38
39
40
41
42
44
45
46
48
50
52
АВТОМОБИЛИКАМСАМОСВАЛЫ2КАМАЗ настолько расширил гамму выпускаемых самосвалов, что в состоянии заменить своими автомобилями большинство грузовиков строительного назначения,производимых ранее в СССР, и даже многие иномаркиСколько бы не везли в Россиюгрузовиков-иномарок, а всеравно самые распространенные самосвалы у нас – КАМАЗы. Ни к чему перелопачивать статистику – приглядитесь к потоку автомобилейв райцентрах и областных городах. Даи в обеих столицах стройки не обходятсябез челнинских грузовиков.Автозавод часто упрекают в том, чтомедленно обновляется модельный ряд,мало что меняется в конструкции, уже38РЕЙС ОКТЯБРЬ2012никуда не годна кабина. Присмотримсяповнимательнее к одной из самых современных моделей самосвалов – КАМАЗ-65115 с двигателями Cumminsи другим моделям с этими моторами,попробуем сравнить их с самосваламипрежних лет из Набережных Челнов.А в качестве технической документации возьмем за основу «Краткий автомобильный справочник НИИАТ»(Москва, издательство «Транспорт»,1983 год).Тогда в ходу были две модели: КАМАЗ-5511 и КАМАЗ-55102 грузоподъемностью соответственно 10,0и 7,0 тонн. Те, кто знаком с принятойеще в СССР, а затем в России индексацией моделей грузовиков, сразу поймут, что КАМАЗ-65115 совсем другаямашина, более тяжелая. И будут правы. Грузоподъемность КАМАЗ-65115 –15000 килограммов, при этом снаряженная масса в сравнении с «5511»выросла только на тонну. Хорошийпоказатель. А можно ли сравнить нынешний «65115» с чем-то близким погрузоподъемности в «прежней жизни», когда КАМАЗы наравне с немецкими самосвалами Magirus строилиБайкало-Амурскую магистраль? Оказывается только с КрАЗом-256Б (помните фильм «Мимино»? ОранжевыйКрАЗ, северное исполнение, «26БЭ»,машина – зверь...). И то кременчугскийсамосвал в проигрыше: грузоподъемность только 12 тонн, а снаряженная XXXXXXXXXXXXXXXXXМашина с пробегом в полторы тысячи километров только пришла из Набережных Челнов: мотор пыльный, но без следов подтекания масла и тосоламасса 10850 кг – «носатый» тяжелеепочти на 800 килограммов. Бессмысленно сравнивать их и по впечатлениям не только от езды за рулем, нои просто пассажиром. По вибрациями реву мотора тот КрАЗ действительносопоставим только с вертолетом. Актерам разговаривать в кабине можнобыло только с последующей «озвучкой»… КАМАЗ же тогда казался просто легковым автомобилем. Особенноесли его кабину проложить войлоком и надеть на рычаг коробки рукавот телогрейки… Времена меняются.Автозавод уже давно конкурируетс гораздо более серьезными производителями, чем КрАЗ. В России работают самосвалы-иномарки грузоподъемностью 20 и 25 тонн, а реальнонаваливают на них еще больше. Такиемашины есть и у Камского автозавода, но КАМАЗ-65115 при ближайшемрассмотрении все же оказывается довольно интересным автомобилем дляроссийского перевозчика. Среди «китайцев» таких относительно легкихсамосвалов нет, но и у европейскихпроизводителей тоже отсутствует15-тонный самосвал. Если строитьаналогичную машину на шасси среднетоннажника из Европы, то получается самосвал полной массой только12 тонн, колесной формулой 4х2, или15 тонн, но экзотический 6х2, а о ценепокупки, стоимости обслуживания изапчастей лучше не спрашивать. Между тем КАМАЗ-65115 при достаточнодемократичной цене, хорош и агрегатами, которые на нем применяются.Есть более легкий самосвал «43255»на шасси КАМАЗ-4308 4х2, грузоподъемностью 7,0-7,8 тонны,который более эффективен,чем широко распространен-Однако с поликлинового ремня ужесрезало около четверти от шириныТурбокомпрессор родом из Китая,с местного завода CumminsРеклама2012 ОКТЯБРЬРЕЙС39 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫМНЕНИЕНа самосвалах РИАТ – особый чугунный распределитель подогрева кузоваПри электронноуправляемых топливных системах на фильтрах не экономятПедаль акселератора с электроннымуправлением. Есть круиз-контроль!Топливная система самая современнаяи экономичная – Common Railный ранее ЗИЛ-ММЗ-555 и близокк МАЗ-503. А для начального этапав строительстве и просто бездорожьясуществуют полноприводные самосвалы, к примеру, КАМАЗ-6522 6х6,которые выпускает челнинская компания РИАТ, дилер и партнер ОАО«КАМАЗ». Объединяет эти разные автомобили – применение современныхдизелей Cummins и коробок передачZF, производство которых налаженов Набережных Челнах.11 л. с. на тонну полной массы или,в лучшем случае, 13,4 у семитонногоКАМАЗ-55102, но на них всегда грузили больше положенного – не зря ведьборта наращивали. Сейчас у «65115»на тонну приходится 12 лошадей, номашины особо не перегружают.Современные двигатели КАМАЗ-740семейств «50» и «60» – длинноходные,размерностью 120х130 мм, рабочимобъемом 11,76 литра. Хотя внешне онине сильно изменились за более чем 35лет, но на самом деле изменения есть,и наиболее существенные – внутримотора. Здесь применяется другойблок цилиндров, головки, навесноеоборудование, полностью модернизированы системы двигателя. С моторами прежнего поколения взаимозаменяемы менее 30% деталей. Совместнос компанией Federal Mogul разработанановая цилиндро-поршневая группа,ее ресурс – под миллион километров.Самые современные камазовские V-8ДвигательМало кто помнит, что самые первыесамосвалы КАМАЗ оснащались дефорсированным двигателем мощностью 180 л. с., в то время как для бортового «5320» он выдавал 210 лошадиныхсил и 637 Н.м. Очень скоро чехардумоторов ликвидировали, но сейчас наэти цифры смотреть смешно. Однаковсе равно получалась вроде бы вполне приемлемая удельная мощность40РЕЙС ОКТЯБРЬ2012СЕРГЕЙБОКАНЕВкоммерческийдиректорООО «КАМЦЕНТРБеседы», Москва– Первые самосвалы КАМАЗ-65115 с дизелемCummins мы началипродавать четыре-пятьлет назад. Сначалаперевозчики их бралиочень осторожно,кроме того что ценабыла выше, опасались, что на них стоялибразильские или китайские двигатели, предпочитали приобретать а/м с традиционными «восьмерками». Сейчас эти машиныкомплектуются двигателями, изготовленными на СП «Камминз КАМА», и в московскомрегионе их продается, в сравнении с самосвалами с V-8, больше (более чем в 2,5 раза).В первую очередь, в автомобили поверили,появились запчасти к ним, второе – автозавод выровнял цены на все модификации«65115», а сейчас и вовсе действует акция –цену установили в 2 млн 150 тысяч рублей.Перевозчики приобретают и спецтехнику нашасси «65115»: мультилифты, мусоровозы, другую коммунальную технику. Моторнадежный, экономичный, легкий, но требователен к качеству топлива и очистки воздуха – надо применять только сертифицированные фильтры, не рисковать ресурсомдвигателя. Причем мы это знаем не толькопо собственному опыту – создан портал дляоперативной связи дилеров с автозаводом,благодаря ему известны все проблемы,возникающие с машинами, и их стараютсяоперативно решать. Это большой плюсв работе автозавода.оснащены электронноуправляемойтопливной системой Common Rail производства Bosch, благодаря этому намоторах Евро-3 устранили проблемус обрывом вала привода механическихТНВД. Мощность моторов составляетдо 420 л. с., максимальный крутящиймомент 1860 Н.м. Но для относительно легких грузовиков нужны двигатели с меньшей массой, экономичныеи более компактные. Именно такиевыпускает совместное предприятие«Камминз КАМА».Недавно довелось услышать фразу о КАМАЗ-65115: «Хорошо работаеткитайский дизель!» На самом деле онаправдива только наполовину. Рядная«шестерка» Cummins 6ISBe действительно работает мягко и гораздо тише,чем моторы КАМАЗов с механическими ТНВД. Четкое, как строчка хорошей швейной машинки, но совсеминое, чем на «восьмерке», чередованиевспышек сразу дает понять, что здесь XXXXXXXXXXXXXXXXXстоит Cummins. Однако мотор российский, сделан в Челнах, а не в КНР. Этолет шесть-семь назад начинали с установки Cummins старой серии «В» размерностью 102х120мм, производствакитайского завода Cummins-DongFeng.При этом камазовский Cummins вовсене «скручен отверткой» из импортныхкомплектующих. Производство запустили осенью 2009-го, и уже два годакак отливают и полностью обрабатывают самые сложные детали более современного двигателя Cummins ISBe:блок цилиндров и головку блока. Налажено производство маховика. Поковки шатунов и коленвала поступаютс бразильского или китайского заводовCummins, но обрабатывают все здесь.Совместное предприятие «ФедералМогул КАМА» освоило выпуск высококачественных поршней, а со временемуровень локализации Cummins ISBe достигнет 65 процентов, будут изготавливать около 25 тысяч дизелей в год.Cummins ISBe – мотор интернациональный, его производят на шестизаводах – в США, Англии, Бразилии,в Китае, Индии, а теперь и в России –суммарным объемом выпуска более 350тысяч двигателей в год. В Европе этотже двигатель итальянцы устанавливают на IVECO EuroCargo под именемTector, DAF для серии LF тоже закупаетдвигатели Cummins, но на клапаннойкрышке пишут PACCAR. Четырехцилиндровые моторы Cummins 4ISBeустанавливают на чешскуюAVIA серии «D». Схожие по конструкции моторы со схожими характеристикамиприменяют на турецком Ford Cargo ина IVECO Stralis с мотором Cursor8. Даи MAN со своим дизелем серии D08или Mercedes c OM906/926 очень близки к Cummins ISBе. У всех этих двигателей схожая концепция – «цилиндробъемом в литр» или чуть больше,поэтому и размерность у них почтиодинаковая – около 105-110 мм диаметрпоршня. У Cummins ISBe размерность –107х124 мм, рабочий объем 4,5 литра у«четверок» и 6,7 литра у «шестерок».Благодаря применению современнойи экономичной топливной системыCommon Rail с электронным управлением получают несколько настроекмощности. У четырехцилиндровыхмоторов четыре настройки: от 140до 210 л.с., момент от 450 до 650 Н.м.,у «шестерок» – шесть настроек: от 185до 300 л. с. и момент от 700 до 1100 Н.м.На самосвал КАМАЗ-43225 ставят4ISBe мощностью 185 л. с., или 6ISBeв 285 л. с., а на «65115» – 300-сильный6-цилиндровый двигатель. У CumminsISBe привод ГРМ и вспомогательныхагрегатов – со стороны маховика, чугунный блок не гильзован. Это надоучитывать при эксплуатации, дополнительно инструктировать водителей, они должны понимать, что ездас льющей форсункой или с неисправным воздушным фильтром неизбежно приведет к серьезному ремонту.Но Cummins ISBe все же подлежитремонту, у него достаточно толстыестенки цилиндров – есть куда растачивать блок в случае, если возникнетнеобходимость в ремонте. Хотя все ещесуществует дефицит запчастей к этиммоторам: кольца и поршни найти непросто. С другой стороны, отсутствиемокрых гильз и традиционных резиновых бочат-уплотнителей водяногостыка головки, повышает надежностьсистемы охлаждения двигателей. Интересная особенность: к разъему блокаи поддона снизу закреплена на болтахстальная плита, увеличивающая жесткость блока и способствующая снижению уровня шума. У мотора «четырехклапанная» головка блока цилиндров.В отличие от головки Cummins серии«В» в ней седла сделаны сменными, нонаправляющие втулки клапанов попрежнему выполнены в отливке. Таково стремление конструкторов Cummins– уменьшить количество деталей в двигателе: с головкой блока объединеныкорпус термостата, водяной байпасныйканал и впускной коллектор. В приводеводяного насоса, генератора, вентилятора и компрессора кондиционера (естьи такая опция!) используется поликлиновый ремень с автоматическим натяжителем. Надежнее ремня не бывает,но почему-то на одном из попавшихна съемку КАМАЗ-65115 он оказалсяна четверть «съеденным». Не понятно,то ли его «неправильный» шкив подрезал, то ли ремень некачественный,то ли еще что, но на спидометре быловсего около полутора тысяч километров. Помнится, на старых КАМАЗахобычные клиновые ремни служили по20-30 тысяч, а то и больше. А хорошийполиклиновый ремень должен ходитьпо 50-70 тысяч…Интересна ситуация с вибрациямина камских грузовиках с дизелямиCummins ISBe. На КАМАЗ-4308с «четверкой» совершеннопредсказуема «дрожь» на холоРеклама2012 ОКТЯБРЬРЕЙС41 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫНа самосвалы РИАТ не только устанавливают двигатели Cummins – они могутбыть и полноприводными 6х6. Хороший конкурент TATRA и другим иномаркамстом ходу. Холодный мотор, особенноесли холостой ход настроен на 600-700оборотов, ощутимо трясет. Прогревается двигатель – тряска чуть уменьшается, а если увеличить вращение коленвала до 800-850 оборотов – становитсявполне терпимой, а на ходу – почтипропадает. Все же от аналогичных моторов у других производителей тряски меньше, причина того скорее всегов более мягких подушках подвескидвигателя. Удивительно, но вибрации,не свойственные рядным «шестеркам»,оказывается нашлись у самосвала КАМАЗ-65115. Ощущаются они именносидя в кабине и опять на холостом ходу.Виной тому тоже оказались подушкиподвески силового агрегата. Есть программа отзыва автомобилей с такимдефектом – в сервисных центрах меняют подушки на другие. То есть заводзнает об этих проблемах, стремится ихустранить.В перспективе на СП «КамминзКАМА» планируют организовать выпуск семейства двигателей CumminsISLe рабочим объемом 8,9 литра, мощностью до 375 лошадиных сил. Однако моторы Cummins предыдущейсерии «L» уже давно устанавливаетна самосвалы компания РИАТ из Набережных Челнов. Там применяютдвигатели с тремя настройками мощности. Самую «слабую» 310 л. с. и моментом 1200 Н.м ставят на самосвалыКАМАЗ-65115, на эти же автомобилиустанавливают и более мощный мотор 325 л. с./1230 Н.м. Самый мощный,360-сильный, дизель применяют натяжелых полноприводных самосвалахили лесовозах, изготовленных на шасси КАМАЗ-6522 и его модификациях,а также на КАМАЗ-6520. Вот эти моторы действительно из Китая, «донгфенговские», но это не значит, что они плохие. У двигателей серий «L» и «ISL» вомногом схожая конструкция: чугунныеблок и головка, сухие сменные гильзы, нижний распредвал с приводомот шестерен переднего расположения,штанги и роликовые толкатели в приводе клапанов. Регулировка клапановосуществляется один раз за 240 тысячкилометров! Прокладка головки блокаметаллическая, наборная с интегрированными уплотнениями водяныхканалов и потому очень надежная. Разница между моторами двух поколенийв головках, на Cummins ISLe четыреклапана на цилиндр, а также приме-Управление коробкой ZF 9S1310 –тягой, с «телескопом» под кабинойВот эти подушки коробки передачи передавали на раму вибрации42РЕЙС ОКТЯБРЬ2012нены составные поршни. Это когдаднище и бобышки откованы одной деталью из жаропрочной стали – камерусгорания оплавить невозможно, износканавки под верхнее поршневое кольцоминимальный и силовая схема поршняжестче. Юбка отлита из алюминиевогосплава, соединяется с днищем и бобышками поршневым пальцем. Применяется охлаждение полости поршня струей масла, совместно с подачейохлажденного в интеркулере воздуха –так уменьшается теплонапряженностьднища поршня, камеры сгорания, верхнего пояса гильзы, прокладки головкиблока. В отличие от моторов CumminsL с механическими ТНВД двигателиCummins ISLe оснащены CommonRail и потому укладываются в нормыи Евро-3, и в Евро-4. Кроме того, давние партнерские отношения КАМАЗас Bosch, Cummins, а также с Daimlerпредопределили стратегию создания«чистых» моторов. Уровня Евро-4 добиваются впрыском водного растворамочевины AdBlue в выпускную систему. Моторы Cummins на КАМАЗахинтересны перевозчикам и хорошейпериодичностью обслуживания: масло меняют, в зависимости от условийэксплуатации, при пробеге от 10 до30 тысяч километров.ТрансмиссияВо времена СССР камазовская коробка передач была одной из лучших поконструкции, качеству изготовленияи надежности. Особо ценилась 10-ступенчатая КП с делителем – с повышающим редуктором, установленным впереди основной 5-ступенчатойкоробки, диапазон чисел у нее был от7,82 до 0,81. С ней машина разгоняласьлучше, увеличивалась максимальнаяскорость, улучшалась экономичность.Однако коробки с делителемустанавливали только на бортовые грузовики и седельныеВедущий мост «65115» эволюционировал от КАМАЗ-5511 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫСлева кузов с «овальным» дном, справа – обычный 10-кубовый. Подогрева на них нет, а жаль: зимой он нелишнийтягачи – самосвалам они не полагались.Перевозчики сами ставили такие коробки. Двухдисковое сцепление былодовольно капризным, а ПГУ приводасцепления – просто дефицитной позицией. Коробки постепенно модернизировали, рос момент двигателей – приходилось многое менять и в коробках,появились агрегаты с демультипликатором, но с начала 2000-х годов, когда автозавод начал производствотяжелых грузовиков, возникала потребность в 16-ступенчатых коробках.Челнинцы стали закупать коробки угерманского концерна Zahnrad Fabrik,а в январе 2005 года организовали СПс ZF. Было принято решение постепенно сворачивать производство своихкоробок. Однако и сейчас есть спросна самосвалы КАМАЗ-43225 с коробкой «141», и не факт, что от нее надоотказаться. Удачная КП, относительнонедорогая, известная всем перевозчикам, легко ремонтируемая. Ее диапазон передаточных чисел от 5,62 до0,72 вполне приемлем для одиночногосреднетоннажника. Благодаря тому чтоона проектировалась для работы с двигателями, обладающими крутящиммоментом до 800 Н.м, в паре с «четверкой» Cummins 4ISBe (450-650 Н.м), унее остается запас по ресурсу подшипников и зубчатых зацеплений. Эту жекоробку ставят и на «43225» с «шестеркой» Cummins. На «4308», кроме камазовской, ставят 6-ступенчатые коробкиZF венгерского производства: 6S700и 6S1000, с числами от 6,75 до 0,78 – онилегче и компактнее. Скорее всего СП«ЦФ КАМА» не будет осваивать этикоробки: предприятие специализируется на выпуске 16-ти и 9-ступенчатыхКП для более тяжелых грузовиков. НаКАМАЗ-65115 как раз и устанавливают 9-ступенчатую коробку ZF. Сначала это была 9S109, затем ZF 9S1310, это44РЕЙС ОКТЯБРЬ2012Предлагаем другой вариант рестайлинга фасада самосвалов: новая панель и крылья, но старый бампер и фарыдостаточно распространенные в Европекоробки, их применяют многие производители грузовиков. Коробки ZF 9Sсерии Ecomid - это агрегат с 4-ступенчатой основной коробкой и пристыкованным к ней сзади планетарнымдемультипликатором. Диапазон передаточных чисел: от 9,48 до 0,75 – болеечем достаточно для 300 сил и 15 тоннгруза. Есть еще один ряд чисел: от 8,96на первой до 1,00 на восьмой. Девятаяпередача (или «самая первая»?) ползучая – crawler, «черепаха», с числом –12,91. С такой коробкой можно и самосвальный автопоезд «соорудить».Для самосвалов, изготовленныхкомпанией РИАТ, есть два вариантакоробок передач. Первый – когда устанавливают 16-ступенчатые коробкиZF Ecosplit, с СП «ЦФ KАМА». Теперьэто коробки третьего поколения илиNewEcosplit – 16S1820, 16S2220. Этиже коробки применяют DAF, IVECO,MAN, Renault, турецкий Ford. Второйвариант – китайская 9-ступенчатая коробка FastGear 9JS150T, лицензионнаяамериканская EatonFuller, которую ставят на все тяжелые китайские грузовики. А еще эти коробки устанавливаютна КрАЗы и МАЗы вместо ярославскойКП. Основная коробка у 9JS150T сделана 4-ступенчатой, количество передачувеличивает в два раза планетарныйдемультипликатор, самая низшая ступень – ползучая «черепаха». Передаточные числа: 11,09 у «черепахи», 6,55 – напервой и 0,73 на высшей, девятой. Интересная особенность конструкцииэтих коробок – два промежуточныхвала, расположенных горизонтально. Благодаря этому мощность идет двумя потоками,Все же правильнее подвешивать запаску к передней стенке кузова, как этоделают по заказу компании РИАТ...Мосты со ступичными редукторамиустанавливают только на тяжелыесамосвалы КАМАЗ ТРЕХТЫСЯЧНЫЙ ГРУЗОВИК HINO В РОССИИ15 сентября 2012 г. состоялась передачатрехтысячного грузового автомобиля HINO,проданного в России.РекламаДанная честь выпала официальному дилеру ООО «ХиноМоторс Сэйлс» в Уральском федеральном округе - компании ООО «СТО Молния», г. Челябинск - одному из лидеров по продажам HINO в России. Побив рекорд продаж вавгусте, уральский дилер подтвердил свое звание в сентябреотгрузкой юбилейного грузовика.С учетом победы HINO Серия 300 в номинации «Грузовик года» конкурса «Лучший коммерческий автомобильгода в России», продажа данной модели как трехтысячнойявляется более, чем закономерной. Данная модель имеетэкологический класс Евро-4 и относится к последнему поколению коммерческого транспорта Японии. Она занимаетлидирующие позиции в общем объёме проданных на российском рынке автомобилей дилерами ООО «Хино МоторсСэйлс», официального дистрибьютора Hino Motors, Ltd вРоссии.Обладателем трехтысячного HINO с изотермическимфургоном-рефрижератором стало Челябинское мясоперерабатывающее предприятие «КНЯЖИЙ СОКОЛЬНИК»,ранее приобретавший автомобили HINO как мало-, так исреднетоннажного сегмента (5 ед. 300-й серии и 2 ед. 500-йсоответственно).Клиенту в лице заместителя директора Фролова Евгения Вениаминовича и начальника эксплуатационноэкспедиторской службы Чипчина Ивана Викторовича былипереданы символический ключ и гравированная в стеклемодель 300-й серии. Представители компании поделилисьположительным опытом эксплуатации автомобилей HINOи выразили благодарность за столь качественный, надежный и неприхотливый автомобиль, а также готовность продолжать сотрудничество с японской маркой в дальнейшем.Грузовики HINO до последнего времени были популярны главным образом в Дальневосточном и Сибирскомфедеральных округах, где уже долгое время активно продается подержанная техника из Японии. Но статистика продаж новых автомобилей в региональном срезе нагляднопродемонстрировала, что уже к началу 4-го квартала 2011 г.объем реализации изменился в пользу Европейской частистраны.Для этого были созданы все предпосылки: увеличилосьчисло дилеров, появились корпоративные клиенты с большим автопарком. В Москве, помимо Владивостока, началактивно функционировать собственный склад запасных частей, а шасси отгружаются с 4 складов по всей России, чтопозволяет сократить время монтажа надстроек и произвестиотгрузку готового автомобиля клиенту в кратчайшие сроки.Проделана большая работа по подбору российских партнеров, которые смогли бы обеспечить установку современных и качественных кузовов, не уступающих качествусамого шасси. В данный момент сертифицировано 23 кузовостроителя по всей стране, чтобы своевременно оснаститьшасси практически любым кузовом – от промтоварныхфургонов до бортовых платформ с краном-манипулятороми холодильных установок, помогая тем самым решать самыеразнообразные и сложные бизнес-задачи своих клиентов.Успех в продажах грузовиков HINO был достигнут вомногом благодаря высококачественной и надежной продукции японского производства, грамотной складской итранспортной логистике дистрибьютора, а также сильнымпартнерам по дилерской сети, в число которых отбиралисьсамые опытные компании в области продаж и обслуживания коммерческого транспорта.Стоит отметить, что у экспортируемых в нашу странугрузовых автомобилей HINO увеличенный межсервисныйинтервал, а особое внимание конструкторов к российскомурынку подтверждается постоянной модернизацией модельного ряда и его доработкой в связи с эксплуатацией автомобилей в очень суровых условиях (климат, перегруз, топливонизкого качества и т.д.). АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫС ГУРа не течет - намазали гайку присборке, но чехол шарнира потрескалсяКамскому автозаводу пора делать и балки переднего моста со спрямленнымишкворневыми «ушами», как на иномарках. Сразу же увеличивается клиренсподшипники и зубчатое зацеплениешестерен менее нагружены. С немецкими 16-ступенчатыми коробками ZFEcosplit, а также с китайскими FastGearсцепление используют тоже импортное – однодисковое, диафрагменное,вытяжного типа, диаметром 430 мм,производства Fichtel & Sachs (подразделение ZF). Для 9-ступенчатых коробоки моторов Cummins 6ISBе применяютдиафрагменное сцепление диаметром395 мм, а для «четверок» Cummins –диаметром 362 мм, причем могут использовать и «большое» сцепление.Еще один поставщик сцеплений наконвейер КАМАЗа – компания Ruen избывшей Югославии. В приводе сцепления стоит ПГУ производства Wabco.В отличие от КАМАЗ-5320, где «кочерга» коробки была пристроена сверхудвигателя, а на полу под нее вырезалидыру, на современных КАМАЗах рычагзакреплен в шарнире, а под кабинойпроходит телескопическая тяга. Вырез в полу – традиционный источникшума – теперь не нужен.Ведущие мосты у КАМАЗ-65115 ведут свою родословную от мостов КАМАЗ-5320 и, соответственно, «5511»,здесь тоже применены двухступенчатые редукторы с конической и цилиндрической передачами, без ступичных«планетарок». Однако эти мосты серьезно модернизированы, в частности,их оснащают межколесной блокировкой дифференциалов – раньше былатолько межосевая блокировка. С ростом мощности и крутящего момента двигателей, с новыми коробками,появилась возможность уменьшитьпередаточное число редукторов. Еслираньше было четыре варианта чисел– 7,22; 6,53; 5,94 и 5,43, а на самосвалычаще всего ставили тяговитые, наименее скоростные мосты «7,22», то теперьдля «65115» основной редуктор – «5,43»,а это улучшает экономичность грузовика. Конечно, не так, как с гипоидными одноступенчатыми редукторами,но все же… Имея свои, камазовскиемосты со ступичными планетарнымиредукторами, для тяжелых грузовиковзакупают мосты у других производителей: венгерского Raba и болгарскогоMadara. Самосвалы с этими мостамистроит РИАТ. А вот с ведущим мостомдля «камазенка» не все складывалосьудачно. Первые машины оснащали«самым задним мостом» от трехосных6х4, то есть он был тоже с двухступенчатым редуктором и потому тяжелым.Хотя для самосвала 4х2 это вариант не46РЕЙС ОКТЯБРЬ2012так уж и плох, его и ставят на «43225».Затем на «4308» устанавливали китайский мост. Самый перспективный –новый камазовский мост с одноступенчатым гипоидным редуктором,его уже выпускают малыми сериями.Передаточные числа моста: 4,78 и 4,22,естественно, у него тоже есть блокировка дифференциала, и благодаря этомумашина хорошо приспособлена к российским условиям эксплуатации.ХодоваяУвеличивается грузоподъемность автомобиля – неизбежно приходитсявносить изменения в конструкциюрамы, подвески, ступиц колес, применять оси и шины с большейнесущей способностью. Сейчасна всех тяжелых грузовикахТехнические характеристикиМодельКАМАЗ-65115 6х4КАМАЗ-43225 4х2КАМАЗ-Ванкор- 6522 6х6Длина, мм679060307800Ширина, мм250025002500Высота, мм (зависит от кузова)313529203280База, мм3190+132035003600+14403106,012Объем кузова, мСнаряженная масса, кг10 0506 90013950Полная масса, кг25 20014 800от 27500 до 33100Нагрузка на оси, тонн6200/190005300/95007500/20000 до 25600(перед./задн.)Maкс. скорость, км/ч (огранич.)1009590Двигатель/ объем, лCummins 6ISBe, Евро-3/ 6,7 Cummins 4ISBe, Евро-3/ 4,5 Cummins L360, Евро-3/ 8,9Мощность, л. с. при об/мин300 при 2300185 при 2500360 при 2200Крут. момент, Н.м при об/мин1100 при 1450636 при 17001460 при 1400Коробка передач9-ступенчатая, ZF 9S1310 6-ступенчатая, ZF 6S700 16-ступенчатая, ZF 16S151однодисковое,однодисковое,однодисковое,Сцеплениедиафрагменное,диафрагменное,диафрагменное,диаметром 395 ммдиаметром 362 ммдиаметром 430 ммЗамедлительзаслонка на выпускес двойной главной передачейсо ступичнымиВедущие мосты(коническая/цилиндрическая),редукторами, блокировкойблокировками дифференциаловдифференциаловТопливный бак, л350210350Тормозабарабанные с пневмоприводом и ABSПодвеска спереди/сзадирессорная/рессорнаяШины11,00 R22,510,00 R2012,00 R20 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫПо мнению многих перевозчиков запаска на «65115» расположена неудачно:уменьшает проходимость автомобиля. В колее можно вырвать и кронштейнПодвеска кабины осталась прежней,только добавился гидронасос и замокКамского автозавода применяют профиль лонжеронов высотой 280 мм, а насреднетоннажных – 240 мм, планируется к выпуску рамы высотой 300 мм,а двойную раму по схеме «лонжеронв лонжероне» делают для семействаКАМАЗ-6520. У КАМАЗ-65115 рамуусиливают толстой стальной накладкой с внешней стороны лонжерона, которую устанавливают практически вовсю длину. Еще одна особенность – насамосвалах «65115» в сравнении с самосвалами типа КАМАЗ-5511 увеличенаколесная база от оси переднего мостадо оси первого ведущего. Раньше базабыла 2840 мм, а уже лет пять-шестькак ее увеличили до 3190. При этомдлина самосвала уменьшилась с 7140до 6790 мм – задний свес «подрезали».11-дюймовые шины или шириной300 мм, но с европейской посадкой – 22,5 дюйма. Крепление колес тоже европейское – фланцевый диск центрируется по пояску ступицы и притягиваетсядесятью гайками с плоскими шайбами. Это совсем не 12 футорок, как наКрАЗе, и нет тех проблем с правильностью закручивания камазовских гаекс клиньями, колесо не «восьмерит».В ступицах применены подшипникибольшего размера, способные нестиувеличенную нагрузку, соответственно, изменены и балки мостов. Понятно,что «65115», «6520» и «43255» – разныемашины, и резина на них тоже разная:на тяжелых самосвалах применяютсяшины шириной 12,00 дюймов с посадкой на 20 или 22,5, а среднетоннажник«обут» в доступные шины 280R20, а нев экзотические 245/70R19,5. Такой размер использован на «4308», но пока неосвоен отечественной промышленностью.Как бы не ругали КАМАЗ за устаревшие конструктивные решенияи технологические недостатки, но и наевропейских самосвалах применяютпреимущественно рессоры и барабанные тормоза. Традиционная камазовская конструкция не так уж и плоха:передний конец коренного листа с накладным ухом и пальцем, задний конец сделан скользящим, с чугуннымсухарем и накладкой в пятне контакта,со «спрятанным» резиновым демпфером. Такие рессоры легко ремонтируются, в производстве обходятся дешевле, чем с сайлентблоками, которыеприменяются на европейских иномарках, зато требуют периодической смазки. Правда, в меньшем объеме,чем на японских и китайскихгрузовиках. Конечно, на КА-Давно заметили – водители стремятсязагрузить кузов ближе к переднемуборту. В результате получается перегруженный передний мост и недогруженная тележка. Выходили из строяшины, шкворневой узел, подшипникиступиц, ломались рессоры. Инструктаж водителей давал кратковременный результат, поэтому и решили удлинить базу.Если опять вспомнить КАМАЗ-5511,то он стоял на зиловских шинах размера 260-508Р. Не секрет, что машины эксплуатировались с перегрузом,шины лопались, и перевозчики приноровились переобувать машиныв автобусную резину 280-508Р илидаже в 300-508Р. На КАМАЗ-65115 ужена конвейере устанавливают как разРестайлинговые фары красивы,но не так практичны, как прежниеКабину со спальником на самосвалыКАМАЗ по-прежнему не ставят48РЕЙС ОКТЯБРЬ2012Буксировочные петли вкручивают в этикронштейны, но иногда их отрывают... АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫПанель приборов достаточно современная и удачная, действительно преображаетинтерьер кабины. Надо предусмотреть установку еще дополнительного сиденьяВодительское кресло может бытьимпортным, со всеми регулировкамиМАЗах со временем появится и пневмоподвеска, и дисковые тормозныемеханизмы, но сейчас на российскомсамосвале они действительно не нужны. Кстати, в отличие от КАМАЗ-4308,где установлены импортные дисковыетормоза компании Haldex, на «43225»стоят барабанные механизмы. В дальнейшем дисковые тормоза освоит ещеодно СП – «Кнорр-Бремзе КАМА»,а пока там отладили производствокомпонентов барабанных тормозныхмеханизмов для всех моделей камскихгрузовиков.понентов на самосвальных кабинахявно прижилась только пластмассоваяпанель приборов. Причем комбинация приборов осталась со стрелками,но учитывая, что использование современных моторов Cummins существенно увеличило применение электроники, уже появился и небольшойдисплей. Перевозчики приняли и новую пластмассовую решетку радиатора, но низкорасположенный пластиковый бампер, ступеньки их отпугивают.Есть нарекания и по фарам. А ведь давно известно, что лучший бампер длясамосвала – стальной, трехэлементный.Новые крылья кабины однозначно интереснее старых стальных, но для нихне налажено производство локеров, существенно предотвращающихкоррозию пола. Не удалось обнаружить вазовских дверныхКабинаНе только в России у КАМАЗа,но и у всех мировых производителейсуществует разница в дизайне, отделке,часто просто в габаритах, между кабинами флагманских седельных тягачейи грузовиками строительного назначения. Ровный пол, высокий потолок, поддва метра, самосвалу не нужны. Здесьв ходу принцип разумной достаточности, и потому кабина камазовскихсамосвалов в целом вполне соответствует требованиям отечественныхперевозчиков. Но по-прежнему невозможно купить самосвал с кабиной,оборудованной спальным местом, темсамым завод заведомо проигрывает«китайцам», у них у всех есть длинныекабины, да еще и с кондиционером.В России наличие спальника являетсяконкурентным преимуществом, потому на дорогах страны полно старыхсамосвалов КАМАЗ, к которым спальник подварил сам хозяин или водительпри молчаливом одобрении завгара.По-прежнему малоэффективна шумоизоляция. Из рестайлинговых ком-Тяжелые самосвалы, разработанные РИАТ, хороши «тонкойнастройкой» под конкретные условия эксплуатации50РЕЙС ОКТЯБРЬ2012КАМАЗ-43225 – фактически два разных а/м: один с «четверкой», другой с «шестеркой», но грузоподъемность схожая АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫЦены на запасные части*НаименованиеЦена, руб.Фильтр воздушный (элемент)1292Фильтр масляный1016Фильтр-патрон осушителя воздуха2908Поршневые кольца (комплектна цилиндр)8430Масляный насосТеперь и на самосвале есть комбинация приборов с маленьким дисплеем1001Поршневая группа(комплект на цилиндр)Раньше о полке под потолком и немечтали, но козырьки неудачные850Фильтр топливный4487Прокладка ГБЦГоловка блока цилиндров4238104 020Вкладыши шатунные(комплект на шейку)2938Вкладыши коренные(комплект на шейку)3989Форсунка системы Common Rail30 811Топливный насос высокогодавления Common Rail91 175Водяной насос;11 505Клапан впускной (один)Клапан выпускной (один)Комплект прокладок на двигатель(без ГБЦ)Глушитель93080032 1606759Стартер23 592Генератор23 214Термостат1107Сцепление в сборе39 424Корзина сцепленияот 15 225 до18 367Ведомый диск сцепленияЧтобы поставить длинную кабину –надо передвинуть назад кронштейны...замков, новых внутренних и наружных ручек дверей. В продаже не виднои автомобилей с модернизированнойподвеской кабины, есть только гидрозамок и насос механизма подъема.Между тем самосвалу нужна пусть нечетырехточечная пневмоподвеска, которую показывали на выставках, а хотябы пара недорогих пружинных стоеквместо полурессор. На комплектациютоварных партий грузовиков КАМАЗтеперь идут сиденья разных производителей, в том числе есть и удобные немецкие Grammer, которые применяютевропейские производители «большойсемерки». Кроме широкого набора регулировок важно, что они оснащеныпневмоподвеской, которая делает ездуна самосвале более комфортной. Совершенно не обрадовало исполнениепневмофиксатора рулевой колонки.Дело не только в неудобном расположении самого пневмокрана, а в том, чтовся эта конструкция перемещается пошлицам с неимоверным усилием. Конечно же, у перевозчиков свой интереск пластмассовому обвесу – здесь нечему ржаветь. Особенно это важно в сочетании с введенным КАМАЗом катафорезным грунтованием кабин, то52РЕЙС ОКТЯБРЬ2012...к передним точкам подвески кабиныпретензий нет, но пора убрать рессорыесть с полным погружением в ванну,которое существенно повышает коррозионную стойкость каркаса и панелей.Но оцинковки, которую применяет теперь даже МАЗ и ГАЗ, пока нет. Кстати, пластмассовые детали оперения,бампер, облицовку для обновленныхчелнинских грузовиков делает РИАТ.Пластик выдерживает мороз до 60 градусов, при этом он ударопрочный.К примеру, крыло упруго сопротивляется воздействию массы упитанногомужчины, но под облицовочной панелью бампера есть стальной противоподкатный брус. Понятно, что автозавод нацелен на скорейшую постановкуна конвейер новой кабины корейскойразработки (см. «Рейс» №6-2012 г.), нона это нужно время и деньги. Быть может, есть смысл провести последнийфейслифтинг старой кабины, недорогой, более реалистичный, именно длягрузовиков строительного назначения.Тем самым можно было бы подогретьинтерес российских перевозчиков к самосвалам КАМАЗ, усилить позиции завода в этом важном сегменте рынка.15257Выжимной подшипник сцепления,с муфтой5800ПГУ сцепления7392Тяга привода коробки передачРессора передняяСтремянка передней рессорыРессора задняя369611 69363818 082Стремянка задней рессоры1170Башмак оси балансира5480Тормозной барабан передний4365Тормозные колодки передние(комплект на одно колесо)3470Тормозной барабан задний4365Тормозные колодки задние(комплект на одно колесо)3470Задняя тормозная камера(энергоаккумулятор)4292Шланг тормозной задний870Подшипники передней ступицы(комплект на одно колесо)1044Подшипники задней ступицы(комплект на одно колесо)1001Насос гидроусилителя руля6770Рулевой механизм в сборе53 890Тяга продольная рулевая7894Ремкомплект шкворневого узла7021Амортизатор передний2100Реактивная штанга нижняяведущего моста4694Шпилька колеса задняя305Гайка колесаСальники разныеСтекло лобовое52от 4 до 4132547Фара в сборе4350Стекло фарыне поставляется523Фонарь заднийНиколай МордовцевФото автораУказатель поворотов985* указаны средние розничные цены, руб. с НДСЦены предоставлены ООО « КАМЦЕНТР Беседы»