44
45
46
47
48
50
52
54
56
57
58
60
62
АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫНИКОЛАЙМОРДОВЦЕВзам. главногоредактора44РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012 НОВЫЙУРОВЕНЬJAC HFC3252KR1В кризис деятельность многих продавцов китайских грузовиков поутихла,но сейчас опять растет спрос на тяжелые самосвалы – вслед появляетсяи предложение. Знакомимся с самосвалом JAC HFC3252KR12012 СЕНТЯБРЬРЕЙС45 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫТехнические характеристикиМодельJAC HFC3252KR1 6х4Длина, мм (при базе 3290/4350)7650/8960Ширина, мм2500Высота, мм (зависит от кузова)3330-3500База, мм3290/4350Объем кузова, м316Снаряженная масса, кг13 350Полная масса, кг26 650Нагрузка на оси, тоннн/д(перед/задн)Maкс. скорость, км/ч (огранич.)80Weiсhai PowerДвигатель/ объем, лWP10.336N,Евро-3/ 9,8Мощность, л. с. при об/мин336 при 2200Крут. момент, Н.м при об/мин1250 при 1200-16009-ступенчатая,Коробка передачShaanxi 9JS150T-Bоднодисковое,Сцеплениедиафрагменное,диаметром 430 ммЗамедлительзаслонка на выпускесо ступичнымиредукторами,Ведущие мостыс блокировкамидифференциаловТопливный бак, л350барабанные с пневТормозамоприводом и ABSрессорная/Подвеска спереди/сзадирессорнаяШины12,00R20Цена, рублей, с НДС2 950 000Попробовать прочитать вслухполное название компанииJAC россиянину не всегда удобно: Anhui Jianghuai AutomobileCo., Ltd, но ничего не поделаешь –такие у них имена. У истоков компании находится автозавод «Цзянхуай» из города Хэфэй, провинцииАньхой – так надо читать. JAC одиниз крупнейших в Китае производителей автомобилей, государственнаякомпания, основанная в 1964 году.Ныне выпускает широкую гамму различных автомобилей: легковые, минивэны, внедорожники, автобусы ишасси для них, грузовые автомобилималой, средней и большой грузоподъемности, различные комплектующие иагрегаты. У компании JAC три научноисследовательских центра: один свой,китайский, в городе Хэфэй, второй – вИталии, и не где нибудь в Сан-Ремо, а вавтомобильной столице Апеннин – Турине, его открыли в 2005 году. ТретийНТЦ находится в Японии – в Токио…Его создали в 2006 году. Понятно, чтоне все тамошние инженеры работаютнад совершенствованием самосваловJAC, но все равно – впечатляет.Когдаприходится говорить об объемах производства той или иной китайскойкомпании, всегда поражаешься их масштабам. В 2010 году, когда бушевал мировой кризис и ведущие производителикоммерческих автомобилей в Европеи Америке снизили выпуск вполовину,а то и до трети-четверти от докризис46РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012ного уровня, компания JAC выпустила около полумиллиона автомобилей.И ведь их продали, а не заставили всюплощадь Тяньаньмэнь в ожидании покупателей…Небольшие – малые и среднетоннажные – грузовики JAC производятс использованием лицензий японскойIsuzu Motors. К ним на заводах JAC выпускают многие агрегаты, но с тяжелыми грузовиками ситуация несколько другая. Во-первых, у корпорации,видимо, не столь значительный опытв производстве автомобилей большойгрузоподъемности. В прессе есть сообщения, что JAC начал производствотяжелых грузовиков Gallop (это, видимо, название для местного рынка)в 2005 году. Во-вторых, у JAC в этомсегменте организовано типичное дляКитая автосборочное производство,когда закупают необходимые агрегатыи комплектующие у специализирующихся на их производстве местныхкомпаний. А таких в КНР более чемдостаточно. К примеру, по той же схеме собирают грузовики CAMC, но тотже Shaanxi мало того что обеспечиваетсвое производство ведущими мостами и коробками передач, еще и щедроделится ими со своими землякамиконкурентами. А холдинг Beiqi FotonMotor имеет свое производство дизелейCummins, которые поставляются дажев Россию, на Горьковский автозавод.Как говорят специалисты JAC MotorsRus, у JAC для тяжелых грузовиковналажено собственное производствокабины и рамы – остальное приобретается «на стороне». Только такая специализация вовсе не китайское изобретение. В СССР (не секрет, что в 50-60-хгодах именно советские специалистыпомогали китайцам создавать их автопром) также строились взаимоотношения между ЗИЛом и УРАЛАЗом,ЛАЗом, Кутаисским автозаводом,Уральским автомоторным, филиаломЗИЛа в Чите. А еще был ЯАЗ-ЯМЗ,МАЗ и КрАЗ, «Москвичи» ижевскиеи АЗЛК… Другой пример – один изкрупнейших в мире производителейагрегатов подвески и трансмиссии ZF.Да и в Америке на тяжелый грузовиклюбой марки могут установить по заказу перевозчика двигатель одного изтрех производителей-конкурентов:Сummins, Caterpillar или Detroit Diesel.Великое дело – специализация. Тяжелые самосвалы JAC появились в Россиив 2008 году, когда из-за строительногобума у нас раскупалась, как пирожки,любая аналогичная техника. Тогда ихввозили «серые» дилеры. Сейчас жекомпания JAC только начинает серьезную работу в России, на новом уровне создает дилерскую сеть. Однаков Интернете еще попадаются адресакомпаний, которые давно пересталипродавать эти самосвалы, а то и вовсенашелся продавец, который разместилу себя на сайте четырехосный самосвал КАМАЗ с рестайлинговой кабиной (даже не с новой «корейской»!), на JAC HFC3252KR1Двигатель с раздельнымидвухклапанными головками, с сухими гильзами.Простой и, как оказалось,надежныйСправа, за бампером, установлентеплообменник кондиционераУ турбокомпрессора надо следить засостоянием маслоподводящей трубкирешетке которой просто подрисовалибуквы JAC! Что уж говорить о снабжении запчастями, организации сервиса у такой компании, если нет дажефотографий для сайта… На редкостьинтересно и читать о продаваемом автомобиле у таких дилеров – там ляпна ляпе сидит… Поэтому обращатьсядля покупки самосвала все же лучшев российское представительство JACMotors. В Россию поставляются только самосвалы JAC HFC3252KR1 6х4полной массой 32,2 т, грузоподъемностью 26 тонн, четырехосных версийнет. Причем комплектные самосвалыс полностью китайской установкойперегоняют, допустим, в Москву, своим ходом, а шасси везут из г. Хэфэйчерез Манчьжурию по железной дороге. Если понадобится седельный тягач, то его придется заказывать. Одиниз вариантов кузова для самосвала –российский, производства компании«Мультитрак» объемом 16 м3 с передним расположением цилиндра, с гидравликой HYVA.ДвигательСреднетоннажные и грузовики малойгрузоподъемности, а также автобусыJAC могут оснащаться либо китайскими двигателями, изготовленными полицензии Nissan или Isuzu, либо дизелями компании Yuchai («Ючай»).Однако тяжелые грузовики JAC поставляются в Россию только с двигателями семейства Steyr WD615. Эти мото-ры распространены в Китае не меньше,чем у нас ЯМЗ, их ставят почти на всетяжелые грузовики разных местных марок, фронтальные погрузчики, грейдеры и другую спецтехнику, используюткак промышленные и судовые дизели. Производит эти дизели компанияWeichai Power, их ставят на IVECO LingYe и Shaanxi. Такие же моторы стоят ина HOWO, но у них свое моторное производство. В их основе действительнолежат лицензии на двигатели Steyr середины 70-х годов. Это рядные «шестерки» объемом 9,73 литра с диапазономмощности от 240 до 380 л. с. при 2200об/мин и моментом от 1000 до 1460Н.м при 1100-1600 об/мин. Исполненийпочти дюжина – постепенно увеличивают мощность на 10-20 лошадиных сил.На JAC HFC3252KR1 ставят моторы снастройкой мощности 336 лошадиныхсил – не так уж и много. Есть еще имоторы объемом 11,6 литра и мощностью до 420 л. с., но пока в России их невидно даже на выставках. До лета 2008года дизели шли только в исполненииЕвро-2, это значит, с механическимТНВД, турбонаддувом и интеркулером. Те, кто знает моторы MAN серииD25 середины 70-х или «икарусовские»двигатели RABA, увидят в конструкции«китайцев» много схожего. В чугунномблоке рядной «шестерки» установленысухие гильзы, поршни – цельноалюминиевые, хотя наверняка в них залитатермокомпенсирующая стальная вставка, а еще и чугунная для поршневыхкомпрессионных колец. Размерностьмоторов – 126х130 мм. Похоже, в этомже блоке собирают и 11,6-литровыйдвигатель, при том же диаметре поршневой группы ход составляет 155 мм.То есть радиус кривошипа коленвалабольше всего на 12,5 миллиметра, притакой разнице городить другой блокнет смысла. Головки для каждого цилиндра индивидуальные, двухклапанные – удобные при ремонте и относительно недорогие. Прокладки головоксделаны наборными, с пакетом тонкихстальных нержавеющих пластин, масляные и водяные каналы уплотненыбез каких-либо капризных резиновых«бочат». Крепление головок скомбинировано: есть четыре силовых болта,а рядом с ними по две шпильки М12.Говорят, не было случая, чтобы при работе двигателя «отстрельнула» головкаболта. Схема с раздельными головкамиподразумевает, что распредвал можетбыть установлен только в блоке, а клапаны открываются штангами через коромысла. Привод ГРМ – шестернямис передним расположением, причемраньше ТНВД приводился во вращение проходным валом пневматического компрессора. Вообще те, кто ворчитна возраст WD615 и, следовательно,его бесперспективность, не видел Steyrизнутри. Одной из конструктивныхособенностей этих моторов являетсяобщий корпус крышек коренных подшипников, выполненный в единой отливке. Иногда2012 СЕНТЯБРЬРЕЙС47 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫВоздушный фильтр расположен удачно, но очень важна его герметичностьХорошо вывели вверх воздухозаборник.Инструментальный ящик – «самопал»Для установки предпускового подогревателя нашли очень необычное местоРазместив патрубки интеркулера побокам, удалось бы поднять радиаторБак большой, круглый и алюминиевый.Вмещает 350 литров соляркиРасширительный бачок системыохлаждения установлен за кабинойтакой корпус еще называют «рамой».Очень редкое решение, но способное значительно увеличить жесткостьнижней части блока и потому свойственное наиболее современным дизелям: IVECO Cursor, пятицилиндровым9-литровым двигателям Scania и новым16-литровым V-8 MAN. Так вот парадоксально сочетаются в моторах Steyr:сухие гильзы, присущие дизелям с невысокой форсировкой, и жесткий блок,способный выдержать гораздо большийуровень мощности, чем есть сейчас.Интересно, что китайский Steyr высокооценили в Белоруссии, эти двигатели,дополняя ярославские, одно время шлина комплектацию четырехосных самосвалов МЗКТ.Однако вечных двигателей не бывает, и у Steyr WD615 есть свои болезни.К примеру, турбокомпрессор. На егочугунном корпусе отлито Holset. Этоназвание английского подразделенияCummins, специализирующегося навыпуске ТКР, но этот сделан в Китае, намоторном заводе DongFeng. На HOWOтрубка подвода масла к турбокомпрес-сору сделана из стали, и при этом онашовная. Бывает, от вибраций чуть расходится шов, и начинает сопливитьсямасло. Если не обращать внимания наутечку, трещина может увеличиваться,а то и полностью лопнет трубка. Масломожет попасть на раскаленную улиткутурбокомпрессора и загореться. Есливозгорания не произойдет, но водитель не заметит лопнувшей трубки –от масляного голодания мгновенновыйдет из строя подшипник турбины,а если масло выгонит из двигателяполностью, то и до стука шатуна недалеко. Конечно, треснувшую трубкуможно своевременно снять и запаятьлатунью, но лучший вариант – поставить медную трубку, уж она-то будетнадежна. Бывают случаи, обрываеткрепеж компрессора к передней крышке двигателя, там по периметру всегосемь болтов М8, так что их надо контролировать особо.Еще одна болячка Steyr связана с приводом ТНВД отколенвала компрессора, то есть на техмоторах, которые были в исполненииЕвро-2. Там приводная шестерня наде-та на конус вала, на который нанесенфиксирующий герметик и притянутагайкой, а вот шлицев или шпонки нети в помине. Подобным образом сделано крепление шестерни на распредвале дизелей Volkswagen. Но на Steyrнагрузка на соединение достаточносерьезная, и бывает, шестерню проворачивает на валу. Сбивается установкаопережения впрыска, и двигатель глохнет. Такой проблемы нет на двигателяхWP10, которые устанавливают на JACHFC3252KR1. И не потому, что JACлучше, чем HOWO, а потому что длядостижения уровня Евро-3 семействомоторов Steyr WD615 модернизировали. В частности, отказались от механических ТНВД, перешли на CommonRail, а там насос работает ровно, безтой цикличности нагрузок, которая современем ослабляет соединение приводной шестерни с валом у WD615или обрывает привод на камазовскихмоторах с насосом Bosch. Кроме того,австрийско-китайский дизельблагодаря Common Rail сталэкономичнее и тише работает.48РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫМНЕНИЕВодителю удобно контролировать уровень масла, но он жалуется на жесткое, неподрессоренное сиденье, на шины ведущих мостов с мелким дорожным рисункомДополнительного топливного фильтра –отстойника нет. Есть только эти фильтрыЭто топливный насос высокогодавления системы Common RailСама топливная аппаратура на WP10 –лицензионная Bosch, не только по JAC,но и по другим самосвалам на нее нетособых нареканий.Интересно, что про моторы WP10в исполнении Евро-3 в Интернете«продвинутые» дилеры пишут: «экологически безвредный мотор»… Между тем российским перевозчикам уженадо думать о Евро-4, так вот такиемоторы есть и у Weichai Power, они совпрыском мочевины – то есть с AdBlue.Кроме Styer WD615, он же WP10,на самосвалы JAC HFC3252KR1, поставляемые в Россию со следующего,2013 года, будут устанавливать дизели Cummins мощностью до 420 л. с.,причем, возможно, коробка передачбудет производства ZF. А это получается уже совсем другой автомобиль.Напомним, компания Cummins в отличие от Weichai Power очень серьезно обосновалась в России. В ее активе– совместное предприятие с «КАМАЗом» в Набережных Челнах, партнерство с «ГАЗом», «ПАЗом», челнинским«РИАТом».На JAC HFC3252KR1 установлен алюминиевый топливный бак непривычной уже круглой формы, причем пообъему он гораздо больше 165-литровых кразовских «бочек». В единственный резервуар JAC влезает 350 литровсолярки – вполне хватит на смену с интенсивной работой. Однако фильтраотстойника с подогревом какого-нибудькитайского аналога Separ на самосваленет. Видимо, о его установке должныподумать дилеры.Помочь в морозы запустить двигатель и сохранить его ресурс долженпредпусковой подогреватель мощностью 20 кВт. Он тоже китайского производства. Безусловно, полезная вещь,только смонтирован странно – за кабиной, практически сверху рамы. Не понятно, установлен ли на этой автономке циркуляционный насос – наверное,есть, но подогревать масло в поддонедвигателя отработавшими газами откотла не получится. Этот «газопровод»слишком короток. А на месте обычнойустановки подогревателя, под правымпередним углом кабины, у JAC уста-50РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВгенеральный директорООО «Инжсетьстрой», Москва– Наша компания существует с 2005 годаи специализируется на строительстведорог и инженерных коммуникаций. Длявыполнения этих работ мы имеем около 20единиц различной спецтехники, в их числеи самосвалы. Раньше эксплуатировалисамосвалы МАЗ, где -то четыре-пять летназад в дополнение к ним купили на пробукитайский самосвал CAMC. За это время онпрошел у нас около 100 тысяч километровбез каких-либо серьезных поломок. Машинапонравилась и ресурсом, и возможностями.Решив приобрести в этом году еще одинсамосвал, сначала думали купить тожеCAMC, но на них поднялась цена. Поэтомув марте 2012 года взяли самосвал JACHFC 3252 KR1. Автомобиль сопоставим погрузоподъемности с САМС, но с несколькодругими агрегатами. Машина понравиласьи ценой, но пока рано говорить о серьезномопыте эксплуатации – пробег на конец августа составляет всего 13 тысяч километров.Будем надеятся, что JAC будет работать нехуже, чем CAMC. Пока он показал себя какболее экономичный грузовик: если летомна CAMC мы списываем 50 литров соляркина 100 километров при езде по Москве, тона JAC установили норму в 40-45 литров насотню. Из явных недостатков – мал межсервисный пробег, 10000 километров, притом что рекомендовано применять дорогоеимпортное высококачественное масло. Натаком масле можно было бы установитьминимум 15 тысяч километров.новлен теплообменник кондиционера.Значит, здесь что-то надо менять. Каквыход – можно напомнить специалистам JAC Motors Rus, что есть подогреватели устанавливаемые за бампером.Все же наши перевозчики уже не хотятотказываться ни от кондиционера, ниот предпускового подогревателя.Аккумуляторные батареи установлены практически в открытом ящике, нообещают ставить новую пластмассовуюкрышку, которая убережет АКБ от грязи, пыли и воды. Генератор приводитсянадежным поликлиновым ремнем, а длякомпрессора кондиционера используютобычный «клин», причем второй ручейна шкиву не используется. Патрубкиинтеркулера расположены сверху верхнего бачка радиатора, а не сбоку, поэтому радиатор опущен немного ниже, чемхотелось бы нашим перевозчикам. Длязащиты от повреждений радиатор и теплообменник кондиционера снизу прикрыт не симметрично расположеннымстальным коробом. Именно коробом, а не «лыжей», которыйзакреплен на раме. Однако се- АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫУправление коробкой передач – комбинированное. От рычага в кабине идутдве тяги, затем, вдоль лонжеронов рамы, к коробке подходят два тросаНадо хорошо следить за состояниемчехлов на тросах коробкиВедущие мосты – лицензионные, отавстрийских тяжелых грузовиков SteyrКоробка Eaton снизу закрыта от повреждений и грязи небольшим экраномСтупичные планетарные редукторы –то что нужно тяжелому самосвалурьезно рассчитывать на него не стоит –сталь тонкая. А если забуксовать в грязистройплощадки, при движении заднимходом он будет черпать грунт, словноковш скрепера, но недолго. Выдрать такую защиту можно совершенно свободно. Зато перед радиатором установленаочень полезная сеточка от мошкары.Периодичность замены масла составляет 10 тысяч километров, летом рекомендуют применять вязкостью 10W40:Ligui Moly Super Leicht-lauf S, BP Visco3000, Shell Helix plus, Elf Com-petitionSX, Agip 2000 GPX, Esso ultra oil X, MobilSuper Formula. Или масла других производителей, соответствующие классамCF-4, CG-4, CH-4, CI-4 по классификации API и Е3-96, 4-99, 5-02 по классификации ASEAнавливают лицензионное немецкойфирмы Sachs, входящей в состав ZF, начто указывают буквы в обозначенииGF или F&S. Это современное однодисковое сцепление оттяжного типа,диаметром 430 мм с диафрагменнойпружиной. Кроме JAC и HOWO такоесцепление устанавливают еще и на двигатели Cummins китайских самосваловCAMC и DongFeng. На машинах прежних лет выпуска с двигателями Евро-2могло встречаться тоже однодисковоесцепление, но диаметром 420 мм, с корзиной нажимного типа, переферийными пружинами и лапками. Подобноесцепление устанавливалось на венгерских автобусах Ikarus. В приводе сцепления разных лет выпуска возможныдва варианта установки ПГУ. Первый –нижний, и потому неудачный – применялся на автомобилях первых серий.Усилитель устанавливали ниже лонжерона рамы, за задним кронштейномпередней рессоры. Его шток быстрозарастал грязью, и сцепление в самыйнеподходящий момент начинало пробуксовывать. Если водитель при первыхпризнаках буксования не очищал штоки продолжал движение, то сцеплениескоро сгорало. На более поздних сериях ПГУ смонтирован сверху коробкии меньше подвержен загрязнениям.На JAC HFC3252KR1 устанавливают 9-ступенчатые коробки, изготавливаемые в КНР компанией Shaanxi полицензии американской Eaton Fuller.Эти коробки еще называют FastGear.Есть несколько моделей: 9JS119, 9JS135,9JS150 и 9JS180. Три последние цифрыобозначают величину момента двигателя в кгс. м, на большегрузных «китайцах» в основном устанавливают коробку модели 9JS150. По конструкции этиКП схожи. Основная коробка сделана4-ступенчатой, далее количество передач увеличивает в два раза смонтированный сзади планетарный демультипликатор, и еще есть самая низшаяступень – ползучая, «черепаха». Интересная особенность конструкции этихкоробок – два горизонтальных промежуточных вала. Поток мощности с первичного вала раздваивается на промежуточныеТрансмиссияКомпания JАС выпускает сама для своих сборочных конвейеров различныеагрегаты трансмиссии и продает их надругие автозаводы Китая, но эта практика не распространяется на тяжелыегрузовики. Поэтому сцепление уста52РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫМНЕНИЕВедущие мосты держат сверху и снизу реактивные штанги с сайлентблоками.Они не требуют никакого обслуживания и должны быть долговечнымиГайки стремянок придется подтягиватьтолько с осмотровой канавыУ шин ведущих мостов протектор плохоприспособлен к работе в песке и грязивалы и соединяется на вторичном валеи дальше передается на демультипликатор. Благодаря двум промвалам меньшенагружены подшипники и зубчатое зацепление шестерен, и есть возможностьсделать коробку несколько короче. Ещеодна особенность этих КП – в основнойкоробке нет синхронизаторов, вилкипередвигают блокирующие муфты, какэто было сделано на несинхронизированных коробках ГАЗ-53. Но в отличиеот карбюраторных моторов у дизелярабочий диапазон оборотов достаточноузкий, разница при переключении передач порой не выше 500 об/мин, и переключаться с такой коробкой удаетсядостаточно легко, а если привыкнуть,то и без треска, но несколько тяжелее,чем на коробках ZF. Однако все же одинсинхронизатор в этой коробке есть –большой, в механизме управления демультипликатором. Напомним, что нанесинхронизированных коробках EatonFuller американских грузовиков на первичном валу установлена небольшаяфрикционная муфта. При выжиме педали сцепления она притормаживалапервичный вал и находящиеся в зацеплении с ним промежуточные валы,тем самым обеспечивая безударноевключение требуемой передачи. Китайцы упростили лицензионную коробку.Разные китайские производителигрузовиков делают разные механизмыуправления КП. У Shaanxi к коробкеидет жесткая тяга, у DongFeng – телескопическая тяга-удочка, на CAMCи IVECO Ling Ye – путаная система тяги рычагов, у HOWO – на тросах. У JACуправление коробкой можно назватькомбинированным. От рычага переключения до лонжеронов рамы (с учетом того, что кабина, естественно,поднимается) применена система тяги рычагов, а потом до кулисы коробкиидут два троса. Получается довольночеткое и легкое переключение передач,но по схеме 2Н, хотя пневмоклавишадля переключения диапазонов демультипликатора лучше и удобнее. На самосвалах HOWO с двигателями в исполнении Евро-3 китайцы измениликонструкцию нижней траверсы крепления коробки пере-54РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012ИВАН САВЕЛЬЕВисполнительныйдиректорJAC Motors RUS– Компания JAC Motorsявляется одним из лучших китайских автопроизводителей, неуклонноповышающих качествосвоих автомобилей.Подтверждение тому –высокий уровень экспортных поставок в Латинскую Америку, Азию, Африку, Австралиюи на Средний Восток, контракты на поставкутехники в китайскую армию, а также для муниципальных учреждений Пекина, Шанхая идругих китайских городов-мегаполисов.Россия рассматривается компанией JACMotors как важнейший и перспективныйрынок, поэтому в 2012 году была созданакомпания JAC Motors RUS, ставшая эксклюзивным импортером и дистрибьюторомпродукции автоконцерна JAC на территории России. Ранее, до кризиса, по рядупричин компания JAC была не в состояниисерьезно выйти на российский рынок. Процесс становления, конечно же, затянулся,но у нас появился столь необходимый опыт,ресурсы, выстроены взаимоотношения снашими партнерами, появился системныйподход к продвижению марки JAC. Сейчасважнейшее направление в нашей работе:сервисное и гарантийное обслуживание,обеспечение перевозчиков и дилеров необходимыми запчастями, обучение дилеров,техническая поддержка. Важно отметить,что вся представленная линейка грузовиковJAC имеет сертификаты соответствия дляроссийского рынка. В 2012 году мы началис продаж тяжелых грузовиков, но скороначнем реализацию средних и легких грузовиков, а также легковых автомобилей. Мыучитываем все замечания по эксплуатацииреализованных нами грузовиков, стремимся оперативно вносить корректировкив спецификации завода-изготовителя приобновлении модельного ряда. Несомненно,важнейшим этапом в развитии поставок вРоссиию автомобилей JAC станет введениев РФ экологических норм Евро-4, к этомувремени мы планируем вывести на российский рынок ряд существенно модернизированных и абсолютно новых автомобилей.В перспективе мы планируем открытьдилерские центры во всех регионах России.Пока, на первом этапе, сделали ставку накрупнейшие города и наиболее значимыерегионы: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Уфа, Челябинск, Новосибирск, НижнийНовгород. Затем – Иркутск, Саратов, Екатеринбург, Тюмень, Красноярск… У компаниисуществует набор единых стандартов дляработы с дилерами, включающими в себятребования по формату салона, сервиснойзоны и т. п. Одним из главных требований кдилеру является наличие у потенциальногопартнера возможности наладить полноценное гарантийное и послегарантийноеобслуживание. Компанией JAC Motors RUSформируются складские запасы запчастейдля обеспечения работы сервисных центров. АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫдорогу, водитель может забыть выключить блокировку. В таком случае в межосевом дифференциале разрушаетсякрестовина сателлитов, обломки попадают под зубья шестерен цилиндрической пары, они тоже выкрашиваются.Так из-за копеечного датчика автомобиль может надолго встать к забору.ХодоваяТормозные камеры ведущих мостов спрятаны в глубине рамы. Здесь ихне повредить ни в колее, ни при маневрировании на строительной площадкеВтулки стабилизатора сделаны изполиуретана. Долговечный материалФонарь бережет не столько решетка,сколько противоподкатный брусдач. Раньше бывало у нее лопалиськронштейны. Теперь усилили и кронштейны, и саму траверсу сделали изтолстостенной трубы. Видимо, что-топодобное сделали и конструкторы JAC,но убедиться в этом не удалось.На JAC HFC3252KR1 колесной формулой 6х4 в трансмиссии нет раздаточной коробки – редуктор среднего мостасделан проходным, поэтому кардановвсего два. При такой схеме вибрациималовероятны или, при износе валов,минимальны. У мостов мощные стальные литые балки, по такой же технологии делают оси на европейских самосвалах. Дело в том, что на большинстве«китайцев» ведущие мосты изготавливают по лицензии Steyr. В Поднебесной«раздраконили» на ингредиенты грузовик Steyr серии 91, который австрийцывыпускали с 70-х по середину 80-х годов, и потом с невероятной плодовитостью начали тиражировать его агрегатысразу на нескольких своих автозаводах.Главная передача – разнесенная, со ступичными планетарными редукторами.Они позволили серьезно разгрузить по-луоси от крутящего момента и увеличить дорожный просвет под картерами.На крышках планетарных ступичныхредукторов ведущих мостов HOWOесть логотип CNHTC, точно такие жемосты стоят на Shaanxi и DongFeng, ноу JAC HFC3252KR1 крышки гладкие– без «опознавательных знаков». Специалисты JAC Motors RUS утверждают,что мосты действительно «штаеровские», а делают их на заводе Ankai AXLECompany, который входит в состав JACGroup. Передаточные числа могут бытьв двух вариантах: 5,73 и 6,72. Разницав «единицу» – велика. Мост с меньшимпередаточным числом нужен самосвалу, который будет больше работать натрассе, чем ползать по карьеру на плечев один километр.Хорошим подспорьем в работе самосвала являются межосевая и межколесные блокировки дифференциалов, нонадо следить за датчиками включения.Они могут отказывать из-за сырости– включилась блокировка или нет, водитель порой и не знает. Выбравшисьна груженой машине из грязи на сухую56РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012«Рама грузовика создана из двойного вложенного металлопрофиля«швеллера», прессованная за одинпроход» – такая фраза о китайскомсамосвале висит где-то в глубинах Интернета. Это о раме, которая сделана посхеме «лонжерон в лонжероне», с ровным во всю длину профилем. Как и увсех китайских производителей тяжелых самосвалов, рама JAC HFC3252KR1именно такая, но несколько отличаетсяразмерами. У компании JAC есть супермощный японский пресс Kawasakiна 6 тысяч тонн, поэтому отштамповать нужный профиль не проблема.Говорят, что рамы тяжелых грузовиковдаже экспортируют в Японию. У JACHFC3252KR1 высота профиля 320 мм,полки по 100 мм, суммарная толщиналонжеронов около 16 миллиметров,но высота профиля разная. Впереди,на длине от бампера до кронштейновамортизаторов передней оси, лонжероны примерно на треть ниже. Тем самым уменьшают «рост» самосвалу – ноон и без того немаленький. Напомним,рамы «лонжерон в лонжероне» есть почти у всех «европейцев» – для наиболеетяжелых условий эксплуатации. У китайских самосвалов, хотя их и перегружают нещадно, к рамам претензий нет.При монтаже российской самосвальнойустановки номерной знак прикручен,как когда-то на КрАЗ-256Б, на последней траверсе рамы – повредить илипотерять его невозможно. А еще естьрешетки на фонарях, однако их забылисделать легкосъемными. Хорошим подспорьем установщикам самосвальныхкузовов являются две длинные и широкие стальные пластины, приклепанныек боковым поверхностям лонжеронов.Они увеличивают прочность креплениянадрамника самосвальной установкик раме автомобиля. Кроме как у «китайцев», и то не у каждого, такой «фишки»нигде не увидишь…Подвеска этого JAC – только рессорная (похоже, другой подвескикитайцы не знают). Задниерессоры, несмотря на толщину DAF Trucks RusУспешный стартРекламаГрузовые автомобили DAF давно известны российскимперевозчикам, правда, до недавнего времени в России небыло официального представительства DAF Trucks N.V.(DAF Trucks N.V. - дочернее предприятие американскойкомпании PACCAR Inc, одного из крупнейших производителей большегрузных автомобилей - является лидером впроизводстве автомобилей малой, средней и большой грузоподъемности, в прошлом году доля DAF на рынке Евросоюза составила 15,5% в категории транспорта грузоподъемностью более 15 тонн). В мае прошлого года компанияDAF Trucks открыла маркетинговое и торговое представительство в Москве с целью расширения своего присутствияна российском рынке. Произошедшие за это короткое время изменения - расширение дилерской сети DAF до тринадцати центров продаж и сервисных центров, открытиескладского комплекса PACCAR Parts в Москве недалекоот Шереметьево, реализовано более 3 000 грузовиков с мая2011 года - определенно, компания DAF Trucks Rus успешно начала работу.В условиях стремительно развивающегося российскогорынка грузовых автомобилей также растет спрос на грузовую технику западноевропейских производителей. По прогнозам, к 2015 году в сегменте тяжелых грузовых автомобилей будет зарегистрировано более 36000 единиц техники,по сравнению с 26000 в 2011 году. «Реализовав в России более 1500 автомобилей в 2011 году, компания DAF покрыладолю 6,9% на рынке европейских брендов, — сообщает АриХендрикс (Arie Hendrikx), директор DAF TrucksRus - В этомгоду наша цель увеличить долю рынка до 10%, что составляет примерно 2700 грузовиков».DAF Trucks поставляет на российский рынок автомобиль для дальних перевозок XF105 SpaceCab. «В РоссииXF известен как максимально комфортный для водителягрузовик, эффективный, надежный и в то же время потребляющий мало топлива, — комментирует Хендрикс. - Чтобы усилить наши позиции на рынке, в данный момент мыизучаем дополнительную возможность увеличения продажгрузовиков DAF серий LF и CF».В начале 2011 года дилерская сеть DAF в России состоялаиз двух центров продаж и четырех сервисных центров DAFв Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Смоленске.Компания DAF авторизовала дополнительно одиннадцатьновых дилерских центров продаж и сервисных центров нароссийском рынке. Руководство компании прилагает всеусилия для расширения дилерской сети, чтобы обеспечитьпервоклассный сервис для клиентов. На сегодня дилерыDAF представлены в Центральном регионе, Кировской,Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Астраханской,Ростовской, Волгоградской, Челябинской, Курганской областях, в Пермском крае, республиках Чувашия, Марий Эл,Мордовия, Татарстан, Удмуртия и Калмыкия. В ближайшеевремя планируется расширить сеть, создав новые дилерскиецентры на востоке и юге России. Список полноправныхдилеров, призванных осуществлять гарантийное и послегарантийное обслуживание, размещен на сайте www.daf.ru.Чтобы обеспечить оперативный сервис, PACCAR Partsосновал собственный центральный склад запчастей в Подмосковье.Открытие централизованного склада техники DAF является очередным этапом стратегии DAF на российскомрынке, призванной обеспечить:развитие и поддержку авторизованной дилерской исервисной сети в РФ;централизованные поставки техники и запасных частей DAF;повышение уровня удовлетворенности клиентов.Г-н Хендрикс отмечает: «Клиент всегда хочет использовать возможности своего автомобиля на все сто процентов.Поэтому максимальная доступность комплектующих DAFи сжатые сроки их поставки играют очень важную роль».8 августа 2012 года состоялась первая передача восьмигрузовых автомобилей дилеру с централизованного склада DAF в Москве. Проверены и отработаны все процессыразмещения заказа, проведения таможенной очистки, доставки на центральный склад компании, а также передачигрузовых автомобилей дилеру.В рамках развития складской программы ООО «ДАФТракс Рус» импортирует на территорию РФ свыше 170 единиц техники до 1 сентября 2012 г. АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫ«Ушастая» балка не способствуетувеличению клиренса самосвалаГоворят, что ГУР сделан по лицензииZF, но шильдиков на нем не видноПродольная рулевая тяга – с пробками.Можно подтянуть или всю перебратьУ передних рессор надо не ленитьсясмазывать пальцы и втулкилистов 25 мм, обычно применяемых напараболических рессорах, правильнеесчитать полуэллиптическими – здесьнабран пакет из 12 штук шириной 90миллиметров. В передних рессорах по11 листов, они немного тоньше, чемзадние. Ломаться при нормальной нагрузке не должны. Примечательно, чтона передних рессорах краской написано JAC, но не понятно, то ли тем самымподчеркивают, что сами делают рессоры, то ли китайский производительрессор так дополнительно страхуетсяот ошибки с поставкой… Для уменьшения кренов груженого самосвала напереднем и заднем мостах установленымощные стабилизаторы поперечнойустойчивости. Как и на всех китайскихгрузовиках, причем вне зависимостиот грузоподъемности, на JAC передние рессоры соединены с кронштейнами через пальцы и серьги, требующиесвоей порции смазки каждые 4-5 тысяч километров, а то и чаще. В штангахзадней балансирной подвески почтивсе шарниры выполнены на сайлентблоках, и потому обслуживать их ненадо. На чем вращаются балансиры –не понятно. Скорее всего на оси установлены конические втулки, причемкитайцы часто ставят стальные, а непластмассовые или бронзовые. Трение «сталь по стали» требует закалкиповерхности и хорошей организацииподачи смазки, но конус обычно делают с регулировкой шайбами, которыекомпенсируют износ.На JAC HFC3252KR1 применяютсябарабанные тормоза с пневмоприводом. Обычно у «китайцев» колодокхватает на 30-50 тысяч километров, барабаны служат до 100 тысяч, но многоезависит от условий эксплуатации и отводителя. Пневмоаппаратура лицензионная Wabco, естественно, китайскогопроизводства. Ранее возможны былипоставки самосвалов с тормозами безABS и, соответственно, рычагами разжимных кулаков без автоматическойрегулировки зазоров. Ныне на поставляемых в Россию грузовиках ABS и «автоматы» обязательны. Водителю проще управлять грузовиком на скользкойдороге, да и на сухом покрытии тормо-58РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012за эффективнее, а кроме того, не надолишний раз лезть под машину – подтягивать трещотки.В спецификациях по самосваламJAC пишут, что применяется гидроусилитель руля ZF, однако какой-либошильды на нем нет: ни европейской,ни китайской. Есть только отлитые накорпусе буквы «ZFLS», не встречавшиеся раньше на «китайцах». Странно,что рулевой механизм смонтирован нараме через дополнительную проставку,которая явно не добавляет жесткости.Возможно, ГУР все же лицензионный,а может, и нет… Во всяком случае, работает нормально, не сопливится «с нова»маслом, а для поворота руля, стоя напесчаной площадке, не надо постоянноподгазовывать. Еще одна особенностьрулевого управления – продольная тягас регулировочными пробками, которыми можно чуть поджать сухари, обжимающие сферу пальца. Кроме того,можно и заменить изношенные сухари, сам палец, не тратя денег на дорогостоющую тягу. Старая, провереннаявременем конструкция, к сожалению,редко теперь встречается. Есть масленки, через которые шарниры можно набивать смазкой. Если стоит хорошийчехол, узел будет почти вечным…Как и большинство китайских тяжелых самосвалов, JAC обут в шины размером 12,00 R20. Ширина 11 дюймов,или посадочный диаметр 22,5 дюйма,на грузовиках из Поднебесной встречаются редко. Рисунок протектораскорее дорожный, без выраженныхшашек, поэтому водители жалуются,что грузовик буксует в грязи. Для колесведущих осей протектор нужен более«зубастый». Говорят, что одна из особенностей китайской резины – оченьтонкие камеры. Поймав гвоздь, водитель часто и не пытается отдать камеруна вулканизацию, многие предпочитают сразу заменить ее отечественной.Наши хотя бы заклеить можно. Частомашины переобувают в отечественнуюрезину – ставят нижнекамскую КАМАИД-304 и КАМА ИД-310: на них и протектор хороший, и при правильной загрузке ходят вполне сносно.Самосвалу, как никакому другомугрузовику, нужны надежные буксирныеустройства, ведь шансы застрять одинаковы и в карьере, и на стройплощадке,а порой и просто на подъездной дороге. У JAC только одна буксирнаяпетля впереди, которая скрытазаглушкой бампера. Понадо- АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫМашина вовсе не низкая, но длясамосвала это очень хорошоУ водительского сиденья нет подвески – явная ошибка в спецификацииОт спальника в России никто неотказывался, даже на самосвале...В жизни интерьер выглядит не хуже,чем на этой фотографиибится тащить на жесткой сцепке – на«вилке», придется снимать бампер, навсякий случай – облицовку, а потом городить какую-то самодельщину. Сзадибуксирная петля висит постоянно, ноесли есть намерение зацепить к самосвалу прицеп, то траверсу под фаркоппридется серьезно усилить.лье «Бертоне» – хотя о полном сходствекабин говорить бесполезно: настолькоони разные. У JAC широкая кабина,внешними габаритами около 2500 мм,которая применяется даже на самосвале. Причем у нее есть ступеньки сзадидверей кабины – встав на одну из них,удобно контролировать загрузку кузова. Кабина еще и длинная – со спальником, со средней высотой крыши,то есть максимально просторная длягрузовика строительного назначения.От стекла одной двери до другого – 236см, от лобового стекла до задней стенки– 189 см, высота от пола до потолка –166 сантиметров. Конечно, в интерьересамосвала не может быть ровного пола– это же не седельный тягач. Кабина расположена высоко – от уровня земли допола 144 см, но все равно горб тоннеля уJAC выступает на среднестатистическиедля подобного грузовика 40 сантиметров. То есть высота шахты двигателявполне удобна, если не лазить каждыйраз на спальник. Под матрац отвеливполне достаточно места: длиной он 219см, шириной 65 см, но он здесь с «неды-КабинаВ основе кабин многих китайскихгрузовиков – лицензии, но творческипереработанные. Не важно какие: австрийские, немецкие, японские – илидаже шведская, от старой Volvo FL, которую ставят на HOWO. На тяжелыхгрузовиках JAC первоначально применялась кабина, разработанная в сотрудничестве с Hyundai, но с 2005 годаиспользуют кабину собственной разработки, которую спроектировали в итальянском НТЦ JAC в Турине. У этойсерии кабин есть свой номер – N944.Видимо, именно итальянцы придалифасаду JAC очертания, схожие со Scania4-серии, ведь для шведов кабину разрабатывало итальянское кузовное ате60РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012шащей» обивкой из кожзама и тонкимслоем поролона. Матрац лежит на отштампованной стальной полке, «вырастающей» из пола, что не добавит теплабокам водителя на зимней стоянке, однако и от такого спальника наверняканикто в России не откажется. Крометого, нет привычных по «европейцам»ящиков под спальной полкой. Зато натоннеле расположен объемистый ящикс крышкой, его внутренние размеры45х33х10 сантиметров, а вот мелкийящичек над лобовым стеклом всерьезвоспринимать не стоит. Обычно относительно высокая крыша позволяетразместить над лобовым стеклом рядполочек и ящичков. Однако здесь китайцы не реализовали весь потенциалувеличенного объема – ящик с крышкой всего один, и сиротского размера.У руля есть регулировки по высоте и углу наклона, но не стоит тратитьвремя на поиск кнопок или педалипневмофиксатора: здесь цанга механическая. Диапазон регулировок у водительского сиденья вполне достаточендля самосвала: по высоте, длине, а такжепо углу наклона спинки. Однако здесьобнаружилась совершенно невероятная вещь, не встречающаяся на современных тяжелых грузовиках, – полноеотсутствие подвески у водительскогосиденья. У JAC нет ни пружины, нипневмоподушки. Обычно к полу прикручивают жестко только кресло пассажира, а здесь также немилосердноотнеслись и к шоферу. Можно это расценивать как реализацию известноговодительского анекдота, когда завгарпод сиденья подкладывал чурбак, чтобыездили аккуратнее и не ломали рессоры,но скорее всего это просто ошибка специалистов JAC Motors RUS при составлении спецификации заказа китайцам.В комбинации приборов только самоенеобходимое и потому привычное россиянину: тахометр, спидометр, воздушный манометр и масляный, температура двигателя и уровень топлива, горстьразноцветных контрольных лампочек.Вполне современный внешний вид панели приборов с нормальным пластиком все же портит «отделка ценнымипородами дерева». Неужели без этогодешевого пластмассового шпона грузовика из КНР просто быть не может?Ведь в целом для отделки интерьера используются вполне нормальные по качеству материалы. Бесполезноискать на панели приборов JAC«перчаточный ящик», обычно АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫЦены на запасные части*НаименованиеЦена, руб.Фильтр воздушный (элемент)1600Фильтр масляный300Фильтр-патрон осушителя воздуха540Фильтр топливный1250Поршневая группа(комплект на цилиндр)1224Поршневые кольца (комплектна цилиндр) с кольцами6050Датчик давления масла3000Прокладка ГБЦГоловка блока цилиндров43215 000Вкладыши шатунные(комплект на шейку)2200Вкладыши коренные(комплект на шейку)1800Форсунка системы Common Rail11 000Топливный насос высокогодавления Common Rail73 0006000Клапан впускной (один)400Клапан выпускной (один)900Комплект прокладок на двигатель(без ГБЦ)Из интернета: «...плавно плавающая кабина с отличным амортизирующим эффектом». Подвеска четырехточечная, на пружинных стойках, есть гидрозамокВодяной насос;1800ГлушительСтартер300011 000Генератор7000Термостат1100Сцепление в сборе9700Корзина сцепления9200Ведомый диск сцепления5100Выжимной подшипник сцепления2100ПГУ сцепления3500Трос привода коробки передачРадиатор закрыт от грязи и насекомыхшторкой. Трогательная заботаПластмассовая решетка держитсяна газонаполненных стойках-упорахрасполагающийся перед пассажиром –крышка есть, но под ней находитсямонтажный блок электропроводки,предохранители и реле. Не зря отдали это заведомо сухое место под такоеважное дело. Неблагодарное дело – проверять работу печки летом, но на JACвентилятор отопителя одинаково хорошо дует и в ноги водителю, и на лобовое стекло. Если мотор будет прогреваться до 80 градусов и радиатор печкинормальный – должно быть тепло. Нонадо помнить, что китайцы не могутположить на пол кабины ничего другого, кроме тонкого полиэтиленовогоковрика. Впрочем, так же, как японцыи корейцы. Удобны вертикально расположенные ручки на внутренней стороне дверей, что-то похожее попадается на японских грузовиках. Интересно,что низ дверей сделан из пластмассы.Нашлось интересное место для размещения воздушного сигнала: две дудкистоят по бокам крыши кабины, словноу «американца», размером с хорошийпионерский горн, а рев такой, что тепловоз можно отогнать с переезда. Надветровым стеклом установлен небольшой обтекатель с сине-зеленым светофильтром – реже придется пользоваться противосолнечными козырькамиили ездить в темных очках. Как говорятспециалисты, на сегодня заводы JAC являются современными высокотехнологичными предприятиями, входящимв пятерку крупнейших китайских автопроизводителей. В частности, кабинысваривают роботы, окраска тоже полностью автоматизирована.Однако скореевсего у JAC нет оцинкованных панелей кабины, зато после сварки ее подвергают катофорезному грунтованиюс полным погружением в череду ванн,которое существенно повышает коррозионную стойкость. Кроме низа дверейиз пластмассы сделан и бампер, причемвыполнен он единой деталью. Конечно,лучший бампер для самосвала – стальной, трехэлементный (об этом только,видимо, китайцы не знают), но все жепод пластиковой облицовкой бампераJAC есть солидная стальная балка.62РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012Рессора передняя98012 500Стремянка передней рессорыРессора задняя30015 000Стремянка задней рессоры450Подшипник оси балансира2300Тормозной барабан передний4100Тормозные колодки передние(комплект на одно колесо)2900Тормозной барабан задний4500Тормозные колодки задние(комплект на одно колесо)1600Задняя тормозная камера(энергоаккумулятор)2100Шланг тормозной задний160Подшипники передней ступицы(комплект на одно колесо)1200Подшипники задней ступицы(комплект на одно колесо)600Насос гидроусилителя руля5900Рулевой механизм в сборе27 000Тяга продольная рулевая3300Ремкомплект шкворневого узла2500Амортизатор передний1100Реактивная штанга нижняяведущего моста2600Шпилька колеса задняя100Гайка колесаСальники разные40от 72 до 1080Стекло лобовое5900Фара в сборе3500Стекло фарыне поставляетсяУказатель поворотов450Фонарь задний750* указаны средние розничные цены, руб. с НДСФото Александра КульневаЦены предоставлены ООО «JAC Motors RUS»