26
27
28
30
32
34
36
38
39
40
42
АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖФОТОННЫЙРАССЕКАТЕЛЬВ России растут продажи китайских среднетоннажных грузовиковFoton. Попробуем разобраться, чем может быть интересен российским перевозчикам самый современный Foton BJ 1061 Aumark26РЕЙС АВГУСТ2012 FOTON BJ 1061 AUMARKКита йск ий холдинг BEIQIFOTON MOTOR Co., LTD специализируется на выпускегрузовиков различной грузоподъемности – от одной до 41 тонны,автобусов, легких коммерческих автомобилей. Холдинг один из самыхмолодых автопроизводителей Китая,создан в 1996 году, принадлежит государству, штаб-квартира компаниирасположена в столице КНР. Там же,в Пекине, находятся два автозаводаFOTON MOTOR, на самом молодом,построенном в 2011 году, как раз и собирают Foton BJ 1061 Aumark. Интересно, что сами китайцы называютэтот завод «цифровым», тем самымлишний раз подчеркивая его современность. Вместе с тем завод большеориентирован на применение присборке автомобилей агрегатов другихкитайских производителей, непосредственно «фотоновские» – рама и кабина, остальные агрегаты – покупные.Такой подход хорош тем, что автозавод относительно свободен в выборекомплектующих. Не удовлетворяеткачество какой-то детали, узла, агрегата – всегда можно найти рычагивоздействия на бракодела или вообщезамену ему.Ollin, Aumark, Auman – названиятрех семейств грузовых автомобилейFoton. Что они точно означают – неизвестно, есть версия, что Aumarkв переводе с китайского «европейскаямарка», но при ближайшем рассмотрении найти в них что-то европейское нетак-то и просто. В основе Foton первыхпоколений лежат лицензии Isizu иличто-то очень похожее на них. И уж темболее не стоит думать, что грузовикиFoton Auman – это китайский аналогMAN. Ollin и Aumark семейства коммерческих грузовиков полной массой3,5-8,0 тонн, причем Aumark – новоепоколение грузовиков, которое заменит на российском рынке семействоOllin. Однако эти названия совершенно пусты для слуха россиянина, та жесамая история и с цифровыми индексами. Чтобы понять, что означает BJ1061VCJEA-0FDA01, похоже, надо иметьсвой экземпляр китайской «Энигмы».Да и просто с цифрами не все понятно: 1039, 1051, 1061, 1099 и т. п. Здесьна ум приходят ассоциации со стародавним экспортом наших «Жигулей»в Европу – ведь там они назывались«Ладами», а цифры наиболее информативны у немецких коммерческих ав-томобилей: две первые – полная массав тоннах, две других – десятая часть отмощности двигателя. У Foton здесь всеявно не так. Причем сами китайцы понимают необходимость упрощения названий и индексов, готовы для нашегорынка «перекрестить» грузовики.Кстати говоря, именно с немцами, с Daimler AG, компания FOTONMOTOR заключила договор о сотрудничестве. Было это относительно недавно, в начале 2009 года, а в феврале2012 года уже состоялось открытие совместного предприятия Beijing FotonDaimler Automotive Co., Ltd. Сумма общих китайско-немецких инвестицийв него составляет почти один млрддолларов США. Однако сотрудничество с Mercedes-Benz распространяетсятолько на грузовики тяжелого класса:Axor и Atego. Foton Motor будет производить до 100 000 этих грузовиковв год под собственной маркой FotonAuman TL. Продавать их планируетсяне только на внутреннем китайскомрынке, но и экспортировать в другие страны. Кроме того, по лицензииDaimler AG в КНР будет ежегоднопроизводиться до 45 тысяч известныхдвигателей OM 457, которые немцыставят на Mercedes-Benz Axor и на большие автобусы. Напомним, это рядныешестицилиндровые дизели объемом11,97 л. с. диапазоном мощности от360 л. с. до 490 л. с., стандартов Евро4 и Евро-5. Причем немецкая сторонаобеспечивает техническую и экспертную поддержку в повышении качестваи конкурентоспособности автомобилей Foton, помогает в разработке новойпродукции. Но и без сотрудничествас немцами компания FOTON MOTORуже с 2003 года является лидером среди производителей автомобилей в Китае, входит в тройкунаиболее значимых автомо-Китайские производители дизелей после ТНВД с механическим управлениемсразу перешли на Common Rail. Насос-форсунок с электроникой у них не былоПроизводитель турбокомпрессоров –особое подразделение CumminsПривод вентилятора – поликлиновымремнем, через вязкостную муфту2012 АВГУСТРЕЙС27 АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖМНЕНИЕНапряжение «на борту» – 24 вольта,поэтому стоят два аккумулятораЕсли правильно пользоваться заслонкой – удасться поберечь тормозабильных брендов на местном рынке,а с 2009 года стала просто крупнейшимпроизводителем коммерческого транспорта в мире. В 2010 году продажиFoton достигли 693 000 автомобилей,продукция экспортируется в 125 стран.Кроме Китая самые масштабные продажи коммерческих автомобилейFoton в Индии, Бразилии, Мексике и вИндонезии. На российском рынке автомобили Foton появились в 2006 году,но их завозили «серые» дилеры. Официальные поставки началась тольков 2011 году, через дистрибьютора ООО«Фотон Мотор». Конечно же, до тогоуровня продаж, что FOTON MOTORимеет в КНР, в России им просто не до-АНДРЕЙ ЛАВРОВиндивидуальныйпредпринимательИП «Лавров А.И.»Москва– У меня несколькогрузовиков, которыеработают на перевозках в Москве,области и в ближайших регионах.В 2007 году я приобрел четыре FotonAuman 1099 грузоподъемностьюоколо 7 тонн, сейчасих пробег составляет150-170 тысяч километров. Из явныхнедостатков –в электропроводкеиспользуется тонкийпровод, плохо герметизированы разъемы.Как выход – обрабатываем разъемыWD-40 или применяем специальныетянуться. В 2011 году было реализовано 936 автомобилей, однако за первуюполовину 2012 года ООО «Фотон Мотор» реализовал через дилерскую сетьуже 947 автомобилей. То есть продажидолжны вырасти как минимум вдвое.Создан централизованный склад автомобилей, на очереди – создание централизованного склада запасных частей.Растет дилерская сеть: уже в 2011 году«Фотонами» торговали 35 дилеров.ДвигательИз российских автомобилей Foton1061 по грузоподъемности конкурентв первую очередь именно газовскимсреднетоннажникам ГАЗ-3309 и зи-Солярки в 120-литровом баке хватит почти на 800 километров. Главное – правильный, экономичный режим движения28РЕЙС АВГУСТ2012герметизирующиежидкости. На этихгрузовиках стоят лицензионныечетырехцилиндровыедизели Perkins, ходятвполне нормально.Периодичность замены полусинтетического масла – 15 тысячкилометров. Зимой,при эксплуатациив 30-градусные морозы, хотелось быиметь на машинепредпусковой подогреватель, не помешал бы и подогре-ваемый топливныйфильтр-отстойник.На пробеге 4050 тысяч километровперебирали стартеры – меняли втулкиякоря, там их стоитдве, стояло бы тривтулки – стартер былбы надежнее. Сцепление на всехмашинах поменяликомплектом тысячахна 60-ти, наверное, тому винойтолчея в московскихпробках. Поломоккоробок передач,ведущих мостов –не было. Тормозныеколодки заменилитолько передние,на пробеге в 60 тысяч километров,задние до сих порне трогали, могутходить еще больше,если водители небудут гонять. По тормозной пневмоаппа-ратуре нет никакихнареканий. На однойиз машин на 60 тысячах заменили наконечники рулевыхтяг, на остальныхгрузовиках люфтовнет. Лопнула однапередняя рессора.Конечно, не совсемудобно, что приходится смазыватьпальцы рессор,но смазка в сервисном центре стоитотносительно недорого. Кабина достаточно удобная, соспальником, с вполнекомфортабельна.Однако зимой, при30-градусном морозе,в ней холодно – печка слабовата. Одиниз водителей утеплилнемного кабину – стало лучше, но не помешал бы более мощный отопитель илисухая «автономка».ловскому «Бычку», то есть грузовикам полной массой около 8 тонн, но повнешним габаритам, характеристикамближе к ГАЗ-3310 «Валдай». Однакобольше всего с современным «Валдаем» ГАЗ-33106 Foton 1061 роднитдвигатель. На того и другого ставятCummins ISF 3.8, который пока не нашел применения на ГАЗ-3309. Причемраньше другие модели среднетоннажных Foton, поставляемые в Россию,комплектовались лицензионными дизелями китайского производства Isuzuобъемом 2,8 литра, мощностью 92 л. с.или 4-литровыми Perkinsмощностью 136 лошадиныхсил. Двигатели Isuzu нашиЖертва неизбежна: или полноценное сиденье для второгопассажира, или высоко поднятый радиатор охлаждения АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖперевозчики знают по грузовикам,выпускаемым компанией «Солерс»,понятно, что их много на ДальнемВостоке, а об английских Perkins малокто слышал. Примерно в той же пропорции налажено и снабжение запчастями, техническое обслуживаниеавтомобилей с этими двигателями. Немудрено, что специалисты ООО «Фотон Мотор», стараясь оптимизироватькомплектацию гаммы грузовиков, поставляемых в Россию, отдали предпочтение моторам Cummins. Все же у нассерьезно работает представительствоэтой англо-американской компании,двигатели Cummins ISBe выпускаютна СП в Набережных Челнах, то естьтакое партнерство более перспективнодля ООО «Фотон Мотор» и должно доставлять меньше проблем российскимперевозчикам.Дизели семейства Cummins ISF однииз самых современных в корпорацииCummins, в 2008 году англичане с гордостью показывали их на выставкев Ганновере, но все же главный аргумент в выборе двигателя для «Фотонов» – завод, построенный в Китае. УCummins в КНР работает два совместных предприятия: одно с DongFeng, гдеделают моторы серий ISL и ISB, другое– именно с Foton. Этот завод ориентирован на производство дизелей семейства Cummins ISF, называется BeijingFoton Cummins Engine Company Ltd(BFCEC), расположен в Пекине. Оснащение – самое современное, рассчитанна производство до 400 000 двигателей в год, причем моторы объемом3,8 литра должны выпускать около150 тысяч в год, а Cummins ISF 2,8-250тысяч. Напомним, что благодаря «маленькому» ISF 2,8 литра в России идетдизелизация «ГАЗелей» и «Соболей»,чего ранее не смогли обеспечить нилицензионный австрийский Steyr, нидизель ЗМЗ-514.Разница в объеме Cummins ISF 2.8и Cummins ISF 3.8 достигается разнойразмерностью: у ISF 2.8 94х100 мм,а у ISF 3.8 102х115 миллиметров. Приэтом у этих двигателей около 70 общих деталей – это, несомненно, идетна пользу перевозчикам в случае ремонта. У мотора объемом 2,8 литрашесть настроек мощности, для «ГАЗелей» выбрана почти самая минимальная – 120 л. с., кроме того, есть версии131 и 150 л. с., которые достигаютсяпри 3200 об/мин. Крутящий моментувеличивается до 310 Н.м при 1600 об/мин и 360 Н.м при 1800 об/мин. Ноэти настройки – для тяжелых режимов работы автомобиля. Позволяяколенвалу раскрутиться до 3600 об/мин, получают еще три настройкидля легких режимов работы: 109 л. с.и 280 Н.м; 131 л. с. и 280 Н.м; и предельная – 163 л. с. и 360 Н.м при 1800 об/мин. У Cummins ISF 3.8 три настройкимощности: 143, 154 и 170 л. с. при 2600об/мин, момент – 450, 500 и 600Н.м, при 1200-1300 об/мин. НаFoton 1061 применена та жеПневмокомпрессор для Cummins ISXделает компания Knorr-BremzeСтатистика продаж*Первое полугодие2012 годаFoton Aumark BJ 103913473Foton Ollin BJ 104122475Foton Aumark BJ 10511881Foton Aumark BJ 106119109Foton Ollin BJ 1069311200Foton Auman BJ 1093230409Всего936947*грузовиков Foton ООО «Фотон Мотор»Модель2011годС правой стороны – компрессор кондиционера. Не лишняя опция в городеТехнические характеристикиМодельДлина, ммШирина, мм (кабина/кузов)Высота,ммПолная масса, кгМасса шасси, кгМакс. длина кузова, ммМакс. скорость, км/ч(с ограничителем)Двигатель/рабочий объем, лМощность, л. с. при об/минКрутящий момент,Н.м при об/минКоробка передачСцеплениеЗамедлительВедущий мостТопливный бак, лХодовая частьПроизводители надстроек для «азиатов» – только отечественные. Китайскиефургоны, эвакуаторы или мусоровозы в Россию пока еще не поставляются30РЕЙС АВГУСТ2012Цена руб.с НДС (рекомендованная розничная цена, шасси)Foton BJ 106169951995/ 2250228082003200515095Cummins ISF 3.8/ 3,8 л154 при 2600491 при 1200-19006-ступенчатаяоднодисковое,диафрагменное,диаметром 350 ммзаслонка на выпускес одинарной гипоидной передачей120подвеска рессорная,тормоза барабанныес пневмоприводом,ABS; шины 7,50R16;907 000 АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖсамая настройка мощности, что и нанашем «Валдае»: 154 л. с. и 491 Н.м, нокитайцы указывают мощность в киловаттах – 112. Интересно, что CumminsISF 3.8 с более слабой настройкой мощности в 102 кВт используют на моделиFoton BJ1051, у которого полная масса6500 килограммов, а ведь могли быустановить и Cummins ISF 2.8.На первый взгляд, Cummins ISF 3.8конструктивно схож с современными «литровыми» дизелями CumminsISBe – у него негильзованный чугунный блок, общая для всех цилиндровчугунная головка, четыре клапана нацилиндр, турбокомпрессор производства Cummins Turbo Technologiesс интеркулером (на «Валдай» российские дилеры устанавливают турботаймер) и электронноуправляемаятопливная система Common Rail, лицензионная Bosch. Привод водянойпомпы – поликлиновым ремнем, онже через вязкостную муфту вращаети вентилятор. Однако различия есть,и довольно большие: распредвал установлен в блоке, но привод ГРМ – одно-рядной цепью. Причем цепь расположена со стороны маховика! Сделаноэто для снижения шума, по той жепричине из композитных материаловсделаны поддон картера двигателяи клапанная крышка. У цепи автоматический натяжитель, который (вместе с цепью) не требует обслуживаниявесь срок службы двигателя. А он, позаявлению специалистов Cummins,составляет 500 тысяч километров! Заэто время придется всего 4-5 раз регулировать клапаны, у них периодичность – 120 тыс. км. Узел регулировкиэлементарный: винт и гайка. Прокладка головки блока тоже не доставитпроблем: она наборная из стальныхлистов и не требует даже протяжки.Кроме того, если гильз нет – нет и погрешностей в их выступании, поэтому прокладка головки блока служитдольше. Недостаток отсутствия гильз– сложный ремонт поршневой группы, связанный с полной разборкоймотора. Это надо учитывать. Интересно, что традиционно нагруженныймоментом сопротивления вращениюпривод ТНВД системы Common Railприводится не цепью, а отдельнойшестерней от переднего носка коленвала. У компрессора тоже приводшестерней. То есть цепь максимальнооградили от излишней работы. Двигатель получился довольно компактным, в первую очередь – коротким,благодаря тому, что блок негильзован,а также удачному расположению навесных агрегатов. К примеру, водянойнасос не только расположен сбоку отблока цилиндров – не увеличиваетдлину мотора, но и объединен в модуль с водомасляным теплообменником и корпусом масляного насоса.При этом масляный насос того жетипа, что и на ВАЗ-2108 – «шестерня вшестерне», с внутренним зацеплением, с надежным приводом от коленвала – срезаться там нечему. При относительно небольших габаритах насособладает отличными характеристиками. Вся «навеска» удобна в обслуживании, особенно с учетом того,что кабина поднимается. Дляэксплуатации при низких тем-МНЕНИЕВедущий мост – с экономичным гипоидным редуктором. Однако делает егоне Foton Motor, а другая компания, специализирующаяся на выпуске осейЛючок под КОМ на коробке передачпока стоит на своем законном месте32РЕЙС АВГУСТ2012У коробки чугунный корпус с верхнейкрышкой. Очень похожа на ЗИЛовскуюВАЛЕРИЙ ЧАЙКАисполнительныйдиректор ООО«Фотон Мотор»– За тот короткий срок, втечение которого существует наша компания,сформирован широкийпродуктовый портфель,включающий всесегменты коммерческойтехники. С модельнымрядом Foton и рекомендованными розничными ценами можнопознакомиться на сайте www.foton-motor.ru.Кроме того, проводится анализ стоимостиноменклатуры запасных частей к автомобилям Foton в сравнении с «серыми» поставщиками. К концу 2012 года планируетсязапуск дилерского портала по запасным частям, который позволит размещать заказ назапасные части, а также отслеживать статуспрохождения заказов в режиме реальноговремени. На сайте размещен калькулятортехнического обслуживания и условиягарантии. Все продаваемые автомобиликомплектуются руководством по эксплуатации на русском языке, а также сервиснымикнижками. Силами ООО «Фотон Мотор»проводится предпродажная подготовкагрузовиков, особо контролируется качествопроведенных работ и расходных материалов.Для оперативного реагирования на обращения клиентов по вопросам приобретенияавтомобилей Foton, их эксплуатации, технического обслуживания и ремонта работаетбесплатная «Горячая линия». АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖпературах Cummins ISF оборудуютустройствами облегчения пуска: естьэлектрическая спираль во впускномколлекторе для подогрева воздуха,возможна установка подогревателя на220В в рубашке системы охлажденияи в масляном поддоне, топливныйфильтр тоже снабжен электроподогревом. Однако многие российскиеперевозчики эксплуатирующие грузовики Foton различных моделей,отмечают необходимость установкиавтономных предпусковых подогревателей. Примечательно, что «Валдай»с длинной кабиной и Cummins ISFснабжен догревателем – фактическиэто жидкостная автономка Webasto,которая может и разогреть двигатель зимой перед пуском. Наверное,над подобной опцией есть смысл подумать и специалистам ООО «ФотонМотор».Важный момент – величина напряжения «на борту». В отличие от «Валдая», где напряжение составляет12 вольт, и уж тем более от ЗИЛа с чехардой 12 вольт для всех потребителей и 24 вольта у стартера, у Foton 1061все напряжение одинаковое – 24 вольта. Еще и из-за мощного стартера, хороших АКБ дизель Foton будет лучшезапускаться зимой.Периодичность замены моторного масла и фильтров через 15 000 тыс.километров. Масло применяется с кодом АРI СН4, вязкость – согласно сезону и региону эксплуатации.МНЕНИЕАЛЕКСАНДРКАЛЯГИНводительэкспедитортранспортного цехакомпании «Русскоеполе», Рязань– В нашей компаниинаряду с отечественными грузовикамиЗИЛ, ГАЗ, КАМАЗработают четырекитайских грузовикаFoton Auman III135,которые были приобретены около пятилет назад. За этовремя каждый из них«набегал» свыше260 тысяч километров, среднесуточные пробеги инойраз составляют до700 километров, но34РЕЙС АВГУСТв основном машиныработают в радиусе 200-300 км отРязани. Машиныгрузоподъемностью6 тонн, дизель –лицензионныйанглийский Perkinsмощностью 136л. с., 6-ступенчатаякоробка передач,тормоза барабанныес пневматическим2012Кардан, как у многих «азиатов», – из двух частей с фланцевым разъемом.Сделана ловушка карданного вала – на тот случай, если болты раскрутятсяТрансмиссияЕсли на «Валдае» с мотором CumminsISF 3.8 применено сцепление диаметром 362 мм производства германскойкомпании Sachs, подразделения ZF, тона Foton 1061 установлено китайскоесцепление диаметром 350 мм. Значит,сверления в маховике под крепеж корзины отличаются. Однако конструкция этих сцеплений одинаковая: однодисковое, с диафрагменной нажимнойпружиной. Гидропривод сцеплениядополнен ПГУ – еще один плюс отприводом. «Китайца» приходится сравнивать с грузовикамироссийского производства, если говорить о грузоподъемности – с ЗИЛом.Foton в сравнениис ним – шустрее,лучше тянет, кабина –комфортабельнее,удобнее, в ней естьспальник, на которомможно отдохнуть в ожиданиипогрузки-разрузки.Расход топлива 2325 литров на сотню,периодичностьобслуживания –10 тысяч километров.После того как закончилась гарантия,автомобили сталиобслуживать и ремонтировать силамисвоей техническойслужбы, поэтомузнаем, что и в какоевремя менялось, темболее что я получалэту машину новой.На моей машине меняли только задниеколодки на 130 тысячах, передние – досих пор родные.Сцепление отходило150 тысяч, поставили новое, усиленное,полным комплектом.С коробкой передачза все время работыне было никакихпроблем. Моторнормально тянет,масло не расходует –от смены до смены,на 10 тысяч километров, приходитсядоливать всегооколо литра. Заднийустановки на двигателе пневматического компрессора. Коробка передачшестиступенчатая, с диапазоном чисел от 5,51 на первой до 0,79 на шестойпередаче. Управление коробкой – тросами. Корпус КП чугунный, крышкакулисы – верхнего расположения, тоесть на ней нет вертикального разъема картера, как на многих современных импортных коробках. Между темговорят, что это китайскийаналог коробки производстваZF, но официального подмост тоже работаетнормально. Интересно, что на панелиприборов естькнопка блокировкидифференциала, носамой блокировкина мосту нет. Конечно же, блокировканужна. Не менялини одной рулевойтяги, шкворни тожев хорошем состоянии – все благодарятому, что регулярносмазываем всю ходовую, в том числии пальцы рессор.Кстати, задниерессоры пришлосьусилить – подложили по одному листуот «ГАЗели». Изявных недостатков:за это время триили четыре раза раз-бирали и ремонтировали стартер, менялищетки, втулки и т. п.Один раз стартерзаклинил – заменилиновым. Генераторработает без нареканий. Сама электропроводка сделанане очень надежно –применены тонкиепровода, которыеесли находятся снизу,от влаги и солиотгнивают почтиполностью. Нампришлось тянутьновую самодельнуюпроводку на фонарии фары, но это былонесложно. Шины ходят около 50 тысячкилометров, вместокитайских ставимкорейские Kumho,они немного лучше. АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖтверждения тому нет. Известно, чтоее делает компания Zhejiang WanierTransmission, которая, кстати, вошлав список лауреатов премии китайской автомобильной промышленности China Automotive Industry Award2011года. А это престижная награда.Однако ни одна китайская премия незаменит российским перевозчикам отсутствие коробки отбора мощности –ее почему-то для большинства моделей «Фотонов» не поставляют, темсамым ограничивая применение грузовиков только бортами и фургонами.Лючок для коробки отбора мощностик приводу гидронасоса надстроек есть,но самой КОМ – нет и в помине. Приэтом на всех ввозимых в Россию Fotonприменяются коробки разных моделей. Но было бы желание – решитьможно любую проблему. К примеру,специалисты российской компании«Загорец», которая является дилеромFoton Motor, самостоятельно подобрали КОМ к коробкам и оборудуют бортовые автомобили гидроманипуляторами. Кроме того, обещают начатьпоставлять злополучные коробки и впредставительстве Foton.Ведущий мост делает другой китайский производитель – HefeiAutomobile Axle Co., Ltd, который, судяпо всему, специализируется именнона осях. Редуктор моста с экономичной и надежной гипоидной главнойпередачей, передаточное число – 4,33.Напомним, что у ГАЗ-3310 «Валдай»отношение поменьше – 3,417:1, присопоставимом внешнем диаметрешин и одинаковом двигателе. То естьу «Валдая» будет немного выше максимальная скорость на прямой и по-В передних тормозных пневмокамерахзаменить диафрагму очень легкоГУР – интегральный, стоит на особомкронштейне. Наконечник тяги меняетсявышающей передачах, но Foton 1061с его тяговитым мостом сможет легчезабираться в гору с грузом. То, как резво Foton тянет в гору, я почувствовална дорогах Дмитровского автополигона. Однако при этом расход топлива у«китайца» будет наверняка несколькобольшим, ведь разница в числе почтив «единицу» – велика. Во всяком случае, китайцы при этом декларируютминимальный расход в 14 литров насотню.Несомненное достоинство Foton –наличие блокировки дифференциала,с ней не страшно съехать на обочинудождливой осенью или тронуться наобледенелой дороге зимой. Если только блокировка действительно есть.Важный момент для грузовика – применение сварной стальной балки ве-дущего моста, она легкая, при этомдолжна выдерживать и перегруз. Поформе она схожа с нашей «газоновской», раньше такую конструкциюназывали «типа «банджо». Кто не знает – это такой струнный музыкальный инструмент из Америки. Задняяштампованная крышка редукторадействительно похожа на корпус этойродственницы мандолины.Благодаря энергоаккумуляторам в эффективности стояночного тормоза нет сомнений. Колодки разжимает кулачковый вал36РЕЙС АВГУСТ2012ХодоваяВ отличие от китайских самосваловздесь рама не впечатляет высотойлонжеронов и многослойностью. Вседостаточно скромно: высота профиля 190 мм, полка 65 мм, толщина6 миллиметров. Напомним,что у наших «газонов» применяются лонжероны высотойРессоры с центровым болтом, но и с дополнительными фиксирующими отштамповками на листах. Сложный профиль АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖКрепление задних колес – безфуторок, уже совсем не по-азиатски...Крепление рессор схоже с «газоном»,точнее, ГАЗ-51. Все надо смазыватьК запаске в заднем свесе так простои не подобраться. Лучше иметь кассету210 миллиметров. У Foton 1061 всегоодин вариант колесной базы – 3800 мм,это явный недостаток. При этом монтажная длина под бортовую платформу или фургон составляет 5045 мм, чтопозволяет возить с открытым бортоми 6-метровые длинномеры, но на оптимальную внутреннюю длину платформы 6200 мм перевозчику рассчитыватьне стоит. Надстройками для грузовиковFoton занимаются российские производители, поэтому можно поставить и кузов шириной 2300-2400 мм, а не только2100 миллиметров, лишь чрезмерноувлекаться шириной не стоит – машина то узкая. Однако российские дилерыFoton Motor уже приноровились удлинять базу «Фотонам» под длинные кузова. Это те дилеры, которым оказалосьпо плечу проводить такие технологически сложные изменения. В их числедавний лидер по растягиванию колес-ной базы практически у любых среднетоннажных грузовиков – нижегородская компания «Чайка-Сервис». Способудлинения – ставшая уже классическойв России вставка в виде швеллера назаклепках в разрезанные лонжероны,изготовление нового карданного вала.Благодаря такой доработке можно получить бортовую платформу или фургон длиной около 7 метров, а то и более.Не стоит от «китайца» ждать какойто фантастической конструкции подвески. Здесь они пороха не изобретают.Касательно ходовой, как-то не чувствуются партнерские взаимоотношенияс тем же Daimler. Единственное, чтоесть европейского – крепление колесгайками с плоскими шайбами и центровкой диска по пояску ступицы, чтоуже очень неплохо. То есть креплениевыполнено по стандарту ISO, который позволяет обойтись на заднейоси без древних футорок, до сих порприменяемых на среднетоннажникахяпонцами. Задняя подвеска с многолистовыми полуэллиптическими рессорами, в основной рессоре 11 листовшириной 75 мм, в подрессорнике – еще7 листов. Получается пакет, сопоставимый с нашим «газоном» ГАЗ-3307/ГАЗ-3309 – собственно, у них и грузоподъемность схожая. Передняя подвеска тоже сделана не для «худосочных»грузовиков – в каждой рессоре по 9 листов. Слово «сайлентблоки», похоже,китайцы не знают, а потому рессорныепальцы надо смазывать консистентнойсмазкой. Периодичность зависит от погоды. В дождь надо загонять грузовикна яму чаще, но не реже чем через 4-5тысяч километров, иначе придется менять втулки и сами пальцы.Тормоза, как у многих «китайцев», «корейцев», «японцев»,Дверной проем широкий и высокий.До пола всего одна ступенька – удобноНе только во внешности, но и в интерьере кабины виден японский дизайн.Не зная, что это «китаец», его легко спутать с корейским или японским грузовиком38РЕЙС АВГУСТ2012 АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖбарабанные. В более подробных спецификациях, чем предоставляемые дилерами, указан диаметр и ширина барабанов: впереди 310/100, сзади 310/130.Несомненное достоинство Foton 1061 –применение пневмопривода, причемна ведущем мосту установлены вполнесерьезного вида энергоаккумуляторыдля стояночного тормоза. Такой ручник гораздо надежнее и эффективнее, чем трансмиссионный тормоз,установленный на вторичном валукоробки передач, как это сделано нанекоторых «японцах». Шины – типичного для «китайцев» и «японцев» размера посадки, на 16 дюймов, шириной7,50 дюйма. По отзывам перевозчиков,это «обкаточная резина», то есть та, которую меняют без сожаления, тем болеечто для российских дорог протектор ведущих колес нужен более «зубастый».Однако не стоит обольщаться по поводу применения шин сопоставимогоразмера от «ГАЗели» или УАЗика: онине выдержат нагрузки. Единственныеотносительно близкие отечественныешины – от «зиловского» «Бычка», ноони шире. Поэтому Foton 1061 обречен обуваться только в «китайское», вовсяком случае, до той поры, пока дляРоссии на аналогичных грузовикахиз Поднебесной не станут применятьшины европейского размера, посадкойна 17,5 дюйма. Кстати говоря, шины на17,5 заодно помогут Foton улучшитьи эффективность тормозов – в такомколесе легче разместить барабан большего диаметра. Необходимость в этоместь. Во время тест-драйва удалось несколько раз подряд разогнать частичнозагруженный Foton 1061 до 120 км/ч,оттормаживаясь по полной перед съездом на примыкающую дорогу. Тормозаоказались цепкими, но барабаны нагрелись настолько хорошо, что пошел запах горящих накладок. Кстати, на такойредкой для грузовика и российских дорог скорости очень понравилось поведение автомобиля – не было рыскания,и уж тем более на 90 км/ч машина идеточень даже прогнозируемо.Запасное колесо подвешено в заднем свесе, добраться к нему в случае необходимости – проблема. Приэтом благодаря небольшому диаметруколеса, оно совершенно свободно поместилось бы рядом: в «кассете» сбокуот правого лонжерона. Из «кассеты»доставать запаску гораздо удобнее.А при желании работать на Foton 1061на «дальняке», там же, в заднем свесе,можно пристроить и второе колесо.Все-таки резина редкая для России, нена каждом углу найдешь замену.КабинаРазмеры кабины Foton 1061 в целомстандартны для многих корейских, китайских и японскихгрузовиков с внешней ши-Цены на запасные части*НаименованиеЦена, руб.Фильтр воздушный (элемент)3120Фильтр масляный673Фильтр осушитель воздуха(в сборе)7332Фильтр топливный1302Поршневые кольца;(комплект на цилиндр)966Поршневая группа;(комплект на цилиндр)3536Прокладка ГБЦГоловка блока цилиндровКомплект вкладышей шатунных,(комплект на шейку)205152 410716Комплект вкладышей коренных,(комплект на шейку)1081Форсунка системы Common Rail20 108Топливный насос высокогодавления Common Rail52 046Водяной насосн/дКлапан впускной (один)307Клапан выпускной (один)270Комплект прокладокна двигатель (без ГБЦ)н/дГлушитель5826Стартер11 705Генератор11 747Термостат584Сцепление в сборе16 940Корзина сцепления8190Ведомый диск сцепления8750Выжимной подшипник сцепления817ПГУ сцепления3951Трос привода коробки передач1221Рессора передняя7258Стремянка передней рессоры107Рессора задняя9833Стремянка задней рессоры305Тормозной барабан передний2131Тормозные колодки передниев сборе (комплект на одно колесо)2849Тормозной барабан заднийв сборе со ступицейТормозные колодки задние(комплект на одно колесо)4227Трубка задняя к тормозной камере120Подшипники передней ступицы(комплект на одно колесо)735Подшипники задней ступицы(комплект на одно колесо)Есть пусть маленький, но все же двухэтажный «комод» для вещей8490Задняя тормозная камера(энергоаккумулятор)Обилием «ценных пород дерева»в отделке перещеголяют и Rolls-Royce12 2201725Насос гидроусилителя руля7620Рулевой механизм в сборе16 382Тяга продольная рулевая5445Ремкомплект шкворневого узлан/дАмортизатор передний673Шпилька колеса задняя175Сальник задней ступицы141Стекло лобовое7062Фара в сборе5119Стекло фарыне выпускаетсяУказатель поворотов401Фонарь задний939* указаны средние розничные цены, руб. с НДСТакой столик в спинке сиденья, несомненно, удобен в дальних поездках40РЕЙС АВГУСТ2012В комбинации приборов нашлось местои для манометра пневмосистемыИнформация по ценам на запчасти предоставленаООО «Фотон Мотор» АВТОМОБИЛИСРЕДНИЙ ТОННАЖриной около двух метров – здесь онасоставляет 1995 миллиметров. Причем многие российские перевозчики,планируя приобрести «азиата», смотрят именно на габариты – машинус маленькой кабиной, шириной 16001700 мм берут неохотно. Однозначнодля Foton 1061 нужна кабина со спальником, пусть он и будет рассчитан нахудосочного, вскормленного рисом водителя. Нужна и двухрядная кабина, вовсяком случае, у Foton Ollin 1041 такаякабина была. Пока таких кабин нет,а интерес к ним у российских перевозчиков неизбежно появится. Пока поэтому параметру «1061» в сравнениис конкурентами проигрывает. У Foton1061 большой дверной проем, которыйв сочетании с единственной ступенькой«лестницы» позволяет запрыгиватьв кабину буквально одним движением.Внутренняя ширина кабины от стеклаодной двери до другой: 186 см, от лобового стекла до задней стенки – 132 см,то есть достаточно широкая и длиннаядля того, чтобы иметь в кабине триполноценных места, причем ногамсреднего пассажира ничто не мешает.Это вполне высокая кабина: от пола допотолка 135 см. То есть одинарная кабина размерами мало отличается от кабиндругих азиатских производителей.Первое, что ожидают многие отинтерьера нового китайского грузовика, – устойчивый запах химреактивов, издаваемый пластмассовымидеталями. Однако здесь вопреки прогнозам злопыхателей ничто не раздражает обоняния, да и на ощупь панельприборов вполне соответствует стандартам, применимым к грузовику. Ноопять-таки, с чем сравнивать. Понятно, что «Фотону» по тщательности отделки далеко до Mercedes Vito, самыйблизкий ориентир для сравнения – панель ристайлинговой «ГАЗели». Причем в комбинации приборов нашлосьместо и для манометра, показывающего давление в пневмосистеме. Каку многих «азиатов», на панели есть«кругляшок», регулирующий холостые обороты двигателя – такого нетна европейских или российских грузовиках. Увеличить обороты полезно зимой, при прогреве двигателя, а такжеесли автомобиль оснащен гидроманипулятором. Чуть добавил «газу» – гидронасос установки заработал интенсивнее, стрела стала живее. У рулевойколонки есть цанга с механическимфиксатором, «баранку» можно до42РЕЙС АВГУСТ2012вольно хорошо поднять-опустить, нонаклонить «намного» вперед-назадне получится: здесь диапазон регулировки мал. Сиденья вполне комфортабельные, а известный недостаток«китайцев», слабый каркас, еще никакне проявился. Возможно, по «малолетству» машины.Кабина поднимается вручную,но прикладывать большого усилия ненадо – она сравнительно легкая и неплохо помогают торсионы. Тольконе стоит путать их с подвеской кабины – здесь ее нет, есть только сайлентблоки впереди и резиновые подушкина задних точках. Они способны развечто дополнительно изолировать водителя от вибраций, вызываемых четырехцилиндровым двигателем. Кстати,шума и вибрации совсем немного и напотенциально «трясучем» холостомходу, а в движении вообще незаметно.В этом велика заслуга и самого двигателя Cummins ISF 3.8, при том чтотермошумоизоляция на полу кабины присутствует чисто номинально.Но не будем забывать, что наши водители застилают кабины пенкой иливойлоком не только на «Фотонах»…Добавить мягкого хода китайскомугрузовику помогло бы сиденье водителя с пневмоподвеской, жаль, что здесьтакой опции нет.Так и не удалось узнать, применяюткитайцы на Foton 1061 оцинкованныепанели кабины или нет, а ковырятьгвоздиком краску на чужой машине – не наш метод. Скорее всего оцинковкой не порадуют, зато точно естькатафорезное грунтование кабиныс полным погружением в череду ванн.На грузовиках Foton, ввезенных в 20072008 годах, которые удалось увидеть,кабин со сквозными дырами, проеденными коррозией или с шелушением непопадалось. Краска держится хорошо,а ведь дешевого «китайца» никто ежедневно вылизывать не будет. Уходза ним – минимальный, не Mercedesподи... Понятно, что не помешали быпластмассовые подкрылки-локерыв крылья кабины, но как раз идет вовред разнообразие кабин у «Фотонов».Когда увеличатся продажи на российском рынке, уменьшится до оптимумаколичество моделей, ввозимых к нам.Тогда многое изменится к лучшему.Николай МордовцевФото автораи компании-производителяТеплообменник кондиционера стоит подкабиной справа, чуть выше бампераПоднимать кабину водителю помогаютдва торсиона. Гидрозамков нетСзади кабина лежит на резиновых подушках. Контроль тосола – простейший