78
79
80
81
82
83
СПЕЦТЕХНИКАПРЕМЬЕРАИзо всех силТяжелые карьерные самосвалы, занимающие промежуточное положениемежду чистокровными «карьерниками» и привычными дорожнымимашинами, могут передвигаться без согласованияс автомобильной инспекцией по дорогам общего пользования,что значительно расширяет сферу их примененияВ Scania таким тяжелым самосва-линейке продукции компаниилом, полная масса которого составляет практически 50 тонн, является модель P 420 CB8x4EHZ. Четырехоснаямашина, укомплектованная специальным самосвальным кузовом производства шведской фирмы S rlingIlsbo предназначена для перевозкискальных пород и работ на горнорудных объектах. Имея по сравнениюсо специальной горной техникой от78РЕЙС ИЮЛЬ 2012носительно невысокую цену, автомобиль способен в ряде случаев заменить собой крупные сочлененныесамосвалы. О полном вытесненииданных спецмашин с их рабочего места речи, конечно же, не идет, так какпо проходимости, объему и массе перевозимого одновременно груза P 420CB8x4EHZ уступает сочлененникам.Но при этом он имеет перед ними дванеоспоримых преимущества: мобильность с возможностью без каких-либоразрешений и пропусков передвигаться по дорогам общего пользования игораздо более низкую цену – от восьми до девяти миллионов рублей в зависимости от комплектации. По сути,тяжелые грузовики являются золотойсерединой между обычным (дорожным) и карьерным самосвалом.Сэндвич с козырькомПоскольку кузов самосвалапредназначен для перевозки SCANIA P420 CB8X4EHZ2012 ИЮЛЬРЕЙС79 СПЕЦТЕХНИКАПРЕМЬЕРАТехнические характеристикиМодельScania P 420 CB8x4EHZКолесная формула8x4ДвигательScania DC12 15 (Евро-5)Мощность л.с. /при об/мин420/1800Крутящий момент,2100/1000-1,400Н.м/при об/минКабинаCP14Lчетырехточечная,Подвеска кабинымеханическаяAllison GA867R,Коробка передач6 скоростей со встроенным ретардеромМосты передние/задниеScania RP835/RBP835Максимальная нагрузкана передние оси/ведущую18/32тележку, тоннКолесная база, мм4300КузовSörling-Ilsbo/(производитель/тип)самосвальныйПолная масса50автомобиля, тоннДля самосвала полной массой50 тонн 4-осное шасси – самоеоптимальноекрупных (практически до метра вдиаметре) фракций тяжелых, прочных пород, то для его изготовленияприменяются исключительно листывысокопрочной стали Hardox-500 иконструкционной Domex-750. Перваяидет на изготовление пола и стеноккузова, которые предъявляют повышенные требования к износостойкости, так как подвергаются постоянному абразивному воздействиюи ударным нагрузкам. Пол изготавливается из листа толщиной 10 мм,а стенки из восьмимиллиметровойстали. Из Domex-750 выполнены элементы, придающие кузову жесткость,и в частности, мощные боковые усилители, а также стальные листы, закрывающие наружные боковые стенки и низ пола кузова. То есть кузовполучается двойной. Данная технология получила название «сэндвича» иблагодаря ей кузов выдерживает падение в него кусков крупных скальных пород с высоты до трех метров,что является обычным явлением призагрузке машины мощным карьерным экскаватором. Аналогично изготавливаются кузова, монтируемыена мощные карьерные самосвалы.Поскольку помимо скальных породв самосвалах перевозятся и влажныегрунты, то, чтобы не происходилоих примерзания к полу и стенкамкузова, конструкторы предусмотрели его подогрев. Благо технология«сэндвича» позволяет обеспечитьравномерное распределение теплапо всей поверхности конструкции засчет прохождения выхлопных газовмежду внутренними и внешнимистальными листами. Эффективноеиспользование тепловой энергии выхлопных газов крайне важно, так какв отличие от моторов стандарта Евро3 современные силовые агрегаты, соответствующие по чистоте выхлопастандарту Евро-5, который достигается применением раствора мочевины (AdBlue), имеют более низкуютемпературу выхлопа. При работе самосвалов с кузовами традиционнойконструкции, в которых «рубашка»подогрева выполнена из усилителей, налипание грунта наблюдалосьбы уже при температуре минус 15-20градусов Цельсия. Еще одним весьмазаметным отличием шведского кузова Sоrling-Ilsbo является большой,практически полностью закрывающий крышу кабины и гидравликупривода козырек.В эксплуатации необходимо следитьза состоянием металлических гофрКузов самосвала имеет эффективнуюсистему подогрева80РЕЙС ИЮЛЬ 2012Самосвалы работают не тольков карьерах, но и по дорогам общегопользования. Поэтому резина длякаждой оси – свояПодъем самосвального кузоваосуществляется одним цилиндром SCANIA P420 CB8X4EHZОптимальная формулаДля мощных карьерных самосваловнаиболее целесообразно применятьшасси колесной формулой 8х4 или10х4. В нашем случае предпочтениебыло отдано четырехосному стандартному самосвальному шасси, рамакоторого изготовлена из двойных лонжеронов общей толщиной 17,5 мм. Ведущая тележка допускает максимальную нагрузку тридцать две тонны.Передние рулевые оси выдерживаютпо девять тонн каждая. Самосвалобут в шины Michelin размерностью385/70R22,5 на рулевых и 13.00R22,5– ведущих осях соответственно. Применение широкой резины (в обиходе«батонов») позволяет ощутимо увеличить нагрузку на шины и, соответственно, максимально полно загружать кузов самосвала (правда, призначительном уменьшении скоростиего движения). При этом, как показалапрактика, никакого вреда покрышкамне наносится. С невысокими скоростями (до 20-30 км/ч) техника, например, передвигается внутри карьера.В цифрах увеличение полезной массывыглядит следующим образом. Примаксимально допустимой нагрузкена заднюю тележку в 32 тонны и снижении скорости до 30 км/ч значениенагрузки возрастает до 40 тонн. Благостандартная подвеска самосвальногошасси, имеющая достаточный запаспрочности, позволяет проделыватьданные трюки без каких-либо последствий. Задняя тележка связана с рамой через пакеты рессор, состоящихиз восьми листов шириной 31 миллиметр. Передние рулевые оси крепятсяк трехлистовым параболическим рессорам шириной 28 мм. Для обеспечения устойчивости имеющего высокорасположенный центр тяжести самосвала, при его движении на подъем,спуск и в поворотах, в конструкциюподвески добавлены амортизаторы (навсех осях) и стабилизаторы, установленные на переднем и заднем мостах.Совместная работа амортизаторов истабилизаторов позволяет существенно снизить нагрузку на шасси и кузов.Ведущие мосты модели RBP835комплектуются редукторами с большим передаточным числом, равным6,5. Это позволяет полностью груженому самосвалу плавно, без возникновения критических нагрузок в трансмиссии, трогатьсяс места даже на крутом подъ-Гидравлическое оборудование самосвала сверху надежно прикрытоот случайного повреждения мощным козырькомНижняя ступенька – подвесная. Такуюсломать невозможноМощный козырек крепитсяк самосвальному кузову на болтахМощные шарниры кузова требуютпериодической смазкиФары самосвалов закрыты защитнымиметаллическими решеткамиДля включения обогрева кузоваимеется свой привод с заслонкойВыхлопная труба выведенапод самый срез козырька кузова2012 ИЮЛЬРЕЙС81 СПЕЦТЕХНИКАПРЕМЬЕРАПередняя балка – прямая. Такая обеспечивает требуемый дорожный просветпри движении машины по разбитой грунтовке карьераСтремянки рессор задней тележкиоткручиваются снизуКоробка находится высоко, однакозащита бы ей не помешалаРеактивные тяги с мощными, не требующими обслуживания сайлентблокамиЗубчатые венцы есть не что иное,как часть системы АБСеме. Кстати, именно такие редукторыScania применяет на своих тягачах,работающих с низкорамными тралами, на которых перевозится крупногабаритная спецтехника. Полнаямасса такого автопоезда может достигать 180 тонн. Чтобы обеспечить долговечность силовой линии, вместопривычной для дорожных самосвалов механической девятиступенчатойкоробки передач (8+1) шведы применили классический шестискоростнойавтомат с гидромеханической передачей и встроенным ретардером AllisonGA867R. Благодаря гидротрансформатору возникающие в процесседвижения рывки и ударные нагрузкив трансмиссии сглаживаются, чтоблаготворно отражается на ресурсесиловой линии автомобиля. Крометого, классический автомат прощаетошибки, допускаемые молодыми, неопытными водителями, а значит, владелец автоколонны может без ущербадля дорогостоящей техники обучатьи повышать профессиональный уровень кадров в процессе работы. Традиционно для карьерной техники самосвал комплектуется барабаннымитормозными механизмами. Благодаря закрытой конструкции они не подвержены воздействию грязи и болеедолговечны при тяжелых условияхэксплуатации. Дополняющий тормозную систему ретардер позволяетзначительно снизить износ фрикционных накладок и продлить ресурсбарабанов.Оптимальным для агрегатированияс автоматом Allison GA867R в линейкесиловых агрегатов Scania оказался дизельDC12 15 (Евро-5). Его мощности 420 л. с.при оборотах 1800 об/мин и крутящегомомента 2100 Н.м при 110-1400 об/минвполне хватает, чтобы обеспечить требуемую тягу на колесах одиночного самосвала и при этом не выйти за разумныерамки по расходу топлива. Если бы самосвал комплектовался механическойкоробкой передач с системой управленияOpticruise, с мотором схожей мощности,ее пришлось бы дополнять системой помощи при старте под нагрузкой, котораяповышает обороты двигателя и предотвращает повышенный износ сцепления.Баки закрыты отбойником в видесплошного металлического листаПодвеска двух рулевых осей на трехлистовых параболических рессорахКамеры привода тормозных механизмов подняты вверх – не повредить82РЕЙС ИЮЛЬ 2012Никита Федюнин