экономикаОсобое внимание Елена АНТАНЕНКОВА главный эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»БАБОЧКИ-ОДНОДНЕВКИУжесточена ответственность за создание фиктивныхкомпаний-«однодневок» (Федеральный закон от 07.12.2011 г.№ 419-ФЗ). Теперь за это предусмотрено не толькоденежное взыскание, но и уголовное наказаниеВнастоящее время в России, помнению экспертов, существует около миллиона «мертвых»фирм, через которые ежегодно проходит около 850 млрд рублей.Суть схемы с участием фирмоднодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей.Перекладывая налоговое бремя нафирму-«однодневку», организациине только не уплачивают налоги, но иполучают экономию в виде наличныхсредств. Иными словами, неуплаченные в бюджет налоги обращаютсяв наличные деньги в руках руководителей организаций – недобросовестных налогоплательщиков.Раньше большую часть «однодневок» налоговики находили с помощью проверок. А так как любуюинформацию по финансовым операциям они вправе запрашивать только в рамках контроля, то, когда онинаходили «однодневку», чаще всегобыло уже поздно. Имущества нет,должностных лиц нет, фирма послепроведения сомнительных операцийброшена.С декабря 2011 года в России ужесточена ответственность за созданиетаких фиктивных компаний (Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 419ФЗ). Теперь за это предусмотрено нетолько денежное взыскание, но и уголовное наказание. Отныне за созданиефирмы-«однодневки» грозит штрафв размере от 100 000 до 300 000 рублейлибо лишение свободы сроком до 3лет. Более суровое наказание – штрафдо 500 000 рублей или лишение свободы на срок до 5 лет предусмотренодля лиц, которые совершили такоепреступление, воспользовавшисьслужебным положением, либо сделали это по предварительному сговору.6 РЕЙС ИЮЛЬ 2012В настоящее время одним из актуальных вопросов налогового контроля является раскрытие случаевполучения налогоплательщикомнеобоснованной налоговой выгодыв связи с использованием фирм«однодневок». Проверяющие вовремя проведения выездных налоговых проверок теперь устанавливаютфакты непроявления налогоплательщиками должной осмотрительности при выборе поставщиков.Сделки с фирмами-«однодневками»рассматриваются как сомнительные,направленные на получение необоснованной налоговой выгоды, и, соответственно, затраты по даннымсделкам исключаются из налоговойбазы.Но, как правило, налоговики часто идут не к тем, кто действительнонарушает налоговые обязательства,а к тем, с кого можно реально взыскать начисленную недоимку. Заставляя бизнес отвечать «за того парня»,фискальные органы пытаются сделать «теневиков» изгоями, с которыми никто не захочет иметь дела. Кроме того, такой подход значительнооблегчает жизнь работникам ФНС,ведь взыскать недоимки и санкциис работающей организации значительно проще, чем с неработающей.А пойдет ли потом налогоплательщик в суд и сможет ли доказать своюправоту – это уже вопрос второй...Что такоефирма-однодневка?Как таковое понятие «фирмаоднодневка» в законодательстве незакреплено, тем не менее им широкопользуются государственные надзорные органы и суды. Под фирмой«однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, необладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не предоставляющееналоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т. д. (Письмо ФНС России от11.02.2010 г. № 3-7-07/84).Действующее в настоящее времязаконодательство не препятствуетпоявлению фирм-«однодневок». Регистрирующий (налоговый) органдо сих пор не наделен ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности предоставляемых нарегистрацию юридического лица документов. Это означает, что ни одинналогоплательщик не застрахован оттого, что при проведении проверкиналоговые органы не найдут в числеего контрагентов таких «однодневок».Налоговое ведомство в Приказе №ММ-3-2/467@ «О внесении измененийв Приказ ФНС России от 30 мая 2007г. № ММ-3-06/333@ «Об утвержденииконцепции системы планированиявыездных налоговых проверок»»предлагает компаниям воспользоваться Критериями самостоятельнойоценки рисков при заключении сделок с поставщиками, а также уточняетэтот механизм в Письме ФНС Россииот 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84. Есливерить этим документам, отсев сомнительных контрагентов позволитизбежать налоговых рисков и убережет организации от частых выездныхпроверок.Как избежатьналоговых рисков?Рассмотрим, какие действия целесообразно предпринять организации, чтобы проявить должнуюосмотрительность при выборе контрагента.1. При заключении сделки необходимо удостовериться в том, чтоконтрагент официально зарегистрирован в качестве юридического лица и информация о нем содержится в экономикаОсобое внимание ЕГРЮЛ (Письма Минфина Россииот 06.07.2009 г. № 03-02-07/1-340, от10.04.2009 г. № 3-02-07/1-177, Постановление Президиума ВАС РФ от01.02.2011 г. №10230/10).Для проверки государственной регистрации контрагента достаточно запросить у него копию соответствующего свидетельства.Однако этот документ не можетсчитаться безусловным доказательством того, что на дату совершениясделки контрагент не ликвидирован.Поэтому организации целесообразнопроверять, не исключен ли контрагентиз ЕГРЮЛ на дату заключения сделки,а также при признании соответствующих расходов. Это можно выяснитьна сайте ФНС России www.nalog.ru, назакладке «Электронные услуги» в разделе «Проверь себя и контрагента».Соответствующую информацию лучше распечатывать с указанием даты,на которую она актуальна, заверятьподписью руководителя и печатьюорганизации.Можно запросить выписку изЕГРЮЛ и у налогового органа. Полученная таким путем информация будет более полной, в ней будут указанысведения об учредителях контрагентаи лицах, имеющих право действоватьот его имени без доверенности. Однако в этом случае за каждую выпискупридется заплатить 200 руб., а принеобходимости срочного (в течениерабочего дня, следующего за днем запроса) получения – 400 руб. (п. п. 1,2 ст. 6, п. 1 ст. 7 Федерального законаот 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей», п. п. 20, 21, 23 и Приложение№ 2 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридическихлиц и предоставления содержащихсяв нем сведений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от19.06.2002 г. № 438).2. Необходимо убедиться, что юридический адрес нового партнера неявляется адресом массовой регистрации. Также нужно удостоверитьсяв том, что контрагент фактическинаходится по указанному им адресу (Письма от 24.05.2011 г. № СА-49/8250 и от 11.02.2010 г. № 3-7-07/84).3. Если исполнение контрагентомобязательств по договору требует8 РЕЙС ИЮЛЬ 2012наличия у него соответствующейлицензии, необходимо запроситьее копию (Постановления ФАС Московского округа от 01.08.2011 г.№ КА-А40/8021-11, ФАС СевероЗападного округа от 21.06.2011 г.№А05-11486/2010, ФАС Поволжского округа от 28.07.2011 г. № А5713884/2010). В противном случаесуд может посчитать, что должнойосмотрительности организация непроявила (например, ПостановленияФАС Восточно-Сибирского округаот 24.05.2011 г. № А19-20761/10, ФАСПоволжского округа от 05.08.2010 г.№ А55-12301/2008).Наличие лицензий и членствав СРО можно проверить на сайте соответствующего лицензирующегооргана или СРО. Убедившись, чтоконтрагент есть в списке, следует сохранить и распечатать так называемый скриншот (снимок экрана) данной интернет-страницы.4. Согласно рекомендации МинфинаРоссии также необходимо получитькопию свидетельства о постановкеконтрагента на учет в налоговом органе (Письма от 06.07.2009 г. № 0302-07/1-340, от 10.04.2009 г. № 03-0207/1-177). Некоторые суды относятполучение копии этого свидетельства к проявлению осмотрительности (например, Постановления ФАСМосковского округа от 02.06.2011г. № КА-А40/4948-11, ФАС СевероЗападного округа от 15.08.2011 г.№ А56-36565/2010, ФАС Уральского округа от 14.06.2011 г. № Ф093306/11-С3).5. При заключении сделки обязательно проверять полномочия лиц,представляющих интересы контрагента (Письма Минфина Россииот 06.07.2009 г. № 03-02-07/1-340, от10.04.2009 г. № 03-02-07/1-177; Постановления ФАС Московского округаот 18.05.2011 г. № КА-А41/4280-11,ФАС Северо-Западного округа от22.04.2011 г. № А56-40217/2010, ФАСПоволжского округа от 24.02.2011 г.№ А65-13786/2010). Если налогоплательщик не предъявил документы,подтверждающие наличие у представителя контрагента права подписии ведения переговоров, суд может посчитать, что организация не проявиладолжной осмотрительности (Постановления ФАС Московского округаот 23.05.2011 г. № КА-А41/4177-11,ФАС Западно-Сибирского округа от30.06.2010 г. № А27-26059/2009, ФАСВосточно-Сибирского округа от15.06.2011 г. № А33-12940/2010).6. При выборе контрагента следуетоценивать не только условия сделки,а также:∎∎ деловую репутацию и платежеспособность контрагента;∎∎ риск неисполнения обязательств;∎∎ наличие у контрагента необходимых для исполнения обязательствресурсов (производственных мощностей, оборудования, квалифицированного персонала), а также соответствующего опыта.Анализ этих показателей позволит удостовериться, что контрагентосуществляет предпринимательскую деятельность (ПостановлениеПрезидиума ВАС РФ от 25.05.2010 г.№ 15658/09).Это находит подтверждение и в решениях нижестоящих судов (Постановления ФАС Московского округаот 21.09.2011 г. № А40-138637/10-129481, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.09.2011 г. № А45-446/2011,ФАС Восточно-Сибирского округа от14.06.2011 г. № А19-13472/10).Целесообразно запросить дополнительные документы, в частности:∎∎ письма от организаций, сотрудничающих с контрагентом;∎∎ с п р а в к уоматериальнотехнических ресурсах, подтверждающую право собственности на офисное помещение;∎∎ справку о наличии квалифицированных специалистов;∎∎ с правку о состоянии расчетовконтрагента с бюджетом по налогами сборам;∎∎ балансы и отчеты о прибыляхи убытках;∎∎ справку о годовых объемах выполнения аналогичных договоров;∎∎ справку банка о положительнойкредитной истории контрагента.7. Проанализировать сведенияо контрагенте, доступные в СМИи сети Интернет.Вывод: чем больше документовналогоплательщик сможет предоставить для подтверждения своей осмотрительности, тем меньше вероятность возникновения претензий состороны проверяющих органов.