84
85
86
87
88
СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДМини-форматПришедшая на смену коммунальной машине МК-1500Ммодернизированная модель МК-1500М2 по своим техническим параметрам и эксплуатационным показателямвплотную приблизилась к импортным образцам техникиС пактную коммунальную техникуегодня на российском рынке ком-предлагает добрый десяток производителей. Практически все они зарубежные. А ведь всего семь-восемь летназад о них знал только узкий кругспециалистов. Реальное предложение коммунальной техники в мини-84РЕЙС ИЮЛЬ 2012формате было просто скудным. Нов нем присутствовала техника российского производства, а именнокоммунальная машина МК-1500Мпроизводства «Машиностроительного завода именни М.И Калинина».Стоит отметить, чтопроектированиемсвоих мини-коммуналок «МЗиК»занимается уже почти десять лет,а первые серийные машины вышли на улицы российских городов,и в частности Екатеринбурга, восемьлет назад – в 2004 году. В то время доступной альтернативы компактным,маневренным екатеринбургскимкоммуналкам в России практически не было. Ну разве что немецкиемашины Multicar, которые убиралицентральные площади «златоглавой», да наводили порядок на территории московского зоопарка. Сегодня, когда ситуация на рынке резкоизменилась и он буквально наводненмини-техникой различных брендов,«МЗиК» основательно модернизировал свою коммунальную машину,доведя ее технические характеристи- КОММУНАЛЬНАЯ МАШИНА МК-1500М2Габаритные размерыТехнические характеристикиФункциональные характеристикидо 2,5Техническая производительность,м2/ч3450Ширина уборки, м25 000Объем бункера, м32,0Снаряженная масса, кг, не более3700Объем баков для воды, л380Рабочая скорость, км/ч, до10Преодолеваемый уклон, %25Навесное и вакуумное оборудованиеKobit, ЧехияЛотковые щеткис изменяемойгеометриейпараллелограмной подвескив зависимостиот профилядороги222022652515Производитель240150Производительностьвакуумной установки, м3/ч20652180400Диаметр рукавадля ручной уборки210500Ширина всасывающегораструба, мм1000Диаметр щеток(по корпусу щетки), мм525013 600Основные размерыДлина (со щетками)1 670Высота (по проблесковому маячку)R45752 5153 875R3875200010461300Клиренс (по серединеколесной базы), мм11001036R19005 285Ширина (по сдвинутым щеткам)Минимальный радиус поворота(по габариту машины), ммR2780210ДвигательТипдизельныйKubotaV3300-T-24V(Япония)МаркаМощность, кВт,при n = 2600 об/мин109070°62Система охлаждениязакрытая,жидкостнаяКоличество цилиндров4Расход топлива, л/ч8ШассиКолесная база, мм2180Колея передних колес, мм1045Колея задних колес, ммРабочая тормозная системаки и эксплуатационные показателидо тех, что демонстрирует западнаятехника. Новая машина получилаиндекс МК-1500М2.Мал да удалПриписывать компактным коммунальным машинам чудо-качества –обманывать клиента. Состязатьсяс крупной street-техникой, например,в производительности, емкости бункеров для смета, водяных баков онине в состоянии. Да и не стоит их сравнивать между собой. Несмотря на то,что и те, и другие делают общее дело– убирают улицы, машины относятся к разным классам. Это отражаетсяне только в возможностях их коммунальных надстроек, но и шасси, накотором они, надстройки, смонтиро-ваны. Крупная техника базируетсяна автомобильном шасси, в то времякак в классе «мини» применяетсясвоя, оригинальная ходовая часть.Именно она наделяет машину фантастической маневренностью, способностью двигаться с черепашьимискоростями и с легкостью проезжатьдаже по узким тротуарам и тропинкам парков, выгодно отличая малышей от великанов.Свое шассиРаз уж мы завели разговор об особом шасси, которое разрабатываетсяспециально для мини-коммунальныхмашин, то не можем обойти особенности ходовой части МК1500М2. Во-первых, она гидростатическая, что выгодно1036гидравлическаягидростатическаяТрансмиссияОднопедальное управление(вперед, назад)+гидростатическоеРулевое управлениеКабинаРегулируемая рулевая колонкаHydraPacОтопитель/вентиляторKaloriСиденье оператораPilotЭлектрооборудованиеПолный комплект современногосветотехнического оборудованиядля данного типа машин+Защита электроблокировкамиот несанкционированногосрабатывания электроагрегатовспециального оборудования+Световая сигнализацияуровня воды в баках+ПрочееНейтрализатор отработавших газовВыброс вредных веществсоответствует экологическимстандартамГарантийный срок, мес.2012 ИЮЛЬ+Еро-312РЕЙС85 СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДРулевое колесо трехспицевое –приборы на панели не перекрываетПанель управления достаточнопростая – запутаться невозможноДвери кабины распахиваютсяшироко – вход/выход свободныйБачок для жидкости омывателялобового стекла находится в кабинеПедали напольные. Привод дляподвесных сделать было бы сложноотличает ее от продукции ряда западных конкурентов. Причем конструкция шасси не заимствованная,а собственной разработки. Несмотряна широкое применение различныхдеталей, изготавливаемых на предприятии для другой продукции и,в частности, погрузчиков, сборочныеузлы и единицы – уникальные, разработаны под конкретную машину.Это означает, что конструкторы сознательно не пошли более простымпутем – унификации, который, какизвестно, часто приводит к ухудшению технических характеристикспецмашины, а создавали оригинальные узлы и агрегаты согласно техническому заданию. Гидростатическаятрансмиссия выбрана не случайно.В отличие от более простой и дешевой чистокровной механики, она непросто более гибкая в управлении,а позволяет реализовать большое количество режимов работы, что крайне важно для рассматриваемого намикласса спецтехники. Не будем забывать и то, что именно гидростатическая трансмиссия позволяет работатьдвигателю внутреннего сгорания,приводящему в действие гидронасос,в оптимальном для него режиме какпо отдаче мощности, так и по расходутоплива. А как известно, работа мотора на оборотах «зеленой зоны» положительно сказывается на его ресурсеи позволяет достичь минимальногорасхода топлива. Последнее особенно актуально при нынешних ценахна горючее.С выбором силового агрегата дляМК-1500М2 инженеры «МЗиК» долгоне мучались. Для спецмашины идеально подошел японский 83-сильныйчетырехцилиндровый дизель KubotaV3300-T-24V. Достойной альтернативы в данном размерном ряде силовыхагрегатов среди продукции отечественных моторных заводов, увы,не оказалось. Например: минскийдизель семейства Д-245 не устроилпо габаритам, а владимирский, модели Д-120, монтируемый на трактора,проиграл по техническим параметрам и эксплуатационным показателям. «Японец» же оказался не простонужного размера (идеально вписалсяв отведенное для него место) и мощности, но и весьма лояльным к отечественной солярке. Как показалипроведенные заводские испытания,эксплуатационный расход топливане превышает 9,2 литра дизельноготоплива в час. С пуском японскогодизеля (а устанавливаемый на спецмашины машины мотор KubotaV3300-T-24V – родной, японской сборки (!)) зимой проблем нет. Без дополнительных, облегчающих холодныйпуск устройств, как то: жидкостныхавтономных подогревателей охлаждающей жидкости или электрического подогрева масла в картере, моторуверенно заводится до температурыминус 30 градусов Цельсия. И это исключительно со штатной системойподогрева впускного воздуха свечойв тракте. Разумеется, в зимний период эксплуатации дизель должен заправляться маслами соответствующего класса вязкости, а заправляемоетопливо обязано быть либо зимним,либо арктическим.Благодаря своим компактным размерам силовая установка – дизель,агрегатированный с гидронасосом, –удачно вписалась между лонжеронами рамы в колесной базе шасси.В качестве гидронасоса, работающегона ходовую часть машины, применен313.4.107 производства российского за-86РЕЙС ИЮЛЬ 2012 КОММУНАЛЬНАЯ МАШИНА МК-1500М2Разделитель между щеткамине допускает перемешивания потоковГидроаппаратура выполненаиз коррозионностойких материаловПривод каждой передней щеткимашины – своим гидромоторомВсасывающая труба от установкиуходит вниз кабиныНавеска коммунальной машиныопирается на колеса с литым ободомвода «Пневмостроймашина». От этогоже производителя взят и питаемый отнего гидромотор (модель 303.4.112),закрепленный на фланце вала редуктора ведущего моста. А вот управляющая гидравлика (распределительи вспомогательная гидроаппаратура)использована собственного производства. Аналогов по качеству и цене неоказалось.Система привода и управлениярабочим оборудованием – также гидростатическая. Ее сердцем являетсянасос производства шведской фирмыDanfoss. Гидрораспределитель такжеизготовлен данной компанией. Дорогие импортные компоненты гидравлической системы, приводящейв действие и руководящей работойосновного рабочего и навесного оборудования (щетки, навеска, вентилятор вакуумной установки), взяты попричине того, что в России качественного оборудования, чувствительногок нагрузке не производится. А нужнали для коммунальной машины такаячувствительная система? Безусловно,да. Во-первых, она позволяет снизитьнагрузку на единственный в машинемотор внутреннего сгорания, от ко-торого приводятся оба гидронасоса – привода ходовой части и рабочего оборудования. Работать на двухи очень требовательных к расходумасла потребителей гидронасосу непросто, но поднимать его обороты и,следовательно, нагружать дизель нерационально. Гидравлика же, учитывающая нагрузку на рабочий инструмент (оборудование), позволяет мотору не выходить за область оборотовэкономичного режима. Идем дальше.Плавно производится управление навесным оборудованием: третьей лотковой щеткой-манипулятором, предназначенной для уборки на разныхуровнях и расширения полосы подметания, распределителем твердыхпротивогололедных смесей (песка,соли и прочих реагентов), переднимотвалом и цилиндрической щеткой,а также оборотами вентилятора пылесоса. Для этого также необходимовысокоточное гидравлическое оборудование, которое позволяет плавно, буквально по градусу, менять(задавать) положение рабочего инструмента. Широко распространенное гидрооборудование с шаговым,дискретным управлением обеспечитьтакие требования не способно. Джойстик – не селектор с фиксированными положениями.Понятие «классического ведущегомоста» к агрегату, установленному наМК-1500М2, применить нельзя. И нетолько исходя из его габаритныхразмеров. Для реализации высокоготягового момента на колесах и возможности работать на низких скоростях суммарное передаточное числоглавной пары и бортовых редукторовравняется 17. Колесные редукторы нетолько позволили увеличить дорожный просвет машины, но и разгрузить полуоси. Большое передаточноечисло ведущего моста благотворносказывается и на условиях работыходовой гидравлики. В частности,гидромотор работает с невысокой нагрузкой на оборотах, не выходящихза штатные режимы. Максимальная нагрузка на мост составляет 2,5тонны, что вполне достаточно длятого, чтобы установить на машинувакуумно-поливочное оборудованиес бункером для отходов объемом двакубических метра и бакамидля воды суммарной емкостью 380 литров.2012 ИЮЛЬРЕЙС87 СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДМощные рым-болты необходимы для погрузки техники на ж/д платформуили на платформу грузовика для перевозки. Рулевой привод – гидравлическийНа корме установки находится шлангпылесоса для локальной чисткиМашина работает только по дорогам,поэтому защищать трубу не нужноКрутящий момент на мост передаетсямощным гидромоторомУзлы и агрегаты силовой линиипредусмотрительно закрыты решеткойПоскольку двигатель находитсяв колесной базе машины, то по соображениям компоновки радиаторсистемы охлаждения расположилив непосредственной близости к нему,а именно над задним мостом. Соответствующим образом организовани обдув радиатора. Такое техническоерешение было одобрено японскимиинженерами Kubota, которые приезжали на предприятие для инсталляции силовой установки. Размещениерадиатора под вакуумной установкойтребует от оператора и техническихслужб периодического осмотра напредмет загрязнения и при необходимости очистки. Если этого не делать,то рано или поздно соты забьются, чтоможет привести к перегреву дизеля.Рулевое управление машины также оригинальное – с гидростатическим приводом. Поворот колесосуществляется одним гидроцилиндром с двумя плунжерами, которыйзапитывается от насоса шестеренного типа. Применить рулевое управление с механическим приводом непозволила как компоновка машины,так и требования по углу поворотауправляемых колес. Помимо всегопрочего гидростатический приводрулевого управления позволил доминимума снизить усилие на рулевом колесе, что весьма важно длятехники, маневрирующей в условияхограниченного пространства.не встречались. Он выполняет рольсвоеобразного успокоителя. Чешскаяустановка, поставляемая на «МЗиК»,имеет большее, чем в стандартномисполнении, количество различныхрегулировок рабочего оборудования.Например, инженеры расширили диапазон регулировки прижима щетокк дороге. Дорабатывая гидравлическое оборудование, добавили так называемый разгрузочный канал, благодаря которому происходит сбросдавления из магистралей, питающихгидромоторы привода шасси и коммунальной установки. Раньше данногоузла не было, и включенные последовательно агрегаты могли кратковременно работать в неблагоприятномрежиме. По требованию эксплуатирующих организаций на форсункисистемы увлажнения была установлена раздельная запорная аппаратура.Теперь оператор может точно регулировать подачу воды каждой форсунки.Это же позволило и более экономнорасходовать имеющийся на борту запас воды.88РЕЙС ИЮЛЬ 2012Рабочее оборудованиеПри выборе коммунальной установкии рабочего оборудования инженерызавода «МЗиК» отдали предпочтениепродукции чешской фирмы Kobit.Во-первых, с ним они уже имели дело,когда завод выпускал предыдущуюмодель коммуналки и адаптация установки требовалась. Во-вторых, как показала практика, оно оптимально дляроссийских условий – неприхотливое и легкообслуживаемое. На кормеустановки расположен рукав ручногоподборщика, который позволяет эффективно опорожнять содержимоеурн или убирать мусор в узких местах.Основная всасывающая шахта одна,расположенная под кабиной шасси.В глаза бросается разделитель из резины, установленный между переднимищетками. Его чешские конструктораустановили для того, чтобы воздушные потоки, поднимаемые щетками,Никита ФедюнинФото автора