70
71
автобазаКомпоненты Рессоре на заменуКомпания SAF-Holland вывела на российский рынок новуюпневматическую подвеску для седельных тягачейи большегрузных автомобилейДенис Боровицкий редактор журнала «Рейс»Новая пневматическая подвеска, получившая имя NewayADZ, является неким концептом, вернее сказать, основой длябольшой массы самых различныхмодификаций, предназначенных какдля тягачей, в том числе седельных,так и  большегрузных автомобилей,например, самосвалов или иной дорожной и специальной техники.Новинка пришла на смену широкорастиражированным и заслужившим доверие перевозчиков версиямNeway AD-1 и Neway AD-2 и является,по сути своей, их дальнейшей модернизацией. В Европе данная подвескабыла презентована два года назадна автосалоне IAA-2010 в Ганновере, а до России дошла только сейчас.Примечательно, что в Америке данный концепт успешно используетсяуже не один год. Подвеска появиласьв  Старом свете благодаря обменутехнологиями, который произошелвнутри подразделений фирмы SAFHolland. В Америку ушли дисковыетормоза для прицепной техники, а изШтатов взамен поступила пневматическая подвеска. Несмотря на то,что конструкция линейки продукцииNeway ADZ, казалось бы, доведенадо идеала, конструкторы проводят еепостоянную модернизацию. Очередная версия должна появиться в самоеближайшее время. Однако когда онадойдет до России – вопрос сложный.Концептуальной Neway ADZ называется не случайно, так как в каждомавтомобиле подвеска работает в определенных условиях, с конкретныминагрузками. Одни машины сконструированы с учетом максималь-ных тяговых усилий (тягачи), другиеполностью принимают полезную нагрузку на свой «хребет» (самосвалы).Заметим, что несмотря на то, что речьидет исключительно о техническомрешении для наиболее нагруженнойзадней тележки, а конструкция подвески переднего, управляемого моста остается оригинальной, передняяи задняя подвески прочно взаимосвязаны, поэтому адаптация Neway ADZк каждой машине требует сугубо индивидуального подхода. Это еще разобъясняет тот факт, что компанияSAF-Holland представила в Россиине конкретную модель, а концепцию,которая дорабатывается с учетом привязки к тому или иному автомобилю.Кстати, для того чтобы получить отфирмы адаптированную подвеску,автопроизводитель заполняет так называемый опросный лист – формирует техническое задание, состоящееминимум из десяти страниц. Анализируя исходные данные, в том числеусловия эксплуатации авто (маршруты, дальность, нагрузку, качестводорожного покрытия и даже геометрические параметры надстройки,в  случае, когда речь идет о специальной технике), инженеры фирмыSAF-Holland при помощи оригинального программного обеспечениямоделируют и рассчитывают каждыйузел, деталь или компонент подвески.При этом общая схема, в которуювходят оригинальная U-образнаябалка, V-бразная тяга, кронштейныи  пневмобаллоны с амортизаторами, не меняется. Корректировка идетпо геометрическим размерам силовых элементов, диаметрам и высотепневматических подушек, а такжематериалов, из которого они изготовлены. Инженеры также подбирают оптимальное пространственноерасположение каждой детали, пара-Технические характеристикиМассаРасстояние междупривалочнымиплоскостями дисков колесоколо 440 кг710 ммКолеса17,5“ x 6,00“Шины215-245/75R 17,5“Нагрузка на осьмакс. 9 тоннпри 105 км/чКолесная колеяРегулировка положения осей достигается вращением эксцентриков70 РЕЙС АВГУСТ  2012734 ммГидравлическийдвигатель2 x Typ MF-MFE 08Поставкапо спецзаказуПневматические подушки подвескиработают в паре с амортизаторами метры амортизаторов, оптимизируютконструкцию силовых кронштейнови даже определяют метод их крепления – болтовой или сваркой. Разумеется, готовая система жестко привязывается к раме тягача или грузовика,под который она адаптируется. Пневматическая подвеска на тяжелых автомобилях, особенно мощных, карьерных самосвалах и седельных тягачах,буксирующих многотонные тралы,для Европы и Америки – норма, а дляроссийских перевозчиков – экзотика.С одной стороны, это легко объяснить. У нас и климат суровее, и культура эксплуатации подвижного состава оставляет желать лучшего. Да ивероятность повредить пневмобаллоны торчащей арматурой или инымиколюще-режущими предметами припередвижении машины вне дорогивесьма высока. Возникает резонныйвопрос – приживется ли у нас заокеанская пневматика и составит ли она достойную конкуренцию провереннойвременем рессоре? Спору нет – найтидостойную альтернативу пакету изстальных листов очень сложно. Чтобы повредить рессору о препятствиенужно очень постараться. Заменойлопнувших «коренных» наших ремонтников не испугать. А если вдругна складе не окажется оригинальнойдетали, то альтернативу без промедления найдут среди аналогов, ориентируясь на геометрические размеры.Стоит ли говорить, что старая добраяполуэллиптическая рессора обладаетзавидной выносливостью и стойкодержит перегруз. Все это так, однаконе будем забывать и тот факт, чтоспецмашинам часто требуется высокая плавность хода, которую может обеспечить только пневматика.Пневматическая подвеска вне конкуренции, когда требуются большиерабочие хода – очень ценное свойстводля машин, имеющих высокий центртяжести. Длинный ход позволяет значительно повысить устойчивость груженой машины при ее передвижениипо бездорожью и страхует авто от заваливания и при разгрузке, особеннокогда в кузове самосвала перевозятсяне сыпучие грузы, а каменная породабольших фракций. А если речь идето всевозможных «вахтовках», которыми к нефтяным вышкам или местамразработки полезных ископаемыхдоставляются бригады рабочих, товыбор однозначно предопределенв пользу пневматики. Машина напневматической подвеске более комфортна при движении по бездорожью, а значит, пассажиров в ее кузовене будет трясти как тараканов в банке.Важной конструктивной особенностью новой пневматической подвески Neway ADZ является наличиев ней регулировочных эксцентриков,благодаря которым ремонтники имеют возможность корректировать пространственное расположение осей,и в частности, межосевое расстояние,изменяющееся часто при сильныхударах, характерных для движенияавто по пересеченной местностив пределах до одного градуса. Болеегрубая регулировка достигается перестановкой упорных кронштейновV-образного рычага-стабилизатора.В зависимости от того, к каким из трехопорных точек перекладины рамыкрепятся кронштейны, ремонтникизменяет положение оси в пределах0-4, 5-9, 10-14 градусов от нулевого(первоначального) положения. Возможность корректировать положение осей обеспечивает оптимальныеусловия работы покрышек, ведь, какизвестно, смещение осей, даже небольшое, приводит к повышенномуизносу резины и дополнительнымэксплуатационным затратам. Наиболее заметное – увеличение расходатоплива. Само собой разумеется,ориентация осей при их регулировкедолжна проверяться на специальныхстендах, например тех, с помощьюкоторых контролируют развалсхождение.МНЕНИЕИВАН ПЕТРУХНОВруководитель направления прицепнойтехники ООО «САФ-ХОЛЛАНД Рус»– К пневматическим подвескам NewayADZ уже проявили интерес такие известные российские автопроизводители как«Яровит Моторз», УРАЛАЗ, IVECO – AMT,МЗКТ, а также ряд производителей специальной техники. Поэтому вполне возможнопоявление в линейке перечисленныхавтозаводов машин на пневмоподвескеNeway ADZ. У компании SAF-Holland естьи готовые технические решения по адаптации Neway ADZ к конкретным машинам.Так, пневматическую подвеску фирмыможно увидеть на таких автомобилях как:Kenworth и Fredliner. В списке присутствуют в основном американские бренды,так как для европейских и российскихавтопроизводителей данный продуктявляется новым и его еще необходимовнедрять в производство, проводитьполномасштабные дорожные тесты. И работа в данном направлении идет полнымходом. Что касается такого острого вопроса как работоспособность и надежностьпневматической подвески в российскихусловиях эксплуатации, на тяжелой специальной и внедорожной технике, то скажутак – опыт эксплуатации подобных машинв Канаде, а она по своему климату близкак России, положителен. Пневматическаяподвеска Neway ADZ успешно справляетсясо своими обязанностями как на карьерных самосвалах, так и на мощных тягачах,доставляющих экскаваторы и бульдозерыв эти самые карьеры. Замечу, что при этомникаких особых северных исполненийпневмобаллонов в канадских машинах неприменяется. Другое дело амортизаторы.На карьерную технику устанавливаютсяусиленные версии агрегатов, причемчасть их заправляется особой жидкостью,обладающей высокой текучестью, сохраняющей работоспособность при резкоотрицательных температурах. На плохихдорогах амортизаторы работают в оченьжестком режиме, и масло в них нагревается практически до температуры кипения.Это вполне нормальное явление.Кинематика работы пневмоподвески2012 АВГУСТРЕЙС71