80
81
82
84
СПЕЦТЕХНИКАПристальный взгляд Пылесосмашины-пылесоса шведский автопроизводитель применил популярное двухосное шасси Scania P230 LB 4X2, укомплектованное стандартной, неусиленной рамой и хорошо знакомым российским перевозчикам дизелем DC9 16 мощностью 230 л. с. Мотор отвечает по чистоте выхлопа требованиям стандартов Евро-4, без80 РЕЙС март  2012Шестикубового отсека для сбора мусора вакуумноподметальной машине на шасси Scania более чем достаточно для того, чтобы собрать пыль и мусор с центрального проспекта большого городаля построения своей коммунальприменения системы впрыска мочевины. С одной стороны, более чистый двигатель, к примеру, стандарта Евро-5, для города был бы предпочтительнее, как-никак экология больших городов оставляет желать лучшего. С другой стороны, работы по уборке улиц проводятся преимущественно в ночное время суток, так как это не затрудняет движение транспорта и не создает дополнительных пробок.Д ной вакуумно-подметальнойЛотковые щетки – материал расходный. Замена практически при каждом ТО Scania Технические характеристикиШасси Модель SCANIA P230LB 4x2 HSZ Двигатель: DC9 13 230 hp Euro-3 - мощность, кВт (л. с.) 169 (230) Оборудование Модель EC 6R/L Автономный двигатель: IVECO N45 MNS (дизель) - рабочий объем, л 4,5 - мощность, кВт (л. с.) 66(90) при 2600 об/мин - рабочее число оборотов 1300–1900 об/мин при подметании Полезный объем 6 бункера, м3 Щетка цилиндрическая: - количество 1 - диаметр, мм 400 - длина, мм 1500 - срок службы, ч 150 Щетка лотковая: - количество 2 - диаметр, мм 750 - срок службы, ч 80 Всасывающая шахта: - количество 2 - ширина рабочей зоны, мм 550 - заслонка пневматическая - подъем при заднем ходе автоматический Верхний всасывающий рукав для очистки урн, ливневок и т. п.: - количество 1 - диаметр трубы, мм 155 Топливный бак, л 190 Водяной бак, л 1200 Гидравлическая система 75 Высота опрокидывания, мм 1000 номинальная Угол опрокидывания 54 ° номинальный Угол открытия дверцы 125 ° номинальный Производительность до 35 л/мин при 3,5 барах насоса пылеподавления Возможность холодного –15 °С пуска Фонарь освещения 2 рабочей зоны Производительность всасы16 000 вающего вентилятора, м3/ч - число оборотов всасывающего 3550 вентилятора об/мин Параметры машины Ширина подметания, мм 3600 Скорость подметания, км/ч: - транспортная 80 - рабочая 2–18 Снаряженная масса, кг 10 400 Полная масса, кг 18 000 Габаритные размеры 6000 х 2475 х 3300 (Д х Ш х В) ммРейка для разбрызгивания воды расположена спереди шассиДля очиски урн, ливниевых стоков пылесос имеет выносной шлангДля контроля за работой механизмов в темное время суток есть фонариПоэтому дизель, выполняющий нормы Евро-4, вполне годится, тем более, что именно такие нормы действуют на территории России. Да и что греха таить, кому из коммунальщиков нужны расходы на AdBlue? А вот коробка и мост подобраны с учетом особенностей работы спецмашины. Девятиступенчатая (8+1) коробка модели GR905 с демультипликатором, с одной передачей «крабового» и одной заднего хода согласована с ведущим мостом R660, имеющим блокировку дифференциала. Передаточное число главной пары одно из самых больших в  линейке – 4,22. Ориентированная на работу с небольшими скоростями трансмиссия есть одна из ключевых особенностей машины. Она обеспечит максимально возможную тягу наколесах и будет как нельзя кстати при навеске на плиту переднего плуга для расчистки снежных завалов. Именно по этой причине не стоит ради экономии отказываться от блокировки дифференциала. Она, как показывает практика, необходима даже коммунальным машинам, работающим в крупных городах, где дороги не просто своевременно очищаются от снега, но и обрабатываются противогололедными реагентами. Бывает, что развязку МКАД, шлифующий колесами грузовик, закупоривает намертво. Применять для установки пылесоса трехосное шасси, которое более предпочтительно при эксплуатации по российским дорогам, не рентабельно с точки зрения экономичности. Дополнительный ведущий мост съестНа ж/к дисплей выводится картинка с обеих наружных видеокамерКлавиш управления установкой много, но разобраться помогают символыТолстенный жгут проводки в кабине выглядит неестественно 2012  МАРТ РЕЙС 81 СПЕЦТЕХНИКАПристальный взгляд Рабочие зоны вакуумно-подметальной установкинеобходимое для его привода топливо. А более высокая несущая способность шасси, увы, не будет реализована. Двухосная машина, способная нести на своей раме полезную нагрузку в 10 тонн, загружена не полностью, так как масса установки в полном снаряжении и с грузом составляет 18 тонн. Примечательно, что особые режимы работы спецмашины – движение на низших передачах, практически не отразилось на ресурсе узлов и агрегатов, а также не привело к сокращению сроков проведения технического обслуживания. Расход топлива также невелик и составляет 26  л на 100 км, и это благодаря тому, что передаточные отношения трансмиссии подобраны таким образом, чтобы обеспечить движение коммунальной машины со скоростью от 3 до 15 км/ч (именно такая является оптимальной для функционирования пылесоса), создавая условия для работы дизеля в экономичном режиме. Поскольку машина рассчитана на преимущественно городскую эксплуатацию, а летом, как известно, город может превращаться в раскаленную печь, то в ее оснащение входит климатическая установка, поддер-живающая в кабине заданный температурный режим. Среди приятных мелочей отметим электростеклоподъемники, позволяющие водителю, не прилагая никаких усилий и не производя манипуляций с ручкой, оперативно опустить стекло и, высунувшись в окно, проконтролировать, например, работу лотковой щетки по левому борту. Согласитесь, что вживую оценить силу прижима щетки (от нее зависит ресурс «метлы»), достаточного или недостаточного для снятия с асфальта присохшей глины, лучше, чем ориентироваться по картинке, отражающейся в зеркалах. К ним, конечно, никаких претензий – автомобиль имеет достаточное количество зеркал заднего вида и бокового обзора, причем приличного размера. Их дополняют две камеры, расположенные с правого бока и на корме коммунальной установки. Изображение передается на установленный в кабине цветной жидкокристаллический дисплей. Благодаря наличию двух дополнительных «глаз» оператор-водитель в процессе движения, то есть не прерывая работы, имеет возможность не только контролировать об-Смонтированная на шасси установка не затруднила доступ к агрегатамЗапорная аппаратура изготовлена из стойких к коррозии сплавов82 РЕЙС март  2012Пневматическая подвеска позволяет достаточно точно регулировать высотуДля удобства обслуживания установки предусмотрена убираемая лесница СПЕЦТЕХНИКАПристальный взгляд становку вокруг автомобиля при его маневрировании, но и наблюдать за оборудованием, например оперативно вносить коррективы в работу тех же щеток. Так, при проезде дорожного кармана, находящегося справа, водитель может с точностью до нескольких сантиметров приблизить лотковую щетку к бордюру и вымести грязь в зону всасывания шахты. Камера, установленная на корме пылесоса, позволит в реальном режиме времени оценить, насколько чисто убирается дорожное полотно. Спереди шасси инженеры установили изготовленную из нержавеющей стали рейку с форсунками, через которые распрыскивается вода для увлажнения пыли и грязи, перед тем как к ним прикоснется щетка. Если предварительного смачивания не проводить, то в воздух поднимутся клубы пыли и работа пылесоса сведется на нет. Примечательно, что свои отдельные рейки для увлажнения имеются и у лотковых щеток. Разумеется, при понижении температуры до минус 10 градусов воду для увлажнения не применяют. Вообще же машина предназначена для работы до температуры окружающего воздуха минус пятнадцать градусов, то есть большую часть зимы в средней полосе техника будет регулярно выходить на линию, а в южных регионах и вовсе использоваться круглогодично. Для привода вентилятора пылесоса применен автономный дизельный двигатель, который приводит в действие крыльчатку пылесоса через редуктор с повышающей передачей. Система всасывания имеет две всасывающие шахты, расположенные в базе автомобиля справа и слева от его продольной оси. Перед ними установлена широкая щетка-подборщик, которая может отклоняться от своегоСтальной бак не плохо было бы защитить мощным отбойникомДля подъема тяжелой крышки применен отдельный гидроцилиндрположения на 15 градусов в каждую сторону для оптимизации процесса сметания пыли и грязи под конкретную всасывающую шахту. Для этих же целей служит и механизм привода лотковых щеток. При выдвижении их на максимальное расстояние от бортов автомобиля площадь очистки без малого составляет четыре метра. Шахты не просто подвешены внизу установки, а имеют опорные колеса, на которых катятся по дороге. Диаметр опорного колеса, по сути, задает положение шахты относительно дорожного полотна. Усилие всасывания регулируется геометрией всасывающих окон шахт. Важно, что при наезде на препятствие шахта, благодаря гибкой подвеске, отгибается и как бы перепрыгивает через него. Для очистки мусорных баков, ливневых стоков, да и просто сбора брошенного у до-роги мусора установка имеет отдельный рукав. Мощность всасывания такова, что стеклянные бутылки засасываются в него, как пушинки. Примечательно, что шланг выходит из верхней части корпуса установки и, благодаря шарнирному соединению, позволяет работать по всей окружности машины. Обслуживать установку, как и шасси, достаточно один раз в год. Все работы производятся на фирменных станциях Scania, указанных в специальном приложении к документам на машину. На СТО имеются все расходники: масла для дизеля установки, гидравлическая жидкость с фильтрами, щетки. Стоимость ТО не превышает 29 000 рублей.Денис Боровицкий Фото Андрея МахотинаДаже при заправке качественным топливом фильтр-сепаратор необходим84 РЕЙС март  2012Большие круглые кнопки красного цвета – правила безопасности соблюденыВ процессе эксплуатации необходимо следить за состоянием РВД