автобазаМАСЛА Масляные закромаТорговые компании часто продают масла по демпинговымценам, что провоцирует перевозчиков закупать дешевуюсмазку в больших количествах. При этом возникает вопрос:«Как правильно хранить масла?»Денис Боровицкий редактор журнала «Рейс»Перевозчики, транспортныекомпании и эксплуатирующиеорганизации, уделяя большоевнимание выбору смазочных материалов, зачастую упускают из видатакой важный аспект, как их хранение. Считается, что закупоренноев металлической бочке масло не контактирует с окружающей средой и может храниться при любых погодныхусловиях. Увы, это не так. Оптимальными условиями для хранения маселявляются отапливаемые помещения,в которых поддерживается постоянная положительная температура. Неотапливаемые складские помещениятакой температурный режим обеспечить не могут, поэтому смазочныематериалы будут подвержены перепадам температур. В таких условияхне избежать образования в емкостиконденсата. Откуда он берется? Делов том, что даже в герметично закрытой бочке имеются так называемые«дыхательные» клапана, через кото-рые, например, стравливается повышенное давление при нагреве смазкина солнце. Не будем забывать и тотфакт, что даже плотно закупореннаяемкость имеет крышку, у которой,в свою очередь, есть уплотненияв виде резиновых колец. Какой быкачественной не была резина, черезстык все равно будет происходитьподсос воздуха в бочку. Данный эффект называется насосным. Получается, что, несмотря на все техническиеухищрения, со временем происходитобводнение масла, а присадки, которые реагируют с водой, окисляются – срабатываются. В итоге смазкатеряет свои первоначальные качестваи уже не соответствует требованиям,заявленным в паспорте. Кроме того,даже при хранении масла в идеальных условиях, то есть при стабильной температуре, в нем все равнобудут протекать процессы окисления,а значит, к указанному в документахпредельному сроку хранения смазкаможет потерять часть своих свойств,что отразится, к примеру, на ее ресурсе. Спору нет, стратегические запасыГСМ, хранящиеся глубоко под землей,могут пролежать на складах и десять,и пятнадцать лет. Чем стабильнеетемпература (а под землей на определенной глубине ее колебания практически отсутствуют), тем медленнеепротекают процессы окисления и темболее продолжителен срок храненияпродукта. Однако в обыденной жизни автотранспортного предприятияи условия хранения не идеальны,и сроки более коротки. Чтобы облегчить жизнь транспортникам, ряд экспертов рекомендует сделать все возможное для того, чтобы масло за весьсрок хранения переходило через точку0 градусов не более 10 раз. Данные исследований смазок говорят, что притаком количестве переходов с масломничего не происходит. Однако это вовсе не означает, что, если на складахподдерживается постоянная температура и не происходит этих самыхпереходов через нулевую отметку,о бочках можно напрочь забыть. Какправило, после пятилетнего срокахранения в обязательном порядкепроизводится анализ масла на предмет старения (окисления) его присадок и выносится вердикт о возмож-Как хранить маслаХРАНЕНИЕВ ПОМЕЩЕНИИСмазочные материалы лучше хранить в помещении. Однако и при таком хранении следуетпринять ряд предосторожностей:∎∎ в помещении, гдехранятся смазочныематериалы, необходимо поддерживатьумеренную температуру и избегать еерезких колебаний;∎∎ место хранения должно располагаться вдали отисточников промышленных загрязнений, например, копоть или пыль;76 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2012∎∎ необходимо поддерживать маслораздаточное оборудованиев чистоте;∎∎ для каждого видамасла необходимо использовать отдельноемаслораздаточное оборудование;∎∎ чтобы предотвратитьсмешивание разныхсмазочных материаловлибо некорректное их использование необходимоследить за тем, чтобы всеэтикетки, надписи, маркировка на контейнерахи раздаточном оборудовании были четкимии разборчивыми.ХРАНЕНИЕВНЕ ПОМЕЩЕНИЯЕсли смазочный материал приходится хранитьна открытой площадке,необходимо предпринять следующие мерыпредосторожности:∎∎ следите за тем, чтобыпробки на бочках былиплотно закручены;∎∎ храните бочки в горизонтальном положении так, чтобы пробкинаходились ниже уровнямасла (например, еслисравнить верх с циферблатом часов, пробкадолжна указывать примерно на три или девятьчасов). Это предот-вращает высыханиеуплотнений и протечкусмазочного материала.По этой же причине,если при хранениибочки должны стоятьна палете, устанавливайте их вверх дном;∎∎ бочки, хранящиеся в горизонтальномположении, должныбыть легко заметнына земле, а лучше иххранить на деревянныхлибо стальных балках.Если бочки чем-либозажать, чтобы они недвигались, то можно ихуложить одну на другую,вплоть до трех бочек в высоту;∎∎ зачастую хранениев штабелях приводитк тому, что находящиесявнизу бочки никогда неиспользуются, поэтомурекомендуем располагать бочки на стеллажах;∎∎ не храните бочкивертикально, вниз дномс пробками наверху.Сверху скапливаетсядождевая вода, котораяпросачивается в масло,когда бочка сжимаетсяво время колебанийтемпературы. Если всеже приходится так хранить бочки, наклонитеих немного набок (например, подложив пододин край деревянные ности его дальнейшего применения.Хранение невскрытых бочек и тех, изкоторых было отобрано масло, различается. Как правило, после заменымасла в бочке остаются его остатки.И вот тут начинается самое интересное. Чем меньше масла в бочке, тембольше в ней воздуха, тем активнее«дышит» емкость при перепадах температур и тем больше обводняется(окисляется) смазка. Это означает, чтоесли в бочках долгое время хранятсянеликвидные (недостаточные по объему для полноценной замены масла)остатки, то к концу срока годностисмазка может уже не соответствоватьтребованиям производителя двигателя и не исключено, что ее применение обернется ускоренным износоммотора. Выходит, что без проведенияспециального исследования использовать «залежавшееся» масло опасно.А в чем заключается это самое исследование? На каждую партию масла производитель дает свой паспорткачества, который включает в себя нетолько основные физико-химическиепоказатели продукта, но и его спектрограмму. Последняя играет рольфотографии в паспорте. Спектр отражает состав материала. Кривая – углеводородный состав – базового масла,пики – присадки. То есть имеется некая картина – портрет продукта. Припроведении анализа масла на предмет выявления падения его свойствинженеры на специальной установкеполучают новую спектрограмму, ко-бруски 2х4) так, чтобыпробки были параллельны наклону. Когдамасло будет полностьюслито из бочки, ее верхнеобходимо тщательновытереть;∎∎ бочки желательноукрывать от дождя и других осадков брезентом;∎∎ для предотвращениязагрязнения и воздействия погодныхусловий время хранениявне помещения необходимо свести к минимуму;∎∎ открытые площадкидля хранения должнырасполагаться вдалиот таких источниковгрязи и пыли, например,торая сравнивается с исходной. Поэтим данным и делается оценка ухудшения свойств смазочного материала.Благодаря современным программами компьютеризации процесса полученные данные легко переводятсяв концентрацию, которая и показывает наличие и содержание того илииного компонента. Если спектрограммы совпали – концентрация присадокверная, то дополнительно производится анализ температуры застываниямасла и тест на пуск при низкой температуре (холодная прокрутка). Далеев программе идет определение температуры вспышки. Затем определяетсяплотность масла и его внешний вид.Иногда дополнительно проверяетсящелочное число, которое отражаетокисление продукта. А процесс этот,как известно, начинается с того самого момента, как только масло изготовили. Провести анализ несложно. Дляэтого необходимо сдать образцы в лабораторию или дилеру марки, оплатив услуги в сумме примерно 70-100евро. Разумеется, каждый производитель смазочных материалов определяясрок годности своего продукта, закладывает некий «запас прочности» нанепредвиденные ситуации (перегрев,перемораживание смазки). Поэтомуесли масло было передержано недолго (не более трех-шести месяцев),то катастрофического падения егосвойств не произойдет. Разумеется,при правильном хранении продукта,подчеркнем это еще раз. Однако точ-карьеры или грунтовые дороги. Вскрытиебочек в таких условияхприведет к загрязнениюсмазочных материалов в них.СРОК ХРАНЕНИЯ∎∎ Моторные (для тяжелой техники) и трансмиссионные масла.Несмотря на то, чтов такие масла добавляется большое количество присадок, их составочень стабилен. Присоблюдении всех благоприятных для храненияусловий они могутхраниться в течение пятилет без значительногоснижения свойств. Однако промышленные требования (API) к моторным и трансмиссионныммаслам (спецификацииОЕМ, например, Dexron/Mercon) очень быстроменяются. Поэтому, еслимоторное или трансмиссионное масло хранится в течение пяти лети более, оно будет ещесоответствовать своимспецификациям, но,возможно, уже не будетотвечать более позднимпромышленным требованиям.∎∎ Гидравлические масла.Они содержат малоеколичество присадок.ный срок в днях или месяцах, которыйи составляет этот самый «запас прочности», ни один производитель ГСМвам не назовет. Ответ у всех один: срокгодности указан в паспорте. Частопри сливе остаточной порции маслаиз бочки, простоявшей на складе несколько месяцев или даже лет, техники обнаруживают на ее дне осадок.Возникает вопрос: «Если масло былоразлито на заводе с соблюдением всехправил и требований по чистоте процесса, то откуда этот осадок?» Официальной статистики и каких-либоданных по осадкам ни один производитель ГСМ не дает. И это понятно:современные масла это не квас, у которого допускается естественный осадок, а высокотехнологичный продукт.Практика же показывает, что чащевсего осадок является посторонним,то есть занесенным извне, например,при небрежном отборе масла или егохищении и сокрытии преступленияпутем добавления в бочку отработки.Однако не лишним будет помнить,что в ГОСТе имеется следующая рекомендация: перед применением маслабочку необходимо положить на обечайку (набок) и покатать, дабы привести пакет присадок во взвешенноесостояние. При долгом нахождениимасла в состоянии покоя концентрация присадок в верхних слоях можетотличаться от концентрации присадокна нижнем уровне. И это несмотря наприсутствие в современных маслахдиспергирующих присадок.При благоприятныхдля хранения условияхгидравлические масламогут храниться до трехлет без значительного снижения свойств.∎∎ Редукторные масладля автомобильной техники и промышленногооборудования.Такие масла с высоким содержаниемприсадок могут иногда быть нестабильными при длительномхранении. При соблюдении всех благоприятных для храненияусловий они должныхраниться не дольше трех лет. Помимо это- го, так как спецификациик автомобильным редукторным маслам иногда меняются, «старый»продукт должен проверяться на предмет того,что его спецификациивсе еще соответствуютновейшим промышленным стандартам и/илитребованиям к оборудованию.Александр Антоновтехнический эксперткомпании «Петро-Люб» –эксклюзивного официального дистрибьюторасмазочных материаловPetro-Canada на территории России2012 ОКТЯБРЬ РЕЙС 77 «РАСКАТ»ЕДЕТВ УЗБЕКИСТАНРАСШИРЯЯГРАНИЦЫБИЗНЕСА«РУСБИЗНЕСАВТО» ПОЛУЧИЛА СТАТУСSCANIA P420 CB8X4ENZТЯЖЕЛЫЙ ЧЕТЫРЕХОСНЫЙСАМОСВАЛОАО «АЛМАЛЫКСКИЙ ГМК»ОФИЦИАЛЬНОГО ДИСТРИБЬЮТОРАПРИОБРЕЛО РОССИЙСКИЕ КАТКИCASE CONSTRUCTION EQUIPMENT8280АВТОВЫШКА SOCAGE A314НА ПОЛНОПРИВОДНОМШАССИГАЗ-33027394RV-1,5DD И ДУ-9881CПЕЦТЕХНИКАМУЛЬТИЛИФТДЛЯ ГОРОДА88