52
53
54
55
56
58
60
61
АВТОМОБИЛИОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИС СЕРДЦЕМПАХАРЯМинский «Зубренок» как минимум вдвое дешевлеевропейских одноклассников, и это повод закрыть глазана его частые визиты в ремзону. А чтобы они случалисьреже, надо просто лучше обслуживать машину52РЕЙС АВГУСТ2012 МАЗ-4370 И МАЗ-4371Технические характеристикиХодовая частьЦена, тыс. руб. с НДС526 при 1600577 при 16005-ступенчатая СААЗ-32065-ступенчатая ZF S5-42однодисковое, диаметром 340 или 360 ммзаслонка на выпускес одинарной гипоидной передачей130подвеска рессорная; тормоза барабанные с пневмоприводом и ABS,шины 235/75R17,5115015601080 максАНТОН УТКИНобозревательжурнала «Рейс»Длина х ширина х высотаПолная масса, кгСнаряженная масса, кгМакс. длина кузова, ммМакс. скорость, км/чДвигатель/рабочий объем, лМощность, л. с. при об/минКрутящий момент, Н.м при об/минКоробка передачСцеплениеЗамедлительВедущий мостТопливный бак, лМАЗ-437043-322MАЗ-437130-332(бортовой, тентованный)(бортовой, тентованный)7100х2540х355010 10051505365 или 6300100110ММЗ Д-245.30Е3/4,75Deutz BF4M 1013FC/ 4,76155 при 2400170 при 2400200 макс3500 максМарка1230С3700 (4200)7100 (8050) макс1880 (2310)вой первый среднетоннажникминский автозавод представил в 1999 году – автомобильМАЗ-4370 «Зубренок» грузоподъемностью 5 тонн с трехместнойкабиной и 17,5-дюймовыми колесамистал плодом сотрудничества с немецкой компанией MAN. В 2004 пошелв серию МАЗ-4371, основное его отличие от «семидесятого» – более просторная кабина, многие панели которой взяты от тяжелого МАЗ-5440,с откидной спальной полкой. Крометого, модернизированная модель изначально предназначена для эксплуатации с прицепом, штатно оснащается беззазорным сцепным устройствомевропейского стандарта со шкворнемдиаметром 40 мм и, соответственно,имеет пневмо- и электровыводы на19822550 максзадней поперечине рамы. Еще однаособенность «семьдесят первого» – наличие антиблокировочной системытормозов фирмы Wabco.Большая часть выпускаемых машинтрадиционно поступала к российскимперевозчикам, данные о количествах,зарегистрированных в разных регионахстраны, – в таблицах аналитическогоагентства «Автостат». Как видим, первые годы МАЗ-4370 выпускали весьмаумеренными тиражами, затем годовойобъем выпуска перевалил за тысячу,а пик спроса пришелся на период между2003-м и 2007-м. Более дорогой «семьдесят первый» в течение четырех лет с начала выпуска отставал по продажам всреднем на порядок, но затемстал прибавлять и в послекризисном 2011-м вырвался впе-2012 АВГУСТРЕЙС53 АВТОМОБИЛИМНЕНИЕОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИи порожняком тоже,так что ожидатьболее долгого, чемобычно срока службыдеталей и узлов неприходится. Болеетого, срок службыдвигателя весьмаусловно можно связать с километражомна одометре, ведьмотору приходитсяподолгу работатьи на неподвижномшасси – приводя гидронасос надстройки.ИЛЬЯ САДИКОВтехнический директор ООО «Фирма«МЕТА», Москва– Автомобили МАЗ4370 мы используемв качестве шасси дляавтовышек и КМУ.Масса надстройки – чуть менеечетырех тонн, то естьс перегрузом нашимашины не ездят.С другой стороны,На сегодняшний деньу нас двенадцать«зубрят», самыйстарший – 2003 годавыпуска, а два недав-но приобретенныхвзамен списанных –свежие, 2011 года.На всех машинах стоят двигатели ММЗ,причем на двух последних – стандартаЕвро-3, с топливнойаппаратурой Bosch.Особых проблем сними пока нет, а всепрочие автомобилиранних лет выпускауже пережили серьезные ремонты,включая заменудвигателей, причемнекоторые – неоднократно. Слабоваты на«зубрятах» и коробкипередач – их тожеменяли. На машинахпервых выпусков, безусилителя в приводесцепления, частосворачивало валвилки выжимногоподшипника – прямопо технологическойпроточке. На болеесвежих, с пневмоусилителем, обеспечи-вающим плавныйвыжим, такое бываетгораздо реже. Неоднократно менялитреснувшие крышкираспределительныхшестерен, заваривали лопнувшиетеплообменникиинтеркулера, заменяли заклинившиетелескопические тягиуправления КП – помелочам этот автомобиль постояннотребует внимания.Автовышка выбирает большую частьгрузоподъемности «Зубренка»«Зубренка» чаще покупают с базой4200 мм: в кузов больше влезетА если он – эвакуатор, то возьметна борт практически любой джипВ короткобазный (3700 мм) бортовойобычно грузят стройматериалыСедельный тягач МАЗ-4371 – редкаяптица: стоит дорого, везет мало…Шасси с базой 3400 мм предназначенодля машин коммунальных службПарк МАЗ-4370 на 01.04.2012 г.РоссияСЗФОЦФОСКФОЮФОПФОСФОУФОДФОВсего 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999727932411 24797483 970 1435 1175 840 770 350 3689284573252411425481765145132273327116234 10946224 430 611 496 346 366 169 18439118413711118323823295123178114352193296121 119 1148747445118809764110133 284 438 285 238 17394762302060674911484127374921492224763075102 11941331821131700002221000000Парк МАЗ-4371 на 01.04.2012 г.РоссияСЗФОЦФОСКФОЮФОПФОСФОУФОДФО54Всего1165615001480415365812012882351835250РЕЙС АВГУСТ20115512723013621918191201220102211794314761070200942523138020200810154839232110200752028151233020068453035321802005250121090302004100001000ред. Обе модели до сих пор выпускаютпараллельно – перевозчики их называют «со старой кабиной» и «новой»,выбирая первую, когда нет надобностиездить в дальние рейсы и ночевать в машине. А фаркоп под прицеп можно самостоятельно поставить и на МАЗ-4370.Практически все минские среднетоннажники находят спрос в видебортовых машин с тентом – покупатели чаще заказывают длиннобазное(4200 мм) шасси, реже – с базой длиной 3700 мм. Есть еще более короткийМАЗ-4380 (база – 3400 мм), используемый с надстройками для коммунальных служб, а также почти не пользующийся спросом седельный тягачМАЗ-4471 – совсем уже экстремальный«коротыш» с базой 3000 мм. МАЗ-4370 И МАЗ-4371МНЕНИЕСлегка выступающие гильзы вдавливаются в прокладку – для обтюрацииАппаратура Bosch системы CommonRail поступает с завода в ЧехииПочти вдвое мощнееЕще на стадии задумки мазовскогосреднетоннажника было решено применить на нем тракторный двигательМинского моторного завода (ММЗ),ведущий родословную от древнего, еще безнаддувного 80-сильногомотора Д-240. В тот момент другогоподходящего по классу мотора нив Белоруссии, ни в России не было.В варианте для «Зубренка» он получил обозначение Д-245.9: турбонаддув, интеркулер и мощность 136 л. с.при соответствии нормам Евро-1. Это4-цилиндровый агрегат рабочим объемом 4,75 л (размерность 110х125 мм)с 8-клапанной головкой блока,штанговым приводом ГРМ,шестеренным приводом агре-АЛЕКСЕЙ БОЧЕНКОВначальник транспортногоцеха ООО «НовоПласт»,Тульская область– Наша компания занимаетсяпроизводством строительныхматериалов из пенополистирола. Груз этот оченьлегкий – плотность дажесамых тяжелых марок непревышает 40 кг на кубометр.По сути, мы возим воздух,поэтому использование крупнотоннажного транспортанерационально (хотя он у настоже есть), малотоннажникине подходят из-за скромныхразмеров кузовов, а вотсредний тоннаж с прицепом –в самый раз. Три длиннобазных МАЗ-4370 с двигателямиММЗ у нас отработали пятьлет и после пробега болееполумиллиона километров накаждый пошли на продажу.Вместо них приобрели пятьновых МАЗ-4371 с моторамиDeutz. Имеем в парке такжеи пять среднетоннажниковиномарок – Renault Midlumи Mercedes Benz Atego, такчто есть с чем сравнивать.Преимущество белорусскихмашин: несопоставимо низкиецены на запчасти, особеннона крупные агрегаты, причемвсе можно купить фактическина дороге, не тратя временина поездку в дилерскийтехцентр. Учитывая нашуспецифику, мы сразу наращиваем стойки тента машины,после чего в кузов вмещаетсяоколо 40 кубометров, и еще52 кубометра везет прицеп.При этом суммарная массагруза, в зависимости от маркипенополистирола, составляетот двух до трех тонн, то естьгрузоподъемность «Зубренка» используем примерно натреть. Поэтому каких-либообвинений в перегрузах непринимаем в принципе, арегулярную поломку коренныхлистов рессор относим кзаводскому браку. В целомже ходовая часть достаточно надежна, например,шкворневой узел переднегомоста перебирали всего одинраз – для замены опорногоподшипника. По сравнению синомарками ниже всякой критики качество изготовлениякабины – за три года эксплуатации образуется множествоочагов коррозии. Кроме того,конструкторы не просчиталиветровую нагрузку на спойлер– его кронштейны просто рвутпанель крыши. Куда большезабот доставляет двигатель – лишь опытным путеммы поняли, что крейсерскаяскорость «Зубренка» не должна превышать 65-70 км/ч –порой достаточно проехатьнесколько километров наскорости 90 км/ч, чтобы отправить мотор в «капиталку».Как минимум двигатель перегреется, его головку блокаповедет, и пробьет ее прокладку – обычно перемычкумежду третьим и четвертымцилиндрами. Одно время унас была эпидемия – прокладки закупали пачками. Другаябеда – поломка нагнетающейтрубки маслонасоса – видимо,от вибрации двигателя,поскольку происходит этона еще свежих моторахпри пробеге около 30 тыс.км. Давление масла в этомслучае падает до нуля, и, есливодитель не заметил этого,двигатель стучит. Первоевремя мы пытались такие моторы ремонтировать, однакопоняли, что только теряемвремя – прошлифованныйв ремонтный размер коленвалчасто ломался прямо по шейке. Попытки ставить новый валтоже успеха не имели – каквыяснилось, у «хорошо»застучавшего мотора блокцилиндров почти всегда даеттрещины. С тех пор мы простопокупали новые двигатели – агрегат без навесногооборудования обходился чутьдороже ста тысяч рублей.С недавних пор эта процедуране требует производитькаких-либо регистрационныхдействий в ГИБДД, и двое наших ремонтников выполняютее за два рабочих дня. Ещеодна типичная поломка надвигателях ММЗ – появлениетрещины крышки шестеренГРМ в районе фланца крепления пневмокомпрессора.Кстати, на всех трех нашихстарых машинах стояли одноцилиндровые компрессоры,совершенно непригодные дляработы с прицепом – производительности не хватает на восемь тормозных механизмовавтопоезда, – особенно причастых торможениях в условиях города. Были случаи, когданаши водители, въезжаяв Москву, были вынужденыперекрывать поступление воздуха в пневмоконтур прицепа,чтобы нормально работалитормоза тягача. И еще однаэпопея с компрессорами –к счастью, кратковременная –была связана с браком ихприводных шестерен, причемна агрегатах, установленныхна заводе. Профиль зубьевшестерни компрессора не соответствовал профилю зубьевшестерен двигателя, чтовызывало быстрый износ. Какни странно, помогла заменакомпрессоров в сборе – те,что шли в запчасти, оказалисьс нормальными шестернями.Но чаще бывает наоборот – детали, установленныезаводом, служат относительно долго, а купленные назамену – одноразовые. Такбыло, например, с редукторами ведущего моста. Родныеотслужили примерно по300 тыс. км, а когда подошелсрок их менять, мы никак немогли подобрать кондиционные, по нескольку раз ставилии снимали – сплошной брак.Потом все-таки удалось купить собранные на совесть.Аналогично двигателямпоказали нерентабельностьремонта и коробки передач,устранять их типичную неисправность – поломку зубьевшестерен первой передачии заднего хода – проще заменой агрегата в сборе.Новые «Зубрята» с двигателями Deutz и коробками передач ZF пока работают без особых проблем – их небольшиепробеги еще не позволяютсудить о долговечности этихагрегатов. О регулярно возникающих мелких неисправностях можно не упоминать– это нормально для любойиз отечественных машин, ноесть и досадные. Например,врожденный дефект ПГУ сцепления – усилитель помогаетмало, и на педаль приходитсядавить изо всех сил. Масло вдвигателе меняем примерночерез 40 тыс. км пробега, заэто время, как правило, оноуспевает обновиться благодаря доливам. Прежде вынужденная езда с еле придавленной педалью газа осталасьв прошлом – 170-сильныймотор Deutz отлично тянетво всех режимах и переноситбез последствий длительноедвижение по трассе со скоростью общего потока. И еслина «Зубрятах» с двигателямиММЗ мы не рисковали отправляться в дальние рейсы –они у нас работали в радиусе100-200 км от базы, то теперьпопробуем. К тому же МАЗ4371 в дальних рейсах ещеи комфортнее, чем 4370,наличие откидного спальногоместа в новой кабине – ещеодно достоинство машинпоследней партии.2012 АВГУСТРЕЙС55 АВТОМОБИЛИОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИТелескопическая тяга кулисы можетзаедать от недостатка смазкиС 2008 года «Зубрята» идут с двигателями стандарта Евро-3, оснащеннымиаппаратурой Common Rail - они тише и экономичнее прежних, с рядными ТНВДДля езды с прицепом необходимдвухцилиндровый пневмокомпрессоргатов со стороны носка коленвалаи рядным механическим ТНВД производства ярославского завода ЯЗДА.Тракторное наследие, увы, никуда неделось, и для своей мощности моторполучился довольно тяжелым и шумным. Но в автомобильном вариантеимеет достаточно много конструктивных отличий от прародителя. Например, у него иной блок цилиндровс пятью (вместо трех) опорами распредвала, который тоже «свой», а нетракторный; другая головка блока,алюминиевый поддон, уменьшающийуровень шума и придающий дополни-прежних поколений с отечественными комплектующими продолжалиставить на машины – для покупателей, которым надо было подешевле.Даже «европервый» двигатель можнобыло заказать до апреля 2006 года, когда нормы Евро-2 были закреплены вРоссии юридически. Сегодня такиестарые моторы поставляют тольков запчасти. А с 2008 года двигателиММЗ, предназначенные для «Зубренка», приведены в соответствие с нормами Евро-3, что потребовалооборудования их топливнойаппаратурой Common Rail стельную жесткость. Вместо маслянойцентрифуги применили полнопоточный фильтр типа «спин-он», то естьв неразборном одноразовом корпусе,наворачивающемся на штуцер – как надвигателях большинства автомобилеймира. Степень очистки масла при этомсущественно возросла. А для охлаждения масла применили водо-масляныйтеплообмениик. В 2001 году двигательподогнали под нормы Евро-2 при тойже мощности 136 л. с., а в 2003-м форсировали до 155 л. с. с применениемчешских поршней, турбокомпрессора и форсунок. 136-сильные моторыХарактеристики двигателей*Мощность, Крутящийл.с.момент, Н.м(об/мин)(об/мин)460ММЗ-Д245.9 (Евро-1)136 (2400) (1300-1700)ММЗ Д-245.9Е2 (Евро-2)136 (2400) 446 (1500)ММЗ Д245.30Е2 (Евро-2)155 (2400) 526 (1500)575ММЗ Д245.30Е3 (Евро-3)155 (2400) (1400-1600)Deutz BF4M 1013FC (Евро-3) 170 (2400) 577 (1600)* автомобилей семейства МАЗ-4370Модель(экологический класс)Турбокомпрессор позволил повысить мощность двигателей ММЗ до 155 л. с.Увы, прочность материалов ряда ответственных деталей осталась прежней...56РЕЙС АВГУСТ2012При нехватке масла первым страдаетантифрикционный слой вкладышей АВТОМОБИЛИОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИФорсунки системы Common Rail впрыскивают толпливо пятью порциямиКонструктивный недостаток головок блока двигателей ММЗ – небольшая толщина. При перегреве деформация головки и пробой ее прокладки весьма вероятныкомпонентами фирмы Bosch чешскогопроизводства. Но среднетоннажникиМАЗ с «евротретьими» двигателямивыпускали и раньше – с 2006 года начасть «зубрят» ставят немецкие моторы Deutz BF4M 1013FC. Это ужевполне современный дизель объемом4,76 л (размерность 108x130 мм), с16-клапанной головкой, задним расположением шестерен привода вспомогательных механизмов и мощностью 170 л. с. Система питания – снасосными секциями PLD от фирмыBosch. Весь силовой агрегат: Deutz с6-ступенчатой коробкой ZF, в сравне-нии с ММЗ и «зиловской» коробкойдороже более чем на 300 000 рублей.Неудивительно, что «зубрята» с немецкими двигателями пока имеютограниченный спрос, однако в последнее время их доля в общем объемепродаж среднетоннажников МАЗ увеличилась примерно до 20%.Как показал опыт перевозчиков,основная беда двигателей ММЗ – нестабильное качество сборки самого мотора и комплектующих. Существенносокращает срок службы и низкая ква-лификация персонала АТП. Минскийдвижок вполне может пробежать безполомок 300-400 тыс. км, но болеечем вероятна периодическая заменанекоторых навесных деталей и узлов,например, передней крышки блока цилиндров, оказавшейся слабой для крепления пневмокомпрессора. Если же сдвигателя часто снимают полную мощность, он превращается почти в «расходник», который выгоднее заменить,чем капитально ремонтировать. И всеже во многих случаях расчетыперевозчиков показывают, чтосодержать такую машину эко-Топливный отстойник Parker Racor –штатное оборудование машин с Евро-3Валик вилки подшипника сцепленияломается по выточке под хомутомВсе в расход!Коробки передач завода СААЗ, применявшиеся на автомобилях «Зубренок»МодельДемпфер даже фирменного сцепленияSachs не выдерживает перегрузов58РЕЙС АВГУСТ2012СААЗ 695Д(от ЗИЛ-130)CAA3-3206CAA3-433420Передаточное Передаточное Передаточное Передаточное Передаточное Передаточноечисло 1-йчисло 2-йчисло 3-йчисло 4-йчисло 5-йчисло заднейпередачипередачипередачипередачипередачипередачи6,453,561,981,2751,06,155,636,392,643,561,482,141,01,230,831,05,365,75 АВТОМОБИЛИОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ«Лишние» разъемы позволяют заменить подшипники не снимая редукторСтойки стабилизатора поперечной устойчивости иногда сгибаются при съездес высокого бордюра – об этом надо помнить водителю грузовика c колесами 17,5''Нормативы на замену деталей*ПозицияНорматив, чел.часПодшипник задней ступицы0,4 (со ступицей 3,3)Подшипник передней ступицы 0,4 (со ступицей 3,3)Двигатель в сборе24,9Коробка передач в сборе9,5Капремонт двигателя48,7Колодки тормозные (на ось)0,7Рессора4,2Турбокомпрессор4,5Диск сцепления13,7(либо сцепление в сборе)Стартер1,1Радиатор интеркулера1,5Генератор1,1Форсунка0,95Переборка КП (полная)11,2Крышка шестерен ГРМ23,5* и ремонтные работы в сервисном центрекомпании «Великан». Стоимость нормо-часас НДС – 1200 рублейПневматические тормоза «Зубренка»работают надежно – нареканий нет60РЕЙС АВГУСТ2012Если шкворни регулярно шприцевать,они служат практически вечнономически выгоднее, чем иномарку смотором-«миллионником» – здесь всерешают низкие цены новых агрегатов всборе и минимальные потери временина их замену в условиях автохозяйств.Такая же ситуация с коробками передач Смоленского автоагрегатного завода – если на МАЗ-4371, расчитанный наэксплуатацию с прицепом, ставят относительно долговечную КП моделиСААЗ-433420, то на все прочие с моторами ММЗ идет коробка CAA3-3206, немногим отличающаяся от стоявшей набензиновом ЗИЛ-130. Более высокийкрутящий момент дизеля, да и снизившееся качество изготовления деталейведут к поломкам шестерен. Средство,способное продлить срок службы такой перегруженной КП, – применение хорошего трансмиссионного масла, возможно, из тех, что подороже.А также более частая его замена, ведьпри появлении первых признаков износа шестерен важно быстро удалитьметаллические частицы из картера КП,чтобы предотвратить ускоренный выход их строя остальных деталей, в первую очередь, подшипников. Что касается коробки ZF, то случаев ее поломокне замечено.По узлам ходовой части «зубренок»особых хлопот не доставит. Изредкаломаются рессоры, но ведь и стоят онив разы дешевле, чем у иномарок. Тор-Мощности гидроусилителя руля хватаетна всех режимах работы автомобиляТолщина подрессорника уменьшаетсяс 45 мм в середине к 18 мм по краям МАЗ-4370 И МАЗ-4371МНЕНИЕВАЛЕРИЙ ЗОТОВдиректорООО «ВеликанМВ», руководительСТО МАЗ– Одно из достоинств автомобилейМАЗ, включаясреднетоннажники семейства«Зубренок», – приспособленностьк ремонту в условиях автохозяйств.Тем не менеенекоторые из нихпригоняют машиныв наш дилерскийсервисный центри после окончаниядействия заводскойгарантии. Напомню,для автомобилейсемейств МАЗ-4370и МАЗ-4371 онасоставляет одингод при пробеге до50 тыс. км. Установленный заводоммежсервисныйпробег, по современным меркам,очень короткий –всего 5 тыс. км.Как и большинствоавтомобилейотечественныхмарок, МАЗ-4370требует постоянного внимания и ухода – даже будучиновым. Регулярнаяпротяжка крепежаобязательна.Например, имеютсвойство самоотворачиваться болтыкрепления переднихамортизаторовк кронштейнам рессор – тщательныйосмотр резьбовыхсоединения ходовойчасти машины прикаждом ТО долженвойти в привычкумоза – простые барабанные, никакихдорогущих суппортов и дисков. Дажеколодки здесь меняют целиком – на зависть владельцам «сканий» и прочих«дафов», вынужденных переклепыватьнакладки. Имеет смысл переплатитьза импортные шины: у наших заводов 17,5-дюймовая резина пока существенно отстает по качеству. Также недовольны перевозчики предпусковымподогревателем ульяновского завода«Теплостар-Авто», но можно заказатьи немецкий Eberspacher, который, кстати, завод штатно ставил до кризиса.у того, кто обслуживает автомобильсамостоятельно.В эксплуатации унаших клиентов есть«зубрята» с пробегом 400 и болеетысяч километров с«родными» моторами – нам ни разу неприходилось ремонтировать двигателисреднетоннажниковпо причине их естественного износа.Другое дело, чтодвигатель заводаММЗ, форсированный до 155 л. с.,нередко выходит изстроя по аварийнымпричинам, ведьизначально онбыл предназначендля тракторов,и развивал 80-105л. с. Перегруженаи коробка передач,спроектированнаядля работы с бензиновым двигателемЗИЛ-130, заменашестерен с поломанными зубьями –привычная работав нашем сервисномцентре. От подобныхпроблем избавленыпокупатели машин сдвигателем Deutz BFи коробкой передачфирмы ZF– правда,автомобиль с этимиагрегатами стоит на315 000 рублей дороже. Тем не менеелей семействаМАЗ-4370 можноназвать шкворневое соединение поворотныхкулаков переднегомоста – там применены игольчатыеподшипники. Еслиузел регулярношприцевать, онбудет служить безремонта практически вечно. Также невызывает нареканийперевозчиков топливная аппаратурафирмы Bosch надвигателях Евро-3 –вопреки опасениям,что отечественноетопливо быстровыведет ее из строя,случаев обращенийпо поводу ремонтасистемы питанияCommon Rail у наспрактически небывает.Цены оригинальных запчастей*Цена с НДС,рублейФильтр воздушный (элемент)300Фильтр масляный250Фильтр топливный (комплект)415Поршневая группа (комплект на цилиндр)2300Прокладка ГБЦ250Головка блока цилиндров16 055Коленчатый вал24 200Крышка шестерен ГРМ2850Форсунка Bocsh1550Топливный насос подкачивающий Bocsh3000ТНВД Bocsh19 700Двигатель в сборе (Евро-3)270 000Двигатель в сборе (Евро-1)134 200Радиатор18 000Радиатор интеркулера12 000Глушитель1500Турбокомпрессор13 600Стартер5700Термостат160Сцепление (комплект)25 000Пневмокомпрессор в сборе4800Выжимной подшипник сцепления400Коробка передач в сборе42 000Рессора передняя6500Рессора задняя13 900Редуктор ведущего моста в сборе62 000Тормозной барабан передний4500Тормозной барабан задний5200Телескопическая тяга переключения КП3300Задняя тормозная камера12 000(энергоаккумулятор)Подшипники передней ступицы250(комплект на одно колесо)Подшипники задней ступицы280(комплект на одно колесо)Насос гидроусилителя руля17 300ГУР17 300Тяга продольная рулевая10 000Генератор3300Амортизатор1450Стекло ветровое1800Фара в сборе565* для автомобиля МАЗ-4370 с двигателемММЗ-245.30Е3 (Евро-3)ПозицияПередняя крышка двигателя дает трещины в районе фланца компрессораФото Евгения Бобриковаи фирмы-производителяКолодки на «Зубренке» прощезаменить, не переклепывая накладкиКачество воздушного фильтра Difa4304M проверено опытомспрос на «Зубренка»с немецким моторомрастет.Долговечностьходовой части вомногом зависит отнагрузки – дажеполуэллиптическиерессоры нового образца, внедренныевместо малолистовых, что ставилина машины первыхвыпусков, не выдерживают перегрузов – обычно ломается коренной лист.Усилив рессорыдополнительнымилистами, перевозчик нередко перегружает автомобильеще больше, вызывая поломки узловне только ходовойчасти, но и трансмиссии.Из надежныхузлов автомоби-Родной телескопический вал КП служит долго, в запчасти часто идет брак2012 АВГУСТРЕЙС61