного покрытия и при любых погодных условиях – на сухой, грязной, мокрой или заснеженной дороге. Разрабатывая Michelin XZL, инженеры компании ориентировались, главным образом, на ее применение на грузовиках специального назначения. Это может быть, к примеру, шасси, на которое смонтирована спецнадстройка в виде крана – манипулятора, вышки, мастерской и т. д., а также автомобили, работающие в экстремальных условиях. Лучшее доказательство – выбор шин Michelin XZL российской командой «КАМАЗМастер» для оснащения своих машин. Вторая мо-дель, которая также может устанавливаться на все оси автомобиля, – шина Michelin XZY/XZY2. (315/80R22,5). Ее основное предназначение – сегмент строительной техники, работающей по всем типам дорог, а также сложным, «агрессивным» к резине покрытиям, например, щебенке. Для городских перевозок компания предлагает шину Michelin X InCity XZU, которую можно устанавливать на все оси развозного грузовика или автобуса при круглогодичной их эксплуатации. Шины Michelin X InCity сегодня устанавливаются на низкопольные автобусы ЛИАЗ-5292и ЛИАЗ-6213 экологических стандартов Евро-4 и Евро-5. Данные шины компания «Мишлен» поставляет «Группе ГАЗ» в рамках прямого договора. Если же под универсальной понимать такую шину, которая способна обеспечить уверенное сцепление при любой погоде, то стоит упомянуть шину X Multiway 3D, разработанную специально для круглогодичной эксплуатации при любой погоде. Универсальность – это компромисс, и нужно понимать, что универсальная шина проиграет по ключевым характеристикам целевой, специализированной шине при их прямом сравнении.ство было «обуто» в шины Я-626 (315/80 R22.5; рулевая ось), Я-636 (315/80 R22.5; ведущая ось) и Я-607 (385/80 R22.5; прицепная ось). При этом если бы мы рассматривали тягач как отдельный, одиночный грузовик (бортовой или самосвал, без разницы), то на роль универсальных шин вполне сгодились бы покрышки рулевой оси. Судите сами. Я-626 и Я-636 имели одинаковый индекс скорости и несущую способность при максимально допустимой нагрузке 130/М и 154/150 на одиночную и сдвоенную шину соответственно. При этом перевозчик даже мог бы получить некоторую экономию топлива, так как рулевая шина по даннымпроизводителя легче ведущей на целых шесть килограммов – 69 против 75. Помимо этого наблюдалось бы и улучшение динамики разгона и торможения: чем легче колесо, тем проще его раскрутить или остановить. Идем дальше. Чем меньше неподрессоренная масса, тем стабильнее поведение колеса на дороге, выше курсовая устойчивость машины, лучше управляемость. Увы, но рулевая покрышка не обладает таким важным качеством, как высокие тягово-сцепные характеристики. Зимой на грузовике в такой обувке за Урал лучше не ходить. Да что там за Урал – после обильных снегопадов развязка на МКАД покажется непреодолимымпрепятствием. Словом, применение универсальных шин на автопоездах и одиночных грузовиках, работающих на длинном плече по автомагистралям и дорогам регионального значения, фактически невозможно. Однако грузовик грузовику рознь. Например, у самосвалов проблем с размерами шин нет. Так, наш проект по оценке ресурса шин Goodyear Omnitrac Duraseal MSS MSD, которые имели единую размерность 315/80R22.5, это подтверждает. А если учесть, что в случаях, когда 80% пробега автомобилей приходится на грунтовки карьера и только 20 на дороги общего пользования, и что скорости передвижения груженых са-МНЕНИЕОЛЕГ ГРЕБЕНЬКО генеральный директор AsstrA Transport – Компания AsstrA Transport не использует на своих автомобилях универсальные шины, так как их эксплуатация невозможна по техническим причинам. Дело в том, что на наших магистральных тягачах и полуприцепах (а парк в основном состоит из седельных тягачей Scania с полуприцепами Schmitz) установлены шины разного размера. Экспериментировать с покрышками, рискуя безопасностью перевозок и дорогостоящей техникой, мы не собираемся – при выборе резины придерживаемся рекомендаций производителей техники.22РЕЙС ФЕВРАЛЬ2012 МНЕНИЕЭДУАРД УПЕРЯКА специалист ООО «Компания «Хорошие колеса» – Наибольшим спросом у перевозчиков пользуются универсальные шины Kormoran, Sava, а также продукция китайского и российского производства. Причина – наличие достаточно большого количества моделей и размерностей покрышек в данном сегменте. Из наиболее часто спрашиваемых размерностей универсальных шинвыделю следующие: 275/70 R 22,5; 295/80 R22,5; 315/80 R22,5; 11 R22,5; 13 R22,5; 10.00 R20; 11.00 R20; 12.00 R20. Основные покупатели универсальных шин – автобусные парки (муниципальный транспорт), а также парки спецтехники, работающей на стройках и частично в карьерах. Универсальная шина также рекомендуется для установки на «ленивые» мосты автомобилей. Одним из преимуществ универсальной шины, работающей на муници-пальном транспорте, является возможность переставлять покрышки с одной оси автобуса на другую с целью компенсации неравномерного износа. Несмотря на то, что с ростом скорости перевозок и улучшением качества дорог наблюдается постоянный рост спроса на специальные шины (рулевую, ведущую, прицепную), списывать универсальную шину в запас рано. По крайней мере, каких-либо причин прогнозировать падение объемов ее выпуска нет.характеристики шин, но и то, как машина будет вести себя на дороге, управляться.Не ромбом единымСамым ярким, запоминающимся и знаковым элементом универсальных шин прошлого была шашка в виде ромба. Рисунки протекторов современныхМНЕНИЕАЛЕКСЕЙ АЛФЕРОВ заместитель начальника отдела закупок АМО ЗИЛ – Учитывая качество российских дорог, климатические особенности, а также широкую область применения выпускаемых автомобилей, завод АМО ЗИЛ комплектует свои машины универсальными шинами ОАО «СИБУР – Русские шины». Как показала практика и многолетний опыт эксплуатации, использование универсальных шин позволяет получать экономический эффект как при работе автомобилей на трассах, так и по дорогам регионального значения. Одним из неоспоримых преимуществ универсальных шин является сокращение номенклатуры закупаемых покрышек, а также значительная экономия на услугах шиномонтажа.универсальных, всепозиционных шин напоминают сложный орнамент из массы мелких, средних и крупных элементов, имеющих порой самую причудливую форму. Продиктовано это тем, что рисунок протектора универсальной шины совмещает в себе элементы трех специальных. Крупные блоки, доставшиеся от шины ведущей оси, отвечают за тягу и сцепление с дорогой, продольные канавки, задающие траекторию движения, – наследство шин рулевой оси, а практически гладкие ребра – намек на высокую несущую способность прицепной шины. Вроде бы есть все, что необходимо для полноценного движения по дороге, но все эти элементы содержатся в недостаточном количестве. Из-за этого добиться показателей специальной шины, увы, не удается. Компромисс он и есть компромисс. Любое смещение2012 ФЕВРАЛЬРЕЙС23 ГЛАВНАЯ ТЕМАУНИВЕРСАЛЬНЫЕ ШИНЫМНЕНИЕМАРАТ БУЛАТОВ директор ООО «Компания Автошина», Ярославль – Универсальные шины устанавливают в основном на отечественные грузовые автомобили, самосвалы, автобусы средней и большой вместимости. По сравнению с покрышками, предназначенными для установки на конкретную ось, «универсалы» позволяют экономить эксплуатационные затраты, связанные с приобретением шин; добиваться приемлемых пробегов покрышек благодаря возможности их перестановки с одной осина другую с целью нивелирования износа. Универсальные шины избавляют владельцев автобусов от проблем с прохождением технического осмотра. Если на рулевой и ведущей осях автобуса стоят шины с разным рисунком протектора, могут возникнуть проблемы с получением талона ТО. Замечу, что с грузовиками таких недоразумений не происходит: о специализированных шинах для рулевой и приводной осей сотрудники пунктов инструментального контроля знают. Универсальная шина дает экономическую выгоду при эксплуатации автомобилей по до-рогам невысокого качества, на коротком и среднем плече и скоростях движения до 7080 км/ч, либо при ее использовании в качестве прицепной. Если речь идет о междугородних и международных перевозках, осуществляемых на современной импортной технике по дорогам хорошего качества, и, соответственно, высоких скоростях, то применение специализированных шин, предназначенных для установки на рулевую, ведущую, прицепную оси, обязательно, и никакая экономия здесь не может быть оправданна.Примеры использования универсальных шинРазмерность 275/70R22,5 315/80R22, 5 245/70R19,5 8.25R20 9.00R20 10.00R20 11.00R20 12.00R20 Транспортное средство автобусы ЛиАЗ, НефАЗ, «Волжанин» самосвалы КАМАЗ, HOWO, Volvo автобусы ПАЗ, КАМАЗ-4308 автобусы ПАЗ КАМАЗ КАМАЗ МАЗ, КАМАЗ МАЗ, КАМАЗ, самосвалы HOWO Марка/модель шины TyRex Я 646 , Linglong F820, Kormoran U TyRex Я656, Linglong LLA08 ,GT radial GT01 КАМА NF201, Linglong F820 «Кировский ШЗ» Ки 111, Linglong протектор LLA08 «Нижнекамскшина» ИН142БМ, Linglong LLA08, Aeolus HN08 «Омскшина» ОИ 73Б, Linglong LLA08, Aeolus HN08 «Омскшина» И 111; Linglong LLA08; GT radial GT01 «Волтайр» ИД 304, Linglong LLA08 , GT radial GT01приоритетов приводит к улучшению одних и ухудшению других показателей. И даже сбалансированная, ровная по всем показателям универсальная шина может пасовать на идеальном для себя транспорте – городском автобусе. Правда, если речь идет о сочлененниках«гармошках». Так, на данных автобусах, обутых в универсальные, всесезонные, всепозиционные шины в осенне-зимний периодэксплуатации наблюдается увеличенный занос задней оси – «хвоста». В некоторых случаях такое поведение машины провоцирует ДТП. Исправить ситуацию во всех случаях помогает замена на ведущей оси универсальных шин специальными. Не забудем и тот факт, что универсальный рисунок протектора не обеспечивает должный уровень управляемости и курсовой устойчивости на высоких скоростях, а зна-чит, такие шины должны использоваться там, где есть ограничения скоростного режима, – в городе и населенном пункте. Итак, из вышесказанного делаем выводы. С точки зрения «рисунка протектора» универсальные шины могут эффективно применяться на городских двух- и трехосных автобусах при условии, что зимой дороги своевременно очищаются от снега и обрабатываются противогололедными реагентами. Применение их на развозных грузовиках, работающих по большей части в городской черте,также может быть экономически оправданно. Если же машины будут выезжать за пределы города, то разумнее оснащать их специальными покрышками.Что купить?Жаловаться на то, что на рынке отсутствуют универсальные шины, отечественному перевозчику не приходится. Покрышки, попадающие под определение универсальных и всепозиционных имеются практически у всех крупных производителей. Для того чтобы оценить эко-ВЫВОДЫ■ экономить на сокращении ■ с точки зрения единого раз-Универсальные шины позволяют:числа запасных колес;■ дать экономический эффектмера подходят автобусам, самосвалам, развозным грузовикам; ■ получить максимальный эффект при применении на городских двух- и трехосных автобусах на чистых ото льда и снега дорогах;при использовании на развозных грузовиках, работающих в городской черте; ■ успешно применяться на самосвалах, работающих в карьерах, – 80% пробега по карьеру и 20% по дорогам общего пользования; ■ обеспечить максимальную безопасность перевозок при относительно невысоких скоростях, характерных для городов.24РЕЙС ФЕВРАЛЬ2012 МНЕНИЕДЕНИС ДАВЫДОВ руководитель отдела продаж коммерческих шин ООО «Гудиер Раша» – Компания Goodyear не выделяет в линейке своей продукции универсальные шины (кроме шин для бездорожья), так как считает, что лучшие эксплуатационные показатели достигаются применением шин, специально разработанных для рулевой, приводной и прицепной осей, а также для определенных типов применения (дальнорейсовые, региональные перевозки, смешанное применение, бездорожье, муниципальные пассажирские перевозки, зимнее применение). Однако есть условия, при которых применение на грузовиках и автобусах одной шины для всех осей является экономи-номический эффект от их применения, не обязательно смотреть в сторону дорогих продуктов премиумбрендов. Начать можно и с доступной любому перевозчику отечественной или китайской резины. Тем более что качество покрышек из Поднебесной, как мы выяснили (см. «Рейс» №12-2011 «Шины из Китая»), вполне приличное. Мало того, судя по номенклатуре, наличию на складах и реальному предложению китайские «универсалы» на российском рынке в лидерах. При выборе универсальных шин необходимо отдавать предпочтение ЦМК, так как они не только обладают более высоким ресурсом и обеспечивают лучшую топливную экономичность по сравнению с комбинированными шинами, но и предполагают нарезку, восстановление протектора холоднымили горячим методами. Это означает, что, если шина с универсальным рисунком протектора не оправдала ожиданий, при «наварке» она может перевоплотиться в приводную или прицепную. Рулевые, по правилам эксплуатации, могут быть только новыми. То есть в любом случае можно с минимальными потерями вернуться к специализированным шинам. Восстанавливая покрышки, необходимо учитывать характеристики и свойства их каркаса, а именно индекс нагрузки и скорости. В противном случае при установке «слабой» шины на нагруженную приводную ось самосвала, работающего с перегрузками по дорогам плохого качества, ее каркас может не сдюжить и «пойти винтом». Словом, еще раз убеждаемся, что подход к выбору шин должен быть взвешенным и разумным.чески оправданным шагом. В первом случае речь идет о полноприводных самосвалах, работающих преимущественно в карьерах. Если пробег таких машин по дорогам общего пользования и собственно карьеру соотносится в пропорции 20/80 процентов, в этом случае установка на все оси шин, предназначенных для приводной оси и бездорожья, вполне оправданно. При нарушении данной пропорции в сторону увеличения перевозок по асфальтированным дорогам и тем более росту скорости перевозок, что характерно для работы машины по дорогам общего пользования, на каждую ось автомобиля должна устанавливаться шина, соответствующая применению и колесной формуле транспортного средства. Во вто-ром случае речь идет об автобусах, работающих в городе либо на междугородних маршрутах по дорогам хорошего качества – значит, возможна установка рулевых шин на все оси. Так как в России скоростных трасс с качественным покрытием немного и погодные условия более суровые чем, скажем, в Европе, то применение универсальной рулевой шины на все оси необходимо рассматривать в каждом конкреном случае, принимая во внимание особенности маршрута перевозок.МНЕНИЕНИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ менеджер по маркетингу продукции ООО «Ивеко Руссия» – Универсальные шины я сравнил бы с всесезонными, которые и для лета не совсем подходят, и для зимы не очень приспособлены. Назначение осей автомобиля, как и покрышек, различно. Рулевая ось задает направление движения, а ее тормозные механизмы обеспечивают требуемое замедление. Ведущая ось отвечает за тягу, минимизирует отклонение автомобиля от заданной траектории движения. Таким об-разом, шины рулевой и ведущей осей выполняют разные функции, обладают разными свойствами, и объединить их в универсальной модели в полном объеме нельзя. Любой компромисс приведет к ухудшению управляемости и курсовой устойчивости автомобиля, то есть снижению безопасности перевозок, уменьшению скорости движения, а также увеличению расхода топлива. К плюсам универсальных шин я бы отнес некоторое сокращение эксплуатационных расходов. Меньше номенклатура шин – меньше их запас – меньше выведенных из оборота средств. Кроме того, при прове-дении технического осмотра автомобиля или его проверке на посту ДПС перевозчику не придется объяснять некомпетентному в шинных делах инспектору, что разный рисунок протектора на рулевой и ведущей осях грузовика или автобуса – это вклад в дело обеспечения безопасности дорожного движения, а не наоборот.2012 ФЕВРАЛЬРЕЙС25