14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
главная темаКАМА + DAF – Спецпроект ПГОДОВЩИНАрошел год с  момента старт а с пец п р о ек т а ж у рна ла  «Рейс» и  Нижнекамского шинного завода по ресурсным испытаниям 22,5-дюймовых це л ьноме т а л локорд н ы х шин. Срок относительно небольшой – например, испытания двигателей в рамках специального проекта с  Ульяновским моторным заводом длились 22  месяца, а  шин, предоставленных компанией «Гудиер Раша» – и  вовсе 3  года. Важное отличие этого проекта – стабильные условия эксплуатации. Шины «К а ма »  с мон т и р ов а л и на  колеса нового автопоезда, которым управляет один и тот же водитель. Нагрузка – строго по паспорту, маршрутов – всего два. Отчетный период – с февраля 2011 по февраль 2012 года, таким образом, мы замкнули череду смены сезонов и  погодных условий. Это позволило оценить не только эксплуатационные качества и темп износа новых российских энергосберегающих шин с цельнометаллическим каркасом, а также опыт первого года эксплуатации тягача DAF  XF105, но и условия работы и расход топлива автопоездом в  разные сезоны, месяцы, дни недели и время суток. Что крайне важно перевозчикам, чьи маршруты пролегают по крупным городам и  их пригородам. Для этого с  первого дня испытаний на машине установлено оборудование, определяющее ее местоположение и остаток топлива в баке.14 РЕЙС март  2012АНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс» ШиныПониженное сопротивление качению – одно из достоинств грузовых ш и н   п р е м и у м-к л а с с а с цельным металлокордом. С недавних пор такие выпускают и в России, в Нижнекамске. Автоперевозчик ООО «Праксис-Ово», специализирующийся на перевозка х  прод у к ции птицефабрики «Роскар», предоставил для испытаний шин новый автопоезд в составе тягача DAF XF 105.460 и полуприцепарефрижератора Schmitz. Компания VH-DAF подготовила машину к старту и взяла на себя заботу о ее поддержании в исправном техническом состоянии на протяжении всего периода испытаний. На колесах передней оси тягача смонтировали покрышки модели NF201 размером 315/80R22,5. На ведущую ось поставили четыре баллона NR 201 того же размера, а на трехосный полуприцеп-рефрижератор Sch m it z пош ло шесть шин NT 201 размером 385/65R22,5. Имеются и четыре запасных колеса: по одному для осей тягача, и два – для прицепа За год, прошедший со старта спецпроекта, шины «Кама» пробежали 54 592 км. Учитывая, что одним из заявленных их качеств  названо  низкое сопротивление  качению, мы установили на автопоезд систему контроля расхода топлива и мониторинга транспорта от компании Omnicomm, что позволило нам оценить влияние шин на  экономичность автомобиля. Сокращение эксплуатационных расходоввторно в Ганновере. Холдинг «Татнефть», принял решение инвестировать в НТЦ порядка 500 млн рублей, из которых 400 млн рублей уже освоено. Было закуплено самое современное оборудование, и к концу первого полугодия 2012 года оно будет введено в строй.Данные этапаДвижение - пробег, км - средняя скорость, км/ч - максимальная      скорость, км/ч Работа - движение, час:мин:с - простой, час:мин:с - двигателя на холостом      ходу, час:мин:с Расход топлива - фактический (общий), л - расход на 100 км, л - расход на 100 км      в движении, л 5086,73 52,2 97,9 97:23:04 475:11:33 128:13:50 2046,9 40,2 29,6МнениеАлександр Махотин исполнительный директор НТЦ «Кама» – Сегодня наш Научно-технический центр лидирует в разработках новых шин в России. Лаборатории НТЦ сертифицированы фирмой Continentalи входят в состав ее международной системы лабораторий, что позволяет нижнекамским ученым проводить испытания смесей и резин для моделей шин, выпускаемых под немецким брендом. Причем Continental доверяет нашим испытаниям и не проводит аналогичные исследования по-За последний отчетный месяц автопоезд прошел чуть более 5 тыс. км, показав необычное сочетание довольно высокой для зимы средней скорости – на 10 км/ч выше, чем, например, в июне – с рекордно долгим временем работы на холостых оборотах. Что типично для морозной погоды без осадков – машин на дороге в отдельные дни было мало, и обычный 80-километровый рейс получалось сделать менее чем за два часа. Но статистику испортил тарахтящий во время погрузки-разгрузки мотор – работать без движения автомобиля ему пришлось вчетверо дольше, чем, например, в прошлом году в апреле. Отсюда и гигантская вилка между величинами общего удельного и расхода в движении – разница составила 10,6 л/100 км. Помножив это значение на километраж в сотнях километров, а потом и на цену дизтоплива, получаем примерно 15 000 рублей чистого убытка. Всего лишь за месяц. То есть эта сумма была истрачена ради получения механической энергии на перемещение грузов, но результатом стал только нагрев окружающей среды.Учитывая количество гаек на весь автопоезд, инструмент в самый раз 2012  март РЕЙС 15 главная темаперевозчика обещает и предусмотренная заводом возможность трехкратного, причем как холодного, так и горячего, восстановления протектора после износа. Последняя методика во многом повторяет цикл производства новой шины и позволяет довести общий пробег до списания в утиль до полумиллиона и более километров – даже по щербатым российским дорогам. О сложности конструкции шин «Кама» дает представление красочный разрез (см. рис.), каждый элемент этого многослойного «пирога» несет свою функцию. Цельный металлокорд по сравнению с комбинированым текстильномета ллическим, где стальные нити только в брекере (такие шины у нас выпускают еще со времен СССР) имеет массу преимуществ. Значительно более прочный при равной массе каркас увеличивает грузоподъемность шины примерно на 8%, а стабильность ее геометрии на высоких частотах вращения, когда автопоезд идет по трассеКАМА + DAF – Спецпроект на крейсерской скорости, существенно замедляет износ протектора. Один слой стального корда вместо трех-четырех текстильных позволяет сделать шину той же грузоподъемности тоньше и легче, она меньше разогревается при длительном безостановочном движении на высокой скорости, а значит, менее подвержена термическому старению резины. Единственный недостаток ЦМК-шин в глазах перевозчика, привыкшего к комбинированным, – более высокая цена, определяемая как сложностью технологии производства, так и дорогим сырьем – для них используют резину на основе не синтетического, а натурального каучука, импортируемого из ЮгоВосточной Азии. Однако подсчеты показывают, что для предприятий, эксплуатирующих автотранспорт на относительно хороших дорогах, где случаи аварийных повреждений шин «на списание» достаточно редки, переход на цельнометаллокордные модели экономически оправдан.МнениеЗагит Шарафеев исполнительный директор управляющей компании «ТатнефтьНефтехим» – Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин запущен под патронажем немецкой компании Continental AG – это самое современное предприятие в составе холдинга «Татнефть».На заводе внедрены самые передовые на сегодня технологии, а работники завода прошли обучение в Германии. За прошедший год с момента старта проекта испытаний журнала «Рейс» мы значительно расширили ассортимент выпускаемых шин класса премиум – освоено производство еще одиннадцати новых моделей. В 2011 году завод ЦМК-шин выпустил250 тыс. покрышек, в 2012-м запланировано 600 тыс., а в 2013м надеемся выйти на проектную мощность в 1,2 млн штук.16 17 18 1911523 14 41312111098675 1. Протектор 2. Боковина 3. Надбрекерная деталь 4. Плечевая прослойка 5. Борт шины 6. Бортовая лента 7. Прослойка чефера 8. Наполнительный шнур 9. Бортовое кольцо10. Металлокордный слой каркаса 11. Металлокордный чефер 12. Бортовая проволока 13. Крыльевая лента 14. Гермослой 15. 1-й слой брекера 16. 2-й слой брекера 17. 3-й слой брекера 18. 4-й слой брекера 19. Резиновая прослойка Для цельнометаллокордных шин предусмотрены особые приемы монтажа на диск – иначе есть риск повреждения16 РЕЙС март  2012После монтажа колеса тщательно отбалансировали – благо у шин «Кама» серии N заводской дисбалланс невелик МнениеАлександр Гаврилов технический директор ООО «Омникомм Сервис» – За прошедший год мы существенно улучшили обслуживание перевозчиков, установивших на свои автомобили систему FAS контроля расхода топлива и мониторинга транспорта. Отчасти благодаря новому программному обеспечению AutocheckSE и его интеграции с системой управления 1С-Рарус. Программа позволяет отслеживать одновременно до 1000 единиц техники, причем информация может накапливаться в течение всего периода эксплуатации, что позволяет сравнить данные за текущий период с данными, например,за прошлый год. Но в большинстве случаев гораздо полезнее сравнение относительно свежих данных, что позволяет выбрать наиболее экономичный и быстрый маршрут или оптимальное время выезда в рейс. Значительно сократить эксплуатационные расходы смогут перевозчики, ранее установившие завышенные нормы списания топлива и снизившие их после периода мониторинга собственного транспорта. Клиентам, у которых нет возможности установки программного обеспечения, мы предоставляем удаленный доступ к серверу компании. Помимо автомобилей, системой FAS может быть оснащен любой транспорт, включая плавсредства,а также подвижная и стационарная техника – например, топливозаправочные комплексы или дизельные электростанции. Использование системы возможно как в зоне покрытия сотовых сетей GSM, так и при отсутствии их сигналов – установленный на машине регистратор накапливает информацию в автономном режиме и отправляет ее на сервер при первом же вхождении в зону приема. Возможно считывание информации в сетях Wi-Fi.Не все пока это поняли, но, судя по увеличению спроса на ЦМК-шины, «процесс пошел». Разумеется, современная технология не свалилась нашим шинникам с неба – она от немецкой фирмы Continental AG, соглашение о партнерстве с которой нефтехимический холдинг «Татнефть» – владелец ОАО  «Нижнекамскшина» – заключил еще в 2007 году. И, вложив 500 миллионов долларов, построил новый, оснащенный по последнему слову техники, завод – там же, в Нижнекамске. В апреле 2010-го на нем выпустили первую партию ЦМК-шин марки «Кама». Убедившись в должном их качестве, немцы дали добро на выпуск шин и под маркой Matador – она принадлежит концерну Continental. То есть нижнекамцы производят и отгружают товар заказчику, который уже сам продает егочерез своих дилеров  – как европейских, так и российских. С октября 2010 года завод выпускает шины обоих брендов, примерно 20% от общего объема идет на экспорт. А в декабре стартовал выпуск шин «Кама» серии N, не уступающих по характеристикам аналогам именитых европейских фирм – это и стало поводом взять их на тест. Ресурсные испытания журнала «Рейс» отличаются от традиционных полигонных, тем что комплект шин передается не водителюиспытателю со специально подготовленным автомобилем, а обычному перевозчику, эксплуатирующему технику в нормальных, но отнюдь не тепличных условиях. Именно к таким относится компания ООО  «Праксис-Ово». Загрузка тестового автопоезда DAF  – в пределах паспортРеклама 2012  март РЕЙС 17 главная темаКАМА + DAF – Спецпроект Шины NR 201 размером 315/80R22,5 на ведущих колесахШины NT 201 размером 385/65R22,5 на колесах полуприцепаБолт М10, подброшенный ведущим колесом, проткнул шину на полуприцепеной грузоподъемности, причем около половины общего километража машина наматывает порожняком, возвращаясь на базу после разгрузки на точках (плечо – в среднем около 80 км). Маршруты в  основном по благоустроенным дорогам Москвы и Московской области, никакого «дальнобоя» за тысячи верст по ухабистым зауральским трассам. То есть, преждевременный износ шин из-занештатных условий эксплуатации маловероятен. Хотя, как показывает опыт наших шинных спецпроектов, возможно всякое. Например, аварийные повреждения. Но и обратные предположения, что мы решили поставить рекорд ходимости шин, и  лаборант в белом халате ежедневно измеряет в  них давление электронным манометром… Нет, здесь все вполне жизненно. КонтрольМнениеРинат Биктимеров исполнительный директор ООО «Торговый дом «КАМА» – Особенность шин «КАМА» серии N – возможность восстановлению до трех раз. Примерно 250 тыс. км шина пробежит до первого ремонта – нарезки протектора и углу-бления канавок. Это даст дополнительные 50 –100 тыс. км. Затем можно наварить новый протектор – по технологии, широко применяемой в Европе. И даже после истирания уже наваренного возможна дополнительная нарезка. То есть шина живет уже, можно сказать, четвертой жизнью до окончательногоизноса каркаса, а ее суммарный пробег может превысить 500 тыс. км. На сегодня у «Нижнекамскшины» 89 сервисных центров, освоивших нарезку протектора, 14 из них на Украине, а два в Европе. В дальнейшем количество центров планируют увеличить до 140. Появятся и центры по наварке протекторов.Четырехбаллонная пневмоподвеска заднего моста – оптимальное решение18 РЕЙС март  2012От состояния шарнира V-образной тяги тоже зависит положение заднего мостаНа всех колесах тягача DAF XF105 установлены дисковые тормоза Характеристики автомобиля DAF XF 105 4х2Снаряженная масса тягача, кг Полная масса тягача, кг Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг Максимальная нагрузка на заднюю ось, кг Полная масса автопоезда, кг База, мм 8600 20 500 7500 13 000 44 000 3600На тестовом тягаче нет жидкостного автономного отопителя, поэтому в мороз мотор работает и на стоянкахманометром – не чаще пяти раз в год во время подкачки компрессором, а так – чисто визуально. Если показалось, что один из баллонов сильнее, чем надо, расплющен под весом машины, можно и ногой пнуть, у опытного шофера точность такого замера – примерно «полочка». Надо бы периодически переставлять местами колеса полуприцепа, чтобы износ от бокового проскальзывания распределять равномерно по всем шинам, но… заниматься этим нет времени – днем машина в работе, ночью – водитель отдыхает. Бывает, и к бордюру притрет, и  неудачно на какую-нибудь железку наедешь – в последний раз это был болт М10 длиной 78  мм (см. фото) – именно такие, реальные условия эксплуатации дают основания считать испытания вполне объективными.ТягачЧистоту эксперимента обеспечивает и безукоризненно исправное состояние тестового автопоезда. Не  надо объяснять, что никакая  – даже самая долговечная в мире – шина не рассчитана на работу с разрегулированными углами схождения колес, деформированными балками мостов или «гофрированными» лонжеронами рамы. Но на этот счет мы спокойны – к моменту старта проекта автопоезд прошел всего 20 тыс. км, и даже нынешние 75 тысяч на машине с ресурсом в 1,6 млн км позволяют считать ее практически новой. Автомобиль регулярно проходит плановое обслуживание в  техцентре компании VH-DAF – официального дилера голландкой марки – никаких отклонений от нормы в состоянии узлов шасси не обнаружено.Реклама 2012  март РЕЙС 19 главная темаКАМА + DAF – Спецпроект Характеристики двигателей автомобилей DAF XFМнениеАлександр Гребенник менеджер послепродажного обслуживания сервисной станции компании VH-DAF – Свою флагманскую модель фирма DAF Trucks выпускает с 2005 года на головном заводе в голландском городе Эйндховене. Тягач DAF XF 105 оснащают моторами семейства Paccar MX, объемом 12,9 л. Это рядный 6-цилиндровый агрегат с общей для всех цилиндров 24-клапанной головкой блока. Привод клапанов – штангами от нижнерасположенного распредвала. Гильзы цилиндров – «мокрые», шестеренный привод распредвала и вспомогательных агрегатов – со стороны маховика, в системе смазки – центрифуга. Топливная система – с индивидуальны-ми для каждого цилиндра насосными секциями высокого давления от фирмы Delphi, интегрированными в блок цилиндров. Трубки, соединяющие насосы с форсунками, одинаковой длины. Такая конструкция обеспечивает двигателю высокий КПД – в крейсерском режиме автопоезд полной массой 38 тонн расходует всего около 30 л/100 км, и на фоне этой величины экономия от применения энергосберегающих шин может быть существенной. На автопоезде, принадлежащем компании «Праксис-Ово» и проходящем у нас плановое техобслуживание с самого начала эксплуатации, никаких неисправностей ходовой части, требующих замены деталей или регулировок, не было – только предусмотренныеМодель MX265 MX300 MX340 MX375Мощность, л. с. (об/мин) 360 (1500 – 1900) 410 (1500 – 1900) 460 (1500 – 1900) 510 (1500 – 1900)Крутящий момент, Н.м (об/мин) 1775 (1000 – 1400) 2000 (1000 – 1400) 2300 (1000 – 1400) 2500 (1000 – 1400)регламентом ТО проверки. Как показывает практика, долговечность деталей, влияющих на углы установки колес – в рулевом управлении, подвеске, мостах – на тягачах DAF обеспечивает безремонтный пробег, несопоставимо больший тех 75 тыс. км, что прошел за год с небольшим данный автомобиль. При таких относительно скромных пробегах по гладким подмосковным дорогам и при своевременном техобслуживании говорить о влиянии ходовой части на долговечность шин не придется еще как минимум пять лет.Время работы двигателя на холостом ходуЧасыНе менее важно для нашего спецпроекта и состояние двигателя – достаточно даже небольшого перерасхода топлива, например, из-за неисправности прецизионной аппаратуры высокого давления, и пытаться уловить экономию от применения шин с  пониженным трением качения будет бессмысленно. По этой же причинене стоит затевать испытания энергосберегающих шин на автомобиле с морально устаревшим силовым агрегатом или, например, на многоосном тяжеловозе, или полноприводном вездеходе – то есть на технике с объективно высоким (до 50 л/100 км и более) удельным расходом топлива. Другое дело – современный магистральный130 120 110 100 90 80 70 60 50 40 30 20128.1464.00 61.42 47.18 44.26 40.58 32.08 37.3161.00 48.18 52.1367.46р.тр.айньнт .льг.т..аравокябдеиюиюсефТестовый тягач соответствует нормам Евро-5, поэтому в специальный бак надо заправлять раствор мочевины20 РЕЙС март  2012Работа двигателя на холостом ходу – прямой убыток перевозчику. Тут и бесполезный расход топлива, и дополнительный износ деталей, приближающий дорогой капремонт. Не говоря уже про губительный для планеты парниковый эффект, ведь никакая мочевина или любые другие средства снижения токсичности выхлопа не затыкают наглухо выхлопную трубу – если мотор работает, углекислый газ неизбежно идет в атмосферу. Силовые установки без холостого хода, например, гибридные – пока еще экзотика даже на Западе, а наш тестовый DAF – с обычным дизелем. Который зимой молотит и на стоянках, чтобы не остыть. Чем теплее – тем чаще его выключают, нисходящая линия от февраля до апреля (см. график) – тому подтверждение. Далее мы видим всплеск – начинается дачный сезон, пробки на дорогах густеют,и все больше времени мотор тарахтит просто так. Пологий спад к августу говорить о том, что во второй половине лета пробки редеют – пол-России уезжает в Турцию, ведь поджариваться на пляже приятней, чем на МКАД. В сентябре-октябре российские города погружаются в смрад выхлопных газов – активность на дорогах резко возрастает. Небольшой спад в ноябре – видимо, особенность конкретного года, а на следующий в том же месяце может быть и горизонтальная прямая. Ну а январский пик – признак периода двадцатиградусных морозов, когда мотор нашего тягача глушили только на ночь. Не исключено, что весь февраль покажет столь же продолжительное время работы на холостых. А был бы на машине жидкостный автономный отопитель, он бы работал на стоянках вместо мотора, потребляя топлива примерно в 30 раз меньше.номянапевмв.к. тягач DAF XF 105, в котором все конструкторские решения направлены на борьбу за каждый сэкономленный миллиграмм топлива. Тестовый автомобиль – на двухосном, самом экономичном, шасси, рассчитанном на эксплуатацию по хорошим, расчищаемым зимой дорогам. Еще одна особенность его комплектации – автоматизированная 12-ступенчатая коробка передач As Tronic от фирмы ZF, призванная не только облегчить труд водителя, но и обеспечить экономичный режим работы двигателя. Обычно наши перевозчики выбирают «механику», и  в  компании «ПраксисОво», скорее, предпочли бы простой и надежный 16-ступенчатый агрегат той же фирмы, но эта конкретная машина была в наличии у дилера (а такие всегда дешевле, чем собранные под заказ), и все решила цена.Расход топливаПубликуя в течение года отчеты об испытаниях шин, мы уделяли много внимания данным, полученным от компании Omnicomm  – ее систему контроля расхода топлива и мониторинга транспорта установили на тестовый автопоезд одновременно со стартом спецпроекта. Электроника отслеживает местоположение (географическую широту и долготу, высоту над уровнем моря с точностью до 10  м) транспортного средства с помощью орбитальных спутников GPS и ГЛОНАСС и обеспечивает сбор показаний датчиков скорости движения автомобиля, моментов включения/ выключения зажигания, направления движения (курса), частоты вращения коленвала двигателя, значения напряжения в  сети электрооборудования машины123 4 6 51, 2 – соединительные кабели; 3 – датчик уровня топлива LLS в баке; 4 – электронный блок FAS компании Omnicomm; 5 – предохранители; 6 – антенна GPSПломбирование электронного блока производится специальной клейкой лентойПыле- и влагозащищенные разъемы с покрытием не окисляютсяРеклама 2012  март РЕЙС 21 главная темаКАМА + DAF – Спецпроект МнениеАлексей Смирнов начальник отдела логистики ООО «Праксис-Ово» – После установки системы контроля расхода топлива компании Omnicomm мы пересмотрели нормы для автопоезда DAF в сторону снижения: летом списываем по 41 л/100 км, зимой – 45 л/100 км. Это без учета расхода дизтоплива холодильноотопительной установкой (ХОУ) полуприцепа – у нееотдельные нормы в литрах на моточас. На рефрижераторе установлен специальный контроллер – по сути, мини-компьютер, обеспечивающий нужные условия перевозки товара. Для наших грузов – куриного яйца и яйцепродуктов – оптимальны рефрижираторы с диапазоном температуры от -20°С до + 20°С градусов. Помимо большегрузных автопоездов в нашем парке есть и транспорт среднего и малоготоннажа  – использование той или иной машины продиктовано объемом разовой поставки. Например, если точка принимает до ста палет, разумеется, грузим 19-тонные рефрижираторы.В журналистский рейд на автопоезде DAF мы выехали солнечным январским утром. За бортом – 18 градусов морозаи уровня топлива в баках. Полученные данные передаются по каналу сотовой связи GSM на коммуникационный сервер компании Omnicomm и анализируются. Руководство компании-перевозчика получает возможность отслеживать маршрут движения автомобиля и расходтоплива в режиме реального времени либо получать отчеты по электронной почте. Мы сочли полезным сравнить общий удельный расход топлива (с учетом работы двигателя на холостом ходу) и расход в движении. Первая величина сильно зависит от времени года – на-Выбирая маршрут движения, наш водитель спрашивает о дорожной обстановке у коллег по CB-рацииСредний расход топлива по неделямрасход топлива, л/100 км50 45 40 35 30 39.6 37.7 37.5 35.7 34.8 35.1 33.0 34.4 34.1 36.9 37.1 35.7 36.6 38.7 37.8 40.1 38.3 37.3 38.1 38.5 39.1 40.1 40.9 37.7 37.2 39.0 35.5 37.443.5 41,1Для более точного отображения динамики изменения удельного расхода топлива мы выбрали дискретность в одну неделю и охватили период с июля по январь включительно. С полным диапазоном температур (от +33°C до -22°C) и степеней загруженности дорог. Для линии графика характерно отсутствие сильных всплесков и спадов, за исключением последних двух недель января, когда расход топлива подскочил аж на 35%. Причина аномалии – совпадение двух факторов. Во-первых, устойчивые морозы от – 15 до – 22оС, вынудившие тратить топливо на холостом ходу для поддержания тепла двигателя,22 РЕЙС март  20127.1 1 0 18 7 -2 .11 4 25 .07. -3 1 1 1 01 .0 7 - 0 .1 1 7 0 8 .0 8 -14 .1 1 .0 15 8 . 1 -2 1 1 22 . 0 8 -2 .11 8 29 .0 8 - 0 .1 1 4. 0 05 9 .1 -1 1 1 .0 12 9 . 1 -18 1 19 . 0 9 -2 .11 5 26 .09 - 0 .1 1 2. 03 1 0 . 1 1 -9 .1 10 0.1 1 -1 6 . 17- 10.11 23 24 .10 -3 . 1 1 0. 1 3 1 0.1 1 -0 6. 07 1 1.1 1 - 13 14 .1 1 .1 1 -2 0. 2 1 1 1.1 1 -2 28 7.11 - 0 .1 1 4. 1 0 5 2. 1 1 -1 1 .1 1 2 2. 1 1 -18 1 9 . 1 2. 1 -2 1 5 2 6 . 12 - 0 .1 1 02 1 . 0 1 - 0 . 12 8 09 .01 .1 -15 2 1 6 .01 .1 -2 2 2 23 . 0 1 -2 .12 9. 01 . 12 1 117.и, во-вторых послепраздничная деловая активность, требующая массированных доставок товара на смену съеденному, выпитому и подаренному. Особо резкий взлет объясняется не оправдавшимся ожиданием ослабления морозов – примерно до 25 января коммерсанты откладывали рейсы «на потом», а кто-то вообще не смог завести утром машины. Ну а когда поняли, что потеплеет не скоро, а потеря доверия партнеров из-за срыва поставок уже замаячила на горизонте, кое-как «прикурили» и раскочегарили свою технику, и высыпали, как горох, на улицы. А тут еще и снегопады… В результате – транспортный коллапс. Топливо в цилиндрах сгорает, а машина – ни с места. И тут весьма показательно сравнение с неделей сразу после Нового года, когда удельный расход топлива – на уровне июльского раздолья без пробок. Немудрено – тогда стояла оттепель, а большая часть водителей России послушно соблюдала требование ПДД не садиться за руль в нетрезвом состоянии. Как видим, если бы мы привели обобщенные данные за январь в целом, как это делаем в ежемесячных отчетах спецпроекта, всех этих любопытных зигзагов на графике бы не было. Для лета четко прослеживается снижение расхода топлива примерно до середины августа – здесь почти пропорциональная зависимость от постепенного падения дорожного трафика. «Горб» на графике в середине октября объяснить трудно – в какой-то иной год он мог быть на месяц раньше или позже, в зависимости от каких-то макроэкономических или погодно-урожайных факторов, либо его не было бы вообще. Ну а плавный рост по мере приближения Нового года вполне закономерен – пробки на дорогах увеличивала предпраздничная суета.04-1 0.0 пример, зимой двигатель часто работает на стоянках во время загрузки автопоезда. То есть, топливо сгорает, а километраж не растет. Такая же ситуация в затяжных пробках, где поток периодически замирает на месте. Зато расход в движении достаточно стабилен – всплески бывают, в основном, в периоды возникновения «ползущих» пробок, когда машина много времени едет на низших передачах. Но обычно тестовый DAF XF105.460 потребляет чуть более, а временами и менее 30 л/100 км, с номинальной нагрузкой 19 тонн. Учитывая далеко не равномерный режим движения по МКАД – даже когда там нет пробок – такой расход можно назвать весьма умеренным. Примерно о таком же, причем на равнинной загородной трассе, рассказывают водители 460-сильных DAF XF,обутых в цельнометаллокордные энергосберегающие шины именитых европейских марок. Стало быть, по этому параметру «Кама» как минимум не хуже. Данные по тестовому автопоезду мы свели в таблицы, а динамику изменений отобразили графиками. Как и следовало ожидать, удельный расход топлива и время работы двигателя на холостом ходу растут с наступлением зимних холодов и в периоды повышения загруженности дорог, например, перед праздниками, после окончания сезона отпусков, во время снегопадов и в иных усложняющих движение условиях.Один рейсМы решили проследить изменение средней скорости движения и удельного расхода топлива на обычном маршруте автопоезда – от На-После пересечения Минского шоссе на МКАДе по-прежнему свободно – но это лишь благодаря морозуВ районе Солнцево трафик несколько возрос, однако поток движется не снижая скорости, в правых рядах это 70 км/чРеклама 2012  март РЕЙС 23 ГЛАВНАЯ ТЕМАКАМА + DAF – СПЕЦПРОЕКТМинимальный и максимальный расходы топлива автопоездомОдин из действенных способов снизить эксплуатационные расходы автопоезда – правильно составлять график выполнения рейсов, выбирая время наименьшей плотности дорожного потока на маршруте следования. Не всегда и не для каждого предприятия это возможно, однако, если рейсы не ежедневные, то избежать их хотя бы в самые «пиковые» дни было бы весьма разумно. Например, и безо всякого мониторинга ясно, что, не успев вернуться на базу в пятницу до 15.00, машина гарантированно сожжет лишний десяток литров топлива в пробках. Наглядный пример того, насколько эффективным может быть такое планирование, вы видите на диаграмме. Мы сравнили удельный расход топлива тестовым автопоездом в двух рейсах – самом экономичном, и самом затратном за отчетные полгода. На одном и том же маршруте, в одно и тоже время суток: Нахабино – Люберцы через западное полукольцо МКАД с 8.00 до 12.00. Разные только даты. В первом случае имеем рекордный минимум в 29,9 л/100 км, поскольку 7 августа пришлось на воскресенье график рейсов компании «ПраксисОво» включает и выходные дни. В то летнее солнечное утро все, кто мог бы путаться под колесами у нашего тягача, сладко спали на дачах, успев уехать туда накануне и в пятницу – вот почему DAF пролетел почти весь путь на высшей передаче в наиболее экономичном режиме работы двигателя. Противоположный пример – 26 января. За три дня до этого – в понедельник – мы провели редакционный рейд по этому же самому маршруту, выехав на загруженном автопоезде даже на два часа позже и все равно не попали ни в одну пробку. К четвергу ситуация на дорогах изменилась кардинально – все, кто с начала недели сидел и «ждал у моря погоды», вдруг решили, что «ехать надо», и дружно, в едином порыве рванули в рейс. В тот день для того, чтобы просто выехать на забитый МКАД, пришлось долго ползти, включая и выключая первую передачу… Результат – 45,4 л/100 км, то есть, ровно в полтора раза больше, чем 7 августа. И это еще не максимум, поскольку мы сравнили расходы только с 8 до 12 часов. За это время, в первом случае, машина успела приехать на точку, постоять там под разгрузкой с выключенным мотором, и отправиться в обратный рейс порожняком, а во втором она к окончанию отчетного периода еще не успела подползти к отрезку с самыми суровыми пробками – на участке МКАД между Каширским и Волгоградским шоссе. То есть, если бы мы взяли время с 10.00 до 14.00, вполне возможно, удельный расход достиг бы 48 и более л/100 км.л/100 км50 45,4 40 30 20 10 029,907.08.2011 26.01.2012 отчетный период с 04.07.11 по 29.01.12 маршрут Нахабино – Люберцы через западное полукольцо МКАД время с 8.00 до 12.00Через 35 минут после выезда на МКАД с «Новой Риги» мы уже подъезжаем к Варшавке – немыслимая скорость! Средний расход топлива на различных участках маршрута*Начало, Окончание, Пробег, Фактический Расход на чч.мм чч.мм км расход, л 100 км, л 9:55 10:10 14.24 6.1 42.8 10:11 10:22 14.15 4.7 33.2 10:23 10:35 15.13 5.1 33.7 10:36 11:00 18.51 7.1 38.4 * Нахабино – Люберцы через западное полукольцо МКАД Средняя скорость, км/ч 53.4 70.8 69.8 52.6Юго-восточный сектор МКАД – традиционно, один из самых загруженных. Но сегодня машин почти нет.НахабиноМоскваЛюберцыхабино до Люберец (поселки в ближнем Подмосковье) через западное полукольцо МКАД. Решено! Проедем в кабине тягача от пункта загрузки до пункта разгрузки, фиксируя на фото дорожную обстановку и засекая время прохождения контрольных точек. Морозное солнечное февральское утро. В рефрижиратор только что загрузили 32 палеты, и водитель Владимир Фираго (стаж с 1979 года, удостоверение категорий «В», «С», «Д», «Е», работал как на отечественных автомобилях, так и на иномарках: DAF, Mercedes-Benz, Renault, Scania.) выставляет нужную температуру на контроллере полуприцепа. На улице ми-нус 18 градусов, а для нашего груза – куриных яиц – положено от нуля до плюс 20, стало быть, ХОУ будет работать в режиме нагрева. Практически без напряга, и с хорошим для 38-тонной махины ускорением, 460-сильный DAF уходит в рейс. Через 20 минут после старта мы выезжаем на МКАД – кольцевая на удивление пустынна. «Так и должно быть, – объясняет Володя. – Морозы ударили – дороги сразу стали свободными. Но, возможно, ближе к Волгоградке, будут пробки». Прошло еще 6 минут, и мы уже пересекаем Минское шоссе – скорость не падает ниже 70 км/ч. А ведь дней пять назад, когда было минус три градуса, доехать24РЕЙС МАРТ2012 сюда утром от Рижской трассы можно было не быстрее, чем за полчаса. И вот так, со свистом, пролетели почти треть кольцевой дороги за 35 минут. А на самом деле – за 20, поскольку 15 минут машина стояла на обочине, готовясь к фотосъемке. Некоторое увеличение плотности трафика наблюдалось только на участке между Минским и Боровским шоссе, но неудобства оно доставило лишь торопыгам в легковушках, которые хотели гнать под 120 и не смогли. А наш грузовик как шел 70, так и идет. Пейзаж за окнами все больше и больше становится «промзонным», среди соседей по дороге прибавляется большегрузов. Все чаще оживает рация – дальнобойщики, особенно из регионов, спрашивают, как куда проехать и есть ли впереди пробки. Сленг, естественно, специфический. «Кто под-скажет, как до Волгоградки «наружка» бежит?» Это прямо к нам обращаются, ведь мы едем именно по наружному кольцу МКАД с юга на юго-запад. Володя отвечает: «После Варшавки немного потолкались, дальше нормально». А вот еще… «Как у нас Каширка дышит?» И кто-то именно с Каширки отзывается: «Держит чуть-чуть». Таким образом, с двумя пятнадцатиминутными остановками для фотосъемки, DAF добрался до склада в Люберцах за 2 часа 5 минут. Постоять пришлось только на завершающем отрезке в поселках Дзержинский и Котельники – там двухрядные дороги и светофоры. А по возвращении в редакцию мы совместили свой хронометраж с GPSмониторингом от компании Omnicomm.Фото Андрея МахотинаДаже на пологом подъеме к Капотне машин мало – едем, не снижая скорости. Можно так и до Волгоградки, но...МНЕНИЕВЛАДИМИР ФИРАГО водитель ООО «Праксис-Ово» – Зимой расход топлива неизбежно растет – при морозе от 15 градусов и ниже поскольку расход топлива растет и при меньших морозах тоже. А 15 градусов относится к тому порогу, после которого мотор не выключают. Автономный отопитель – воздушный, используют его при ночевках в машине, если температура на улице плюс пять и ниже, а также для прогрева кабины перед выездом на линию, когда мороз ниже 20 градусов. Жидкостной «автономки» нет, но этот DAF заводится и без нее в любой мороз, во всяком случае, до минус 25 проблем не было. По скорости износа камскиешины напоминают фирменные европейские, что ставят на тягачи и прицепы на заводе. За 50 тыс. км потери высоты протектора почти не заметно – только если специально измерить. К тому же, став чуть менее глубоким, протектор теперь и менее податлив, чем новый, а значит, изнашивается еще медленней. Особенно сейчас, зимой. Во-первых, скорость и интенсивность торможения ниже – водители в потоке едут осторожнее. Во-вторых, на холоде протектор становятся еще жестче. И, в-третьих, он не истирается при боковом проскальзывании полуприцепа во время разворотов на снегу или гололеде. В январе было сквозное повреждение одной из шин на полуприцепе. Конструкция независи-... мы свернули с магистрали на второстепенные дороги поселков Дзержинский и Котельники, а там – светофорымой пневмоподвески позволяет в таких случаях не ставить сразу запаску, а доехать на шиномонтаж, вывесив спущенное колесо. Для этого стравливаем давление из пневмобаллона и притягиваем рычаг подвески к раме проволокой или тросом. Как оказалось, шину проткнул длинный болт. Его головка была сточена с одной стороны – вот почему воздух вышел так быстро. На срок службы шины отверстие не повлияет – его надежно заделали, вставив изнутри грибок.Первая на нашем пути пробка – мост в Люберцах ремонтируют. Но мы уже почти прибыли в пункт назначенияИзредка, но попадались вредные для шин выбоины в асфальте, даже в Подмосковье дороги не идеальны2012 МАРТ РЕЙС 25