30
31
СПЕЦПРОЕКТКАМА & РЕЙСКАМА 73 809 КМАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»Журнал «Рейс» совместно с нижнекамским заводомЦМК-шин продолжает испытание грузовых шинсерии N марки «Кама»Спецпроект ж у рна ла«Рейс» и нижнекамскогозавода ЦМК-шин представляет программу ресурсных испытаний шин «Кама»трех моделей: NR 201 и NF 201 размером 315/80R22,5 – для ведущей иуправляемой осей соответственно, атакже NT 201 размером 385/65R22,5для свободно катящихся колес полуприцепа. Комплект из двенадцати шин мы смонтировали на30РЕЙС ИЮЛЬ 2012седельный тягач DAF XF 105.460с полуприцепом-рефрижераторомSchmitz – автопоезд предоставилакомпания ООО «Праксис-Ово», специализирующаяся на оптовых поставках продукции птицефабрики«Роскар». К моменту старта спецпроекта машина была практически новая – пробег составлял всего 20 тыс.км, а поддерживать ее в исправномтехническом состоянии в течениевсего периода испытаний взяласьДанные этапаДвижениеПробег, кмСредняя скорость, км/чМаксимальная скорость, км/чРаботаДвижение, ч:мин:сПростой, ч:мин:сдвигателя на холостом ходу,ч:мин:сРасход топливаФактический (общий), лРасход на 100 км, лРасход на 100 км в движении, л4753,6041,7108,4113:56:24585:32:1338:06:14 (24,0 %)1859,239,132,9 МНЕНИЕИГОРЬЕЛСУКОВинженер-аналитикООО «ОмникоммСервис»– По сравнению с прошлым отчетнымпериодом резковозросла средняяскорость движениятестового автопоезда – на 5,4 км/ч.Отчасти это объясняется увеличениемпродолжительностисветового дня. Дажев 11 часов вечера видимость на дорогахотличная, и скоростьпотока не снижается,а даже возрастает. Уменьшилосьи время работы нахолостом ходу – на8,2%. На таком фонеобычно и падаетрасход топлива,однако сейчас мызафиксировали егоувеличение – на 1,5л/100 км. Парадокс?Отнюдь. Увеличениескорости и интенсивности ускоренийавтопоезда в вечерние часы требуетбольше топлива, нежели равномерноедвижение в плотномпотоке со скоростью 60-70 км/ч.Сравнение с тем жемесяцем прошлого,2011-го года явно нев пользу нынешнего:удельный расходтоплива возрос на4,5 л/100 км – «заслуга» уплотнениядорожных пробокв дневные часы.И вопреки ожиданиям снижениярасхода топливав движении (за прошедший год шиныпробежали около55 тыс. км и хорошоприкатались), мы видим его повышениена внушительные2,8 км/ч. То есть прошлогоднего рекорда30,1 повторить неудалось. И шины тутни при чем – перерасход топлива впробках съедаетэкономию на пониженном трениикачения.МНЕНИЕВЛАДИМИРФИРАГОводительООО «Праксис-ОВО»– За прошедший месяцникаких изменений непроизошло – шиныработают в штатномрежиме, давление в нихпочти не снижается, появления каких-либо уводов в сторону, вибрацийна высоких скоростяхи прочих отклоненийот нормы я не замечаю. Также нет и какихлибо признаков ухудшения сцепленияшин на мокрой дороге – в отчетныйпериод пришлось много ездить в проливной дождь.компания VH-DAF. Учитывая, чтоодним из заявленных качеств шинуказанных моделей названо низкоесопротивление качению, мы установили на автопоезд системы контроля расхода топлива и мониторингатранспорта от компании Omnicomm.Таким образом, испытания позволятоценить не только степень износапротектора по прошествии разныхпериодов времени, но и влияние шинна экономичность автомобиля.Начало лета в этом году прохладное – значительная часть пробегатестового автопоезда пришлась надождливую погоду. Каких-либо признаков ухудшения цепкости камскихшин при прохождении луж на высокой скорости пока нет – протекторыне изношены даже наполовину. Даи темп их износа сейчас мизерный –шины отлично прикатались, а температура дорожного полотна не полетнему низка – по утрам порядка 10градусов, а после полудня – не выше20. Куда интереснее оказалось про-следить изменения расхода топлива –как ни странно, за прошедший месяцон возрос, причем и замеренныйтолько в движении тоже. Это можнообъяснить увеличением средней скорости движения благодаря рейсампоздним вечером при сохранениипотерь топлива в пробках в дневныечасы. Напомним, установленная натягаче DAF система FAS регистрирует количество оставшегося топливас высокой точностью – в баке стоятемкостные датчики Omnicomm LLS20160 с дискретностью 4095 точек.Причем их два – на каждой из сторон, чтобы обеспечить компенсациюизменений уровня при его колебаниях в поворотах и при переезде неровностей дороги. Помимо показанийостатка топлива система собираети анализирует данные скорости машины, частоты оборотов двигателя,включения и выключения зажиганияи напряжения бортовой сети. Крометого, она учитывает и определениегеографических координат (широтыи долготы), высоты над уровнем моряи направление движения. Данные передаются через сеть GSM в коммуникационный сервер.Шины NT 201 для полуприцепаШины NR 201 на ведущем колесеШина NF 201 на переднем колесеМНЕНИЕАЛЕКСАНДР МАХОТИНисполнительный директорООО «НТЦ «Кама», заместительдиректора по технологии и НИОКРООО «УК «Татнефть-Нефтехим»– На сегодня остаточная глубина протекторов шин, проходящих испытанияв рамках спецпроекта журнала «Рейс»,не менее 10 мм. Это обеспечиваетполноценные сцепные качества прилюбых условиях движения, в том числеи на мокром дорожном покрытии. Припроектировании ЦМК-шин «Кама»толщина слоя протектора была выбранапримерно на 20% большая, чем у шинмоделей прошлых поколений. Геометрияканавок рассчитана таким образом, чтобыувеличить самоочищаемость протектораот застрявших в нем инородных тел – вотпочему прорези всегда чистые и успешно отводят воду из пятна контакта шинс дорогой.2012 ИЮЛЬРЕЙС31