106
107
108
110
112
СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДБОЛЬШОЙФРЕЗАвтомобильное шасси с развесовкой по осям50х50, два силовых агрегата, возможностьработать с разнообразной навескойи нести на себе тяжелое оборудование.Это лишь часть преимуществфрезерно-роторной снегоуборочноймашины ДЭ-210БФ106 РЕЙС СЕНТЯБРЬ2012 Рабочие элементы ротора крепятсямощными болтамиНаклон выбрасывающей шахты варьируется для дальности выброса снегаДве аккумуляторные батареи рулонного типа питают стартер установкиШнекоротор опирается на поверхностьдороги мощными лапамиАвтомобиль комплектуется дополнительной светотехникойТ универсальныеной каретке, установленной на привалочной плите, машина может работатьв забое (высота снега) до 1300 миллиметров. Ширина захвата шнекороторадостигает 2850 мм, а вместе с уширителями – до 3 м. Производительностьустановки при работе в режиме максимальной мощности составляет22 000 тонн снега в час. Таким орудиемможно пробивать даже мощные снежные завалы, характерные для горнойместности (сход лавин) или приморья,когда побережье в прямом смысле заваливает снегом. При высоте снежногопокрова 30-40 сантиметров (для среднейполосы России это означает фактическипаралич движения на автомагистралях)спецмашина может чистить проезжуючасть со скоростью 40 км/ч. Благодаря мощному ножу из износостойкойстали, расположенному под фрезернороторным оборудованием, одновременно с уборкой снежного покрова основным агрегатом – фрезой – происходитдополнительная зачистка дорожногополотна от остатков снега и льда.Установка предусматривает выбросснега как в правую, так и левую стороны по ходу движения спецмашинына расстояние до сорока метров. Дальность выброса можно регулировать,для этого поворотный выброснойпатрубок, установленный на корпусеротора, поворачивается в вертикальной плоскости на угол до 180градусов. Если на машинахкоммунальных и дорожныхак уж повелось, что мощныемашины, предназначенные для коммунального хозяйства и дорожных служб, как правило, выпускаются на специальномшасси. Однако у российских автозаводов,и в частности КАМАЗа, имеются модели машин, способные на равных тягаться со специальной техникой, приэтом они адаптированы под спецоборудование. Автомобильные шассисохраняют приемлемую цену и доступны для компаний,специализирующихся насоздании спецтехники. Инженеры фирмы «КоминвестАКМТ» в качестве основы своейфрезерно-роторной снегоуборочной машины ДЭ-210БФ использовали двухосный КАМАЗ 54601-60.Передний мост рассчитан на большие нагрузки и может без какоголибо ущерба восприниматьбольшой вес. Фрезернороторный рабочий орган совместного производства норвежскойкомпании Overaasen ироссийской «КоминвестАКМТ», приводимый отсилового модуля моделиTV-360H, установлен нашасси КАМАЗ 54601-60, вернее, прикреплен к его переднейпривалочной плите. Масса фрезернороторного рабочего органа составляет2750 килограммов. Благодаря специаль-2012СЕНТЯБРЬРЕЙС 107 СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДСтальной бак подвешен на четырехмощных ленточных хомутахТопливный бак шасси закрыт мощнымстальным отбойникомАвтомобиль может как чистить дороги,так и обрабатывать их реагентамиГидроаппаратура выполненаиз коррозионностойких сплавовМНЕНИЕАНДРЕЙ ЕРОХИНтехнический специалисткомпании «КоминвестАКМТ»– Многофункциональная машина ДЭ-210БФ на сегоднясуществует в единственном экземпляре, но то, чтоее мелкосерийное производство будет налажено всамое ближайшее время,сомнений не вызывает. Так,нашей спецмашиной заинтересовались дорожныеи коммунальные службы города Сочи, ведь в отличиеот относительно тихоход-108 РЕЙС СЕНТЯБРЬАвтономный двигатель привода рабочего и вспомогательного оборудованиямонтируется на задней части рамы автомобильного шассипредприятий шнекороторное рабочее оборудование устанавливаетсяв основном на подвески традиционной конструкции, то примененный наДЭ-210БФ рабочий орган, как мы ужеупоминали выше, имеет возможностьподниматься с помощью специальнойкаретки на высоту до 1300 мм, что позволяет технике пробивать даже мощные завалы.Несмотря на то, что двухосное шассиКАМАЗ 54601-60 обладает относительно короткой базой – 3950 миллиметров – и позволяет машине без особыхпроблем маневрировать на довольноузких городских улицах, применятьтехнику в населенных пунктах нельзя,так как при попадании летящего снегана оконные стекла они будут разбиты.Поэтому основное предназначение ма-ной специальной техники,например, фронтальногопогрузчика с фрезернороторным снегоочистителем аналогичной мощности и производительности,она быстро перемещаетсяс одного объекта на другой.Скорость реагированияна нештатную ситуацию,например, при схождении снежной лавины,увеличивает шансы спастижизни людям, попавшимв снежный плен. Замечу,что благодаря полномуприводу и автоматическойтрансмиссии с гидромеханической передачей по2012своим тяговым характеристикам спецмашинавплотную приближаетсяк колесному трактору, а значит, при необходимостивместо мощного фрезернороторного рабочегооргана на его монтажнуюплиту можно подвесить итяжелый снежный отвал.Такой позволит производить расчистку дороги, накоторую вместе со снегомлавина вынесла и камни.Последние при попадании в шнекоротор могутпривести к его поломке,несмотря на достаточноэффективную системушины – уборка федеральных дорог, научастках большой протяженности, гдеотсутствуют стоящие в непосредственной близости к проезжей части зданияи сооружения.Мощную технику в городе допускается применять только в крайнемслучае, например, при чрезвычайныхситуациях, когда на регион обрушиваются сильнейшие снежные циклоны.Чтобы снизить ударную нагрузку отлетящего снега, спецмашина должна идти на «ползучих» передачах,а фрезерно-роторное оборудованиеработать на самых малых оборотах –благо такие режимы трансмиссиии управления силового привода установки предусмотрены конструктивно. Разумеется, регулировка дальности выбросазащиты в виде предохранительных муфт, разрывающую поток мощности,идущий на приводной вал.Высокая производительность фрезерно-роторнойустановки делает машинупривлекательной и в качестве аэродромной техники.Особенно актуально применение машин ДЭ-210БФв северных регионах, гдеавиационное сообщениечасто прерывается из-заснегопадов. Применениеотдельного силовогоагрегата для привода рабочего и вспомогательногооборудования позволитне просто убрать снегс взлетно-посадочнойполосы, а очистить ееповерхность до требуемогоуровня качества, обработать различными составами. Благодаря мощнойгидросистеме, способнойполноценно питать всехсмонтированных на шассипотребителей одновременно, необходимыедля обслуживания взлетнопосадочной полосы технологические операции могутбыть проделаны за одинпроход техники. Это значительно сократит времяподготовки аэропорта. СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДснега также должна быть установленана минимальном значении.Снегоочистительное оборудованиеДЭ-210БФ в обычных условиях можетбыть использовано в городских условиях только для загрузки снега в транспорт, для чего поворотный выброснойпатрубок снабжен гидравлически регулируемой заслонкой. Загрузка 10-тонного кузова производится за одну минуту при общей производительностимашины до 22 000 т/ч.В качестве основы для спецмашины был взят двухосный грузовик КАМАЗ 54601-60, имеющий усиленныемосты и рессорную подвеску производства немецкой фирмы MAN.Подобные агрегаты применяются настроительных самосвалах данногоавтопроизводителя и хорошо зарекомендовали себя в российских условиях эксплуатации. Мощная ходоваячасть позволила не просто обеспечитьбольшую грузоподъемность шасси, что важно для установки на неготяжелого специального оборудования, но и, что не менее важно дляспецмашины, добиться практически идеальной развесовки по осям –50х50. Такими характеристикамиобладают по большей части специальные шасси, изготавливаемые длятехники двойного назначения. В нашем случае речь идет об автомобильном шасси, которое не только дешевлев производстве, но и проще в обслуживании, ремонте, эксплуатации.Одно из технических решений,позволяющих работать с мощнымнавесным рабочим оборудованием,как, например, упомянутым вышефрезерно-роторным рабочим органом, – его привод от силового мо-дуля TV-360H. Силовая установка –а в нашем случае это дизель CumminsL360 20 – российского производства,мощностью 355 лошадиных сил, работает исключительно на гидросистему спецмашины. Он не простогарантированно обеспечивает требуемой мощностью гидропривод,в который включены одновременно несколько различных установок,а разгружает двигатель шасси, продляя тем самым его ресурс. Традиционная схема предыдущих снегоочистителей предусматривает приводгидронасосов от ДВС шасси или коробок отбора мощности. Дополнительный двигатель смонтирован на задней части рамы грузовика и являетсядля машины противовесом трехтонному фрезерно-роторному рабочемуоргану, что опять-таки позволяетдобиться идеальной развесовки поосям. Часто в качестве противовесаприменяются наборы из чугунныхплит, монтируемых на специальныхкронштейнах к задней траверсе рамы– здесь этого не требуется.Конечно, наличие двух силовыхагрегатов приводит к удорожаниютехники. Особенно если принять вовнимание то, что для движения машины необходимо 10-15% мощностиДВС, а остальная может использоваться для привода рабочих механизмов.Так-то оно так, только с оговоркой:речь идет о рабочем оборудованиималой и средней мощности, одной,максимум двух одновременно работающих установках. Если же на машинестоит мощное оборудование, для питания которого требуются гидронасосы высокой производительности, то альтернативыПривод ротора снегоочистителя –мощным гидромоторомТопливный фильтр-сепараторсбережет топливную аппаратуру110 РЕЙС СЕНТЯБРЬ2012Технические характеристикиКолесная формула/ведущие колеса4х4/всекабина над двигателем,Схема компоновкив передней части установлентранспортного средства фрезерно-роторный рабочийорганИсполнение загрузочсиловой модульного пространствацельнометаллическая,Кабинадвухдверная, двухместная,откидывающаяся впередГабаритные размеры, ммдлина9503ширина2850высота3900База, мм3950Колея передних/2072/1804задних колес, ммМасса транспортногосредства в снаряжен17325ном состоянии, кгПолная массатранспортного средства17400(техническидопустимая), кгМаксимальная нагрузка, кгна переднюю ось8800на заднюю ось8600КАМАЗ 740.60-360Двигательчетырехтактный,дизельный, с турбонаддувомКоличествои расположение8, V-образноецилиндровРабочий объем11760цилиндров, см3Степень сжатия16,8Максимальнаямощность, кВт при265 при 1900об/минМаксимальныйкрутящий момент,1570 при 1300Н.м при об/минТрансмиссиягидромеханическая6HP 602 ZF, автоматическая,Коробка передачшестиступенчатаяZF Steyr, VG-2000/300механическаяс цилиндрическимРаздаточная коробкаблокируемым межосевымдифференциаломпланетарного типаПередаточное число5,330главной парызависимая, на двухполуэллептических рессорахс гидравлическими телескоПодвеска передняяпическими амортизаторамис резиновыми буферамиограничения ходазависимая, на двух полуэллептических рессорахи дополнительными рессоЗадняя подвескарами с гидравлическимителескопическими амортизаторами со стабилизаторомпоперечной устойчивостиRBL, C700 VW 717-115(717-014) типа «винт –Рулевой механизмшариковая гайка –рейка – сектор»пневматическая,двухконтурная,с разделением контуров поТормозная системаосям, АБС, тормозные механизмы всех колесбарабанного типаВспомогательнаямоторныйтормозная систематормоз-замедлительШиныпередней оси385/65R22,5задней оси315/65R22,5Индекс нагрузки шины160и 154/149передней/задней осиИндекс скорости шиныJ/Mпередней/задней осиДополнительноедва проблесковых маячкаоборудованиеоранжевого цвета СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДТехнические характеристикиВедущий мост производства немецкой компании MAN имеет блокировкудифференциала, повышающую проходимость машиныприводу в виде отдельного моторанет. Кроме того, на вспомогательныйдизель технически проще навеситьнесколько гидравлических насосов,каждый из которых будет работать насвой контур (оборудование), чем осуществить их привод от ДВС или КППшасси. Наличие на шасси нескольких мощных гидравлических контуров дает возможность смонтироватьна автомобиле целый комплекс поуборке дорожного полотна, которыйможет включать в себя подметальные щетки, косилки для приведенияв порядок обочин, мощные гидроножницы и пилы для обрезки кустарников, нависающих над дорогой ветокдеревьев, системы мойки и обработки дорожного покрытия реагентами.В последнем случае баки, предназначенные для различных жидких реагентов, размещаются на раме шассимежду кабиной и силовой установкойпитания приводов, что опять-таки ненарушает развесовку машины. Возможности машины могут быть расширены путем монтажа на шассикрюкового погрузчика («мультилифта»), с помощью которого можно засчитанные минуты менять рабочееоборудование. Таким образом, особенности шасси КАМАЗ 54601-60 будут использованы эксплуатирующейорганизацией в полной мере. Так,после зимнего сезона на платформу можно установить комплекс дляямочного ремонта дорог или даже бетоносмесительную установку.Как известно, каждый вид оборудования предъявляет к шасси своитребования, в частности, по скоростипередвижения. Для обеспечения широкого диапазона рабочих скоростейдвигатель шасси, хорошо зарекомендовавший себя КАМАЗ 740.60-360,конструкторы агрегировали с автоматической шестиступенчатой коробкой ZF-Ecomat 6HP602. Благодарягидромеханической передачи крутящий момент передается на колеса безразрыва потока, что позволяет полноприводной машине уверенно передвигаться по дорогам с различнымпокрытием и обеспечивать максимально возможную тягу, ограниченную лишь коэффициентом сцепления колес с опорной поверхностью.Передняя подвеска шасси нанадежных многолистовых рессорахЗадний мост имеет мощныйстабилизатор поперечной устойчивости112 РЕЙС СЕНТЯБРЬ2012Никита ФедюнинФото авторадизельный Cummins L360 20жидкостного охлаждения,6-цилиндровый, турбироДвигательванный, с интеркулером,объемом 8,9 л, мощностью265 кВт (355 л. с.) при 2200об/мин, стандарта Евро-3Объем топливного бака10 литров, 2 бакаА·ч, две аккумуляЭлектрическая система 24 В, 110торные батареигидромеханическая: двигаСхема приводатель – гидронасос – гидроморабочего органатор – редуктор – ротор – кардан – T-редуктор – фрезаШирина уборки2850 ммВысота уборки1300 ммПроизводительностьдо 3000 тонн/ч900 мм, диаметр ротора1170Диаметр фрезыммВес рабочего органа2750 кгРазмер рабочего1920х2850х1880 мморгана (д/ш/в)Вес силового модуля2500 кгРазмер силового1427х2327х1952 мммодуля (д/ш/в)Задняя подвеска имеет как основнуюрессору, так и подрессорникЗаменить фильтр гидравлическойсистемы – пара пустяковКронштейны закреплены на рамешасси мощными болтами