СПЕЦТЕХНИКАПРЕМЬЕРАПо спецзаказу76РЕЙС АВГУСТ2012 SCANIA R 730 LA8X4/4 HNССедельные тягачи, способные работать в составеавтопоездов полной массой до 200 тонн, компанияScania собирает штучно, вне основного конвейера,по специальной технологической программе.Недавно линейку тяжеловесов пополнилачетырехосная модель, оснащенная самым мощным730-сильным дизелемП ственно о «железе», очертим сферурежде чем начать разговор соб-применения такой сверхмощной техники. В первую очередь тягачи необходимы для перевозки на многоосныхнизкорамных тралах тяжелых негабаритных грузов, как-то: неделимых конструкционных элементов дорожныхсооружений, например, мостов и эстакад, различных турбин и металлических колонн предприятий перегонкинефти и промышленного синтеза.Мощные седельные тягачи незаменимы и при доставке крупногабаритнойспецтехники к месту ее эксплуатации.Ярким примером тому может служитьперевозка карьерных экскаваторови бульдозеров – как в собранном, таки разобранном виде. Сфер применениямашины может быть великое множество, поэтому лучше, если тягач будетиметь запас прочности как по нагрузкена седло, так и тяговому усилию.Несмотря на короткую колеснуюбазу седельного тягача R 730 LA8x4/4HNB равную 3,3 метра, в ней плотноразместились четыре оси: две передние – рулевые и задняя ведущая тележка. Если смотреть на машину сбоку,становится понятно, что при такомплотном расположении колес подвесить к раме в пределах базы сколько-нибудь объемные баки для топливаи гидравлической системы просто невозможно. Решение данной проблемы, примененное инженерами Scania,не является новым для машин такогокласса – емкости для топлива и гидравлической жидкости размещаютсяв специальном ящике, расположенном за кабиной тягача, что делает еговизуально еще короче. «Пристройка»достаточно широкая, так как в нейв зависимости от модификации может размещаться как один топливныйбак емкостью 700, либо два суммарнойемкостью тысячу литров (2х500 л). Рядом с топливными баками соседствуюти дополнительные ресиверы тормозной системы, которые необходимыдля обеспечения воздухом тормозныхмеханизмов многоосных, тяжелых,низкорамных полуприцепов. Там жерасполагаются и емкости с гидравлической жидкостью, а также охладителитрансмиссионного масла.Все, что осталось от свободного места на раме, отдано под установочныйкомплект мощного седельно-сцепногоустройства (ССУ) производства немецкой фирмы Jost модели JSK 38G-1, рассчитанного под самыймощный 3,5 дюймовый шкворень. Опционно на раму можетТехнические характеристикиМодельКолесная формулаКабина (модификация)Подвеска кабиныДвигатель (модель)Мощность, л. с. при об/минКрутящий момент, Н.м при об/минЭкологический уровеньКоробка передачПередаточное отношение главной пары при комплектациизадней тележки шинами с профилем высотой 80Шины рулевые оси/задняя тележкаПодвеска мостов задней тележки (грузоподъемность)Подвеска передней оси (грузоподъемность)Подвеска второй (подъемной) рулевой оси (грузоподъемность)Максимально допустимая масса автопоезда, тоннКолесная база, мТип тормозных механизмовТип седельно-сцепного устройстваЕмкость топливного бака, лScania R 730 LA8x4/4 HNB8х4/4CR19Tпневматическая четырехточечнаяDC16 21730 при 19003500 при 1000-1350EEV/Евро-5GRS925R (12+2) с интергированным ретардером(тормозной момент 3500 Н.м) и электроннойсистемой управления Opticruise (2 педали)5,14Michelin 315/80R22.5рессорная, (2х16 000 кг)пневматическая, двухбалонная (8000 кг)пневматическая, двухбалонная (8000 кг)1803,3барабанные на всех осяхJSK 38 G-1 3,5’’7002012 АВГУСТРЕЙС77 СПЕЦТЕХНИКАПРЕМЬЕРАТопливные баки и системаохлаждения трансмиссииустанавливаются в отсекеза кабиной тягачамонтироваться ССУ другого производителя, например, GF или SAF-Holland,имеющее идентичные техническиехарактеристики, главная из которых– максимально допустимая нагрузкана седло не менее 35 тонн. Традиционный для магистральных седельныхтягачей узел ССУ со шкворнем диаметром 2,5 дюйма в данном случае небудет соответствовать тяговым характеристикам машины, да и большинство мощных тралов оснащаютсяцапфами с 3,5-дюймовым шкворнем.Поскольку перевозка тяжеловесныхгрузов может осуществляться по дорогам с различным покрытием, геометрическим профилем, в том числе погрунтовкам с ямами и сильной колейностью, то для компенсации взаимногоперемещения рам тягача и полуприцепа в горизонтальной и вертикальнойплоскостях седло тягача имеет тристепени свободы. В зависимости от исполнения в качестве трансмиссии может применяться либо 16-ступенчатая78РЕЙС АВГУСТ2012коробка передач производства немецкой компании ZF, агрегатированная сгидротрансформатором и ретардером,либо своя, фирменная механическая14-ступенчатая (12+2) КПП модели GRS925R с системой управленияOpticruise. Устанавливать на мощныйтягач чисто механическую трансмиссию нельзя, так как износ сцеплениябудет происходить очень быстро, да ивыбор оптимальной передачи в самойкоробке лучше доверить автоматике,которая делает это, опираясь на показания различных датчиков, фиксирующих нагрузку на двигатель, скоростьдвижения автопоезда, а также рельефместности. В случае оснащения машины коробкой передач ZF (трансмиссияZF Transmatic – ручная 16-ступенчатаякоробка передач с гидротрансформатором), в ящике за кабиной размещаютсямощные охладители – масляные радиаторы с автономными вентиляторами,которые обеспечивают требуемыйтемпературный режим работы агре-гата трансмиссии. Заметим, именнонемецкая коробка позволяет составлять на базе тягача R 730 LA8x4/4 HNСавтопоезда полной массой 200 тонн.С фирменной механической коробкой GRS925R, управляемой Opticruise,данный показатель несколько ниже исоставляет 180 тонн. Плюсом коробкиScania является отсутствие дополнительных масляных радиаторов и связанных с ними затрат на обслуживание, а также возможность разместитьв «пристройке» за кабиной топливныебаки максимальной емкости. Запастоплива для машины, мотор которойдолгое время работает на оборотах,находящихся в зоне максимальногокрутящего момента, лишним никогдане будет. Кстати, о моторе. В качествесилового агрегата, как мы уже говорили выше, шведы выбрали самую мощную в гамме V-образную «восьмерку»Scania DC 16 21. Этот дизель выделяется не только завидной мощностью равной 730 лошадиных сил, достигаемой SCANIA R 730 LA8X4/4 HNСУправление коробкой передач осуществляется подрулевым переключателем«Люстра» на крыше кабины – для обозначения автопоездаСветотехника тягача в герметичном исполнении. Воды не боитсяСедло передвигается по раме дляоптимизации распределения нагрузкиПодвеска тягача может быть как пневматической, так и рессорнойСедельно-сцепное устройство рассчитано под цапфу 3,5 дюймапри оборотах коленчатого вала 1900об/мин, но и большим крутящим моментом 3500 Н.м, снимаемым при оборотах коленчатого вала в вилке 1000 –1350 об/мин. Кроме того, в отличие отшестицилиндровых рядных моторовV-образная «восьмерка» выдает поток мощности более плавно, так как заодин оборот коленчатого вала его цилиндры совершают больше рабочихходов. Равномерность передачи потокамощности положительно сказываетсяна ресурсе агрегатов трансмиссии, накоторую приходятся значительные нагрузки при транспортировании особотяжелых грузов, особенно в моменттрогания автопоезда с места. Благодаря применению современной топливной системы Common Rail, турбокомпрессору с изменяемой геометриейтурбины, а также системы нейтрализации выхлопных газов посредствомвпрыскивания в выпускной коллекторраствора мочевины (AdBlue), дизельDC 16 21 укладывается в нормы потоксичности выхлопа EEV/Евро-5. Вперспективе возможно доведение мотора и до уровня Евро-6. Посколькумотор получился теплонагруженным,инженеры улучшили охлаждение головок блока цилиндров, которые, каки на других моделях ДВС, раздельные– своя на каждый цилиндр. Среди мер,направленных на улучшение охлаждения зоны выпускных клапанов, стоитотметить выполненные в ГБЦ дополнительные каналы подвода охлаждающей жидкости. Данная модернизацияпотребовала введения в конструкциюи специальных прокладок, герметизирующих стыки рубашки охлаждения.Кстати, а нужен ли тягачу самыймощный мотор в гамме, если, как показывает практика специальных перевозок, в большинстве случаев достаточно и двигателей мощностью 620или даже 580 лошадиных сил? Такого«табуна» вполне достаточно для того,чтобы, например, перевезти с объектана объект бульдозер массой 70-80 тонн.С одной стороны, да, действительно,тяговых характеристик и более слабых«восьмерок» вполне хватает для выполнения большинства транспортныхзадач. К тому же «задушенный» дизельимеет несколько больший ресурс, чемтот, из которого «выжали» максимумлошадей. Однако условия перевозокбывают разными: одно дело перевезтиэтот самый бульдозер по равниннойместности и другое – затащить на вершину горы по серпантину. Вот именнодля такой сложной работы и необходим самый мощный дизель в линейке.Что касается подвески: если условияперевозок требуют от тягача высокойплавности хода, а в процессе движения,стыковки с полуприцепом и так далеевозникнет необходимость машине«присесть» на заднюю ось, то альтернативе пневматике нет. Единственноеограничение, которое накладываетпневмоподвеска, – максимальная нагрузка на заднюютележку должна составлять2012 АВГУСТРЕЙС79 СПЕЦТЕХНИКАПРЕМЬЕРАЭКСПЕРТСЕРГЕЙ КОТОВтехнический специалистООО «Скания Русь»– Техника, продающаяся в Европе,часто выходит с завода на литыхколесных дисках. Они не подверженыкоррозии, имеют значительно меньшийпо сравнению со стальными вес,следовательно, уменьшают неподрессоренную массу, позволяют пусть не намного, но экономить топливо. Однакостоимость «литья» очень высока, поэтому российские перевозчики заказываютмашины на стальных дисках. Несмотря на то, что тягачи R 730 LA8x4/4HNB по сути своей являются дорожными машинами и предназначеныдля эксплуатации преимущественнопо дорогам общего пользования с асфальтовым покрытием, тормозныемеханизмы всех их колес барабанноготипа. Применение таких на тягаче обусловлено исключительно соображениями компоновки: на 32-тонной тележке,более всего востребованной в России,конструктивно предусмотрены толькотормозные механизмы барабанноготипа – другой альтернативы не существует. Замечу, что по своей эффективности они не проигрывают дисковымтормозам, а обслуживание, включающее замену фрикционных накладокколодок и проточку барабанов, не вызывает никаких проблем. У машин Scaniaмодульная конструкция, поэтому никаких оригинальных и незнакомых узловв тягаче для ремонтников нет. К тому жетягач в обязательном порядке комплектуется самым мощным в линейке Scaniaретардером, развивающим тормозноймомент 3500 Н.м. Такой замедлительзначительно разгружает основнуютормозную систему тягача, продляясрок службы колодок и барабанов,а также не допуская их перегрева придвижении автопоезда с горы.Что касается выбора трансмиссии.Если полная масса автопоезда составляет под 200 тонн, то выбор перевозчика однозначно за коробкой передачZF с гидротрансформатором. Ведьименно наличие гидротрансформатора позволяет тягачу работать в составе200-тонных автопоездов. Если жеполная масса автопоезда не превышает150 тонн, то вполне достаточно и фирменной 14-ступенчатой механической коробки передач с электроннымуправлением Opticruise. Благодаряэлектронике, управляющей не толькопереключением передач, но и сцеплением, которая обеспечивает минимальныепробуксовки ведущего и ведомого дисков, достигается оптимальныйрежим работы узла и минимальныйизнос фрикционных накладок. Кроме того, отсутствие педали сцеплениязначительно облегчает работу водителя, позволяя ему максимально сконцентрироваться на дороге, что особенноважно при управлении многотоннымавтопоездом.80РЕЙС АВГУСТ2012В относительно короткой базеудалось разместить четыре оси.Топливным бакам места не нашлосьне более 26 тонн, что в ряде случаевокажется недостаточным для выполнения транспортной задачи. Причинаограничения в прочности или выносливости не пневмобаллонов, а мостов,которые с ними сочетаются. Для тогочтобы реализовать максимальную нагрузку на седло, необходимо выбратьболее прочную, выносливую, лояльноотносящуюся к низким температурами плохим дорогам рессорную подвеску.С ней машина может комплектоваться задней тележкой грузоподъемностью 32 тонны. Однако перевозчикидолжны четко понимать, что 32 тоннынагрузки это есть запас по «железу»,который не позволяет в полной меререализовать идущие на комплектациюавтомобилей шины. В нашем случаеэто Michelin 315/80R22.5. Такие «баллоны» по грузоподъемности идеальноподходят под 26-тонную тележку. Темне менее, учитывая то, что груженыйпо максимуму автопоезд передвигается со скоростью максимум 40 км/ч,перевозчик может поднять нагрузкуна шины примерно на 15%, что делает оправданным комплектацию тягачаНа легкосплавные диски грузы длякомпенсации дисбаланса клеятсяМеталлические вентили подкачки шинне гниют даже в солевом раствореКрепление колес десятью плоскимигайками – надежноШины с высоким профилем не допускают пробоя до закраины диска SCANIA R 730 LA8X4/4 HNСВнешняя скоростная характеристика V-образных 16-литровыхдвигателей Scania новой R-серииМощностьDC16 21 730Крутящий моментDC16 21 73032-тонной тележкой. Ведущие мостыRP835 и RBP835, разумеется, имеютмежколесные и межосевые блокировки, что значительно повышает моментсцепления шин с дорогой при троганииавтопоезда или преодолении тяжелого(скользкого, заснеженного) участка дороги. При движении тягача-одиночкис целью экономии ресурса резинывторую рулевую ось можно поднять,что, с одной стороны, улучшит управляемость тягача, а с другой – снизит сопротивление качению и, соответственно, расход топлива. Управляемость.Коробка передач может быть либоавтоматической или механическойДизель DC16 21 730 имеет модернизированную систему охлажденияНесмотря на короткую колесную базу(3,3 метра), машина достаточно устойчива на трассе и слушается руля дажепри движении на высоких скоростях– 70-80 км/ч. Рулевое управление заимствовано у четырехосных шасси.Для обеспечения надежности система выполнена с двойным контуром,то есть имеет два гидронасоса, работающих на усилитель. Один агрегатсмонтирован непосредственно надвигателе (навесное оборудование),а другой установлен на выходе коробки передач. Такое дублированиепозволяет сохранить контроль надмашиной, даже если на ходу внезапно произойдет остановка двигателя.Рама тягача R 730 LA8x4/4 HNB «двойная» толщиной 17,5 мм, усиленная попринципу «лонжерон в лонжероне»– основной швеллер 9,5 и вкладка8 миллиметров. Такая конструкцияопробована на выпускаемых шведамистроительных самосвалах и спецтехнике. Для справки: у тягачей дорожнойсерии рама усилителей не имеет.Сергей СтарчиковГрафик зависимости мощности ретардера от оборотовВ рычагах применяются сайлентблоки,не требующие обслуживания2012 АВГУСТРЕЙС81